Научная статья на тему 'Теоретические основы местного самоуправления'

Теоретические основы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1996
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булигенова Д. А.

В данной статье раскрывается понятие местного самоуправления, приводится классификация мировых моделей местного самоуправления, а также особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Анализируя функции и основные направления местного самоуправления, автор указывает на проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы местного самоуправления»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Булигенова Д.А.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В данной статье раскрывается понятие местного самоуправления, приводится классификация мировых моделей местного самоуправления, а также особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Анализируя функции и основные направления местного самоуправления, автор указывает на проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России.

Ключевые слова местное самоуправление, концепции местного самоуправления, функции местного самоуправления, муниципальная демократия, органы местного самоуправления.

В демократическом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных дел».

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [1].

Определение понятия местного самоуправления во многом обусловлено избранной государством теорией или совокупностью теорий этого института публичной власти. Сама же теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы государств. В свою очередь на основе теорий местного са-

* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.

моуправления формируются концепции местного самоуправления. В научной и учебной литературе обосновываются различные точки зрения относительно концепций местного самоуправления. Если рассматривать эти точки зрения с позиций взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также участия местного самоуправления в осуществлении государственных функций, то представляется возможным, выделить две основные концепции местного самоуправления.

1. Англо-саксонская модель муниципального управления (модель существует в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). Муниципальное управление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Концепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англо-саксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом. Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения. Надо отметить, что система местного самоуправления по конституции Российской Федерации очень много «впитала» в себя черт англо-саксонской модели муниципального управления.

2. Европейская континентальная модель муниципального управления. Муниципальное управление ориентировано на реализацию государственных функций, построена на основе государственной теории самоуправления. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправления - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

Если говорить о нашей стране, то современная Российская государственность практически находится в самом начале своего становления. Даже на федеральном уровне предстоит сделать еще очень много. Не решен еще полностью вопрос об организации государственной власти субъектов федерации, многие правовые вопросы уже решены на федеральном уровне (Конституция РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации ме-

84 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

стного самоуправления в РФ»). Однако в современной российской литературе нет достаточно устоявшегося определения и апробированного в практике понимания термина «местное самоуправления», что нередко ведет просто к отрицанию этого института или к его искажению.

Для осуществления местного самоуправления на территории нужны определенные условия:

1. Круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами.

2. Инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы.

3. Правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление.

4. Финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

5. Согласование местных интересов с региональными и общегосударственными.

6. Четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами.

7. Наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовать функции управления.

8. Географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры и т.д.).

Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 14, п. 6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Теперь можно дать определение понятию «местное самоуправление».

Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление [2].

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

86 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга [3].

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим поиск путей, юридических и организационных форм и определенных кадровых решений для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах.

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением. Но можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.

Список литературы:

1. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: учебник. - М.: Юрист, 2000. - С. 228.

3. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 1999. - С. 39.

ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)1

© Котеленко Д.Г.*, Скороходова В.П.

Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, г. Ростов-на-Дону

Статья посвящена изучению важнейшему фактору, определяющему рамки политического процесса, - административно-территориальному делению. Обоснована необходимость существенной перестройки модели территориального устройства Ростовской области.

Ключевые слова Ростовская область, муниципальное образование, административно-территориальное деление, территориальное развитие.

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ (проект МК-5999.2012.6).

* Заведующий лабораторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.