Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 1. - С. 61-68.
УДК 542.722.1
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ: НА ПРАКТИКЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Соколова Н. В.
Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)
В современном мировом сообществе огромное значение придаётся соблюдению прав человека. Будучи широко продекларированными как на уровне ООН, так на уровне международных организаций Европы, и непосредственно РФ, права человека, тем не менее, достаточно часто нарушаются. Автор подвергает анализу проблемные аспекты правового регулирования и реального положения с соблюдением прав человека в Российской Федерации, подтверждая свои доводы реальными примерами из практики ЮК ШГПУ. Проведённый анализ позволил внести предложения о некоторых возможных направлениях их решения.
Ключевые слова: Конституция, права человека, право на охрану жизни и здоровья, право на жилище, право на труд и его достойную оплату, юридическая клиника.
Соблюдение конституционных прав человека провозглашено основным направлением деятельности, как мирового сообщества, так и Российской Федерации в частности.
В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека подчеркивается, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», выполнение прав, предусмотренных в Декларации «должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией» [2].
Российская Федерация, являясь членом Совета Европы, в соответствии с положениями ст. 1 Европейской Конвенции прав и свобод человека, приняла на себя обязательство соблюдать права человека считая, что они «являются основой справедливости и всеобщего мира», «соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, ... всеобщим пониманием и соблюдением прав человека» [6].
В соответствии с положениями ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», а гарантом прав и свобод человека является президент страны (ч. 2 ст. 80 К РФ) [7].
Как свидетельствуют данные Европейского Суда по правам человека, в 2017 году Россия заняла первое место среди стран Совета Европы по количеству выявлен-
ных нарушений прав граждан. За все годы существования ЕСПЧ наибольшее количество нарушений прав человека суд нашёл в Турции - почти 3 тыс. Россия - на втором месте: с 1998 года, когда страна попала под юрисдикцию Страсбургского суда, он признал 2,1 тыс. нарушений прав человека со стороны российских властей [1]. Но это далеко не полная картина, поскольку при рассмотрении дел в ЕСПЧ не учитывается количество граждан, обратившихся в рамках одной жалобы на нарушение своих прав.
Обращение к данным доклада Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 год, позволяет сделать вывод, что за год удалось защитить права более чем 250 тыс. граждан, а ведь степень защищенности прав человека «определяет социальный климат в государстве и уровень стабильности в обществе» [3].
Представляется чрезвычайно актуальным провести анализ реального положения с соблюдением прав граждан, в связи с чем обратимся в том числе и к примерам из практики Юридической клиники Шадринского государственного педагогического университета.
Из доклада Уполномоченного по правам человека в РФ, в 2017 году наблюдался рост обращений по сравнению с 2016 годом о нарушении следующих видов прав: на бесплатную медицинскую помощь, на жилище, на образование и т.д., что приводит к тому, что 39 % граждан полагают, что права человека в современной России не соблюдаются [3].
Наибольшее количество нарушений прав граждан наблюдается в сфере обеспечения права на бесплатную медицинскую помощь, напрямую связанное с качеством жизни, которое, вне всяких сомнений, связано и с сокращением на 43 % (с 9479 в 2005 году до 5357 в 2016 году) количества организаций системы здравоохранения, осуществляющих медицинское обслуживание госпитализированных пациентов [3].
Согласно ст. 11 Европейской социальной хартии, каждый имеет право на охрану здоровья, в связи с чем РФ приняла на себя обязательство «принять, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, соответствующие меры, направленные, в частности на:
1. Устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;
2. Предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;
3. Предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев» [4]. Но уровень заболеваемости неуклонно растёт [5] и количество нарушений прав граждан, увы, не уменьшается.
Практика Юридической клиники ШГПУ позволяет категорически утверждать, что даже рост обращений к Уполномоченному по правам человека не отражает в полном объёме глубину существующей в этом вопросе проблемы, ведь далеко не все отчаявшиеся доходят до него... Так, только в 2018 году в ЮК были следующие обращения, связанные с одним из тяжелейших, смертельно опасных заболеваний -онкологическим.
