Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ДИСТРИБЬЮТОР / ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ТОВАРНЫЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урусова Л. Х., Горячев А. Б., Кабакова Т. И.

Для российских организаций оптовой торговли лекарственными средствами (фармацевтических дистрибьюторов) исследование прибыльности ассортимента товаров и услуг приобретает все большую актуальность. Это связано с рядом специфических условий функционирования фармацевтического рынка, а именно его территориальным размахом; высоким уровнем конкуренции в оптовом сегменте; существенным влиянием государственного регулирования на фармацевтическую деятельность в целом и управление ассортиментной политикой, в частности. Цель исследования заключалась в анализе научных и методических основ формирования товарного ассортимента и управления ассортиментной политикой в оптовом сегменте фармацевтического рынка. В качестве научного аппарата исследования применялись методы библиографического и контент-анализа, аналитический, непосредственного наблюдения и сравнения. Фармацевтический рынок России с начала его становления и по настоящее время обладает спектром социально-экономических, географических, логистических и других особенностей, которые привели к формированию мощной сети фармацевтических дистрибьюторов, характеризующейся высоким уровнем конкуренции. Целью ассортиментной политики является формирование оптимального товарного ассортимента организации для решения его стратегических рыночных целей, в зависимости от текущей и перспективной потребности рынка. Одним из механизмов формирования товарного ассортимента в оптовой организации является разработка ассортиментной матрицы - полного ассортиментного перечня товаров, соответствующего требуемой ширине и глубине товарного наполнения. Анализ нормативного правого регулирования сферы обращения лекарственных средств показывает, что на процесс формирования лекарственного ассортимента существенное влияние оказывают институциональные нормы, которые, с одной стороны, обеспечивают гарантированный спрос на лекарственные препараты для обеспечения льготных категорий граждан и минимальный аптечный ассортимент, а с другой - ограничивают прибыльность за счет государственного регулирования отпускных цен, а также роста издержек на их логистику и содержание в запасах. В результате исследования установлено, что научные и методические основы управления ассортиментной политикой, базирующиеся на планировании, организации и контроле, включающие перманентный структурный анализ потребительского спроса, адекватное управление товарными запасами и маркетинговый анализ фармацевтического рынка, позволяют оптимизировать финансовые результаты деятельности фармацевтического дистрибьютора в условиях напряженной конкуренции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND MANAGEMENT OF THE COMMODITY ASSORTMENT OF THE ORGANIZATION OF WHOLESALE TRADE OF MEDICINES

For Russian drug wholesalers (pharmaceutical distributors), the study of the profitability of a range of goods and services is becoming increasingly important. This is due to a number of specific conditions for the functioning of the pharmaceutical market, namely, its territorial scope; high level of competition in the wholesale segment; significant influence of government regulation on pharmaceutical activities in general and assortment policy management, in particular. The purpose of the study was to analyze the scientific and methodological foundations for the formation of a product range and management of the assortment policy in the wholesale segment of the pharmaceutical market. The methods of bibliographic and content analysis, analytical, direct observation and comparison were used as the scientific apparatus of the research. From the beginning of its formation to the present time, the Russian pharmaceutical market has a range of socio-economic, geographical, logistic and other features that have led to the formation of a powerful network of pharmaceutical distributors characterized by a high level of competition. The purpose of the assortment policy is to form the optimal product assortment of the organization for solving its strategic market goals, depending on the current and future needs of the market. One of the mechanisms for the formation of a product range in a wholesale organization is the development of an assortment matrix - a complete assortment list of goods corresponding to the required width and depth ofproduct filling. An analysis of the regulatory legal regulation of the sphere of circulation of medicines shows that the process of forming the drug assortment is significantly influenced by institutional norms, which, on the one hand, provide a guaranteed demand for medicines to provide privileged categories of citizens and a minimum pharmaceutical assortment, and on the other hand, they limit profitability, due to state regulation of selling prices, as well as the growth of costs for their logistics and maintenance in stocks.As a result of the study, it was found that the scientific and methodological foundations of assortment policy management, based on planning, organization and control, including permanent structural analysis of consumer demand, adequate inventory management and marketing analysis of the pharmaceutical market, allow to optimize the financial results of a pharmaceutical distributor in an intensely competitive environment.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ»



a This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ by https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

5 ÜÜ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © , 2022

( ^oi ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-63-72

Ш Принята 20.02.2022 | Accepted 20.02.2022

L_ i 614.273:615.15

THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND MANAGEMENT OF THE COMMODITY ASSORTMENT OF THE ORGANIZATION OF WHOLESALE TRADE OF MEDICINES

Urusova1 L.Kh., Goryachev2 A.B., Kabakova1 T.I.

'Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - branch of the Volgograd State Medical University, Pyatigorsk, Russian Federation

2Sechenov Fist Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ

Урусова1 Л.Х., Горячев2 А.Б., Кабакова1 Т.И.

'Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет, г. Пятигорск, Российская Федерация

2ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва, Российская Федерация

Abstract: For Russian drug wholesalers (pharmaceutical distributors), the study of the profitability of a range of goods and services is becoming increasingly important. This is due to a number of specific conditions for the functioning of the pharmaceutical market, namely, its territorial scope; high level of competition in the wholesale segment; significant influence of government regulation on pharmaceutical activities in general and assortment policy management, in particular. The purpose of the study was to analyze the scientific and methodological foundations for the formation of a product range and management of the assortment policy in the wholesale segment of the pharmaceutical market. The methods of bibliographic and content analysis, analytical, direct observation and comparison were used as the scientific apparatus of the research. From the beginning of its formation to the present

Аннотация: Для российских организаций оптовой торговли лекарственными средствами

(фармацевтических дистрибьюторов) исследование прибыльности ассортимента товаров и услуг приобретает все большую актуальность. Это связано с рядом специфических условий функционирования фармацевтического рынка, а именно его территориальным размахом; высоким уровнем конкуренции в оптовом сегменте; существенным влиянием государственного регулирования на фармацевтическую деятельность в целом и управление ассортиментной политикой, в частности. Цель исследования заключалась в анализе научных и методических основ формирования товарного ассортимента и управления ассортиментной политикой в оптовом сегменте

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

time, the Russian pharmaceutical market has a range of socio-economic, geographical, logistic and other features that have led to the formation of a powerful network of pharmaceutical distributors characterized by a high level of competition. The purpose of the assortment policy is to form the optimal product assortment of the organization for solving its strategic market goals, depending on the current and future needs of the market. One of the mechanisms for the formation of a product range in a wholesale organization is the development of an assortment matrix - a complete assortment list of goods corresponding to the required width and depth ofproduct filling. An analysis of the regulatory legal regulation of the sphere of circulation of medicines shows that the process of forming the drug assortment is significantly influenced by institutional norms, which, on the one hand, provide a guaranteed demand for medicines to provide privileged categories of citizens and a minimum pharmaceutical assortment, and on the other hand, they limit profitability, due to state regulation of selling prices, as well as the growth of costs for their logistics and maintenance in stocks.As a result of the study, it was found that the scientific and methodological foundations of assortment policy management, based on planning, organization and control, including permanent structural analysis of consumer demand, adequate inventory management and marketing analysis of the pharmaceutical market, allow to optimize the financial results of a pharmaceutical distributor in an intensely competitive environment.

Keywords: wholesale organization, pharmaceutical distributor, product range, assortment policy, stocks

фармацевтического рынка. В качестве научного аппарата исследования применялись методы библиографического и контент-анализа,

аналитический, непосредственного наблюдения и сравнения. Фармацевтический рынок России с начала его становления и по настоящее время обладает спектром социально-экономических, географических, логистических и других особенностей, которые привели к формированию мощной сети фармацевтических дистрибьюторов,

характеризующейся высоким уровнем конкуренции. Целью ассортиментной политики является формирование оптимального товарного

ассортимента организации для решения его стратегических рыночных целей, в зависимости от текущей и перспективной потребности рынка. Одним из механизмов формирования товарного ассортимента в оптовой организации является разработка ассортиментной матрицы - полного ассортиментного перечня товаров,

