ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
А.А. Федотов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10349
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия качества жизни и рассматриваются различные подходы к его определению и измерению. Качество жизни является сложной социально-экономической категорией, объединяющей в себе разнообразные аспекты и не поддающейся прямому измерению. Для того, чтобы давать наименование, измерять и оценивать подобные категории, необходима конкретная прикладная цель исследования или идеологическая концепция, в рамках которой будет рассматриваться качество жизни. Даны 2 подхода к определению качества жизни: макроподход (на основе объективных статистических данных) и микроподход (на основе субъективной оценки населения при помощи опросных методов). Описаны 3 основные концепции, в рамках которых рассматривалось понятие качества жизни. В концепции экономического благосостояния качество жизни приравнивалось к уровню жизни и измерялась показателем ВВП. В утилитарной концепции качество жизни рассматривается, как степень удовлетворения желаний населения, количество положительных и отрицательных эмоций в ходе человеческой деятельности. В современной концепции человеческого развития, предложенной Программой развития ООН, качество жизни выступает как фактор, расширяющий свободу выбора человека и его возможности, и, таким образом, способствующий развитию. Рассмотрены различные интегральные индексы качества жизни.
Ключевые слова: качество жизни, человеческое развитие, концепция устойчивого развития, концепция человеческого развития, индекс.
Целью данной работы является определение понятия «качество жизни» с разных точек зрения, а также обзор существующих индексов его оценки. Важно отметить, что данное понятие являются фундаментальным, и, во многом, его определение формирует специфический язык, на котором проводятся все дальнейшие исследования. По этой причине, помимо обзора и анализа существующих и общепризнанных определений, в работе также дана попытка сущностного понимания данной категории, через здравый смысл и видение автора.
В статье представлены 2 точки зрения на понятие «качества жизни» - точка зрения, введённая в специализированной литературе, и определение автора. Также следует отметить, что возможны разные взгляды на исследуемое понятие, среди которых можно выделить два базовых -взгляд со стороны индивидуума/домохозяйства и взгляд со стороны общества/государства.
Качество жизни и индексы его оценки
В данный момент не существует универсального способа определения и измерения показателя качества жизни. Это объясняется широким спектром сфер человеческой жизни и её условий, а также разным восприятием этих условий людьми разной национальной, культурной, социальной принадлежности, спецификой исторического времени и многим другим. У разных народов, в разные периоды времени проявляются разные ценности; отличаются они и у разных социальных групп, не говоря уже об индивидуальных особенностях мировосприятия каждого конкретного человека.
«Решение вопросов «что такое хорошо и что такое плохо», конечно, зависит и от времени, и от места, и от специфики национального менталитета и принятой системы ценностей, и от многого другого». Таким образом, качество жизни является синтетической (т.е. объединяющей в себе
разнообразные аспекты) и латентной (не поддающейся прямому измерению) категорией [1].
Среди различных определений понятия качества жизни можно выделить следующие. Согласно Философскому энциклопедическому словарю и Малой советской энциклопедии: «Качество жизни - это социологическая категория, выражающая оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей» [5].
Согласно Международной организации здравоохранения, качество жизни определяется как восприятие индивидуумом его места в жизни в контексте системы культурных ценностей, в которых он живёт, в соотношении с его целями, ожиданиями, стандартами и заботами.
Оба определения акцентируют внимание на том, что качество жизни - это то, как именно человек воспринимает свою жизнь, это абсолютно субъективный показатель. Представляется, что таков взгляд со стороны личности. Если же смотреть глазами общества, то мы непременно будем смотреть на категорию качества жизни сквозь призму идеологических концепций, господствующих в этом обществе. В свете вышесказанного исследователи выделяют два принципиально различных подхода к измерению категории качества жизни. Первый подход называется объективистским (или макроподходом) и измеряет объективные (количественные) показатели жизни общества - уровень ВВП, ожидаемую продолжительность жизни, доступность образования, уровень преступности и другие сведения, полученные на основе статистики. Второй подход называется субъективистским (или микроподходом) и основывается на субъективных оценках и степени удовлетворения человека качеством его жизни: для этих целей применяются опросы населения.