Уровень финансовой, технологической и кадровой обеспеченности органов здравоохранения разных регионов очень различается, в связи с чем граждане России, проживающие в дотационном регионе (Курганской области в частности), вынуждены искать спасение в других регионах, где они могут получить более квалифициро-
ванную и высокотехнологичную медицинскую помощь. Но территориальное разделение бюджетов медицины не позволяет им получать помощь бесплатно в регионах вне места их постоянного проживания, если им не выделена квота на лечение. Найденный гражданами способ решения проблемы - возможность получения медицинской помощи при наличии временной регистрации в регионе нахождения медицинского учреждения, где им может быть оказана квалифицированная медицинская помощь, к сожалению, может закончиться плачевно для человека, выразившего сочувствие к смертельно больному - возможностью привлечения его к уголовной ответственности по ст. 322.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за фиктивную регистрацию гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ [13].
Необходимо также констатировать, что даже временная регистрация вне своего постоянного места жительства может стать причиной возникновения у граждан сложностей при обращении в медицинские учреждения по месту своего постоянного проживания, поскольку, несмотря на наличие прямого указания на недопустимость отказа в предоставлении медицинской помощи в ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8], медики отказывают в предоставлении медицинских услуг, мотивируя отказ тем, что существующее законодательство при оказании помощи лицам, зарегистрированным в другом регионе, даже временно, лишает их возможности получить оплату за оказанные услуги.
При таком положении возникает необходимость усовершенствования системы оплаты медицинских услуг, исходя из конституционного принципа равенства прав граждан, позволяющего им получать необходимую медицинскую помощь в том медицинском учреждении, которое способно оказать им ту помощь, которая может спасти их жизнь - самое ценное, что есть у человека. Ведь право человека на жизнь гарантировано всеми нормами права, указанными выше. Представляется необходимым обеспечить равные возможности для каждого гражданина в получении медицинской помощи без привязки к конкретному региону, чтобы неукоснительно соблюдались положения ст.ст. 7, 29 Всеобщей декларации прав человека и ст.ст. 17, 19, 39, 41 Конституции РФ и не допускалось дискриминации человека по признаку привязанности к конкретному региону страны.
В условиях современного государства, провозгласившего себя правовым, чрезвычайно важное значение имеет право на жилище, провозглашённое в ст. 40 Конституции России, которое малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, а также право на его справедливую оплату.
К сожалению, вынуждена констатировать, что право на жилище граждан страны, пока остаётся, зачастую, чем-то призрачным. Как отмечает Уполномоченный по правам человека, в 2017 году только 4,9 % семей получили жилые помещения из 2542,4 тыс. семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях [3].
Материалы правоприменительной практики Юридической клиники ШГПУ свидетельствуют, что право на жилище может быть недосягаемым даже в течение нескольких десятилетий. Так, N 1941 г.р., окончила Курганский педагогический ин-
ститут, как молодой специалист по распределению была направлена на работу учителем географии в г. Шадринск. В сентябре 1966 года была поставлена на льготную очередь для получения жилой площади. Даже спустя более 45 лет с момента постановки на очередь, жилое помещение ей не было предоставлено. Много лет состояла в списке очередности (молодые специалисты) в качестве нуждающейся в жилом помещении под № 1, хотя современное жилищное законодательство такой категории льготников, как молодые специалисты, вообще не предусматривает. После обращения в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения, N была снята с очереди на его получение. Её права на получение жилья были восстановлены лишь судебным решением. Справедливости ради, следует подчеркнуть, что даже наличие судебного решения не обеспечило немедленного предоставления жилья истцу, поскольку финансовое положение муниципального бюджета большинства провинциальных городов России, увы, оставляет желать лучшего.
Аналогичные проблемы складываются и с обеспечением права на жилище такой категории граждан, как дети-сироты, которые, как провозглашено на законодательном уровне, пользуются особой защитой со стороны государства. Так, R, являющийся сиротой (умерли оба родителя), обучался на дневном отделении высшего учебного заведения. Собственного жилья не имел. В 2011 году был поставлен на учёт как нуждающийся в предоставлении жилья ребёнок, оставшийся без попечения родителей. В 2012 году он был призван для прохождения срочной военной службы в ряды Российской Армии. После демобилизации продолжил обучение в вузе и женился. Основываясь на положениях норм права, предусматривающих предоставление жилья по демобилизации из рядов вооружённых сил РФ, обращался за предоставлением жилья в Администрацию муниципального образования. В предоставлении жилья ему отказали, мотивируя тем, что на время обучения R может быть обеспечен общежитием, что временно освобождает органы власти от предоставления жилья. Лишь решением суда требования R о предоставлении жилья были удовлетворены. Исполнение судебного решения растянулось почти на год.
