Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Н. О.

Статья посвящена исследованию конституционной природы социальных прав человека и гражданина в пространстве социального государства. Выделены аспекты современной трансформации общественных отношений, влияющие на специфику реализации данных прав в актуальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL NATURE OF SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN RUSSIA

The article is devoted to the study of the constitutional nature of the social rights of man and citizen in the space of a welfare state. Aspects of the modern transformation of social relations that affect the specifics of the implementation of these rights in the current conditions are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-103-108 NIION: 2018-0076-8/23-593 MOSURED: 77/27-023-2023-8-593

БОРИСОВА Н.О.,

аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: nina.borisova1995@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В

РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию конституционной природы социальных прав человека и гражданина в пространстве социального государства. Выделены аспекты современной трансформации общественных отношений, влияющие на специфику реализации данных прав в актуальных условиях.

Ключевые слова: социальное государство, социальные права, система социальных прав человека и гражданина, субъективные права.

BORISOVA N.O.,

Kazan (Volga Region) Federal University

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL NATURE OF SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

IN RUSSIA

Annotation. The article is devoted to the study of the constitutional nature of the social rights of man and citizen in the space of a welfare state. Aspects of the modern transformation of social relations that affect the specifics of the implementation of these rights in the current conditions are highlighted.

Key words: welfare state, social rights, the system of social rights of man and citizen, subjective rights.

Конституция Российской Федерация, принятая в 1993 году всенародным голосованием путем референдума [1], определяет наше государство как социальное, что предполагает формирование социальной политики, направленной на создание фундамента жизни каждого человека и гражданина в его стремлении построить достойную жизнь с возможностью свободного развития. Данный принцип лежит в основе конституционного строя Российской Федерации.

В современном конституционном праве социальные права человека и гражданина называют основными в силу природы: государство как одно из форм общественного устройства создает систему общественных благ для всех и каждого независимо от степени возможности участия индивида в создании общих благ.

Юридическая значимость социальных прав приравнивается к значимости гражданских и политических прав человека в зависимости от мировоззренческих позиций, что стало особенно актуальным в современную эпоху индивидуализации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

личности. Это подтверждает и А.Е. Козлов, выделяя социальные права в особую группу [2]. В свою очередь М. И. Лепихов подчеркивает их связанность с государством, что дает основание выделять их как «разновидность конституционных суверенных прав» [3].

Н.А. Волгин отмечает, что «любое общество заинтересовано в поддержании своей жизнеспособности и, более того, в дальнейшем своем развитии в различных направлениях и сферах; иначе говоря, речь идет о его потребности в поддержании его целостности, функционирования и развития — в экономической (имеется в виду сфера производства и обмена материальных благ), социальной (имеется в виду сфера воспроизводства разнообразных социальных общностей с их многообразными социальными связями и отношениями), политической (имеется в виду сфера властного урегулирования противоречий между большими общностями), культурной (имеется в виду сфера духовной жизни общества) областях... По сути, наличие социальных прав у человека равнозначно юридическому признанию обществом и

государством общей возможности и целесообразности (как особой формы социальной необходимости) для каждого человека пройти социализацию и, следовательно, стать полноценным членом данного общества» [4].

Термин «социальные права человека» закреплен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [5], а в дальнейшем и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [6]. Став международными стандартами, они были имплементированы в национальное законодательство.

«Конституционные социальные права - это закрепленные в Конституции Российской Федерации основные права, предоставляющие каждому человеку возможность претендовать на получение от государства определенных материальных благ и обеспечивающие ему достойный уровень жизни и социальную защищенность» [7].

В большинстве научных трудов социальные права рассматриваются в едином комплексе «социально-экономических прав» или «экономических, социальных и культурных прав». Между тем социальные права обладают признаками, позволяющими выделить их в самостоятельную группу конституционных прав: направленность на удовлетворение материальных потребностей, особая роль государства в их обеспечении, необходимость детальной конкретизации в текущем законодательстве, особый субъектный состав [8].

