Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАЛИНИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

На основании анализа кризиса 2008-2009 гг. на рынке пассажирских авиаперевозок были выделены основные тенденции развития европейского и российского рынка в посткризисный период. Оценка возможного влияния кризиса 2020 года на рынок пассажирских авиаперевозок способствовала определению основных теоретических принципов эффективного антикризисного управления российским рынком. Развитие сегмента бюджетных авиаперевозок, а также расширение программы субсидированиям региональных авиамаршрутов могут стать основой успешного преодоления кризиса. Учитывая европейский опыт и принимая во внимание структурные особенности российского рынка, представлено заключение о необходимости развития внутренних направлений в структуре национального рынка пассажирских авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGING THE PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE MACROECONOMIC CRISIS

Based on the analysis of the 2008-2009 crisis in the passenger air transportation market, the main trends in the development of the European and Russian markets in the post-crisis period were identified. The assessment of the possible impact of the 2020 crisis on the passenger air transportation market helped to determine the main theoretical principles of effective anti-crisis management of the Russian market. The development of the low-cost air transportation segment, as well as the expansion of the program for subsidizing regional air routes, can become the basis for successfully overcoming the crisis. Taking into account the European experience and taking into account the structural features of the Russian market, the conclusion is presented on the need to develop domestic destinations in the structure of the national passenger air transportation market.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Рублев Владимир Владимирович

аспирант,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-5673-6573

Ларин Олег Николаевич

доктор технических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9020-2228

Аннотация: На основании анализа кризиса 2008-2009 гг. на рынке пассажирских авиаперевозок были выделены основные тенденции развития европейского и российского рынка в посткризисный период. Оценка возможного влияния кризиса 2020 года на рынок пассажирских авиаперевозок способствовала определению основных теоретических принципов эффективного антикризисного управления российским рынком. Развитие сегмента бюджетных авиаперевозок, а также расширение программы субсидированиям региональных авиамаршрутов могут стать основой успешного преодоления кризиса. Учитывая европейский опыт и принимая во внимание структурные особенности российского рынка, представлено заключение о необходимости развития внутренних направлений в структуре национального рынка пассажирских авиаперевозок.

Ключевые слова: рынок авиаперевозок, бюджетные авиакомпании, региональные авиалинии, антикризисное управление,теория рынка.

JEL: N72

THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGING THE PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE MACROECONOMIC CRISIS

Rublev Vladimir, PhD student

Plekhanov Russian University of Economics» Moscow, Russian Federation

Oleg Larin,

Doctor of Technical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Entrepreneurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics. Academician of the Russian and International Transport Academies. Moscow, Russian Federation

Abstract: Based on the analysis of the 2008-2009 crisis in the passenger air transportation market, the main trends in the development of the European and Russian markets in the post-crisis period were identified. The assessment of the possible impact of the 2020 crisis on the passenger air transportation market helped to determine the main theoretical

principles of effective anti-crisis management of the Russian market. The development of the low-cost air transportation segment, as well as the expansion of the program for subsidizing regional air routes, can become the basis for successfully overcoming the crisis. Taking into account the European experience and taking into account the structural features of the Russian market, the conclusion is presented on the need to develop domestic destinations in the structure of the national passenger air transportation market.

Keywords: air transportation market, low-cost airlines, regional airlines, crisis management, market theory.

Введение.

Отправной точкой развития рынка пассажирских авиаперевозок принято считать 1919 год, когда была открыта регулярная пассажирская авиалиния по маршрут г. Париж (Франция) - г. Брюссель (Бельгия). Продолжительность полета составляла 2 часа 50 минут. Рейсы выполнялись авиакомпанией «Lignes Aeriennea Farman», считающейся первой в мире пассажирской авиакомпаний. Впервые в мировой истории была организована система таможенной регистрации пассажиров, прибывающих с территории другого государства не наземным, не водным, а воздушным способом. Лига Наций (до образования ООН) в 1919 году инициировала принятие «Парижской Конвенции», регулировавшей систему международных авиаперелетов [1]. 1919 год заложил основы формирования глобального и одного из самых быстроразвивающихся рынков в мировой истории. За столетний период существования авиаперелет стал одним из самых массовых, самых безопасных и самых доступных видов транспорта. Трудно объективно оценить роль и влияние рынка авиаперевозок на структуру бизнеспроцессов в смежных областях, но для современного государства рынок пассажирских авиаперевозок является важной составляющей развития национальной экономики.

Значительное количество ныне действующих национальных авиакомпаний образованы в первой половине XX столетия. Немецкая авиакомпания «Lufthansa» была основана в 1926 году методом объединения Немецкого воздушного Ганзейского союза «Deutsche Luft-Hansa» и транспортной группы «Deutsche Aero Lioud». На этапе образования флот компании состоял из 162 воздушных судов 18 различных типов (вместимости и дальности полета). По состоянию на 2020 год «Lufthansa Group» является крупнейшим авиационным холдингом Европы. В структуру компании входит немецкая «Lufthansa», швейцарская «SWISS», австрийская «Austrian Airlines», бельгийская «Brussels Airlines», а также две европейские бюджетные авиакомпании «Eurowings» и «Germanwings» (приостановила полеты в апреле 2020 года в связи с негативным влиянием пандемии COVID-19). По итогам деятельности за 2019 год «Lufthansa Group» перевезла свыше 145 млн. пассажиров, располагая парков воздушных судов в количестве 760 лайнеров.

Французская «Air France» была образована в 1933 году в качестве национального авиаперевозчика Франции. За первые пять лет своего существования авиакомпания расширила парк воздушных судов до 259 единиц, отдавая предпочтения самолетам французского производства. Примечательным фактом в истории развития этой авиакомпании является выполнение регулярных рейсов на британо-французском сверхзвуковом пассажирском лайнере, выпускавшимся с 1965 по 1979 годы. В 2004 году произошло объединение компании «Air France» с голландской авиакомпанией «KLM» (Королевские Нидерландские Авиалинии), в результате чего холдинг получил название «Air France - KLM». По состоянию на 2020 год в структуру холдинга входят авиакомпании «Air France», «KLM», а также европейская бюджетная авиакомпания «Transavia». По итогам деятельности за 2019 год парк воздушных судов холдинга состоял из 546 лайнеров, а количество перевезенных пассажиров достигло отметки в 87,6 млн. пассажиров.

