Научная статья на тему 'Теоретические основы конструктивной оптимизации линейных консервативных приводов систем термометаллоплакирование – гребнерельсосмазывание'

Теоретические основы конструктивной оптимизации линейных консервативных приводов систем термометаллоплакирование – гребнерельсосмазывание Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лубрикация / термометаллоплакирование / гребнерельсосмазывание / трение / колесо / рельс / антифрикционный материал / привод подачи / эффективный режим нанесения / lubrication / thermometall cladding / comb-rail lubrication / friction / wheel / rail / anti-friction material / feed drive / effective application mode

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мищиненко Василий Борисович, Шульга Геннадий Иванович, Петрушин Александр Дмитриевич, Корниенко Роман Андреевич, Саямова Татьяна Липаридовна

Для ОАО «РЖД» актуальным вопросом является совершенствование систем и технологий нанесения в рабочую зону контакта гребней колёс железнодорожного подвижного состава антифрикционных материалов с целью повышения эффективности фрикционной подсистемы рабочих поверхностей колеса железнодорожного подвижного состава и головки рельса, при этом существует потребность в увеличении ресурса разового нанесения антифрикционных материалов. Для решения данных задач представлена технология контактно-ротапринтной лубрикации, основанная на термометаллоплакировании (ТМП) рабочих поверхностей гребня колеса и боковой части посредством применения систем гребнерельсосмазывания (ГРС) и антифрикционных материалов семейства РАПС (разовое антифрикционное покрытие – смазочный материал). Предложены несколько вариантов стабилизированных консервативных приводов подачи материала в рабочую зону гребня колеса и рельса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Мищиненко Василий Борисович, Шульга Геннадий Иванович, Петрушин Александр Дмитриевич, Корниенко Роман Андреевич, Саямова Татьяна Липаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of constructive optimization of linear conservative drives of thermometalloplakirovanie – grebnerelsosmazyvanie systems

For JSC "Russian Railways", an urgent issue is the improvement of systems and technologies for applying antifriction materials to the working area of the contact of the ridges of the wheels of railway rolling stock in order to increase the efficiency of the friction subsystem of the working surfaces of the wheels of railway rolling stock and the rail head, while there is a need to increase the resource of one-time application of antifriction materials. To solve these problems, a rot contact-print lubrication technology is presented based on thermometalloplakirovanie (TMС) of the working surfaces of the wheel flange and side part, through the use of flange rail lubrication systems (CRL) and proposed antifriction materials DACL (disposable anti-friction coating lubricant). Several variants of stabilized conservative drives for feeding material into the working area of the wheel and rail comb are proposed.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы конструктивной оптимизации линейных консервативных приводов систем термометаллоплакирование – гребнерельсосмазывание»

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

Научная статья УДК 621.86.+06

http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2023-4-91 -97

Теоретические основы конструктивной оптимизации

линейных консервативных приводов систем термометаллоплакирование - гребнерельсосмазывание

В.Б. Мищиненко1, Г.И. Шульга2, А.Д. Петрушин1, Р.А. Корниенко1, Т.Л. Саямова1

'Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия, 2Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова,

г. Новочеркасск, Россия

Аннотация. Для ОАО «РЖД» актуальным вопросом является совершенствование систем и технологий нанесения в рабочую зону контакта гребней колёс железнодорожного подвижного состава антифрикционных материалов с целью повышения эффективности фрикционной подсистемы рабочих поверхностей колеса железнодорожного подвижного состава и головки рельса, при этом существует потребность в увеличении ресурса разового нанесения антифрикционных материалов.

Для решения данных задач представлена технология контактно-ротапринтной лубрикации, основанная на термометаллоплакировании (ТМП) рабочих поверхностей гребня колеса и боковой части посредством применения систем гребнерельсосмазывания (ГРС) и антифрикционных материалов семейства РАПС (разовое антифрикционное покрытие - смазочный материал). Предложены несколько вариантов стабилизированных консервативных приводов подачи материала в рабочую зону гребня колеса и рельса.