Понятно, что само по себе понятие счастья (для многих людей близкое к категории качества жизни) является очень ёмким и неоднозначным, полным субъективизма. Для кого-то счастье - «иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и
дачу в его окрестностях... да, и ещё - поменьше работать» (х/ф «Курьер», режиссер К. Шахназаров). Для кого-то счастье -писать стихи, и без этой возможности он страдает. Кто-то видит счастье в своей семье и воспитании детей. А кто-то - в служении чему-то большему: государству, планете в целом или какой-либо идее. При этом он может пожертвовать своим долголетием и иными благами, ради своих истинных ценностей. Фактически, мы все жертвуем частью своих возможностей ради реализации других возможностей. И, строго говоря, все мы ищем счастья, хотим быть счастливыми и не хотим страдать. Однако счастье и качество жизни это не одно и то же. Человек может быть счастливым, не имея объективно высокий уровень качества жизни, и наоборот. Вообще представляется, что на счастье сложно смотреть глазами общества и измерять в объективных показателях, это более индивидуальное категория. Однако на качество жизни - можно.
Сказанное выше говорит о сложности и, скорее всего, невозможности создания универсального показателя качества жизни. Более того, ценность такого универсального показателя сама по себе достаточно сомнительна. Значение этот показатель приобретает только при условии конкретно поставленной задачи, в рамках которой выбираются частные критерии для измерения и формируется интегральный индикатор.
Ставя перед собой цель анализа и измерения различных синтетических категорий качества жизни (разной степени общности), мы должны отдавать себе отчёт в том, что методология измерения и интерпретации интегральных индикаторов качества жизни населения должны быть специфицированы под определённые типы задач их прикладного использования [1].
Вся научная деятельность человека всегда отталкивалась от вызовов и проблем современности, отвечая на них, или же служила идеологическим и политическим целям. По этой причине, в том числе, подход к определению понятия качества жизни менялся на протяжении истории, в ходе которой, если опустить детали и подроб-
ности, можно выделить 3 основные концепции качества жизни: от отождествления с теорией экономического благосостояния, к утилитаристской теории полезности и далее к современной теории расширения человеческих возможностей.
В первой теоретической концепции (экономического благосостояния), уходящей корнями к Адаму Смиту, во времена расцвета экономической мысли, качество жизни измерялось в денежных единицах. Согласно этой концепции, качество жизни человека зависит исключительно от его материального благополучия, и показатели, которыми оно оценивается, отражают эту идею: это показатели валового внутреннего продукта (ВВП), зелёного чистого национального продукта, индекс экономического благополучия и др. Но наиболее популярным показателем в данной концепции является уровень ВВП на душу населения, который косвенно показывает объёмы потребления, и, соответственно, богатство нации. Эта концепция, как можно догадаться, обладает огромными недостатками - начиная с того, что она не учитывает серьёзные аспекты категории качества жизни (уровень образования, здравоохранения, здоровья, экологическое состояние среды и т.д.), и заканчивая тем, что ВВП на душу населения сам по себе не оптимален для отражения качества жизни: он показывает усреднённые данные, игнорируя степень социального неравенства; он показывает масштабы производства, и лишь косвенно отражает потребление и доходы; он не учитывает вред окружающей среде от производственной деятельности, а экологическое состояние среды, в которой живёт человек, непосредственно влияет на качество жизни.
В целом, конечно, не нужно отрицать, что с повышением дохода качество жизни тоже должно расти. Так, раннее исследование автора выявило сильную корреляционную связь между показателями, характеризующими уровень благосостояния населения (среднедушевые денежные доходов, уровень бедности и безработицы) на многие важнейшие показатели качества жизни, такие как уровень преступности, ожидаемая продолжительность жизни,
распространение алкоголизма и наркомании [2]. Но, во-первых, так происходит не всегда, и рост доходов может сопровождаться снижением социально-экономических показателей качества жизни. И во-вторых, ВВП и доходы населения - это разные вещи. Подробная критика основанного на ВВП подхода присутствует в Докладе Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса, подготовленного Дж. Стиглицом, А. Сеном и Ж.-П. Фитусси в рамках Программы развития ООН (ПРООН) по просьбе президента Франции Николя Сар-кози в 2008-2010 годах.
Завершая повествование о концепции экономического благосостояния, стоит отдать должное Адаму Смиту, который ещё в 18-м веке понимал, что экономический рост является не целью, а лишь средством достижения всеобщего блага и развития человека. Утверждая собственный интерес участников рынка в качестве двигателей экономического роста, повышения заработной платы и доступности товаров, экономист признавал пределы этого процесса, считая, что в долгосрочной перспективе рост численности населения приведёт к снижению заработной платы, природные ресурсы оскудеют, а разделение труда достигнет пределов своей эффективности. Смит оценивал максимальную продолжительность периода роста в 200 лет, после чего должен был наступить период стабильной численности населения и устойчивого развития [3].