Британская авиакомпания «British Airways» ведет свою историю с 1924 года, когда четыре крупнейших национальных авиапредприятия объединились с целью создания авиакомпании «Imperial Airways». Необходимо отметить, что на начальном этапе становления рынка пассажирских авиаперевозок авиакомпании (авиапредприятия) имели более упрощенную структуру организации.

Парк воздушных судов состоял всего из нескольких единиц, а полеты носили нерегулярный характер. В 1939 году в Великобритании была проведена национализация авиационных предприятий, а в 1974 году произошел ребрендинг авиакомпании. По состоянию на 2020 год авиакомпания «British Airways» входит в структуру авиационного холдинга «LAG». Помимо «British Airways» в него входит испанская авиакомпания «Iberia» и ряд европейских бюджетных авиакомпаний: «Vueling», «Aer Lingus» и «LEVEL». По итогам деятельности за 2019 год флот авиакомпаний холдинга составлял 589 единиц, а количество перевезенных пассажиров достигло показателя в 118 млн. человек [2].

Европейские холдинги «Lufthansa Group», «Air France - KLM», «LAG» являются крупнейшими европейскими авиационными холдингами и занимают ведущую роль в структуре европейского рынка пассажирских авиаперевозок.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в структуре рынка пассажирских авиаперевозок получило развитие направление бюджетных авиакомпаний (low-cost). В основу бизнес модели бюджетной авиакомпании был заложен принцип минимизации производственных издержек, направленных на удешевление стоимости авиабилета. Пассажирам предлагается услуга авиаперелета в салоне с одноклассовой компоновкой, без возможности провоза регистрируемого багажа, без услуги по выбору места при регистрации, а также с минимальным набором питания (либо питание за дополнительную плату). Минимизация производственных затрат позволила снизить стоимость билетов на 20% - 30% по сравнению со стоимостью авиабилетов классических авиакомпаний, что послужило основой спроса и ростом доли бюджетного сегмента в структуре рынка. На развитых рынках, таких, как рынок авиаперевозок Европы и США, сегмент бюджетных авиаперевозок достиг высокого уровня (до 50% пассажиропотока на региональных рейсах). Развивающиеся рынки, такие, как рынок России, стран СНГ, Китая, Ближнего Востока и Африки имеют динамику роста пассажиропотока в сегменте бюджетных авиаперевозок, которая превосходит по своим показателям общий объем роста пассажиропотока. Это говорит о востребованности рынком бюджетного сегмента на маршрутах малой и средней протяженности.

Уникальным примером развития рынка пассажирских авиаперевозок является опыт СССР. Экономическая система Советского Союза имела плановый характер, поэтому первоочередной задачей гражданской авиации являлось обеспечение граждан государства транспортной доступностью. Учитывая географические особенности СССР, значительную удаленность городов и крупных населенных пунктов друг от друга, авиационный транспорт выполнял особую роль в жизнедеятельности населения Азиатской части, Сибири и Дальнего Востока. Государство осуществляло строительство наземных объектов авиатранспортной инфраструктуры, занималось проектированием, проведением летно-технических испытаний и строительством воздушных судов, планировало объемы производства воздушных судов, открывало новые авианаправления, осуществляло подготовку летно-технического персонала. СССР на протяжении долгого времени являлся крупнейшей мировой авиастроительной державой, а рынок пассажирских авиаперевозок отличался доступностью перелета, развитостью маршрутной сети, независимостью от внешних факторов (собственное производство и обслуживание воздушных судов, строительство и обслуживание наземных объектов авиатранспортной инфраструктуры, отсутствие зависимости от мировых цен на нефть).

С распадом СССР рынок пассажирских авиаперевозок Российской Федерации столкнулся с необходимостью преодоления ряда структурных противоречий. Советская модель рынка авиаперевозок не ставила первоочередной задачей получение максимального дохода при минимизации производственных затрат. Основной задачей гражданской авиации являлось обеспечение доступности авиаперелета для граждан государства. В условиях рыночной экономики региональные авиарейсы, имевшие высокую долю в структуре рынка, оказались нерентабельными. Ввиду катастрофического снижения уровня благосостояния населения России в период 1991-1999 гг.,

услуга авиаперелета стала недоступной для большинства граждан страны, а низкий пассажиропоток на региональных маршрутах стал причиной увеличения стоимости авиабилета ввиду желания авиакомпаний минимизировать риски. Стоит отметить, что для жителей отдаленных поселений Красноярского края, Якутска, Камчатки, Чукотки, Магаданской области, Хабаровского края региональное авиасообщение было единственно возможным способом добраться до областного центра. Повышение стоимости перелета по региональным направлениям и невозможность для большинства граждан осуществлять авиаперелеты послужили причиной резкого ухудшения социально-экономического населения отдаленных населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока. Единственным рентабельным и востребованным направлением на внутренних авиалиниях стали маршруты, соединяющие Москву с областными центами страны. В период с 1991 по 1999 годы начинает расширяться международная маршрутная сеть, связывающая Москву со столицами и крупными городами Европы и Азии. Кроме этого, американские авиакомпании выходят на рынок России (рейсы Москва - Нью-Йорк, Москва-Майами, Москва-Вашингтон, Москва - Лос-Анджелес). Развивается направление чартерных авиаперевозок, основными пассажирами которых являются туристы. Высокие темпы роста национальной экономики, политическая стабильность, расширение и усиление внешнеэкономических связей, повышение качества и рост уровня доходов населения, являются фундаментальными основами, обуславливающими быстрый рост национального рынка авиаперевозок. За 20 лет активного развития российский рынок пассажирских авиаперевозок достиг уровня развитых государств. На российском рынке развита конкуренция, присутствуют как крупные игроки - национальные авиакомпании, так и региональные авиаперевозчики, активно развивается сотрудничество с иностранными авиакомпаниями - расширяется международная маршрутная сеть, увеличивается пассажиропоток на международных направлениях. Авиаперелет вновь становится доступен значительному количеству граждан. Россия возвращает статус авиастроительной державы, осуществляя серийное производства лайнера «881-100» и завершая летно-технические испытания лайнера «МС-21» (предполагаемая дата начала серийного производства - 2021 год), модернизирует объекты наземной инфраструктуры. Флагманом российского рынка пассажирских авиаперевозок становится авиакомпания «Аэрофлот», отвечающая всем мировым требованиям и стандартам безопасности и качества оказываемых услуг. «Аэрофлот» является ведущим мировым эксплуатантом лайнера «881-100», обладает одним из самых «молодых» парков воздушных судов среди европейских авиакомпаний, имеет наиболее развитую внутреннюю маршрутную сеть [3]. «Аэрофлот» располагает современным парком воздушных судов всех типов и осуществляет регулярные внутренние и международные направления.