К социальным правам, установленным в Конституции Российской Федерации, относятся следующие права: в сфере труда, включая право на отдых (ст. 37), государственная защита материнства, детства, семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) [1].

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ - труд свободен. Это означает, что человек имеет право сам решать, как он будет использовать собственные способности к труду, выбирать род деятельности и профессиональную ориентированность; он сам определяет, в какой степени данные способности будут использованы на благо общества. Данная конституционная ценность предопределяет запрещение принудительного труда (ч.2) вышеуказанной статьи.

В системе современного индустриально-информационного производства каждый предполагает и достойные условия труда, соответствующие актуальным стандартам гигиены и требованиям безопасности.

В ст. 4 «Европейской социальной хартии» [9], отражено право работников на вознаграждение за труд, который обеспечивает им, их семьям

достойный уровень жизни, что в свою очередь должно стимулировать потребность работников в труде, а работодателю, соответственно своевременно увеличивать размер оплаты труда.

Важнейшим является положение о минимальном размере оплаты труда, который должен быть установлен федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда в РФ» [10]. Данный закон имеет важнейшее значение в устранении противоречий между рыночной природой труда и потребностью каждого в социальной справедливости.

Рыночные условия труда также предполагают конкуренцию среди наиболее квалифицированной рабочей силы, что, безусловно, создает условия для безработицы. Поэтому конституционное социальное право на защиту от безработицы дает уверенность человеку и гражданину в наличии правовых механизмов государства в случае отсутствия занятости на рынке труда [11]. Все вышеуказанные положения конкретизированы в Трудовом кодексе РФ [12].

Неотъемлемая часть трудовой деятельности - отдых. Право на отдых закреплено в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ. Этот конституционный принцип предполагает наличие гарантий каждому, работающему по трудовому договору, на строго фиксированную длительность рабочего времени, оплачиваемое время отпуска, включая выходные, праздничные дни. Данные гарантии устанавливаются и Трудовым кодексом РФ.

Одно из важнейших направлений социальной политики государства - создание условий для материнства, детства и семьи. Данное конституционное право закреплено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. Являясь социальным институтом, семья определяет будущее государства, поэтому в неразрывном единстве существуют материнство, детство и семья, а государство должно выстроить механизм их защиты. С этой целью органы государственной власти предпринимают меры поддержки материального характера (например, малоимущих, многодетных семей - через систему специальных выплат). Конституционный принцип защиты детства реализовывается и в отношении детей, оставшихся без родителей, что нашло отражение в Семейном кодексе РФ [13].

Гуманизм современного государства проявляется и в праве каждого, оказавшегося в трудной жизненной ситуации (болезнь, потеря кормильца и т.п.) на социальное обеспечение. Гарантии этого устанавливаются в статье 39 Конституции РФ.

Социальное обеспечение, по мнению О.С. Мозалевой, «предполагает непосредственную помощь государства и прямое обеспечение нуждающимся, которые сами не могут обеспечить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

себе достойны уровень жизни» [8]. В свою очередь Н.Д. Терещенко считает, что «под правом на социальное обеспечение следует понимать гарантированную государством и признанную международным сообществом возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда у него по объективным причинам отсутствует заработок или трудовой доход» [7]. Реализуя данное право государство предоставляет гражданам не только пенсии, но и социальные пособия, что является видами материального, социального обеспечения.

Социальные услуги - еще один вид деятельности государства по реализации права граждан на социальное обеспечение. Среди них можно выделить услуги (как правило, бытового характера), оказываемые социальными работниками гражданам на дому или в учреждениях специального профиля (дома-интернаты, детские дома и т.п.). Все это определяет содержание социальной политики государства, основанной на принципах общественной справедливости и социальной солидарности.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище каждого. В реализации данного права органы государственной власти и местного самоуправления не только поощряют разнообразные формы жилищного строительства, но и создают условия для него. В ситуации неоднородности доходов граждан важным оказывается поддержка малоимущих со стороны государства. Экономические преобразования остро поставили проблему доступности жилья. Государство в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 40) берет на себя обязательство предоставлять бесплатно (или за доступную плату) жилье экономически незащищенных гражданам из жилищных фондов государственных, муниципальных уровней.

