УДК 37.026.9
Карпук Светлана Юрьевна
АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»
Россия, Санкт-Петербург Аспирант кафедры педагогики E-Mail: [email protected]
Теоретические основы формирования метафорического пространства образовательной коммуникации в процессе обучения
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования
метафорического пространства образовательной коммуникации в процессе обучения. Парадигма понимания, основанная на гуманистических принципах и адресованная, прежде всего, субъектам образовательного пространства, ведет к изменениям в организации процесса обучения и воспитания ученика, в структуре учебной и внеучебной деятельности и предлагает поиск новых форм, методов, способов обучения, которые бы способствовали решению задач развития школьника в динамике условий общественной жизни. Использование метафоры как дидактического средства, обеспечивающего надпредметность содержания образования, ведет к созданию метафорического пространства. Метафорическое пространство образовательной коммуникации понимается как концептуальное ценностно-смысловое пространство, в котором происходит смысловая коммуникация субъектов процесса обучения на основе сопереживания, со-творчества, со-мыслия. Стратегией формирования метафорического пространства образовательной коммуникации является метафорическое проектирование, осуществляемое как интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся на основе работы с метафорой как элементом анализа содержания текста культуры, текста социума, средства самопознания и самопонимания смысла, способа со-переживания, со-мыслия с целью организации со-бытийной общности. Это связано с жизненным личным пространством школьника, созданием индивидуализированной модели содержания образования, в целом, с развитием субъектности обучающегося.
Ключевые слова: Метафора; метафорическое пространство образовательной
коммуникации; метафорическое проектирование.
Идентификационный номер статьи в журнале 166РУЫ613
l
Svetlana Karpuk
Pushkin Leningrad State University Russia, Sankt-Petersburg E-Mail: [email protected]
The theoretical bases of formation of metaphorical space educational communicational in the learning process
Abstract: The theoretical problems of forming a metaphorical space of educational communication in the learning process are considered in this article. Paradigm of understanding based on humanistic principles and addressing primarily to subjects of educational space causes changes in the organization of the learning process, education and the structure of educational and extracurricular activities. So this paradigm initiates a search for new forms, methods and ways of learning which would facilitate the solution of problems of student development in the context of dynamical social life. The use of metaphor as a didactic provides metasubject educational content and creates a metaphorical space. Metaphorical space of educational communication is conceptual value-notional space where subjects of learning process communicate using co- experience, cocreation, co- thought. Metaphorical design is the strategy of formation of metaphorical space of educational communication. Metaphorical design is carried out as the integration of the appointed and extracurricular activities of students facing with metaphors. In this context metaphor is a component of analysis of the text of culture, the text of society, self-knowledge and selfunderstanding means to organize co-existent community. This is due to the vital personal space of student, with creating individualized models of educational content and in general with the development of student subjectivity.
Keywords: The problem of student development; design; metaphorical space of educational communication.
Identification number of article 166PVN613
Парадигма понимания, основанная на гуманистических принципах и адресованная, прежде всего, субъектам образовательного пространства, ведет к изменениям в организации процесса обучения и воспитания ученика, в структуре учебной и внеучебной деятельности и предлагает поиск новых форм, методов, способов обучения, которые бы способствовали решению задач развития школьника в динамике условий общественной жизни.
Анализ научных работ, в которых проблема развития школьника исследуется учеными на основе процедур понимания, интерпретации в рамках коммуникационных процессов (Б.С. Братусь, О.Б. Даутова, М.В.Кларин, К.С. Невзоров, А.А.Плигин, Н.Е.Самсоненко, Ю.В.Сенько, В.И. Слободчиков, В.И. Тюпа, Ю.Л. Троицкий, М.Н. Фроловская, И.Г. Шендрик, Л.И. Шрагина, и др.), выявил степень ее изученности и ряд противоречий, в частности, между:
• проникающими во все сферы жизни глобализацией, стандартизацией, обезличиванием и сохранением идентичной самостоятельности, индивидуальности, неповторимости;
• авторитарным подходом к личности ученика и выстраиванию субъектных отношений между участниками процесса обучения.
Необходимость разрешения обозначенных противоречий обусловили постановку научной проблемы, которая состоит в определении условий организации метафорического пространства образовательной коммуникации как средства развития школьника. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы нашего исследования «Формирование метафорического пространства образовательной коммуникации как средства развития школьника». В настоящей статье мы остановимся на вопросе теоретического обоснования обозначенной темы.
