РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
Н. Е. Скрипова
На достижение качества образования обучающихся, проживающих в сельской местности, направлена реструктуризация муниципальной сети образовательных учреждений. Проведение реструктуризации сети школ обусловлено тем, что для осуществления в полном объёме права на образование сельских школьников требуются, чтобы сельские малокомплектные школы, том числе и начальные общеобразовательные школы, имели доступ к методическим, материальным и кадровым ресурсам крупных и развитых образовательных учреждений. Реструктуризация позволит сельским школьникам по собственному выбору и без ущерба для жизненного уклада своих семей обучаться в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих территориях.
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Какие меры должны предприниматься по обеспечению прав детей, проживающих в сельских поселениях, на получение качественного общего образования средствами компонентов муниципальной системы образования?». Необходимо отметить, что прерогативой муниципального уровня является формирование сети образовательных учреждений. Именно от грамотного её планирования зависит, насколько полно удовлетворяются запросы личности, семьи в получении той или иной образовательной услуги определённого качества. Продолжает оставаться актуальной и проблема разработки структуры сети образовательных учреждений.
Необходимо обратить внимание на следующее: в силу сложной социальной и демографической ситуации и миграции молодёжи - наиболее образованной и социально-перспективной части сельского социума - в город, во многих сельских муниципальных образованиях Челябинской области преобладающим типом сельской школы становится малочисленная школа. Условия её работы специфичны и требуют особых подходов к реализации права детей на доступное и качественное образование. Решение задачи обеспечения прав детей, проживающих в сельских поселениях, на получение качественного образования предполагает на муниципальном уровне:
313
(а) кооперирование ресурсов образовательных учреждений посредством создания моделей интегрированных образовательных учреждений (дошкольное образовательное учреждение на дому, школадетский сад, сельский межшкольный учебно-производственный комплекс и др.); развитие базовых школ с сетью филиалов, информационно-ресурсных, социокультурных центров для повышения качества общего и дополнительного образования школьников; (б) организацию деятельности «Школ общественных управляющих» по специфике общественного управления образовательными учреждениями, расположенными в малых и труднодоступных сельских поселениях; (в) организацию взаимодействия учреждений профессионального (начального, среднего, высшего) образования в обеспечении профориентационной работы и профильного обучения школьников; (г) развитие образовательных учреждений дистанционного образования, ориентированных на работу с детьми из отдалённых населённых пунктов, и активное использование сетевого типа образования [2].
В структуру муниципальных образовательных систем могут быть включены модели «горизонтальной» и «вертикальной» интеграции. К моделям «вертикальной интеграции» можно отнести модели базовой (опорной) школы с сетью филиалов, ресурсного центра, профильной школы. К «горизонтальной» интеграции относится модель ассоциации образовательных учреждений, социокультурного комплекса [1]. Необходимо учитывать основные характеристики моделей, особенности их организации. Так при создании модели базовой (опорной) школы с сетью филиалов в системе образования муниципального уровня выявляется образовательное учреждение, обладающее наибольшими методическими, кадровыми, управленческими, материально-
техническими ресурсами; оно также должно обладать системой транспортной доставки учащихся из прилегающих населённых пунктов.
В отличие от моделей «вертикальной интеграции», в ассоциации вступают образовательные учреждения на взаимовыгодной основе для решения общих проблем, затрагивающих деятельность каждого члена ассоциации.
Социокультурный комплекс-учреждение выполняет помимо разнообразной образовательной деятельности также и широкий круг функций, относящихся к культуре, спорту, оздоровлению и здравоохранению, социальной помощи, организации досуговой и общественной жизни школьников и взрослых. В модели заложена идея о том, что современное качество образования может быть достигнуто при инте-
314
грации и кооперации ресурсов учреждений различной ведомственной подчинённости, а образовательный процесс должен выйти на «межведомственный» уровень. Для сельского социума одной из значимых может стать модель профильной сельской школы, обеспечивающая возможность организации профильного обучения. Её введение в определённой степени определяется возможностями школы - наличием материально-технической базы, соответствующих педагогических кадров, учебно-методической оснащённостью.
Для управления муниципальной системой образования вопрос формирования образовательного пространства в условиях реструктуризации образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, становится одним из важных и включает следующий регламент работы: (а) подготовку нормативных документов по регламентации деятельности различных вариативных моделей (распорядительные документы органов законодательной и исполнительной власти муниципального района, органа управления образованием и др.); (б) подготовку управленческих документов по регламентации деятельности вариативных моделей образовательных учреждений, в том числе - разработку программ реструктуризации муниципальных систем образования (планов мероприятий), которые, на наш взгляд, должны учитывать изменения демографических тенденций и систем расселения в каждом населённом пункте района, а также оценку транспортной доступности в муниципальном районе, анализ ресурсного обеспечения и другие необходимые условия [1]; (в) разработку стратегии управления данным процессом [3].
Сегодня можно назвать основные положительные изменения в муниципальной образовательной системе Чесменского района Челябинской области в результате формирования вариативных моделей образовательных ресурсов: (а) сохранение сложившейся сети образовательных учреждений; (б) повышение конкурентоспособности всех муниципальных образовательных учреждений; (в) обеспечение доступности образования; (г) увеличение выбора образовательных учреждений для обучающихся и их родителей; (д) рост числа учащихся, охваченных дополнительным образованием; (е) увеличение индекса обеспеченности образовательных учреждений в соответствии требованиями, предъявляемыми к материально-техническому, кадровому и информационному обеспечению; (ж) положительные изменение стиля работы руководителей муниципальных образовательных учреждений.
315
Список литературы
1. Абанкина И. В. Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. - М.: АСОУ, 2007.
2. Сартакова Е. Е. Теоретические основы модернизации сельских муниципальных образовательных систем // Директор сельской школы. - 2008. - № 2. - С. 15-21.
3. Скворцова А. Н. Развитие муниципальной системы образования в условиях работы образовательных округов // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 57-61.
316