УДК 159
Литюк В.А.
студент 2 курса группа МП-23 педагог-психолог Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЯЗАННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность исследования нравственных установок у детей младшего школьного возраста через призму теории привязанности к матери. Авторы подчеркивают, что нравственные установки являются основой социального поведения, формируемого уже на ранних этапах жизни. Особое внимание уделяется периоду младшего школьного возраста, когда дети начинают осознавать социальные нормы, ценности и моральные установки, которые во многом зависят от их взаимодействия с родителями, особенно с матерью.
Ключевые слова: нравственные установки, младший школьный возраст, привязанность к матери, формирование личности, эмпатия, социальные нормы, взаимодействие с родителями.
Актуальность исследования нравственных установок у детей младшего школьного возраста с точки зрения теории привязанности к матери определяется всеми аспектами формирования личности ребенка.
Нравственные установки — это краеугольный камень социального поведения, который формируется уже на ранних этапах жизни. Первые годы жизни, а особенно период младшего школьного возраста, являются критически важными для формирования основ нравственного сознания. На этом этапе дети начинают осознавать различные социальные нормы, ценности и моральные установки, которые во многом зависят от их взаимодействия с родителями, а в частности с матерью.
По сути, привязанность к матери становится одной из основополагающих факторов, определяющих не только эмоциональное состояние ребенка, но и его способность к развитию моральных качеств. Исследования показывают, что дети, у которых сформировалась безопасная привязанность, чаще проявляют такие качества, как эмпатия, честность и альтруизм, что в свою очередь влияет на их отношения со сверстниками и взрослыми. В условиях современного общества, когда многие семьи сталкиваются с различными кризисами и проблемами, вопрос формирования здоровых привязанностей становится особенно актуальным. Неправильное или нестабильное сотрудничество между матерью и ребенком может привести к развитию неуверенности в себе, агрессивного поведения и других социальных нарушений, что только подчеркивает необходимость глубже изучать эту тему.
Центральным вопросом исследования является: как тип привязанности к матери влияет на формирование нравственных установок у детей?
Нравственные установки представляют собой внутренние ориентиры, которые формируют представление индивида о том, что является правильным и что является неправильным. Эти установки определяют поведение, выборы и отношения человека в социуме. В младшем школьном возрасте, когда дети активно осваивают социальные роли и взаимодействие с окружающими, нравственные установки становятся особенно важными. Они начинают осознавать нормы и правила, принятые в их культурной среде, а также формируют свои собственные моральные суждения, основанные на опыте взаимодействия с родителями, сверстниками и учителями. Кроме того, нравственные установки влияют на восприятие правил, принятых в обществе, и могут варьироваться в зависимости от образовательной среды и семейного воспитания. Дети в этом возрасте способны различать простые категории добра и зла, справедливости и несправедливости, однако их понимание этих концептов остается еще довольно примитивным и основывается в основном на примерах, наблюдаемых в реальной жизни. Постепенно, в ходе общения и взаимодействия, они начинают понимать сложные аспекты моральной
ответственности и этики, что является важным шагом в их нравственном развитии [3].
Формирование нравственных установок происходит под воздействием различных факторов, включая привязанность к родителям. Теории привязанности, разработанные такими учеными, как Джон Боулби и Мэри Эйнсворт, отражают важность начальных эмоциональных связей между детьми и родителями для дальнейшего развития личности [1]. Когда ребенок чувствует эмоциональную поддержку и безопасность со стороны родителей, его моральные установки могут быть более устойчивыми и позитивными. Дети, имеющие безопасный стиль привязанности, часто проявляют большую эмпатию и понимание к нуждам других, что помогает им развивать положительные нравственные установки. В отличие от этого, дети с неуверенным или избегающим стилем привязанности могут быть менее способными к эмпатии и чувствовать трудности в проявлении моральной ответственности. Они могут воспринимать нравственные установки как внешние требования, которые не совсем касаются их внутреннего мира. Это подчеркивает важность изучения влияния привязанности на нравственное развитие, поскольку отношения с матерью могут иметь значительное влияние на формирование у детей установки, касающиеся этики и морали [1].
