Научная статья на тему 'Теоретические основы и проблемы классификации имеющихся подходов к пониманию функций государства'

Теоретические основы и проблемы классификации имеющихся подходов к пониманию функций государства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2526
210
Поделиться

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и проблемы классификации имеющихся подходов к пониманию функций государства»

УДК 340; 342.571; 342.7 ББК 67.0

Кручинин В.Н.,

к.ю.н., доцент. Филиал РГСУ г. Воронеж, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ

КЛАССИФИКАЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ ФУНКЦЙЙ ГОСУДАРСТВА

Теория государства и права, исследуя проблемы взаимоотношений государства и общества, делает вывод о том, что современное государство должно выступать, прежде всего, организацией политической власти, призванной представлять общие интересы населения, а деятельность государства должна быть направлена на решение общесоциальных проблем. Современное государство, управляя делами общества, обязано стремится к стабильному и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка, обеспечению гражданского мира и согласия в обществе.

С одной стороны, государство, являясь основным институтом политической системы общества, независимо от особенностей эпохи и типа своего устройства, призвано координировать и балансировать взаимоотношения между индивидами, классами, социальными, этническими группами населения и регионами, обеспечивать целостность, жизнеспособность и безопасность всего общества.

С другой стороны, государство, руководствуясь всеобщим интересом, должно управлять обществом, не мешая ему развиваться и функционировать, создавать институты гражданского общества, посредством которых общество в перспективе будет эффективно контролировать деятельность государства.

Все это требует теоретического обоснования и поиска новых социальных, политических, этических и экономиче-

ских моделей построения государства и и совершенствования механизма взаимодействия государства с обществом, что безусловно повлечет за собой трансформацию места и роли государства на пути создания условий по формированию справедливого общественного устройства [1, с. 96].

Вне всякого сомнения, это назначение государства в полном объеме может быть реализовано в рамках построения современного социального государства, сущность которого заключается в обеспечении интересов большинства членов общества. Многие государства, в том числе и Россия, поставили перед собой цель - построение социального государства. Есть примеры достаточно успешного движения в этом направлении. Так, в своей монографии Кручинин С.В. отметил, что опыт Скандинавских стран показывает, как социально-политический идеал становится реальностью. И пусть идеал «социального государства» не является полностью достигнутым в настоящее время в какой-либо стране, тем не менее, при стремлении к нему, при движении политической системы в направлении данного аттрактора происходят необходимые преобразования в социальнополитической системе, которые преобразуют общество в сторону большей гуманизации, социализации, устранения крайностей общества, таких как нищета и беспризорность [2, с. 87].

С нашей точки зрения, нельзя объективно оценить проблемы построения социального государства, не исследуя функций государства, посредством которых государство управляет обществом. Именно всесторонний анализ деятельности государства позволяет понять, какие на данном этапе развития государства функции являются приоритетными, что позволяет, в свою очередь, точно определить сущность государства и направление его дальнейшего совершенствования на пути повышения благосостояния общества и создания условий построения подлинно социального государства. Нельзя не согласиться с точкой зрения С.В. Кручинина, который, оценивая сущность социального госу-

дарства, писал: «При характеристике же «социального государства» как одного из видов государственного устройства речь должна идти о всем спектре социальных отношений, признавая за социальными проблемами приоритетный характер. Однако, при всей широте задач, стоящих перед социальным государством и решаемых им, сущность его правового содержания определяют два основных постулата -свобода личночти и социальная стабильность» [3, с. 108].

Исследуя функции государства, автор солидарен с мнением Н.Н. Федосеевой, которая подчеркнула, что всестороннее системное понимание феномена «государство» неразрывно связано с его изучением в рамках функционального подхода, который по своей сути предполагает рассмотрение государства не просто как некой статичной системы, а требует его исследования в динамике, в процессе различного рода целенаправленной деятельности, через которую выражается сущность государства как единого организма [4, с. 9].

Этой же точки зрения придерживается и Д.В. Пожарский, который подчеркнул, что вопрос о функциях государства на любом этапе его развития является одним из важнейших в общей теории государства [5, с. 7].

Как мы уже подчеркнули, именно в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому постижение функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства во многом определяют его структуру. Другими словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Вне всякого сомнения, изменение функций неизбежно ведет к изменению структуры государства.

Как точно подчеркнул А.Н. Чашин, государство возникает в том обществе, в котором необходимо решать какие-

либо задачи, требующие сложной организации человеческих взаимоотношений. Процесс решения поставленных перед государством основных задач называется его функционированием [6, с. 123].

По мнению С.Н. Туманова, анализируя функции государства, можно с большой точностью определить его тип: является ли оно рабовладельческим, феодальным, капиталистическим, социалистическим, демократическим и т.п. Естественно, что современное государство, являющееся демократическим, должно действовать в интересах большинства населения страны [7, с. 12].

