Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«гибкие» навыки / коммуникация / эмоциональный интеллект / иностранный язык / образовательный процесс / групповая работа / soft skills / communication / emotional intelligence / foreign language / educational process / group work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Ирина Александровна

Будущий специалист в любой отрасли обязан обладать фундаментальным набором «гибких» навыков, рассматриваемых в качестве ключевых возможностей, востребованность которых особо актуализируется в современном мире. Целью данной статьи является изучение теоретических основ и методологии формирования «гибких» навыков. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с рассматриваемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа теоретических основ навыков, входящих в понятие «гибкие», рассматривается методология их формирования. Изучаются различные подходы к трактовке понятия и перечня составляющих навыков. Актуализируется значение эмоционального интеллекта, как навыка, регулирующего восприятие, выражение эмоций, а также их эффективное управление. Особое внимание акцентируется на использовании занятия по иностранному языку как инструмента, способствующего развитию «гибких» навыков, так как потенциал сбалансированного овладения когнитивными, эмоциональными и социальными навыками успешно раскрывается в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрение процесса формирования «гибких» навыков при помощи различных видов деятельности, таких как проекты, презентации, дискуссии, дебаты, ролевые, деловые игры, инициирующих коммуникативные ситуации, а также применения технологий обучения на занятии по иностранному языку наделяет исследуемую проблему новизной и актуальностью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами теории и методики обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGY FORMATION OF “SOFT SKILLS” AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A future specialist in any industry must possess a fundamental set of soft skills, considered as key opportunities, the demand for which is particularly relevant in the modern world. The purpose of this article is to study the theoretical foundations and methodology of the formation of soft skills. The methods used in the study were chosen in accordance with the topic under consideration and include analogy, classification, generalization, comparative analysis, synthesis, as well as the study and analysis of literature. The article presents the results of the study, which are summarized as follows. Based on the analysis of the theoretical foundations of the skills included in the concept of soft skills, the methodology of the formation of these skills is considered. Various approaches to the interpretation of the concept and the list of components of the skills are being studied. The importance of emotional intelligence is actualized as a skill that regulates perception, expression of emotions, as well as their effective management. Special attention is paid to the use of foreign language classes as a tool that promotes the development of soft skills, since the potential for balanced mastery of cognitive, emotional and social skills is successfully revealed in the process of forming a foreign language communicative competence. Consideration of the process of forming soft skills through various types of activities, such as projects, presentations, discussions, debates, role-playing, business games, initiating communicative situations, as well as the use of learning technologies in a foreign language lesson gives the studied problem novelty and relevance. The practical significance of this article lies in the possibility of using the research results in scientific and pedagogical activities related to the problems of theory and methodology of teaching and upbringing

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Раздел I. Теория и методика воспитания и обучения (по областям и уровням образования) (педагогические науки)

Научная статья УДК 372.881.111.1 ББК Ч404.43 © И. А. Елисеева

DOI: 10.24412/2225-82642024-1-23-26

Ключевые слова: «гибкие» навыки, коммуникация, эмоциональный интеллект, иностранный язык, образовательный процесс, групповая работа

Keywords: soft skills, communication, emotional intelligence, foreign language, educational process, group work

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Елисеева И. А.1

Аннотация. Будущий специалист в любой отрасли обязан обладать фундаментальным набором «гибких» навыков, рассматриваемых в качестве ключевых возможностей, востребованность которых особо актуализируется в современном мире. Целью данной статьи является изучение теоретических основ и методологии формирования «гибких» навыков. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с рассматриваемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа теоретических основ навыков, входящих в понятие «гибкие», рассматривается методология их формирования. Изучаются различные подходы к трактовке понятия и перечня составляющих навыков. Актуализируется значение эмоционального интеллекта, как навыка, регулирующего восприятие, выражение эмоций, а также их эффективное управление. Особое внимание акцентируется на использовании занятия по иностранному языку как инструмента, способствующего развитию «гибких» навыков, так как потенциал сбалансированного овладения когнитивными, эмоциональными и социальными навыками успешно раскрывается в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрение процесса формирования «гибких» навыков при помощи различных видов деятельности, таких как проекты, презентации, дискуссии, дебаты, ролевые, деловые игры, инициирующих коммуникативные ситуации, а также применения технологий обучения на занятии по иностранному языку наделяет исследуемую проблему новизной и актуальностью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами теории и методики обучения и воспитания.