Практика реализации подтвердила жизнеспособность такой формы финансовой обеспеченности жилищного строительства как ипотечное кредитование. Сегодня существуют уже не только программы для отдельных социальных групп (например, молодые семьи, дети-сироты), но и ипотека с государственной поддержкой для более широких слоев населения [14]. Отдельным сегментом стала льготная ипотека для жителей сельской местности и, безусловно, большой интерес для граждан составляет Дальневосточная ипотека, ипотека для 1Т - специалистов [15]. В условиях постпандемии, повлекшей новую волну экономического кризиса, наше государство по-прежнему исполняет свои социальные обязательства в такой сложной сфере, как жилищное строитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ство, при этом расширяя круг лиц, на которых распространяются льготные условия.

Еще одним из ключевых социальных прав является право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь.

Социальная защищенных граждан реализуется в конституционной норме о бесплатности медицинской помощи для граждан, при этом указывается, что формой государственного участия здесь являются средства соответствующего бюджета, допускается оказание медицинской помощи за счет страховых взносов и других поступлений (ч. 1, ст. 41). Для того чтобы своевременно, доступно человек и гражданин имел возможность реализовать право на охрану здоровья, в Российской Федерации создана система здравоохранения, включающая в себя государственный, муниципальный и частный уровень (ч. 2, ст. 41).

Профилактический характер здравоохранения реализуется через государственное финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья. Вместе с тем государство поощряет любые виды деятельности, которые способствуют укреплению здоровья человека (ч. 2, ст. 41). Так, с 2019 года успешно реализуются Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [16].

А.Б. Литовка отмечает, что «право граждан в сфере охраны здоровья и медицинской помощи представляет собой неотчуждаемые субъективные права.принадлежат им в силу их правовой связи с государством от рождения до самой смерти и используются по мере необходимости. Данным субъективным правом корреспондируют юридические обязанности государства в целом» [17].

Е.А. Отставнова утверждает, что «право на охрану здоровья - комплексное право, и его реализация зависит от различных факторов....на здоровье сказываются и неблагоприятная экологическая обстановка, и неполноценное некачественное питание российских граждан» [18], поэтому защита данного права «требует принятия адекватных мер не только со стороны соответствующих государственных органов, но и со стороны гражданского общества, самих граждан» [18].

Общественный характер конституционной нормы о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь подчеркивается в ч.3 ст. 41: здесь сформулирована норма-принцип об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов, обстоятельств, которые создают угрозу для жизни и здоровья людей. В условиях пандемии COVID - 19 она приобрела особую значимость в силу угроз, имеющих глобальный характер.

В новой российской действительности Конституционный Суд Российской Федерации играет огромную роль в осуществлении правосудия.

Социальная проблематика весьма заметна в его деятельности. Так, Н.С. Бондарь раскрывает проблемы в практике Конституционного Суда РФ, нашедшие свое отражение в постановлениях Конституционного Суда РФ, в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся:

- социального обеспечения - в связи с необходимостью гарантирования гражданам минимального материального обеспечения государственными пособиями гражданам, имеющим детей; выплатами и социальными льготами для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.;

- пенсионной системы - в части дифференциации прав на получение пенсии отдельными категориями рабочих и служащих, мужчинами и женщинами; недопустимости установления неравного статуса пенсионеров в зависимости от вида получаемой ими пенсии; необоснованного ограничения права осужденного на пенсию; права на трудовую пенсию граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- права на жилище - недопустимость его ограничения в зависимости от регистрации и в случае временного отсутствия нанимателя, перевода жилого помещения в нежилое; судебная защита права на жилище в связи с выселением в административном порядке; жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, и др.;

- труда и статуса безработных - в части возрастных ограничений права на труд, судебной защиты этого права; ограничений права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбора рода деятельности и профессии; выплат пособий по временной нетрудоспособности и предоставления защиты от безработицы и т. д.