Первого декабря 2014 года был совершен первый регулярный рейс авиакомпании «Победа», российской бюджетной авиакомпании, входящей в структуру «Группы Аэрофлот». Рынок авиаперевозок Российской Федерации - это десятки авиакомпаний, десятки крупнейших международных аэропортов и сотни аэропортов регионального значения, тысячи организаций торговли и бытового сервиса, сотни тысяч сотрудников и более 128 миллионов пассажиров, перевезенных по итогам 2019 года. Важно понимать, что рынок авиаперевозок является для нашего государства важным элементом развития национальной экономики, укрепления межрегиональных экономических связей, развития национальной системы внутреннего туризма.

В начале XXI столетия мировой рынок пассажирских авиаперевозок столкнулся с двумя глобальными кризисами 2008-2009 года и 2020 года. Причиной кризиса 2008-2009 года послужило негативное влияние мирового финансового кризиса 2008 года. В условиях падения потребительской активности и замедления темпов роста экономики ведущих государств произошло снижение пассажиропотока в период Ш-1У квартала 2008 г. - 1-11 квартала 2009 г. Столкнувшись с падением пассажиропотока, ведущие авиакомпании были вынуждены сократить текущие расходы и отказаться от планов по расширению и обновлению парка воздушных судов. Авиакомпании начали наращивать

долговую нагрузку, в результате чего часть компаний была поглощена более сильными игроками рынка и часть вступила в процедуру банкротства.

Классическим примером объединения может послужить ситуация с итальянской региональной авиакомпанией «Air One», которая в результате возникших финансовых трудностей вошла в структуру авиакомпании «Alitalia» в декабре 2008 года. Однако падение туристического потока в 2008 - 2009 гг. оказало крайне негативное влияние на национальный рынок пассажирских авиаперевозок Италии. Несмотря на государственную поддержку отрасли, в 2014 году итальянская авиакомпания «Alitalia» вошла в структуру «Etihat Airways» (ОЭА). 15 сентября 2008 года было объявлено о приобретении 45% акций авиакомпании «Brussels Airlines» холдингом «Lufthansa Group». Итальянская национальная авиакомпания «Iberia» вошла в структуру британского холдинга «LAG».

Вторым важным фактором преодоления кризиса 2008-2009 гг. на европейском рынке пассажирских перевозок стал процесс усиления роли и влияния бюджетных авиакомпаний. На фоне падения пассажиропотока классических авиакомпаний произошло увеличение пассажиропотока бюджетных авиакомпаний. Бюджетные авиакомпании значительно расширили маршрутную сеть на базе региональных аэропортов Франции, Италии, Испании, Великобритании. До 2008 года объем пассажиропотока бюджетных авиакомпаний в структуре региональных аэропортов Франции составлял менее 10%. А по итогам деятельности за 2019 год пассажиропоток бюджетных авиакомпаний в структуре региональных аэропортов Франции составил от 30 % до 60%. В 2017 году на базе регионального аэропорта Безье был открыт первый во Франции аэропорт, осуществляющий обслуживание рейсов только бюджетной авиакомпании «Ryanair» [4].

Кризис 2020 года был вызван негативным влиянием пандемии COVID-19, причиной которого послужил риск распространения инфекции и введение временных ограничительных и запретительных мер на перелеты. Его негативное влияние на рынок не сопоставимо с влиянием кризиса 2008-2009 гг. Так, по оценкам экспертов IATA, падение пассажиропотока на мировом рынке может достигнуть 60% по отношению к показателям 2019 года, что является наихудшим показателям в истории рынка пассажирских авиаперевозок [5].

Цель исследования.

Основополагающей целью проводимого исследования является разработка комплекса мер эффективного антикризисного управления рынком пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации. Учитывая опыт преодоления кризиса 2008-2009 гг., вызванного негативным влиянием мирового финансового кризиса, европейским и российским рынком пассажирских авиаперевозок, принимая во внимание результаты исследований российских и зарубежных ученых, были определены основные тенденции развития российского рынка и выделены наиболее эффективные инструменты антикризисного управления.

Материалы и методы исследования.

Анализ влияния мирового финансового кризиса на рынок пассажирских авиаперевозок представлен в работах российских и зарубежных исследователей. В статье Савельева Д.А. «Анализ российского рынка пассажирских авиаперевозок» [6] представлены результаты исследования и оценка влияния мирового финансового кризиса на российский рынок авиаперевозок. Автор заключает, что в условиях посткризисного восстановления российский рынок имеет высокий потенциал развития и увеличения объема в структуре мирового рынка. Автор подчеркивает, что по состоянию на 2009 год доля российского рынка в структуре мирового составляла около 2%, увеличение доли за счет увеличения пассажиропотока возможно, благодаря развитию внутренних направлений. В статье Седаш Т.Н. «Влияние мирового финансового кризиса на инвестиционную привлекательность компаний-авиаперевозчиков» [7] автором представлено заключение о взаимной зависимости роста

национального рынка в посткризисный период и инвестиционной привлекательностью отрасли. По мнению автора, в случае успешной реализации мер государственной поддержки национального рынка пассажирских авиаперевозок, национальные авиакомпании станут инвестиционно привлекательными для зарубежных инвесторов, что станет важным шагом на пути глобализации и увеличения доли России в структуре мирового рынка авиаперевозок. В статье Соболь Л.С. «К вопросу развития гражданской авиации в России» [8] автором представлено заключение о необходимости разработки национальной концепции рынка авиаперевозок, в которой особое внимание будет уделено развитию направления бюджетных авиаперевозок. Автором представлены результат исследования зарубежного опыта развития бюджетных авиакомпаний, а также определена тенденция усиления их влияния на рынке. В статье Егоровой Т.П. и Березовской Е.Ю. «О проблемах малой авиации в Якутии» [9] представлено заключение о необходимости модернизации парка региональных воздушных судов, ввиду их особой роли в структуре системы авиатранспортного сообщения Якутии и других регионов Дальнего Востока.

