УДК 378
Иванова Анна Игоревна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается ответственное отношение студентов к учебной деятельности как интегративное качество личности, которое базируется на осознании ими роли и места знаний, умений и навыков, компетенций в социальной и профессиональной деятельности, выражается в познавательной активности, способности планировать и предвидеть результаты этой деятельности и умении нести ответственность за принимаемые решения.
Ключевые слова: ответственность, учебная деятельность, формирование личности, педагогический процесс.
Формирование - это единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека, результат влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Анализ исследований в области гуманитарных наук позволяет нам сделать вывод о том, что возможно речь вести о формировании ответственности как профессионально значимого качества личности современного специалиста и ответственного отношения к обучению как условия личностного развития обучающегося.
Этимология термина «ответственность» указывает, во-первых, что это слово появилось в русском языке сравнительно недавно; во-вторых, что оно имеет корни в слове «вещать», которое восходит к старославянскому «вече», и означает «совет, уговор, согласие»; в-третьих, что данный термин в отечественной энциклопедической литературе рассматривается в контексте культуры русского народа, и чаще понимается как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. В этой связи быть ответственным - значит: обладать правами и обязанностями, в какой-либо сфере, иметь высокоразвитое чувство долга, ревностно относиться к своим обязанностям; в-четвертых, за исключением отдельных оттенков в английском, немецком и французском языках его трактовка связывается с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за свои поступки [4].
Философское понимание «ответственности» отражает объективный, исторический конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально-правовые отношения лично-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
сти к сообществу, которые характеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм [1].
В этике «ответственность» определяется как категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом, степени участия личности в совершенствовании общественных отношений [8].
Социология является одной их немногих областей, которая уделяет наибольшее внимание анализируемому понятию, и в ней «ответственность» видится многим авторам как принятие или возложение определенных обязательств на личность или группу, предъявление на этой основе требований к соответствующему лицу или группе.
В большинстве случаев структуру ответственности социологи представляют как взаимосвязь нескольких компонентов: понимание человеком своего места в системе общественных отношений, осознания им необходимости признавать и соблюдать стихийно возникшие или установленные обществом нормы, оценки своих поступков с точки зрения последствий для себя и окружающих, готовности принять санкции в случае допущенных нарушений [5].
В психологии «ответственность» рассматривается как концентрированный контроль над актами деятельности индивида, критерий исполнения ими нормативов, которые проецируются с помощью дифференцированных форм, как наблюдение и оценка социального поведения; ответственность - осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиций выполнения нестандартных, не принятых, в обществе норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности
© Иванова А.И., 2011
44
(подотчетность, наказуемость), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).
Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат интериори-зации социальных ценностей, норм и правил.
Анализ работ конкретных авторов по проблеме ответственности позволяет так же увидеть многообразие подходов и неоднозначность характеристик данной категории. Одни определяют ее как способность человека к выполнению долга (Т.Ф. Иванова), другие раскрывают ее как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина), отражающее склонность индивида придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, как готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
О.С. Анисимов рассматривает «ответственность» как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость [2].
Исходя из трактовки перевода слова «ответственность» (responsibility) как способность человека к ответу, способность отвечать за свои действия и действия тех людей, которые находятся в зоне его контроля, авторский коллектив во главе с А.А. Козловым предлагает, во-первых, согласиться с тем, что ответственность всегда предполагает самостоятельность, то есть собственную включенность личности в деятельность; во-вторых, выделять в этой связи три зоны самостоятельности, которые графически могут быть изображены в виде трех концентрических кругов (рис. 1).
В этом контексте а) внутренний круг задает зону самостоятельности, осуществляемую без посторонней помощи - «могу сделать сам»;
б) средний круг предусматривает подключение ближайшего окружения в качестве соучастников «могу сделать вместе с коллегами, друзьями, родственниками»; в) внешний круг - действия через посредников (знакомых, педагогов, специалистов сферы), то есть «могу, но при соответствующей помощи со стороны».
В-третьих, немаловажным для нас является мнение авторов, относительно признаков сфор-мированности ответственности. К ним в данном случае отнесены: а) способность действовать и делать это на протяжении длительного времени; б) умение управлять не только собственной деятельностью, но и действиями других; в) умение делегировать полномочия; г) умение самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности государства, окружения; д) умение визуализировать проблемы, создавать маленькие фильмы о том, как все может сложиться, но обязательно с благополучным концом.
Итак, ответственность - это способность личности понимать соотношение результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии - чувство невыполненного долга (Л.В. Мардахаев), как гарантирование сохранения его определенного уровня и качества деятельности в течении заданного времени, несмотря на непредвиденные трудности (Л.И. Дементий).
Проблеме формирования ответственного отношения к определенной деятельности уделяется большое внимание в педагогических и психоло-го-педагогических исследованиях и в XX веке (А.Д. Андреева, В.В. Богословский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.С. Мер-
а) могу сделать сам
б) могу сделать вместе с коллегами, друзьями, о дственниками
в) могу, но при соответствующей помощи со стороны
Рис. 1. Зоны самостоятельности ответственности
лин, Л.И. Рувинский, В.А. Сухомлинский, и др.). Она остается и по сей день одной из актуальных как для теории, так и для практики образования.