'Елисеева Ирина Александровна — доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета (Россия, г. Орск, пр. Мира, д.15а) E-mail: elis-1000@mail.ru ORCID 0009-0005-5280-6342

Поступила в редакцию: 30.01.2024

THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGY FORMATION OF "SOFT SKILLS" AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Irina A. Eliseeva

Candidate of philology, Assistant Professor, Orsk Humanities and Technology Institute (the branch) of Orenburg State University

Abstract. A future specialist in any industry must possess a fundamental set of soft skills, considered as key opportunities, the demand for which is particularly relevant in the modern world. The purpose of this article is to study the theoretical foundations and methodology of the formation of soft skills. The methods used in the study were chosen in accordance with the topic under consideration and include analogy, classification, generalization, comparative analysis, synthesis, as well as the study and analysis of literature. The article presents the results of the study, which are summarized as follows. Based on the analysis of the theoretical foundations of the skills included in the concept of soft skills, the methodology of the formation of these skills is considered. Various approaches to the interpretation of the concept and the list of components of the skills are being studied. The importance of emotional intelligence is actualized as a skill that regulates perception, expression of emotions, as well as their effective management. Special attention is paid to the use offoreign language classes as a tool that promotes the development of soft skills, since the potential for balanced mastery of cognitive, emotional and social skills is successfully revealed in the process of forming a foreign language communicative competence. Consideration of the process offorming soft skills through various types of activities, such as projects, presentations, discussions, debates, role-playing, business games, initiating communicative situations, as well as the use of learning technologies in a foreign language lesson gives the studied problem novelty and relevance. The practical significance of this article lies in the possibility of using the research results in scientific and pedagogical activities related to the problems of theory and methodology of teaching and upbringing.

Мы живем в уникальное время, когда скорость прогресса в области экономики, новых технологий, искусственного интеллекта достигла необычайно высоких темпов, а процессы глобализации затронули все сферы жизни человека. Кульминацией в сфере образования стали изменившиеся требования к выпускнику, будущему профессионалу и специалисту. На первый план в сложившихся условиях выступают необходимость таких качеств, как критическое мышление, социальные навыки, стремление и умение комму-ницировать, готовность работать в команде, лидерские качества, способность распознавать и, что более значимо, решать проблемы, то есть все те навыки, которые включает в себя всеобъемлющее понятие «гибкие».

Будучи темой междисциплинарного исследования, которое объединило самых разных представителей научного сообщества, таких как Е. Айнгорн, Е. А. Вой-локову, В. В. Гузеева, М. В. Жупаковскую, Э. Ф. Зеера, В. В. Игнатову, М. В. Кларина, Н. В. Ковчину, А. Г. Нагорную, Л. К. Раицкую, Л. Н. Степанову, Е. В. Тихонову, О. Л. Чуланову, В. Шипилова и др., «гибкие» навыки, тем не менее, не получили универсального определения. Более того, исследователи предлагают разные перечни вышеуказанных навыков, акцентируя при этом личностные характеристики, способность стать эффективным участником слаженной командной работы, потребности в коммуникации будь то профессиональная деятельность специалиста или повседневная жизнь.

Анализ многочисленных исследований, посвященных данной тематике, обнаруживает, что «гибкие» навыки определяют как «кроссфункциональные» [1, с. 7], которые представляют важность в любой отрасли, как «компетенции будущего» [1, с. 8]. Также трактуются «как: общение с людьми; социальные и коммуникативные; черты характера личности, его установки, менталитет, карьерные качества» [2, с. 41]. Интересным видится и определение «...«мягкие компетенции» — способность правильно определять и устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста, управлять собой и своим временем, эффективно работать и взаимодействовать в команде, быть стрессоустойчивым и др». [3 , с. 59]. «Гибкие навыки являются универсальными компетенциями, и они необходимы для каждого человека... Навыки общения, взаимодействия, умение вести переговоры, договариваться..» [4, с. 92]. Другими словами, авторы подчеркивают значимость грамотного ведения дискуссий, с целью деликатного и последовательного стремления выразить и отстоять точку зрения, не принижая, а наоборот, принимая во внимание контраргументы и доводы оппонента.

Важно отметить, что при всем многообразии точек зрения к определению и классификации видов, ученые называют «гибкие» навыки ключевыми компетенциями текущего столетия. «It is evident that school must provide students with Soft Skills not only to find a job, but to flourish as human beings and citizens» [5, с. 103]. («Очевидно, что школа должна прививать учащимся гибкие навыки не только для того, чтобы найти работу, но и для того, чтобы процветать как люди и как граждане»).

Изучив разные подходы, мы склонны рассматривать «гибкие» навыки как фундаментальный набор навыков в мире образования.

В связи с этим, совершенно очевидно, что перед образовательными учреждениями встает четкая задача разработать теоретические основы методов и приемов обучения, способствующих формированию у будущих выпускников подобных навыков. Нельзя не согласиться, что критическое мышление, навыки социализации, а также способность к сочувствию, сопереживанию, взаимовыручке, взаимоподдержке являются первостепенными в любом сообществе. Это манифестирует важность образовательного процесса, инициирующего формирование «гибких» навыков. Исследователи склонны считать, что «гибкие» навыки благоприятнее развиваются в процессе усвоения дисциплин, где «имеется возможность применить групповые, интерактивные, эвристические методы, методы проблемного обучения» [6, с. 74], отраслей знаний, нацеленных на всестороннее развитие будущих профессионалов.