соответствующего требуемой ширине и глубине товарного наполнения. Анализ нормативного правого регулирования сферы обращения лекарственных средств показывает, что на процесс формирования лекарственного ассортимента существенное влияние оказывают институциональные нормы, которые, с одной стороны, обеспечивают гарантированный спрос на лекарственные препараты для обеспечения льготных категорий граждан и минимальный аптечный ассортимент, а с другой - ограничивают прибыльность за счет государственного регулирования отпускных цен, а также роста издержек на их логистику и содержание в запасах. В результате исследования установлено, что научные и методические основы управления ассортиментной политикой,

базирующиеся на планировании, организации и контроле, включающие перманентный структурный анализ потребительского спроса, адекватное управление товарными запасами и маркетинговый анализ фармацевтического рынка, позволяют оптимизировать финансовые результаты деятельности фармацевтического дистрибьютора в условиях напряженной конкуренции

Ключевые слова: организация оптовой торговли, фармацевтический дистрибьютор, товарный ассортимент, ассортиментная политика, товарные

REFERENCES

[1] Shagapova S.U. Actual problems of the development of wholesale trade in consumer cooperation at the present stage // Kazanskaya nauka. 2015. No. 7. P. 5052.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Шагапова С.У. Актуальные проблемы развития оптовой торговли потребительской кооперации на современном этапе // Казанская наука. 2015. № 7. С. 50-52.

[2] Итоги 2019 года: дистрибьюторы/Зеленый крест

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

[2] Itogi 2019 goda: distrib'yutory / Zelenyi krest -mezhdunarodnaya farmatsevticheskaya premiya. Ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs]. URL: http://green-cross.pro/news/reytingi/ itogi-2019-goda-distribyutory/ (data obrashcheniya: 13.11.2021).

[3] Farmatsevticheskii rynok Rossii. Itogi 2020 / Analiticheskii otchet kompanii DSM-group [Elektronnyi resurs]. URL: https://dsm.ru/docs /analytics/2020_Report_rus.pdf (data obrashcheniya: 13.11.2021).

[4] Reikhardt D.V., Sukhinina V.L., Shilenko Yu.V. Farmatsevticheskii rynok: ego osobennosti, problem i perspektivy. M.: Slavyanskii dialog, 1995. 304 s.

[5] Elektronnyi slovar' marketinga [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary /sh/shirota_assortimenta/ (data obrashcheniya: 13.11.2021).

[6] Kulikova N.R., Trykova T.A., Borzunova N.S. Upravlenie assortimentom tovarov: uchebnoe posobie. M.: Al'fa-M : INFRA-M, 2014. 239 s.

[7] Zhigun L.A. Menedzhment optovykh organizatsii: uchebnoe posobie. M.: INFRA-M, 2019. 107 s.

[8] Federal'nyi zakon RF ot 12.04.2010 № 61-FZ. «Ob obrashcheniil ekarstvennykh sredstv» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya: 04.11.2021).

[9] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12.10.2019 № 2406-r. «Ob utverzhdenii perechnya zhiznenno neobkhodimykh i vazhneishikh lekarstvennykh preparatov na 2020 god, a takzhe perechnei lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniyai, minimal'nogo assortimenta lekarstvennykh preparatov, neobkhodimykh dlya okazaniya meditsinskoi pomoshchi» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya: 04.11.2021).

[10] Federal'nyi zakon RF ot 17.07.1999 № 178-FZ «O gosudarstvennoi sotsial'noi pomoshchi» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (data obrashcheniya: 04.11.2021).

[11] Federal'nyizakon RF ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 121895/ (data obrashcheniya: 04.11.2021).

[12] Adzhienko V.L., Goryachev A.B., Glembotskay aG.T., Kabakova T.I., Goryacheva K.A. Basic principles of assortment policy management at the level of organization of wholesale trade in medicines // Volgograd Journal of Medical Scientific Research. 2020. No. 4 (68). P. 46-49.

- международная фармацевтическая премия. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://green-cross.pro/news/reytingi/itogi-2019-goda-distribyutory/ (дата обращения: 13.11.2021).

[3] Фармацевтический рынок России. Итоги 2020 / Аналитический отчет компании DSM-group [Электронный ресурс]. URL: https://dsm.ru/docs/analytics/2020 Report _rus.pdf (дата обращения: 13.11.2021).