В статье, размещенной на страницах «The Gardian» от 16 июня 2009 года «UK air passenger numbers slump as recession bites» (англ. Количество пассажиров в Великобритании резко упало из-за рецессии) [10] представлен анализ влияния мирового финансового кризиса на рынок пассажирских авиаперевозок Великобритании. Авторы исследования заключают, что падение пассажиропотока в Великобритании достигло критической отметки в 13%, и это может привести к возникновению глубокого структурного кризиса. Французские эксперты, оценивая влияние мирового финансового кризиса 2008 года, заключают, что происходящий спад не критичен и стабилизация рынка будет заметна уже в IV квартале 2009 года. В докладе Европейскому Парламенту «L'IMPACT DE LA CRISE ÉCONOMIQUE SUR LE SECTEUR EUROPÉEN DU TRANSPORT AÉRIEN» (фр. Влияние экономического кризиса на европейский сектор воздушного транспорта) [11] авторы подчеркивают, что европейский рынок пассажирских авиаперевозок ожидают структурные изменения. Эксперты прогнозируют увеличение доли бюджетных авиакомпаний в структуре рынка и призывают региональные аэропорты расширять взаимодействие с национальными и зарубежными бюджетными авиакомпаниями. На основании оценки негативного влияния кризиса 2008 года эксперты рекомендуют государствам -участникам Европейского Союза оказать финансовую поддержку национальным авиаперевозчикам, с целью стабилизации рынка и недопущения увеличения тарифных планов.

Оценкам влияния кризиса посвящен ряд статей российских и зарубежных исследователей. Необходимо обратить внимание на статью Климовой Т.Б. «Динамика развития авиаотрасли: тренды и пандемийные вызовы» [12]. Автор исследования заключает, что возможным сценарием выхода из кризиса станет объединение авиакомпаний в холдинги и международные альянсы, приводя исторические примеры образования и функционирования авиационных альянсов. Стоит отметить, что авиационный альянс не является авиационным холдингом, осуществляющим управление деятельности группы авиакомпании. Авиационные альянсы создаются с целью расширения международного взаимодействия. К примеру, пассажир авиакомпании «Air Astana», приобретая билет по маршруту г. Нур-Султан - г. Ницца через официальный сайт авиакомпании может подобрать наиболее удобный и выгодный вариант стыковочного рейса с авиакомпанией -партнером «Air Astana» в рамках альянса с компанией «Air France». Пассажир сможет совершить рейс по маршруту г. Нур-Султан - г. Париж с авиакомпанией «Air Astana», а далее продолжить свое путешествие с авиакомпанией «Air France». После совершения перелета авиакомпания «Air Astana», на сайте которой был приобретен авиабилет, совершит расчет с компанией «Air France». При этом участие в глобальном альянсе не подразумевает консолидацию финансовых ресурсов и единые принципы управления компаниями. Автором представлен рейтинг лучших авиакомпаний по версии журнала «SKYTRAX», однако, нахождение авиакомпании в лидерских позициях рейтинга не являются гарантией ее экономической стабильности и устойчивости к макроэкономической

нестабильности. Зачастую, рейтинговые списки являются субъективным мнением популярных медийных ресурсов и нахождение авиакомпании в рейтинге является одним из маркетинговых инструментов. Единственным логичным и обоснованным заключением, по мнению автора, является сценарий возможных слияний и поглощений по аналогии преодоления кризиса 20082009 гг. Но подобный сценарий для европейского рынка маловероятен, по причине высокой доли рынка ведущих авиационных холдингов Европы: «Lufthanasa Group», «Air France - KLM», «LAG». Консолидация холдингов невозможна ввиду противоречия принципам конкуренции и нарушения действующих законодательных норм Европейского Союза. Консолидация холдингов с ведущими европейскими бюджетными авиакомпаниями также маловероятна. Бюджетные авиакомпании имеют отличительную от классических систему управления бизнеспроцессами, они обладают меньшим по количеству парков воздушных судов, меньшим количеством персонала, при этом демонстрируют более высокие показатели пассажиропотока и экономической эффективности. Консолидация двух отличительных друг от друга моделей может привести к негативным структурным изменениям рынка. Сценарий консолидации возможен для рынка России и рынков стран СНГ. Правительством РФ анонсирована программа поддержки национальных авиакомпаний и по состоянию на декабрь 2020 года выделено уже 23,4 млрд. руб. Кроме этого, рассматривается возможность выделения дополнительных ресурсов в 2021 году [13]. В случае успешной реализации программы российские авиакомпании могут успешно преодолеть сложившейся кризис.

Оценивая негативное влияние пандемии COVID-19, испанские эксперты в аналитическом докладе «Transporte Aéreo Mercado 2020 Por Estadísticas Regionales Y Pronóstico De Crecimiento Hasta 2030» (исп. Региональная статистика рынка авиаперевозок 2020 года. Прогноз роста до 2030 года) [14] заключают, что достижение показателей объема авиаперевозок 2019 года возможно не ранее 2024 года. В условиях падения мирового пассажиропотока на 60% в 2020 году, рынок пассажирских авиаперевозок замедлит падение в 2021 году, в 2022 году произойдет увеличение пассажиропотока, а выход на уровень показателей 2019 года будет возможен не ранее 2024 года.

