Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна, Олешко Татьяна Ивановна

Постановка проблемы. Необходимость успешного выполнения целевых показателей национального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» актуализирует широкие междисциплинарные исследования международной академической мобильности как фактора укрепления российского влияния в мире. Анализ статистических данных, представленных в научной литературе результатов исследований подтверждает наличие в университетах ряда проблем образовательного и управленческого характера, сдерживающих приток студентов из зарубежных стран в российские вузы. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академической мобильности. Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступает системный подход, позволяющий рассматривать международную академическую мобильность как сложный многоаспектный феномен, обладающий внутренней целостностью. Опора на поликонтекстный подход обеспечивает учет системы факторов, влияющих на развитие в вузах международной академической мобильности. Результаты исследования. Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов заключаются в обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академической мобильности, включающей концептуально-стратегический, административно-управленческий, научно-методический и психолого-консультативный модули. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования в вузовской практике для анализа имеющегося опыта и планирования новых направлений развития в вузе международной академической мобильности. Заключение. Разработка целостной программы развития международной академической мобильности позволит вузам перейти от разрозненных мероприятий к реализации научно обоснованной стратегии укрепления лидерских позиций на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдакимова Ольга Викторовна, Олешко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE MODULAR STRUCTURE OF THE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY AT A UNIVERSITY

Statement of the problem. The need to successfully fulfill the targets of the national project entitled “Development of the export potential of the Russian education system” emphasizes the importance of broad interdisciplinary studies of international academic mobility as a factor of strengthening Russian influence in the world. The analysis of statistical data presented in the scientific literature of the research results confirms the presence of a number of educational and managerial problems at universities that restrain the influx of students from foreign countries to Russian universities. The purpose of the article is to theoretically substantiate the modular structure of the international academic mobility development program at a university. Methodology (materials and methods). The methodological basis of the research is a systematic approach that allows us to consider international academic mobility as a complex multidimensional phenomenon with internal integrity. The reliance on a multi-context approach ensures that the system of factors affecting the development of international academic mobility in universities is taken into account. Research results. The scientific novelty and theoretical significance of the results obtained lies in the substantiation of the modular structure of the program for the development of international academic mobility at a university, including conceptual-strategic, administrative-managerial, scientific-methodological and psychological-advisory modules. The practical significance of the results obtained is determined by the possibility of their use in university practice for analyzing existing experience and planning new directions for development of international academic mobility at a university. Conclusion. The development of a comprehensive program for the development of international academic mobility will allow universities to move from isolated events to the implementation of a scientifically based strategy for strengthening leadership positions in the international arena.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-285

УДК 378.1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О.В. Алдакимова (Россия, Армавир) Т.И. Олешко (Россия, Армавир)

Аннотация

Постановка проблемы. Необходимость успешного выполнения целевых показателей национального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» актуализирует широкие междисциплинарные исследования международной академической мобильности как фактора укрепления российского влияния в мире. Анализ статистических данных, представленных в научной литературе результатов исследований подтверждает наличие в университетах ряда проблем образовательного и управленческого характера, сдерживающих приток студентов из зарубежных стран в российские вузы. ^ Цель статьи заключается в теоретическом обосновании модульной структуры программы развития в вузе ^ международной академической мобильности.

Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования выступает систем- Н ный подход, позволяющий рассматривать международную академическую мобильность как сложный много- <J аспектный феномен, обладающий внутренней целостностью. Опора на поликонтекстный подход обеспечи- И вает учет системы факторов, влияющих на развитие в вузах международной академической мобильности.

Результаты исследования. Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов О g заключаются в обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академиче- О ^ ской мобильности, включающей концептуально-стратегический, административно-управленческий, научно- щ W

методический и психолого-консультативный модули. Практическая значимость полученных результатов опре- Й К

С U

деляется возможностью их использования в вузовской практике для анализа имеющегося опыта и планиро- ^ р^ вания новых направлений развития в вузе международной академической мобильности. ^ И

Заключение. Разработка целостной программы развития международной академической мобильности kt § позволит вузам перейти от разрозненных мероприятий к реализации научно обоснованной стратегии укре- и ^ пления лидерских позиций на международной арене. 2 2

Ключевые слова: экспортный потенциал высшего образования, международная академическая мо- О § бильность, модульная программа развития международной академической мобильности. О У

