ВЕСТНИК 1/2009
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СХЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНЦИПОВ ИНЖИНИРИНГА И ЛОГИСТИКИ
Сборщиков С.Б.
МГСУ
Современный этап развития РФ характеризуется тем, что перед нашей страной стоит задача по наращиванию темпов технологического и социально-экономического роста. Решение этой задачи в инвестиционной сфере связано с разработкой и реализацией целого комплекса мер по совершенствованию отраслевых систем управления и оптимизации воздействия, как со стороны государства, так и со стороны корпоративного звена. Одно из важных мест в комплексе этих мероприятий занимает проблема формирования и эффективного функционирования механизма регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, в том числе и в энергетическом секторе (рис. 1.). Это обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, современные тенденции развития технико-экономических систем указывают на необходимость в единой направленности всех элементов регулирования и их согласованности, что является важной предпосылкой активного влияния на эффективность строительства.
Во-вторых, в современной децентрализованной экономике воздействие государства, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должно быть достаточно гибким и базироваться в основном на нормативно-технических и организационно-экономических средствах воздействия, не нарушая при этом хозяйственной самостоятельности предприятий в принятии решений.
В-третьих, необходимо преодолеть затратный характер государственного регулирования, нацелить его на более полное использование достижений науки и техники, интенсификацию инновационного процесса в строительном комплексе энергетики, придать структуре управления современные формы.
Россия, как и многие ведущие страны мира, стремится оптимизировать своё энергопотребление преодолеть нарастающую угрозу энергодефицита. Для этого необходимо разрабатывать и реализовывать специальные целевые программы, способствующие трансформации экономики Российской Федерации в энергоэффективную и энергосберегающую систему.
Эффективность использования энергетических ресурсов определяет устойчивый рост экономики страны, её конкурентоспособность и энергетическую безопасность и наоборот низкая эффективность провоцирует возникновение дефицита энергетических ресурсов, ставит под сомнение поступательное развитие нашей страны.
Следует отметить, что инвестиционно-строительные программы и проекты в энергетическом секторе обладают своими особенностями:
Во-первых, проекты в энергетике рассчитаны на длительный срок, значительную часть которого занимает создание энергетического объекта. Эксплуатация энергетичес-
1/2009
ВЕСТНИК _МГСУ
Рис. 1. Схема организации регулирования инвестиционно-строительной деятельности
в энергетическом секторе
кого объекта и, следовательно, результаты от осуществления проекта начинаются много позже момента его осуществления, поэтому уровень проектного риска слишком высок для того, чтобы его взял один инвеститор.
Во-вторых, в проектах участвуют несколько сторон, между которыми делятся разные типы связанного с проектом риска.
В-третьих, набор связанных с проектом рисков существенно различается на разных стадиях его осуществления. На стадии создания энергетического объекта основные риски связаны с выполнением необходимых работ, завершением их в срок, возможным перерасходом средств.
ВЕСТНИК МГСУ
1/2009
В-четвертых, инвестиционно-строительные проекты сложно ранжировать в связи с большой государственной значимостью. Кроме того, в большинстве случаев инвестиционный объект является уникальным, в силу этого проектные риски весьма специфичны, что существенно ограничивает возможности группировки.
Для снижения рисков, особенно на стадии строительства, необходимо наличие субъекта инвестиционно-строительной деятельности, который координировал бы работу всех участников возведения энергетического объекта. Таким субъектом может стать организатор строительства, которому делегируются функции, выполняемые на строительной площадке заказчиком, управляющим проектом, генеральным подрядчиком, поставщиком материально-технических ресурсов. Интеграция этих функций и эффективное их выполнение возможно на основе принципов инжиниринга и логистики (рис. 2.).
Рис. 2. Функциональное содержание Организатора строительства
Выделение Организатора строительства вызовет изменения в управлении инвестиционно-строительным циклом и изменения сфер компетенции субъектов инвестиционно-строительной деятельности, особенно связанных с этапом строительства (рис. 3.).
Целью любого участника является получение максимально возможного эффекта от осуществления инвестиционно-строительного проекта, который достигается за счет выбора оптимальных значений подконтрольных ему переменных. При этом он должен учитывать связанную с проектом систему ограничений, а также интересы других участников. Поэтому задачу можно сформулировать следующим образом: найти такие значения переменных, которые обеспечивали бы каждому участнику оптимальный эффект от
^1/2009_М|ВЕСТНИК
Рис. 3. Сферы компетенции субъектов инвестиционно-строительной деятельности (при наличии Организатора строительства)
реализации проекта при условии выполнения всех ограничений, как связанных непосредственно с проектом, так и отражающих индивидуальные интересы участников.
В этой связи модель управления на уровне строительной площадки можно рассматривать как игру трех участников (игроков) с множествами их стратегий О.0, С2И, С23 и с
функциями выигрышей и0 иИ, и3. Вектор х = (х0,хи ,х3) будет являться равновесием в этой игре, если выполняются следующие условия:
ио (,ф,х)= тхах(ио (у,ф>х)) хп е С2П (,ф, Хи,Хз )
и и (,ф,х) = тах((и (,ф,х ))
— /и — — ч
хи е_ри (/Ф, хо>хз )
из (уф, х)= тах((з (^ф, х))
х„ е
^3 (
ф,х
О , хи
)
где: х0, хи, х3 - векторы переменных, определяемых участниками проекта: организатором строительства, инвестором и заказчиком, соответственно х = (х0, хи, х3); - массив данных, содержащий информацию об экзогенных по отношению к участникам проекта параметрах; ф - вектор экзогенных параметров с точно определяемыми значениями; и0, ии, и3 - функции результата организатора, инвестора и заказчика соответственно; С20, С2и, С23 - множества допустимых значений переменных, устанавливаемых соответствующими участниками (допустимость предполагает как соответствие плана ограничени-
ВЕСТНИК 1/2009
ям данного участника проекта, так и сохранение этим планом интереса к проекту со стороны других участников).
Вопрос о существовании равновесия в рассматриваемой игре, а также нахождение равновесного вектора переменных представляют собой достаточно сложные задачи. При их исследовании приходится столкнуться со следующими проблемами.
Во-первых, представление некоторых ограничений в формализованном виде, пригодном для анализа в рамках предложенной модели, не представляется возможным.
Во-вторых, не существует универсальных методов исследования подобных моделей, поэтому для обеспечения возможности отыскания состояния равновесия аналитическими методами придется подбирать функции полезности участников специального вида, что существенно снижает привлекательность использования данной модели, особенно для практических расчетов.
В-третьих, задача еще более усложнится в ситуации, когда в осуществлении будут принимать участие более трех агентов.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития энергетического строительства; формирование и функционирование системы управления строительством; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе; закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности; механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Рецензент: Директор ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.