ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ
В.С. Лебеденко, студент Е.И. Абалтусова, студент П.В. Самсонова, студент М.И. Ильин, студент
Новосибирский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-2-72-76
Аннотация. Уровень и качество жизни населения являются неотъемлемой характеристикой экономического развития страны, его стабильности и устойчивости. В последнее время понятие «уровень жизни» часто встречается в различных нормативно-правовых документах, а повышение уровня жизни провозглашаются целями социально-экономического развития страны. В данной работе исследованы понятия «уровень» и «качество жизни», определены их сходства и различия, изучены основные существующие в мире подходы к оценке этих категорий, изучены индикаторы и их составляющие, методология, выявлены некоторые преимущества и недостатки.
Ключевые слова: уровень жизни, качество жизни, человеческое развитие, человеческий капитал.
Сущность категорий «уровень и качество жизни», их сходства и различия
Одними из наиболее значимых экономических показателей, по которым можно судить об уровне развития страны и ее регионов, о ее достижениях в экономике и социальном положении населения, являются уровень и качество жизни. Данные экономические категории в последние десятилетия стали принимать все большее значения в экономических и социальных исследованиях. До сих пор не существует однозначного мнения о том, как определять понятия «уровень жизни» и «качество жизни», а также как привести их к такому виду, который позволил бы работать с ними на практическом уровне при решении конкретных аналитических и прогнозных задач. Очень часто данные категории используются как взаимозаменяемые вследствие того, что на практике они стали характеризоваться схожим набором показателей. Тем не менее многие авторы утверждают, что понятия уровень и качество жизни следует различать. Действительно, нельзя отрицать связь данных понятий, однако необходимо показать и разграничение между ними.
Существует две стороны одного и того же процесса - человеческого развития. Первая, это формирование базовых, физиологических потребностей, вторая, это польза, которую человек извлекает из своей деятельности (социальной, экономической). Так, уровень жизни является более узкой категорией по сравнению с качеством жизни. Не существует и единого определения понятия «уровень жизни». Часто уровень жизни определяют, как степень удовлетворения материальных потребностей людей, т.е. характеризуют через экономические факторы, условия человека в сфере потребления, доходы населения (реальная заработная плата, пенсии, пособия, реальные доходы на душу населения и прочее), размер валового внутреннего продукта, уровень инфляции, обеспеченность необходимыми благами, жилищные условия, услуги образования, здравоохранения и др.
Качество жизни является более широким, многогранным понятием, выходящим за пределы экономики. Впервые, научное понятие «качество жизни» было озвучено Джоном Гэлбрейтом в 1958 году. Затем многими авторами были предприняты попытки дать определение этому понятию.
По определению всемирной организации здравоохранения качество жизни - это восприятие людьми своей жизненной позиции в контексте систем культуры и ценностей, в которых они живут, а также в отношении их целей, ожиданий, стандартов и проблем. Оно включает в себя как компоненты, составляющие уровень жизни, так и прочие показатели, характеризующие среду обитания, политическую обстановку и прочее.
Вновь возникает вопрос: как корректно измерить уровень и качество жизни населения? Данные экономические категории определяются целой системой индикаторов, с помощью которой появляется возможность рассчитать интегральные статистические показатели для сопоставления населения регионов, стран, социально-демографических групп и др.
На текущий момент одной из возможных классификаций является деление на три подхода к измерению качества жизни: первый, основанный на понятии субъективного благополучия; второй, основанный на возможностях индивида; и третий, основанный на справедливом распределении ресурсов. В большом количестве научной литературы, посвященной исследованиям субъективных измерений, авторы делают выводы о том, что благодаря субъективным оценкам появляется возможность предсказать поведение людей. Кроме того, субъективные оценки людей своей жизни позволяют проследить за изменением качества жизни населения в течение времени.
Другие два подхода - на основе возможностей индивида и на основе справедливого распределения ресурсов, сконцентрированы на объективных характеристиках жизни людей несмотря на то, что некоторые из этих характеристик могут иметь ценность и для субъективных оценок.
Помимо деления совокупности показателей по субъективному и объективному признаку, также возможно деление на:
1. Абсолютные показатели;
2. Интегральные (состоящие из абсолютных показателей);
3. Динамические (характеризуют динамику интегральных показателей, например, темпы роста или прироста).
Далее обсудим подробнее некоторые показатели, на основе которых оценивается уровень и качество жизни населения.
Первой и наиболее часто применимой при оценке уровня, и качества жизни группой показателей является материальное благосостояние, степень удовлетворения рациональных потребностей, доступность и уровень потребления материальных благ и услуг. Здесь выделяют следующие индикаторы:
1. Реальная заработная плата — совокупность товаров и услуг, приобретаемых на номинальную заработную плату;
2. Реальные доходы населения;
3. Социальные трансферты;
4. Прочие доходы (доходы от инвестиционной деятельности, проценты и пр.).