о F

- л К

^ N

Алдакимова Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной, специальной Q g педагогики и психологии, Армавирский государственный педагогический университет; ORCID: https://orcid. о org/0000-0002-9218-901X; e-mail: Aldakimova.olga@mail.ru w

Олешко Татьяна Ивановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии, Армавирский государственный университет; ORCID: https://orcid.org / 0000-0002-26771095; e-mail: oleshko_69@mail.ru

И С

S

к

Постановка проблемы. Современные народного гуманитарного сотрудничества, межтрансформации российского образова- дународной академической мобильности, вхо-ния в условиях социально-политических, дящих в новый кластер научно-образовательных ^Н экономических и социокультурных изменений проблем [Бермус, 2020, с. 15]. актуализируют проблему комплексного иссле- Проблема развития международной акаде-дования основных направлений и форм между- мической мобильности приобретает особое зна-

и

w

PQ

чение в контексте целевых ориентиров приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»1, предполагающего:

- повышение узнаваемости бренда российского образования;

- усиление конкурентных преимуществ российских вузов в мире;

- наращивание несырьевого экспорта.

По экспертным оценкам, третья часть мирового рынка образования принадлежит США, где количество иностранных студентов более 18 % от всего студенческого состава. В России доля иностранных студентов составляет только 6 % от общего числа всех российских студентов [Комлева, 2020, с. 4].

В научной литературе представлен достаточно детальный анализ сдерживающих развитие в российских вузах международной академической мобильности барьеров, среди которых выделяются: языковые барьеры (как у иностранных студентов и специалистов, так и у представителей российской стороны), адаптационные (ценностные и морально-этические различия, несовпадающие культурные нормы, традиции, модели поведения), организационно-правовые (чрезмерная бюрократизация российских миграционных норм, ограниченные возможности трудоустройства иностранных студентов, прохождения практик и стажировок), жилищно-бытовые проблемы (уровень оснащенности студенческих кампусов, спортивно-досуговая инфраструктура вузов) [Арефьев и др., 2019, с. 391].

Таким образом, можно констатировать объективную необходимость в научном обосновании системы организационно-педагогических мер по активизации системного развития международной академической мобильности в российских университетах.

1 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала Российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/ selection/653/28013/ (дата обращения: 07.09.2021).

Цель статьи заключается в теоретическом обосновании модульной структуры программы развития в вузе международной академической мобильности.

Обзор научной литературы по проблеме. Большинство экспертов согласны с тем, что успешная интеграция российского образования в мировое образовательное пространство, укрепление конкурентных преимуществ российских вузов предполагают системное развитие международной академической мобильности. Активный исследовательский интерес к данному феномену порождает и многообразие его трактовок в научной литературе. В нашей работе мы опираемся на понимание «...академической мобильности как совокупности установок и готовности к перемещению <...> с целью получения образования, повышения квалификации и научно-образовательной деятельности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава в системе образования и науки» [Рязанцев и др., 2019, с. 420].

Как правило, при изучении международной академической мобильности рассматриваются входящая мобильность (обучение и работа в российских вузах иностранных граждан) и исходящая мобильность (обучение и работа российских граждан в зарубежных странах).

В научной литературе рассмотрена роль международной академической мобильности в создании глобального научно-образовательного пространства, развитии международного сотрудничества в гуманитарной сфере, повышении конкурентоспособности национальных образовательных систем [Годенко и др., 2021; Кро-ливецкая, 2018; Сероштан, Кетова, 2020].

М.Б. Понявина, П.С. Селезнев рассматривают активное привлечение иностранных студентов в вузы Российской Федерации в контексте государственной образовательной политики в современных условиях[Понявина,Селезнев, 2020, с. 107]. Они отмечают, что такая политика способствует узнаваемости российского образования в мире, повышению престижа страны в зарубежных странах.

В.В. Комлева с учетом разработанных Организацией экономического сотрудничества и раз-

вития подходов, проводит сравнительный анализ различных целей, преследуемых государствами при разработке и реализации международных образовательных программ [Комлева, 2020, с. 13]. Это могут быть экономические цели (получение вузами дополнительных доходов, развитие рынка труда); научно-образовательные цели (повышение качества, доступности и разнообразия образовательных программ, развитие инновационной деятельности в стране, обмен новыми знаниями и современными технологиями, реализация совместных программ); политико-идеологические цели (использование образования как фактора внешней политики, обеспечения национальной безопасности и усиления российского влияния в мире); социокультурные цели (уважение культурного и этнического разнообразия, поддержка и продвижение русского языка и российской культуры, развитие межкультурного диалога).