[4] Рейхардт Д.В., Сухинина В.Л., Шиленко Ю.В. Фармацевтический рынок: его особенности проблемы и перспективы. М.: Славянский диалог, 1995. 304 с.

[5] Электронный словарь маркетинга [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/sh/s hirota_assortimenta/ (дата обращения: 13.11.2021).

[6] Куликова Н.Р., Трыкова Т.А., Борзунова Н.С. Управление ассортиментом товаров: учебное пособие. М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. 239 с.

[7] Жигун Л.А. Менеджмент оптовых организаций: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 107 с.

[8] Федеральный закон РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ. «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).

[9] Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р. «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 04.11.2021).

[10] Федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 04.11.2021).

[11] Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc LAW 121895/(дата обращения: 04.11.2021).

[12] Аджиенко В.Л., Горячев А.Б., Глембоцкая Г.Т., Кабакова Т.И., Горячева К.А. Основные

_принципы_управления_ассортиментной

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

[13] Ivanov G.G., Nikishin A.F., Shipilova S.S. Optovaya torgovlya: uchebnoe posobie. M.: ID «FORUM» : INFRA-M, 2020. 96 s.

[14] Vorob'eva O. Analiz skladskikh zapasov ABC/XYZ: chto eto i kak provesti // Upravlyaem predpriyatiem. 2021. № 2. URL: https://upr.ru/article/analiz-skladskikh-zapasov-abc-xyz-chto-eto-i-kak-provesti/.

[15] Yudanov A.Yu., Vol'skaya E.A., Ishmukhametov A.A., Denisova M.N. Farmatsevticheskii marketing. M.: IIA «Remedium», 2008. 523 s.

политикои на уровне организации оптовой торговли лекарственными средствами // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2020. № 4(68). С. 46-49.

[13] Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Оптовая торговля: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. 96 с.

[14] Воробьева О. Анализ складских запасов ABC/XYZ: что это и как провести// Управляем предприятием. 2021. № 2. URL: https://upr.ru/article/analiz-skladskikh-zapasov-abc-xyz-chto-eto-i-kak-provesti/.

[15] Юданов А.Ю., Вольская Е.А., Ишмухаметов А.А., Денисова М.Н. Фармацевтический маркетинг. М.: ИИА «Ремедиум», 2008. 523 с.

Contribution of the authors. UrusovaL.Kh.-content analysis of regulatory legal documents, text writing; GoryachevA.B. - research design, final editing of the text; KabakovaT.I. - literature review, compilation of a bibliographic list; final editing of the text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Financing information. Research and publication were carried out on an initiative basis, without targeted funding, at the expense of the authors' personal funds.

GoryachevA.B. - SPIN ID: 9010-1000; ORCID ID: 0000-0002-6844-4578

Research interests, number of main publications: the study ofproblems ofpharmaceutical security drug provision of the population, has published more than 170 publications, including 41 in SCOPUS, WoS 2, more than 50 in the Higher Attestation Commissionand 25 in the conference proceedings.

KabakovaT.I. - SPIN ID: 2890-0283; ORCID ID: 0000-0001-6182-5637

Research interests, number of main publications: study of the processes of organization and management of drug provision of the population, has published more than 100 publications, including 6 in SCOPUS, 4 in WoS, more than 42 in the Higher Attestation Commission and 47 in the conference proceedings.

Вклад авторов. Урусова Л.Х., - контент-анализ нормативных правовых документов, написание текста; Горячев А.Б. - дизайн исследования, окончательное редактирование текста; Кабакова Т.И. - литературный обзор, составление библиографического списка; окончательное редактирование текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Информация о финансировании. Исследование и публикация проводились в инициативном порядке, без целевого финансирования, за счет личных средств авторов.

ГорячевА.Б. - SPIN ID: 9010-1000; ORCID ID: 0000-0002-6844-4578

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование проблем фармацевтической безопасности в сфере лекарственного обеспечения населения, опубликованы более 170 публикаций, из них 41 в СКОПУС, 2 в WoS, более 50 в ВАК и 25 в материалах конференций.