Подобные примеры можно приводить бесконечно.
Аналогичное положение сложилось и с соблюдением права на труд и его справедливую оплату.
Обращение к статистическим данным об уровне средней заработной платы по регионам РФ, используемой для расчёта задолженности по алиментам позволяет сделать вывод о разном уровне жизни населения регионов страны:
Таблица №1. Средняя заработная плата по федеральным округам [12].
Дальневосточный ФО 33876 рублей
Центральный ФО 33850 рублей
Уральский ФО 31769 рублей
Сибирский ФО 24113 рублей
Приволжский ФО 20370 рублей
Южный ФО 20315 рублей
Северо-Кавказский ФО 17374 рублей
Статистические данные о заработной плате по регионам позволяют сделать вывод о неравном положении граждан страны в вопросах оплаты труда, которые отличаются как в разных регионах, так и практически на одной территории в конкретном регионе. Обратимся к данным по территории Московской области, а именно: если средняя заработная плата в г. Москва составляет 53953 рублей, то в Московской области - почти вдвое меньше - 32986 рублей, а разница в заработной плате самого высокооплачиваемого региона Чукотского АО - 65034 рублей и самого низкооплачиваемого региона - Республики Дагестан - 15254 рублей - отличается более чем в 4 раза. Подобные различия обнаруживаются также в пределах одного федерального округа, а именно:
Таблица №2. Данные о средней заработной плате в Уральском федеральном округе [12]._
Ямало-Ненецкий АО 64642 рублей
Ханты-Мансийский АО — Югра 49715 рублей
Тюменская обл. 28682 рублей
Свердловская обл. 25690 рублей
Челябинская обл. 23038 рублей
Курганская обл. 17429 рублей
Не вызывает сомнений, что проживание в сложных климатических зонах требует соответственного уровня заработной платы, которое обеспечивается уровнем экономического положения региона, однако, разница в заработной плате свидетельствует также о том, что бюджетная обеспеченность регионов существенно отличается и не позволяет в полном объёме обеспечить равные возможности обеспечения для граждан страны достойного существования.
Следует также подчеркнуть, что даже в рамках одного юридического лица заработная плата руководителя и простого работника могут различаться не в разы, а в десятки и сотни раз. Неоспоримо, что труд разной квалификации и в разных условиях должен быть справедливо оплачен, но, если уровень заработной платы не обеспечивает достойного существования работающего, то, думается, вряд ли такую оплату за труд можно назвать справедливой и соответствующей главному конституционному принципу - принципу равенства граждан. Такой вывод выглядит ещё более обоснованным при обращении к открытым статистическим данным об уровне жизни россиян. По данным Госкомстата на начало 2018 года за чертой бедности живут 19,3 млн. чел, т.е. 13,2 % населения страны [14]. Даже президент страны Владимир Путин назвал унизительным уровень бедности в РФ [11].
Следует подчеркнуть, что только Уполномоченным по правам человека в 2017 году было оказано содействие в защите трудовых прав более чем 13,4 тыс. граждан
[3].
Будучи суверенным государством, являясь членом Совета Европы, Россия ратифицировала Европейскую социальную хартию, но лишь частично [9], а именно: приняв на себя обязательство выполнять положения данного документа, тем не менее, в ст. 4 отказалась ратифицировать п. 1, обязывающий «признать право работников на вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни» [4].
Представляется, что ратификация одного этого пункта позволила бы поднять на более высокий уровень заработную плату большинства работающих в России, поскольку у работодателей появилась бы обязанность не только своевременно выплачивать заработную плату, под страхом привлечения к уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ), но и устанавливать такой уровень оплаты труда, который позволял бы семьям человека труда обеспечить достойное существование.
Положение с соблюдением прав человека в России ещё слишком далеко от идеала, поскольку Уполномоченному по правам человека приходится эффективно защищать права даже сотрудников силовых структур - за 2017 год восстановлены права 1640 военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей и гражданского персонала воинских частей [3].
Думается, что одной из причин нарушения прав человека является, в большинстве случаев, отсутствие персональной ответственности правонарушителя за свои действия перед гражданином. О массовости нарушений прав человека свидетельствуют данные доклада Уполномоченного по правам человека о том, что «за допущенные нарушения прав, свобод и интересов граждан 34 чиновника и 32 юридических лица привлечены к административной ответственности, а40 должностных лиц - к дисциплинарной» [3], но, в соответствии с положениями ст. 1068 ГК РФ, за действия работников несёт ответственность работодатель. Именно поэтому, нарушая права гражданина, работник не боится, что допущенное им нарушение скажется на его материальном положении.