В контексте нашего исследования заслуживает особого внимания акцент В.В. Комлевой на поиске баланса между необходимостью получения дополнительного дохода и усилением геополитического влияния России, продвижением русского языка и российской культуры в зарубежных странах.

Следует отметить рост интереса к анализу функций международной академической мобильности в реализации политики «мягкой силы» как важного фактора укрепления геополитического влияния России в мире в условиях нарастающей глобальной нестабильности [Антонова, Сущенко, 2020; Аржанова и др., 2019; Ков-ба, Грибовод, 2019; Ы J., 2018].

В работе И.А. Корягиной, Г.В. Королева академическая мобильность также рассматривается не только и не столько как часть экспортной и внешнеторговой деятельности, но как часть дипломатических и межкультурных контактов между государствами [Корягина, Королев, 2019, с. 170].

Особое внимание политической социализации иностранных студентов уделено в работе П.Б. Салина. Он считает основной задачей вузов в работе с иностранными студентами не продажу образовательных услуг, а вовлечение их в

российскую «культурно-мировоззренческую» орбиту [Салин, 2020, с. 15]. С его точки зрения, именно политическая социализация иностранных студентов российских вузов позволит формировать у них положительное отношение к нашей стране, причем и после окончания вуза.

Активный исследовательский интерес вызывают проблемы вузовского менеджмента и лидерства, разработки и реализации целостной стратегии по активному привлечению в российские вузы студентов, преподавателей и исследователей из зарубежных стран [Антонова, Сущен-ко, 2020, с. 51]. Анализ факторов конкурентоспособности российских вузов в зарубежных странах позволил экспертам сформулировать вывод о решающем влиянии системы управления в университете, институциональных свобод в управлении на повышение международной конкурентоспособности и широкое привлечение иностранных студентов [Ендовицкий, Коротких, Воронова, 2020].

Похожие результаты были получены и в исследовании А.В. Меликян, которая убедительно доказала, что на увеличение количества иностранных студентов российских вузов большее влияние оказывает качество человеческих ресурсов, нежели материальных [Меликян, 2018, с. 146].

С точки зрения С.М. Кроливецкой, проблемы международной академической мобильности должны входить в миссии университетов, в их общую стратегию развития, что позволит обеспечить глубокое взаимодействие управленческих структур и академических подразделений в системной работе с иностранными студентами. Кроме того, она обратила внимание на важность не увеличения количества реализуемых в вузах международных программ, а на улучшение их качества, которое может выступить фактором конкурентоспособности российского образования в мире [Кроливецкая, 2018, с. 77].

Учет многоуровневости, многофакторности и необходимости стратегического подхода к развитию международной академической мобильности позволил представить характеристики организационно-педагогических условий развития международной академической мобильно-

< И

я

а

с

и'

к

м н

и ^

д и 8

0

1

к

м рр

н и

Ни

с и

о

[-4

0

ё

и

РМ

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

К

н и

И

сти на глобальном, национальном, региональном, институциональном и индивидуально-личностном уровнях [Алдакимова, 2020, с. 84].

Методология (материалы и методы). Данное исследование выполнено на основе метода сравнительного анализа результатов научных исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме международной академической мобильности. Методы обобщения и систематизации статистических данных, аналитических материалов позволили выявить политико-правовой, экономический, демографический, социологический, социально-психологический и педагогический контексты развития международной академической мобильности и разработать модульную структуру программы развития в вузе международной академической мобильности.

Результаты исследования. Статистический анализ деятельности 535 вузов из 80 субъектов Российской Федерации показал, что количество иностранных студентов за последние 5 лет увеличилось в 1,5 раза, причем самый большой прирост - 33,3 % - приходится на федеральные университеты [Меликян, 2021].

По количеству иностранных студентов Россия занимает 6-е место в мире. В 2019 г. в российских вузах обучалось 334 497 студентов из зарубежных стран, в 2020 г. - 353 331 иностранный студент [Рябинина, 2021; Project Atlas infographies, 2020].

В табл. 1 указана динамика количества иностранных студентов в российских вузах в 2019 и 2020 гг. (тыс. чел.).