Ключевые слова: лубрикация, термометаллоплакирование, гребнерельсосмазывание, трение, колесо, рельс, антифрикционный материал, привод подачи, эффективный режим нанесения

Для цитирования: Мищиненко В.Б., Шульга Г.И., Петрушин А.Д., Корниенко Р.А., Саямова Т.Л. Теоретические основы конструктивной оптимизации линейных консервативных приводов систем термометаллоплакирование - гребнерельсосмазывание // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2023. № 4. С. 91-97. http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2023-4-91 -97.

Original article

Theoretical foundations of constructive optimization of linear conservative drives of thermometalloplakirovanie - grebnerelsosmazyvanie systems

V.B. Mishchinenko1, G.I. Shulga2, A.D. Petrushin1,

R.A. Kornienko1, T.L. Sayamova1

1Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia, 2Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia

Abstract. For JSC "Russian Railways", an urgent issue is the improvement of systems and technologies for applying antifriction materials to the working area of the contact of the ridges of the wheels of railway rolling stock in order to increase the efficiency of the friction subsystem of the working surfaces of the wheels of railway rolling stock and the rail head, while there is a need to increase the resource of one-time application of antifriction materials.

To solve these problems, a rot contact-print lubrication technology is presented based on thermometalloplaki-rovanie (TMC) of the working surfaces of the wheel flange and side part, through the use of flange rail lubrication systems (CRL) and proposed antifriction materials DACL (disposable anti-friction coating lubricant). Several variants of stabilized conservative drives for feeding material into the working area of the wheel and rail comb are proposed.

© Мищиненко В.Б., Шульга Г.И., Петрушин А.Д., Корниенко Р.А., Саямова Т.Л., 2023

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

Keywords: lubrication, thermometall cladding, comb-rail lubrication, friction, wheel, rail, anti-friction material, feed drive, effective application mode

For citation: Mishchinenko V.B., Shulga G.I., Petrushin A.D., Kornienko R.A., Sayamova T.L. Theoretical foundations of constructive optimization of linear conservative drives of thermometalloplakirovanie - grebnerel-sosmazyvanie systems. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Techn. nauki=Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Technical Sciences. 2023;(4):91-97. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17213/1560-3644-2023-4-91-97.

Введение

С целью повышения эффективности фрикционной подсистемы рабочих поверхностей колеса железнодорожного подвижного состава и головки рельса системы «путь - подвижной состав» учёными и специалистами Ростовского государственного университета путей сообщения совместно со специалистами ОАО «РЖД» разработана комплексная технология кон-тактно-ротапринтного способа модифицирования фрикционных поверхностей кругов катания и гребней колёс всего подвижного состава. Модифицирование фрикционных поверхностей колеса позволяет существенно повысить эффективность эксплуатационных характеристик всей системы «путь - подвижной состав».

Применение системы лубрикации для модифицирования фрикционных поверхностей гребней колёс позволяет в несколько раз сократить интенсивность их изнашивания (интенсивность износа гребня по толщине), а на боковой поверхности головки рельса - боковой износ.

Процесс модифицирования поверхностей трения гребней колёс осуществляется твёрдыми смазочными материалами - разовыми антифрикционными покрытиями смазками (РАПС). Базовой основой смазочных материалов РАПС является природный термопласт-адгезив - битум, являющийся низкомолекулярной составляющей крекинга нефти. Применение битума, в частности его твёрдых сортов, в качестве базовой основы смазочных материалов обеспечивает ряд положительных качеств, реализуемых при модифицировании тяжелонагруженных поверхностей трения. В данном случае битумная основа является экологически безопасной, что очень важно, особенно для открытых тяжело нагруженных узлов трения [1 - 6].

Смазочный материал не имеет срока хранения, исключены явления деструкции его компонентов и расслоения. Благодаря высоким адгезионным свойствам обеспечивается высокое качество лубрикации рабочих поверхностей узлов трения посредством эффективного распре-

деления материала по рабочим взаимодействующим поверхностям, осуществляя при этом процесс самозалечивания локальных участков с образовавшимся смазочным голоданием в результате возникновения повышенной тепловой трибоэнергии. Возникающий поверхностный положительный температурный градиент приводит к миграции объёмов плакирующего смазочного материала РАПС, необходимых для залечивания локальных очагов разрушенного антифрикционного покрытия. Смазочный материал РАПС обладает оптимальным коэффициентом перехода Кп, достигающим при положительном температурном градиенте значений Кп = 1:1, что позволяет реализовать высокоэффективную технологию гребнерельсосмазыва-ния (ГРС). В данной технологии гребни колёс подвижного состава, на которых установлены системы ГРС, являются рабочими органами для рельсосмазывания.