Вторая концепция (утилитарная) представлена работами А. Пигу и основывается на методе опросных анкет, оценивая качество жизни, как степень удовлетворения желаний населения, количество положительных и отрицательных эмоций в ходе человеческой деятельности. Минусами данной концепции, которая представляет субъективистский подход, являются трудность сбора информации, сложность создания опросных анкет и отсутствие гарантии достоверности полученной информации (от нежелания человека отвечать на вопросы - вплоть до возможности отсутствия самосознания у опрашиваемых людей, когда они сами не знают, или заблуж-
даются на счёт того, хорошо им или плохо, и в чём причина этого). С другой стороны, только опросные методы позволяют узнать, как население оценивает качество их жизни, а именно такое субъективное восприятие только и имеет конечное значение для конкретного индивидуума. В целом многие учёные соглашаются с тем, что для полноценной оценки качества жизни необходимо применять оба подхода вместе.
Последняя концепция к определению направления человеческого развития и оценки качества жизни разработана группой учёных ПРООН во главе с Дж. Стиглицом. Данная концепция называется концепцией расширения человеческих возможностей и рассматривает процесс человеческого развития, как процесс увеличения свободы граждан, причём понятие свободы рассматривается максимально широко, включая свободу от безработицы, свободу от бедности и социального неравенства, свободное пользование услугами здравоохранения, образования и т.д. [4]. Экономическое благосостояние в этой модели является не целью, а инструментом достижения счастья и удовлетворённости жизнью. Во многом концепция расширения человеческих возможностей появилась в противоположность концепции экономического благосостояния. Новая концепция предполагает, что цель общества - открыть максимальное количество возможностей для человека, расширить его выбор с тем, чтобы такой свободный человек сам выбирал характер и виды деятельности и реализовал себя так, как он захочет. «Освобождение» человека при этом предполагается через повышение качества жизни, понимаемое теперь гораздо шире, чем в предыдущих концепциях.
Авторы Доклада ПРООН выделяют три концептуальных подхода к измерению качества жизни, на основе которых и была создана новая концепция:
1. «Первый подход <...> основан на понятии субъективного благополучия <...> и тесно связан с традицией утилитаризма». Это субъективистский подход в терминологии, которой пользуется С. Айвазян.
2. «Второй подход уходит корнями в понятие возможностей» и «рассматривает
жизнь человека как комбинацию различных дел и состояний (функционирований) и его свободы выбора этих функционирований (возможностей)».
3. «Третий подход, разработанный в рамках экономической традиции, основан на понятии справедливого распределения ресурсов».
При этом второй и третий подходы ставят акцент на объективных условиях жизни человека, а первый подход - на субъективном восприятии этих условий человеком.
Представляется, что основная цель предложенной концепции ПРООН - задать вектор общественного развития, сменить существующий ориентир в виде экономического роста на ориентир повышения качества жизни и расширения человеческого выбора. Как указывают авторы, основным адресатом их доклада являются политические лидеры, которые задают направление развития общества. В меньшей степени адресатами выступают учёные и статистики, занимающиеся измерением и сбором информации относительно качества жизни.
Работа Комиссии заключалась в том, чтобы переориентировать общественное развитие в новом направлении - сменить индикаторы, оценивающие качество жизни, и дать рекомендации и указания относительно того, каким образом необходимо изменить системы сбора статистических данных и какие реформы требует от правительства социально-экономическая политика в рамках новой модели. Доклад состоит из 3 глав с говорящими названиями:
1. Проблемы классического ВВП;
2. Качество жизни;
3. Устойчивое развитие и окружающая среда.