На рис. табличные данные представлены в виде диаграммы.

Таблица 1 Table 1

Количество иностранных студентов в российских вузах (топ-10 стран) Number of foreign students in Russian universities (top 10 countries)

№ Государства мира Количество студентов в российских вузах

2019 г. 2020 г.

1 Азербайджан 11,521 10,374

2 Белоруссия 12,050 11,040

3 Индия 13,193 15,151

4 Казахстан 70,699 67,831

5 Китай 29,950 37,515

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Кыргызстан 8,178 8,123

7 Таджикистан 19,897 20,752

8 Туркменистан 26,853 35,261

9 Узбекистан 26,628 28,833

10 Украина 21,141 18,803

Рис. Количество иностранных студентов в российских вузах в 2019-2020 гг. (топ-10 стран) Fig. The number of foreign students in Russian universities in 2019-2020 (top 10 countries)

Анализ табл. 1 и рис. 1 показывает, что наибольшее количество иностранных студентов в два последние года приехало из Казахстана и Китая. По сравнению с 2019 г. количество казахских студентов в российских вузах в 2020 г. уменьшилось, в то время как количество китайских студентов возросло. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. в российских вузах увеличилось также количество студентов из Индии, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана. В то же время за этот период в российских вузах уменьшилось количество студентов из Белоруссии, Азербайджана, Украины.

Анализируя имеющиеся в научной литературе данные, следует отметить, что учет только количественных показателей не позволяет в должной мере акцентировать внимание

на комплексном подходе к изучению проблем международного научно-образовательного сотрудничества с учетом реализации национальных интересов Российской Федерации в мире.

Следует отметить, что в силу своей много-аспектности международная академическая мобильность исследуется представителями различных областей научного знания, что позволяет рассматривать ее в широком междисциплинарном контексте. Проведенный нами анализ научной литературы позволил на основе поликонтекстного подхода выявить основные концептуальные идеи, теории в изучении международной академической мобильности и представить полученные результаты в обобщенном виде в табл. 2.

Таблица 2

Поликонтекстный подход к изучению международной академической мобильности

Table 2

A multi-context approach to the study of international academic mobility

Контекст изучения международной академической мобильности Основные концептуальные идеи, теории, закономерности

Политико-правовой Международная академическая мобильность как фактор «мягкой силы», политической социализации, усиления российского геополитического влияния [Антонова, Сущенко, 2020; Аржанова, Дыдзинская, Мусина, Селезнев, 2019; Ковба, Грибовод, 2019; Салин, 2020; DeMartino, 2020; Li J., 2018; и др.]

Экономический Международная академическая мобильность как фактор развития несырьевого экспорта, развития экспортного потенциала образования, развития человеческого капитала, укрепления конкурентоспособности образования на международной арене [Ендовицкий, Коротких, Воронова, 2020; Комлева, 2020; Кроливецкая, 2018; Рязанцев и др., 2021; Сероштан, Кетова, 2020; и др.]

Демографический Взаимосвязь международной академической мобильности и образовательной / учебной миграции [Суворова, Бронников, 2019; Афанасьева, Ушаков, 2019; Рязанцев и др., 2019; и др.]

Социологический Международная академическая мобильность как разновидность социальной мобильности, фактор стимулирования новых видов занятости, карьерных стратегий [Годенко и др., 2021; Юревич, Малахов, 2019; и др.]

Социально-психологический Международная академическая мобильность в контексте теории аккультурации и социокультурной адаптации иностранных граждан, инструмент развития межкультурного опыта преподавателей и студентов [Береговая, Лопатина, Отургашева, 2020; Романовская, Ильина, 2019; Gebregergis et al., 2020; De Wit, 2019; и др.]

Педагогический Международная академическая мобильность как форма интернационализации образования, фактор развития новых компетенций и ресурсов вуза, интеграции академической мобильности в общую стратегию вуза [Антонова, Высоцкая, 2019; Иманкулова, Мошляк, 2019; Пимонова, Фомина, 2019; Меликян, 2018; и др.)