Основная часть

Технология термоплакирования (метод фрикционного переноса / натирания) заключается в нанесении слоя функционального смазочного материала РАПС на рабочие органы (фрикционную поверхность гребня колеса подвижного состава), а затем, за счёт высокого коэффициента перехода, переноса его на боковую рабочую поверхность головки рельса. Данный способ лубрикации обеспечивает надёжную антифрикционную защиту гребней колёсных пар не только подвижному составу с установленными системами ГРС, но и следующему за ним, который не оборудован данными системами [7 - 9]. Переход смазочного материала на ответную фрикционную поверхность, по схеме «смазочный стержень - гребень - рельс - гребень -рельс...», как уже было отмечено ранее, осуществляется благодаря высокому коэффициенту перехода оптимизированного композитного материала РАПС:

Кп = 61/62 = 1/1;

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

где Ql - объём РАПС на гребне колеса после его контакта с боковой поверхностью головки рельса; Qx - объём РАПС на гребне до его контакта с рельсом; Q2 - объём РАПС на боковой поверхности головки рельса после её фрикционного взаимодействия с гребнем покрытым РАПСом.

Кроме вышеописанного, необходимо отметить следующие эффекты от применения технологии ГРС-РАПС: исключается необходимость организации технологических окон для пропуска рельсосмазывающих поездов, отсутствует замасливание пути и экипажной части подвижного состава, увеличиваются периоды межремонтных сроков благодаря снижению интенсивности бокового износа рельсов и затрат на их замену, уменьшается количество затрат на замену бандажей колёсных пар на ТО/ТР (техническое обслуживание /технический ремонт), что позволяет сократить время при обслуживании или ремонте локомотивов, так как снижается изнашивание фрикционной поверхности гребней.

Технология ГРС-РАПС получила подтверждение своей эффективности еще в 2006 г., когда проверялось выполнение эксплуатационных испытаний бортовых средств лубрикации гребней бандажей колёсных пар локомотивов приписки ТЧ-Туапсе, согласно указанию № ВГ-3526 от 15.05.2006 г. вице-президента ОАО «РЖД». При этом был установлен порядок сбора данных об эксплуатации гребнесмазывателей и их своевременном надлежащем обслуживании в локомотивном депо Туапсе, ПТОЛ Адлер и ПТОЛ Горячий Ключ. В результате сравнительных испытаний наименьшую интенсивность износа гребней колёсных пар показали локомотивы, оборудованные системами ГРС-РАПС - 0,30 мм на 10000 км пробега, а количество обточек за 8 месяцев сократилось на 53,2 % (акт проверки положения дел по реализации программы снижения интенсивности износа гребней бандажей колесных пар локомотивов в депо Туапсе СКЖД: утверждён 18-25 сентября 2006 г.). Данное положение стало основой принятого решения на объединённом НТС, ЦТех и ЦТ собрании о серийном применении технологии ГРС-РАПС на сети дорог ОАО «РЖД».

Дальнейшим развитием и совершенствованием контактно-ротапринтной технологии ГРС-РАПС является реализация её при помощи метода термометаллоплакирования (ТМП) (в научно-технической и справочной литературе сокращённо значится как ТМП-ГРС). В резуль-

тате применения технологии ТМП-ГРС обеспечивается лубрикация боковой поверхности головки рельса, снижается интенсивность бокового износа рельсов, а соответственно увеличивается их ресурс.

