Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
321
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЯЗЫКИ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТЕРМИНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проскура Яна Вадимовна, Захарова-Саровская Мария Владимировна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты английского языка в профессиональных целях. После краткого исторического обзора теорий, связанных с ESP (English for special purposes), мы сосредоточимся на некоторых лингвистических особенностях английского языка для специальных целей. Наша цель состоит в том, чтобы сделать синтез основных теорий и дискуссий по проблеме специализированных языков, так как количество статей и работ по этой проблеме огромно. Мы также хотели бы сделать краткое изложение наиболее важных вкладов, сделанных в исследование различий между английским для специальных целей и общим английским. Кроме того, данное исследование направлено на изучение различий и сходств в ролях преподавателей английского языка для конкретных целей (ESP) и английского языка для общих целей (EGP). В нем также освещаются последствия этих различий и сходств для преподавания английского языка, учебных материалов и аудиторной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Проскура Яна Вадимовна, Захарова-Саровская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS AND PECULIARITIES OF ENGLISH LANGUAGE TEACHING FOR SPECIAL PURPOSES

This article discusses some aspects of the English language for professional purposes. After a brief historical review of the theories related to ESP (English for special purposes), we will focus on some of the linguistic features of English for special purposes. Our goal is to make a synthesis of the main theories and discussions on the problem of specialized languages, since the number of articles and papers on this problem is huge. We would also like to make a summary of the most important contributions made to the study of the differences between English for Special purposes and General English. In addition, this study aims to explore the differences and similarities in the roles of teachers of English for Specific Purposes (ESP) and English for General Purposes (EGP). It also highlights the implications of these differences and similarities for English language teaching, teaching materials, and classroom practice.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

слабовидящим детям. В связи с этим одним из важнейших мероприятий перед началом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является педагогическая оценка функциональных возможностей нарушенного зрения. В зарубежной литературе таких детей называют дети с корковыми или церебральными нарушениями, где глазное нарушение зрения относится к проблеме с глазом. Корковые нарушения - это неврологическое нарушение зрения, которое относится к мозговой потере зрения и определяется как значительная зрительная дисфункция, вызванная повреждением зрительных путей и структур, которая происходит до рождения, после рождения и при травме головного мозга. Глаза могут работать нормально, но у ребенка есть проблемы с обработкой того, что он видит. Вот почему так важно понять, как функционирует и адаптируется мозг при исследовании того, как работать с детьми, у которых есть явные проявления зрительных и поведенческих реакций. Это поможет определить условия организации коррекционной работы и особенности использования наглядно - стимульного материала.

Литература:

1. Верещага., И.В. Моисеева И.В., Пайкова А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушениями зрения и слуха / под ред. А.М. Пайковой. - М.: Теревинф, 2017. - 60 с.

2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии. - 1990.

3. Григорьева Л.П. и др. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.: Школа-Пресс. - 2001. - Т. 96.

4. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями. - Дефектология. - 2012. - №. 5. - С. 3-12.

5. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-методич. пособие. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. - 2017.

6. Кудрина Т.П. Методика психолого-педагогического обследования функциональных возможностей нарушенного зрения у детей младенческого и раннего возрастов. - Дефектология. - 2014. - №. 5. - С. 61-67.

7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - Издательский дом "Питер", 2018.

8. Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Коррекция зрительного восприятия. - 2004.

9. Проглядова Г.А., Быкова М.В., Энгель Л.Н. Формы развития познавательной мотивации у старших дошкольников с функциональным расстройством зрения. Проглядова Г.А., Быкова М.В., Энгель Л.Н.: Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2020. - № 1 (83). - С. 66-78.

10. Проглядова Г.А. Замещающая поведенческая деятельность у слепых детей Сибирский вестник специального образования. - 2014. - № 1 (13). - С. 69-70.

11. Проглядова Г.А. Современная дошкольная тифлопедагогика: теория и практика: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 180 с.

12. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: - учеб. пособие. - М.: Город Детства, 2008. - 224 с.

13. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие. -СПб.: КАРО, 2007.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

15. Christine Roman Lantzy, Cortical Visual Impairment: An Approach to Assessmentand Intervention // Functional Vision Assessment: The CVI Range - 2nd Edition. - New York: AFB Press, 2018 - 82-174 p.