<

PQ £ a

4

a

PQ

о t

s 6

5 ш S E я 8

PQ S-S

О ^

О о

Ъ 8

§ 0

n ^ gg

H

« w « с

s к

H

и

Ш

PQ

[ 9 ]

Реализация поликонтекстного подхода к анализу международной академической мобильности позволяет заключить, что российским вузам предстоит перейти от отдельных мероприятий по поддержке и стимулированию международных образовательных проектов и программ к разработке и реализации целостных программ развития международной академической мобильности с учетом междисциплинарного харак-

тера данного научно-практического феномена. С нашей точки зрения, в такие программы следует включать несколько взаимосвязанных модулей, обеспечивающих учет совокупности взаимосвязанных факторов, влияющих на процессы, результат и эффекты развития международной академической мобильности. Рассмотрим задачи, содержание и формы деятельности в рамках каждого модуля, представленные в табл. 3.

Наименование модуля Задачи и содержание деятельности Формы деятельности

1 2 3

Концептуально- стратегический модуль - Включение вопросов развития международной академической мобильности в стратегические документы вуза; - понимание роли международной академической мобильности как фактора усиления российского влияния в мире; - обоснование оптимальных способов политической социализации иностранных студентов как потенциальных проводников российских интересов в зарубежных странах; - разработка в университете концепции развития международной академической мобильности с учетом результатов международных научных исследований; - разработка и реализация новых подходов к популяризации среди иностранных студентов традиционных духовно-нравственных российских ценностей; - научное обоснование инновационных подходов к формированию интереса иностранных студентов к изучению русского языка, российской культуры и истории; - теоретико-методологическое обоснование развития организационной культуры вуза на основе принципов открытости, доверия и культурного многообразия, межэтнического согласия и взаимопонимания Стратегические сессии, мозговой штурм, кейс-стади

Административно- управленческий модуль - Проблемно-ориентированный анализ опыта вуза по развитию международной академической мобильности; - осознание роли международной академической мобильности в усилении конкурентных преимуществ вуза на международной арене; - трансформация системы управления международными научно-образовательными проектами как фактора развития экспортного потенциала вуза; - разработка системы поиска новых зарубежных партнеров для реализации сетевых научно-образовательных проектов и программ; - апробация новых форм взаимодействия с региональными вузами по усилению конкурентных преимуществ региональной системы образования с учетом международных требований; - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, административного персонала в области международного маркетинга образовательных услуг; - разработка системы стимулирования исходящей академической мобильности для сотрудников университета Аналитические сессии, кейс-стади, дискуссионные панели

Таблица 3

Модули программы развития международной академической мобильности в университете

Table 3

Modules of the program for the development of international academic mobility at the University

Окончание табл. 3

1

2

3

Научно-методический модуль

- Изучение и научное осмысление зарубежного опыта международной академической мобильности и его адаптация к российским условиям;

- разработка адаптированных методических пособий для иностранных студентов;

- обобщение и тиражирование лучших российских образовательных и управленческих практик по развитию международной академической мобильности;

- разработка методических условий демонстрации преимуществ фундаментальности российского образования, знакомства иностранных студентов с традициями российских научных школ;

- методическое обеспечение программ повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников по участию в международных научно-образовательных проектах_

Методические семинары и конференции, практикумы, кейс-стади

Психолого-

консультативный

модуль

- Разработка и реализация комплексных адаптационных программ для иностранных студентов;

- развитие межкультурных компетенций всех субъектов образовательного процесса;

- организация групповых и индивидуальных консультаций для иностранных студентов и специалистов;

- психологическое сопровождение программ развития международной академической мобильности_

Тренинги межкультурной коммуникации, практикумы, кейс-стади

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

ES

W H

S

и ^

д и s

С нашей точки зрения, разработка и реализация университетских программ развития международной академической мобильности обеспечивает:

- системное понимание международной академической мобильности как сложного многомерного феномена в теории и практике межгосударственного гуманитарного сотрудничества;

- укрепление лидерских позиций университета на международном рынке образовательных услуг;

- активную интеграцию вуза в мировое образовательное пространство с учетом обеспечения национальных интересов;

- консолидацию имеющихся в вузе ресурсов повышения качества образования с учетом международных требований и достижений российской науки и образования;

- координацию деятельности всех структурных подразделений университета в активизации международного научно-образовательного сотрудничества как фактора усиления конкурентных преимуществ российского образования в мире.

Заключение. Обобщение полученных в ходе исследования результатов позволяет

сформулировать следующие основные выводы.

1. Развитие международной академической мобильности выступает важнейшим механизмом успешной реализации проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

2. Поликонтекстный подход позволяет рассматривать международную академическую мобильность как сложный научно-практический феномен в широком социокультурном и геостратегическом пространстве.

