Научная статья на тему 'Общеобразовательная школа как объект стратегического педагогического проектирования и моделирования'

Общеобразовательная школа как объект стратегического педагогического проектирования и моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / МОДЕЛЬ ШКОЛЫ / MODERNIZATION / COMPREHENSIVE SCHOOL / SCHOOL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Галина Фёдоровна

На основе анализа ряда основополагающих документов, в том числе «Стратегии модернизации содержания общего образования» рассматриваются направления модернизации современной общеобразовательной школы. Раскрываются основные проблемы функционирования начальной, основной и старшей школ, цели и задачи по преобразованию их деятельности. Даётся обзор перспективных моделей городской и сельской школ, разработанных теоретиками и практиками российского образования и функционирующих в различных регионах страны. Отмечается, что не выработаны и не раскрыты с достаточной степенью определенности закономерности их организации; не определены инфраструктурные условия модели новой общеобразовательной школы; так же необходимо учитывать перечисленные идеи и подходы при проектировании и моделировании образовательных пространств школы, школьных зданий и в дизайне их образовательной и архитектурной сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Галина Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General Education School as an Object of Strategic Pedagogical Planning and Modeling

The trends of the comprehensive school modernization are under consideration. The article deals with the main problems of the elementary, junior secondary and high school functioning, with the aims and objectives of its activity transformation. The analysis of the perspective models of town and village schools has been given.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательная школа как объект стратегического педагогического проектирования и моделирования»

УДК 371:001.89

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2011 г. Г.Ф. Карпова

Институт архитектуры и искусств Южного федерального университета, пр. Будённовский, 39, г. Ростов-на-Дону, 344082, raai@aaanet.ru

The Institute of Architecture and Arts of the Southern Federal University, Budennovsky Lane, 39, Rostov-on-Don, 344082, raai@aaanet.ru

На основе анализа ряда основополагающих документов, в том числе «Стратегии модернизации содержания общего образования» рассматриваются направления модернизации современной общеобразовательной школы. Раскрываются основные

проблемы функционирования начальной, основной и старшей школ, цели и задачи по преобразованию их деятельности. Дается обзор перспективных моделей городской и сельской школ, разработанных теоретиками и практиками российского образования и функционирующих в различных регионах страны. Отмечается, что не выработаны и не раскрыты с достаточной степенью определенности закономерности их организации; не определены инфраструктурные условия модели новой общеобразовательной школы; так же необходимо учитывать перечисленные идеи и подходы при проектировании и моделировании образовательных пространств школы, школьных зданий и в дизайне их образовательной и архитектурной сред.

Ключевые слова: модернизация, общеобразовательная школа, модель школы.

The trends of the comprehensive school modernization are under consideration. The article deals with the main problems of the elementary, junior secondary and high school functioning, with the aims and objectives of its activity transformation. The analysis of the perspective models of town and village schools has been given.

Keywords: modernization, comprehensive school, school model.

В ряду актуальных проблем общеобразовательной школы XXI в. центральное место принадлежит модернизации образования.

Глубинные трансформации, меняющие облик цивилизации в целом, связаны с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и информационному, в котором ключевым становится создание и распространение знаний. Выход на новое качество образования обусловлен различными факторами. Среди них и организационно-управленческие и экономические, и архитектурно-строительные и собственно педагогические - касающиеся содержания образования. Последнее и мыслится основой кардинальной его модернизации [1].

Содержание образования - важнейшая составляющая образовательной системы и главный объект планируемых изменений в ней, так как «модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление», -говорится в Стратегии Правительства России [2]. Данная Стратегия ориентирована на достижение нового качества общего образования, она актуализирует необходимость разработки нового целостного подхода к общему образованию, новой модели школы. Организация данной работы мыслится как масштабный проект по отработке идей и технологий. Основные направления качественного обновления общего образования определены в ряде основополагающих федеральных документов: Национальная доктрина образования (утверждена Правительством РФ 5 октября 2000 г.), Концепция структуры и содержания общего среднего образования (одобрена в январе 2000 г.), Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ (раздел «Модернизация образования») и др.