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Социальную сущность государства выявил еще Цицерон, который писал, что государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов [8, с. 20].

Автор солидарен с мнением Н.Н. Федосеевой о том, что само понятие «функция» является сложным и многозначным, закономерно предположить, что в науке нет единой трактовки и термина «функция государства» [4, с. 9]. Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что, несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, большинство из теорий сходится в одном - оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Функции государства - категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его

деятельности (функционирования). В этой связи следует согласиться с точкой зрения премьер-министра Индии Манмохана Сингха на сущность государственной власти. Он считает, что «власть сродни общественному фонду. Нельзя просто сидеть на власти, ее надо использовать. Но использовать на благо общества» [9, с. 20].

Таким образом, функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Исходя из анализа различных подходов к функциям государства, предлагаем сформулировать понятие функций государства следующим образом: функции государства представляют собой нормативно-закрепленные, организационнообеспеченные приоритетные направления деятельности государства, обусловленные главными, объективно необходимыми целями, выражающие сущность и социальное назначение государства.

Анализ проблемы показал, что впервые понятие функции было введено в научный оборот далеко не юристами, первооткрывателем можно назвать известного математика Г.В. Лейбница, который данную категорию вывел еще на рубеже ХУТТ-ХУТТТ вв. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. В энциклопедическом словаре понятие функции раскрывается исключительно как математическое [10, с. 286]. О функциях в социологическом аспекте обнаруживаются упоминания некоторых ученых только в середине ХТХ в., а в государственноюридическом аспекте только в начале XX века. В частности, эта категория активно рассматривалась в работах Л. Дюги [11, с. 9-19], Н.М. Коркунова [12, с. 93], Л.Б. Петражицкого [13, с. 135] и некоторых других авторов.

В философском и общественно-социологическом плане термин «функция» понимается как: внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности. С точки зрения филологии, под функцией (от лат. &псйо) понимаются внешние проявления свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений [14, с. 869].

Однако, в юридической науке нет единства мнений относительно определения категории «функции государства», что обуславливается, очевидно, своеобразным и вполне объяснимым некоторым видоизменением сущности понятия «функции» при использовании его в связке с такой сложной и многогранной правовой категорией, как «государство». Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением [15, с. 47-52].

Попытки определить, что из себя представляют функции государства предпринимались в отечественной правовой науке с начала XX в. В основу первых определений, данных советскими правоведами, были положены классические идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина: «Различные общественные функции суть меняющие друг друга способы жизнедеятельности» [16, с. 499]; «Государство не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично, всегда активно и никогда пассивно» [17, с. 389].

В современной российской научной юридической литературе функциям государства даются достаточно разные по

содержанию определения, в частности, например, С.А. Комаров подчеркивает тот факт, что в правовой науке под функциями государства подразумеваются и основные направления (стороны, виды) деятельности государства, и его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и, наконец, социальное направление деятельности как внутри, так и вовне государства [18, с. 47-52].

Морозова Л.А. предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов [19, с. 98-108].

В свою очередь А.П. Глебов предлагает рассматривать функцию государства как сложное по своему содержанию явление, включающее социальное назначение государства как основу и сущностную сторону функции («должное») и практическую деятельность государства по реализации его назначения как динамичный элемент функции, выражающий ее жизнедеятельность («сущее»). А.П. Глебов предложил определение функции государства, под которой, по его мнению, «следует понимать социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)» [20, с. 7-21].

Профессор В.И. Червонюк в своей работе подчеркивает: «функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе» [15, с. 50-52]. Более развернутое определение приводит профессор В.М. Корельский: «функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль-

ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» [21, с. 128]. Авторы учебника В.Л. Кулапов и А.В. Малько дают следующую характеристику понятия функций государства: «Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма» [22, с. 63].

По нашему мнению, в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных, приоритетных) направлений его деятельности. Однако, здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории «функция», ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.

Анализ учебной и научной литературы показал, что сегодня функциональная теория государства выявила значительное число разных функций. С точки зрения реальной практики мы также можем сказать, что государство действует в каких угодно направлениях: экономика, политика, право, религия и везде, где только возможно использовать ему свои возможности и средства. Вмешательство государства обосновывается реализацией какого угодно объема социальных задач, которые мы можем возлагать на него, как оправданно, так и нет. И здесь возникает вопрос о том, насколько целесообразно привлечение средств государства в данных направлениях. Действительно, правовое государство не должно вмешиваться во все сферы общественной жизни.