3. Системное развитие в вузе международного научно-образовательного сотрудничества возможно на основе разработки и реализации университетских программ развития международной академической мобильности, включающих концептуально-стратегический, администр-ративно-управленческий, научно-методический и психолого-консультативный модули.

4. Направления дальнейших исследований включают научное обоснование структуры мониторинга развития международной академической мобильности в вузе на основе целостной системы показателей и индикаторов.

0

1

К

W PQ H

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

Библиографический список

1. Алдакимова О.В. Организационно-педагогические условия развития международной академической мобильности // Известия ВГПУ. 2020. № 8 (151). С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44130757 (дата обращения: 07.09.2021).

2. Антонова Н.Л., Высоцкая Я.С. Краткосрочная международная академическая мобильность: как фактор интернационализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (4). С. 80-90. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.030

3. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31-58. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58

4. Арефьев А.А., Арефьев П.А., Дмитриев Н.М. Стратегия России в экспорте образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник / отв. ред. А.Л. Арефьев. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2019. Вып. 4. С. 388-410. DOI: 10.19181/ obrnaukru.2019.12

5. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8-9. С. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

6. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 1. С. 156-165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165

7. Бермус А.Г. К проблеме программирования научных исследований непрерывного образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 1 (29). С. 1-18. DOI: 10.15393/ j5.art.2020.5345

8. Годенко А.Е., Бойко Г.В., Гаджиев Р.Б., Филимонова Н.Ю. Студенческая мобильность как форма интернационализации образования: системный подход к организации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 129-138. DOI: 10.31992/0869- 3617-2021-30-7-129-138

9. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 2. С. 9-26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26

10. Иманкулова Н.Б., Мошляк Г.А. Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН) // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 3. С. 499-508. DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508

11. Ковба Е.Г., Грибовод Д.М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9-31. URL: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2019-10-9-31

12. Комлева В.В. Экспортный потенциал российского высшего образования // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 5 (143). С. 9-21. DOI: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43977581 (дата обращения: 06.09.2021).

13. Корягина И.А., Королев Г.В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт // Вопросы управления. 2019. № 2 (38). С. 170-181. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-181

14. Кроливецкая С.М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации// Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73-78. DOI: https://doi. org/10.22394/1726-1139-2018-12-73-78

15. Меликян А.В. Внутренние факторы результативности экспорта образования в российских вузах // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 146-179. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-146-179

16. Меликян А.В. Статистический анализ динамики показателей деятельности российских вузов // Вопросы статистики. 2021. Т. 28, № 1. С. 38-49. DOI: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49

17. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Международная студенческая мобильность как элемент интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (4). С. 91-103. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.031

18. Понявина М.Б., Селезнев П.С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (1). С. 104-108. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108

19. Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2019. № 2 (29). С. 62-68. URL: http://journal-ppp.ulspu.ru/wp-content/ uploads/2019/07/2_28_23.pdf (дата обращения: 07.09.2021).

20. Рябинина А.М. Экспорт образовательных услуг на мировом рынке образования // Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2021. № 85. С. 236-261. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-85-236-261. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/eksport-obrazo-vatelnyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya (дата обращения: 07.09.2021).

21. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатов В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. 2019. Т. 15, вып. 2. С. 420-435. DOI: 10.17059/2019-2-9

22. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Очирова Г.Н., Плетнева Ю.Э. Государственные стипендиальные

и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капита- <;

PQ

ла: российский и зарубежный опыт // LogosetPraxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 65-77. DOI: 10.15688/ и

Я

lp.jvolsu.2021.1.8 Ч

23. Салин П.Б. Ключевые проблемы политической социализации обучающихся в РФ иностранных о студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 4 (46). ^ С. 14-18. URL: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-14-18

24. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, трен- О к

о ^

ды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в § н России. 2020. Т. 29, № 2. С. 27-40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40 щ g

PQ rs

25. Суворова В.А., Бронников И.А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой н р; силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 7 (4). С. 131-139. DOI: 10.26425/2309-3633- 53 § 2019-4-131-139

О ^

26. Юревич М.А., Малахов В.А. Социологические исследования международной академической мо- о О