Переход от положений установочных документов к реализации их на практике требует комплексного, целостного подхода, смысловой и идейной согласованности и системности.

Для согласования всех последующих разработок, достижения их единой направленности на реализацию целей качественного обновления общего образования необходимо четко обозначить приоритетные направления в том числе обновления системы школьного образования. Данная работа была проведена разработчика-

ми Стратегии модернизации российского школьного образования [3], определившими обновленные:

- цели общего образования, включающие: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы;

- понимание результата деятельности образовательных учреждений, которым становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей;

- задачи, связанные с содержанием образования, предполагающие среди прочих: устранение перегруженности учебных планов предметами и сведениями, не являющимися фундаментом для новых знаний, дальнейшей социальной или профессиональной деятельности; разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся; усиление практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования; увеличение в процессе обучения доли методов, формирующих практические навыки анализа информации, самообучения, самостоятельной работы; обеспечение профильности старших классов, увеличение времени на самостоятельную работу, увеличение доли открытого образования, чему должно способствовать подключение к глобальной сети Интернет к 2005 г. не менее 60 % общеобразовательных учебных заведений; развитие вариативности и доступности образовательных программ не только для учителя, но и для учащихся; усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, ориентированного на различные контингенты учащихся; формирование индивидуализированных программ и графиков обучения с учетом особенностей и способностей учащихся; усиление социально-гуманитарной, ценностной ориентированности общего среднего образования, расширение его социального и культурного контекста.

Данные цели и задачи рассматриваются как новые приоритеты, дающие новое наполнение традиционным целям российского образования, в частности цели формирования социально-активной творческой лично-

сти, сочетания фундаментальности образования с усилением его практической, жизненной направленности.

Разработчиками Стратегии модернизации российского школьного образования определены основные проблемы, присущие традиционной модели всех ступеней массовой общеобразовательной школы.

Для начальной школы таковыми являются: неудовлетворительный уровень здоровья и эмоционального благополучия детей; утрата ими положительного самоощущения, открытости окружающему миру; снижение творческого потенциала детей.

При разработке моделей начальной школы рекомендуется предусмотреть возможность реализации ею лич-ностно и развивающее ориентированной целостной парадигмы начального образования, что требует определенных условий: создания предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности детей, отвечающей их возрастной специфике; организации особого, не подчиненного основной школе, ритма занятий (гибкость в продолжительности уроков); расширения форм работы, стимулирующих творческую и поисковую активность детей; отказа от узко понимаемых учебных предметов, перехода к предметной интеграции; создания режима особого благоприятствования для детей одаренных.

Главный акцент при этом делается на расширение комплекса требований не к ребенку, а к психолого-педагогическим условиям образования.

Существенными проблемами нынешней массовой основной школы признаны: многопредметность и перегруженность содержания образования онаученно-стью; низкая функциональность, слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; недостаточность школьных форм социализации для решения задач взросления.

При разработке моделей основной школы рекомендуется предусмотреть возможность реализации ею адекватных образовательных задач развития, чтобы школа могла отвечать интересам, влечениям и потребностям подростков, предлагая им культурные формы реализации этих влечений и «возвышения» их потребностей, это требует: повышения многообразия видов и форм организации деятельности учащихся (рост удельного веса проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников); увеличения доли самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных; введения социальной практики; дифференциации учебной среды: (классное кабинетное пространство, лаборатории, сфера самостоятельной работы и др.); изменения в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные и др.); организации предпрофильного обучения.

Обновление старшей школы связано с расширением возможности вывода каждым школьником индивидуальной образовательной программы, учета интересов и дальнейших послешкольных жизненных планов, с идеей профилизации старшей школы, вариативности и индивидуализации образования. Отме-

чается, что целесообразны были бы варианты, когда школы сами определяют профили, исходя из фонда часов, кадровых возможностей, потребностей учащихся и других обстоятельств, или использовали бы элективный компонент на специализацию внутри профиля, которая определяется исключительно самой школой. В качестве примеров специализации предлагаются, например, медицина, промышленные технологии, сельскохозяйственные технологии, дизайн и другие, простраиваемые как индивидуальные образовательные траектории. Возможна следующая видовая схема: многопрофильная старшая школа; однопрофильная старшая школа (название ей дается по конкретному профилю). Последний вид очень близок к школам с углубленным изучением отдельных предметов (гимназия, лицей, профессиональная школа).

