Научная статья на тему 'Теоретические основы модернизации начальной школы в обновленном сельском социуме'

Теоретические основы модернизации начальной школы в обновленном сельском социуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / реструк-туризация / сельская малокомплектная началь-ная школа / развитие сети образовательных учреждений / вариативные модели / базовая школа / филиалы / Modernization / restructuring / a rural elemen-tary school / development of a network of educa-tional institutions / different models / base school / branches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Н. Е.

В статье рассматриваются теоретические основы модернизации сельской начальной школы. Исследуется проблема ор-ганизации пространственных сетей учрежде-ний социально-культурной сферы села, даѐтся анализ наиболее эффективной модели для сель-ской малокомплектной начальной школы – модели «базовая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical bases of modernization of a rural elementary school are given in this article, problem of organization of networks in establish-ments of social-cultural sphere of village are re-searched, the analysis of the most effective model for rural elementary school – model "base school" is also given here.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы модернизации начальной школы в обновленном сельском социуме»

Современная школа

УДК 373.3 ББК 74.20

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОБНОВЛЕННОМ СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

Скрипова Н. Е.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы модернизации сельской начальной школы. Исследуется проблема организации пространственных сетей учреждений социально-культурной сферы села, даётся анализ наиболее эффективной модели для сельской малокомплектной начальной школы - модели «базовая школа».

The theoretical bases of modernization of a rural elementary school are given in this article, problem of organization of networks in establishments of social-cultural sphere of village are researched, the analysis of the most effective model for rural elementary school - model "base school” is also given here.

Ключевые слова: модернизация, реструктуризация, сельская малокомплектная начальная школа, развитие сети образовательных учреждений, вариативные модели, базовая школа, филиалы.

Modernization, restructuring, a rural elementary school, development of a network of educational institutions, different models, base school, branches.

Современные политико-правовые документы (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, Приоритетный национальный проект «Образование», Концепция долгосрочного социально-экономического раз-вития Российской Федерации на период до 2020 года, Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа») устанавливают, определяют основания и стратегические векторы развития сельской школы.

Сельская местность Челябинского региона

отличается многообразием сложившихся форм расселения (деревня, село, посёлок, районный центр). Более 54 % из всех образовательных учреждений составляют сельские. На основании статистических данных в демографическом развитии села Челябинской области появились только лишь отдельные позитивные тенденции (увеличение рождаемости в больших сельских населённых пунктах, преимущественно, в районных центрах), а в основном, по-прежнему, можно говорить о тенденции сокращения наполняемости классов и школ, превращения сельской школы в малокомплектную. Анализ поселенческой структуры региона также показывает, что особым риском подвергается именно малокомплектная начальная школа.

Комплексные характеристики сельской малокомплектной начальной школы определяют её устойчивость, уникальность, обусловливают её внутреннюю противоречивость и объясняют трудноразрешимость проблем её модернизации [3; 5; 6]. Конечно же, в большинстве случаев отдельная сельская малокомплектная начальная школа не обладает соответствующими ресурсами (кадровыми, материальными, финансовыми и другие), учебно-методическим обеспечением и не в состоянии в полной мере предоставить качественные образовательные услуги в традиционных формах организации учебного процесса.

В связи с этим хотелось бы обозначить направления исследования: роль и возможности базовой сельской школы как ресурсного центра по обеспечению доступности качественного образования обучающихся сельских малокомплектных начальных школ через организацию сетевого взаимодействия образовательных уч-

реждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала.

Для наиболее полного понимания данной проблемы рассмотрим историю её возникновения. Развитие сети общеобразовательных учреждений - одно из направлений региональных комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 20072009 годах.

Развитие сети школ нацелено на обеспечение доступности качественного образования детей вне зависимости от места проживания за счет создания интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперации и специализации, внедрения вариативных моделей образовательных учреждений; обеспечение условий в образовательных учреждениях, полностью отвечающих современным требованиям, до 70 % [5]. То есть в современных условиях качество образования обеспечивается не отдельной школой, а сетью образовательных учреждений, основанной на сетевом партнёрстве и межведомственном взаимодействии различных секторов социальной сферы села.