Кабакова Т.И. - SPIN ID: 2890-0283; ORCID ID: 0000-0001-6182-5637

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование процессов организации и управления лекарственным обеспечением населения, опубликованы более 100 публикаций, из них 6 в СКОПУС, 4 в WoS, более 42 в ВАК и 47 в материалах конференций.

For citation: Urusova L.Kh., Goryachev A.B., Kabakova T.I. THEORETICAL BASIS OF FORMATION AND MANAGEMENT OF THE COMMODITY ASSORTMENT OF THE ORGANIZATION OF WHOLESALE TRADE OF MEDICINES // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2022. - №2. Vol.24. - C. 63-72. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-63-72.

Для цитирования: Урусова Л.Х., Горячев А.Б., Кабакова Т.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2022. - №2.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

Т.24. - С. 63-72. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-2-63-72.

Введение. Исследование прибыльности ассортимента товаров и услуг приобретает все большую актуальность для всех отраслей экономики на фоне роста конкуренции, товарного насыщения и информационной доступности для потребителей необходимых сведений о характеристиках товаров, их преимуществах и недостатках.

Одна из главных задач оптового сегмента мирового экономического рынка заключается в активном воздействии на национальные рынки посредством регулирования гражданского оборота товаров. Ведущая роль в ее реализации принадлежит оптовым организациям и компаниям, осуществляющим централизованные поставки товаров и одновременно занятым развитием своих логистических систем и регулированием ассортимента и объемов предложения согласно динамике общественного спроса, поскольку именно в оптовом сегменте сконцентрирована значительная часть товарных ресурсов [1].

Для российских организаций оптовой торговли лекарственными средствами (ООТЛС) эта тематика как нельзя более актуальна, прежде всего, ввиду специфических условий функционирования фармацевтического рынка, связанных с его территориальным размахом и высокими уровнями конкуренции и государственного регулирования

фармацевтической деятельности. Кроме этого, следует учитывать потребительские и экономические особенности лекарственных средств. С одной стороны, они представляют собой социально значимый и высоко востребованный продукт, влияющий на состояние здоровья и качество жизни людей, а с другой - продукт экономической деятельности, разработка, производство и продвижение которого сопровождается большими

финансовыми затратами, требующими не только их возмещения, но и получения прибыли всеми субъектами товаропроводящей сети.

По данным международной

фармацевтической премии «Зеленый Крест» за 2019 г., объем фармацевтического рынка России в ценах дистрибьюторов составил 1 547 млрд. руб., что на 10,4% выше, чем в 2018 г. При этом совокупная доля 10 крупнейших дистрибьюторов

на фармацевтическом рынке составила 71,4%[2]. К 2020 г., несмотря на пандемию СОУГО-19, объем оптового сегмента рынка возрос до 1 729 млрд. руб., а доля 10 крупнейших фармацевтических оптовиков увеличилась до 74,1% [3].

Фармацевтический рынок России с начала его становления и по настоящее время обладает спектром социально-экономических,

географических, логистических и других особенностей, которые привели к формированию мощной сети организаций, специализирующихся на фармацевтической дистрибуции, являющихся посредниками между организациями-

производителями и розничной товаропроводящей сетью [4].

Анализ оптового сегмента российского фармацевтического рынка позволяет утверждать, что основными инструментами,

использующимися ООТЛС для поддержания своей конкурентоспособности, являются: расширение ассортимента предлагаемых товаров (ЛП, медицинские изделия, биологически активные добавки, средства гигиены и др.); предоставление дополнительных сервисов для клиентов (наличие сбытового персонала для персональных продаж, возможность отсрочки в оплате поставленных товаров и др.); снижение издержек при работе с запасами фармацевтических товаров за счет автоматизации управления складской деятельностью и логистикой; открытие или приобретение собственных аптек и аптечных сетей; развертывание мощностей по промышленному производству ЛП и других фармацевтических товаров.

Все указанное выше свидетельствует о том, что деятельность ООТЛС на фармацевтическом рынке имеет тенденцию к усложнению, следовательно, необходим поиск новых путей увеличения их рентабельности, в частности, через оптимизацию процессов управления

ассортиментной политикой.