Разработчиками Стратегии модернизации российского школьного образования предложены направления экспериментальной работы по созданию вариантов технологических моделей реализации основных идей обновления образования с учетом преодоления основных проблем, присущих традиционной модели всех ступеней массовой общеобразовательной школы, описанных выше.

Научно-педагогические и творческие коллективы, включившись в процесс педагогического проектирования, разработали широкий «модельный ряд» образовательных учреждений нового типа, новых моделей организации образовательного пространства применительно к условиям городской и сельской образовательной школы. Рассмотрим некоторые из них.

Среди вариативных моделей городской общеобразовательной школы выделяются следующие.

1. Школа полного дня, рассматривается как организационно-педагогическое и социальное явление. Она может решить ряд социальных и психолого-педагогических задач, присущих школе-интернату, не ослабляя взаимосвязи школы с семьей, внешкольными учреждениями и социумом. Данная модель рассчитана не на определенную группу школьников, ею охвачена школа в целом, ее режим, организационно-педагогический уклад. Она открыта целый день. Ее цель - раскрытие способностей ученика, его психосоциальное развитие через совместную работу с учениками и учителем, в общении и дискуссиях в учебное и внеучебное время.

Задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества. Функции: управление; обучение; воспитание; уход за детьми; административно-хозяйственная. Внеурочная работа может строиться по нескольким вариантам (календарный, тематический, календарно-возрастной, календарно-тематический варианты).

Специфической особенностью работы этой школы является сочетание обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми, реализация возможности занятий во внешкольных учреждениях и

возвращения в школу и т.д. Школы полного дня могут функционировать и в городах, и в сельской местности при сохранении отличий в постановке своей работы.

2. Адаптивная модель [4]. В отличии от когнитивной образовательной модели, содержащей установку на предметные программы, центр тяжести в этой модели с интеллектуального на эмоциональное и социальное развитие ребенка, его адаптацию к быстро меняющимся общественно-социальным условиям и требованиям общества. Важнейшим ее условием становится личностно ориентированная педагогика, на первый план которой выдвигаются психосберегаю-щие технологии. Конечным результатом мыслится возникновение иной педагогической мета-культуры, ориентированной на потребности ученика и общества одновременно.

3. Модель профильного обучения может быть представлена различными профилями (спортивного, языкового, технического и др.) [5]. Среди них могут быть выделены:

- модель внутришкольной профилизации. В соответствии с ней общеобразовательное учреждение может быть одно- (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). В рамках внутришко-льной профилизации школа при наличии квалифицированного педагогического персонала и учебно-материальной базы может создавать профильные классы. Например, педагогический, физкультурно-педагогический, спортивно-педагогический, оборонно-спортивный и др.;

- модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. В ней профильное обучение учащихся старших классов осуществляется за счет привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Здесь возможно:

а) объединение нескольких школ вокруг одной, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, способной стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждая из них обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр»;

б) кооперация школы с учреждениями дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. В числе таких учреждений, составляющих в совокупности образовательную сеть, могут быть: общеобразовательные школы с профильными классами, лицеи, профильные школы и др., центры детского творчества и др. , колледжи, техникумы, вузы соответствующего профиля.

Средние общеобразовательные профильные школы призваны способствовать выявлению и всестороннему развитию способностей и склонностей каждого обучающегося, созданию условий для самореализации молодого человека, обеспечению допрофессио-

нальной подготовки учащихся, проявивших способности к определённому виду деятельности.

4. Школа - культурный центр [6]. Школа реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, региональный компонент, школьный компонент, программы дополнительного образования в области дисциплин художественно-эстетического цикла, социально и личностно развивающие, программы декоративно-прикладного искусства. Классы начальной школы могут иметь направленность на занятия музыкой, ИЗО, хореографий. В составе школы могут функционировать общеэстетические, общеобразовательные, интеллектуальные классы (с перспективой углубленного изучения). При ней может функционировать школа для дошкольников, обеспечивающая необходимые виды готовности детей к переходу в те или иные виды классов.