16. Christine Roman-Lantzy., Cortical Visual Impairment: Advanced Principles., APH Press. - 2019. - 273 p.

Педагогика

УДК 372.881.1:378

кандидат филологических наук, доцент Проскура Яна Вадимовна

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Новосибирск);

кандидат филологических наук, доцент Захарова-Саровская Мария Владимировна

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (г. Новосибирск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ

СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты английского языка в профессиональных целях. После краткого исторического обзора теорий, связанных с ESP (English for special purposes), мы сосредоточимся на некоторых лингвистических особенностях английского языка для специальных целей. Наша цель состоит в том, чтобы сделать синтез основных теорий и дискуссий по проблеме специализированных языков, так как количество статей и работ по этой проблеме огромно. Мы также хотели бы сделать краткое изложение наиболее важных вкладов, сделанных в исследование различий между английским для специальных целей и общим английским. Кроме того, данное исследование направлено на изучение различий и сходств в ролях преподавателей английского языка для конкретных целей (ESP) и английского языка для общих целей (EGP). В нем также освещаются последствия этих различий и сходств для преподавания английского языка, учебных материалов и аудиторной практики.

Ключевые слова: специализированные языки, английский язык для специальных целей, лингвистические особенности, терминология.

Annotation. This article discusses some aspects of the English language for professional purposes. After a brief historical review of the theories related to ESP (English for special purposes), we will focus on some of the linguistic features of English for special purposes. Our goal is to make a synthesis of the main theories and discussions on the

problem of specialized languages, since the number of articles and papers on this problem is huge. We would also like to make a summary of the most important contributions made to the study of the differences between English for Special purposes and General English. In addition, this study aims to explore the differences and similarities in the roles of teachers of English for Specific Purposes (ESP) and English for General Purposes (EGP). It also highlights the implications of these differences and similarities for English language teaching, teaching materials, and classroom practice.

Keywords: specialized languages, English for special purposes, linguistic features, terminology.

Введение. Английский язык для специальных целей (далее ESP) был разработан для удовлетворения потребностей тех учащихся, которые намерены использовать английский язык в профессиональном контексте и в профессиональных целях. Языки для специальных целей, или в этом случае ESP может рассматриваться как минимум с двух точек зрения: с одной стороны, с методической точки зрения, как ESP -это сфера языка, с другой стороны, мы должны подходить к вопросу специализированных языков с лингвистической точки зрения, так как ESP - это своеобразный сегмент языка, с его основным компонентом - терминологией, к которому некоторые авторы добавляют специфическую грамматику, т.е. в данной статье мы намерены осветить наиболее важные теории и подходы ESP, предполагающие как дидактические, так и лингвистические особенности. Первая часть статьи посвящена эволюции дидактических аспектов ESP и наиболее важным подходам к лингвистическим особенностям английского языка для конкретных целей за последние десятилетия, а вторая - посвящена отличиям ESP от общего английского.

Изложение основного материала статьи. Выделяются три главные причины появления ESP:

1. Окончание Второй мировой войны в 1945 году стало началом стремительного роста научной и технической мысли, а также росту экономики во всем мире. Это послужило созданию нового общества, в котором господствовали две основные силы - технология и торговля. В результате столь быстрого их развития, очень скоро появилась необходимость в так называемом «интернациональном» языке. Как мы знаем, таким языком стал английский. Как следствие этого стало появляться много людей, которые хотели выучить английский язык, но уже не для повышения своего статуса, а по причине того, что владение иностранным языком открывало двери к мировым рынкам валют, товаров и технологий [1, с. 68].

Ранее знание иностранного языка считалось показателем хорошего образования, но никто не задумывался, зачем, собственно, он необходим. Но постепенно образовался новый тип изучающих английский язык - это те, кто точно понимал цель изучения языка: например, инженеры, которые нуждались в переводе инструкций по эксплуатации различных технических устройств; врачи, которым было необходимо быть в курсе новейших исследований в области медицины, бизнесмены, желающие продать свой товар; и, конечно, студенты, которые пользовались учебной литературой, доступной только на английском языке. Они все четко понимали, что английский язык им просто необходим и знали, зачем. Эта потребность продолжила свое развитие в 70-е годы XX века во время нефтяных кризисов, в результате которых большой поток западного капитала и технологий устремился в нефтедобывающие страны. Английский язык внезапно стал языком «большого бизнеса», и интересы торговли начали играть все более весомую роль. Потребовались новые пути изучения языка в связи с ограниченным временем и денежным фактором - с четко обозначенной целью и низкими издержками. В результате английский язык стал предметом изучения практически для всего мира, но не в своем традиционном, лингвистическом, понимании, а исключительно в утилитарных целях [2, с. 189].

