Научная статья на тему 'Организационные основы концепции устойчивого развития энергетического строительства'

Организационные основы концепции устойчивого развития энергетического строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сборщиков С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы концепции устойчивого развития энергетического строительства»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Сборщиков С.Б.

МГСУ

На основании базового прогноза Международного энергетического агентства (МЭА), среднегодовой прирост мирового спроса на электроэнергию за период до 2030 г. ожидается в размере до 2,5%. Мировое потребление электроэнергии может удвоиться по сравнению с нынешним уровнем, а в развивающихся странах спрос на потребление электричества может даже утроиться. В промышленно развшых странах рост потребления будет менее быстрым. Однако в 2030 г. 1,3 млрд. человек, проживающих в промышленно развитых странах, будут потреблять больше электроэнергии, чем 6,5 млрд. жителей развивающихся стран. Более того, около 1,4 млрд. человек в развивающихся регионах не будут иметь доступа к электричеству, это всего на 200 млн. меньше, чем в настоящее время.

В нашей стране возникновение дефицита электроэнергии напрямую связано с оживлением экономической деятельности после окончания системного кризиса, и с отсутствием инвестиций в развитие энергосистемы. Установленная мощность электростанций РФ в настоящее время составляет около 214 млн. кВт при этом износ основных фондов превышает 60%. Отсутствие комплексных мер по вводу новых энергетических мощностей в объеме 5...7 млн. кВт ежегодно взамен выбывающих из эксплуатации полностью отработавших свой ресурс установок может привести к резкому нарастанию кризисных явлений в регионах и бюджетных затрат на их ликвидацию, росту числа регионов с негарантированным энергоснабжением.

Указанные моменты ставят под угрозу осуществление национальных проектов по приоритетным задачам развития РФ. Особо следует отметить, что реализация национального проекта «Доступное комфортное жильё - гражданам России», удвоение объемов жилищного строительства, нормальное функционирование ЖКХ сталкивается в качестве главного естественного ограничения с нехваткой энергетических мощностей.

В частности в рамках национального проекта «Доступное комфортное жильё -гражданам России» ставится задача построить по 80 млн. м2 нового жилья к 2010 году с дальнейшим выходом на 140 млн. м2 в год. Необходимо отметить, что такое масштабное наращивание объемов жилищного строительства не предусматривалось никакими энергетическими стратегиями ни по теплу, ни по электричеству. В отсутствии резервов гарантированное обеспечение строительства и эксплуатации этого жилья предполагает ввод 2...4 ГВт дополнительных электрических мощностей. Все выше приведенное указывает на необходимость развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе, эффективность которой связанно напрямую с организацией регулирующих воздействий на уровнях иерархии.

Устойчивое развитие энергетического строительства - это сбалансированное увеличение объёмов работ по возведению, реконструкции и реновации объектов энергетической сферы, основанное на соблюдении принципов комплексного планомерного развития, учитывающих требования экологической, энергетической безопасности, организационно-технической надежности и социально-политической устойчивости.

ВЕСТНИК МГСУ

1/2009

Реализация проектов энергетического строительства может сообщать динамизм развитию не только на региональном уровне, но и на межрегиональном или федеральном, а также вносить вклад в пространственно сбалансированное развитие, и как следствие определяет положительные эффекты для инвестиционного климата.

В связи с недостатком государственных ресурсов, доступных для покрытия потребностей общества, особенно относительно муниципальной энергетической инфраструктуры, необходимы частные инвестиции, способные внести вклад в достижение в будущем целей местного и регионального развития. В дополнение к ресурсам частного сектора также должен более интенсивно использоваться его опыт в области руководства проектами. Государственно-частные партнерства должны рассматриваться как неотъемлемый элемент организации регулирования энергетического сектора и энергетического строительства, что должно способствовать её совершенствованию.

В этой связи основными элементами концепции устойчивого развития энергетического строительства являются:

1. Энергетическая безопасность, предполагающая строительство новых энергетических мощностей, развитие энергетической инфраструктуры как «большой» так и «малой» энергетики, энергосбережение и энергоэффективность и т. д.;

2. Механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе;

3. Организационно-технологическая надежность как на этапах «проектирование -строительство» энергетических объектов, так и на стадии их эксплуатации, предполагающее проведение работ по техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции;

4. Общественно-политическая и экономическая стабильность, а также финансовая устойчивость.

Элементы концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетике, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Элементы и структура концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе

Базовым элементом концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе является механизм регулирования этой деятельности, т. к. в нем формируются воздействия на все остальные компоненты устойчивого развития.

