ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Сборщиков С.Б.
МГСУ
На основании базового прогноза Международного энергетического агентства (МЭА), среднегодовой прирост мирового спроса на электроэнергию за период до 2030 г. ожидается в размере до 2,5%. Мировое потребление электроэнергии может удвоиться по сравнению с нынешним уровнем, а в развивающихся странах спрос на потребление электричества может даже утроиться. В промышленно развшых странах рост потребления будет менее быстрым. Однако в 2030 г. 1,3 млрд. человек, проживающих в промышленно развитых странах, будут потреблять больше электроэнергии, чем 6,5 млрд. жителей развивающихся стран. Более того, около 1,4 млрд. человек в развивающихся регионах не будут иметь доступа к электричеству, это всего на 200 млн. меньше, чем в настоящее время.
В нашей стране возникновение дефицита электроэнергии напрямую связано с оживлением экономической деятельности после окончания системного кризиса, и с отсутствием инвестиций в развитие энергосистемы. Установленная мощность электростанций РФ в настоящее время составляет около 214 млн. кВт при этом износ основных фондов превышает 60%. Отсутствие комплексных мер по вводу новых энергетических мощностей в объеме 5...7 млн. кВт ежегодно взамен выбывающих из эксплуатации полностью отработавших свой ресурс установок может привести к резкому нарастанию кризисных явлений в регионах и бюджетных затрат на их ликвидацию, росту числа регионов с негарантированным энергоснабжением.
Указанные моменты ставят под угрозу осуществление национальных проектов по приоритетным задачам развития РФ. Особо следует отметить, что реализация национального проекта «Доступное комфортное жильё - гражданам России», удвоение объемов жилищного строительства, нормальное функционирование ЖКХ сталкивается в качестве главного естественного ограничения с нехваткой энергетических мощностей.
В частности в рамках национального проекта «Доступное комфортное жильё -гражданам России» ставится задача построить по 80 млн. м2 нового жилья к 2010 году с дальнейшим выходом на 140 млн. м2 в год. Необходимо отметить, что такое масштабное наращивание объемов жилищного строительства не предусматривалось никакими энергетическими стратегиями ни по теплу, ни по электричеству. В отсутствии резервов гарантированное обеспечение строительства и эксплуатации этого жилья предполагает ввод 2...4 ГВт дополнительных электрических мощностей. Все выше приведенное указывает на необходимость развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе, эффективность которой связанно напрямую с организацией регулирующих воздействий на уровнях иерархии.
Устойчивое развитие энергетического строительства - это сбалансированное увеличение объёмов работ по возведению, реконструкции и реновации объектов энергетической сферы, основанное на соблюдении принципов комплексного планомерного развития, учитывающих требования экологической, энергетической безопасности, организационно-технической надежности и социально-политической устойчивости.
ВЕСТНИК МГСУ
1/2009
Реализация проектов энергетического строительства может сообщать динамизм развитию не только на региональном уровне, но и на межрегиональном или федеральном, а также вносить вклад в пространственно сбалансированное развитие, и как следствие определяет положительные эффекты для инвестиционного климата.
В связи с недостатком государственных ресурсов, доступных для покрытия потребностей общества, особенно относительно муниципальной энергетической инфраструктуры, необходимы частные инвестиции, способные внести вклад в достижение в будущем целей местного и регионального развития. В дополнение к ресурсам частного сектора также должен более интенсивно использоваться его опыт в области руководства проектами. Государственно-частные партнерства должны рассматриваться как неотъемлемый элемент организации регулирования энергетического сектора и энергетического строительства, что должно способствовать её совершенствованию.
В этой связи основными элементами концепции устойчивого развития энергетического строительства являются:
1. Энергетическая безопасность, предполагающая строительство новых энергетических мощностей, развитие энергетической инфраструктуры как «большой» так и «малой» энергетики, энергосбережение и энергоэффективность и т. д.;
2. Механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе;
3. Организационно-технологическая надежность как на этапах «проектирование -строительство» энергетических объектов, так и на стадии их эксплуатации, предполагающее проведение работ по техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции;
4. Общественно-политическая и экономическая стабильность, а также финансовая устойчивость.
Элементы концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетике, представленные на рис. 1.
Рис. 1. Элементы и структура концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе
Базовым элементом концепции устойчивого развития инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе является механизм регулирования этой деятельности, т. к. в нем формируются воздействия на все остальные компоненты устойчивого развития.
Представляется обоснованным дать следующее определение механизму регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Им является совокупность организационных форм и методов формирования воздействие на инвестиционно-строительную деятельность с целью её планомерного регулирования. Данный механизм обладает сложной многоуровневой внутренней структурой, в его состав входят:
1) планирование, которое образует центральное звено;
2) структурные элементы и методы управления инвестиционно-строительной деятельностью;
3) рычаги и стимулы.