1-4 ^

бильности // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 103-117. DOI: 10.19181/ о §

smtp.2019.1.2.6 Q ^

27. De Martino M. Promotion of political values through international programs of academic mobility // рц К RUDN Journal of Political Science. 2020. Is. 22 (2). P. 312-319. DOI: https://doi.org/10.22363/2313- § О 1438-2020-22-2-312-319

28. De Wit H. Internationalization in higher education: A critical review // SFU Educational Review. 2019. д

Is. 12 (3). P. 9-17. DOI: https://doi.org/10.21810/sfuer.v12i3.1036

29. Gebregergis W.T., Mehari D.T., Gebretinsae D.Y., Tesfamariam A.H. The predicting effects of self-efficacy, ^^ self-esteem and prior travel experience on sociocultural adaptation among international students // Journal of International Student. 2020. No. 10 (2). P. 339-357. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i2.616

30. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming edu- H"H cation. Singapore: Springer, 2018. 251 p. URL: https://www.springer.com/gp/book/9789811306402 ^H (дата обращения: 07.09.2021).

31. Project Atlas infographics 2020 // The Power of International Education. URL: https://www.iie.org/ Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Russia (дата обращения: 02.09.2021).

«

U

w

PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2021-57-3-285

THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE MODULAR STRUCTURE OF THE PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL ACADEMIC MOBILITY AT A UNIVERSITY

O.V. Aldakimova(Russia, Armavir) T. I. Oleshko (Russia, Armavir)

Abstract

Statement of the problem. The need to successfully fulfill the targets of the national project entitled "Development of the export potential of the Russian education system" emphasizes the importance of broad interdisciplinary studies of international academic mobility as a factor of strengthening Russian influence in the world. The analysis of statistical data presented in the scientific literature of the research results confirms the presence of a number of educational and managerial problems at universities that restrain the influx of students from foreign countries to Russian universities.

The purpose of the article is to theoretically substantiate the modular structure of the international academic mobility development program at a university.

Methodology (materials and methods). The methodological basis of the research is a systematic approach that allows us to consider international academic mobility as a complex multidimensional phenomenon with internal integrity. The reliance on a multi-context approach ensures that the system of factors affecting the development of international academic mobility in universities is taken into account.

Research results. The scientific novelty and theoretical significance of the results obtained lies in the substantiation of the modular structure of the program for the development of international academic mobility at a university, including conceptual-strategic, administrative-managerial, scientific-methodological and psychological-advisory modules. The practical significance of the results obtained is determined by the possibility of their use in university practice for analyzing existing experience and planning new directions for development of international academic mobility at a university.

Conclusion. The development of a comprehensive program for the development of international academic mobility will allow universities to move from isolated events to the implementation of a scientifically based strategy for strengthening leadership positions in the international arena.

Keywords: export potential of higher education, international academic mobility, modular program for the development of international academic mobility.

Aldakimova Olga V. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Social and Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University (Krasnodarsky krai, Armavir, Russia); ORCID: 0000-0002-9218-901X; e-mail: Aldakimova.olga@mail.ru

Oleshko Tatyana I. - PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Social and Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical University (Krasnodarsky krai, Armavir, Russia); ORCID: 0000-0002-2677-1095; e-mail: oleshko_69@mail.ru

References

1. Aldakimova O.V. Organizational and pedagogical conditions for the development of international academic mobility // Izvestiya VGPU (Bulletin of VSPU). 2020. No. 8 (151). P. 82-86. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=44130757 (access date: 07.09.2021).

2. Antonova N.L., Vysotskaya Ya.S. Short-term international academic mobility: as a factor of internationalization of higher education // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz (University Management: Practice and Analysis). 2019. No. 23 (4). P. 80-90. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.04.030

3. Antonova N.L., Sushchenko A.D. "Soft power" of higher education as a factor of world leadership // Obrazovanie i nauka (Education and Science). 2020. Vol. 22, No. 1. P. 31-58. DOI: https://doi. org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58

4. Arefyev A.A., Arefyev P.A., Dmitriev N.M. Russia's strategy in the export of education // Obrazovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya: Yezhegodnik (Education and Science in Russia: Status and Development Potential). 2019. No. 4. P. 388-410. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.12

5. Arzhanova I.V., Dydzinskaya D.V., Musina E.A., Seleznev P.S. Training of foreign citizens in supporting universities of the Russian Federation in the interests of using "soft power" // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2019. Vol. 28, No. 8-9. P. 9-20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