2. Революция в лингвистике.

Наряду с тем, что необходимость изучения языка для специальных целей возрастала, стали появляться новые идеи и в области методики его преподавания. Если раньше целью лингвистики было описание грамматики английского языка, то новые методики подчеркивали конкретное его использование в определенных коммуникативных ситуациях. Одним из «открытий» в то время стал факт, что язык устного общения и язык письменной речи имеют очень существенные различия, зависящие от контекста. Как следствие этого, в методике преподавания английского языка появилась новая теория, которая сводилась к тому, что английский язык юриспруденции и, скажем, экономики имеют существенные различия. Стали появляться многочисленные курсы преподавания английского языка для специальных целей. Их принцип был довольно прост: раз язык различается в разных речевых ситуациях, то можно выявить и обозначить основные черты этих ситуаций и положить их в основу изучаемого курса. Наиболее популярной была область EST - английский для науки и техники. Основополагающим принципом обучения ESP послужил подход - «Скажи, для чего тебе нужен английский, и я скажу, какой английский тебе нужен» [3, с. 164].

3. Акцент на интересах обучаемого.

Новые исследования в области педагогики и психологии тоже внесли свой вклад в преподавание ESP. Особое значение стало уделяться интересам, запросам обучаемого, его отношению к процессу обучения. Мотивация стала главной для эффективности учебного процесса, и это определило методические и дидактические принципы, когда важнейшее значение уделяется соответствию содержания обучения требованиям и интересам обучаемого. Простейшим путем достижения этого стало использование специальных тематических текстов при обучении различных групп - тексты по медицине для врачей, технические для инженеров и т. д. Считалось, что когда обучаемый изучает тексты по своей специальности, с их особой терминологией, то тогда заметно повышается его мотивация, а сам процесс обучения становится гораздо эффективнее. Итак, можно сделать вывод, что, развитие изучения ESP было обусловлено тремя важными факторами: повышенный спрос на английский язык по причине необходимости его использования в конкретных сферах; новые направления в лингвистике и в методике преподавания, перенос акцента на интересы обучаемого. Все эти факторы определили необходимость дальнейшей специализации в изучении языка [3, c 166].

В настоящее время концепция ESP, безусловно, получила свое развитие. Происходит все большее усиление роли английского языка как средства международного общения в связи с нарастанием процессов глобализации; огромное значение имеет и внедрение новых технологий в преподавание иностранных языков: оно предоставило более широкие возможности изучения английского языка для его применения в каких угодно областях. Возрастает прикладная составляющая в обучении английскому языку, то есть необходимость ранней профессионализации обучаемого, что делает ESP еще более актуальным.

В наши дни ESP преподается почти во всех университетах мира. Причиной этого является глобализация торговли и экономики и продолжающегося бума международных связей в различных областях. Стало жизненно важным создавать ESP курсы, которые помогут лучше подготовить учащихся к будущей профессиональной деятельности. По программе ESP студент достаточно хорошо подготовлен и может сосредоточиться на предмете. В ESP невозможно учить язык в отрыве от реального использования. Напротив, английский язык, должен быть представлен в подлинном контексте, чтобы учащиеся смогли понять, как функционирует язык, который они должны будут использовать в профильной области [5, с. 146].

Разумное сочетание ESP и EGP - вот что необходимо современному специалисту.

Английский язык для конкретных целей - это узнаваемая деятельность в более широких профессиональных рамках преподавания английского языка, подразумевающая разработку учебных программ и материалов, а также их презентацию и последующую оценку [11, с. 9]. С другой стороны, ESP-это способ обучения английскому языку с помощью метода аппроксимации для конкретной цели. Это не фокус на видах языка. Это означает, что ESP приводит в соответствие ту область, в которой нуждаются учащиеся [12, с. 396]. Например, английский язык для врачей, юристов, экономистов, туризма и архитектуры, бухгалтера, ученого-медика, гражданского строительства и т.д. Поэтому английский язык преподается по-разному в различных областях.

