Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВО'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хронотоп / категория времени и пространства / микромир / макромир и мегамир хронотопы / писательский стиль / изображение духовности.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Б.Б. Тураева

В 70-е годы XX века в мировом литературоведении хронотоп как литературно-эстетическая категория рассматривался как одно из поэтических средств отражения бытия и как литературное явление, основанное на творческом замысле писателя и идейной концепции произведения, на создании сюжета, композиционном построении, восприятии картины реальной жизненной действительности. В статье анализируются эти теоретические особенности художественного времени и художественного пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВО»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОСТРАНСТВО

Б.Б. Тураева1

В 70-е годы XX века в мировом литературоведении хронотоп как литературно-эстетическая категория рассматривался как одно из поэтических средств отражения бытия и как литературное явление, основанное на творческом замысле писателя и идейной концепции произведения, на создании сюжета, композиционном построении, восприятии картины реальной жизненной действительности. В статье анализируются эти теоретические особенности художественного времени и художественного пространства.

Ключевые слова: хронотоп, категория времени и пространства, микромир, макромир и мегамир хронотопы, писательский стиль, изображение духовности.

Анализ в сравнительно-типологическом обобщении задач хронотопа по воссозданию образа мира, выражение существующего социального положения общества на основе освещения психики персонажей, отражение национально-культурных особенностей, вековых ценностей, традиций и религиозных воззрений, расширение смыслового уровня художественного произведения являются одной из актуальных задач современного литературоведения.

В мировом литературоведении хронотоп трактуется как элемент композиции, характеризующий последовательность и интенсивность событий произведения, как литературно-эстетическая категория, характеризующая образы и отражающая видение, мировоззрение автора об устройстве мира. Действительно, творческое глубинное овладение хронотопом, организующим структуру, сюжет и композицию произведения, формирующим эпическое текстовое поле, обеспечивающее восприятие художественной действительности в целостном виде, подразумевает специфический подход к пониманию эстетической природы произведения. Потому как хронотоп охватывает все элементы произведения, цикл событий, настроения героев не может быть показано без изображения художественного времени и художественного пространства.

В годы независимости в узбекском литературоведении наряду с давними научными традициями сформировалась тенденция к творческому освоению и применению в исследованиях новых методов и подходов в мировом литературоведении. Следовательно, в художественной литературе наблюдается гармонизация развитых на Западе принципов образно-художественного переосмысления мира с восточными литературными традициями.

В мировом литературоведении научно-теоретические проблемы художественного времени и художественного пространства освещены в исследованиях таких европейских ученых как Н.МеуеЛо£ AJames, W.Heffernan, A.Rodriguez, M.VukanoviCand, L.Grmusa, N.Bemong, P.Borghart, ].СиПег, M.Atkins, таких российских ученых как М.Бахтин, Д.Лихачев, Н.Гей, Н.Шутая, А.Николаев, З.Тураева, Б.Мейлах, Е.Мелетинский, В. Хализев и таких узбекских ученых как Н.Шодиев, Х.Болтабоев, Э.Абуталиева, Г.Муродов, У.Журакулов, Б.Каримов, Д.Куронов, А.Туйчиев, А.Носиров, С.Мирзаева, К.Кодиров, М.Умарова, У.Каршибаева, У.Назаров, Д.Хурсанов. В частности, в книге Х.Мейергофа «Время в литературе», в трудах Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Томаса Манна и Томаса Вульфа изложены фи-

1 Тураева Бахор Бахриддиновна - Доцент, доктор филологических наук, Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент, Узбекистан.

лософские проблемы хронотопа и обобщены их творчески-индивидуальные решения, то в исследованиях таких авторов как M.VukanoviCand, L.Grmusa теоре-тико-аналитически исследованы внутренние специфические связи хронотопа, эпического пространства и эпического времени в романе. Д.Лихачев рассматривал субъективные аспекты поэтики художественного времени, эпического времени в древнерусской литературе М.Бахтиным было проведено научно-теоретическое исследование эстетической взаимосвязи художественно освоенного времени и пространства, т. е. проявления в художественном произведении признаков времени в пространстве, восприятия предметов-вещей в пространстве во времени.