Цель настоящего исследования заключалась в анализе научных и методических основ формирования товарного ассортимента и управления ассортиментной политикой в оптовом сегменте фармацевтического рынка.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и науки Российской Федерации ---—

Материалы и методы. При выполнении исследования использовали методы

библиографического и контент-анализа, аналитический, непосредственного наблюдения и сравнения.

Результаты и обсуждение. На основании контент-анализа литературных источников установлено, что ассортиментная политика (англ. assortment of output, product portfolio policy) - это определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации в целом, формирование ассортимента товаров в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния и стратегических целей организации. Целью ассортиментной политики является формирование товарного ассортимента организации для решения его стратегических рыночных целей, в зависимости от текущей и перспективной потребности рынка. Особенно ассортиментная политика значима в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются

повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы

организации оптовой торговли с товаром зависят все ее экономические показатели. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять

[5].

Классический процесс формирования товарного ассортимента состоит из двух процедур: 1 - определение основных групп и подгрупп товаров по критерию потребительского спроса, т.е. ширины товарного ассортимента; 2 -определение количества включаемых в ассортиментный портфель различных видов товаров по каждому отдельному наименованию -глубина ассортимента [6].

Одним из механизмов формирования товарного ассортимента ООТЛС является разработка ассортиментной матрицы - полного ассортиментного перечня товаров,

соответствующего требуемой ширине и глубине ассортимента на определенный период времени (чаще на год) [7].Ассортиментная матрица различна для различных ООТЛС, но процесс ее разработки включает следующие три этапа (рис. 1).

1. Ассортиментный перечень по группам товаров (ширина)

2. Перечень разновидностей по каждому виду товара (глубина)

3. Перечень

товаров неснижаемого запаса

Ассортиментная матрица

Рис.1 - Схема формирования ассортиментной матрицы организации оптовой торговли лекарственными средствами

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации —--—

1. Assortment list by product groups (width)

V

2. List of varieties for each type of product (depth)

3. List of products of irreducible stock

Assortment matrix

Fig.1- Scheme of the formation of the assortment matrix of the organization of wholesale trade in medicines

Формирование ассортиментного перечня по группам товаров (ширина ассортимента) осуществляется с учетом специализации оптовой организации. Такой перечень определяется на основании данных о продажах и структуре ассортимента за прошедший год и номенклатуре товаров, указанных в договорах на поставку в будущем году, а также объема потребности в товарах для покупателей оптовой организации (включая учет структуры ассортиментных матриц розничных организаций).

Определение числа разновидностей каждого товара (глубина ассортимента) проводится, главным образом, по признакам конкретного потребительского спроса, зависящего от экономической доступности для потребителей, вида лекарственной формы, сроков годности, условий хранения и прочих свойств.

Обоснование номенклатурных позиций товаров для содержания в неснижаемых запасах проводится на основании анализа перманентных потребностей розничной товаропроводящей сети в целях поддержания бесперебойного обеспечения востребованными товарами аптечных организаций и небольших фармацевтических дистрибьюторов, а также своевременной актуализации всего

ассортиментного перечня товаров: включение новых, исключение устаревших и не пользующихся спросом.

Поскольку ассортиментные матрицы составляются с учетом структуры спроса, они позволяют обеспечивать стабильный, полный ассортимент с высокой оборачиваемостью и рентабельную коммерческую деятельность.

Анализ нормативного правого регулирования сферы обращения лекарственных

средств показывает, что на процесс формирования лекарственного ассортимента существенное влияние оказывают

институциональные нормы, определяющие порядок:

1) государственного регулирования конечных отпускных оптовых и розничных цен на ЛП [8, 9];

2) бесплатного обеспечения ЛП декретированных групп населения (лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с том числе на бесплатное лекарственное обеспечение -государственная программа по бесплатному обеспечению необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) [9, 10]; лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями и сопровождающихся высоко затратной лекарственной терапией - государственная программа по бесплатному обеспечению дорогостоящими ЛП лиц, страдающих орфанными высоко затратными нозологиями (14 ВЗН) [10, 11]);

3) содержания в аптечных организациях минимального ассортимента ЛП, необходимых для оказания медицинской помощи [9, 10].

