Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МЕХАНИЗМ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васюкович И.С.

В данной статье представлены теоретические основы кадровой политики на государственной службе, рассмотрены понятие, цели и задачи кадровой политики в системе государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васюкович И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ»

УДК 1

Васюкович И.С.

магистрант

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

(г. Омск, Российская Федерация)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В

УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Аннотация: в данной статье представлены теоретические основы кадровой политики на государственной службе, рассмотрены понятие, цели и задачи кадровой политики в системе государственной службы.

Ключевые слова: кадровая политика, уголовно-исполнительная система РФ, государственная служба, механизм кадровой политики.

Современный менеджмент рассматривает персонал не только как трудовые ресурсы, являющиеся необходимым элементом производственного процесса, но как единый социальный организм, который состоит из отдельных личностей, реализующих свой творческий потенциал в процессе совместной деятельности [2].

Кадровая политика является неотъемлемой составляющая организационной деятельности любого государственного органа. Чтобы раскрыть значение понятия «кадровая политика», необходимо разобраться в его структурных дефинициях.

Так, в системе управления персоналом в рамках государственной службы вместе с использованием термина «кадровая работа» также применяют близкое по значению к нему понятие «кадровой политики»; но, между этими категориями существуют отличия - понятие «кадровая политика» охватывает большую часть системы управления персоналом, чем кадровая работа.

Можно сказать, что решение задач кадровой политики в практической деятельности государственной службы составляет суть кадровой работы.

Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой государственного органа. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом государственного органа (рис.1).

К тактическому уровню системы управления персоналом в рамках государственной гражданской службы относится деятельность по планированию, подбору, подготовке, расстановке, переподготовке, оценке, воспитанию и рациональному использованию кадров.

На операционном уровне понятие «работа с кадрами» охватывает все проблемы персонала государственной службы и предполагает условное их разделение на три большие группы:

1) анализ категорий работников и должностей, вопросы планирования и прогнозирования в области кадров, определение и формирование источников удовлетворения кадровой потребности;

2) составление схем и методик реализации процесса подбора, расстановки кадров; сам процесс, показатели и оценки подготовки и повышения квалификации кадров;

3) вопросы организации и оценки труда, формирования стабильных коллективов, укрепления дисциплины и др [6].

Стратегический уровень управлени кадрами

Тактический уровень управления кадрами

Операцинный уровень управления кадрами

>

Кадровая работа

/-N

Кадровая политика

Рисунок 1 - Соотношение понятий «кадровая политика» и «кадровая работа»

Далее, важно рассмотреть сущность и значение понятия «государственная служба». Базовым законом для гражданской государственной службы РФ является Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». В соответствии с содержанием указанного Закона, государственной гражданской службой РФ является вид государственной службы, под которым определяется профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и иные случаи).

Таким образом, исходя из этого можно определить, что сущность кадровой политики в системе государственной службы заключается в поддержании оптимального кадрового состава государственной службы, наилучшим образом соответствующего экономическим интересам, целям и задачам деятельности последнего.

Механизмы кадровой политики, в частности, это относиться и к кадровой работе подразумевают применение кадровыми институтами критериев, которые обладают соответствием с целями формирования организации [4].

В таблице 1 указаны два основных механизма изменения кадрового состава. Под выборами в данном случае определяется занятие государственной должности в соответствии с прямым волеизъявлением со стороны граждан, и назначение, которое представляет собой занятие должности, которое основывается решением вышестоящего государственного органа.

Как значимые критерии в процессе оценивания современного государственного аппарата в России определяются не только профессионализм, и порядочность, но и такой критерий как эффективность власти.

Таблица 1 - Система факторов, влияющих на механизмы кадровой работы в системе государственной службы

Факторы, характеризующие механизмы кадровой политики Факторы, определяющие качество кадров

- выбор и назначение кандидатов, который основан определением их профессиональных качеств (опыта и образования); - линейность карьеры (назначение на должность на основе опыта, и системы чинов и должностей); - система подготовки и переподготовки кадров; - горизонтальная и вертикальная ротация; - сохранение и передача накопленного опыта при смене политической команды. - качество образования, мировоззрение (наличие мотивации на осуществление деятельности); - сохранение традиций государственной кадровой политики, отношение общества к государственной службе, ее престиж; - материальные условия (денежное содержание, пенсии, условия труда и т.д.)