В узбекском литературоведении Н.Шодиев впервые в сравнительно-типологическом плане исследовал индивидуальные особенности поэтики художественного времени дилогий, трилогий, тетралогий и эпопей, существующих в крупной прозе Центральной Азии и Казахстана, Э.И.Абуталиева исследовала проблему хронотопа на примере творчества двух русскоязычных авторов региона (Тимура Пулатова из Узбекистана и Тимура Зульфикарова из Таджикистана) [1]. И.Ганиеву удалось определить «пространственно-временные» границы драматического мира автора, начертить хронотопическую карту драм [23]. У.Джураку-лов признает необходимость исследования «Хамсы» Алишера Навои на основе теории хронотопа, опирается, прежде всего, на опыт исторической поэтической науки для определения характера присущих произведению жанра, композиции, сюжета и образов [5]. Б.Карим в статье «Время в романе» анализируя на примерах переход времени в художественном произведении от физического содержания к литературно-философской сущности, выявляет и дает научную трактовку того, что в романе Абдуллы Кодири «Минувшие дни» есть период пяти-шести лет [7].

Д.Куронов на основе системно-структурного метода проанализировал широту возможностей «художественного времени» в эпических произведениях, основанных на романе «Минувшие дни» и рассказах «Ночь и день» Чулпан [21, 22]. Г.Муродов исследовал жанрово-поэтические особенности, общность и своеобразие отдельных образцов национального исторического романа и некоторых крупных эпических произведений Центральноазиатского романоведения, подчеркивал их широту, глубину, многогранность психологизма в изображении главного героя, драматизм сюжета, художественный хронотоп, художественно-философскую концепцию писателя [11].

А.Насиров исследовал сюжетно-композиционную целостность, художественную концептуальность, неразрывную связь [12] с хронотопной поэтикой выражения характера и психики в романах Одила Якубова. В исследованиях А.Туйчиева, М.Умаровой, Д.Хурсановой и Н.Курбановой подчеркивается, что хронотоп выступает не просто как один из компонентов, участвующих в формировании текста произведения, а как своеобразная авторская концепция в системе сюжета и композиции произведения, жизни и судьбы героев, жанровых и стилистических особенностей [17, 18, 19, 21] .

В этих исследованиях на примере современных романов специально не изучена теоретико-методологическая основа хронотопа - сложная система, состоящая из сущности, классических форм, видов, категорий и способов выражения.

В культурном сознании человечества сформировались три различных представления о временах: последовательные (циклические), прямолинейные и кольцевые. По мнению М.М. Бахтина, «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [2].

Основываясь на творческом замысле мастера художественного слова, он демонстрирует умение по-новому открывать время и пространство, выбирая их так свободно, как он хочет и способен использовать художественное время и художественное пространство так творчески, чтобы вместить столетия в один

день или один день в столетия. Как и реальная действительность, художественный мир существует во времени и пространстве, в которой он находит свой образ. Как подчеркивает Н.К. Гей, «Образ, конечно, передан в таком смысле, что любое его желаемое содержание ассоциируется с кем-то, где-то и в какой-то момент они будут предсказывать, что произошло. Это три первоначальные величины, необходимые писателю, - три измерения художественного мира... Без этого неизменного количества величин образ не может проявиться [4].

В узком смысле, художественное время является одним из элементов композиции, который выражает последовательность, набор и интенсивность событий и явлений, связанных со временем, а также темп повествования в произведении искусства, описывая художественные образы в произведении и отражая видение автора структуры мира, мировоззрения, восприятия В широком смысле художественное время - это, прежде всего, непрерывность реальности в произведении искусства. Этот временной интервал - время возникновения конкретного социально-исторического явления, которое «выражает образ жизни людей любого круга в ту или иную эпоху» [20].

Во-вторых, художественное время - это реальное, бытовое, биографическое время жизни героев, его длительность и протяжённость. В-третьих, - это, безусловно, время повествования, то есть, время рассказывания о происшедшем [14]. Первые два элемента художественного времени считаются сюжетным временем, а третий - временем, связанным с повествовательным аппаратом. В литературе художественное время выражается на основе таких аспектов, как тип и жанр художественного текста, мировоззрение автора, авторский стиль, а также образный анализ (интерпретация) времени, описанного в произведении читателем [15]. Художественное время в литературе - это система творчески и эстетически усвоенного времени, по-разному проявляющаяся в искусстве слова. Иными словами, художественное время, как средство художественного моделирования, является непосредственно «четвертичной координатой» художественного мира, который рассматривается как бытие литературного героя и субъекта изображения.