Следовательно, необходимость развития сети сельских учреждений образования в новых условиях связана с необходимостью сделать качественное образование доступным при эффективном использовании ресурсов, что требует:

- полноты предоставляемых сетью школ образовательных услуг с учётом их территориальной доступности;

- создания условий, способствующих разнообразию и адекватности образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста;

- рационализации использования ресурсов сети школ на базе их кооперации и интеграции, в том числе с дополнительным и профессиональным образованием и организациями социально-культурной сферы [1].

На основании вышеизложенного, можно обозначить приоритеты развития сети школ, обеспечивающих условия для получения качественного образования независимо от места жительства, к которым можно отнести следующие:

- реализация новых требований к состоянию сети образовательных школ, которые

должны обеспечить психофизическую безопасность учащихся и комфортность условий образовательного процесса;

- повышение доли школьников, обучающихся в школах, полностью отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, до 70 %;

- создание для учащихся старшей ступени возможности выбирать профиль обучения, обеспеченный необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации соответствующих образовательных программ по каждому предмету, эффективного с точки зрения использования образовательных ресурсов;

- реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию на основе вариативности образовательных программ с учётом возможностей сетевого взаимодействия школ, кооперации и интеграции образовательных ресурсов муниципального района;

- построение механизмов, обеспечиваю-

щих доступность качественного образования независимо от места жительства за счёт создания и развития вариативных моделей образовательных учреждений, развития и внедрения современных информационно-

коммуникационных технологий обучения;

- реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих общественное участие и учёт мнения граждан (сходы жителей) в принятии решений по развитию сети сельских образовательных учреждений.

Нормативно-правовая база развития сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, опирается на закон о разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим законом задачи по организации предоставления общего образования возложены на муниципалитеты первого уровня - городские округа и муниципальные районы. Поселенческий уровень местного самоуправления не отвечает за организацию образования. При этом самое существенное отличие - разделение функций организации образования и его финансирования. Финансирование учебного процесса закреплено

за субъектами Российской Федерации, содержание сетей - за муниципалитетами первого уровня. Это является, на наш взгляд, одним из аспектов управленческого дисбаланса в организации предоставления образования.

В современном мире управление в социальных системах (образование, медицина, социальное обеспечение и другое) преимущественно организовано как управление сетями. Проблема организации сетей образовательных учреждений, в том числе на селе, рассматривалась И. В. Абанкиной, Т. В. Абанкиной, И. А. Айкиной, А. И. Вавиловым, Э. Д. Днепровым, Н. Я. Осовецкой и др.

Построение сетей не может носить элемент стихийности, сети проектируются и изменяются в зависимости от обозначенных целей, но однозначно, как показывает практика определяются структурой расселения населения и тенденциями её изменений, при этом необходимо отметить, что на формирование сетей также оказывают влияние социальнокультурные традиции территории, исторические и природно-климатические особенности, институциональная структура власти и управления [1].

Пространственная организация сетей представляет собой комбинацию нескольких основных моделей - ядерной, узловой, сотовой и ступенчатой [2]. Более чётко рассмотрены особенности основных моделей сетей И. В. Абан-киной. Она отмечает, что ядерную и узловую модели можно отнести к классу дескриптивных моделей, описывающих эволюционное развитие сетей обслуживания вслед за изменениями в пространственной организации поселений, а сотовую и ступенчатую модели она относит к классу нормативных моделей. Ведь ступенчатая модель активно развивалась в советском градостроительстве в рамках доктрины микро-районной организации застройки и нормировалась строительными нормами и правилами (обычно употребление СНиПы) [1].

Перейдём к рассмотрению основных признаков моделей.

Ядерная модель отличается социальноэкономической эффективностью. Центральное учреждение, расположенное в ядре имеет, как правило, полифункциональную направленность и связано комплементарными связями с периферийными учреждениями. То есть такими связями, при которых центральное учреждение

дополняет периферийные, обеспечивая доступ к своему ресурсу периферийным учреждениям. В ядерной модели избыточные звенья фактически отсутствуют. Реструктуризация может происходить за счёт оптимизации количества низовых звеньев.

Развитием ядерной модели, однозначно, можно считать узловую модель, в которой наряду с главным центром появляются промежуточные центры, между которых организуется сетевое взаимодействие. По сравнению с ядерной моделью узловая модель имеет большую развитость сети, может быть оптимизирована за счёт взаимодействия не только внутри промежуточных узлов, но и развития связей между ними. Фактически используемые вариативные модели, такие как базовая школа с сетью филиалов, ресурсные центры - это и есть модификации ядерной и узловой моделей пространственной организации сети.