Важно отметить, что нравственные установки не формируются в вакууме — они подвергаются влиянию социокультурного контекста, взаимодействия с окружающими и образовательного процесса. В младшем школьном возрасте, дети начинают осознавать различия в мнениях и ценностях среди своих сверстников, что может побудить их к анализу собственных моральных убеждений [3]. Обсуждения, которые происходят в классе, в семье и между друзьями, помогают выявить различные точки зрения, что способствует формированию более сложных и зрелых нравственных установок. Таким образом, нравственные установки у детей младшего школьного возраста представляют собой динамичную и развивающуюся систему, где впоследствии могут произойти изменения под воздействием новых знаний, опыта и
насущных вопросов общества. Важно, чтобы родители и педагоги поддерживали процесс нравственного развития, создавая среду, в которой дети могут обсуждать и исследовать моральные дилеммы, извлекать уроки из жизненного опыта и, в конечном концов, формировать свои собственные подходы к этическим вопросам.
Нравственное развитие детей является важным аспектом их личностного роста и выстраивания межличностных отношений. В этом контексте значительную роль играют существующие теории, которые объясняют, как развивается у детей понимание нравственности, формируются моральные установки и ценности. Одной из наиболее известных теорий является теория морального развития Л. Колберга, которая подчеркивает, что нравственные суждения проходят через несколько стадий. Колберг выделяет три уровня: преобладание наказания и подчинение (первый уровень), соблюдение закона и порядка (второй уровень), и, наконец, постконвенциональный уровень, где индивиды осознают универсальные принципы справедливости и правды. Эти стадии показывают, как у детей формируется способность осмысливать моральные дилеммы и принимать осознанные решения, основанные на социальных и личных убеждениях [4].
Помимо теории Колберга, стоит упомянуть также концепцию нравственного развития по Э. Эриксону. В своей модели Эриксон подчеркивает, что нравственное развитие тесно связано с социальными и эмоциональными аспектами жизни ребенка. Например, на стадии начального детства (от 3 до 6 лет) у детей возникает конфликт между инициативой и виной. Именно в этом возрасте возникают первые нравственные установки, когда они начинают осознавать, что их действия могут иметь последствия для других. Важным аспектом является то, что дети, обладающие надежными привязанностями к родителям, как правило, имеют меньше чувства вины и больше инициативы, что напрямую сказывается на их нравственном развитии. Эти эмоциональные аспекты, тесно связанные с привязанностью, оказывают существенное влияние на то, как развивается нравственное воображение, что
позволяет детям адаптироваться к требованиям окружающего общества и строить социальные отношения [5].
Модели нравственного развития также развивались в свете современных исследований, и среди них выделяется общий подход, сосредоточенный на взаимодействии между когнитивными, эмоциональными и социальными аспектами. Современные теории утверждают, что нравственное развитие — это не только последовательный процесс, но и динамическое взаимодействие между личными убеждениями и социальными ожиданиями.
Исследования показывают, что дети с безопасными стилями привязанности проявляют более высокие эмпатические реакции и могут лучше осознавать последствия своих действий для окружающих. Это указывает на то, что тип привязанности родителей может оказывать долгосрочное влияние на формирование моральных осуждений и выборы, которые делают дети в процессе своего взросления. В дальнейшем анализ этих моделей поможет в понимании взаимосвязи между стилями привязанности и нравственными установками, что является ключевым элементом для разработки программ воспитания и поддержки детей в их нравственном развитии.
Родители играют ключевую роль в формировании нравственных установок у детей. Им отвведена ответственность не только за физическое, но и за эмоциональное и моральное развитие своего чада. Нравственность детей, в частности, во многом зависит от стиля воспитания, который применяют родители. Важным аспектом является то, как родители демонстрируют свои моральные нормы и ценности в повседневной жизни. Когда родители выступают в роли образца для подражания, их поведение становится для детей основой для формирования собственных нравственных принципов. Например, если мать и отец проявляют внимание и заботу о других людях, это закладывает в детскую душу семена сопереживания и социальной ответственности. Кроме того, эмоциональная связь с родителями существенно влияет на то, как дети воспринимают моральные дилеммы и как они впоследствии будут принимать решения в сложных ситуациях. Сильная
привязанность к родителям способствует большему доверию к их моральным наставлениям и рекомендациям, что наряду с прямыми установками создает основание для формирования нравственных критериев у детей.