Для реализации данной технологии применяется вышеуказанное технологическое оборудование ГРС, имеющее различные модификации, которые созданы для защиты системы «колесо - рельс» от износа, осуществляя гребнесма-зывание (ГС) или применяются модификации бесприводного или приводного типа, в зависимости от поставленных задач. При разработке гребнесмазывателя приводного типа стояли следующие задачи: увеличить ресурс разовой заправки систем ГРС, обеспечить надёжную и эффективную работу систем лубрикации в сложных эксплуатационных условиях, таких как атмосферные осадки, температура окружающей среды от - 50 до +60, мелкодисперсный абразив в виде песка и пыли, механическое воздействие, а также непогашенное ускорение неподрессо-ренных масс, достигающее 20g. При выполнении вышеназванных условий оптимизации систем ГРС технологическое оборудование греб-нерельсосмазывания должно вписываться в ограниченное пространство экипажной части локомотива. Следовательно, для обеспечения работоспособности и эффективности систем ГРС (ГС) необходимо было разработать компактное функциональное устройство, позволяющее осуществлять процесс стабильного антифрикционного термоплакирования рабочей поверхности гребня колеса и боковой поверхности головки рельса.

В качестве расходного материала в технологии ТМП-ГРС может использоваться метал-лополимерная система, состоящая из нескольких стержней РАПС (рис. 1). Для оболочки стержней 2 и 3 используются разновидности мягких металлов типа алюминия и т.п., в связи с чем данные стержни выступают в роли дозатора расчётного объёма плакирующего смазочного материала, наносимого на фрикционную поверхность гребня колеса, а оболочки стержней 1 и 4 состоят из антифрикционных полимеров.

Распределение смазочного материала РАПС осуществляется по вышеприведенной схеме: материал переносится также на боковую поверхность головки рельса, а затем на последующие гребни колёсных пар подвижного состава, не оборудованных системами ГРС. Объём нано-

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

симого смазочного материала РАПС функционально связан с интенсивностью изнашивания оболочки стержня. В свою очередь, интенсивность изнашивания оболочки зависит от твёрдости материала, из которого она изготовлена, и толщины её стенок. В процессе фрикционного взаимодействия торца металлической оболочки стержней РАПС (2, 3) происходит механическая очистка и термометаллоплакирование рабочей поверхности гребня колеса посредством фрикционного натирания слоя металла оболочки стержней РАПС на модифицируемую поверхность гребня (2, 3, рис. 1).

Рис. 1. Композитный металлополимерный брикет РАПС: 1, 4 - стержни смазочного материала РАПС в полимерной оболочке; 2, 3 - стержни РАПС в металлической оболочке с внешними и внутренними разъёмами

Fig. 1. Composite metal-polymer briquette DACL:

1, 4 - the lubricant rods DACLи in a polymer shell;

2, 3 - the rods DACLin a metal shell with external and internal connectors

Из вышесказанного следует, что одной из наиболее важных технических характеристик систем контактно-ротапринтной лубрикации, в частности систем ГРС (ГС), является создание оптимального усилия прижатия стержней РАПС к поверхности гребня, при этом необходимо обеспечить постоянное значение заданного оптимального уровня в течение всего цикла разовой заправки устройства ГРС (зона II, рис. 2).

Рис. 2. Зависимость усилия подачи смазочного брикета от деформации пружины Fig. 2. Dependence of the supply force of the lubricant briquette on the deformation of the spring

Реализуемый контактно-ротапринтный способ лубрикации исключает замасливание подвижного состава и железнодорожного пути продуктами лубрикации, т.е. является экологически чистой технологией. Применение стержней РАПС в оболочке из мягкого термоплакиру-ющего металла (металлов или их сплавов) позволяет многократно увеличить эффективность технологии ГРС-РАПС (ТМП-ГРС). Выделяемая энергия фрикционного взаимодействия позволяет повысить уровень адгезионных связей смазочного материала РАПС, формировать его равномерный слой и оптимальный уровень твёрдости смазочного материала. Все вышеперечисленные термомеханические процессы обеспечивают высокий уровень проведения работ по гребнерельсосмазыванию и их максимальную эффективность.

