УДК 37
Сарычева А.В.
Томский государственный педагогический университет
(г. Томск, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в данной статье автор рассматривает теоретические основы и практические подходы к формированию навыка понимания текста у младших школьников с задержкой психического развития. Анализируются когнитивные процессы, лежащие в основе чтения, и трудности, с которыми сталкиваются дети с задержкой психического развития. Предлагаются различные подходы к коррекции, включающие нейропсихологические методы и специальные педагогические приёмы и средства. Статья ориентирована на психологов, дефектологов, нейропсихологов и логопедов.
Ключевые слова: ЗПР, навык чтения, понимание текста, младшие школьники, коррекционные подходы, нейропсихология, когнитивные функции, когнитивные процессы, спецсредства, стратегии коррекции.
Формирование навыка чтения у младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода и учёта специфических особенностей этих детей. Важным аспектом в этом контексте является понимание теоретических основ формирования навыка чтения, а также особенностей психического развития детей с задержанным развитием, что позволяет разработать эффективные методы и подходы к обучению.
Понимание прочитанного текста, в частности, представляет собой сложный когнитивный процесс, опосредованный интегративной работой различных корковых и подкорковых структур головного мозга. Начальный этап включает в себя визуальное восприятие графем, осуществляемое затылочными
долями коры, с последующим декодированием графем в фонемы в левой теменно-затылочной области. Эта стадия, зависящая от эффективности фонематического анализа и синтеза, преобразует визуальные символы в фонологические представления. Далее, лексическое распознавание слов происходит в височных долях, в частности, в области Вернике, где активируются семантические представления слов, извлекаемые из долговременной памяти. Параллельно, синтаксический анализ предложения, обеспечиваемый передними отделами левой височной и лобной коры, определяет грамматические связи между словами. Интеграция лексических и синтаксических компонентов ведёт к построению семантической модели текста - когерентного представления смысла. Этот этап вовлекает префронтальную кору, ответственную за рабочую память и контроль когнитивных процессов. Наконец, понимание текста, как целостного смыслового образования, зависит от активации знаний, опыта и контекстуальных ожиданий читателя, что отражается в активности различных ассоциативных корковых сетей. Таким образом, понимание прочитанного - не линейный процесс, а сложное взаимодействие множества мозговых структур, обеспечивающих интеграцию визуальной, фонологической, лексической и синтаксической информации для создания смысловой картины текста [5, 7].
Дети с задержкой психического развития часто испытывают трудности с вниманием, памятью, восприятием и мышлением, обусловленные, как правило, замедленным созреванием коры головного мозга. В связи с этим уровень сформированности когниций у младших школьников зачастую остаётся на уровне детей дошкольного возраста. Нарушения данных психических процессов в разной степени, в зависимости от тяжести проявлений, напрямую влияют на процесс чтения. Проблемы с вниманием проявляются в снижении концентрации, быстрой истощаемости, отвлекаемости на посторонние стимулы, что приводит к затруднениям в удержании внимания на тексте, пропускам слов и неполному пониманию прочитанного. Дефицит памяти может выражаться в снижении объёма как кратковременной, так и
долговременной памяти, затрудняя запоминание букв, слов, правил чтения, а также удержание информации в рабочей памяти, необходимой для понимания смысла предложения или абзаца. Нарушения восприятия проявляются в трудностях зрительной дискриминации (неспособность различать сходные по написанию буквы, например, "б" и "д"), нарушении зрительно-пространственной организации (трудности в ориентировке в тексте, в определении порядка слов), а также в недостаточной дифференциации звуков (фонематический слух). Наконец, нарушения мышления могут проявляться в замедленном темпе мыслительных процессов, трудности в анализе и синтезе информации, абстрактном мышлении, что приводит к непониманию сложных текстов, неспособности извлечь основную мысль и установить причинно-следственные связи между событиями, описанными в тексте. Все эти когнитивные дефициты в совокупности значительно затрудняют процесс овладения навыком чтения и его дальнейшего совершенствования [2, 5, 6, 7, 8].
Преодоление вышеперечисленных нарушений требует комплексного подхода, включающего нейропсихологическую коррекцию и специальные педагогические приёмы и средства, а также тесную взаимосвязь специалистов в области коррекционной педагогики - логопед, дефектолог, психолог и иных лиц. Стратегии коррекции нарушений внимания основаны на использовании методов тренировки произвольного внимания (упражнения на концентрацию, последовательное выполнение заданий, использование наглядных пособий, методов управления вниманием), а также на создании оптимальных условий для обучения (минимизация отвлекающих факторов, разбиение заданий на небольшие части, регулярные перерывы в работе). Для коррекции нарушений памяти применяются методы мнемотехники (ассоциации, рифмы, образные представления), повторное проговаривание и прописывание материала, использование наглядных карточек и схем. Коррекция нарушений восприятия направлена на тренировку зрительной дискриминации (различение букв, слов), развитие зрительно-пространственных представлений (ориентировка на листе, копирование, конструирование), а также на развитие фонематического слуха
(дифференциация звуков, фонематический анализ). Коррекция нарушений мышления основывается на развитии логического мышления (решение простых задач, классификация предметов, установление причинно-следственных связей), развитии абстрактного мышления (работа с понятиями), а также на формировании планирования и контроля деятельности.
