Научная статья на тему 'Новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе'

Новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сборщиков С.Б., Маркова И.М.

В статье рассматривается комплексная многоуровневая проблема, связанная с регули-рованием и стимулированием инвестиционно-строительной деятельности и формированием эффективных организационных схем реализации инвестиционно-строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сборщиков С.Б., Маркова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE ARTICLE DEALS WITH A COMPLEX MULTILEVEL PROBLEM WITH THE REGULATION AND STIMULATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES AND THE FORMATION OF EFFECTIVE ORGANIZATIONAL SCHEMES OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS.

Текст научной работы на тему «Новые организационные схемы реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе»

4/2010 М1 ВЕСТНИК

НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СХЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

NEW ORGANIZATIONAL SCHEMES REALIZATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION PROJECTS IN ENERGY

SECTOR

С. Б. Сборщиков, И.М. Маркова

S.B. Sborshikov, I.M. Markova

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассматривается комплексная многоуровневая проблема, связанная с регулированием и стимулированием инвестиционно-строительной деятельности и формированием эффективных организационных схем реализации инвестиционно-строительных проектов.

The article deals with a complex multilevel problem with the regulation and stimulation of investment and construction activities and the formation of effective organizational schemes of investment and construction projects.

Современный этап развития РФ характеризуется тем, что перед нашей страной стоит задача по наращиванию темпов технологического и социально-экономического роста. Решение этой задачи в инвестиционной сфере связано с разработкой и реализацией целого комплекса мер по совершенствованию отраслевых систем управления и оптимизации воздействия, как со стороны государства, так и со стороны корпоративного звена. Одно из важных мест в комплексе этих мероприятий занимает проблема формирования и эффективного функционирования механизма регулирования и стимулирования инвестиционно-строительной деятельности, в том числе и в энергетическом секторе (рис. 1.). Это обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, современные тенденции развития технико-экономических систем указывают на необходимость в единой направленности всех элементов регулирования и их согласованности, что является важной предпосылкой активного влияния на эффективность строительства.

Во-вторых, в современной децентрализованной экономике воздействие государства, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должно быть достаточно гибким и базироваться в основном на нормативно-технических и организационно-экономических средствах воздействия, не нарушая при этом хозяйственной самостоятельности предприятий в принятии решений.

В-третьих, необходимо преодолеть затратный характер государственного регулирования, нацелить его на более полное использование достижений науки и техники, интенсификацию инновационного процесса в строительном комплексе энергетики, придать структуре управления современные формы.

Россия, как и многие ведущие страны мира, стремится оптимизировать своё энергопотребление преодолеть нарастающую угрозу энергодефицита. Для этого необходимо разрабатывать и реализовывать специальные целевые программы, способствующие

трансформации экономики Российской Федерации в энергоэффективную и энергосберегающую систему.

Эффективность использования энергетических ресурсов определяет устойчивый рост экономики страны, её конкурентоспособность и энергетическую безопасность и наоборот низкая эффективность провоцирует возникновение дефицита энергетических ресурсов, ставит под сомнение поступательное развитие нашей страны.

Рис. 1. Схема организации регулирования инвестиционно-строительной деятельности

в энергетическом секторе

Следует отметить, что инвестиционно-строительные программы и проекты в энергетическом секторе обладают своими особенностями:

Во-первых, проекты в энергетике рассчитаны на длительный срок, значительную часть которого занимает создание энергетического объекта. Эксплуатация энергетического объекта и, следовательно, результаты от осуществления проекта начинаются много позже момента его осуществления, поэтому уровень проектного риска слишком высок для того, чтобы его взял один инвеститор.

Во-вторых, в проектах участвуют несколько сторон, между которыми делятся разные типы связанного с проектом риска.

В-третьих, набор связанных с проектом рисков существенно различается на разных стадиях его осуществления. На стадии создания энергетического объекта основные риски связаны с выполнением необходимых работ, завершением их в срок, возможным перерасходом средств.

В-четвертых, инвестиционно-строительные проекты сложно ранжировать в связи с большой государственной значимостью. Кроме того, в большинстве случаев инвестиционный объект является уникальным, в силу этого проектные риски весьма специфичны, что существенно ограничивает возможности группировки.

Для снижения рисков, особенно на стадии строительства, необходимо наличие субъекта инвестиционно-строительной деятельности, который координировал бы работу всех участников возведения энергетического объекта. Таким субъектом может стать организатор строительства, которому делегируются функции, выполняемые на строительной площадке заказчиком, управляющим проектом, генеральным подрядчиком, поставщиком материально-технических ресурсов. Интеграция этих функций и эффективное их выполнение возможно на основе принципов инжиниринга и логистики (рис. 2.).

