Научная статья на тему 'Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов'

Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATIONS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION PRODUCT / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION ORGANIZATION / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купреев В. В.

В статье изложена сущность инновационной активности и виды инноваций хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ACTIVITY OF ORGANISATIONS

The article deals with the crucial points of innovation activity and types of innovations in the organisations.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы инновационной активности хозяйствующих субъектов»

Проведенный анализ отклонений планируемого и достигнутого уровня основных экономических показателей показал приемлемость предлагаемой методики обоснования.

В случае, если зависимая переменная У определяется по уравнению регрессии с оценочными параметрами: У = а+ах+ ■■■ + ащхт то можно рассчитывать доверительные интервалы множественной регрессии.

Рассмотренные методы формирования доверительных интервалов предполагают их возможные комбинации при определении интервалов развития. При построении интервальных оценок важно выбирать экономически обоснованные границы изменения факторов, т.е. достижимые при принятии тех или иных управленческих решений.

Предложенная методика позволяет более детально проанализировать достаточное количество вариантов развития организации, снизив при этом размерность поставленной задачи.

Таким образом, включение в композиционную модель дополнительной информации о предполагаемых интервалах изменения основных экономических показателей и показателей развития человеческих ресурсов позволит уменьшить количество расчетных вариантов развития организации, решить актуальную задачу снижение размерности предлагаемой задачи, сформулировать и провести расчеты потенциала развития человеческих ресурсов и потенциала развития организации.

Предлагаемая методика индикативного вариантного управления развитием человеческих ресурсов, позволит не только провести расчеты и оценить потенциал человеческих ресурсов организации, но и выявить резервы развития организации в условиях модернизации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

В.В. Купреев,

аспирант Королевского института управления, экономики и социологии E-mail: kupreev-v@mail.ru

Аннотация. В статье изложена сущность инновационной активности и виды инноваций хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: инновация, инновационный продукт, инновационная активность, инновационное развитие, инновационная организация, государственная поддержка._

INNOVATION ACTIVITY OF ORGANISATIONS

V.V. Kupreev,

aspirant of the Institute of Management, Economics and Sociology of Korolev

Annotation. The article deals with the crucial points of innovation activity and types of innovations in the organisations.

Keywords: innovations, innovation activity, innovation product, innovation development, innovation organization, state support.

На современном этапе развития экономики в России особый статус приобрела ее инновационная составляющая. Опыт стран с развитой рыноч-

ной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность выступают исходной движущей силой

всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост производства обеспечивается благодаря реализации научно — технологических достижений.

Изучение литературных отечественных и зарубежных источников показало, что инновационное развитие — это, прежде всего, конструктивная созидательная динамика, обеспечивающая создание и реализацию инноваций [4].

Инновация — процесс получения объекта, созданного на основе результатов проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличного от предшествующего аналога, внедренного в производство и способного принести эффект.

Определяющими для инноваций служат некие признаки, а именно инновации:

- всегда связаны с хозяйственно-практическим использованием оригинальных решений (в этом их отличие от технических изобретений);

- приносят конкретную или социальную выгоду;

- обладают творческим подходом и связаны с рисками [1].

Внедрение инноваций нельзя ограничить рамками одного-двух подразделений организаций. Инновации, работающие на развитие бизнеса, должны пронизывать организацию и охватывать всю ее деятельность: новые продукты, услуги, процессы, стратегии, бизнес-модели, каналы сбыта и рынки. Системный подход к инновациям означает, что они становятся обязанностью и способом деятельности всех бизнес-единиц и отделов организации.

С инновацией тесно связано понятие «диффузия нововведений», т.е. распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях. Диффузия инноваций позволяет добиться максимального результата от внедрения инновации и получить максимальный эффект как для организации — инноватора, так и для народного хозяйства в целом. В рыночной экономике основная масса инноваций реализуется предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности.

В совокупности дефиниций мы получаем следующее определение инновационной деятельности: это такой вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, нового знания. Имманентный признак инновационной деятельности — выход конкурентоспособного продукта на рынок, востребованность его инновацион-ности на рынке.

Инновационный продукт — результат инновационной деятельности, который должен удовлет-

ворять следующим целевым требованиям: являться реализацией объекта интеллектуальной собственности, соответствовать требуемому научно-техническому уровню, быть произведенным впервые или по сравнению с другим аналогичным продуктом обладать более высокими научно-экономическими показателями, быть конкурентным.