Необходимо отметить, что в проводимом исследовании мы будем учитывать ключевые показатели деятельности рынка пассажирских авиаперевозок до 2020 года. На момент проведения исследования (декабрь 2020 г.) продолжает действовать значительная часть введенных ограничительных мер, что делает невозможным заключение о финансовом влиянии кризиса на рынок. В качестве источников по оценке влияния кризиса мы использовали официальные данные IATA, а также заключения российских и иностранных экспертов. Мы выделяем фундаментальные факторы сложившегося кризиса, проводим оценку их влияния на рынок в сравнении с кризисом 2008-2009 гг. В общепринятой классификации мировой рынок пассажирских авиаперевозок принято разделять на регионы: Северная Америка, Латинская и Южная Америка, Африка, Европа, Ближний Восток, Азия и Океания, Россия и страны бывшего СССР. Важно учитывать национальные структурные особенности, поэтому в основе проводимого исследования будет представлен анализ рынка пассажирских авиаперевозок Российской Федерации и рынок пассажирских авиаперевозок Европы (объединенное европейское воздушное пространство, включающее в себя страны Европейского Союза, Швейцарию, Великобританию, Скандинавские страны).

Результаты исследования и обсуждения.

Представим данные количества перевезенных пассажиров с 2008 по 2019 гг. на европейском рынке пассажирских авиаперевозок (Рисунок-1).

В 2009 год произошел спад пассажиропотока с 808 млн. до 753 млн. пассажиров (- 7,3 %). Благодаря эффективности мер государственной поддержки, падение пассажиропотока не достигло критического значения, а в 2010-2011 гг. наметилась тенденция роста. Однако в 2012 году вновь произошел спад пассажиропотока с 891 млн. до 824 млн. пассажиров (- 8,1%), но в период 2013-2019 гг.

прослеживалась тенденция роста. В 2017 году произошло знаковое событие для европейского рынка, была преодолена психологически важная отметка в 1 млрд. перевезенных пассажиров, а по итогам деятельности за 2019 год количество перевезенных пассажиров превысило 1 млрд. 144 млн. человек. В период с 2008 по 2019 годы рынок пассажирских авиаперевозок увеличился на 38 %.

1400

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 1 - Европейский рынок пассажирских авиаперевозок. Количество перевезенных

пассажиров в 2008-2019 гг., млн. чел. [15]

Основными отличительными чертами европейского рынка пассажирских авиаперевозок являются: высокая степень влияния на рынок авиационных холдингов «Lufthanasa Group», «Air France - KLM», «LAG»; значительная доля рынка представлена в сегменте бюджетных авиаперевозок «Ryanair» (Ирландия), «easyJet» (Великобритания), «Vueling» и «Volotea» (Испания), «Wizz Air» (Венгрия), «Transavia» (Франция - Нидерланды), «Eurowings» (Германия); развитость объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры; высокий уровень благосостояния населения и, как следствие, доступность авиабилетов. По данным статистики, население объединенной Европы в 2019 году составило 745 млн. жителей [16], а количество перевезенных пассажиров 1 млрд. 144 млн. человек, таким образом, европеец совершил в 2019 году, 1,5 авиаперелета, что является достаточно высоким показателем и характеризует европейский рынок пассажирских авиаперевозок как достигший высокой степени развития.

Необходимо отметить, что европейский рынок пассажирских авиаперевозок в 2020 году значительно отличается от рынка пассажирских авиаперевозок Европы 2008 года: возросла роль бюджетных авиакомпаний; произошла консолидация авиакомпаний в структуру авиационных холдингов; расширилась региональная маршрутная сеть за счет усиления роли и влияния бюджетных авиакомпаний; обновился и увеличился парк воздушных судов.

По оценкам европейских экспертов кризис 2020 года значительно отличается по своей структуре от кризиса 2008-2009 гг. Основными отличительным свойствами нынешнего кризиса являются его глобальность и продолжительность. Как было указано выше, эксперты IATA прогнозируют падение пассажиропотока в 2020 году на уровне 60% к показателям 2019 года. Снижение показателя средней загруженности воздушного судна с 82,5% в 2019 году до 65,5% в 2020 году. Совокупный доход авиакомпаний снизится с 838 млрд. долл. в 2019 году до 328 млрд. долл. [5]. Правительство Франции

анонсировало программу поддержки национальных авиакомпаний и аэропортов, пострадавших в результате негативного влияния пандемии СОУГО-19. Первым пунктом программы поддержки значится выплата заработной платы сотрудникам авиакомпаний и аэропортов, а также возврат стоимости авиабилетов пассажирам, не воспользовавшимся услугой авиаперелета, второй пункт программы подразумевает адресную поддержку участникам рынка, направленную на выполнения финансовых обязательств (погашение обязательств по кредитам, лизинговым платежам и т.д.).

Представим данные пассажиропотока на российском рынке пассажирских авиаперевозок в период с 2008 по 2019 годы (Рисунок-2).

Рисунок 2 - Российский рынок пассажирских авиаперевозок. Количество перевезенных пассажиров

с 2008 по 2019 годы, млн. чел. [17]

В 2008 году количество перевезенных пассажиров составило 49,8 млн. пассажиров, т.е. каждый третий гражданин Российской Федерации совершил авиаперелет. Это, безусловно, является крайне низким показателем и характеризовало российский рынок как развивающийся. По итогам 2009 года падение пассажиропотока составило - 10,4%, что является более высоким показателем по сравнению с падением европейского рынка в 2009 году. Но, в период с 2010 по 2014 г. происходит тенденция стремительного роста пассажиропотока с 57 млн. пассажиров до 93,2. В 2015 году произошло падение пассажиропотока, обусловленное рядом внешних политических и экономических факторов. В период с 2017 по 2019 годы рынок вновь демонстрирует высокий показатель роста и развития, пассажиропоток достигает отметки 105 млн. перевезенных пассажиров в 2017 году и увеличивается до рекордных 128,1 млн. в 2019 году.