Художественное время, его творческое моделирование зависят от жанровой природы произведения, литературного стиля, представления автора, а также от того, в какой серии литературных течений и направлений было создано это произведение. Поэтому система художественных времен - форм, типов, категорий и методов также отличается своей изменчивостью и разнообразием, основанными на творчески-идейном замысле автора. Соотношение времени, представляющее собой непрерывную форму изменения состояния явлений и материи, устанавливается грамматическими категориями глагола, состоящими из прошедшего, настоящего, а также будущего времени. Художественно-поэтический вымысел любого произведения искусства, независимо от того, в каком литературном типе или жанре оно бывает, так или иначе будет состоять из сложной смеси категорий художественного времени.

Относительно литературного типа, художественное время также состоит из лирического, драматического и эпического времени. Оно основано на разном течении времени в разных видах и жанрах словесного искусства. Лирические и лирико-эпические жанры лирического времени составляют основу поэтики времени. Драматическое время обусловлено тем, что драма предназначена для театральной сцены, время состоит из театрального времени, которое «происходит» во время диалога между участниками сцены - персонажами перед глазами зрителей. В произведениях, относящихся к эпическому жанру, эпическое время бывает многослойным, плотным (чтобы вписать десятилетия в считанные дни

реального времени) и сложным. Художественное время проявляется через следующие композиционные приемы: возврат времени (ретроспекция1), ориентация на будущее (проспекция2) и замедление (ретардация3) что определяет характер и сущность художественного времени любого произведения.

Во статье анализируется то, что образ художественного пространства обеспечивает суть событий и их логическую последовательность, и он создается на основе объективного и субъективного подхода писателя, что образ пространства, на основе объективности выражения пространства в произведении представляет естественную географическую территорию и место, а субъективность гармонизирует пространство с событиями, которые происходят в душевном мире героя. Концептуальное происхождение категории пространства относится в древнегреческой философии. Пространство интерпретируется в виде места, которое в определенной степени отделяет людей от окружающей среды и в котором им удобно продолжать свои действия. Аристотель считает, что перемещение в пространстве является основным типом изменения движения и является условием всех остальных видов. Перемещение в пространстве может быть линейным и вращательным, прерывным и непрерывным, равным и неравномерным движением [6]. Когда свойства художественного пространства анализируются в соответствии с критерием Аристотеля, происходит обмен пространством в произведении искусства точно так, как объяснял философ.

Под художественным пространством понимается не только значение места, где происходят события произведения. В современных исследованиях то, как писатели по-своему описывают мир, методы преобразования жизненной реальности в художественную реальность, их отношение к описываемым событиям, к персонажам произведения интерпретируются как внутренний хронотоп. «Художественная картина жизни всегда осложнена наличием внутреннего хронотопа «я», пребывающего в мире» [16]. В то время как внешний хронотоп относится к уменьшенной модели бытия в произведении, внутренний хронотоп представляет уникальность так называемого неповторимого созидания и бесконечность границ души. Внутреннее пространство, проявляется в виде непрерывного, циркулирующего и неравномерного изменения в духовном мире персонажа и дает возможность писателю показать все противоречия и сложности жизни такими, какими они являются на самом деле. Писатель берет из мега- макро- и микрохронотопа выбранные им части огромного океана, называемого жизнью, и создает из них новые миры.

В статье на основе обзора вышеприведенной научно-теоретической литературы, мы выделили следующие типы пространства [8, 9, 10]: горизонтальное, вертикальное, внутреннее и закрытое, внешнее или открытое, динамическое, устойчивое и цивилизационное пространство.

Художественное время представляет собой взаимосвязанную целостную систему сложных и разнообразных по содержанию систем, вытекающих из идейно-эстетической концепции литературного произведения, диалектически целое творечески-эстетическое явление, состоящее из форм (исторических, хронико-бытовых, авантюрно-приключенческих, мистических, фантастических, идиллических, мифологических, биографических, вечных (эсхатологических), календарных, реальных), видов (лирических, эпических, драматических), категорий (прошлое, настоящее, будущее) и методов (ретроспекция, проспект, ретардация).