Мы предположили, что развитию школьника будет способствовать организация процесса образовательной коммуникации на основе формирования метафорического пространства, если:
• метафора выступает инновационным дидактическим средством, обеспечивая надпредметность содержания образования;
• в работе с метафорой конструируется концептуальное ценностно-смысловое пространство и происходит смысловая коммуникация субъектов процесса обучения на основе со-переживания, со-творчества, со-мыслия [1];
• обучающиеся и обучающие познают сложные социокультурные феномены на основе использования метафор, метафорических текстов, при этом направление и разновидности смысловых потоков определяют структуру метафорического пространства;
• стратегией формирования метафорического пространства образовательной коммуникации является метафорическое проектирование;
• осуществляется интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся на основе работы с метафорой как элементом анализа содержания текста культуры, текста социума, средства самопознания и самопонимания смысла, способа со-переживания, со-мыслия с целью организации со-бытийной общности.
Прежде чем перейти к понятию «метафорическое пространство», уточним то, что мы вкладываем в понятие «метафора». Упоминание о метафоре как средстве познания ведется с Аристотеля, который первый указал на ее двойственность, на аналогию, лежащую в основе
метафорического переноса. [2] Несмотря на это, долгое время ее считали лишь средством украшения речи, относя только к риторике. Начиная с 60-70 годов XX века, на которые приходится становление постнеклассической парадигмы, интерес к метафоре как средству познания резко возрастает: «метафора пронизывает повседневную жизнь человека»,
структурируя восприятие, мышление, деятельность, она заложена в понятийной системе человека.[3]. Как элемент методологии современного научного познания метафора все более прочно утверждается и в педагогической науке. [4, 5, 6]. Объясняется это тем, что метафора по своему определению имеет дуальное концептуальное строение:
• с одной стороны, - сфера изучаемой предметной области, не имеющая чёткого концептуального определения и характеризующая, скажем, духовный мир человека,
• с другой стороны, - чётко определённая логическая конструкция, которую можно репрезентировать, например, аудиовизуальными средствами или найти аналогию среди обыденных вещей и событий.
Анализ исследований, посвященных роли метафоры в процессе познания, свидетельствует о широте ее возможностей. Нам видится в метафоре образ, который возникает при соотнесении одного фрагмента мира с другим. Метафорические сюжеты погружают участников действия в миры, подобные реальному миру. Понимание метафоры, ее «разгадывание» является важным фактором развития воображения, интуиции, мышления. Построение логико-символической схемы, структуры, «картинки» позволяет удержать и «зафиксировать» экзистенциональное состояние и «сделать открытие». Субъектная деятельность, направленная на формирование метафорического образа, не произвольна. Она основана на представлении субъекта о реальном мире и его понятийной модели, опыте субъекта, а также на его способностях к мыслительной и языковой деятельности. Понимание метафоры, - это и процесс переработки информации, который способствует осмыслению ценностей участниками метафорического действия (факта, события). Это процесс, имеющий отношение к метафорическому проектированию, порождению метафорического образа на основе метафорического описания предмета. Использование важного свойства концептуальной метафоры - пересечение знаний об одной концептуальной области в другой концептуальной области - имеет большое значение в процессе познавательной деятельности, что позволяет рассматривать метафору в качестве одного из важнейших средств развития школьника. [7]. Сопровождение обучающихся по пути к поставленной цели проходит через целый ряд этапов, его успешность во многом зависит от индивидуальных особенностей ученика, а также от уровня развития его субъектности.
Обозначим основные выводы, к которым мы пришли в ходе анализа роли метафоры в познавательном процессе.
1. Концептуальное содержание (контент метафоры) оценивается и осмысливается с разных позиций, при этом границы познаваемого мира раздвигаются -концептуальная свобода увеличивается.
2. Устанавливается осознанная субъектность как способность ответственно переступать за границы познанного мира.
3. Метафора - это компонента познавательного процесса, способствующая не только креативному порождению нового знания, но и выступающая средством развития субъектности учащихся. Таким образом, назрела необходимость говорить о «развивающей» метафоре, которая могла бы служить методологической основой для педагогической технологии «нового века».