Этот перечень социальной проблематики в деятельности Конституционного Суда РФ можно было бы продолжить [19].

Обобщение практики Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам реализации социальных прав показывает, что позиции Конституционного Суда однозначны: государство обязано заботиться о благополучии человека и гражданина в силу социальной природы современного российского государства, поэтому всякий утративший способность трудиться вправе рассчитывать на защиту и помощь в получении медицинской помощи, на прожиточный минимум жизни и другие социальные блага. При этом, можно

согласиться с мнением В.Е. Чиркина о том, что в тех случаях, когда Конституционный Суд РФ не артикулировал принцип социальной справедливости «при решении многих дел, имеющих коллективные последствия (о социальных льготах и гарантиях, пособиях чернобыльцам, женщинам по беременности и родам, северных надбавках, о жилье северян, бывших военнослужащих, врачей и учителей в сельской местности и т.д.)», он исходил именно из этого принципа [20].

В условиях реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возникают проблемы теоретического осмысления реализации некоторых конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина, одно из них - право на защиту от безработицы. Использование новых коммуникационных технологий, робототехники, искусственного интеллекта высвобождает человека из многих производственных процессов. Поэтому в федеральный закон № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в статью 5 ч. 2 следует внести изменения, сформулировав ее следующим образом: «поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места в условиях, предполагающих использование цифровых технологий, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы» [11].

Таким образом, «социальное государство являет собой сложнейшую институциональную систему с действенными механизмами для создания высокого уровня жизни для своих граждан» [21], и современное российское государство на основе конституционных принципов социального государства, создает условия человеку и гражданину для реализации социальных прав.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.

[2] Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. - М., 1990. - С. 84

[3] Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. -М., 2005. - С. 19.

[4] Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

[5] Всеобщая декларация прав человека 1948 г. //Международная защита прав и свобод: сб; документов. - М.: Юрид. лит., 19901 - 672 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: //Международная защита прав и свобод человека: сб. документов; — М.: Юрид.. лит., 1990; - 672 с.

[7] Терещенко, Н.Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерации: автореф. дис...канд. юрид. наук. М. 2005. С.16-17.

[8] Мозолева, О.С. Конституционное право граждан российской федерации на социальное обеспечение: автореф. дис...канд. юрид. наук: 12.00.02 / Мозолева Ольга Сергеевна. - Тюмень, 2011. С.11

[9] «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996). [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_120807/

[10] Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс] - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402538/

[11] Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [электронный ресурс] - URL: https://sudact.ru/law/zakon-rsfsr-ot-19041991 -n-1032-1-o/

[12] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

[13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета. 27 января 1996. N 17

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в ред. от 12.08.2023) // Информационно - правовое обеспечение «Гарант»

[15] Официальный сайт «Дом РФ». - [Электронный ресурс] - URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/ mortgage/dalnevostochnaya-ipoteka/

[16] Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie

[17] Литовка А.Б. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис...канд. юрид. наук. - М., 2005. С.12

[18] Отставнова Е.А. Конституционные основы защиты права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России: автореф. дис...канд. юрид. наук: Саратов, 2011. С.3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[19] Бондарь Н.С. Конституционный императив социальных прав (о практике Конституционного Суда Российской Федерации по социальной защите граждан) / М.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2002. N: 2 (39). С.: 216-225.

[20] Чиркин В.Е. Принцип социальной справедливости в конституционном измерении // Конституционное и муниципальное право. - 2013. -№ 11. - С. 39.