Думается, что вполне своевременно принятие нормативного акта, устанавливающего персональную ответственность должностного лица за нарушения прав граждан, в котором предусмотреть, что, в случае, если некомпетентными действиями должностного лица в результате возмещения материального ущерба и морального вреда гражданину, юридическому лицу был причинены убытки, то, в случае установления некомпетентности, чиновник подлежит дисциплинарной ответственности или увольнению с должности, а, в случае совершения им умышленных действий, нарушивших права человека, предусмотреть возможность регрессного взыскания причинённого ущерба в полном объёме. Представляется, что такой способ урегулирования конфликта будет способствовать резкому повышению заинтересованности должностных лиц в соблюдении прав граждан и компетентности при исполнении своих служебных обязанностей. Кроме того, вполне логично было бы законодательно предусмотреть возможность введения страхования ответственности юридических лиц за потенциальную возможность причинения этими действиями вреда гражданам.
Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о необходимости наведения порядка в соблюдении конституционных прав граждан правоприменителями, а также в совершенствовании законодательного регулирования этих проблем, в частности, в части соблюдения положений ч. 4 ст. 15 Конституции России, устанавливающей, что, в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [7].
Представляется также чрезвычайно эффективным законодательно установить персональную ответственность всех должностных лиц, допускающих нарушения прав граждан, как это установлено, например, в ст. 17 «Основ законодательства
Российской Федерации о нотариате» [10] возможность личной имущественной ответственности нотариуса за допущенные нарушения прав граждан и юридических лиц.
Список литературы
I. Алехина Маргарита. Россия стала лидером по числу признанных ЕСПЧ нарушений прав человека [Электронный ресурс] -Подробнее на РБК: Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/25/01/2018/5a69ebe 79a7947756bc55268. - 21.10.2018.
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html. - 21.10.2018.
4. Европейская Социальная Хартия (пересмотренная) [Электронный ресурс] (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/. - 21.10.2018.
5. Заболеваемость населения по основным классам заболеваний (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#. - 20.10.2018.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Электронный ресурс] (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) -Режим доступа: ETS N 005 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ - 20.10.2018.
7. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=
2875&fld= 134&dst= 100016,0&rnd=0.37510544688207603#07111987809249669. - 20.10.2018.
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/. - 21.10.2018.
9. О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года [Электронный ресурс] : федеральный закон от 03.06.2009 N 101-ФЗ - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88272/. - 20.10.2018.
10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ
II.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.08.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/. - 20.10.2018.
11. Путин назвал унизительным уровень бедности в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aif.ru/politics/russia/putin_nazval_ unizitelnym_uroven_bednosti_v_rf. - Аргументы и факты. 23 декабря 2017 г. - 24.10.2018.
12. Средняя зарплата по России в 2018 году для расчета алиментов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yurportal. info/alimenty/srednyaya-zarabotnaya-plata-i-alimenty/. - 21.10.2018.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/. - 21.10.2018.
14. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [Электронный ресурс] официальный сайт Госкомстата - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=04X5WJAjkpghsRC3IM0zIu6rVKh7InVyb CI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVCa0ZaRlVVMjlsQWRlU2ZJcTBnbU10al dNRC1jYVhLQVQ2Y2UzeFYzSnVQZFA4QzEwZy1leW9pd2Vsd1c0eFhxWWZHWWtELW50aDJJTndN UERyS 1 JYdlhoOHVDQzA4VUtXWEtJSUlMQ29iaVdhYXJGNlIyUENFaXZONEdvZkwxZ1 E9PT9zaWdu PVpRNzRZSllPU1ktVDc0TVo0czloYXVKZ25BYV96NkxZT0VQYWp4Y1ZNdHc9IiwidGl0bGUi0iJ1cm9 2XzUxZy5kb2MiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiIxMjQ1NjY2MjkxNDc5OTk2OTM3Iiwibm9pZnJhbWUiOmZ hbHNlLCJ0cyI6MTU0MTY4NjYz0DQ1N30%3D. - 8.11.2018.
Sokolova N. V. Problem aspects of ensuring the constitutional rights of citizens of Russia: in the practice of legal clinics of Shadrin state pedagogical university // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 1. - Р. 61-68.