Таким образом, конечная цель кадровой политики - обеспечение наивысшей экономической эффективности деятельности государственного органа - при ближайшем рассмотрении «распадается» на две взаимодополняющих друг друга составляющих.

Кадровая политика является составной частью всей управленческо-хозяйственной деятельности государственной службы. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне.

Поэтому, основной задачей кадровой политики в системе государственной службы является обеспечение учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

При этом тактические задачи кадровой политики в системе государственной гражданской службы вытекают из структурных составляющих понятия «кадровой политики» в системе управления персоналом государственного органа:

1) анализ кадрового состава, планирование потребности в кадрах, подготовка предложений руководству предприятия о внесении изменений в штатное расписание в связи с потребностями в новых должностях и специальностях;

2) организация работы по подбору, формированию и обучению резерва на выдвижение, внесение предложений по передвижению кадров;

3) организация работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров, отбор перспективных работников для направления на учёбу за счёт бюджетных средств, формирование соответствующих документов, контроль за обучением направленных работников и направлением их на работу после окончания учебы;

4) организация работы с органами трудоустройства и другими органами по защите прав и интересов работников в связи с их увольнением, в связи реорганизацией государственного органа;

5) анализ причин увольнения работников и подготовка предложений руководству по сокращению текучести кадров;

6) подготовка материалов для представления работников к награждению государственными, ведомственными наградами, присвоению Почётных званий [5].

Принципы кадровой политики в системе государственной гражданской службы можно поделить на две группы:

1) Юридические принципы;

2) Организационные принципы.

Юридические принципы, на которых базируется кадровая политика на

государственной гражданской службе, берут свое начало в Конституции РФ. Именно

ею гарантируется равный доступ граждан к государственной службе,

61

предусматриваются обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, принципы демократизации государственной службы и др.

Основные принципы гражданской службы закреплены в ст. 4 Закона N 79-ФЗ. Они имеют значение конкретных правил и обязывают государственные органы, их должностных лиц и гражданских служащих к определенному поведению и устанавливают для них определенные запреты и ограничения.

Посредством содержания статьи 4 Федерального закона «О государственной службе Российской Федерации» определены принципы гражданской службы, которыми являются такие как:

- наличие приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- наличие единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

- наличие равного доступа граждан, которые владеют государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия для прохождения государственной службы;

- наличие у государственных служащих профессионализма и компетентности;

- наличие стабильности прохождения гражданской службы;

- наличие возможной доступности информации о гражданской службе;

- наличие взаимодействия как с общественными объединениями, так и с гражданами РФ;

- наличие защищенности от вмешательств в служебную деятельность гражданских служащих.

Рассмотрим каждый из указанных принципов более подробно:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Указанный принцип

содержится в нормах статей 2 и 18 Конституции РФ, которыми определено, что человек,

его права и свободы представляют собой высшую ценность. В государственные

обязанности, а также в обязанности государственных служащих кроме признания,

входит соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Наличие

соответствия этому принципу определяет необходимость строгого отбора тех граждан

62

из кандидатов для прохождения государственной службы, которые умеют и готовы служить интересам людей. Это обусловлено тем, что данный принцип предполагает высокие требования к поведению государственных служащих во время осуществления ими функциональных обязанностей, а также необходимость завоевания ими доверия у граждан. В настоящее время данное условие является задачей, вызывающей определенные затруднения [3];

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Определение этого принципа осуществляется посредством содержания федеративного устройства РФ, которое в свою очередь основано посредством государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий органов власти РФ и ее субъектов. Такая регламентация имеется в содержании статьи 5 Конституции РФ. Действие указанного принципа определяет то, что основанием гражданской службы являются принципы единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами Российской Федерации. Федеральная государственная гражданская служба находится в ведении Российской Федерации. При этом, государственная гражданская служба субъектов РФ находится в ведении, осуществляющемся совместно. Исходя из данных условий, существует необходимый объем полномочий, который является характерным каждому уровню государственной службы индивидуально.