Помимо учёта состояния высших психических функций важным аспектом в процессе обучения пониманию прочитанного текста является то, что младшие школьники с задержкой психического развития могут иметь свои индивидуальные стили обучения и восприятия информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию в визуальной форме, другие — в аудиальной. Это требует от педагогов, занимающихся коррекционной работой, гибкости и способности адаптировать методы обучения под конкретные нужды каждого обучающегося. Например, использование наглядных материалов, таких как картинки и схемы, может значительно облегчить процесс понимания сюжета произведения, установления логической последовательности событий, а также конкретизации образа главных и второстепенных героев. Аудиозаписи, видеозаписи и интерактивные задания также могут помочь детям лучше понять и запомнить текст [1].
Формирование навыка понимания прочитанного у младших школьников с задержкой психического развития должно быть основано на принципах доступности и последовательности. Педагогам важно начинать с простых текстов, состоящего из коротких предложений, простых слов и минимального количества деталей, постепенно увеличивая их сложность по мере улучшения состояния высших психических функций. Это поможет детям не только развивать навык чтения, но и укреплять уверенность в своих силах. Кроме того, важно создавать положительную атмосферу во время занятий, чтобы дети не боялись ошибаться и могли свободно выражать свои мысли и чувства.
Еще одним значимым аспектом является мотивация. Дети с задержкой психического развития могут не проявлять интереса к чтению, что также затрудняет процесс обучения. Педагогам следует использовать различные
методы для повышения мотивации, такие как игровые элементы, использование любимых персонажей и тем, которые интересуют детей. Это может значительно увеличить вовлечённость детей в процесс обучения и помочь им преодолеть трудности.
Не менее важным является взаимодействие с семьёй. Родители играют ключевую роль в процессе формирования и развития понимания содержания текстов. Они могут поддерживать и поощрять обучающихся путём создания специальных условий для практики чтения. Совместные занятия, чтение книг вслух, обсуждение прочитанного — все это может способствовать развитию интереса к чтению и улучшению навыков. Педагогам следует активно сотрудничать с родителями, предоставляя им рекомендации и советы по работе с детьми дома [3].
В заключение, обучения младших школьников с задержкой психического развития пониманию содержания текстов — это сложный и многогранный процесс, требующий индивидуального подхода и учёта особенностей психического развития детей. Понимание теоретических аспектов этого процесса, а также применение разнообразных методов и подходов, может значительно улучшить результаты обучения. Важно помнить, что каждый обучающийся уникален, и успех в обучении чтению зависит от способности педагога адаптировать свои методы к нуждам и возможностям каждого ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Barbe, W.B. & Milone, Jr.M.N. (1981). What We Know About Modality Strengths. Educational Leadership (Association for Supervision and Curriculum Development), 378-380;
2. Апрышкина И.В., Еремина Ю.С. Теоретические аспекты подготовки студентов бакалавров к формированию мотивационной готовности к овладению чтением детьми с задержкой психического развития //
Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 3. С. 11-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46488657;
3. Вильшанская, А.Д., Егупова, О.В. Что нужно знать родителям о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ЗПР в школе: методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / под ред. Бабкиной Н.В. М.: ИКП РАО, 2021. 59 с. URL: https://shkola17ui.gosuslugi.ru/netcat_files/131/3172/chtonuzhnoznat_roditelj amopsi hologo_pedagogicheskomsoprovozhdeniirebenkaszprvshkole. pdf;
4. Каргина, Е.В. Теоретические аспекты формирования навыков чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Евсевьевские чтения. Серия: Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования. 2017. С. 43-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29971301;
5. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с;
6. Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития: Методические рекомендации: Дайджест. [Рукопись] / Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа - Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». - Сургут: РИО СурГПУ, 2021. 57 с;
7. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997. 256 с;
8. Шереметьева Е.В., Щеглакова Л.Е. Теоретические основы предупреждения нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. 2022. С. 176-178. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50210818_50032479.pdf#page= 178
Sarycheva A.V.
Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia)
THEORETICAL BASIS AND CORRECTIVE APPROACHES TO FORMATION OF SKILL OF UNDERSTANDING TEXT IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: in this article, the author examines the theoretical foundations and practical approaches to the formation of the skill of understanding the text in primary school children with mental retardation. The cognitive processes underlying reading and the difficulties faced by children with mental retardation are analyzed. Various approaches to correction are proposed, including neuropsychological methods and special pedagogical techniques and tools. The article is intended for psychologists, defectologists, neuropsychologists and speech therapists.
Keywords: mental retardation, reading skills, text comprehension, primary school, correctional approaches, neuropsychology, cognitive functions, cognitive processes, special techniques, correcting strategies.