Наибольшее развитие получили следующие виды инновационной деятельности: технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК), технико-внедренческие зоны. Кроме технологической инфраструктуры в современной практической деятельности осуществляется поддержка развития венчурных фондов, коучинг-центров, центров коллективного пользования (ЦКП) и других видов инфраструктуры.

Для ускорения процесса внедрения инноваций в реальный сектор экономики Федеральным законом РФ №217 от 2 августа 2009 г. государственным образовательным и научно-исследовательским учреждением предоставленно право создавать объекты инновационной инфраструктуры, малые инновационные предприятия, которые во всем мире являются звеном трансферта технологий из науки и бизнеса.

Проблема активизации инновационной деятельности неоднократно подчеркивалась в ежегодных Посланиях экс — Президента В.В. Путина и Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ. Вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности обсуждаются на парламентских слушаниях Госдумы.

К особенностям инновационной деятельности экономических систем, учитываемых при организации управления инновационными процессами относят следующие (рис. 1).

В «Философском словаре» [5] инновационная активность определяется как управленческая деятельность, учитывающая потребность рыночной экономики в непрерывном обновлении товаров, услуг, технологий. Она проявляется в стремлении побеждать в конкурентной борьбе за счет новизны, совершенства и качества продукции, в поддержке творческих, инициативных сотрудников; в готовности к организационным переменам, к ломке управленческих структур в ответ на колебания рынка и т.д.

Инновационная активность — самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии.

В статистическом сборнике «Наука России» [3] приводятся следующие определения инновационной деятельности.

Рис.1. Особенности инновационной деятельности хозяйственных систем

Непрерывность, всеобъемлемость и стратегический характер управления инновациями предполагают осуществление стратегического планирования и прогнозирования инновационного развития экономических субъектов.

Инновационная деятельность — вид деятельности, связанной с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям.

Инновационно-активная организация — организация, реализующая в период обследования мероприятия, направленные на создание инноваций вне зависимости от того, привели ли эти мероприятия к реальному появлению инновации. В отечественной статистике — это организация, имеющая в отчетном году затраты на инновации независимо от степени их завершения.

Инновационная организация — организация, имевшая в течение последних трех лет внедренные (завершенные) инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.

В мировой практике к инновационным принято относить организации, в которых более 70% общего объема продукции в денежном измерении за отчетный налоговый период формируется за счет производства инновационной продукции. Данный критерий сложно применять в России.

В статистике учитывают технологические, мар-

кетинговые и организационные инновации.

Технологические инновации — деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Показатель «объем инновационных товаров, работ, услуг» включает продукцию, произведенную в отчетном году на основе разного рода технологических инноваций.

Маркетинговые инновации — реализация новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов; использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Организационные инновации — реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

Учитывая многообразие видов инноваций, невозможно определить формальные признаки, позволяющие абсолютно точно идентифицировать инновационную организацию.

К основным признакам можно отнести следующие:

1) высокая доля расходов на научную деятельность, приобретение результатов НИОКР и продуктов интеллектуального труда, которая может отражаться в виде высоких значений нематериальных активов в балансе предприятия;

2) проведение собственных НИОКР;

3) внедрение новых для отрасли технологий или производство продукции, не имеющей аналогов;

4) получение авторских свидетельств и патентов на изобретения по профилю деятельности предприятия;

5) высокая доля работников с высшим образованием и учеными степенями по профилю деятельности предприятия.

Виды инновационной деятельности

Технологические инновации

- исследования и разработки

- приобретение машин и оборудования

- приобретение новых технологий

- из них

приобретение прав на патенты, лицензий

- приобретение программных средств

- производственное проектиро ванне

- другие виды подготовки производства

- обучение и подготовка персонала

- маркетинговые исследования

- прочие затраты

Маркет ингоеы е инновации

- внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг

- внедрение значительных изменений в упаковку товаров

- реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта

- использование новых приемов по продвижению товаров

- использование новых каналов продаж

- введение новых концепций презентации товаров в торговле

- использование новых ценовых стратегий при продаже товаров и услуг

- прочие маркетинговые инновации_

Организационные инновации

- реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии

- внедрение современных методов управления на основе информационных технологий

- внедрение новых или значительно измененных организационных структур

- нововведения в использовании сменного режима рабочего времени

- применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг

- внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих

- создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, их практической реализации

- внедрение корпоративных систем управления знаниями

- реализация мер по развитию персонала

- реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих вид ов кооперационных связей

- передача ряда функций и бизнес-процессов стратегическому подрядчику (аутсорсинг)

- прочие организационно; управленческие инновации

Рис. 2. Виды инновационной деятельности

«Инновационное развитие» — непрерывное поступательное изменение качественных характеристик системы в сторону их улучшения на основе использования новых средств и предметов труда, новых форм организации и управления производством, прогрессивных по отношению к использованным ранее и базирующихся на достижениях научно-технического прогресса (НТП).