5. Школа здоровья [7]. В рамках данной модели функционируют «Школы, содействующие здоровью», задачей которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Они могут предусматривать наличие школьной медицинской службы здоровья, здоровой физической и психологической атмосферы обучения, наличие служб как безопасности, питания, образования в области здоровья, вовлечение родителей и общественности в решение задач повышения здоровья учащихся.

Отличительной чертой этой модели является широкий спектр служб, которые обеспечивают на базе школы социальные учреждения: органы здравоохранения - мониторинг здоровья, в том числе осмотр полости рта, контроль питания, росто-весовой мониторинг и медицинское обслуживание ребенка; служба психического здоровья -индивидуальное консультирование, вмешательство при кризисах, лечение и курирование жертв насилия; семейное благополучие и социальные службы - планирование семьи, грамотность родителей, профессиональная переподготовка, юридические службы, основные коммунальные службы, еда и одежда, помещения для культурной деятельности.

Среди вариативных моделей общеобразовательной сельской школы выделяются следующие.

1. Школа - культурный центр села [8]. Основные структурные компоненты: образование, культура, сельскохозяйственный труд, экология. Функции образования в данной модели: социально-терапевтическая (оздоровительная), культурно-созидательная, адаптивная, экологически-охранительная и другие гуманитарные функции.

Цель образования в рассматриваемой модели -обеспечить процесс обретения человеком себя, своего человеческого образа; помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни (научить жизнетворчеству). Для достижения этой цели школа должна быть массовой, без специального отбора контингента; гарантировать необходимый уровень базового общего среднего образования, необходимый для жизнедеятельности и в селе, и в городе; сформировать базовые компоненты культуры (потребностей, позна-

ния, необходимый для жизнедеятельности как в селе, так и в городе); обеспечить возможность развития одаренности, выбора дополнительного образования, исходя и реальных возможностей школы и ее окружения; поддерживать эмоционально-положительный фон и атмосферу учреждения, высокий престиж знаний, творчества и мастерства; создать условия для позитивного самоутверждения в учении, сельскохозяйственном творчестве и других сферах самореализации.

2. Школа - центр воспитательной работы на селе, или «Сельский социокультурный образовательный комплекс» [8, 9]. Основные структурные подразделения комплекса: учреждения дошкольного образования, школьного образования, профильного обучения в учебно-производственном комбинате, дополнительного образования, учреждения культуры, православная воскресная школа, семья, сельская общественность, культурное и производственное окружение.

Цель комплекса: интеграция учреждений различного уровня и профиля в целях использования воспитательного потенциала сельского социума путем его педагогизации и объединения воспитательных усилий. Школа реализует воспитательную и образовательную функции.

3. Образовательное пространство «Сельский образовательный микрорегион» [8, 9]. Цель данной модели - создание единого образовательного пространства, в каком-либо сельском районе.

Модель реализуется через: установление функциональных и содержательных связей между школами, учреждениями дополнительного образования и культурой полисферы района; создание в масштабах района микрорегионов, в которых создавалась бы необходимая образовательная среда; объединение усилий лиц и организаций, заинтересованных в социальной защите и поддержке развития образования; создание территориальной образовательной системы, построенной на принципах единства образовательной политики и образовательной деятельности: инновационный образовательный микрорегион, как территориально обозначенная образовательная система, направленная на развитие и воспитание детей в конкретной социокультурной ситуации на основе объединения усилий образовательных учреждений, семьи, общественности, учреждений культуры, спорта, медицины и др.

Таким образом, модель «Сельский образовательный микрорегион» - это интегрированное образовательное пространство, выполняющее весь комплекс воспитательных и образовательных задач, выделяя направление, наиболее отвечающее социокультурным и природным особенностям конкретной сельской местности. Различные регионы России разрабатывают свои, основанные на региональных традициях модели сельской школы.