Сотовая модель - модель, эффективная для обеспечения доступности. Учреждения располагаются так, чтобы оптимизировать радиус обслуживания. Указанная модель наиболее пригодна для обеспечения обязательных регулярных услуг стандартизированного качества, например, обучение в начальной малокомплектной школе.

И, наконец, дадим краткую характеристику ступенчатой модели. В её основе лежит принцип равномерного размещения учреждений низового типологического уровня. По мере «движения» по ступеням нарастает специализация и уникальность учреждений и соответственно увеличивается радиус обслуживания. Ступенчатая модель, широко используемая в условиях демографического роста на стадии индустриализации, в настоящее время становится малопригодной из-за катастрофических масштабов мелконаселённости.

В настоящее время в сельской местности (на основании анализа статистических данных) произошли изменения, которые влияют на соответствие сетей обслуживания структуре и динамике расселения. А также изменяющаяся система расселения стала несомасштабна существующим сетям социального обслуживания.

Таким образом, возникает институциональный дисбаланс, при котором требуется реструктуризация пространственной организации сетей образовательных учреждений. В данной ситуации возникает необходимость проек-

тирования и стратегического планирования нового типа сетей, рассчитанных на сложившуюся и продолжающую формироваться мелконаселённую структуру сельского расселения.

Планирование и построение таких сетей должно основываться на принципах, обусловленных необходимостью перехода к новой системе организации сетей обслуживания сельского населения, в частности сетей образовательных учреждений, способствующей повышению доступности качественного образования с учётом особенностей расселения и демографических тенденций муниципалитета, состоящих в необходимости обеспечить переход:

- от ступенчатой к узловой модели организации сетей;

- от пешеходной к транспортной Доступности учреждений;

- от отраслевого к территориально-отраслевому управлению;

- от ведомственных к интегрированным учреждениям [1].

На основании вышеизложенного объектами реструктуризации в каждом муниципальном районе должны стать структуры, которые характеризуются следующими параметрами:

- пространственная структура сети (расположение и транспортная доступность всех образовательных учреждений, с выделением хорошо доступных, средне доступных и слабо доступных учреждений);

- видовая структура сети (количественное соотношение дошкольных, начальных, основных, средних образовательных учреждений);

- структура сети по численности обучающихся (большие, средние, малые школы) и наполняемости классов (выше норматива, в пределах норматива, малокомплектные).

В связи с этим можно отметить, что реструктуризация сети образовательных учреждений приведёт к реализации указанных целей при двух основных условиях:

- если будет решена задача построения оптимальной сети образовательных учреждений;

- если будет использован потенциал реструктурированной сети образовательных учреждений.

Среди различных способов решения проблем по реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности предлагается создание вариа-

тивных моделей образовательных учреждений, сетевая организация образовательного процесса, организация обучения с использованием дистанционных технологий и другие.

В настоящее время важно обеспечить изучение и распространение практического опыта реструктуризации сети образовательных учреждений и методических рекомендаций по внедрению как в региональные, так и в муниципальные образовательные системы следующих перспективных моделей: базовая школа с сетью филиалов; ресурсный (информационный, учебный, методический) центр; социокультурный комплекс; образовательный центр; ассоциация образовательных учреждений; профильная сельская школа; начальная школа - детский сад и другие.

Оценивая результаты реструктуризации сети сельских школ, участники Межведомственного совета по образованию для сельских малокомплектных начальных школ признали базовую школу наиболее эффективной моделью, обеспечивающей повышение доступности качественного образования.

Проблемы разработки вариативных моделей сельских школ отражены в публикациях А.

З. Андрейко, В. И. Безрукова, А. И. Купцова, В.

B. Маскина, А. А. Михайлова, А. К. Низамова,

C. В. Сидорова, В. И. Семёнова, В. Д. Семёнова, О. П. Фадеевой, А. М. Цирюльникова и др.

Анализ нормативных источников, педагогической литературы позволил нам выявить основные характеристики данной модели в аспекте развития малокомплектной начальной школы.

Определение модели. Базовая школа - образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащённая современным оборудованием (телекоммуникационным, компьютерным и другим), которая может осуществлять транспортную доставку детей из близлежащих населённых пунктов и, которая имеет в этих населённых пунктах школы-филиалы. Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра, так как она лучше укомплектована учебным оборудованием, имеет более сильные квалифицированные педагогические кадры, становится методическим и ресурсным центром, а также центром распространения инноваций для школ населённых

пунктов, находящихся в зоне транспортной доступности базовой школы, позволяя снизить эффект социальной отчуждённости для удалённых школ-филиалов.