Что касается более широкого определения ESP, Хатчинсон и Уотерс теоретизируют: «ESP-это подход к обучению языку, в котором все решения относительно содержания и метода основаны на причине обучения ученика» [9, с. 11]. Энтони отмечает, что неясно, где заканчиваются курсы EGP и начинаются общие курсы английского языка; многие неспециалисты-преподаватели EGP используют подход ESP в том смысле, что их учебные программы основаны на анализе потребностей учащихся и их собственных личных специальных знаниях использования английского языка для реального общения [6, с. 28].

Энн Джонс утверждает, что при обучении английскому языку для конкретных целей «все языковое обучение должно быть разработано для конкретных целей обучения и использования языка определенными группами студентов» [10, с. 298]. Конкретные потребности содержания предмета могут не требовать грамматики или фонетики, но буквы всегда интегрированы в процесс обучения, поскольку они составляют важную часть передачи смысла как всего высказывания, так и его отдельных частей.

Характеристика английского языка для конкретных целей и общего английского языка: Теоретики Дадли-Эванс и Сент-Джон изменили первоначальное определение ESP Стревенса, чтобы сформировать свое собственное. Начнем со Стревенса. Он определил ESP, определив его абсолютные и переменные характеристики. Определение Стревенса проводит различие между четырьмя абсолютными и двумя переменными характеристиками: абсолютные характеристики: ESP состоит из преподавания английского языка, который является:

- предназначен для удовлетворения определенных потребностей учащегося;

- связан по содержанию (т.е. по своим темам и темам) с конкретными дисциплинами, профессиями и видами деятельности;

- сосредоточен на языке, соответствующем этим видам деятельности в синтаксисе, лексике, дискурсе, семантике и т.д., и анализе этого дискурса в отличие от общего английского.

Переменные характеристики: ESP может быть, но это не обязательно:

- ограниченные языковые навыки, которые должны быть изучены (например, только чтение);

- не преподается в соответствии с какой-либо предопределенной методологией [13, с. 3].

На Японской конференции по экстрасенсорике 1997 года Дадли-Эванс предложил модифицированное определение. В пересмотренном определение он и Сент Джон постулируют следующее: абсолютные характеристики:

- ESP определяется для удовлетворения конкретных потребностей обучающегося;

- ESP использует базовую методологию и деятельность дисциплины, которой он служит;

- ESP сосредоточен на языке (грамматике, лексике), навыках, дискурсе и жанрах, соответствующих этим видам деятельности.

Переменные Характеристики: - ESP может быть связан с конкретными дисциплинами или предназначен для них;

- ESP может использовать в конкретных учебных ситуациях методику, отличную от методики общего английского языка;

- ESP, скорее всего, будет разработан для взрослых учащихся, либо в высшем учебном заведении, либо в профессиональной рабочей ситуации. Однако это может быть сделано для учащихся средней школы;

- ESP обычно предназначен для студентов среднего или продвинутого уровня;

- большинство курсов ESP предполагают некоторые базовые знания языковой системы, но они могут быть использованы с новичками [8, с. 4-5].

Чем английский язык для конкретных целей (ESP) отличается от английского как второго языка (EGP), также известного как общий английский? Самое важное различие заключается в обучающихся и их целях изучения английского языка. Студенты ESP-это, как правило, взрослые люди, которые уже имеют некоторое знакомство с английским языком и изучают его для того, чтобы передать набор профессиональных навыков и выполнять определенные функции, связанные с работой. Таким образом, программа ESP строится на оценке целей и потребностей, а также функций, для которых требуется английский язык. ESP больше концентрируется на языке в контексте, чем на обучении грамматики и языковым структурам. Она охватывает различные предметы - от бухгалтерского учета или информатики до туризма и управления бизнесом. Фокус ESP заключается в том, что английский язык не преподается как предмет, отделенный от реального мира студентов (или их желаний); вместо этого он интегрируется в предметную область, важную для учащихся.