При прочтении Доклада ПРООН может создаться впечатление, что авторы не знакомы с многочисленными индикаторами и методиками измерения качества жизни, а ориентируются на самый популярный индикатор - уровень ВВП, борются с ним и показывают его несостоятельность, предлагая свои индикаторы (ИЧР - индекс человеческого развития, ИЧРН - индекс развития с учётом неравенства полов; ИГН -
индекс тендерного неравенства и др.). Очевидно, что такие опытные и серьёзные учёные, как Стиглиц и Сен, знакомы со всем многообразием существующих индексов качества жизни. Представляется, что авторы не ставили себе в качестве основной цели - создание универсального индикатора качества жизни. Это и невозможно, вспоминая слова С. Айвазяна о необходимости прикладной задачи для выбора частных показателей и весов. Так, ИЧР представляется методом межстрано-вого сравнения, и для других задач он не приспособлен, уступая по полноте и охвату множеству методик и зарубежных, и отечественных специалистов. Более того, ещё в 1970-х годах Д. Моррис разработал Индекс физического качества жизни (ИФКЖ, Physical Quality-of-Life Index, PQLI), удивительно похожий на ИЧР: в ИФКЖ входят показатели: 1) ожидаемой продолжительности жизни по достижении возраста 1 года; 2) уровня младенческой смертности и 3) распространения грамотности среди взрослого населения. Для сравнения: ИЧР включает в себя: 1) ожидаемую продолжительность жизни при рождении; 2) уровень грамотности населения и 3) ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Если сравнивать эти два индекса, видно, что авторы ИЧР скорректировали дублирующую информацию ИФКЖ (первые два показателя ИФКЖ, ожидаемая продолжительность жизни и уровень младенческой смертности, пересекаются между собой и во многом дублируют друг друга), а также, несмотря на критику в адрес ВВП в качестве измерителя качества жизни, добавили и показатель ВВП с весом 1/3 от общего веса интегрального индекса. Однако сам индекс ИЧР был создан для межстраново-го анализа, и, вероятно, авторы знали об ограничениях в статистической информации во многих странах, в особенности развивающихся.
Реальная ситуация заключается в том, что в настоящий момент существует огромное количество различных индексов оценки качества жизни. С. Айвазян в своей книге «Анализ качества и образа жизни
населения» даёт краткий обзор 38 разным методикам [1]. Среди них:
1) Индикаторы, оценивающие качество жизни на основании теории экономического благосостояния:
- индикаторы, основанные на ВВП: классический ВВП на душу населения, зелёный чистый национальный продукт (Green Net National Product, GNNP, 1999);
- индикаторы, основанные на антропометрических показателях детей: индикатор Дж. Миклрайта (2001), показывающий отношения роста к весу и роста к возрасту;
- индекс истинного прогресса Кобба (Genuine Progress Index, GPI, 1995), включающий помимо показателя ВНП ещё более 20 показателей, характеризующих экономические аспекты;
- индекс экономического благосостояния (Index of Economic Well-Being, IEWB, 1998) Л. Осберга и А. Шарпа, содержащий интегральную характеристику среднего уровня потребления, совокупного накопления производственных запасов, неравенства в распределении индивидуальных доходов, а также степенью надёжности будущих доходов.
2) Индикаторы, оценивающие качество жизни на основании широкого ряда показателей, в той или иной степени в соответствии с концепцией расширения человеческих возможностей:
- индекс физического качества жизни (Phisical Quality of Life Index, PQLI, 1979) М. Морриса, включающий в себя показатели грамотности, детской смертности и ожидаемой продолжительности жизни в возрасте 1 года (ИФКЖ является прямым предшественником ИЧР, и оба индекса разработаны ПРООН);
- индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI, 1990) А. Сена, состоящий из индекса дохода (ВВП на душу населения по паритету покупательской способности), индекса грамотности (доля образованных людей среди взрослого населения и полнота охвата обучением) и индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
- индекс человеческого развития с учётом неравенства (ИЧРН) и индекс гендер-ного неравенства (ИГН), разработанные
так же А. Сеном и его командой - данные индексы учитывают медианные показатели для разных групп населения и призваны отражать уровень социального неравенства;
- индекс социального здоровья (Index of Social Health, ISH, 1999) Мирингоффов на основе 16 равновесных факторов, включая: младенческую смертность, жестокое обращение с детьми, число детей за чертой бедности, подростковый суицид и наркомания, процент детей, не посещающих школу, случаи рождения детей несовершеннолетними, уровень безработицы, средний еженедельный заработок, охват населения медицинским страхованием, доля граждан старше 65 лет за чертой бедности, ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет, уровень тяжких преступлений, ДТП вследствие употребления алкоголя, обеспеченность жильём, разрыв между богатыми и бедными;
- индекс качества жизни Джонстона (Johnston's Quality of Life Index, 1988) на основе 21 показателя, охватывающих сферы здравоохранения, общественной безопасности, образования, занятости, заработной платы и доходов, бедности, жилищных условий, стабильности семейства и равенства; с учётом изменения весов показателей во времени с помощью анализа временных рядов;
- международный индекс условий жизни (1984) - международный рейтинг условий жизни, полученный путём взвешенной суммы 7 категорий: экономика, здравоохранение, культура и отдых, инфраструктура, стоимость жизни, свобода, безопасность и риск;
- интегральный социальный индекс Мичалоса (Michalos' North American Social Report, MNASR, 1980-82), сравнивающий текущий и динамический показатели качества жизни в Канаде и США на основе 126 социальных индикаторов;
- индекс социального прогресса Эстера (Index of Social Progress, ISP, 1984-1998) состоит из 46 социальных индикаторов, охватывающих сферы образования, здравоохранения, экономики, демографии, географии страны, положения женщин, возможностей обороны страны, участия в ми-
ровой политике, культурного разнообразия и благосостояния;
- методика межрегионального анализа качества жизни В.В. Коссова (2001-2006), предназначенная для оценки динамики качества жизни в субъектах РФ с учётом российской специфики; в основе метода -разделение процессов на негативные, которые нужно уменьшать, и позитивные, которые нужно развивать.
