Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
900
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром эмоционального выгорания / материнство / детство / факторы эмоционального выгорания / emotional burnout syndrome / motherhood / childhood / factors of emotional burnout

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Ольга Марковна Дорошенко

Проблеме исследования в отечественной и зарубежной психологии эмоционального выгорания матерей посвящена данная статья. Одним из самых значимых событий в жизни женщины является рождение ребенка. Данное событие оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности женщины. Материнство как психолого-педагогический феномен представлен в исследованиях специалистов в контексте двух направлений. Одно направление рассматривает эту проблему с точки зрения организации матерью безопасного, комфортного пространства окружающей среды, обусловливающего всестороннее развитие ребенка. Второе направление определяет феномен материнства как компонент структуры личности женщины. Психологическое поведение женщины-матери регулируется социальными и биологическими механизмами, одними из них являются ценности и инстинкты. Под влиянием внешних и внутренних факторов материнства может накапливаться физическая и психологическая усталость и, как следствие, — развитие у женщины эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Екатерина Александровна Никитская, Ольга Марковна Дорошенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE PHENOMENON OF EMOTIONAL BURNOUT IN WOMEN-MOTHERS

The present article is devoted to the problem of research in a domestic and foreign psychology of emotional burnout of mothers. One of the most significant events in a woman's life is a childbirth. This event influences all spheres of a woman's personality. Motherhood as a psychological and pedagogical phenomenon is presented in researches of specialists in the context of two directions. One direction considers this problem in terms of the organization by the mother of a safe, comfortable space of the environment that determines the comprehensive development of the child. The second direction defines the phenomenon of motherhood as a component of a woman's personality structure. The psychological behavior of a woman-mother is regulated by social and biological mechanisms, some of which are values and instincts. Under the influence of external and internal factors of motherhood can accumulate physical and psychological fatigue and, as a consequence, the development of a woman's emotional burnout.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ»

УДК 159.9 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-344-348

ББК 88.5 © Е.А. Никитская, О.М. Дорошенко, 2021

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ

Екатерина Александровна Никитская, кандидат педагогических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: katamax@yandex.ru

Ольга Марковна Дорошенко, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: olka-olga@yandex.ru

Аннотация. Проблеме исследования в отечественной и зарубежной психологии эмоционального выгорания матерей посвящена данная статья. Одним из самых значимых событий в жизни женщины является рождение ребенка. Данное событие оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности личности женщины. Материнство как психолого-педагогический феномен представлен в исследованиях специалистов в контексте двух направлений. Одно направление рассматривает эту проблему с точки зрения организации матерью безопасного, комфортного пространства окружающей среды, обусловливающего всестороннее развитие ребенка. Второе направление определяет феномен материнства как компонент структуры личности женщины. Психологическое поведение женщины-матери регулируется социальными и биологическими механизмами, одними из них являются ценности и инстинкты. Под влиянием внешних и внутренних факторов материнства может накапливаться физическая и психологическая усталость и, как следствие, — развитие у женщины эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, материнство, детство, факторы эмоционального выгорания.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF THE PHENOMENON OF EMOTIONAL BURNOUT IN WOMEN-MOTHERS

Ekaterina A. Nikitskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow,

ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: katamax@yandex.ru

Olga M. Doroshenko, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: olka-olga@yandex.ru

Abstract. The present article is devoted to the problem of research in a domestic and foreign psychology of emotional burnout of mothers. One of the most significant events in a woman's life is a childbirth. This event influences all spheres of a woman's personality. Motherhood as a psychological and pedagogical phenomenon is presented in researches of specialists in the context of two directions. One direction considers this problem in terms of the organization by the mother of a safe, comfortable space of the environment that determines the comprehensive development of the child. The second direction defines the phenomenon of motherhood as a component of a woman's personality structure. The psychological behavior of a woman-mother is regulated by social and biological mechanisms, some of which are values and instincts. Under the influence of external and internal factors of motherhood can accumulate physical and psychological fatigue and, as a consequence, the development of a woman's emotional burnout. Keywords: emotional burnout syndrome, motherhood, childhood, factors of emotional burnout.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитская Е.А., Дорошенко О.М. Теоретические основы исследования феномена эмоционального выгорания у женщин-матерей. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):344—348.