4. Школа - филиал - обособленное подразделение общеобразовательного учреждения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть [8, 10]. Она обладает следующими преимуществами: минимизация финансовых затрат на содержание административного персо-

нала; обеспечение более высокого качества образования за счет единства требований, методик и педагогических технологий, единой системы повышения квалификации кадров, обеспечиваемой школой, у которой появляется филиал.

5. Школа - структурное подразделение - это обособленное подразделение общеобразовательного учреждения, реорганизованное в форме присоединения, расположенное в пределах населенного пункта, в котором находится школа, выполняющее только образовательные функции [8, 11].

6. Школа - учительский дом [10] - филиал базовой или другой школы, с одним преподавателем и числом обучающихся до 10 чел. и более, расположенная в границах школьного округа. Отличительной чертой является размещение в одном помещении школы и места проживания преподавателя. Данной моделью обеспечивается минимизация финансовых затрат (отсутствие оплаты за коммунальные услуги, подвоза учащихся); появление комфортных условий для обучения, связанных с отсутствием переезда к школе в другом населённом пункте. Устранение миграционных потоков внутрирайонного уровня, связанных с возможным переездом родителей на место обучения ребенка.

7. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений [2]. Появление данной модели возможно только после реструктуризации сети, это один из результатов процесса изменения сети. Модель сетевого взаимодействия - модель организации образовательного процесса, при котором субъектом, предоставляющим образовательные услуги, является не одна школа, а сеть, включающая другие школы, учреждения дополнительного образования, начального профессионального образования.

Факторами, осложняющими создание этой модели, являются недостаточность ресурсов одного образовательного учреждения и, как следствие, необходимость поиска партнёров среди других образовательных учреждений для обеспечения качественных образовательных услуг, низкая плотность населения или территориальная удалённость от культурных и образовательных центров.

Опыт моделирования образовательных пространств современной общеобразовательной школы указывает на их вариативную организацию. В то же время еще не выработаны и не раскрыты с достаточной степенью определенности закономерности такой организации. Не определены инфраструктурные условия модели новой общеобразовательной школы. В частности предметно-пространственная организация (ее архитектурно-эстетическая организация, символическое пространство и др.). Перечисленные идеи и подходы целесообразно учитывать при проектировании и моделировании образовательных пространств школы, школьных зданий и в дизайне их образовательной и архитектурной сред.

Литература

1. Министерство образования Российской Федерации. Основы современной образовательной политики России

(стратегические тезисы). URL: http://ps.1september.ru (дата обращения: 10.09.2011).

2. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки по обновлению общего образования. М., 2001.

3. Образование и наука: современные стратегии развития: межвуз. темат. сб. статей и материалов к Междунар. конгрессу «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» (Россия, Новосибирск, 4-9 сентября 1995 г.). Томск, 1995; Открытое образование и региональное развитие: образование как среда интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

4. Корнюшин В.А. Модели современной образовательной среды // Изв. Смоленского гос. ун-та. № 1. URL: http://www. smolgu.ru/new26.htm (дата обращения: 01.10.2011).

5. Латыпов И.К. Теоретические основы и организационно-педагогические условия профильного обучения в области физической культуры. М., 2009. 284 с.

Поступила в редакцию

6. Гилева Л.С. От творческой личности к творческому коллективу. Методическая копилка МОУ СОШ № 82. URL: http://school82-perm.ucoz.ru (дата обращения: 09.09.2011).

7. Школы здоровья Алтайского края / Е.В. Морозова [и др.]. URL: http://www.akipkro.ru (дата обращения: 04.10.2011).

8. Абанкина Т.В. Оценка результатов внедрения вариативных моделей реструктуризации сети сельских школ в экспериментальных регионах // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 175 -176, 182; Сельская школа как личностно-ориентировочная образовательная система: материалы науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, май 2000 г. Вып. 1. Ростов н/Д, 2000.

9. Пивненко П.П. Теоретико-методологические основы развития российской сельской школы. Ростов н/Д, 2001.

10. Кусябаев Р. Актуальные проблемы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. URL: http://www.vatandash.ru (дата обращения: 02.10.2011).

11. Подзорова С.В. Современная сельская малокомплектная школа: проблемы и пути их решения. URL: http://www.sibuch.ru (дата обращения: 17.09.2011).

14 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.