3) Индикаторы оценки качества жизни на основе субъективистского подхода:
- методика оценки качества жизни по Ферренсу и Пауэрсу (1985) на основе анкетирования, состоящего из 60 вопросов на тему оценки преступности, образования, экономики, инфраструктуры, здоровья, жилищных условий, досуга, транспорта, искусства и культуры;
- евробарометр (Eurobarometer surveys,
1973) - опрос общественного мнения, проводимый Евросоюзом два раза в год, состоящий из двух основных вопросов: насколько респондент удовлетворён своей жизнью (по 4-х бальной шкале) и насколько он удовлетворён уровнем демократичности в стране (тоже по 4-х бальной шкале), и дополнительных вопросов, актуальных на момент опроса;
- шведская ULF-система (Undersockningar av Levnads Fordhallanden,
1974) - ежегодные сборы данных оценки 120 показателей на темы: образование, социальная мобильность, занятость, условия труда, материальное благополучие, обеспеченность жильём, транспорт, досуг, общественные связи, партнёрство, преследование, здоровье;
- анализ качества жизни населения штата - опросы случайных граждан штатов США по телефону;
- индекс доверия потребителя (Consumer Confidence Indexes, CCI, 1952) оценивает удовлетворённость гражданами жизнью в динамике, по сравнению с прошлым годом и в отношении надежд на будущие;
- индекс качества жизни, основанный на оценке здоровья (Health-Related Quality of Life, HRQL, 1994), оценивающий удовлетворённость гражданами их уровнем здоровья;
- индекс качества жизни Всемирной организации здравоохранения (The World Health Organization Quality of Life, WHOQL, 1991-92), оценивающий шесть категорий качества жизни: физическое состояние, психологическое состояние, уровень независимости, социальные взаимоотношения, состояние окружающей среды, духовное развитие;
- филиппинский анализ социального климата (1976-1998), показывающий как оценивают граждане качество своей жизни по сравнению с ситуацией, которая была 12 месяцев назад.
4) Индикаторы оценки качества жизни на основе сочетания объективистского и субъективистского подходов:
- индикатор Best Places журнала Money Magazine - индикатор наилучшего места проживания, который сочетает в себе субъективистский подход Ферренса и Пауэрса и оценку объективных показателей; исследуются категории экономики, образования, культуры, досуга и загрязнения окружающей среды;
- трендовый индикатор Майерса (Community Trend Method), особенностью которого является анализ объективных показателей на основании не текущих значений, а относительных, с учётом влияния прошлого опыта, что позволяет избегать проблем соотнесения различных единиц измерения (которые раньше часто решались путём приведения всех единиц измерения к денежному эквиваленту); выделяется 12 факторов благосостояния: транспорт, преступность, здравоохранение, образование, доход, неравенство, жилищные условия, занятость, качество воды, развлечения, отдых, рестораны\магазины; с помощью опроса населения выявляются показатели с положительной и отрицательной динамикой, которые сверяются с объективными данными;
- усовершенствованный индекс Динера - на основе 45 универсальных ценностей (в соответствии со списком этических ценностей Шварца);
- комплексный индикатор Камминса -описывает категории качества жизни (материальное благополучие, здоровье, продуктивность, знание, безопасность, соци-
альное и эмоциональное благополучие) тремя факторами: объективным показателем, уровнем удовлетворённости населения (по 7-бальной шкале) и уровнем значимости соответствующей категории (по 5-бальной шкале);
- индикатор Рут Веенховен счастливо прожитой жизни - строится на основе умножения ожидаемой продолжительности жизни на показатель среднего счастья; в итоге мы получаем продолжительность счастливой жизни в годах;
- немецкая система социальных индикаторов - охватывает 13 аспектов качества жизни (население, социополитический статус и субъективная идентификация классов, рынок труда и условия труда, доход и его распределение, предложение и потребление товаров и услуг, транспорт, жилищные условия, образование, здоровье, участие в социальной и политической жизни, состояние окружающей среды общественная безопасность и преступность, досуг и средства массовой информации); это сложная система, в которой каждый аспект разделяется на несколько свойств, каждое свойство - на несколько под-свойств, а каждое подсвойство измеряется несколькими показателями; таким образом, рассматривается более 300 показателей, по каждому из которых имеется большее число временных значений, и всё это в совокупности отражает характер изменения качества жизни с 50-х годов XX века;
- голландский индекс условий жизни (Living Conditions Index, LCI) - включает в себя 10 индексов (жилищных условий, здоровья, покупательной способности, досуга, социальной мобильности, социального участия, развития спорта, праздников, образования, занятости и условий труда); индекс призван отразить динамику качества жизни в областях, поддающихся влиянию социальной политики.