Функциональная структура и состав механизма формирования регулирующих воздействий представлены на рис. 2.
М ЕХАНШМ РЕ ГУЛ И РОВА ММ Я ИНВЕСТИЦИОННОЧГТРОИТЕЛЫЮЙДЕЯТЕЛЬНОетм
Рис. 2. Функциональная структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе
В связи с приведенным выше, можно с определенной степенью вероятности утверждать, что при формировании эффективного механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности встает необходимость определения направлений, форм и методов воздействия, источников ресурсного обеспечения, формирование адекватной современному состоянию системы взаимодействия различных уровней иерархии строительного комплекса.
В результате исследования было установлено, что механизму регулирования также свойственна иерархичность. Его составными частями являются 1) механизм государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности; 2) механизм внутрифирменного (корпоративного) регулирования энергетического строительства. Иерар-
(
ВЕСТНИК МГСУ
1/2009
хическая структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе представлен на рис. 3.
Рис. 3. Иерархическая структура и состав механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе
Основной задачей при формировании организационной структуры регулирования инвестиционно-строительной деятельности на основе концепции устойчивого развития является адекватное и своевременное реагирование на изменения внешней среды, что должно впоследствии быть реализовано в обеспечении процесса непрерывной корректировки среднесрочных и долгосрочных программ развития данной сферы. Цель подобной корректировки - повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, занятых инвестиционно-строительной деятельностью, осуществление намеченных мероприятий, предусмотренных федеральными, ведомственными, корпоративными целевыми программами, а также их соответствие приоритетам государственной политики в условиях устойчивого развития.
Важным моментом организации регулирующих воздействий в энергетическом строительстве является процесс распределения ресурсов между программами энергетического строительства.
Процесс распределения ресурсов по целевым программам в настоящее время во многом носит только затратный характер и не учитывает постоянно изменяющуюся обстановку внешней среды. В свою очередь целевые программы являются важным инструментов воздействия и одним из составных элементов механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности. В этой связи целесообразно оптимизировать
процесс управления долгосрочными целевыми программами энергетического строительства. Этого можно достичь при помощи имитационного моделирования, которое позволяет прогнозировать поведение развития технико-экономической системы в различных меняющихся условиях и принимать при этом адекватные управленческие решения, благодаря чему повышается эффективность формирования и реализации целевых программ энергетического строительства. Описание этого метода на ЭВМ позволит повысить качество принятых решений, оперативность выработки и их обоснованность.
При моделировании процесса распределения ресурсов между программами энергетического строительства необходимо учитывать множество факторов: перечень программ, планируемая продолжительность, необходимые объемы ресурсного обеспечения и возможности их привлечения, интенсивность и равномерность выделения ресурсов и т. д. В этой связи процесс распределения ресурсов между программами энергетического строительства занимает центральное место в управлении реализацией этих программ и государственном воздействии на национальную экономику в целом.
Предполагается что, управление ресурсами тесно связано с формированием стратегии концентрации капитальных вложений по программам энергетического строительства и рационального их использования. В этой связи, представляется оправданным выделить две стратегии концентрации ресурсов, которые могут быть реализованы в рамках механизма регулирования инвестиционно-строительной деятельности в энергетическом секторе: 1) частичная концентрация ресурсов; 2) полная концентрация ресурсов.
На основе подобной интерпретации процесса распределения ресурсов между целевыми программами энергетического строительства в процессе исследования сформирован алгоритм данной процедуры. В его структуре можно выделить три блока. Блок 1 -назначение приоритета, определение необходимого объема ресурсного обеспечения каждой программы энергетического строительства. Блок 2 - распределение ресурсов по каждой программе энергетического строительства в соответствии с приоритетностью. Блок 3 - расчет показателей эффективности программ энергетического строительства с учетом произведенного распределения ресурсов и общих показателей эффективности.
Литература
1. Сборщиков С.Б. Механизм государственного регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности / Монография - М.: Издательство АСВ, 2004. - 168 с.
2. Сборщиков С.Б. и др. Управление инвестиционно-строительным циклом/ Научное издание - М.: Издательство АСВ, 2007. - 170 с.
3. Теличенко В.И., Король Е.А., Сборщиков С.Б. и др. Основы управления инвестиционно-строительными программами в условиях мегаполиса / Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 220 с.
4. Дмитриев А.Н., Монастырев П.В., Сборщиков С.Б. Энергосбережение в реконструируемых зданиях/ Монография - М.: Издательство АСВ, 2008. - 300 с.
Ключевые слова: концепция устойчивого развития энергетического строительства; формирование и функционирование системы управления строительством; новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе; закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность; регулирующие воздействия; технико-экономические системы; организационная структура регулирования инвестиционно-строительной деятельности; механизм регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Рецензент: Директор ФГУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", профессор, к.э.н. Ермолаев Е.Е.