Основная проблема инновационного развития — как активизировать инновационную деятельность. Инновационное развитие требует создания новой технологической базы. Н. Обухов [2] полагает, что «инновационный рост как стратегическое направление развития в предстоящее десятилетие будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий».

Смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и способствовать отдельным предприятиям, организациям и учреждениям в выборе того или иного направления инновационного развития и формировании на этой основе эффективной инвестиционной политики.

Понимая под инновационным процессом осуществляемое непрерывно преобразование научных знаний в ходе их создания и освоения производством в соответствии со спросом, насыщение рынка и потребление в целом инновационного продукта, мы определяем инновационной такую деятельность, которая позволяет доставить потребителю новшества, новые изделия, насыщенные высоконаучными

качествами и свойствами в наиболее удобном и концентрированном виде, в нужное время с наименьшими затратами по взаимовыгодной цене.

Специфика инновационной деятельности как экономической категории состоит в том, что она отражает состояние и функционирование производительных сил в аспекте их материально-вещественного содержания и общественной формы в производственных отношениях, являясь такой структурной подсистемой способа производства, которая создает воспроизводственные условия, обеспечивающие включение необходимых ресурсов (природных, трудовых, финансовых, информационных и др.) в процесс производства, поддержку работоспособности его факторов, а также условия жизнедеятельности индивидов. Инновационная деятельность призвана создавать инновационные условия для процессов производства и стремиться к обновлению качественных параметров жизни.

Под инновационной активностью хозяйствующего субъекта нами понимается комплексная характеристика интенсивности его инновационной деятельности, основанная на способности к мобилизации инновационного потенциала, который выражается через ресурсную и результативную составляющие.

Государственная поддержка инноваций осуществляется как косвенными методами, в виде создания благоприятных условий для ее развития, так и прямой поддержкой государства. К мерам государственной политики относится стимулирование конкуренции, информатизация общества, стандартизация и сертификация продукции и услуг.

Меры государственной поддержки инновационной деятельности

Таблица 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямые методы Косвенные методы

- финансирование и софинансирование НИОКР и инвестиционных проектов из бюджетных средств; - защита прав участников инновационной деятельности; - создание государственной патентно- лицензионной системы; - формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций; - подготовка квалифицированных кадров; - моральное стимулирование инновационной деятельности (вручение наград, присвоение почетных званий и т.д.) - налоговые льготы; - господдержка финансового лизинга (ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату); - франчайзинг (право на создание инновационных организаций, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре); - налаживание системы взаимосвязей между элементами инновационной деятельности.

Важнейшая роль государства обусловливает необходимость изучения законодательной базы регулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации — направления обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации сектора исследований и разработок (Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол №1 от 15 февраля 2006 г.).

В 2009 г. Министерство экономического развития активизировало деятельность по инновационной политике. Разработан план мер, направленных на повышение инновационной активности организаций, который должен стать основным инструментом координации инновационной политики. Сделаны первые шаги по формированию «инновационного лифта»: инновационные институты развития «Роснанотех», Фонд содействия развитию

малых форм предприятий в научно-технической сфере, ВЭБ, РВК — при координации министерств заключили соглашение о создании единой информационной среды, в рамках которой можно «продвигать» перспективные организации по стадиям инновационного цикла. Одновременно, в соответствии с поручением Правительства, представлена Стратегия инновационного развития РФ, которая определяет общую идеологию и конкретные шаги по поддержке развития технологий и инноваций.

Литература

1. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — №3.- С.62-67.

2. Обухов Н. Некоторые проблемы обеспечения модернизации // Экономист. — №4. — 2010. — С.20.

3. Наука России в цифрах: 2010. Статистический сборник

4. Инновационный менеджмент. Под.ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ -ДАНА. — 2002.

5. Философский словарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.