Вместе с тем, как отметил А.В. Ельцов, само понятие «функция» в современной юридической теории определяется через понятие «направление действия», которое по логике должно быть родовым [23, с. 3-6]. Если это так, то понятие функции не является самостоятельным, и для того, чтобы понять действие государства в его динамике, необходимо выяснять, что такое направление действия и каковы эти направления.

Отождествление понятий «функция государства» и «направление действия государства» указывает на то, что само число этих функций совершенно неопределенное. Ими может быть все, что угодно, любые действия государства. Следовательно, основания их выделения являются также нелогичными и в большей степени исходят из практики действия государства.

Таким образом, рассматривая природу и сущность государства как критерии выделения его системообразующих функций, можно сделать вывод, что в рамках правовой сущности государства выстраивается определенная система функций, обеспечивающая организацию и воспроизводство власти, путем ее легализации и легитимации. В рамках политической сущности государства - другая система функций, направленная на воспроизводство организации и распространения власти. Представляется, что в предложенной системе двух функций можно выразить любую государственную функцию и установить ее адекватность самой природе государства.

Безусловно, такое описание поведения системы функций государства хоть и является условным, но позволяет оценить государство в целом с точки зрения его функциональности, выявить его внутренние связи, установить природу его институтов. Данный подход имеет теоретическую и практическую направленность. Применяя его в теории, мы сможем, таким образом, рассмотреть любое государство всех исторических типов, в том числе и современное. С практической стороны оценка действий конкретного госу-

дарства с точки зрения адекватности его природы позволит выявлять проблемы неэффективности государственной деятельности как в отдельных направлениях, так и в целом.

Считаем, что современное государство должно осуществлять свою деятельность с использованием следующих существенных признаков функций государства, выделяемых в науке:

1) функции непосредственно выражают и предметно конкретизируют сущность современного государства - демократического правового государства, стоящего на защите интересов гражданского общества. При их реализации должны учитываться групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества;

2) в функциях реализуется разносторонняя практическая деятельность государства внутри страны и на международной арене;

3). функции современного государства представляют собой уже устойчиво сложившиеся основные направления деятельности государства по обеспечению интересов общества;

5). В функциях государства проявляется и присущая ему на современном этапе развития динамика социальноэкономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Применительно конкретно к России, по нашему убеждению, Конституция РФ должна рассматриваться в качестве базиса в контексте выполнения функций государства, которые являются необходимым условием и одной из гарантий успешного выполнения государством стоящих перед ним задач, прежде всего, в осуществлении его задач в социальной, экономической и политической областях. В ст. 7 Конституции Российской Федерации, где и употребляется термин «социальное государство», речь идет вовсе не о типе государства, так как до социального государства России необходимо пройди достаточно большой путь преобразований. С нашей точки зрения, ст. 7 Конституции характеризу-

ет именно содержание социальной функции государства. Здесь сказано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, по нашему мнению, толкуя ст. 7. Конституции РФ лучше говорить не о социальном государстве, а о социальной функции государства [24, с. 16-17].

Считаем, что для корректировки социальной функции Российского государства, прежде всего, необходимо:

- сформировать правовые основы социального государства, законодательно закрепив обеспечиваемые им базовые социальные гарантии;

- разграничить системы социального обеспечения, социальной помощи (поддержки) и социального страхования. Система социального обеспечения должна гарантировать достойный прожиточный минимум. Система социальной помощи (поддержки) должна функционировать адресно, с использованием заявительных процедур. Приоритетом в пенсионной реформе, реформе медицинского и социального страхования должно стать усиление страховых принципов;

- повысить ответственность граждан за социальные риски путем увеличения минимальной заработной платы и доли взносов в социальные фонды; создать условия для добровольного социального страхования и гарантировать правоохранительную защиту негосударственных пенсионных и социальных страховых фондов. Имеющее место в современной России отсутствие достаточной научной обоснованности, поспешность в устранении государства из стратегически важных сфер, выражающаяся в передаче отдельных государственных функций, в том числе, контрольнонадзорных, негосударственным организациям, могут привести к социально-негативным результатам.

Автор убежден, главной целью современного российского государства должно быть обеспечение благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества.

Поэтому на государственном уровне необходимо в качестве приоритетных выделить, прежде всего, социальную функцию, экономическую и налоговую функции, которые, в свою очередь, будут способствовать обеспечению устойчивого развития общества в виде экономической и социальной политики государства.

Данный тезис нашел свое подтверждение в Посланиях Президента РФ 2013 года, в частности В.В. Путин подчеркнул: «Смысл конституционной нормы о социальном государстве - именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны» [25].

В.В. Путин подчеркнул: «Стратегическая повестка развития страны известна, в Послании конкретизированы основные направления работы, пути и методы достижения поставленных целей. Все, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом - главная, самая весомая задача власти. Наш долг -укреплять доверие людей. Только в этом случае будет расти активность граждан, появится стремление внести свой вклад в развитие страны».