При создании базовых сельских школ необходимо соблюдать следующие принципы:

- доступность, то есть оптимальное территориальное размещение и условия безопасной, своевременной доставки обучающихся. Например, где имеется школьный автобус, обучающиеся из малокомплектных начальных школ-филиалов могут подвозиться в базовые школы для изучения ряда предметов учебного плана с использованием современных средств обучения («Информатика и ИКТ», «Иностранный язык» и др.), участвовать в мероприятиях познавательного характера;

- гарантированность качества обучения, более высокого в сравнении с другими школами муниципального района;

- свобода выбора обучающимися и их родителями классов и профиля обучения.

Базовая школа выполняет следующие функции: организационно-педагогическую и

методическую поддержку деятельности филиалов; организацию внутришкольного контроля за учебным процессом; организацию досуговой и внеурочной деятельности обучающихся в филиалах и др.

Уместно также рассмотреть вопросы нормативно-правового обеспечения модели «базовая школа с сетью филиалов».

Базовая школа является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального бюджетного учреждения. При создании базовой школы образуется школьный округ - территория, обслуживаемая этой школой. Округ не нуждается в специальном органе управления, поскольку его функции фактически выполняет администрация базовой школы.

Создание базовой школы предполагает реорганизацию входящих в школьный округ малочисленных, малокомплектных школ разных ступеней путём их присоединения к базовой школе в качестве её филиалов. Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра. В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в её филиалах, а также все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом.

Определение филиалов. Филиалами могут быть любые образовательные учреждения (малочисленные, малокомплектные начального общего, основного общего, среднего общего образования), расположенными в другом населённом пункте. Филиалы не являются юридическим лицом, имеют правовой статус структурного подразделения базовой школы и действуют на основании положения о филиале и доверенности директора базовой школы.

С правовой точки зрения важно различать филиалы и другие структурные подразделения учреждения, такие как отделения (отделы). Общие нормы федерального законодательства, содержащиеся в ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяют филиал как обособленное подразделение юридического лица, выполняющее все или часть его функций и расположенное вне места его нахождения (то есть за пределами административных границ населённого пункта).

Образовательную сеть, следовательно, можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга посредством сетевой организации образовательного процесса.

Т. В. Абанкина отмечает, что сетевое взаимодействие можно трактовать как антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. В сетях главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции. ... основной задачей становится сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов - организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает [2].

Также чётко, на наш взгляд, сформулированы мысли по вопросам образовательной сети

Н. Г. Миловановой «Сеть это не столько конструкция, сколько услуга, которую разрабатывают те, кто хочет сократить время и расстояние для достижения результата. Основным содержанием понятия сети является синхронизация процессов для получения запланированных результатов, итогов, состояний. Причем такая синхронизация, которая повышает скорость и связность целого, называемого сетью. То есть сеть - это «процесс над процессами». Услуга имеет свое строение, конструкцию, организа-

цию» [4].

Следовательно, сетевое взаимодействие связано с осознанием и принятием различий между школами, с умением использовать эти различия, предложив свои способы действия. Мы считаем, что сетевое взаимодействие построено на идеологии открытого обучения; что это инструмент, адекватный решаемой задаче предоставления качественных образовательных услуг. При этом основной задачей становится сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов, в конечном счете, организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.

При этом можно выделить основные направления создания сети в обновлённом сельском социуме: организация профильного обучения, которое обеспечивается необходимым оборудованием и высоко-квалифицированными кадрами для качественной реализации соответствующих образовательных программ; предоставление учащимся начального, среднего и старшего звена возможности выбора индивидуальной образовательной траектории; создание и развитие вариативных моделей образовательных учреждений, разработка и внедрение современных информационно-

коммуникационных технологий обучения; создание и развитие базовых школ как ресурсных центров; разработка нормативной правовой документации, обеспечивающей право ученика на конвертирование (признание и зачитывание) учебных (образовательных) программ, освоенных им в сети; реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих общественное участие в принятии решений по развитию сети образовательных учреждений.