Исследования в этой области выявили, что одним из инструментов, позволяющих запустить и способствовать процессу развития «гибких» навыков, являются иностранные языки. «Nowadays, a good command of English is recognized as an indispensable part of any professions and occupations. That is why, while teaching English at university, it is necessary to develop both language and soft skills, because they are just as important for the graduates' future careers» [7, с. 138]. («В настоящее время хорошее владение английским языком признается неотъемлемой частью любых профессий. Именно поэтому при преподавании английского языка в университете необходимо развивать как языковые, так и гибкие навыки, поскольку они одинаково важны для будущей карьеры выпускников»).

Потенциал сбалансированного овладения когнитивными, эмоциональными и социальными навыками успешно раскрывается в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Думается, рациональным в этом плане начать не с поиска инновационных технологий, а с человеческих ресурсов. Взаимоотношения видятся ключевым инструментом в организации образовательного пространства. Широкий спектр ежедневного многочасового взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем оказывает колоссальное влияние на образовательный процесс.

Преподаватели иностранного языка призваны не только объяснить студентам новые лексические и грамматические структуры, но и познакомить их с культурой страны изучаемого языка, ее традициями, обычаями и нормами, литературой и историей. Правильный подбор и рациональная презентация культуроведче-ского материала позволяет организовывать образовательный процесс в рамках реальной действительности, тем самым инициируя обучающихся «видеть жизнь в разных ее проявлениях не только в России, но и за границей и высказывать свою точку зрения на заданную тему, сопоставлять факты и делать выводы» [8, с. 144], а также «работать совместно, вовлекая в работу каждого обучающегося» [8, с. 145].

Елисеева И. А. Теоретические основы и методология формирования «гибких навыков» у студентов

высших учебных заведений. С. 23-26

Вместе с тем, продуктивная работа невозможна без создания «an emotionally comfortable atmosphere that promotes free exchange of opinions and active participation of all students in the classroom» [9, с. 75] («эмоционально благоприятной атмосферы, способствующей свободному обмену мнениями и активному участию всех обучающихся в классе»). Более того, для эффективного процесса коммуникации просто необходим эмоциональный интеллект. Неслучайно, «a Soft Skill that most experts recognize such as a very important one is Emotional Intelligence. A possible definition of this transversal skill is the ability to perceive and express emotions, to understand and positively use them, and to effectively manage emotions in ourselves and others» [5, с. 102]. («Гибкий навык, который большинство экспертов признают очень важным, - это эмоциональный интеллект. Возможное определение этого сквозного навыка - способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и позитивно использовать их, а также эффективно управлять эмоциями в себе и других»).

Эмоционально-интеллектуальный подход видится чрезвычайно действенным в современной образовательной среде, ибо эмоциональная безграмотность может привести к серьезным трудностям в общении, затормаживая процесс коммуникации и делая его малоэффективным. Развитие же эмоциональной среды, наоборот, инициирует овладение навыками коммуникации, что в большой степени благоприятствует становлению мультикультурной личности.

Думается, что «гибкие» навыки, рассматриваемые как стержневой элемент, неотъемлемая характеристика любой личности, благоприятствующая успешному межличностному общению, формируются в процессе коммуницирования, когда участники находятся в реальной ситуации, способствующей грамотному ведению дискуссии, что и вырабатывает необходимые умения. В связи с этим, для развития «гибких» навыков в процессе преподавания иностранного языка в университете полезны следующие все виды деятельности, инициирующие реальное общение, а именно: проекты, презентации, дискуссии, дебаты, ведение портфолио, ведение рефлексивных дневников, ролевые и деловые игры.

На занятиях по иностранному языку большое вни-

мание уделяется работе в малых группах, что являет собой пример формирование командного сотрудничества, позволяющего будущему специалисту продемонстрировать как лидерские качества, так и способность быть частью общих целей и поддерживать сильные стороны других. Именно в процессе групповой работы у обучающихся приходит осознание, что успех достижим только при условии сплоченной совместной деятельности, а именно прочным рабочим отношениям, своевременным выполнениям задач, продуктивному обмену знаниями.

Тем самым развивается устойчивая положительная мотивация, стремление к успеху, умение хорошо общаться и, что немаловажно, бережное отношение к членам группы, готовность активно поддерживать других людей. Видится, что групповая работа плодотворно сказывается и на формировании способности и готовности к решению проблем. Совместная деятельность учит не только не страшиться трудностей, но и получать удовольствие от самого процесса решения проблем, что во многом актуализирует лидерские качества, способность превратить проблему в успешный результат.