Важнейшим фактором роста российского рынка пассажирских авиаперевозок в период с 2017 по 2019 годы является создание российской бюджетной авиакомпании «Победа», входящей в структуру «Группы Аэрофлот» [18]. Авиакомпания стремительно нарастила пассажиропоток, увеличив парк воздушных судов и расширив внутреннюю и международную воздушную сеть, став одной из крупнейших авиакомпаний России. Пассажиропоток компании «Победа» по итогам деятельности за 2019 год составил - 10,2 млн. человек (+43% к показателю 2018 года). Стремительный рост авиакомпании «Победа» является неоспоримым доказательством потребности российского рынка в развитии сегмента бюджетных авиаперевозок. Зарубежные бюджетные авиакомпании

выражают заинтересованность в развитии маршрутной сети, связывающей столицу с крупными городами России, а также со столицами и крупными городами стран Европы и Ближнего Востока. На российском рынке успешно осуществляет свою деятельность венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air» (увеличивает количество направлений из Москвы и Санкт-Петербурга) Авиакомпания «Flydubai» активно расширяет сотрудничество с региональными аэропортами СКФО, ПФО, ЦФО. А в декабре 2019 года на российский рынок вышла казахстанская бюджетная авиакомпания «Fly Arystan», соединившая регулярным авиасообщением столицы двух государств.

Вторым важным фактором роста российского рынка пассажирских авиаперевозок, который в период с 2008 по 2019 гг. увеличился более чем в 2,5 раза, продемонстрировав рекордный показатель роста и развития, является эффективность мер государственной поддержки региональных авиа направлений [19]. Авиакомпании, осуществляющие выполнение регулярных рейсов по ряду региональных направлений, получают гарантированную государственную субсидию в обмен на предоставление скидки на авиабилеты для льготных категорий граждан. Программа субсидирования ежегодно расширяется ввиду ее экономической эффективности, как механизма развития рынка. Льготные категории граждан имеют возможность приобретения авиабилетов по ряду направлений со скидкой, составляющей от 20% до 50% от рыночной стоимости авиабилетов. Это позволяет увеличивать пассажиропоток (наполняемость салона воздушного судна) и минимизировать возможные финансовые риски авиакомпаний. Примером успешной реализации программы может послужить анализ пассажиропотока аэропорта города Калуга. По итогам деятельности за 2019 год пассажиропоток аэропорта увеличился на 262%, благодаря открытию регулярного авиасообщения по маршрутам Калуга - Калининград и Калуга-Симферополь, включенных в перечень субсидируемых направлений.

По оценкам экспертов, Российские авиакомпании и российские аэропорты показали колоссальную устойчивость к сложившейся кризисной ситуации. В период с мая по сентябрь 2020 года российские аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково имели высокие показатели загруженности, в то время как ведущие европейские авиатранспортные узлы, такие, как лондонский Хитроу, парижский Шарль де Голь, голландский Схипхол, немецкие Мюнхен и Франкфурт-на-Майне продемонстрировали рекордное снижение пассажиропотока [20]. Немаловажным фактором является позиция государства: поэтапное смягчение ограничительных мер, выделение средств для стабилизации отрасли.

Необходимо учитывать, что российский рынок пассажирских авиаперевозок в 2020 году значительно отличается от рынка 2008 года. На фоне роста благосостояния населения увеличилась потребительская активность, широкое распространение получило направление самостоятельного туризма. Кроме этого, расширилась внутренняя и международная маршрутная сеть. На российском рынке осуществляют деятельность как крупные - национальные, так и региональные авиакомпании. Представим данные по крупнейшим российским авиакомпаниям по итогам 2019 года (Таблица-1).

Таблица 1. Крупнейшие авиакомпании России по итогам 2019 года [21]

Название Количество перевезенных пассажиров в 2019 году, тыс. чел. Прирост пассажиропотока 2019 / 2018 гг.

«Аэрофлот» 37220 668 + 4,1%

«S7 Airlines» 14046 452 + 21,1%

«Россия» 11553 055 + 3,7%

«Победа» 10287 233 + 43,2%

«Уральские Авиалинии» 9616 908 + 6,8%

Название Количество перевезенных пассажиров в 2019 году, тыс. чел. Прирост пассажиропотока 2019 / 2018 гг.

«ЮТэйр» 7706 642 + 1,4%

«Azur Air» 5788 726 + 36,6%

«Северный Ветер» 5535 177 + 12,5%

«Глобус» (входил в структуру «S7») 3898 870 - 10,6%

«Red Wings» 3070 691 + 17,1%

«Royal Flight» 2258 915 + 30,8%

«Икар» 2161 817 + 7%

«Smartavia» 2033 375 + 70%

«Ямал» 1746 224 - 11,2%

«Аврота» 1657 741 + 2,2%

Российский рынок, благодаря росту и развитию в период с 2009 по 2019 годы, достиг высокого показателя развития. Если в 2008 году каждый третий житель России мог воспользоваться услугой авиаперелета, то в 2019 благодаря эффективным мерам государственной поддержки регионального авиасообщения и развития направлений бюджетных авиаперевозок, авиаперелет стал доступен большинству граждан страны, став альтернативой железнодорожному и частному автомобильному транспорту.

Учитывая масштабы и структуру кризиса 2020 года, вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19 и введением ряда запретительных и ограничительных мер большинством стран мира, мы можем констатировать, что падение пассажиропотока в 2020 году достигнет рекордного уровня, несравнимого с уровнем падения пассажиропотока в 2009 году. Но, учитывая структурные особенности европейского и российского рынка, мы можем констатировать высокую вероятность сценария посткризисного развития российского рынка по аналогии преодоления кризиса 2008-2009 гг. на европейском рынке пассажирских авиаперевозок.

В условиях макроэкономической нестабильности и падения потребительской активности населения важным фактором развития рынка может послужить развитие направления бюджетных авиаперевозок. В 2008-2009 году британская бюджетная авиакомпания «easyJet» заключила рекордный в истории компании «Airbus SE» контракт на приобретение лайнеров Airbus A-319, структура контракта не разглашается, но по оценкам экспертов дисконт при заключении сделки мог составить 25% - 30% от рыночной стоимости модели Airbus A-319. Расширение парка воздушных судов позволило «easyJet» занять ведущие позиции на региональном рынке в бюджетом сегменте. Ирландская бюджетная авиакомпания стала крупнейшим мировым эксплуатантом лайнеров Boeing 737-800 в бюджетном сегменте (442 ед. по состоянию на 2020 год). Венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air», образованная в 2003 году, в период с 2008 по 2019 годы заняла ведущие позиции в рейтинге крупнейших авиакомпаний Европы. По итогам деятельности за 2019 год, 1 лайнер «Wizz Air» перевез, в среднем, 360 тысяч пассажиров, что обеспечило авиакомпании занять позицию лидера в направлении эксплуатационной эффективности парка воздушных судов среди европейских авиакомпаний.