Рассмотрим некоторые условия сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Базовым, на наш взгляд, условием сетевой организации становится переход от административного руководства к совершенно другим типам работ. Более уместное использование таких типов работ, как курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей. То есть организация перехода к сервису, а не к руководству.

Следующим условием выстраивания любой сети является мобильность её участников. Мобильность, понимаемая как движение по

индивидуальной траектории с удобной для конкретного учащегося, скоростью, за удобное или нужное для него время. Сегодня в практике сетевого взаимодействия можно выделить следующие формы: сетевые образовательные программы; сетевые проекты; сетевые аналитические, мониторинговые исследовательские программы; сетевые структуры (организации) в образовании [4].

Под сетевыми образовательными программами понимается содержательное и организационное обеспечение реализации индивидуального (группового) образовательного маршрута в соответствии с образовательным заказом. На практике сегодня сетевой подход к образовательным программам характеризуется взаимодействием разных типов учреждений и структур, обеспечивающим образовательный заказ и распределение функций и полномочий при реализации программ. Например, выделяются структуры, занимающиеся анализом образовательных потребностей, консолидацией образовательных ресурсов, разработкой нового типа услуг, их маркетингового сопровождения и т.д.

Сетевые проекты являются одной из распространенных форм деятельности сети. Под конкретные задачи и проблемы возникает соор-ганизация держателей разнотипных ресурсов и планомерная совместная деятельность с распределением труда для достижения конкретных результатов. Задачи развития территории (решения социокульткурных задач), привлечение ресурсов системы образования могут быть решены именно за счет такой формы организации деятельности.

Сетевые структуры/организации. В последнее время в некоторых региональных системах образования проявились группы, начинающие решать задачи развития системы на разных уровнях: уровне информации, когда в системе образования налажены действенные информационные потоки; уровне распределения обязанностей между образовательными учреждениями в удовлетворении разных образовательных потребностей граждан; уровне формирования социально-педагогических, профессиональных норм; уровне ресурсного обмена между образовательными учреждениями; уровне реализации образовательных программ. Деятельность таких групп является мно-

госторонней и требует специального организационного оформления.

В практике общего образования в ряде регионов стали появляться сетевые организации, как правило, имеющие форму автономных некоммерческих организаций, некоммерческих ассоциаций, фондов, товариществ. В деятельности этих организаций переплетены все представленные выше, формы сетевого взаимодействия, которые реализуются за счет координации усилий членов - партнеров самой сетевой организации (например, пилотных площадок, школ-лабораторий и т.д.) и представителей других сетевых организаций или организованностей.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений делает открытым образовательное пространство, что приводит к появлению новых профессиональных и социальных связей учреждений, актуализирует необходимость педагогического сопровождения школьников. Образовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи: расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся; сохранение и (или) расширение контингента учащихся; обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами; внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся.

Таким образом, развитие сетевого взаимодействия становится актуальным для решения задач модернизации, в частности, таких как создание новых образовательных программ; разработка и реализация социальных проектов, направленных на интеграцию с обновлённым сельским социумом; научно-методическое со-

провождение вариативных моделей образовательных учреждений; проведение мониторинга изменений в муниципальной образовательной системе.

Литература

1. Абанкина, И. В. Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства [Текст] / И. В. Абанкина, Т. В. Абанкина, А. И. Вавилов, С. В. Сигалов. - М. : АСОУ, 2007. - 157 с.

2. Абанкина, Т. В. Оценка результатов внедрения вариативных моделей реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах [Текст] Т. В. Абанкина // Вопросы образования. 2007. - № 2. - С. 175-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маскин, В. В. Вариативные модели модернизации сельской школы [Текст] / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова. -М. : АРКТИ, 2005. - 68 с.

4. Милованова, Н. Г. Базовая сельская школа как ресурсный центр по обеспечению доступного качественного образования [Текст] / Н. Г. Милованова // Развитие базовых сельских школ как ресурсных центров.: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конференции. / под общ. ред Н. Г. Миловановой. - Тюмень : ТОГИРРО, 2009. - 62 с.

5. Сартакова, Е. Е. Теоретические основы модернизации сельских муниципальных образовательных систем [Текст] / Е. Е. Сартакова // Директор сельской школы. - 2008. - № 2.-С. 15

- 21.

6. Цирюльников, А. М. Сельская школа. Проблемы и перспективы развития [Текст] / А. М. Цирюльников. - М. : ВНИК «Школа», 1994. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.