I опералыгын подрядчик

Поставщик

М!111>)>ИП. 11.1Ш

технических

|ИЧ'\ [Н"11К

Техническим

КОНфОЛЬ

Координация и К()Н1р< 11Ь

взаимодействия подрядчиков III) строительной ПЛПНШКЙ

Ответственность за качество и своевременность выполнения ропоте ни обьектс

Управление Мпвривлыю-геяническиин

ресурсами на строительной юшошее

Л с Л 0 г II р о и 11 II II £ 1 ф У и к ц н и

С Ор. ашштор тронтсл ЬСТ| 11 1

| Вижшые принципы фумкцжширинаяим

Гг

Инжиниринг

Строительная площадка

Логистика

Рис. 2. Функциональное содержание Организатора строительства

Выделение Организатора строительства вызовет изменения в управлении инвестиционно-строительным циклом и изменения сфер компетенции субъектов инвестиционно-строительной деятельности, особенно связанных с этапом строительства (рис. 3.). _

inkiij'iin;

J

Проектирование

Управляющий проектом

] 1роектировщнкн

J 1роектно-сметная документация

Строительство

Организатор Строительства

Г Строител1 шющачкд

нам

11олряд'И1кн

О

]

ipotirejii.ua«

продукции

]

Г" <

Эксплуатация

Управляющим проектом

/Экс ] ] лу an гру юшая\ I организатор —I. ^ (пользователь) J

IV aobj 1етьоре н не _ I

потребностей

-[('тадпв -jo™

Отпетствгтюетр.

Ik пилит ель [paSot

-[гезу.'п.твт

Рис. 3. Сферы компетенции субъектов инвестиционно-строительной деятельности (при наличии Организатора строительства)

Целью любого участника является получение максимально возможного эффекта от осуществления инвестиционно-строительного проекта, который достигается за счет выбора оптимальных значений подконтрольных ему переменных. При этом он должен учитывать связанную с проектом систему ограничений, а также интересы других участников. Поэтому задачу можно сформулировать следующим образом: найти такие значения переменных, которые обеспечивали бы каждому участнику оптимальный эффект от реализации проекта при условии выполнения всех ограничений, как связанных непосредственно с проектом, так и отражающих индивидуальные интересы участников.

В этой связи модель управления на уровне строительной площадки можно рассматривать как игру трех участников (игроков) с множествами их стратегий ^q , , Q3 и с функциями выигрышей U0 , Uи, U3. Вектор х = (х0 ,хи ,х3) будет являться равновесием в этой игре, если выполняются следующие условия:

U о (г, ) = тах (U 0 (г, <Р,Х ))

2, ф, X ^ , X ^

>

U и (г, (р ,х ) = max (U и (г, (р ,х )),

■и

Щи (г,

^,х0 ,х3

>

U 3 (г, <р,х ) = max (U 3 (г, <р,х )),

Щ3 (,

г, (р,х0 ,

■и

)

где: х0, хи, х3 - векторы переменных, определяемых участниками проекта: органи-

4/2010 ВЕСТНИК

затором строительства, инвестором и заказчиком, соответственно х = (х0 ,хи ,х3); у-массив данных, содержащий информацию об экзогенных по отношению к участникам проекта параметрах; (р - вектор экзогенных параметров с точно определяемыми значениями; и0 , ии, и3 - функции результата организатора, инвестора и заказчика соответственно; П0 , ^и , ^з - множества допустимых значений переменных, устанавливаемых соответствующими участниками (допустимость предполагает как соответствие плана ограничениям данного участника проекта, так и сохранение этим планом интереса к проекту со стороны других участников).

Вопрос о существовании равновесия в рассматриваемой игре, а также нахождение равновесного вектора переменных представляют собой достаточно сложные задачи. При их исследовании приходится столкнуться со следующими проблемами.

Во-первых, представление некоторых ограничений в формализованном виде, пригодном для анализа в рамках предложенной модели, не представляется возможным.

Во-вторых, не существует универсальных методов исследования подобных моделей, поэтому для обеспечения возможности отыскания состояния равновесия аналитическими методами придется подбирать функции полезности участников специального вида, что существенно снижает привлекательность использования данной модели, особенно для практических расчетов.

В-третьих, задача еще более усложнится в ситуации, когда в осуществлении будут принимать участие более трех агентов.

Литература

1. Сборщиков С. Б. Теоретические основы построения организационной структуры и принятия решений в энергетическом строительстве // Вестник университета (ГУУ) № 10. М.: ГУУ, 2009. С.230-234.

2. Сборщиков С. Б. Теоретические основы формирования новых организационных схем реализации инвестиционно-строительных проектов в энергетическом секторе на основе интеграции принципов логистики и инжиниринга // Вестник МГСУ№ 1. М.: МГСУ, 2009. С. 146 - 151.

3. Сборщиков С. Б. Теоретические закономерности и особенности организации воздействий на инвестиционно-строительную деятельность // Вестник МГСУ № 2. М.: МГСУ, 2009. С. 183-187.

4. Сборщиков С. Б. Перспективное планирование материально-технического обеспечения инвестиционно-строительных программ // РИСК № 2. М.: ИТКОР, 2009. С.134-137.

Ключевые слова: концепция, энергетика, управление, строительство, система, системный подход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент: Е.Е. Ермолаев профессор к.э.н, директор ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.