В случае применения витой цилиндрической пружины сжатия (рис. 3, а) и создания усилия прижатия Г, больше оптимального уровня, не исключена передозировка смазочными материалами, что ведёт к их нецелесообразному перерасходу, т.е. к снижению ресурса разовой заправки как систем ГРС, так и других бортовых гребнесмазывателей смазочными материалами. Оптимальный уровень усилия прижатия стержней РАПС витой цилиндрической пружиной сжатия обеспечивает работу системы ГРС в зоне II (рис. 2) всего на протяжении 15-20 % ее ресурса, а 80 % времени эксплуатация систем реализуется в режимах передозировки или масляного голодания. Усилие прижатия стержней Г в зоне III (рис. 2) не обеспечивает подачу смазочного материала РАПС для устойчивого разделения поверхностей трения гребней колёс и рельса.

В начале данного режима создаются условия граничного трения, затем - масляного голодания, а вслед за этим - «сухого» трения, что в свою очередь снижает эффективность процесса лубрикации (термоплакирования). Таким образом, необходимо обеспечить на протяжении всего цикла разовой заправки оптимальное усилие прижатия (Гопт).

Данная задача может быть решена путём применения витой цилиндрической ленточной пружины переменного сечения (рис. 3, б, в).

В данном консервативном приводе и при ненадлежащем обслуживании возможно образование коррозии на ленте пружины на глубину от 0,01 до 0,05 мм. Вероятность возникновения этих значений коррозии снижает на 20 - 30 % жесткость пружины и может вывести её из оптимального режима эксплуатации.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

P, -- Ax, * С,: Рг - йх2 x c7; С, = c2, P, - P2.

в

Рис. 3. Системы ГРС приводного типа: а - система ГРС с приводом витой цилиндрической пружины сжатия; б - система ГРС с приводом витой цилиндрической ленточной пружины; в - витая цилиндрическая ленточная пружина переменной жёсткости

Fig. 3. Drive-type ridge rail lubrication systems: a - ridge rail lubrication system with a coiled cylindrical compression spring drive; б - ridge rail lubrication system with a twisted cylindrical band spring drive; в - twisted cylindrical tape spring of variable stiffness

Эффективным решением повышения надёжности консервативного привода в этом случае является схема со стабилизированным приводом в виде пружины кручения (рис. 4).

Таким образом, в результате развития и совершенствования технологии контактно-ро-тапринтной лубрикации (термоплакирования) многократно повышена её эффективность. Так, за счёт модернизации технологического оборудования ёмкость бункера устройства ГРС увеличилась в три раза по сравнению с версией привода витой цилиндрической пружины сжатия (рис. 3, а), и соответственно в три раза увеличился ресурс разовой заправки при экипировке подвижного состава (рис. 3, а, б).

Рис. 4. Система ГРС со стабилизированным приводом в виде пружины кручения

Fig. 4. Ridge rail lubrication system with stabilized drive in the form of a torsion spring

Применение термоплакирующих стержней РАПС в алюминиевой оболочке в сочетании с конструктивной оптимизацией линейного консервативного привода позволило в 4-5 раз увеличить ресурс смазочного материала РАПС, а соответственно и ресурс разовой заправки систем ГРС.

Таким образом, в результате выполненных работ по оптимизации процесса лубрикации и термоплакирования смазочными материалами РАПС и создания комплексной металлополи-мерной системы РАПС ресурс разовой заправки систем контактно-ротапринтной лубрикации увеличивается примерно в 10-12 раз. При этом значительно повышается надёжность технологического оборудования и качество выполняемых работ по гребнерельсосмазыванию на базе усовершенствованной технологии ТМП-ГРС.

Технология ТМП-ГРС основана на разработанном и запатентованном способе кон-тактно-ротапринтной схемы термометаллопла-кирования фрикционных поверхностей тяжело нагруженных открытых узлов трения металлами с низкой твёрдостью и обратной упругостью [10]. В результате адаптации технологии ТМП-ГРС для модифицирования фрикционных поверхностей гребней колёсных пар подвижного состава, и в частности локомотивов, появилась возможность многократного увеличения эффективности фрикционной системы «колесо - рельс». Третье тело в виде смазочного материала РАПС разделяет фрикционные поверхности контакта гребня колеса с боковой поверхностью головки рельса. Как было ранее отмечено, базовой основой смазочного материала РАПС является термо-пласт-адгезив, который позволяет реализовать цепочку перехода данного смазочного материала с гребня колеса на боковую грань головки рельса и обратно до полной выработки материала на вслед идущих колёсных парах.