Не менее значимым является и умение быстро выявить любую проблему, требующую внимания, детально изучить ее, найдя возможность ее устранения, и используя критическое мышление, решить ее.

Все вышеизложенное успешно организуется в образовательном процессе с применением новейших технологий, а именно проектной технологии, технологии проблемного обучения, приема «принятие решений», кейс-технологии, технологии дискуссии, актуализирующим способность анализировать, прогнозировать и нестандартно мыслить.

Таким образом, любое занятие по иностранному языку может и должно стать инструментом, нацеленным на формирование не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и «гибких» навыков, способствующих пониманию точек зрения других людей, активно слушанию, эффективности в любом виде общения, понимания языка тела и коммуникативных сигналов, а также всех тех навыков, которые неразрывно связаны с личными достоинствами обучающегося и способностью легко адаптироваться в любых ситуациях.

Список источников

1. Гибкие навыки (soft skills) - компетенции будущего : метод. пособие / сост. М. П. Лопушенко. Хабаровск: ДВГНБ, 2023. 36 с.

2. Уварина Н. В., Корнеева Ю. В., Микрюков Ю. В. Soft Skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №4 (44). С. 40-46. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/soft-skills-aktualnost-istoriya-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 10.01.2024).

3. Далибожко А. И., Герман М. В., Краковецкая И. В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Вестник ТГЭУ 2018. №1(85). С. 57-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7povyshenie-konkurentosposobnosti-vypusknikov-niversiteta-na-rynke-truda-vozmozhnost-formirovaniya-tverdych-i-myagkih-navykov (дата обращения: 10.01.2024).

4. Трубина З. И. Развитие гибких навыков в обучении иностранному языку на базе современных педагогических технологий // Историко-педагогический журнал. 2023. №2. С. 89-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

razvitie-gibkih-navykov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-baze-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 10.01.2024).

5. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research. 2016. №10(1). P. 97-130.

6. Столярова С.А., Лонунова О. В., Ковчина Н. В. Актуальность Soft Skills в профессиональном плане будущих специалистов социальной сферы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №10 (112). С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 10.01.2024).

7. Doghonadze N., Zoranyan M. Development of Soft Skills While Teaching English to Master's Students // Journal of Education in Black Sea Region. 2021. №6. P. 137-147.

8. Краснощекова Г. А., Янкаускас Е. С. Развитие soft skills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. С. 141-145. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 10.01.2024).

9. Федорова М. Л. Some techniques for developing soft skills in foreign language lessons with university students // Образование и воспитание. 2021. №2 (33). С. 74-76. URL: https://moluch.ru/th74/archive/192/6228/ (дата обращения: 10.01.2024).

References

1. Flexible skills (soft skills) - competencies of the future : method. the manual / comp. M. P. Lopushenko. Khabarovsk: DVGNB, 2023. 36 p.

2. Uvarina N. V., Korneeva Yu. V., Mikryukov Yu. V. Soft Skills: relevance, history, prospects of development. Proffesionaljnoe obrazovanie v Rossii i zarubezhom = Vocational education in Russia and abroad. 2021; 4 (44): 40-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-aktualnost-istoriya-perspektivy-razvitiya. (In Russ.).

3. Dalibozhko A. I., Herman M. V, Krakovetskaya I. V. Improving the competitiveness of university graduates in the labour market: the possibility of forming hard and soft skills in the international Enactus program. Vestnik TGEU = Bulletin of TSEU. 2018; 1 (85): 57-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-vypusknikov-niversiteta-na-rynke-truda-vozmozhnost-formirovaniya-tverdych-i-myagkih-navykov. (In Russ.).

4. Trubina Z. I. Development of flexible skills in teaching a foreign language on the basis of modern pedagogical technologies. Istorico-pedagogicheskiy zhurnal = Historical and pedagogical Journal. 2023; 2: 89-99. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gibkih-navykov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-baze-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy. (In Russ.).

5. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research. 2016; 10 (1): 97-130.

6. Stolyarova S.A., Lonunova O. V., Kovchina N. V. The relevance of Soft Skills in the professional plan of future specialists in the social sphere. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatelskiy zhurnal = Scientific Research Journal. 2021; 10 (112): 73-77. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov-sotsialnoy-sfery. (In Russ.).

7. Doghonadze N., Zoranyan M. Development of Soft Skills While Teaching English to Master's Students. Journal of Education in Black Sea Region. 2021; 6: 137-147.

8. Krasnoshchekova G. A., Yankauskas E. S. The development of soft skills in English lessons for high school students. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019; 12: 141-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov. (In Russ.).

9. Fedorova M. L. Some techniques for developing soft skills in foreign language lessons with university students. Obrazovanie i vospitanie = Education and upbringing. 2021; 2 (33): 74-76. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6228. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.