Комплексный подход к проблеме эмоционально- ности; факторы и условия девиаций материнства

го выгорания матерей включает в себя результаты ис- нашли отражение в трудах В.И. Брутман, О.В. Баже-

следований в разных научных направлениях (B. Berns, нова, А.Я. Варга и др.; О.А. Карабанова, С.Ю. Ме-

F. Hay, P.M. Shereshefsky и др.) [4, с. 85-93]. В отече- щерякова изучали личностные изменения женщины

ственных психологических школах проводились сле- в связи с переходом к материнству. В большинстве ис-

дующие исследования: Н.Н. Авдеева, Г.В. Скобло и следований, посвященных данной проблеме, ученые

др. рассматривали взаимодействие матери и ребенка опираются на теории З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боул-

в раннем онтогенезе; А.С. Батуев, А.И. Захаров и др. би, Д.В. Винникота. В исследованиях M. Grossman,

изучали эмоциональные состояния в период беремен- E. Margolis и др. были рассмотрены культурные мо-

дели материнства и сделаны выводы о том, что именно культурная среда определяет отношение женщины к деторождению, которое формируется ее детским опытом, установками и ценностями.

Первое направление исследований в данной области рассматривает взаимосвязь матери и ребенка, исследуя поведение матери, определяя его характерологические особенности, изучая материнские качества с различных научных точек: психологии, культурологии, социологии. В исследованиях, проводимых с этих позиций, можно выделить несколько направлений. В работах B.C. Кона, M. Мид, М.С. Радионовой, Э. Эриксона и др. дан анализ культурно-исторических аспектов материнства. Работы, посвященные биологическим аспектам материнства, можно распределить по направленности проводимых исследований: этологические, биопсихологические, психолого-педагогические, психотерапевтические и др.

Этологические исследования занимаются количественной оценкой, родительских ресурсов, затраченных на воспитание потомства. Они рассматривают, как образуются шаблоны родительского поведения, как формируются и реализуются адаптивные механизмы в процессе взаимодействия матери и ребенка с точки зрения биологической эволюции. Данная группа исследований изучает взаимосвязь физиологических и психических проявлений, таких как эмоционального состояния и гормонального фона. Следующая группа исследований — это исследования в области биопсихологии, в них сравниваются внутреннее устройство инстинктов животных и материнских инстинктов человека (В.А. Вагнер, Н.А. Тих). Исследования, посвященные области психологии данной проблемы можно систематизировать следующим образом. Феноменологические исследования рассматривают, как функционирует женщина в период материнства, изучаются ее установки, переживания, ожидания, паттерны поведения. Рассматривается адаптационный механизм успешности к материнству в контексте формирующих факторов, психофизиологического самочувствия, особенностей личностного развития, социальной среды, сформированных представлений о браке, материнском поведении. Г.И. Брехман, говорил о необходимости повышения психолого-педагогической культуры родителей, и тем более матери. Исследования психотерапевтических школ направлены на изучение взаимосвязи психических нарушений,

возникающих у ребенка в процессе развития и особенностей в поведении матери.

Другое направление рассматривает материнство как часть личностной сферы женщины. Данный феномен, в этом направлении, рассматривается с точки зрения различных психологических подходов. Здесь материнство определяется как этап личностного становления женщины, как ступень самосознания, взятие на себя новой роли матери, а соответственно, и всей степени ответственности, которую подразумевает это новая социальная роль. Исследования в данной области посвящены изучению психофизиологических особенностей женщины в течение ее биологического цикла.

Важной фазой личностного развития женщины считается беременность; этот период считается критическим в жизни женщины, идентифицируется ее женское начало. Ей приходится решать новые проблемы, которые трансформируют ее сознание и способствуют переходу на более высокую личностную ступень. Авторы исследований считают, что на становление матери влияет не только культурная и социальная модель, но и ее психологический статус. С. Тревартен считает, что мать компетентна в распознавании эмоционального состояния своего ребенка, лишь пройдя собственный путь развития, в детстве и подростковом возрасте. А.И. Захаров в развитии материнского инстинкта выделил семь сензитивных периодов. В своих исследованиях, ссылаясь на этапы психосексуального развития З. Фрейда, который придавал большое значение таким факторам, как отношения девочки со своими отцом и матерью, игровому поведению, стадиям половой идентификации. Г.Г. Филиппова рассматривает материнство в контексте по-требностно-мотивационной сферы. Она разделила его на три блока и дала описание пяти филогенетических и шести онтогенетических этапов развития. Послеродовой период не менее важен для женщины, чем период беременности и ожидания ребенка. Перед матерью ставятся задачи психологического принятия ребенка, установления эмоциональной связи и адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Данные изменения влияют на семейные взаимоотношения, их приходится перестраивать под новые условия, принятия в семью нового члена, что может сопровождаться и кризисом в семье. У. Мак-Дугалл предлагал рассматривать поведение как движимое инстинктами: изобретательства, строительства, любопыт-