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

При этом скорость базового подвижного состава, в отличие от всех существующих технологий лубрикации, не имеет ограничений, эксплуатация возможна даже при скорости свыше 300 км/ч.

Технология ТМП-РАПС имеет высокую эффективность в таких режимах эксплуатации, как гребнесмазывание и гребнерельсосмазывание.

Выводы

1. Как показал анализ эксплуатационных и научно-технических источников, основополагающими параметрами при оптимизации контактно-ротапринтой лубрикации является ресурс разовой заправки, компактность и стабильность устройств подачи расходного материала.

2. В результате совершенствования технологии контактно-ротапринтной лубрикации разработана высокоэффективная технология модифицирования ТМП-ГРС фрикционных поверхностей гребней колесных пар и рельсов.

3. В процессе совершенствования и реализации технологии модифицирования ТМП-ГРС созданы различные приводы подачи расходных материалов семейства РАПС, обладающих стабильными (оптимальными) нагрузочными характеристиками, компактностью и надёжностью.

4. Реализация разработанных вариантов приводов в системах ТМП-ГРС исключает режим масляного голодания и передозировки плакируемого материала в зоне лубрикации гребней колёсных пар.

Применение технологии ТМП-ГРС с тер-мометаллоплакирующими элементами позволяет многократно увеличить ресурс разовой заправки систем при реализации схемы гребне-смазывания, значительно снижая интенсивность изнашивания гребней колёсных пар подвижного состава, а в режиме гребнерельсосмазывания позволяет эффективно снизить интенсивность изнашивания боковой поверхности головки рельса, не применяя дополнительные системы лубрикации.

Список источников

1. Тужилина Л.В. Эффективность применения лубрикации рельсов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2019. Т. 1. С. 467-473.

2. Парахненко И.Л. Управление трением на дорожке катания как способ снижения силового взаимодействия в контакте «колесо - рельс» // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2021. № 3(71). С. 165-170. DOI 10.26731/1813-9108.2021.3(71). 165-170.

3. Яновский А.С. Взаимодействие колеса и рельса в новых условиях эксплуатации // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 3. С. 15-16.

4. Власов С.А., Соколова Т.Б., Суриков В.П. Кинематика колесной пары без заклинивания на стрелочных переводах // Universum: технические науки. 2023. № 4-3(109). С. 25-30.

5. Лисцын А.И. Эффективность внедрения системы лубрикации // Железнодорожный транспорт. 2015. № 3. С. 41-44.

6. Металлоплакирование рабочих поверхностей трения пары «колесо-рельс» / В.В. Шаповалов, Ю.Ф. Ми-галь, А.Л. Озябкин, И.В. Колесников, Р.А. Корниенко, Е.С. Новиков, Э.Э. Фейзов, П.В. Харламов // Трение и износ. 2020. Т. 41, № 4. С. 464-474.

7. ШаповаловВ.В., Шульга Г.И., Мищиненко В.Б. и др. Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2018. № 1(197). С. 84-90. DOI 10.17213/0321-26532018-1-84-90

8. Shapovalov V.V., Burakova M., Sayamova T. [et al.] Optimization of Dynamically Loaded Nonlinear Technical Systems // Transportation Research Procedia: Collection of materials XIII International Conference on Transport Infrastructure: Territory Development and Sustainability, Irkutsk-Krasnoyarsk, 26-28 октября 2022 года. Krasnoyarsk: Elsevier B.V., 2023. P. 811-818. DOI 10.1016/j.trpro.2023.02.114.

9. Shapovalov V.V., Kharlamov P.V., Gorin S.L. [et al.] Optimization of dynamically loaded nonlinear technical systems // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: 16, Rostov-on-Don, 11-13 сентября 2020 года. Rostov-on-Don, 2021. P. 012043. DOI 10.1088/1757-899X/1029/1/012043.