И далее в своем бюджетном послании Президент определил: «Основными резервами в настоящее время являются:

- обеспечение долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением дотаций Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета при условии последовательного повышения уровня жизни пенсионеров;

- активное использование механизмов частногосударственного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач, а также вложение средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в инве-

стиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе;

- повышение адресности социальной поддержки граждан; для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на критерии нуждаемости граждан;

- проведение структурных реформ в социальной сфере

[26].

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что и у общества и у власти наметилось сближение точек зрения на проблему совершенствования развития государства, во главу угла ставится именно социальная функция государства через реализацию которой государство и общество придет к идеалу государственного устройства - созданию социально справедливого устройства российского общества. На пути превращения России в современное правовое демократическое, социальное государство нам, к сожалению, так и не удалось создать основу такого государства - самоуправляемое гражданское общество, которое бы эффективно взаимодействовало и контролировало государственную власть, ограничивало ее в интересах большинства членов общества [27, с. 8].

Поэтому, к сожалению, приходится констатировать, что государство до сих пор защищает и отражает интересы не большинства, а привилегированного меньшинства, сумевшего в ходе несправедливой приватизации государственной собственности встать над обществом и его интересами.

Библиографический указатель:

1. Кручинин В. Н., Кручинин С. В. Глобалистический утопизм Г. Уэллса, И. Ефремова, Д. Андреева как инструмент политического проектирования и прогноза // Научноисследовательские публикации, 2013. № 2. С. 94-113.

2. Кручинин С. В. Политико-философская концепция Даниила Андреева в контексте политической парадигмы

конца ХХ-началаХХ1 вв. Монография. Воронеж: Истоки, 2010. 156 с.

3. Кручинин С. В. Теоретико-методологическая значимость наследия Д.Л. Андреева. Политологическое исследование. Saarbrucktn, Germany: LAP LAMBERT Fcademic Publishing GmbH & Co/ RG, 2011. 174 с.

4. Федосеева Н. Н. Основные подходы к определению категории «функции государства» // Государственная власть и местное самоуправление, 2008. № 8. С. 9-13.

5. Пожарский Д. В. Становление теории функций государства в отечественной юридической науке: историографический очерк // Труды Академии управления МВД России, 2011. № 4. С. 7-11.

6. Чашин А. Н. Теория государства и права: учебник. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. - С. 688 с.

7. Туманов С. Н. Исторический аспект формирования теории функций государства в России // История государства и права, 2013. № 2. С. 12-19.

8. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве. О законах // Серии «Литературные памятники». Репринтное издание 1966 г. / Отв. ред.: Утченко С.Л. М.: Наука, Ладо-мир, 1994.223 с.

9. Первые лица (Манмохан Сингх, премьер-министр Индии) // Коммерсантъ, 2005. № 166 (3267) от 07 сентября.

10. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Современная версия. М.: Эксмо, 2009. 992 с.

11. Общие преобразования гражданского права со времени Кодекса Наполеона. Перевод с французского / Дюги Л.; Под ред. и с предисл.: Гойхбарг А.Г.; Пер.: Сиверс М.М.

- М.: Гос. изд-во, 1919. - С. 9-19. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/l_dyugi.

12. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. М.: Изд. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),

2010. 520 с.

13. Петражицкий Л. Б. Общая теория права в связи с теорией нравственности. СПб.: Изд. Лань, 2000. 607 с.

14. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2005. 976 с.

15. Червонюк В. И. Теории государства и права. М.: ИНФРА-М, 2009. 704 с.

16. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Книга 1: Процесс производства капитала. М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2013. 1200 с.

17. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве: «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» // Полн. собр. соч. Т. 1. М.: Политическая литература, 1975. 658 с.

18. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред.: Марченко М.Н. М.: Юристъ, 2001. 656 с.

19. Морозова Л.А. Функция Российского государства на современном этапе // Государство и право, 1993. № 6. С. 98-108.

20. Глебов А. П. О деятельностном подходе в исследовании государства // Актуальные проблемы теории и практики государственной деятельности. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. С. 7-21.

21. Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Норма, 2006. 616 с.

22. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма,

2011. 383 с.

23. Ельцов А .В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление, 2010. № 4. С. 3-6.

24. Кручинин В. Н. Социальное государство и его функции в условиях современной России // Научноисследовательские публикации, 2013. № 1. С. 15-30.

25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета, 2013. № 282 от 13 декабря.

26. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному

собранию от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 20142016 годах» // Пенсия, 2013. № 6 - июнь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_147552/.

27. Кручинин В. Н. Гражданское общество в современной России, проблемы формирования и функционирования //Вопросы управления, 2013. № 4(6). С. 7-15.