Реальные доходы населения делят на доходы с учетом услуг (часть дохода, ВВИ, используемая для удовлетворения культурных потребностей) и без учета услуг (часть дохода, ВВП, используемая для накопления и потребления материальных благ).
Одной из причин возникающих диспропорций в уровне жизни различных слоев населения, городов, регионов, стран мира является возникающие различия в темпах роста ВВП на душу населения. Здесь в значительной мере важна структура ВВП по использованию, нежели его значение. Отмечено, что при росте расходов на товары длительного пользования в структуре ВВП можно говорить о повышении уровня жизни в стране в целом.
Следующей группой показателей, используемых для оценки качества жизни, является здоровье. Данная группа включает в себя измерения уровня смертности, рождаемости и заболеваемости. Эти измерения (особенно уровень смертности й заболеваемости) в дальнейшем позволяют рассчитать ожидаемую продолжительность жизни. Данные об ожидаемой продолжительности жизни рассчитываются всеми развитыми странами, однако в некоторых развивающихся странах данный расчет затруднен. Что касается измерения
уровня заболеваемости, то в этой области также до сих пор наблюдаются трудности я разногласия. Это в свою очередь препятствует сравнению стран, а также наблюдению за заболеваниями во времени. В целом, на сегодняшний день, одной из характеристик высокого качества жизни может считаться достаточная продолжительность жизни в совокупности с хорошей медициной и безопасностью.
Еще одной полезной группой показателей является образование. Во многих исследованиях важность образования обосновывается только через влияние на возможность получения более высокого дохода. В действительности же образование является важной характеристикой качества жизни не только благодаря влиянию на доходы. Некоторыми исследованиями доказано, что у людей с более высоким уровнем образования лучше здоровье, социальные связи, они более политически активны, им легче найти работу и, как следствие, среди них ниже безработица. В зависимости от уровня развития страны, к показателям образования относят долю затрат на образование и науку в ВВП, з также результаты образования, выраженных в успеваемости, проценте людей, имеющих различные уровни образования в общей численности населения, количество учащихся и студентов и т.д. Таким образом, для высокого качества жизни необходим доступ к образованию и культуре, формирующим личность.
Следующая группа показателей - индивидуальная деятельность. Здесь выделяют: качество оплачиваемого труда, который, помимо дохода, дает людям социализацию и самоидентификацию, что напрямую оказывает влияние на оценку качества жизни; неоплачиваемый труд, который важен для оценки распределения обязанностей между женщинами и мужчинами и для оценки совокупности услуг, производимых домашним хозяйством; время, затраченное на поездки на работу; количество и качество проведения свободного времени. Таким образом, еще одной характеристикой высокого качества жизни являются комфортные условия труда, возможность самореализации, умеренная продолжитель-
ность рабочего дня, наличие свободного времени.
Еще один показатель - жилищные условия. Здесь можно выделить состояние жилья, площадь жилых помещений на одного жителя, удельный вес расходов на оплату услуг ЖКХ. По мере развития рынка недвижимости возникают все новые показатели, которые должны быть учтены при оценке качества жизни, такой как, например, число квартир к продаже (в первичном или вторичном жилье). Помимо этого, в большинстве развивающихся стран расходы на жилье является крупнейшей статьей расходов после продуктов питания. Поэтому данный показатель важен для оценки уровня и качества жизни населения.
Социальные связи иногда называют «социальным капиталом», так как они могут оказывать влияние на здоровье людей, на возможности найти работу или продвинуться по карьерной лестнице, а также они могут влиять на успеваемость и преступность. Однако в последнее время социальные связи ослабевают в результате развития рынков и государственных программ, что оказывает негативное влияние на жизнь людей. Таким образом, социальная принадлежность, удовлетворительные социальные отношения, уважение обществом также являются важными факторами высокого качества жизни.
Качество окружающей среды также является важным фактором для оценки качества жизни. Во-первых, оно влияет на здоровье человека как через загрязнение окружающей среды, так и через изменение климата в целом. Во-вторых, ставится под вопрос доступность экологических услуг (зон отдыха, чистой воды). Кроме того, качество окружающей среды также влияет на выбор людьми места жительства. Таким образом, при рассмотрении состояния окружающей среды как фактора, влияющего на качество жизни населения, обращают внимание на содержание опасных и вредных веществ в почве, атмосфере, воде, долю затрат на охрану окружающей среды в ВВП, также важным показателем являются подушевые инвестиции в основной капитал, направленные на защиту окру-
жающей среды и стимулирование рационального использование ресурсов.