10. Пат. № 2750585 РФ, МПК В61К 3/02 (2006.01), Способ модифицирования систем термоплакирования стальных поверхностей трения.

References

1. Tuzhilina L.V. Efficiency of using rail lubrication. Transport infrastructure of the Siberian region. 2019;(1):467-473. (In Russ.)

2. Parakhnenko I.L. Friction control on the track as a way to reduce force interaction in the «wheel-rail» contact. Modern technologies. System analysis. Modeling. 2021;3(71):165-170. DOI 10.26731/1813-9108.2021.3(71). (In Russ.)

ISSN 1560-3644 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. TECHNICAL SCIENCES. 2023. No 4

3. Yanovsky A.S. Interaction of wheel and rail under new operating conditions. Track and track management 2023;(3):15-16. (In Russ.)

4. Vlasov S.A., Sokolova T.B., Surikov V.P. Kinematics of a wheel pair without jamming on turnouts. Universum: technical sciences. 2023;4-3(109):25-30. (In Russ.)

5. Lisitsyn A.I. Efficiency of introducing a lubrication system. Railway transport. 2015;(3):41-44. (In Russ.)

6. Shapovalov V.V., Migal Yu.F., Ozyabkin A.L., Kolesnikov I.V., Kornienko R.A., Novikov E.S., Feyzov E.E., Kharlamov P.V. Metal cladding of working friction surfaces of the "wheel-rail" pair. Friction and wear. 2020;41(4):464-474. (In Russ.)

7. Shapovalov V.V., Shulga G.I., Mishchinenko V.B. et al. Model optimization of the technology of contact-rotaprint cladding of friction surfaces. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Techn. nauki=Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region.Technical Sciences. 2018;1(197):84-90. DOI 10.17213/0321-2653-2018-1-84-90 (In Russ.)

8. Shapovalov V.V., Burakova M., Sayamova T. et al. Optimization of Dynamically Loaded Nonlinear Technical Systems. Transportation Research Procedia: Collection of materials XIII International Conference on Transport Infrastructure: Territory Development and Sustainability, Irkutsk-Krasnoyarsk, 26-28 Okt. 2022. Krasnoyarsk, Elsevier B.V. 2023. P. 811-818. DOI 10.1016/j.trpro.2023.02.114.

9. Shapovalov V.V., Kharlamov P.V., Gorin S.L. et al. Optimization of dynamically loaded nonlinear technical systems. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: 16, Rostov-on-Don, 11-13 Sept. 2020. Rostov-on-Don. 2021. P. 012043. DOI 10.1088/1757-899X/1029/1/012043.

10. Method for modifying thermocladding systems for steel friction surfaces. Patent RF, no. 2750585.2006.

Сведения об авторах

Мищиненко Василий Борисович - ассистент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», m.vasbor@bk.ru

Шульга Геннадий Иванович^ - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Автомобили и транспортно-технологические комплексы», g.shulga41@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петрушин Александр Дмитриевич - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство», vvh@rgups.ru

Корниенко Роман Андреевич - инженер, кафедра «Транспортные машины и триботехника, tmt@rgups.ru

Саямова Татьяна Липаридовна - ст. преподаватель, кафедра «Начертательная геометрия и графика», ngg@rgups.ru

Information about the authors

Vasily B. Mishchinenko - Assistant, Department «Transport Machines and Tribotechnics», tmt@rgups.ru

Gennady I. Shulga - Dr. Sci. (Eng.), Professor, Department «Automobiles and Transport-Technological Complexes», g.shulga41@mail.ru

Alexander D. Petrushin - Dr. Sci. (Eng.), Professor, Department «Wagons and wagon facilities», vvh@rgups.ru

Roman A. Kornienko - Engineer, Department «Transport Machines and Tribotechnics», tmt@rgups.ru Tatyana L. Sayamova - Senior Lecturer, Department «Descriptive Geometry and Graphics», ngg@rgups.ru

Статья поступила в редакцию / the article was submitted 25.09.2023; одобрена после рецензирования / approved after reviewing 19.10.2023; принята к публикации /acceptedfor publication 30.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.