Научная статья на тему 'Теоретические основы диверсификации деятельности транснациональных корпораций (на примере АК «Алроса»)'

Теоретические основы диверсификации деятельности транснациональных корпораций (на примере АК «Алроса») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Дина Саматовна

В статье рассмотрены виды диверсификации деятельности транснациональных корпораций, их следственные связи и зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы диверсификации деятельности транснациональных корпораций (на примере АК «Алроса»)»

УДК 550.78

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ АК «АЛРОСА»)

Д.С. Алиева

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Ленинские горы, 119991 Москва, ГСП-1, Россия

В статье рассмотрены виды диверсификации деятельности транснациональных корпораций, их следственные связи и зависимости.

Одним из способов успешного выживания хозяйственных систем в условиях современной экономики и наращивания ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Стратегия диверсификации является одной из стратегий роста.

Управление транснациональной корпорацией (ТНК), например, такой сложной структурой как АК «АЛРОСА», предполагает использование всех видов диверсификации: как связанной с основным производством, так и не связанной с ним.

Рассмотрим основные виды диверсификации (рис. 1).

Рис. 1. Виды диверсификации, применяемые в ТНК

Использование того или иного типа диверсификации имеет свои причины, области применения, реализации, преимущества и недостатки, а также результат.

«Диверсификация (от лат. ёмепчия — разный и /асеге — делать) — это распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения рисков возможных потерь капитала или доходов от него» [6].

Под диверсификацией также понимают расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.

Диверсификация позволяет распределить риск за счет предложения нескольких продуктов на различных рынках, при этом нужный объем продаж или убытки на одном рынке компенсируются высоким объемом продаж и большой прибылью на другом. В итоге общее состояние предприятия оказывается удовлетворительным. Также необходимо учесть тот факт, что диверсификация — это своеобразный плавный переход от менее доходной отрасли к более доходной. Иными словами, происходит переориентация деятельности со старых, приходящих в упадок рынков сбыта, на новые.

Диверсификация связана с расширением крупных олигополистических фирм в целях роста и максимализации прибыли. Решение о распределении крупных ресурсов принимают профессиональные управляющие, которые осуществляют руководство фирмой.

С точки зрения предприятия диверсификация неоднозначна. С одной стороны, она может усилить конкуренцию, улучшая размещение ресурсов, а с другой стороны, ограничивая конкуренцию, может привести к менее эффективному размещению ресурсов.

Диверсификация предприятия является одной из форм реализации корпоративной стратегии. Основной целью является увеличение прибыли за счет использования рыночных преимуществ, однако мотивы ее различны. Таковыми являются: снижение риска на рынках, экономия на масштабе производства, устранение пробелов в производственном процессе, доступ к новым технологиям и ресурсам, а также совместная деятельность (сбыт, маркетинг, информация и реклама).

Связанная диверсификация означает развитие продуктов и рынков, связанных с основным профилем деятельности компании. В нашем случае для АК «АЛРОСА» этот тип диверсификации затрагивает все отрасли, так или иначе связанные с добычей, отработкой и реализацией алмазов и их производных.

Связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является «принцип слияния». При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства изделий. При инвестиционном слиянии объединение происходит без функциональной принадлежности предприятий.

Вертикальная интеграция — это связанная диверсификация, процесс включения в структуру предприятия новых производственных участков, входящих в технологический процесс выпуска старого изделия. Различают несколько типов вертикальной интеграции:

- полная интеграция;

- частичная интеграция;

- квазиинтеграция (создание союзов предприятий без права перехода собственности).

Для АК «АЛРОСА» в состав вертикальной интеграции вошли горно-обогатительные комбинаты, геологические предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, а также сбытовые, транспортные и строительные организации.

Прямая интеграция присоединяет сервисные функции (транспортные, рекламные, каналы сбыта). В свою очередь обратная интеграция присоединяет функции поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Мотивация строится на защите стратегически важных источников сы-пья и матепиапов или лоступя к более лешевым технологиям ппи пасгттипении

Г ------- А------ --- ^--- _ - _ - . 4 . - - -...... д. 1 1

производства.

