Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза'

Теоретические основы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
988
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / RESPONSIBILITY / STUDYING ACTIVITY / PERSONALITY FORMATION / PEDAGOGIC PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Анна Игоревна

В статье рассматривается ответственное отношение студентов к учебной деятельности как интегративное качество личности, которое базируется на осознании ими роли и места знаний, умений и навыков, компетенций в социальной и профессиональной деятельности, выражается в познавательной активности, способности планировать и предвидеть результаты этой деятельности и умении нести ответственность за принимаемые решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Анна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic bases of responsible attitude to studying activity formation in higher education institution students

Responsible attitude to studying activity formation in higher education institution students is considered in the article to be an integrative personal quality; that is based on their recognition of role and position of knowledge, abilities and skills, as well as competencies, in social and professional activity; that is expressed in cognitive activity, in capability to plan and foresee this activity's results, and in ability to bear responsibility for the made decisions.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза»

УДК 378

Иванова Анна Игоревна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассматривается ответственное отношение студентов к учебной деятельности как интегративное качество личности, которое базируется на осознании ими роли и места знаний, умений и навыков, компетенций в социальной и профессиональной деятельности, выражается в познавательной активности, способности планировать и предвидеть результаты этой деятельности и умении нести ответственность за принимаемые решения.

Ключевые слова: ответственность, учебная деятельность, формирование личности, педагогический процесс.

Формирование - это единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека, результат влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Анализ исследований в области гуманитарных наук позволяет нам сделать вывод о том, что возможно речь вести о формировании ответственности как профессионально значимого качества личности современного специалиста и ответственного отношения к обучению как условия личностного развития обучающегося.

Этимология термина «ответственность» указывает, во-первых, что это слово появилось в русском языке сравнительно недавно; во-вторых, что оно имеет корни в слове «вещать», которое восходит к старославянскому «вече», и означает «совет, уговор, согласие»; в-третьих, что данный термин в отечественной энциклопедической литературе рассматривается в контексте культуры русского народа, и чаще понимается как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. В этой связи быть ответственным - значит: обладать правами и обязанностями, в какой-либо сфере, иметь высокоразвитое чувство долга, ревностно относиться к своим обязанностям; в-четвертых, за исключением отдельных оттенков в английском, немецком и французском языках его трактовка связывается с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки [4].

Философское понимание «ответственности» отражает объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально-правовые отношения лично-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

сти к сообществу, которые характеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм [1].

В этике «ответственность» определяется как категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений [8].

Социология является одной их немногих областей, которая уделяет наибольшее внимание анализируемому понятию, и в ней «ответственность» видится многим авторам как принятие или возложение определенных обязательств на личность или группу, предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу или группе.

В большинстве случаев структуру ответственности социологи представляют как взаимосвязь нескольких компонентов: понимание человеком своего места в системе общественных отношений, осознания им необходимости признавать и соблюдать стихийно возникшие или установленные обществом нормы, оценки своих поступков с точки зрения последствий для себя и окружающих, готовности принять санкции в случае допущенных нарушений [5].

В психологии «ответственность» рассматривается как концентрированный контроль над актами деятельности индивида, критерий исполнения ими нормативов, которые проецируются с помощью дифференцированных форм, как наблюдение и оценка социального поведения; ответственность - осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиций выполнения нестандартных, не принятых, в обществе норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности

© Иванова А.И., 2011

44

(подотчетность, наказуемость), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат интериори-зации социальных ценностей, норм и правил.

Анализ работ конкретных авторов по проблеме ответственности позволяет так же увидеть многообразие подходов и неоднозначность характеристик данной категории. Одни определяют ее как способность человека к выполнению долга (Т.Ф. Иванова), другие раскрывают ее как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина), отражающее склонность индивида придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, как готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

О.С. Анисимов рассматривает «ответственность» как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость [2].

Исходя из трактовки перевода слова «ответственность» (responsibility) как способность человека к ответу, способность отвечать за свои действия и действия тех людей, которые находятся в зоне его контроля, авторский коллектив во главе с А.А. Козловым предлагает, во-первых, согласиться с тем, что ответственность всегда предполагает самостоятельность, то есть собственную включенность личности в деятельность; во-вторых, выделять в этой связи три зоны самостоятельности, которые графически могут быть изображены в виде трех концентрических кругов (рис. 1).

В этом контексте а) внутренний круг задает зону самостоятельности, осуществляемую без посторонней помощи - «могу сделать сам»;

б) средний круг предусматривает подключение ближайшего окружения в качестве соучастников «могу сделать вместе с коллегами, друзьями, родственниками»; в) внешний круг - действия через посредников (знакомых, педагогов, специалистов сферы), то есть «могу, но при соответствующей помощи со стороны».

В-третьих, немаловажным для нас является мнение авторов, относительно признаков сфор-мированности ответственности. К ним в данном случае отнесены: а) способность действовать и делать это на протяжении длительного времени; б) умение управлять не только собственной деятельностью, но и действиями других; в) умение делегировать полномочия; г) умение самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности государства, окружения; д) умение визуализировать проблемы, создавать маленькие фильмы о том, как все может сложиться, но обязательно с благополучным концом.

Итак, ответственность - это способность личности понимать соотношение результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии - чувство невыполненного долга (Л.В. Мардахаев), как гарантирование сохранения его определенного уровня и качества деятельности в течении заданного времени, несмотря на непредвиденные трудности (Л.И. Дементий).

Проблеме формирования ответственного отношения к определенной деятельности уделяется большое внимание в педагогических и психоло-го-педагогических исследованиях и в XX веке (А.Д. Андреева, В.В. Богословский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.С. Мер-

а) могу сделать сам

б) могу сделать вместе с коллегами, друзьями, о дственниками

в) могу, но при соответствующей помощи со стороны

Рис. 1. Зоны самостоятельности ответственности

лин, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский, и др.). Она остается и по сей день одной из актуальных как для теории, так и для практики образования.