Флот авиакомпании «Победа» (по состоянию на 2020 год) составляют 30 единиц лайнера Boeing 737-800, что является крайне низким показателем для рынка. «Победа» является единственной бюджетной российской авиакомпанией и не имеет конкурентов на российском рынке в данном сегменте. Но развитие рынка бюджетных авиаперевозок не оставило без внимания рынок стран

бывшего СССР. Республика Казахстан в 2018 году инициировала создание первого национального бюджетного авиаперевозчика «Fly Arystan», вошедшего в структуру национальной авиакомпании «Air Astana». По состоянию на 2020 год флот авиакомпании состоит из 6 единиц Airbus A-320-100, а маршрутная сеть охватывает все крупные города Республики Казахстан (Рисунок-3). «Fly Arystan» в 2019 году заключил соглашение с корпорацией «Boeing» на приобретение 30 единиц лайнера Boeing 737-800. В случае реализации контракта авиакомпания «Fly Arystan» станет ведущей региональной бюджетной авиакомпанией. Республика Азербайджан в 2016 году инициировала создание национальной бюджетной авиакомпании «Buta Airways», флот которой состоит из 8 лайнеров Embraer A-190, а количество направлений маршрутной сети достигло 20 [23]. Развивают свое присутствие на рынке пассажирских авиаперевозок Молдовы, Беларуси и Украины европейские бюджетные авиакомпании «Ryanair», «easyJet» и «Wizz Air», что находит отражение в увеличивающимся пассажиропотоке национальных рынков.

Рисунок 3 - Маршрутная сеть авиакомпании «Fly Arystan» (Республика Казахстан) по состоянию на

2020 год [22]

Развитие направления бюджетных авиаперевозок может стать важным фактором посткризисного развития российского рынка. В исследовании, проведенном Санкт-Петербургским университетом в 2018 году [24] (PR технологии формирования и поддержания имиджа бюджетного авиаперевозчика в России) представлено заключение о том, что важным фактором, препятствующим развитию направления бюджетных авиаперевозок в России, является отсутствие знаний о существовании и основополагающих отличительных чертах бюджетной авиакомпании от классической (более 50% респондентов не знали о существовании бюджетной авиакомпании и ее отличительных характеристик от классического авиаперевозчика). Распространение информации на региональном уровне о деятельности бюджетных авиакомпаний (в регионах, в которых они представлены), а также о программах субсидирования региональных авиаперевозок для льготных категорий граждан, может способствовать увеличению внутреннего пассажиропотока. По ряду направлений стоимость авиабилетов с учетом субсидии является более низкой по сравнению со стоимостью билетов на железнодорожном транспорте по аналогичному маршруту.

Выводы. Для эффективного антикризисного управления рынком пассажирских авиаперевозок важной задачей является комплексность применяемых антикризисных мер. Финансовая поддержка

со стороны Правительства РФ, безусловно, окажет положительное влияние на развитие рынка, но без структурной трансформации, положительный эффект может носить временный характер. Опыт авиакомпании «Победа» доказал востребованность сегмента бюджетных авиаперевозок на российском рынке. Опыт европейского рынка преодоления кризиса 2008-2009 гг. доказал эффективность развития сегмента бюджетных авиаперевозок в посткризисный период. Меры государственной поддержки региональных авианаправлений доказали свою эффективность и могут быть расширены новыми направлениями в 2021-2022 гг.

Заключение. В статье «A theory of air transport development» (англ. Теория развития воздушного транспорта) британского экономиста Томера Гудовича (Tomer Goodovich), опубликованной в 1996 году в журнале «Transportation Planning and Technology» (Транспортное планирование и технологии) [25] представлено заключение о 6 этапах развития рынка пассажирских авиаперевозок:

1 этап: образование авиакомпаний, строительство аэропортов;

2 этап: развитие маршрутной сети;

3 этап: становление внутренней и международной маршрутной сети;

4 этап: развитие центрального авиатранспортного узла;

5 этап: усиление роли и влияния центрального авиатранспортного узла;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 этап: децентрализация, смещение пассажиропотока в региональные аэропорты.

Европейский рынок пассажирских авиаперевозок преодолел 6-й этап эволюции рынка

пассажирских авиаперевозок (согласно классификации Томера Гудовича) и подтверждением тому является децентрализация национальных транспортных узлов и увеличение пассажиропотока региональных аэропортов за счет развития направления бюджетных авиаперевозок. Расширение сегмента бюджетных авиаперевозок в сочетании с расширением программы субсидирования региональных авиамаршрутов может стать эффективными инструментами вывода российского рынка из кризисного состояния.

Примером тенденции децентрализации может послужить анализ пассажиропотока аэропорта Ярославля в 2020 году (Таблица-2).

Таблица 2. Аэропорт города Ярославля, тыс. пасс. [26]

месяц / год 2019 [1] 2020 [2] %, 2020 / 2019

Январь 1 836 3 638 + 98,15

Февраль 1 770 3 444 + 94,58

Март 1 828 3 517 + 92,4

Апрель 1 555 609 - 60,84

Май 1 930 83 - 95,7

Июнь 4 178 2 029 - 51,44

Июль 5 215 7 882 + 51,14

Август 5 704 10 127 + 77,56

Сентябрь 5 164 10 998 + 112,97

Октябрь 3 881 н.д. н.д.

Ноябрь 2 966 н.д. н.д.

Декабрь 3 043 н.д. н.д.

ИТОГО 39 079 н.д. н.д.

Согласно статистическим данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) в июле 2020 года пассажиропоток аэропорта г. Ярославль имел рост 51,14% к показателям июля 2019 года. Рекордный рост наблюдался и в сентябре 2020 года: услугами аэропорта воспользовались 10998

пассажиров (+ 112,97% к показателям сентября 2019 года). Если в январе 2019 года услугами аэропорта воспользовались всего 1 836 пассажиров, то за полтора года месячный пассажиропоток был увеличен более чем в 5 раз. Российская бюджетная авиакомпания «Победа» выполняет регулярный рейс по маршруту г. Ярославль - г. Санкт-Петербург (Пулково).