[21] Смирнова О.М., Амирова Р.Р. Трансформация содержания понятия «социальное государство» в начале ХХ1 века // Закон и право. М., «ЮНИТИ-ДАНА». - 2021. - N 3. - С. 26.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11 - FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. N 31. St. 4398.

[2] Kozlov A.E. Social'naya politika: kon-stitucionno-pravovye problemy. - M., 1990. - S. 84

[3] Lepihov M.I. Konstitucionno-pravovye osnovy deyatel'nosti Rossijskoj Federacii po social'noj zashchite naseleniya. -M., 2005. - S. 19.

[4] Volgin N.A. Social'naya politika: Uchebnik.

— M.: Izdatel'stvo «Ekzamen», 2003. — 736 s.

[5] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka 1948 g. //Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod: sb; dokumentov. - M.: YUrid. lit., 19901 - 672 s.

[6] Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah: //Mezhdunarodnaya zashchita prav i svobod cheloveka: sb. dokumentov;

— M.: YUrid.. lit., 1990; - 672 s.

[7] Tereshchenko, N.D. Konstitucionnye social'nye prava lichnosti: istoriya razvitiya i sovre-mennoe sostoyanie v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis...kand. yurid. nauk. M. 2005. S.16-17.

[8] Mozoleva, O.S. Konstitucionnoe pravo grazhdan rossijskoj federacii na social'noe obespe-chenie: avtoref. dis...kand. yurid. nauk: 12.00.02 / Mozoleva Ol'ga Sergeevna. - Tyumen', 2011. S.11

[9] «Evropejskaya social'naya hartiya (peres-motrennaya)» (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996). [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120807/

[10] Federal'nyj zakon ot 06.12.2021 N 406-FZ «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 1 Federal'nogo zakona «O minimal'nom razmere oplaty truda» [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_402538/

[11] Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.04.1991 N 1032-1 (red. ot 19.11.2021) «O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v

silu s 01.03.2022) [elektronnyj resurs] - URL: https:// sudact.ru/law/zakon-rsfsr-ot-19041991-n-1032-1-o/

[12] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 04.08.2023) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2002. — № 1 (ch. 1). - St. 3.

[13] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ // Rossijskaya gazeta. 27 yan-varya 1996. N 17

[14] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. N 296 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social'naya podderzhka grazhdan» (v red. ot 12.08.2023) // Informacionno - pravovoe obespech-enie «Garant»

[15] Oficial'nyj sajt «Dom RF». - [Elektronnyj resurs] - URL: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/mortgage/ dalnevostochnaya-ipoteka/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Oficial'nyj sajt Ministerstva zdra-voohraneniya Rossijskoj Federacii. - [Elektronnyj resurs] - URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie

[17] Litovka A.B. Pravo na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' v Rossijskoj Federacii: kon-stitucionno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis... kand. yurid. nauk. - M., 2005. S.12

[18] Otstavnova E.A. Konstitucionnye osnovy zashchity prava cheloveka i grazhdanina na ohranu zdorov'ya i medicinskuyu pomoshch' v sovremennoj Rossii: avtoref. dis...kand. yurid. nauk: Saratov, 2011. S.3.

[19] Bondar' N.S. Konstitucionnyj imperativ social'nyh prav (o praktike Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii po social'noj zashchite grazhdan) / M.: Konstitucionnoe pravo: Vostochnoevrope-jskoe obozrenie. 2002. N: 2 (39). S.: 216-225.

[20] Chirkin V.E. Princip social'noj spravedliv-osti v konstitucionnom izmerenii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2013. - № 11. - S. 39.

[21] Smirnova O.M., Amirova R.R. Transfor-maciya soderzhaniya ponyatiya «social'noe gosu-darstvo» v nachale HKHI veka // Zakon i pravo. M., «YUNITI-DANA». - 2021. - N 3. - S. 26.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.