Однако EGP и ESP расходятся не только по характеру обучаемого, но и по цели обучения. На самом деле, как правило, в то время как в EGP все четыре языковых навыка - аудирование, чтение, говорение и письмо подчеркиваются одинаково, в ESP именно анализ потребностей определяет, какие языковые навыки наиболее необходимы студентам, и программа разрабатывается соответственно. Программа ESP может, например, подчеркнуть развитие навыков чтения у студентов, которые готовятся к выпускной работе в области делового администрирования; или она может способствовать развитию разговорных навыков у студентов, которые изучают английский язык, чтобы стать туристическими гидами. На самом деле ESP сочетает в себе предметную дисциплину и преподавание английского языка. Такое сочетание очень

мотивирует, потому что студенты могут применить то, что они изучают на уроках английского языка, к своей основной области обучения, будь то реклама, юриспруденция, управление бизнесом, экономика, информатика или туризм. Способность использовать лексику и структуры, которые они изучают, в значимом контексте усиливает то, чему их учат, и повышает их мотивацию.

Способности студентов в своих предметных областях, в свою очередь, улучшают их способность овладевать английским языком. Предметные знания дают им контекст, необходимый для понимания английского языка в классе. В классе ESP студентам показывают, как содержание предмета выражается на английском языке. Учитель может максимально использовать знания студентов по предмету, тем самым помогая им быстрее выучить английский язык.

Термин "специфический" в ESP относится к конкретной цели изучения английского языка. Студенты подходят к изучению английского языка через область, которая уже известна и актуальна для них. Это означает, что они могут использовать то, что они узнают в классе ESP сразу же в своей работе и учебе. Подход ESP повышает актуальность того, что изучают студенты, и позволяет им использовать английский язык, который они знают, чтобы выучить еще больше английского языка, поскольку их интерес к своей области будет мотивировать их взаимодействовать с говорящими и текстами. ESP оценивает потребности и интегрирует мотивацию, предмет и содержание для обучения соответствующим навыкам.

Подготовка студента к эффективному функционированию в его настоящей или будущей работе зависит от хорошо продуманного подхода. Разработка и проведение курса ESP для студентов на университетском уровне - это очень сложная задача для преподавателей английского языка, так как им приходится сталкиваться с рядом такими задачами, связанными с разработкой курса, как: определение цели курса, выбор содержания курса, а также с выбором подходящих методов обучения и методики. Все это будут способствовать освоению специалистом лексики и функционального языка, необходимого для целевых ситуаций [4, с. 519].

Выводы. Обзор предыдущих исследований показывает, что EGP фокусируется на общих способностях студентов к английскому языку, в то время как ESP фокусируется на конкретных навыках и потребностях учащихся, основанных на детальном анализе профессиональных/академических способностей учащихся. В дополнение к роли преподавателя языка, практикующий ESP должен взять на себя определенные специальные роли, например, в качестве дизайнера курса, поставщика материалов, сотрудника, исследователя, оценщика и культурного переводчика. Поэтому рекомендуется организовать специальные курсы подготовки/переподготовки для учителей ESP, чтобы они могли подготовиться к выполнению сложных задач, связанных с их работой.

Литература:

1. Афанасьева М.В. ESP - английский для специальных целей: история и современность // Гуманитарные науки № 3. - Вестник Финансового университета. - Москва, 2012. - С. 68-71.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. -Страсбург: Cambridge University Press, 2001; М.: МГЛУ, 2003. - 256 c.

3. Сарсенбаева А.С., Кулахметова М.С. Английский язык для специальных целей: необходимость оценки // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. - № 4 (64). - Т. 1. - С. 163-167

4. Федорова, М.Л. О некоторых особенностях подхода к преподаванию дисциплины «английский язык

для специальных целей» / М.Л. Федорова, Ф.А. Крупенкина. - - Текст: непосредственный // Молодой ученый.

- 2020. - № 20 (310). - С. 518-520. - URL: https://moluch.ru/archive/310/70041/ (дата обращения: 12.05.2021).

5. Чилингарян К.П. АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (АСЦ) ЦЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования, 2014. - № 3-1. - С. 145-150.

6. Anthony L. ESP: What does it mean? World Wide Web on Dec. 5. 2021. on CUE. 1997. URL: http://mterserver.miyazaki-med.asj/cue/pc/anthony.htm.

7. Chambers F. A re-evaluation of needs analysis // ESP Journal, 1980. - № 1/1. - P. 25-33.

8. Dudley-Evans T., St. John M. Developments in ESP: A multi-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 301 p.

9. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A learning centred approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - P. 9-15.

10. Johns Ann M. English for Specific Purposes: International in Scope, Specific in Purpose: TESOL Quarterly Vol. 25, No. 2, 1991. - P. 297-314.