In today's world community, great importance is attached to respect for human rights. Being widely declared both at the UN level, and at the level of international organizations in Europe, and directly to the Russian Federation, human rights, however, are often violated. The author analyzes the problematic aspects of legal regulation and the real situation with the observance of human rights in the Russian Federation, confirm-
ing his arguments with real examples from the practice of the South Kazakhstan State Pedagogical University. The analysis made it possible to make proposals on some possible directions of their solution.
Key words: The Constitution, human rights, the right to protection of life and health, the right to housing, the right to work and his decent pay, legal clinic.
Spisok literatury
I. Alekhina Margarita. Rossiya stala liderom po chislu priznannyh ESPCH narushenij prav cheloveka [EHlektronnyj resurs] -Podrobnee na RBK: Rezhim doslûpa: https://www.rbc.ru/society/25/01/2018/5a69ebe 79a7947756bc55268. - 21.10.2018.
2. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka: Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10 dekabrya 1948 goda http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
3. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2017 god [EH-lektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2018/04/16/doklad-site-dok.html. - 21.10.2018.
4. Evropejskaya Social'naya Hartiya (peresmotrennaya) [EHlektronnyj resurs] (prinyata v g. Strasburge 03.05.1996) - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/. - 21.10.2018.
5. Zabolevaemost' naseleniya po osnovnym klassam zabolevanij (zaregistrirovano bol'nyh s diagnozom, ustanovlennym vpervye v zhizni) http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#. - 20.10.2018.
6. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod [EHlektronnyj resurs] (Rim, 4 noyabrya 1950 g.) (s izmeneniyami ot 21 sentyabrya 1970 g., 20 dekabrya 1971 g., 1 yanvarya, 6 noyabrya 1990 g., 11 maya 1994 g.) - Rezhim dostupa: ETS N 005 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ -20.10.2018.
7. Konstituciya Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs] (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=
2875&fld= 134&dst= 100016,0&rnd=0.37510544688207603#07111987809249669. - 20.10.2018.
8. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs] : federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 03.08.2018). - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/. - 21.10.2018.
9. O ratifikacii Evropejskoj social'noj hartii (peresmotrennoj) ot 3 maya 1996 goda [EHlektronnyj resurs] : federal'nyj zakon ot 03.06.2009 N 101-FZ - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88272/. - 20.10.2018.
10. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o notariate [EHlektronnyj resurs] : utv. VS RF 11.02.1993 N 4462-1) (red. ot 03.08.2018) - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/. -20.10.2018.
II. Putin nazval unizitel'nym uroven' bednosti v RF [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.aif.ru/politics/russia/putin_nazval_ unizitelnym_uroven_bednosti_v_rf. - Argumenty i fakty. 23 dekabrya 2017 g. - 24.10.2018.
12. Srednyaya zarplata po Rossii v 2018 godu dlya rascheta alimentov [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://yurportal.info/alimenty/srednyaya-zarabotnaya-plata-i-alimenty/. - 21.10.2018.
13. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs] : federal'nyj zakon ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 03.10.2018) - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. -21.10.2018.
14. CHislennost' naseleniya s denezhnymi dohodami nizhe velichiny prozhitochnogo minimuma i deficit denezhnogo dohoda [EHlektronnyj resurs] oficial'nyj sajt Goskomstata - Rezhim dostupa: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=04X5WJAjkpghsRC3IM0zIu6rVKh7InVyb CI6InlhLWJyb3dzZXI6Ly80RFQxdVhFUFJySlJYbFVGb2V3cnVCa0ZaRlVVMjlsQWRlU2ZJcTBnbU10al dNRC1jYVhLQVQ2Y2UzeFYzSnVQZFA4QzEwZy1leW9pd2Vsd1c0eFhxWWZHWWtELW50aDJJTndN UER-
yS 1 JYdlhoOHVDQzA4VUtXWEtJSUlMQ29iaVdhYXJGNlIyUENFaXZONEdvZkwxZ1 E9PT9zaWduPVpR NzRZSllPU1ktVDc0TVo0czloYXVKZ25BYV96NkxZT0VQYWp4Y1ZNdHc9IiwidGl0bGUi0iJ1cm92XzU xZy5kb2MiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiIxMjQ1NjY2MjkxNDc5OTk2OTM3Iiwibm9pZnJhbWUiOmZhbHNl LCJ0cyI6MTU0MTY4NjYz0DQ1N30%3D. - 8.11.2018.