В качестве положительного влияния указанных институциональных норм на формирование товарного ассортимента ООТЛС можно констатировать гарантированный спрос со стороны субъектов розничного и госпитального секторов фармацевтического рынка на ЛП, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», перечни для бесплатного обеспечения льготных категорий граждан и минимальный аптечный ассортимент. С другой стороны, включение таких ЛП в ассортимент ООТЛС ведет к ограничению

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации

прибыльности коммерческой деятельности за счет государственного регулирования отпускных цен существенному росту издержек на их логистику и содержание в запасах.

В процессе управления ассортиментом в оптовой организации решаются задачи по выбору субъектов товаропроводящей сети для закупки и розничной реализации товаров, выбору каналов продвижения и распределения, установлении межхозяйственных связей, учету наличия и движения запасов оптовой организации.

Систему управления ассортиментом товаров можно разделить на три этапа: планирование, организация и контроль.

На первом этапе планирования необходимо учитывать основные принципы формирования ассортимента с ориентацией на потребительский спрос и нормативы рентабельности, утвержденные в организации [12]. На данном этапе планируют широту и глубину ассортимента, его структуру, необходимые количества и пропорции товаров. Периодичность планирования индивидуальна для каждой организации и зависит от специфики организации, рынка, отрасли деятельности. В условиях нестабильного рынка, связанных с экономической ситуацией или деятельностью конкурентов, период планирования торгового ассортимента сокращается до одного месяца. Если же условия позволяют, то горизонт планирования может составлять квартал или полугодие. В рамках планирования ассортимента анализируют уровень потребительского спроса, требования клиентов к товарам, сервисам и услугам, проводят анализ занимаемой и планируемой доли организации на фармацевтическом рынке, формируют в ассортиментную матрицу с учетом включения актуальных групп товаров, которые обеспечат рентабельность и экономическую эффективность деятельности организации. Подбор групп товаров проводят с учетом их жизненного цикла: товар-новинка; товар на стадии «снятия сливок»; товар, находящийся длительное время на рынке и знакомый потребителям; товар с угасающим спросом. На этапе планирования ассортимента определяют стратегии сбыта, по которым данный товар будет реализован.

На втором этапе процесса управления ассортиментом проводят мероприятия по формированию запланированной структуры. На

этом этапе существенная роль отводится исследованию динамики конъюнктуры рынка, надежности поставщиков, эффективности логистических систем, подготовке складского фонда к приему и размещению товаров в соответствии с установленными условиями хранения, обеспечению сохранности во время нахождения в запасах, своевременному учету наличия и движения, отпуску (отгрузке) товаров клиентам в соответствии с договорными обязательствами.

Последний этап включает контроль эффективности проведения двух предыдущих этапов управления, а также соответствующие корректирующие действия. Необходимо отметить, что структурный анализ следует проводить на всех этапах управления ассортиментом в зависимости от различных целей

[13].

В процессе структурного анализа выделяют потребительские свойства товаров, порядок цен, наличие и объем товарных запасов. Структурный анализ позволяет определить значимость определенных товаров, причины роста или падения продаж, произвести ранжирование ассортимента по различным показателям. Основными методами структурного анализа являются АВС и ХУ2- методы. Целью АВС-анализа является контроль корректности подбора ассортимента и состояния запасов. АВС-анализ применяют для целей оптимизации ассортимента, снижения затрат на содержание запасов, увеличения прибыльность. ХУ2-анализ также используется для целей управления ассортиментом. С помощью него проводится анализ и прогнозирование стабильности продаж, колебания уровня спроса на товары. Этот анализ также позволяет классифицировать запасы товаров в зависимости от характера потребления

[14].

Важная роль в достижении рентабельности оптовой организации

принадлежит деятельности, связанной с управлением товарными запасами. Наличие определенных объемов товарных запасов необходимо для обеспечения бесперебойного обеспечения потребителей товаров в любой момент времени. Оптовой фармацевтической организации необходимо находить баланс между слишком низкими и слишком большими запасами товаров, так как это приводит к экономическим

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

потерям. Проблемные факторы управления | товарными запасами приведены на рис. 2.