ства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный (родительский), отвращения, самоунижения, самоутверждения. Г. Мюррей предложил список психогенных потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения. Но под влиянием опыта и социализации у человека появляются формы поведении, которые нельзя свести к инстинктам; в конечном счете появилось понятие «влечение».

Сторонники теории биологических потребностей, предполагали, что человек и животные имеют одни и те же органические потребности, которые одинаково воздействуют на их поведение.

На материнское поведением влияет целая система факторов, как биологических, так и социальных, активизирующая ее организм и определяющая ее поведение. Поведение матери определяется как материнским инстинктом, так и сформированными в процессе ее жизненного опыта социокультурными ценностями, которые и формируют ее отношение, способы реагирования, влияют на способность к адаптации в новом личностном статусе. Очень часто, ценность выполнения своих материнских обязанностей женщина ставит на первое место, из-за этого может возникать недостаточное удовлетворение фундаментальных и психологических потребностей, что может приводить к психологическим проблемам, в частности к эмоциональному выгоранию. Чем ниже уровень удовлетворения потребностей, тем сложнее и глубже возникающие психологические проблемы. Можно предположить, что при увеличении материнской нагрузки и увеличении количества влияющих факторов на организм и психику матери, растет и уровень эмоционального выгорания матерей. Не вызывает сомнения, что для гармоничного физического и психического состояния женщины, а также для раскрытия личностного потенциала важна не только реализация потребности материнства, но не менее значимо и развитие других личностных и физических потребностей. От благополучного эмоционального фона женщины зависит и здоровая атмосфера в семье и полноценное гармоничное развитие личности ребенка и, соответственно, здоровье общества в целом.

В исследованиях А. Pines, Е. Aronson было предложено широкое определение синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром рассматривался исследователями не только в профессиональной сфере, но и в других жизненных сферах, общественной, политической, дружеской, семейной [2, с. 79-87].

Синдром эмоционального выгорания — это совокупность устойчивых симптомов, имеющих негативную окраску, которые приводят личность к деформации. Психические переживания человека формируют его поведение и представляют собой целый комплекс симптомов, воздействующих на душевное и телесное самочувствие, работоспособность, межличностное общение с близкими. Международный опыт исследования проблемы эмоционального выгорания показывает особую актуальность данного феномена (Г.С. Абрамова, В.Е. Орел, Ю.А. Юдчиц, Е. Aronson, D. Die-rendonck, A.M. Garden, D. Green, S.E. Jackson., J. Jones, A. L№gle, C. Maslach, А. Pines, W.B. Schaufeli, V. Frankl). Ученым удалось выделить несколько моделей синдрома эмоционального выгорания, а также разработать для каждой модели свои методы оценки. Однофакторную модель разработали A. Pines, E. Aronson (1988). Она состоит всего из одного компонента. В результате длительного нахождения человека в ситуациях эмоциональной перегрузки, он начинает испытывать истощение в личностных сферах своей жизни, в частности оно проявляется в когнитивной, эмоциональной и физической сфере личности. Исследователи D. Dierendonck, W.B. Schaufeli, H. Sixma (1994) представили двухфакторную модель данного феномена, состоящую из двух групп симптомов. Первая группа характеризует аффективное истощение, вторая деперсонализацию. К аффективному компоненту относятся симптомы, описывающие физическое самочувствие.