Модели привязанности, которые формируются в раннем детстве, также оказывют значительное влияние на становление нравственных установок. Дети, которые выросли в атмосфере любви и принятия, в большинстве случаев имеют более высокие показатели морального развития. С другой стороны, если тип привязанности к родителям неформален, и дети не получают четкого эмоционального отклика, это может привести к проблемам в осмыслении моральных норм. Дети, которые растут в условиях предвзятости, негативизма или жестокости, могут научиться воспринимать мир как место, полное конкуренции, что устремляет их к эгоистичному поведению. Таким образом, родители должны не просто следить за своими действиями, но и активно формировать у детей представление о том, что такое доброта, честность и справедливость, через диалог, обсуждение и совместные действия.
Обсуждение нравственных тем в семейном кругу - это еще один важный момент, который не следует упускать из виду. Эти разговоры позволяют ребенку формировать собственные мнения о добре и зле, а также обосновывать их. Важно, чтобы родители были готовы ответить на вопросы детей по поводу морали и нравственности, обсуждая личные истории и жизненные ситуации. Это создает пространство для критического мышления и помогает детям понять сложные понятия, такие как ответственность, сочувствие и справедливость. Чем больше родителей будет говорить с детьми о моральных вопросах, тем легче им будет усваивать и применять эти знания в своей жизни. В свою очередь, активное моральное обсуждение в семье создает у детей более прочную внутреннюю убежденность в необходимости честности и доброты, что, в конечном счете, приводит к формированию более высоких нравственных стандартов и принципов. Таким образом, процесс формирования нравственности у детей - это динамичный и многогранный процесс, в котором родительское влияние играет незаменимую роль.
Ключевым аспектом формирования нравственных установок детей является взаимодействие с родителями в контексте установления и поддержания привязанности. Дети, которые чувствуют эмоциональную поддержку и преданность со стороны своих родителей, гораздо чаще развивают положительное восприятие моральных норм и стандартов. Стили привязанности, такие как безопасный, небезопасный и избегающий, напрямую влияют на то, как дети воспринимают мир и отношения с окружающими. Например, дети, которые имеют безопасную привязанность к матерям, как правило, открыты для изучения окружающего мира и выстраивания положительных социальных связей. Они характеризуются высоким уровнем доверия другим и обладают способностью сопереживать, что является основополагающим для нравственного развития. Напротив, дети с небезопасным типом привязанности могут иметь трудности в понимании социальных норм, поскольку их опыт взаимодействия с родителями основан на страхе, сомнении и отрицательном восприятии близости. Эти дети могут расти с чувством недоверия и низкой самооценкой, что негативно сказывается на их способность понимать и применять нравственные установки в общении с другими.
К тому же, неправильная трактовка родителями морали, основанная на авторитарных принципах, может перерастать в проблемы. Находясь под давлением жестких моральных норм и ожиданий, дети могут сосредоточиться на том, чтобы избежать наказаний, вместо того чтобы понять и принять истинную суть нравственных ценностей. Этот подход может привести к формированию скорее поверхностного понимания морали, чем к глубинному усвоению норм.
Типы привязанности к матери имеют глубокое влияние на формирование нравственных установок у детей младшего школьного возраста. Образ переживания привязанности в детстве становится базисом для дальнейших отношений, включая их моральные ориентиры. Безопасная привязанность способствует развитию положительных социально-
нравственных установок, тогда как неблагоприятные типы привязанности -избегающая, тревожная или дезорганизованная - могут вести к риску формирования отрицательных и конфликтных установок.
Исследования в области психологии показывают, что дети, у которых привязанность к матери была сформирована корректно и безопасно, более открыты к эмпатии и пониманию других, их моральные нормы устойчивы и четко сформированы. В то же время, дети с неблагоприятными типами привязанности чаще испытывают трудности с адаптацией в обществе, и им может не хватать базовых моральных норм для правильной интерпретации социальных взаимодействий.
Таким образом, работа с проблемой привязанности в раннем возрасте может стать ключом к объяснению нравственной динамики молодого поколения и позволит создать более эффективные подходы к воспитанию и социальной адаптации детей.