Отметим, что гражданская служба - это единый организационно - правовой институт государственной власти, с объективной точки зрения требующий наличия единого правового регулирования и функционирования государственной службы, а также наличия правового статуса федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Данное условие обусловлено наличием единства основных принципов относительно таких вопросов, как:

- кто может осуществлять деятлеьность государственного служащего;

- соотношение должностей и классных чинов;

- общего минимума правил служебного поведения (права, обязанности, ограничения, запреты);

- поступления, прохождения и увольнения государственных служащих, то есть процесса прохождения службы;

- порядка процесса пенсионного обеспечения и прочее;

3. Равный доступ граждан, которые владеют государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения вне зависимости от полового признака, расы, имеющейся национальности, происхождения имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств, которые не относятся не к профессиональным качествам гражданского служащего, а также не обладают связью с его деловыми качествами. В соответствии с содержанием статьи 12 Конституции РФ, определено обеспечение такого доступа, что означает недопущение при поступлении на гражданскую службу дискриминации по полу, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Необходимым условием для претендента на государственную службу является наличие образования и профессиональной подготовки, которые соответствуют объему полномочий, которые возлагаются в связи с занимаемой им должности. Принцип равной доступности реализуется посредством проведения конкурсов на замещение вакантной должности;

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих. Указанный принцип реализуется посредством системы отбора кандидатов на государственную службу, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также стимулирование их стремления к достижению высокого уровня профессиональной деятельности;

5. Стабильность гражданской службы. Принцип стабильности и устойчивости

является необходимым в целях сохранения и укрепления кадров госслужащих. Такие

принципы должны обеспечиваться посредством необходимых гарантий от

произвольных или непредсказуемых действий (начальника, организационных

перестроек, и прочего), которые относятся к их профессиональному положению,

карьере, социальному статусу и материальному обеспечению. Только в условиях

64

стабильности и уверенности, госслужащий может наблюдаться эффективное исполнение профессиональных функций, возложенных на государственного служащего.

Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения государственных служащих необходимы в интересах, как государства, так и самих государственных служащих. Они должны быть гарантированы также и при условии, что имеются частичные либо полные изменения системы государственных органов и организации государственной службы [1].

Проявление указанного принципа определяется установлением исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта; закреплением правил о переводе гражданских служащих и об изменении существенных условий служебного контракта; определением гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы и прочее;

6. Доступность информации о гражданской службе. На основании содержания статьи 24 Конституции РФ, в обязанности органов государственного управления и органов входит обеспечение граждан наличием возможности ознакомления с документами и материалами относительно его прав и свобод. Государственная гражданская служба обладает определенными ограничениями, которые определяют запрет на неразглашение служебной информации и на сохранение государственной тайны лицом, который является государственным служащим.

Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан;

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Государственная служба в РФ внепартийна. На государственных служащих не должно

быть оказано воздействие политических партий, что влияет по показатели

эффективности их работы и сохранение должностей вне зависимости от того, какая

партия после выборов находится у власти. Гражданские служащие являются

независимыми как от политических объединений, так и от общественных. Они имеют

65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

запрет на руководство решениями партий либо объединений, а также не вправе публично демонстрировать свою приверженность им. Гражданские служащие не обладают правом на вмешательства в политическую деятельность партий, а также в деятельность религиозных организаций, касающихся удовлетворения религиозных потребностей верующих. Наряду с этим, гражданские служащие должны обеспечивать свободную деятельность всех религиозных объединений. Содержание статьи 28 Конституции РФ содержит регламентацию отношений гражданских служащих с партиями и религиозными объединениями. Данная статья определяет, что для каждого гарантирована свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально, свободно осуществлять выбор религиозных и иных убеждений, а также осуществлять действия в соответствии с ними;

8. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Так, как пример можно рассмотреть содержание статьи 14 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», посредством которого закреплено право на защиту сведений о гражданском служащем и его имуществе.

В таблице 2 предоставим организационные принципы кадровой политики в системе государственной службы.

Таблица 2 - Организационные принципы кадровой политики в системе государственной службы

Название принципы Характеристика принципа

Принцип реалистичности Объективная, взвешенная и всесторонняя оценке ситуации как за пределами организации так и внутри неё (оценка внутренних преимуществ и недостатков в работе кадров).