Его можно отнести к здоровью человека, оно характеризует его физическое самочувствие, состояние нервной системы и нервных реакций, эмоциональных проявлений. Вторым компонентом модели является деперсонализация. Этот компонент называется по-другому «установочным» и характеризует изменения отношений человека к себе или клиентам, пациентам и т.д. Двухфакторную модель, которая состоит из синдрома эмоционального истощения и синдрома хронической усталости выделяли так же Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц.

С. Maslach и S.E. Jackson создали трехфакторную модель. Компонентами данной модели являются эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. J. Jones выявил четыре составляющих данного синдрома: неудовлетворение своей работой; психологический дискомфорт при межличностном общении; соматические заболевания

и отрицательные формы стресса; низкий уровень компетенций в профессиональной сфере, необходимых для работы с клиентами.

Более развернуто, структурно, с подробным разбором симптоматики синдром выгорания был описан в работах W. Schaufen и D. Enzmann. На первое место они поставили симптомы, которые дают характеристику профессиональной сфере, в которой человек функционирует. Они классифицировали симптомы выгорания по признакам проявления и разделили их на пять групп, всего им удалось выявить 132 симптома. Распределение по группам выглядело следующим образом: аффективные; когнитивные; физические; поведенческие; мотивационные.

Выполнение материнских функций во многом сходно с трудовой деятельностью, хотя и имеет в своей основе другие мотивационные механизмы. Факт наличия выгорания в родительской сфер, указывается некоторыми российскими специалистами (Л.А. Базале-ва, Н.Н. Королева, Е.В. Лесовая, Ю.В. Попов). В частности, Л.А. Базалева говорит о возможном синдроме материнского выгорания при исполнении матерью своих родительских функций, рассматривая эти функции как специфическую форму трудовой деятельности. На основании этого мы можем предположить, что синдром эмоционального выгорания матерей представляет собой симптоматическую структуру, которую формируют негативные эмоциональные переживания и определяют совокупные факторы, оказывающие влияния на психику женщины, которые, в первую очередь, связаны с родительской деятельностью.

Современные авторы отмечают факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания; основными считаются три, — личностный, ролевой и организационный. Американский психиатр Х. Френденбергер описал личностный фактор в своих работах. На основании этого описания, к людям склонным к выгоранию, можно отнести обладающих чувством эмпатии, сочувствующих, с хорошо развитым творческим началом, но неустойчивых, интро-вертированных, гуманных, а также навязчиво одержимых. Второй значимый фактор, влияющий на синдром — ролевой. Исследователям удалось установить, что конфликт, возникающий в связи с противоречиями между различными ролями или компонентами ролей одного или нескольких человек, влияет на синдром эмоционального выгорания.

Если в профессиональной деятельности создаются условия четкого разграничения ответственности между специалистами, возможность возникновения синдрома снижается. Если же четкая структура функций деятельности не определена, или они распределяются не равномерно, вероятность развития синдрома возрастает.

Третьим ключевым фактором, приводящим к выгоранию, является организационный. Он включает в себя следующие причины: высокая психо-эмоцио-нальная, физическая, умственная нагрузка; непонимание и отсутствие помощи со стороны партнеров; недостаточное материальное и моральное стимулирование, невозможность корректно оценить выполняемые действия и отсутствие возможности оценить результат; обреченность в принятии решений; неадекватные требования к работе; монотонная, неинтересная, не несущая смысловой нагрузки деятельность; лицемерие; перегруженный рабочий график, без возможности взять выходной или отпуск; отсутствие любимого дела, хобби.

Исследователи так же отмечают, что в основе развития синдрома лежат стрессы и личностные особенности. Однако, отмечаются и другие факторы, влияющие на психику и эмоциональное состояние, к ним можно отнести ощущение своей ненужности, однообразие выполняемых функций изо дня в день, напряженный динамичный ритм жизни, частая критика со стороны окружения. Люди категоричные, перфекционисты, максималисты, стремящиеся к идеальным результатам, обязательные и ответственные, тоже подвержены данному синдрому. Так же в группе риска находятся те, кто имеет зависимости: алкогольную, никотиновую или наркотическую. Прибегая к вредным привычкам, они пытаются снизить уровень стресса и уйти от проблем, улучшить продуктивность деятельности. Однако злоупотребление психоактивными веществами и деструктивные привычки, негативно сказываются на психологическом и физическом состоянии организма.