Исходя из теории привязанности, сформулированной Джоном Боулби, можно утверждать, что привязанность к матери создает фундамент для последующих эмоциональных и социальных проявлений ребенка. Дети, которые испытывают безопасность и поддержку в своих отношениях с матерью, более склонны развивать положительные нравственные установки. Они знают, что могут обратиться за помощью и поддержкой, что способствует становлению чувства эмпатии и пониманию социальных норм. В результате такого эмоционального фона привычные негативные установки и антисоциальные поведения у таких детей проявляются значительно реже. С другой стороны, у детей с неблагополучным типом привязанности, например, избегающим или амбивалентным, наблюдается более высокая вероятность формирования нравственных установок, связанных с агрессией, манипуляцией и низким уровнем эмоциональной отзывчивости. Негативный опыт взаимодействия с матерью может привести к искажению представлений о социальных связях и морали, что в свою очередь формирует сложные и зачастую дезадаптивные модели поведения [1].
Исследования показывают, что дети, имеющие надежную привязанность, демонстрируют большую готовность следовать общезападным нормам и оценивать свои действия в контексте их влияния на других. Это направляет их мыслительную деятельность в русло рефлексии и социальной ответственности. Отношение к мнению окружающих также претерпевает изменения: такие дети чаще прислушиваются к взрослым и одноклассникам, учитывают их чувства и нужды. Они более склонны к альтруистическим поступкам и имеют более позитивное отношение к правилам и нормам, что способствует их успешной социализации. В контексте нравственного развития играют важную роль не только действия родителей, но и их уровень эмоциональной доступности. Всевозможные обсуждения нравственных дилемм в присутствии признательно относящихся к ребенку взрослых формируют у детей внутренние убеждения, которые потом становятся основой для их моральных выборов. В отличие от этого, дети с дезорганизованным стилем привязанности обычно имеют недостаток в обучении социальным навыкам, что сказывается на их нравственной комплексности и затрудняет формирование устойчивых установок. Эти дети могут пересматривать нормы с учетом своих потребностей, что может приводить к непредсказуемому поведению во вне.
Всё более устойчивыми становятся выводы о том, что привязанность влияет не только на начальную стадию нравственного развития, но и на его дальнейшую динамику. В зависимости от типа привязанности, формирующегося в первые годы жизни, дети могут развивать различные механизмы моральной оценки своих действий [6]. У детей с надежным стилем привязанности зачастую наблюдается предрасположенность к критическому осмыслению своих действий и делам. Они чаще изучают нравственные дилеммы и способны обсуждать сложные сценарии, в то время как дети, чья привязанность оставляет желать лучшего, могут в меньшей степени придавать значения моральным параметрам своих поступков. Это приводит к грубым нарушением социальных норм и недостатку эмпатии к окружающим. Таким
образом, формирование нравственных установок у детей оказывается непосредственно связано с их опытом привязанности.
Создание теплой и безопасной среды для ребенка ведет к развитию его нравственного сознания, понимания взаимозависимости социальных связей и необходимости соблюдения моральных правил. Данная взаимосвязь проливает свет на важность раннего вмешательства в случае выявления неблагополучных стилей привязанности, поскольку это может помочь скорректировать пути нравственного развития детей и улучшить их приспособляемость в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В. Бурменской, общ. ред. и вступ. ст. Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. -447 с;
2. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д.Марцинковской. - М.: Гардарики, 2003. - 255 с;
3. Детство и общество / Э. Г. Эриксон, пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Летний сад, 2000. -415 с.;
4. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Вып. 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Книголюб, 2005.-64 с;
5. Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. - 1999. -№ 1.-С. 105-116;
6. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Лабунской. - М.: Гардарики, 2001. - 397 с
Lityuk V.A.
N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia)
THEORETICAL FOUNDATIONS OF STUDY OF PROBLEM OF ATTACHMENT IN PSYCHOLOGY
Abstract: this article examines the relevance of the study of moral attitudes in primary school children through the prism of the theory of attachment to the mother. The authors emphasize that moral attitudes are the basis of social behavior, which is formed already at the early stages of life. Special attention is paid to the period of primary school age, when children begin to realize social norms, values and moral attitudes, which largely depend on their interaction with their parents, especially with their mother.
Keywords: moral attitudes, primary school age, attachment to mother, personality formation, empathy, social norms, interaction with parents.