ч*

¿5P

Товарные запасы

Ч

Дефектура товаров

Избыток товаров

Упущенные продажи / доходы

Омертвление оборотных средств Складские издержки Истечение срока годности

Рис. 2 — Проблемные факторы управления товарными запасами оптовой организации

Commodity stocks

Defect of goods

Surplus of goods

Lost sales / income

The death of working capital

Warehouse costs

Expiration date

Fig.2- Problematic factors of inventory management of a wholesale organization

Как следует из рис.2, недостаток товаров в запасах приводит к дефектуре, а, следовательно, к упущенным продажам и доходам. В свою очередь, избыток товаров, которые не реализуются в течение определенного периода времени, ведет к замораживанию оборотных средств, росту складских издержек на хранение, финансовым потерям в связи с истечением сроков годности и затратам на утилизацию товаров. Оборот товарных запасов в организации должен быть организован таким образом, чтобы затраты на содержание излишних запасов были соизмеримы с доходами от отсутствия дефектуры

на складе. На практике такая проблема решается определением оптимальной точки заказа, при расчете которой целесообразно учитывать ежедневную потребность в товаре, время и частоту поставки товара от поставщика, объем партии разового заказа товара, объем страхового запаса для колеблющегося непрогнозируемого спроса [15].

Анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики являются обязательной частью деятельности организации в сфере маркетинга. Маркетинговый анализ

ассортиментной политики включает такие этапы,

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации —--—

как[6]:

> сбор информации о фармацевтическом рынке и его составляющих: предпочтения конечных потребителей, состояние отрасли, конкурентный анализ, выявление источников ресурсов оптовой организации;

> определение целей организации и маркетинговой стратегии. Для оптовых организаций чаще всего характерны монобрендовые или мультибрендовые стратегии ассортимента. Монобрендовая стратегия характерна для небольших организаций и характеризуется наличием в портфеле оптовика одного основного бренда (иногда и нескольких незначительных), чаще всего эксклюзивно представленного. Мультибрендовая стратегия предполагает использование большого количества брендов в ассортименте и характерна для крупных оптовых организаций с собственными финансовыми ресурсами и сетью распределения. Основная проблема мультибрендовой стратегии - это поддержание рентабельности и ликвидности товарного ассортимента;

^ оценка ассортимента на основе маркетингового анализа, принятие решений о включении «новых» или исключении «старых» наименований товаров из ассортимента. Определение классификации товаров в следующем разрезе: лидеры, локомотивы, привлекающие, тактические, внедряемы, уходящие. На данном этапе проводится анализ жизненного цикла товара, определяется наличие товаров-заменителей, известность продукта; ^ проведение экономического анализа ассортимента, его прибыльности или убыточности;

> принятие решения по оптимизации ассортимента на основании данных сопоставления маркетингового и экономического

анализов (включая определения уровня цен и товарных запасов).

Таким образом, управление ассортиментной политикой является основой для планирования ключевых показателей деятельности ООТЛС, в процессе которого, посредством

систематического анализа, разрабатываются и применяются меры по формированию и актуализации оптимальной структуры товарного ассортимента, соответствующей

потребительскому спросу и обеспечивающей общественно необходимый уровень потребления лекарственных средств.

Заключение. Анализ теоретических аспектов управления ассортиментной политикой позволил исследовать сущность процесса формирования товарного ассортимента ООТЛС, который заключается в создании ассортиментной матрицы или ассортиментного перечня товаров, соответствующего требуемой ширине и глубине товарного наполнения в установленный временной период.

На формирование товарного

ассортимента российских ООТЛС существенное влияние оказывают институциональные нормы, регулирующие функционирование системы здравоохранения и фармацевтическую деятельность.

Трехэтапная система управления ассортиментной политикой (планирование, организация, контроль) базируется на перманентном структурном анализе

потребительского спроса, адекватном управлении товарными запасами и маркетинговом анализе фармацевтического рынка, позволяющих оптимизировать финансовые результаты деятельности в условиях напряженной конкуренции.

Corresponding Author: Goryachev Andrey Borisovich, Doctor of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department, Department of Life Safety and Disaster Medicine, Sechenov Fist Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

E-mail:[email protected]

Ответственный за переписку: Горячев Андреи Борисович, доктор фармацевтических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76345 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК при Министерстве образования

и науки Российской Федерации ---—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.