Согласно своей двойственной природе, метафора создает пространство внутри себя и вовне. Переходя к характеристике понятия «метафорическое пространство», нельзя не отметить, что проблема понимания пространства довольно широко обсуждается в научной литературе, начиная с античности до современности: Аристотель, Э. Гуссерль,
М. Мамардашвили, В.И. Слободчиков Ю. Хабермас, И.Г. Шендрик К. Ясперс и др. Мы обращаемся к этим вопросам, решая проблему организации условий для развития субъектности школьника. Метафорическое пространство включает в себя субъекты образовательного процесса, которые в ходе познавательной деятельности на основе выделения устойчивых метафорических структур в самых разных областях содержания образования (как фрагментов подлинной культуры, включая науку, язык, музыку, изобразительное искусство и т.д.,) определяют собственные ценности и смыслы, за счет чего происходит актуализация роли метафоры в процессах смыслообразования, прямо или опосредованно связанных с метафорическим текстом, с одной стороны, и с социумом - с другой. Деятельность школьника в метафорическом поле связана с воображением, представлениями, переживаниями, что способствует процессу понимания в обучении и развитию субъектности школьника на основе понимания. Благодаря интерпретационным механизмам, которые используются в процессе распознавания, оценивания, понимания текста культуры, обучающиеся идентифицируют себя как субъект, личность, включаясь в диалоговое общение, обретают жизненные смыслы, проектируя и свое жизненное пространство. Таким образом, метафорическое пространство - это концептуальное ценностно-смысловое пространство, в котором организована работа с метафорой и происходит смысловая коммуникация субъектов процесса обучения на основе сопереживания, со-творчества, со-мыслия.
Современная стратегия обучения невозможна без реализации процедуры понимания, освоение которой позволяет школьнику проектировать деятельность, порождать смыслы, реализовать творческие способности личности школьника. Процедура понимания - это процедура постижения или порождения смысла.[8] Понимание и интерпретация текстов культуры различной направленности (напр. в жанровом отношении) позволяет выйти на высокий уровень субъектности. Понимание обязательно включает сопереживание, т. е. нужно не только узнать знаки, уяснить поверхностный и глубинный смысл сообщения, но также открыть и пережить то эмоциональное состояние, которое владело автором в процессе творчества. Метафорическое пространство образовательной коммуникации создается в процессе обучения, в учебной и внеучебной деятельности, поэтому чрезвычайно важна наполняемость его конструктивными ценностными смыслами. Посредством формирования метафорического пространства образовательной коммуникации учащийся раскрывает смысловые горизонты своей жизни, творчески подходит к явлениям различных предметных областей, оценивает своё окружение и жизненное пространство. Стратегия формирования метафорического пространства образовательной коммуникации понимается как метафорическое проектирование - построение метафорических моделей проектируемого предмета, порождение метафорических образов на основе метафорического описания предмета в процессе обучения как переработки информации, который способствует осмыслению ценностей участниками метафорического действия (факта, события), что связано с жизненным личным пространством учащегося и позволяет ему создать индивидуализированную модель содержания образования.
Метафорическое проектирование возможно при решении задач:
• выявление метафорических образов, которые могут быть применимы к
проектируемому предмету, как в целом, так и к его частям;
• построение (выбор) метафорических моделей для различных этапов и стадий существования предмета проектирования;
• синтез естественно-языкового метафорического описания предмета проектирования.
Стратегия формирования включает следующие этапы:
1-ый - «встреча» (предъявление каждому школьнику ситуации «необходимости»).
2-ой -«погружение» (работа с текстом, состояние освоения предметной деятельности, осознание смысла метафоры и своего «Я».
3-ий - «самоопределение», инициирующее личностную интерпретацию, состояние саморазвития (выход на понимание, работа со смыслами, обращение к опыту).
4 -ый - «со-бытие», состояние «со-бытийной общности» [ 9 ].
Метафорическое проектирование связано с интеграцией урочной и внеурочной деятельности и предполагает различные формы (как традиционные, так и инновационные): ученическое исследовательское сообщество, клубная деятельность, совместные «события» с другими сообществами и т.д., позволяющие обеспечить переживание субъектом своего состояния в данный момент, т.е. обнаружить себя на 4-х этапах.
Исходя из вышеизложенного, отметим: формирование метафорического пространства образовательной коммуникации в процессе обучения связано с новыми ценностными ориентациями в образовании, становлением широкомасштабного мировоззрения и развитием духовно-нравственного потенциала личности, способного осуществлять коммуникацию на различных уровнях. Эффективной коммуникацией можно назвать то взаимодействие, при котором возникает взаимопонимание, происходит процесс развития, совершенствования личности. Обращение к развивающим возможностям метафоры и формирование метафорического пространства образовательной коммуникации способствует активизации самого процесса обучения, направленного на развитие школьника[10].