Пример двух региональных аэропортов ЦФО (г. Калуга, г. Ярославль) являются подтверждением того, что развитие направлений бюджетных авиаперевозок, а также увеличение количества субсидируемых региональных авиамаршрутов являются эффективными инструментами развития национального рынка. На основании развития конкуренции в сегменте бюджетных авиаперевозок, расширения внутренней маршрутной сети, увеличения количества субсидируемых направлений, рынок авиаперевозок может продемонстрировать высокие темпы посткризисного восстановления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданская авиация. [Электронный ресурс] URL:http://tank.uw.ru/articles/other/aviation/ (дата обращения: 04.12.2020).

2. Рублев В.В. Анализ влияния бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажирских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности // // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2020. - № 11. - С. 69. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

3. Достижения. Награды и премии Аэрофлота. «Аэрофлот» - официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/progress (дата обращения: 04.12.2020).

4. Рублев В.В. Региональная маршрутная сеть как основа концепции бюджетной авиакомпании: европейский опыт и российская практика // Современная экономика: проблемы и решения - г. Воронеж. 2020, №10 (130) (октябрь) - с. 150-168.

5. IATA: 157 milliards de dollars et 60% des passagers perdus en 2020» (фр. IATA: 157 млрд. долларов и 60% пассажиров потеряно в 2020 году) [Электронный ресурс] URL:http://anacgabon.org/iata-157-milliards-de-dollars-et-60-des-passagers-perdus-en-2020.html (дата обращения: 04.12.2020).

6. Савельев Д. А. Анализ российского рынка пассажирских авиаперевозок // ТДР. 2010. №2. с.27-

30.

7. Седаш Т.Н. Влияние мирового финансового кризиса на инвестиционную привлекательность компаний-авиаперевозчиков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. №13. с.54-59

8. Соболь Л.С. К вопросу развития гражданской авиации в России // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. №4(190). с.72-79.

9. Егорова Т.П., Березовская Е.Ю. О проблемах малой авиации в Якутии // Наука и техника в Якутии. 2010. №2 (19). С.46-51.

10. UK air passenger numbers slump as recession bites (англ. Количество пассажиров в Великобритании резко упало из-за рецессии). [Электронный ресурс] URL:https://www.theguardian. com/business/2009/jun/16/uk-air-passenger-numbers-decrease-recession (дата обращения: 04.12.2020).

11. L'IMPACT DE LA CRISE ÉCONOMIQUE SUR LE SECTEUR EUROPÉEN DU TRANSPORT AÉRIEN» (фр. Влияние экономического кризиса на европейский сектор воздушного транспорта). [Электронный ресурс] URL:https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/note/join/2009/431570/ IPOL-TRAN_NT(2009)431570_FR.pdf (дата обращения: 04.12.2020).

12. Климова Т.Б. Динамика развития авиаотрасли: тренды и пандемийные вызовы // Экономика. Информатика. 2020. №3. С.512-521.

13. Правительство Российской Федерации. Новости. Правительство выделило 23,4 млрд. руб. на поддержку российских авиаокмпаний [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/39681/ (дата обращения: 05.12.2020).

14. Transporte Aéreo Mercado 2020 Por Estadísticas Regionales Y Pronóstico De Crecimiento Hasta 2030 (исп. Региональная статистика рынка авиаперевозок 2020 года. Прогноз роста до 2030 года) [Электронный ресурс] URL:https://www.torretriangular.com/global-transporte-aereo-mercado-market-us-08thoct2020/ (дата обращения: 05.12.2020).

15. Number of passengers carried by air in the European Union (EU-28) from 2008 to 2019, (англ. Статистика европейского рынка пассажирсикх авиаперевозок с 2008 по 2019 гг.) [Электронный ресурс] URL:https://www.statista.com/statistics/1118397/air-passenger-transport-european-union/ (дата обращения: 05.12.2020).

16. Численность населения Европы. [Электронный ресурс] URL: https://countrymeters.info/ru/ Europe (дата обращения: 05.12.2020).

17. Перевозки пассажиров в России - итоги 2019 года. AVIASTAT [Электронный ресурс] URL:https://www.aviastat.ru/statistics/12-perevozki-passazhirov-v-rossii-itogi-2019-goda (дата обращения: 05.12.2020).

18. Авиакомпания «Победа». О компании. [Электронный ресурс] URL:https://www.pobeda.aero/ about/company/ (дата обращения: 05.12.2020).

19. Рублев В.В. Анализ эффективности мер государственной поддержки региональных пассажирских авиаперевозок в Российской Федерации // Современная экономика: проблемы и решения - г. Воронеж. 2020, №7 (127) (июль) - с. 161-177.

20. Российские расстояния спасают отечественных авиаторов. ВЗГЛЯД: деловая газета. [Электронный ресурс] URL:https://vz.ru/economy/2020/11/23/1071805.html (дата обращения: 05.12.2020).

21. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Итоги деятельности за 2019 год. [Электронный ресурс] URL:https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/ (дата обращения: 05.12.2020).

22. Рублев В.В. Перспективы развития рынка бюджетных авиаперевозок в Республике Казахстан // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика - г. Астрахань. 2020, №2 (июнь) - с. 73.

23. Buta Airways. Официальный сайт авиакомпании. [Электронный ресурс] URL:https://www. butaairways.az/ru/ (дата обращения: 05.12.2020).

24. PR технологии формирования и поддержания имиджа бюджетного авиаперевозчика в России [Электронный ресурс] URL:https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/14310/1/PR-texnologii_ formirovaniya_i_podderzhaniya_imidzha_byudzhetnogo_aviaperevozchika_v_Rossii.pdf (дата обращения: 05.12.2020).

25. Tomer Goodovich. «A theory of air transport development» (англ. Теория развития воздушного транспорта) [Электронный ресурс] URL:https://www.tandfonline.com/doi/ abs/10.1080/03081069608717576 (дата обращения: 05.12.2020).

26. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Объемы перевозок через аэропорты России. [Электронный ресурс] URL:https://favt.gov.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-osnovnie-proizvodstvennie-pokazateli-aeroportov-obyom-perevoz/ (дата обращения: 05.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.