Выводы. Качество жизни - это синтетическая и латентная категория, на которую можно смотреть со стороны индивидуума, и тогда она отражает то, как воспринимает человек свою жизнь, степень его удовлетворённости; и со стороны общества, и тогда категория качества жизни
рассматривается сквозь призму идеологической концепции, господствующей в конкретном обществе, и в соответствии с которой измеряются объективные показатели. Так, существует два подхода к измерению качества жизни - объективистский макроподход на основе статистики и субъективистский микроподход на основе опросов населения.
Многие исследователи категории качества жизни сходятся во мнении, что оптимально использовать оба подхода вместе. Возможно, субъективистский подход лучше отражает оценку качества жизни, а объективистский - предоставляет рычаги влияния на качество жизни. Так, государство должно обеспечить определённый уровень качества жизни населения, но т.к. выбор показателей и методы измерения подчинены определённой концепции развития, то нужно определиться с выбором этой концепции. А субъективистский подход будет отражать субъективное воспри-
ятие качества жизни индивидуумом, и косвенно - адекватность выбранной концепции.
Теоретические концепции оценки качества жизни развивались от отождествления качества жизни с уровнем доходов и экономического благосостояния к концепции расширения человеческих возможностей и увеличения свободы граждан.
Существует огромное количество различных индексов оценки качества жизни. Разработаны методики в рамках субъети-вистского, объективистского и смешанного подходов. Различные индексы предназначены для разных задач: межстранового, межрегионального, межклассового сравнения; в динамике и в статике; для оценки социальной политики и др.
Для работы с интегральными индексами качества жизни необходимо понимать цель исследований и теоретическую концепцию, через призму которой мы смотрим на категорию качества жизни.
Библиографический список
1. Айвазян С.А. Анализ качества и образа жизни населения // Центральный экономико-математический ин-т РАН. - М.: Наука, 2012.
2. Федотов А.А. Влияние экономических показателей на показатели человеческого потенциала населения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 9-1. - С. 127-130.
3. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 1776, 2007.
4. Стиглиц Дж., Сен А., Фитусси Ж.-П. Доклад Комиссии по измерению экономического развития и социального прогресса, 2009.
5. Философский энциклопедический словарь // гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия. 1983.
DEFINITION AND MEASUREMENT OF LIFE QUALITY CATEGORY
A.A. Fedotov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher Institute of Social and Economic Population Problems (Russia, Moscow)
Abstract. The article reveals the essence of the concept of quality of life and various approaches to its definition and measurement. The quality of life is a socio-economic category, combining a variety of aspects and not amenable to direct measurement. In order to name, measure and evaluate such categories, a specific applied research goal or ideological concept is needed. Two approaches to determining the quality of life are given: a macro approach (based on objective statistical data) and a micro approach (based on a subjective assessment of the population using interrogation methods). Three basic concepts are described within which the concept of quality of life was considered. In accordance with the principle of economic well-being, quality of life is measured in terms of GDP. The number ofpositive and negative emotions in the course of human activity. The concept of the development of the human community is based on the issue of expanding the freedom of choice of a person and his possibilities. Various integral indices of quality of life are considered.
Keywords: quality of life, human development, concept of sustainable development, concept of human development, index.