Представляется обоснованным дать следующее определение механизму регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Им является совокупность организационных форм и методов формирования воздействие на инвестиционно-строительную деятельность с целью её планомерного регулирования. Данный механизм обладает сложной многоуровневой внутренней структурой, в его состав входят:

1) планирование, которое образует центральное звено;

2) структурные элементы и методы управления инвестиционно-строительной деятельностью;

3) рычаги и стимулы.

Функциональная структура и состав механизма формирования регулирующих воздействий представлены на рис. 2.

М ЕХАНШМ РЕ ГУЛ И РОВА ММ Я ИНВЕСТИЦИОННОЧГТРОИТЕЛЫЮЙДЕЯТЕЛЬНОетм

Рис. 2. Функциональная структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе

В связи с приведенным выше, можно с определенной степенью вероятности утверждать, что при формировании эффективного механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности встает необходимость определения направлений, форм и методов воздействия, источников ресурсного обеспечения, формирование адекватной современному состоянию системы взаимодействия различных уровней иерархии строительного комплекса.

В результате исследования было установлено, что механизму регулирования также свойственна иерархичность. Его составными частями являются 1) механизм государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности; 2) механизм внутрифирменного (корпоративного) регулирования энергетического строительства. Иерар-

(

ВЕСТНИК МГСУ

1/2009

хическая структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе представлен на рис. 3.

Рис. 3. Иерархическая структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе

Основной задачей при формировании организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности на основе концепции устойчивого развития является адекватное и своевременное реагирование на изменения внешней среды, что должно впоследствии быть реализовано в обеспечении процесса непрерывной корректировки среднесрочных и долгосрочных программ развития данной сферы. Цель подобной корректировки - повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, занятых инвестиционно-строительной деятельностью, осуществление намеченных мероприятий, предусмотренных федеральными, ведомственными, корпоративными целевыми программами, а также их соответствие приоритетам государственной политики в условиях устойчивого развития.

Важным моментом организации регулирующих воздействий в энергетическом строительстве является процесс распределения ресурсов между программами энергетического строительства.

Процесс распределения ресурсов по целевым программам в настоящее время во многом носит только затратный характер и не учитывает постоянно изменяющуюся обстановку внешней среды. В свою очередь целевые программы являются важным инструментов воздействия и одним из составных элементов механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности. В этой связи целесообразно оптимизировать

процесс управления долгосрочными целевыми программами энергетического строительства. Этого можно достичь при помощи имитационного моделирования, которое позволяет прогнозировать поведение развития технико-экономической системы в различных меняющихся условиях и принимать при этом адекватные управленческие решения, благодаря чему повышается эффективность формирования и реализации целевых программ энергетического строительства. Описание этого метода на ЭВМ позволит повысить качество принятых решений, оперативность выработки и их обоснованность.

При моделировании процесса распределения ресурсов между программами энергетического строительства необходимо учитывать множество факторов: перечень программ, планируемая продолжительность, необходимые объемы ресурсного обеспечения и возможности их привлечения, интенсивность и равномерность выделения ресурсов и т. д. В этой связи процесс распределения ресурсов между программами энергетического строительства занимает центральное место в управлении реализацией этих программ и государственном воздействии на национальную экономику в целом.

Предполагается что, управление ресурсами тесно связано с формированием стратегии концентрации капитальных вложений по программам энергетического строительства и рационального их использования. В этой связи, представляется оправданным выделить две стратегии концентрации ресурсов, которые могут быть реализованы в рамках механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе: 1) частичная концентрация ресурсов; 2) полная концентрация ресурсов.

На основе подобной интерпретации процесса распределения ресурсов между целевыми программами энергетического строительства в процессе исследования сформирован алгоритм данной процедуры. В его структуре можно выделить три блока. Блок 1 -назначение приоритета, определение необходимого объема ресурсного обеспечения каждой программы энергетического строительства. Блок 2 - распределение ресурсов по каждой программе энергетического строительства в соответствии с приоритетностью. Блок 3 - расчет показателей эффективности программ энергетического строительства с учетом произведенного распределения ресурсов и общих показателей эффективности.

Литература

1. Сборщиков С.Б. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Монография - М.: Издательство АСВ, 2004. - 168 с.

2. Сборщиков С.Б. и др. Управление инвестиционно-строительным циклом/ Научное издание - М.: Издательство АСВ, 2007. - 170 с.

3. Теличенко В.И., Король Е.А., Сборщиков С.Б. и др. Основы управления инвестиционно-строительными программами в условиях мегаполиса / Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 220 с.

4. Дмитриев А.Н., Монастырев П.В., Сборщиков С.Б. Энергосбережение в реконструируемых зданиях/ Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 300 с.

Ключевые слова: концепция устойчивого развития энергетического строительства; формирование и функционирование системы управления строительством; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе; закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности; механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности.

Рецензент: Директор ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.