Обратная интеграция более прибыльна, чем прямая, и часто снижает стратегическую гибкость корпорации, так как связана с приобретением дорогостоящих активов и создает барьеры, затрудняющие выход данной отрасли на перспективу.

Горизонтальная интеграция — это связанная диверсификация, т.е. объединение родственных предприятий, работающих и конкурирующих в одной отрасли. Она помогает добиться экономии на масштабе производства и резко снизить конкуренцию, а также расширить номенклатуру выпускаемых изделий и видов услуг.

Горизонтальная интеграция включает продуктовую диверсификацию и географическую. Под продуктовой диверсификацией понимается расширение ассортимента продукции на основе имеющейся технологической базы. Под географической диверсификацией понимается выход на региональные и международные рынки. Примерами географической диверсификации для АК «АЛРОСА» можно назвать представительства компании в различных странах, таких как Ангола («ГРО Катока Майнинг Лтд.», АО «ГРО «Камачия-Камажику» и др.), представительства в Москве, Люксембурге, Бельгии, Израиле, Великобритании и в других странах (из годовых отчетов компании за 1998-2003 гг.).

Горизонтальная диверсификация применяется в случаях:

- когда добавление новых продуктов может существенно улучшить реализацию традиционных продуктов;

- традиционные каналы реализации могут быть использованы для продвижения на рынок новых продуктов;

- организация конкурирует в высококонкурентном и (или) неразвивающемся бизнесе.

При реализации стратегии горизонтальной диверсификации основными функциями являются НИОКР, производство, маркетинг.

Несвязанная диверсификация характеризуется тем, что отсутствуют общие рынки, ресурсы, технологии, а экономический эффект достигается за счет обмена или разделения сфер деятельности. Это диверсификации капитала, а не производства (конгломератная диверсификация). Экономическая выгода достигается в результате оптимизации денежных потоков и инвестиций.

Такой тип диверсификации применяется, когда существующие рынки для продуктов основной деятельности организации уже сильно насыщены. Так это произошло и в случае АК «АЛРОСА».

Развитие продуктов и рынков, связанных с основной деятельностью в алмаз-но-огранном комплексе, было настолько четко и детально проработано предприятием, что не существовало более других путей управления потоком доходов, снижения рисков и повышения ликвидности активов. Также следует учесть, что вложения в сопутствующие, но не связанные с основным производством отрасли могут являться следствием обеспечения интересов руководства, а также установления договорных цен.

При реализации стратегии конгломератной диверсификации связующим звеном становятся только финансовые ресурсы предприятия и опыт руководства в принципах управления. Но при таком развитии нужно учитывать, что оно может привести к отрицательному синергетическому эффекту в силу некомпетентности фирмы в других отраслях. Под синергетическим (от греч. зупегкоя — вместе действующий) эффектом понимается возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему — за счет системного эффекта (эмерджентности).

В целом акционерное общество объединило предприятия десяти различных отраслей, деятельность которых подчинена главной цели — добывать и сбывать алмазы. В рамках основной деятельности АК «АЛРОСА» создала ряд дочерних акционерных обществ, стала акционером уже существующих коммерческих структур. В настоящее время компания в той или иной форме участвует почти в ста коммерческих структурах.

Таким образом, об алмазодобытчиках можно сказать: они выросли из «старых одежек» горнодобывающего предприятия и сумели преобразоваться в современную промышленно-финансовую диверсифицированную группу предприятий — транснациональную компанию, доходы которой с учетом внутреннего оборота, по мнению различных аналитиков, составляют более 2 млрд долл.

На основе рассмотренной классификации диверсификации нами была разработана схема диверсификации АК «АЛРОСА» (рис. 2).

На данной схеме наглядно представлены следственные связи и зависимости отраслей в рамках стратеги диверсификации.

Выбор диверсификационной политики предприятия не случайный, так как в первую очередь диверсификационная стратегия направлена на оптимизацию эффективности основной деятельности. Например, известно, что если компания выйдет на проектную мощность и будет добывать алмазов на 400 млн долл., а годовое производство разного рода другой продукции, которой занимается эта компания — на 15 млрд долл., то «АЛРОСА» должна стремиться к тому, чтобы ее деятельность была универсальной, в первую очередь в таких отраслях, как горное производство.