11. Robinson P. ESP (English for Specific Purposes). - New York: Pergamon, 1980. - 121 p.

12. Robinson P.C. An overview of English for specific purposes // Working with Language: a Multidisciplinary Consideration of Language Use in Work Contexts / ed. H. Coleman. Berlin: Mouton de Gruyter, 1989. - P. 395-427.

13. Strevens P. ESP after twenty years: A re-appraisal / ed. M. Tickoo. ESP: Singapore: SEAMEO Regional Centre, 1988. - P. 1-13.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Расумов Ваха Шаманович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Исаева Гачиханум Гаджимедовна ГБОУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования» (г. Махачкала); кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки Жамборов Анзор Анатольевич Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье изучен вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в изучении гуманитарных дисциплин в высшей школе. При организации образовательного процесса одинаково важно иметь информацию как о конечном объеме знаний, получаемых обучающимися, так и о творческих способностях, познавательных интересах, мотивации к самостоятельной деятельности, способности применять полученные знаний на практике. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании открывает широкие возможности, позволяя совершенствовать и дополнять традиционный учебный процесс.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гуманитарные дисциплины, студент, информатизация.

Annotation. The article examines the issue of using information and communication technologies in the study of humanitarian disciplines in higher education. When organizing the educational process, it is equally important to have information about both the final amount of knowledge acquired by students and about creative abilities, cognitive interests, motivation for independent activity, and the ability to apply the acquired knowledge in practice. The use of information and communication technologies in education opens up wide opportunities, allowing you to improve and supplement the traditional educational process.

Keywords: information and communication technologies, humanitarian disciplines, student, informatization.

Введение. При организации образовательного процесса одинаково важно иметь информацию как о конечном объеме знаний, получаемых обучающимися, так и о творческих способностях, познавательных интересах, мотивации к самостоятельной деятельности, способности применять полученные знаний на практике. Всё перечисленное является одной из основных задач любого образовательного учреждения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс при изучении истории, сегодня, является не то, что рекомендацией, а необходимостью. Для этого у педагога есть обширное поле электронный ресурсов, находящихся в открытом доступе и не требующих от педагога материальных или временных затрат для их поиска [8].

Изложение основного материала статьи. В XX-XXI века компьютерная техника стала использоваться во всех сферах человеческой деятельности. Её использование открыло большие перспективы для поиска информации с помощью различных источников и электронных средств. Это внесло определенные коррективы в процесс образования и преподавания в целом, и в частности в истории. Начинает появляться методическая литература, связанная с применением информационно-коммуникационных технологий при изучении истории.

В 2007 году профессор исторических наук М.Т. Студеникин в своей книге «Современные технологии преподавания истории в школе» пишет, что применение вычислительной техники является одним из отличительных признаков развития образования и педагоги, с точки зрения современного видения процесса обучения. Его труд посвящен новым методикам преподавания истории, таким, как проектная деятельность, применение программного обеспечения на занятиях по истории, модульно-блочное обучение, использование Интернет-ресурсов. Также в пособии разработаны задачи, упражнения, развивающие викторины и вопросы для обучающихся. В книге описан опыт применения информационно-коммуникационных технологий учителями истории, рассказано о том, как может быть оборудован кабинет истории, на каких элементах стоить заострить внимание при компоновке электронно-информационной базы, описаны методические рекомендации применения специального программного обеспечения в сочетании с другими формами обучения.

Студеникин М.Т. достаточно подробно описывает применение аудио и видеотехники при изучении истории, а также отдает предпочтение использованию на занятиях различных ресурсов Интернет.

Захарова И.Г. в книге «Информационные технологии в образовании», повествует о необходимости и важности применения информационно-коммуникационных технологий - «иначе трудно двигаться дальше» [3]. В книге говорится о том, что большое количество познавательной и учебной информации представлено именно в электронном виде и это сложно игнорировать, поэтому необходимо идти в одном направлении с прогрессом, направлении информационного развития.

В пособии Захаровой И.Г. описана классификация программных и информационных продуктов, используемых в образовании. Рассказано о способах постепенного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Описаны методические рекомендации по созданию учебных электронных пособий, содержащих гипертекстовую разметку, а также образовательных сайтов. Благодаря описанным в книге технологиям, любой педагог может самостоятельно создать свои, авторские информационные продукты и успешно применять их в учебном процессе.

В сборнике «Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы» опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.