Воспитание детей, это сложный труд, требующий личностных, эмоциональных и физических затрат. Очевидно, что, когда рождается ребенок, женщина полностью перестраивает свой образ жизни под его потребности и запросы. Недосыпание, постоянные тревоги за детское здоровье, боязнь не справиться с возникающими сложностями и новыми задачами, трудности с адаптацией к новому социальному статусу и роли матери, нехватка свободного времени для отдыха, выполнения текущих обязанностей по уходу за

ребенком, домашних дел — все эти факторы сопровождают женщину на протяжении всей жизни. К данному перечню можно добавить возникновение финансовых трудностей, отсутствие поддержки и помощи со стороны родных, отсутствие собственного жилья, либо неудовлетворенность его параметрами, воспитание детей одной, без мужа, выход на работу до момента окончания декретного отпуска или работа из дома, постоянное отвлечение от работы на детей и текущие дела, жизнь в режиме многозадачности; повышенные требования к себе, чувство вины, не решенные психологические проблемы, тянущиеся из детства.

Под воздействие перечисленных факторов, которые оказывают влияние на психическое и физическое состояние женщины, нарушается ее эмоциональное благополучие, что может приводить к переутомлению, нервозности, депрессии.

Социальная фрустрация провоцирует возникновение хронического стрессового состояния, нарушения эмоциональных реакций, нарушения вегетативной регуляции; дальнейшее развитие болезненного состояния.

Ощущение собственной беспомощности, недостаточности максимально затраченных усилий, истощение, наступающее от несоответствия энергетических затрат и результата, невозможность удовлетворить собственные потребности, все это может приводить к тому, что адаптационные ресурсы матери исчерпываются, что и может приводить к эмоциональному выгоранию.

Таким образом, можно предположить, что на формирование синдрома эмоционального выгорания у матерей может влиять совокупность внешних и внутренних факторов.

Феномен эмоционального выгорания у родителей является малоизученным как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Круг диагностических методик ограничен. В отечественной психологии психодиагностическая методика для оценки эмоционального выгорания у матерей была впервые предложена Л.А. Базалевой [1]. Так же существует Опросник «Родительское выгорание» И.Н. Ефимовой, модифицированный из опросника Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Стар-ченковой [3, с. 31-40].

Изучив теоретико-методические основы рассматриваемого феномена эмоционального выгорания и проявления данного синдрома матерей, можно сделать следующие выводы. Авторы исследований, посвящен-

ных изучению данного синдрома, по-разному представляя его модель и картину развития, тем не менее, все выделяли три основных симптома: эмоциональное истощение, изменения взаимодействия и изменение отношения к себе. Функции материнства можно рассматривать в контексте трудовых обязанностей по уходу и воспитанию детей, а на мотивационный механизм, который побуждает женщину выполнять их, влияют биологические, социальные и психологические факторы, которые и определяют ее поведение. Синдром выгорания развивается и формируются под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов, которые вызывают негативные психологические переживания. Синдром имеет несколько уровней и стадий протекания, которые выражаются проявлением определенных симптомов. В частности, исследователи выделяют три стадии и три уровня родительского выгорания, которые можно измерить диагностическими методиками, количество которых очень ограничено.

Литература

1. Базалева Л.А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: Ав-тореф. дисс. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2010.

2. БрутманВ.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 79-87.

3. Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник МГОУ. 2013. № 4. С. 31-40.

4. Ильина Т.И., Гуриева С.Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей // Человек и образование. 2019. № 3. С. 85-93.

References

1. Bazaleva L.A. Lichnostnyye faktory emotsio-nal'nogo «vygoraniya» materey v otnosheniyakh s det'mi: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Krasnodar, 2010.

2. Brutman V.I., Varga A.Ya., Khamitova I.Yu. Predposylki deviantnogo materinskogo povedeniya // Psikhologicheskiy zhurnal. 2000. T. 21. № 2. S. 79-87.

3. Efimova I.N. Vozmozhnosti issledovaniya roditel'-skogo «vygoraniya» // Vestnik MGOU. 2013. № 4. S. 31-40.

4. Il'ina T.I., Guriyeva S.D. Krizis identichnosti kak faktor proyavleniya sindroma emotsional'nogo vygoraniya u zhenshchin-materey // Chelovek i obrazovaniye. 2019. № 3. S. 85-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.