И.Е. Булатников, изучая феномен ответственного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности, приходит к выводу, что, во-первых, прилагательное «ответственное» характеризует содержательную и оценочную сторону отношения личности к ценностям и нормам своего профессионального сообщества, к предписывающим стандартам профессионального поведения и деятельности работника транспорта [3]; во-вторых, что в нем присутствуют три важнейших компонента: «знаниевый» (когнитивный), выраженный в наборе ценностно-смысловых основ такого отношения, личностного смысла того, что делает человек, способности сознательно, целенаправленно выстраивать цели своей деятельности, руководствоваться мотивами чести, совести, профессиональных норм и традиций, способности адекватно оценивать сделанное, рефлексировать, анализировать полученные результаты; эмоционально-волевого, выражающего отношения субъекта к процессу и результатам деятельности, к себе самому, переживание субъекта, его чувства, порожденные ходом и полученными результатами деятельности; поведенческого, в котором проявляются интериоризо-ванные субъектом смыслы и ценности, традиции и нормы, воплощаются освоенные способы, приемы, алгоритмы, умения, навыки социально и профессионально одобряемого поведения [3].

Итак, ответственное отношения личности ? это установки, ценностные ориентиры, механизм адаптации к окружающей среде, которые строятся в зависимости от понимания индивидуумом смысла и цели своей конкретной деятельности, от убеждения в необходимости именно этого вида деятельности, от чувства и меры выраженности удовлетворенности своей деятельностью.

Дальнейший анализ психолого-педагогичес-кой литературы показал, что авторами в различных аспектах рассматривается отношение к учению и учебным предметам.

А.К. Маркова, например, изучая организацию учебной деятельности, считает возможным рассматривать новый тип возникающих у учащегося отношений к различным сторонам учебной деятельности как новообразование. Она полагает, что в процессе учения отношение учащихся к учебновоспитательному процессу может изменяться [6].

Нам представляется также важным утверждение М.Н. Скаткина о том, что в процессе деятельности учащийся вступает в многообразные отношения с предметами и явлениями, с людьми, включается в систему межличностных и общественных отношений. Все эти отношения оказывают сильнейшее влияние на развитие личности учащегося. Исследователь отмечает, что отношения неравнозначны по своему содержанию и проявлению. Одни отношения проявляются непосредственно в поведении учащихся и могут быть названы практическими. Это, прежде всего, отношения к учебному заведению, учебному процессу, учителям. Другие отношения возникают и проявляются во взглядах и оценках объективной действительности и носят в основном теоретический характер [7].

Учение занимает особое место в жизни студента, так как большую часть времени, которую он проводит в вузе, занимает учебная деятельность. В этой связи правильно будет считать, что в стенах вуза создаются определенные условия для развития его личности, формирования у него ответственного отношения к учению. Позитивное здесь - готовность студента к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют: подача материала преподавателем, умение увлекательно и доходчиво объяснить содержание вопроса, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала, построение профессиональной карьеры.

Знания, которые получает студент в процессе учебной деятельности в вузе, также могут приносить ему неудовлетворение, если студент не видит жизненного значения определенных знаний, в результате чего у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам.

Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, от-

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

рицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус в системе межличностных отношений может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для молодого человека и окружающих продолжает иметь значение оценка. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности в собственных глазах и глазах сверстников. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия студента. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Овладение учебным материалом на этом этапе требует от студентов более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в школе. Им предстоит усвоить более сложные научные понятия, системы знаков, которые требуют определенной меры развития теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Вузовское образование, таким образом, наряду с познавательной функцией (передача студенту системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), призвано реализовывать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение предметного содержания учебной дисциплины, а обогащение кругозора обучающегося, развитие его интеллектуальных знаний и навыков.

Ответственное отношение зарождается, развивается и формируется в процессе включения субъекта ответственности в общественные отношения. Элементами ответственного отношения личности являются: индивидуальное сознание и понимание индивидом сущности предъявляемых к нему требований. Ответственное отношение студента всегда связанно с необходимостью и умением человека держать ответ за выполнение этих требований.

Развитие ответственного отношения к любой стороне деятельности начинается с осознания личностью внешне задаваемых ей требований к действиям и поступкам, проходит на основе ведущих мотивов деятельности через выполнение ответственных действий с помощью волевых усилий.

Отношение к обучению проявляется в установившейся позиции человека, которая опреде-

ляет направленность и интенсивность его восприятия, мышления, действий в сфере обучения, характеризуется самостоятельностью, познавательной активностью, готовностью к преодолению трудностей; связано с усидчивостью и волей, оперативностью, правильным пониманием поставленных перед личностью задач, умением осуществлять выбор нужного для этого действия и темпа их решения.

Следовательно, формирование ответственного отношения студента к процессу обучения предполагает, во-первых, развитие у них важнейших качеств учебной деятельности, как в ходе аудиторных занятий, так и во внеаудиторной работе; во-вторых, подбор педагогически оправданных средств, приемов, форм, которые содействуют занятию студентами субъектной позиции в такой деятельности; в-третьих, определения условий, при которых такая позиция у студентов становится доминирующей, позволяющей им достигать успеха в любом виде деятельности, приносящей удовлетворение от вложенных усилий.

Библиографический список

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 383 с.

2. Астарханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2004. - 21 с.

3. Булатников И.Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 219 с.

4. Врублевская Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 19 с.

5. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

7. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989. - 219 с.

8. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Наука, 1983. - 445 с.

9. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Межд. пед. акад., 1995. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.