Принцип эффективности организация и выполнение кадровой работы целиком и полностью подчинены ее конечной цели — обеспечению наивысшей эффективности деятельности кадров

Принцип последовательности Планомерное, «пошаговое» выполнение организационных и иных мероприятий, предусмотренных программой развития организации

Принцип гибкости Своевременное и адекватное реагирование уполномоченных органов и должностных лиц на возможные или же реальные изменения в условиях функционирования

Принцип открытости Восприимчивость уполномоченных органов и должностных лиц к передовым технологиям, средствам, методам, а также практике ведения кадровой работы, их заимствованию, адаптации и последующему высокоэффективному использованию.

ФСИН является федеральным органом исполнительной власти [9]. На нее возложены правоприменительные функции, а также контрольные и надзорные функции в условиях исполнения уголовного наказания по отношению к осужденным лицам. Контроль осуществляется за обвиняемыми, подсудными, подозреваемыми, а за лицами с отсрочкой отбывания наказания, их поведением при отбывании наказания, охраны и конвоирования. ФСИН контролирует лиц, находящихся под домашним арестом и надзирает за соблюдением ими запретов и ограничений.

Минюст России осуществляет контроль за деятельностью ФСИН согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"

Во главе ФСИН России директор, который назначается на должность и освобождается Президентом РФ. Персонал учреждений, исполняющих наказания, - это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности,

предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ и Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Формирование кадрового потенциала в системе гражданской службы России рассматривается как непрерывный интегрированный процесс, который включает подготовку, расстановку и оценку кадров. Качество процесса формирования кадров государственного управления зависит от реализации требований, предъявляемых к государственной кадровой работе и механизму ее реализации.

Одной из важнейших особенностей кадровой политики в уголовно-исполнительной системе РФ является нормативно-правовое обеспечение кадровой работы в органах государственной власти. Правовая база в виде нормативных актов определяет порядок работы с кадрами, продолжительность и формы их подготовки, модели подготовки, а также критерии требований, предъявляемые к кадрам государственного управления в уголовно-исполнительной системе РФ.

В целях реализации кадровой политики проводится кадровая работа. В органе госвласти создается структурное подразделение в уголовно-исполнительной системе РФ по вопросам госслужбы и кадров в рамках местного отделения УФСИН. Данный кадровый орган организует и проводит кадровую работу, включающую:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

2) подготовка предложений по улучшению работы с кадрами;

3) ведение трудовых книжек и личных дел гражданских служащих, ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

4) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

5) организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

6) оценка результатов профессиональной служебной деятельности госслужащих, организация и проведение аттестации и квалификационных экзаменов;

7) развитие профессиональных качеств госслужащих, организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих.

Таким образом, кадровая политика в системе государственной службы - это комплекс организационных, экономических, финансовых, технических и иных мероприятий, согласованных между собой по срокам и способам проведения и направленных на поддержание оптимального кадрового состава государственной службы. Конечная цель кадровой политики - обеспечение наивысшей эффективности деятельности государственного органа. Принципы кадровой политики в системе государственной гражданской службы можно поделить на две группы: юридические и организационные. Современная нормативно-правовая система регулирования кадровой политики в уголовно-исполнительной системе РФ включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные законы, указы Президента,

постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Aтаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Mонография. / Г.В. Aтаманчук. - M.: РAГС, 2016. - С.75.

Кибанов A^. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / A^. Кибанов, И.Б. Дуракова. - M.: КНОРУС, 2015. - С.15. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. пособие.- M.:TC Велби, Изд-во Проспект, 2017.- С.118

Кошелева В.В. Практические вопросы формирования кадровой политики / В.В. Кошелева. - M.: ИНФРA-M, 2018. - С.44.

Левада Ю. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. / Ю. Левада. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2018. - С.30.

Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. / В.В. Черепанов. - M.: ЮНИТИ - ДЛНЛ, Закон и право, 2018. - С.39

Chang S., Gong Y., Way S. A., Jia L. Flexibility-oriented HRM systems, absorptive capacity, and market responsiveness and firm innovativeness // Journal of Management. 2012. Vol. 39. N 7. P. 1924-1951. Den Hartog D.N., Boon C., Verburg R.M., Croon M.A. HRM, Communication, Satisfaction, and Perceived Performance: A Cross-Level Test // Journal of Management. 2013. Vol. 39. N 6. P. 1637-1665. Сайт УФСИН [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fsin.su/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.