В каком-то смысле уровень жизни не является корректным показателем для оценки, поскольку в странах, занимающих лидирующие позиции по наиболее часто используемым показателям, есть слои населения с низким уровнем жизни. Это может быть связано с высокой преступностью в некоторых районах, отсутствием рабочих мест, недостаточно качественной медициной и как следствие короткой продолжительностью жизни и пр. Кроме того, поскольку при оценке уровня жизни учитываются материальные показатели, нельзя говорить однозначно, что с ростом дохода человек станет счастливее.
Одновременно и качество жизни не является достаточным показателем, так как также у разных слоев населения оно может отличаться, например, вследствие дискриминации, ограниченному доступу к экологическим благам и т.д. Кроме того, тот факт, что качество жизни необходимо оценивать и с точки зрения субъективных характеристик, создает трудности для измерения, а также для принятия решений социального управления, поскольку в таком случае возможно ограничение доступа населения к информации о нормах и стандартах качества жизни принятых, например, в развитых государствах, но вследствие обеспеченности относительно равного доступа к материальным благам у населения может сложиться ощущение высокого уровня жизни.
Международные статистические показателя и индикаторы измерения уровня и качества жизни населения мира
В последнее время человечество проявляет больший интерес к устойчивому социальному развитию, и понятия «уровень жизни» и «качество жизни» все чаще становятся предметами дискуссии. Многие исследования были направлены на решение трех проблем:
1. Как выбрать компоненты качества жизни?
2. Как обеспечить сопоставимость показателей по странам и регионам?
3. Как построить индикаторы качества жизни?
Однозначных ответов на данные вопросы до сих пор нет, тем не менее уже сейчас международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР и др.) разработана достаточно большая совокупность индексов.
На современном этапе методология оценки качества жизни определена субъективным и объективным подходом. Так, объективный подход основан на сборе статистических данных, последующей оценке и расчете индикаторов, которые затем формируются в единый интегральный индекс с примерно равномерным распределением весов. Такой подход делает категории «качество жизни», «уровень жизни» и «благосостояние» довольно близкими.
Субъективный подход делает категории «качество жизни» и, например, «образ жизни», «благополучие» близкими, поскольку данные в таком подходе собираются в ходе социологических опросов граждан, а веса определяются на основе субъективным оценок.
Помимо деления совокупности существующих индексов по признаку объективности и субъективности, имеет место деление индикаторов на динамические, то есть те, изменение которых можно проследить во времени, и те, которые в силу своей особенности не могут анализироваться во времени. Кроме того, при анализе некоторых индикаторов было выявлено, что некоторые из них могут быть рассчитаны только для страны в целом, а аналогичный расчет для регионов затруднен. Рассмотрим некоторые наиболее популярные индексы.
Первые попытки разработки системы показателей, характеризующих качество жизни населения, были предприняты в 1960 году ООН, а в 1978 году ООН разработала одну из систем показателей для сопоставления в международной статистике.
Сегодня, одним из наиболее популярных авторитетных индексов качества жизни является HumanDevelopmentIndex (НОГ) (Индекс человеческого развития (ИЧР) (ранее - «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП)), разработанный ООН. Данный индекс по странам
публикуется ежегодно с 1990 года. Дан- сокий 43 следующие страны; средний 42 ный индекс относится к группе объектив- страны; и низкий 42 страны. Так, в 2019 ных показателей. Рейтинг стран принято году Россия заняла 52 место из 189, а ли-делить по уровням развития: очень высо- дером уже многие годы является Норве-кий - в данную категорию входят страны, гия. занявшие первые 42 месте в рейтинге; вы-
Библиографический список
1. Шувалова, О.В. Уровень жизни как экономическая характеристика качества жизни / О.В. Шувалова, А.Ю. Тимонин // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. -С. 367-371
2. Калиногорский Н.А. Повышение качества жизни на основе автоматизации управления. - Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 47 с.
3. Кохановская И.И. Об актуальности решения проблем регионального устойчивого развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. -№ 3 (21). - С. 83-87.
4. Доклад о человеческом развитии 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org.
5. Бобков В.Н. Проблемы Оценки уровня жизни населения в современной России. - М.: ВЦУЖ. 1995.
THEORETICAL FOUNDATIONS OF STUDYING THE LEVEL AND QUALITY OF
LIFE OF THE POPULATION
V.S. Lebedenko, Student E.I. Abaltusova, Student P.V. Samsonova, Student M.I. Ilyin, Student Novosibirsk State University (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The level and quality of life of the population are an integral characteristic of the economic development of the country, its stability and sustainability. Recently, the concept of "standard of living" is often found in various legal documents, and raising the standard of living is proclaimed the goal of the country's socio-economic development. In this paper, the concepts of "level" and "quality of life" are investigated, their similarities and differences are determined, the main approaches to assessing these categories that exist in the world are studied, indicators and their components, methodology are studied, some advantages and disadvantages are identified.
Keywords: standard of living, quality of life, human development, human capital.