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Слободчиков, В.И. Образовательная среда и реализация целей образования в пространстве культуры//Новые ценности образования: культурные модели школ// Инноватор -Bennetcollege. 1997.Вып.7.
Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. Литература,1998.с.1064 1112.philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm1098-[дата обращения: 20.02.2012].
Лакофф, Джордж, Джонсон, Марк Метафоры, которыми мы живём: Пер. с англ./ Под ред. И с предисл. А. Н. Баранова. - М. Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 223 с.
Плигин, А.А. Развитие субъектности школьников: от методологии — к образовательной концепции и технологии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pligin.ru/articles.htm- дата обращения: 22.03. 2011.
Самсонова, Н. Е. Технология творческого занятия: учеб. пособие по курсу «Педагогика творчества» / Н.Е. Самсонова; Федерал. Агентство по образованию, ГОУВПО «КГПА». - Петрозаводск: Изд-во КГПА. 2010. - 94 с.
Кириллова Г.Д., Карпук С.Ю. Метафора как компонент познавательного процесса» // XV юбилейные Царскосельские чтения: Евразийский опыт культурно-историческая интеграция: материалы междунар. науч конф., 19-21апр.2011 /под общей редакцией проф. В. Н. Скворцова - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2011г.-С.188 - 193.
Даутова, О. Б. Шаг к себе: новые вызовы современного школьного образования: Научно-методические материалы / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 152 с.
Невзоров, М.Н. Проектирование школы жизни (образ и созидание школы): учеб. Пособие. - Хабаровск: ХГПУ, 2000.
Карпук С.Ю. Организация Метафорического пространства в образовательном процессе // Электронная культура: феномен неопросветительства. Под ред.А. Ю. Алексеева, С. Ю. Карпук - М.: ИИнтелл, 2010.- С.114-117.
REFERENCES
1. Slobodchikov, V.I. Obrazovatel'naja sreda i realizacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury//Novye cennosti obrazovanija: kul'turnye modeli shkol// Innovator -Bennetcollege. 1997.Vyp.7.
2. Aristotel'. Jetika. Politika. Ritorika. Pojetika. Kategorii. Minsk. Literatura,1998.s.1064
1112.philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm1098-[data obrashhenija:
20.02.2012].
3. Lakoff, Dzhordzh, Dzhonson, Mark Metafory, kotorymi my zhivjom: Per. s angl./ Pod red. I s predisl. A. N. Baranova. - M. Editorial URSS, 2004. - 256 s.
4. Klarin, M.V. Innovacii v obuchenii. Metafory i modeli. Analiz zarubezhnogo opyta. M.: Nauka, 1997. - 223 s.
5. Pligin, A.A. Razvitie sub#ektnosti shkol'nikov: ot metodologii — k obrazovatel'noj koncepcii i tehnologii. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://pligin.ru/articles.htm- data obrashhenija: 22.03. 2011.
6. Samsonova, N. E. Tehnologija tvorcheskogo zanjatija: ucheb. posobie po kursu «Pedagogika tvorchestva» / N.E. Samsonova; Federal. Agentstvo po obrazovaniju, GOUVPO «KGPA». - Petrozavodsk: Izd-vo KGPA. 2010. - 94 s.
7. Kirillova G.D., Karpuk S.Ju. Metafora kak komponent poznavatel'nogo processa» // XV jubilejnye Carskosel'skie chtenija: Evrazijskij opyt kul'turno-istoricheskaja integracija: materialy mezhdunar. nauch konf., 19-21apr.2011 /pod obshhej redakciej prof. V. N. Skvorcova - SPb.: LGU imeni A. S. Pushkina, 2011g.-S.188 - 193.
8. Dautova, O. B. Shag k sebe: novye vyzovy sovremennogo shkol'nogo obrazovanija: Nauchno-metodicheskie materialy / Pod red. A.P. Trjapicynoj. - SPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2008. - 152 s.
9. Nevzorov, M.N. Proektirovanie shkoly zhizni (obraz i sozidanie shkoly): ucheb. Posobie. - Habarovsk: HGPU, 2000.
10. Karpuk S.Ju. Organizacija Metaforicheskogo prostranstva v obrazovatel'nom processe // Jelektronnaja kul'tura: fenomen neoprosvetitel'stva. Pod red.A. Ju. Alekseeva, S. Ju. Karpuk - M.: IIntell, 2010.- S.114-117.