И.Е. Булатников, изучая феномен ответственного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности, приходит к выводу, что, во-первых, прилагательное «ответственное» характеризует содержательную и оценочную сторону отношения личности к ценностям и нормам своего профессионального сообщества, к предписывающим стандартам профессионального поведения и деятельности работника транспорта [3]; во-вторых, что в нем присутствуют три важнейших компонента: «знаниевый» (когнитивный), выраженный в наборе ценностно-смысловых основ такого отношения, личностного смысла того, что делает человек, способности сознательно, целенаправленно выстраивать цели своей деятельности, руководствоваться мотивами чести, совести, профессиональных норм и традиций, способности адекватно оценивать сделанное, рефлексировать, анализировать полученные результаты; эмоционально-волевого, выражающего отношения субъекта к процессу и результатам деятельности, к себе самому, переживание субъекта, его чувства, порожденные ходом и полученными результатами деятельности; поведенческого, в котором проявляются интериоризо-ванные субъектом смыслы и ценности, традиции и нормы, воплощаются освоенные способы, приемы, алгоритмы, умения, навыки социально и профессионально одобряемого поведения [3].
Итак, ответственное отношения личности ? это установки, ценностные ориентиры, механизм адаптации к окружающей среде, которые строятся в зависимости от понимания индивидуумом смысла и цели своей конкретной деятельности, от убеждения в необходимости именно этого вида деятельности, от чувства и меры выраженности удовлетворенности своей деятельностью.
Дальнейший анализ психолого-педагогичес-кой литературы показал, что авторами в различных аспектах рассматривается отношение к учению и учебным предметам.
А.К. Маркова, например, изучая организацию учебной деятельности, считает возможным рассматривать новый тип возникающих у учащегося отношений к различным сторонам учебной деятельности как новообразование. Она полагает, что в процессе учения отношение учащихся к учебновоспитательному процессу может изменяться [6].
Нам представляется также важным утверждение М.Н. Скаткина о том, что в процессе деятельности учащийся вступает в многообразные отношения с предметами и явлениями, с людьми, включается в систему межличностных и общественных отношений. Все эти отношения оказывают сильнейшее влияние на развитие личности учащегося. Исследователь отмечает, что отношения неравнозначны по своему содержанию и проявлению. Одни отношения проявляются непосредственно в поведении учащихся и могут быть названы практическими. Это, прежде всего, отношения к учебному заведению, учебному процессу, учителям. Другие отношения возникают и проявляются во взглядах и оценках объективной действительности и носят в основном теоретический характер [7].
Учение занимает особое место в жизни студента, так как большую часть времени, которую он проводит в вузе, занимает учебная деятельность. В этой связи правильно будет считать, что в стенах вуза создаются определенные условия для развития его личности, формирования у него ответственного отношения к учению. Позитивное здесь - готовность студента к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения.
Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют: подача материала преподавателем, умение увлекательно и доходчиво объяснить содержание вопроса, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала, построение профессиональной карьеры.
Знания, которые получает студент в процессе учебной деятельности в вузе, также могут приносить ему неудовлетворение, если студент не видит жизненного значения определенных знаний, в результате чего у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам.
Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, от-
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
рицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус в системе межличностных отношений может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для молодого человека и окружающих продолжает иметь значение оценка. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности в собственных глазах и глазах сверстников. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия студента. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Овладение учебным материалом на этом этапе требует от студентов более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в школе. Им предстоит усвоить более сложные научные понятия, системы знаков, которые требуют определенной меры развития теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.
Вузовское образование, таким образом, наряду с познавательной функцией (передача студенту системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), призвано реализовывать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение предметного содержания учебной дисциплины, а обогащение кругозора обучающегося, развитие его интеллектуальных знаний и навыков.
Ответственное отношение зарождается, развивается и формируется в процессе включения субъекта ответственности в общественные отношения. Элементами ответственного отношения личности являются: индивидуальное сознание и понимание индивидом сущности предъявляемых к нему требований. Ответственное отношение студента всегда связанно с необходимостью и умением человека держать ответ за выполнение этих требований.
Развитие ответственного отношения к любой стороне деятельности начинается с осознания личностью внешне задаваемых ей требований к действиям и поступкам, проходит на основе ведущих мотивов деятельности через выполнение ответственных действий с помощью волевых усилий.
Отношение к обучению проявляется в установившейся позиции человека, которая опреде-
ляет направленность и интенсивность его восприятия, мышления, действий в сфере обучения, характеризуется самостоятельностью, познавательной активностью, готовностью к преодолению трудностей; связано с усидчивостью и волей, оперативностью, правильным пониманием поставленных перед личностью задач, умением осуществлять выбор нужного для этого действия и темпа их решения.
Следовательно, формирование ответственного отношения студента к процессу обучения предполагает, во-первых, развитие у них важнейших качеств учебной деятельности, как в ходе аудиторных занятий, так и во внеаудиторной работе; во-вторых, подбор педагогически оправданных средств, приемов, форм, которые содействуют занятию студентами субъектной позиции в такой деятельности; в-третьих, определения условий, при которых такая позиция у студентов становится доминирующей, позволяющей им достигать успеха в любом виде деятельности, приносящей удовлетворение от вложенных усилий.
Библиографический список
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 383 с.
2. Астарханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2004. - 21 с.
3. Булатников И.Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа: Дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2010. - 219 с.
4. Врублевская Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2002. - 19 с.
5. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
7. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989. - 219 с.
8. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М.: Наука, 1983. - 445 с.
9. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Межд. пед. акад., 1995. - 368 с.