Художественное пространство, как и художественное время, является литературно-эстетической категорией, обеспечивающей целостное восприятие действительности и организующей композицию произведения, раскрывающей художественно-идейные и философские особенности художественного образа, обеспечивающей связь каждого элемента, составляющего внутреннюю и внешнюю структуру художественного произведения. Независимо от того, к

1 Ретроспекция (лат. retro — назад, назад + spectare - смотреть) - обращение к прошлому, анализ прошлых событий и переживаний.

2 Проспекция - (лат. pro - смотреть в будущее + spectare - смотреть) - проявление намеченных действий и событий.

3 Ретардация (лат. retardation — замедление, сдерживание) - замедление событий сюжета.

какому типу и жанру относится произведение, автор создает пространственно-временную модель мироздания. Художественное пространство служит раскрытию глубины смысла и содержания произведения умелому изображению чувств, событий и образов.

Список литературы:

1. Абуталиева Э.И. Пространство и время в русскоязычной прозе Средней Азии (на материале творчества Тимура Пулатова и Тимура Зульфукарова): Дисс. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1993. -158 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: "Худож. лит.", 1975. - С.234-235.

3. Гей Н.К. Искусство слово. - М.: Наука, 1967. - С.239.

4. Журакулов У. Назарий поэтика масалалари: муаллиф, жанр, хронотоп. - Т.: Гафур Гулом номидаги нашриёт-матбаа ижодий уйи, 2015. - Б. 74.

5. Йулдошев С. ва бошк;. Кадимги ва урта аср Гарбий Европа фалсафаси. - Т.: «Шарк», 2003. - Б.81.

6. Карим Б. Кодирий насри - нафосат касри. - Т.: «O'zbekiston», 2014. - Б. 23-29.

7. Коваленко Ю.Д. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия": Дис. ... канд. филол. наук.

- Омск, 2002. - 188 с.

8. Кочеткова М.А. Художественное пространство в рассказах И.А. Бунина 1890-х-1910-х гг. и в повестях "Деревня" и "Суходол": Дис. ... канд. филол. наук. - Ульяновск, 2005. 183 с.

9. Леонова Н.Е. Семантика художественного пространства в произведениях Джона Стейнбека: Дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 2004 181 с.

10. Муродов F. Тарихий романнинг муштараклик ва узига хосликлар уйгунлиги муаммолари: Филол.фан.д-ри ...дисс. автореф. - Тошкент, 2018. - 80 б.

11. Насиров А. Одил Ёкубов романлари поэтикаси: Филол. фан.д-ри ...дисс. автореф.

- Самарканд, 2018. - 70 б.

12. Никитина И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстети-ческого анализа: Дис. ...д-ра филос. наук. Москва, 2003. - 286 c.

13. Павельева А.К. Концепции, формы и свойства художественного времени в литературном произведении. - С. 133-148. http://journals.hnpu.edu.

14. Panasenko N. Interrelations between Literary Time and Space in Prosaic Texts://www.pulib.sk/elpub2

15. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В двух томах. Том 1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.42.

16. Туйчиев А. Узбек романларида макон ва замон. Монография.- Т.: «Mumtoz so'z», 2009. -152 б.

17. Умарова М. Тарихий драмада бадиий вакт: Шекспир ва Фитрат. Монография. -Т.: «Mumtoz so'z», 2013. - 130 б.

18. Хурсанов Д. Х,озирги узбек шеъриятида хронотоп поэтикаси: Филол.фан.фалс.д-ри ...дисс. - Самарканд, 2020. - 152 б.

19. Эсалнек А.Я. Хронотоп в эпическом произведении // Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. - М.: Флинта: «Наука», 2003. - С. 110-119.

20. Курбонова Н. Нореал х,аёт тасвирида образ ва хронотоп (Данте Алигьери ва Абдулла Орипов ижоди мисолида): Филол.фан.фалс.д-ри ...дисс. - Бухоро, 2020.

- 141 б.

21. Куронов Д. Адабиёт назарияси асослари. - Т.: Академнашр, 2018. - 480 б.

22. Куронов Д. Назарий кайдлар. - Тошкент: Akademnashr, 2018.- 128 б.

23. Ганиев И. Фитрат драмалари поэтикаси: Филол. фан. д-ри. дисс. 1998. - Б.89-127.

© Б.Б. Тураева, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.