Кроме того, у самой компании есть внутренние потребности самообеспечения во всем и прежде всего в области энергетики. Учитывая это, компания начала продвигать целый ряд проектов в иных сферах деятельности, прежде всего в нефтегазовом комплексе. С этой целью развернуто строительство газопровода из Мирного на Айхал и Удачный, но самое главное то, что дочернее предприятие «АЛРОСА-Газ» уже самостоятельно добывает газ и фактически это означает, что «АЛРОСА» стала газодобывающей компанией.

АК «АЛРОСА» уверенно стала на путь диверсификации и дальше будет работать в этом направлении.

Структура несвязанной диверсификации в АК «Алроса»

Нефтегазовая отрасль Топливно-энергетический комплекс Лесная промышленность Сырье

> t > : і і

Информационные технологии Безопасность Строительный комплекс

Î Î Î

Например:

1. бриллианты

2. пром.алмазы

3. алмазный

порошок

4. украшения

5. сувениры

6. разные

изделия

(часы и тп)

Например (Снабжение, геологоразведка, НИОКР, оборудование, транспорт, связь)

1_JL

Обратная диверсификация

Продуктовая диверсификация 4— Основное производство Географическая диверсификация

Прямая диверсификация

^ Г 7 "

Например (Горно-обогашение. Огранка, Обработка, Сортировка, Сбыт, транспорт, маркетинг, обслуживание)

Структура связанной диверсификации в АК «Алроса»

і 1

Жилишно-хозяйственный комплекс Некоммерческие организации

Например:

1. РФ

• Якутск

• П.Айхал

• Г.Мирный

• Г.Удачный

• Г.Москва

• {".Краснодар

• И т.п.

2. Бельгия

3. Ангола

4. США

5. Великобритан ия

6. и т.п.

Кредитно-финансовые общества

Авиаперевозки Гостиничный бизнес Санаторно-курорттлЙ комплекс

Структура несвязанной диверсификации в АК «Алроса»

Рис. 2. Схема диверсификации АК »Алроса»

s S S £

X

О

о

н

*0

и>

о\

о

н

* S

я

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3

р

X

S

¿а

Н CD "ТЗ ТЗ 5 н

0 О * 12

1 §

сг

Я

Р

о

н

3

о

о

Е

0“

О

О

3

із

S

я

а

а

О)

я

ч:

н

S

Я

О

з:

о

2

S

я

05

я

о

ч

о

о

s

W

— СО

х а о? о

а>

э

“О

S

¿а

Н

О

П>

із

о

В рамках программы создается и специальное производство «АЛРОСА-Сунтар», которое будет заниматься добычей циолитов, угля и соли в Сунтар-ском улусе. Это промышленное предприятие с участием местного населения, что позволит решить вопросы занятости.

Данные предприятия не только решают определенные производственные и социальные вопросы, но и дают дополнительную прибыль компании, обеспечивая себе устойчивость и уверенность в будущем.

1. Степанов С. Алроса: Прошлое, настоящее. — М.: ООО Издательский дом «Полярный круг», 2002.

2. АК «Алроса»: Финансовый отчет, 2002-2003 гг.

3. АК «Алроса»: Годовой отчет, 1998-2003 гг.

4. Вестник Алроса. — 1999-2005 гг.

5. Вурос А.Д. Экономика отраслевых рынков: Учеб. пособие. — М.: ТЭИС, 2002.

6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2002.

7. www.aIrosa.ru

В статье на примере АК «Алроса» рассмотрены виды диверсификации деятельности транснациональных корпораций, их следственные связи и зависимости.

ЛИТЕРАТУРА

THEORETICAL BASES THE DIVERSIFICATION OF ACTIVITY OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS (ON EXAMPLE «AC ALROSA»)

D.S. Alieva

Lomonosov Moscow State University Leiunskie Gory, GSP-2, 119992 Moscow, Russia

Алиева Дина Саматовна, выпускница экономического факультета МГУ, сотрудник международной аудиторской компании КПМГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.