6. Beregovaya O.A., Lopatina S.S., Oturgasheva N.V. Tutor support as an instrument of socio-cultural adaptation of foreign students in a Russian university // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). Vol. 29, No. 1. P. 156-165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165

7. Bermus A.G. On the problem of programming scientific research of continuing education in the field approach // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek (Further Education: XXI century). 2020. No. 1 (29). P. 1-18. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5345

8. Godenko A.E., Boyko G.V., Gadzhiev R.B., Filimonova N.Yu. Student mobility as a form of internationalization of education: a systematic approach to the organization // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2021. Vol. 30, No. 7. P. 129-138. DOI: 10.31992/0869- 3617-2021-30-7-129-138

9. Endovitsky D.A., Korotkov V.V., Voronova M.V. Competitiveness of Russian universities in the global system of higher education: a quantitative analysis // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2020. Vol. 29, No. 2. P. 9-26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26

10. Imankulova N.B., Moshlyak G.A. International academic mobility of students in the context of in- pq ternationalization of higher education (experience of RUDN) // Vestnik RUDN. Ser.: Mezhdunarod- ^ nye otnosheniya (Bulletin of RUDN. Series: International Relations). 2019. Vol. 19, No. 3. P. 499-508. ^ DOI: 10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508

11. Kovba E.G., Gribovod D.M. International academic mobility through the prism of the theory of "soft G

PQ

power" // Obrazovanie i nauka (Education and Science). 2019. Vol. 21, No. 10. P. 9-31. DOI: https:// ^ doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-9-31

12. Komleva V.V. Export potential of Russian higher education // Etnosotsium i mezhnatsionalnaya kultura ^ w (Ethnosociety and Interethnic Culture). 2020. No. 5 (143). P. 9-21. URL: https://www.elibrary.ru/item. § G asp?id=43977581 (access date: 06.09.2021). U gj

PQ

13. Koryagina I.A., Korolev G.V. Academic mobility in a changing world: Russian experience // Voprosy uprav- ^ s leniya (Management Issues). 2019. No. 2 (38). P. 170-181. DOI: 10.22394/2304-3369-2019-2-170-181 > ®

14. Krolivetskaya S.M. Prospects for the development of the export potential of higher education in the 2 2 Russian Federation // Upravlencheskoe konsultirovanie (Management Consulting). 2018. No. 12. ^ ^ P. 73-78. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-73-78 § W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Melikyan A.V. Internal factors of the effectiveness of the export of education in Russian universities // ft Voprosy obrazovaniya (Educational Studies). 2018. No. 3. P. 146-179. DOI: 10.17323/1814-9545- g 2 2018-3-146-179

ft m

16. Melikyan A.V. Statistical analysis of the dynamics of performance indicators of Russian univer- ^ G sities // Voprosy statistiki (Questions of Statistics). 2021. Vol. 28, No 1. P. 38-49. DOI: https://doi. org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-38-49

17. Pimonova S.A., Fomina E.M. International student mobility as an element of internationalization of education // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz (University Management: Practice and Analysis). 2019. No. 23 (4). P. 91-103. DOI: 10.15826/umpa.2019.04.031

18. Ponyavina M.B., Seleznev P.S. Increasing the number of foreign students in Russian universities as ^H an element of state policy in the field of education // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta (Humanities. Bulletin of the Financial University). 2020. No. 10 (1). P. 104-108. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108

« S

к

и

w

PQ

19. Romanovskaya O.E., Ilina D.M. Socio-cultural adaptation of foreign students in a Russian university in the context of academic mobility // Povolzhskiy pedagogicheskiy poisk (nauchny zhurnal) (Volga Pedagogical Search (scientific journal). 2019. No. 2 (29). P. 62-68. URL: http://journal-ppp.ulspu.ru/ wp-content/uploads/2019/07/2_28_23.pdf (access date: 07.09.2021).

20. Ryabinina A.M. Export of educational services on the world education market // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronny vestnik (State Administration. Electronic Bulletin (Electronic journal). 2021. No. 85. P. 236-261. DOI: 10.24412/207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport-obrazovatel-nyh-uslug-na-mirovom-rynke-obrazovaniya (access date: 07.09.2021).

21. Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Skorobogatov V.l., Bezverbny V.A. International academic mobility in Russia. Trends, types, state incentives // Ekonomika regiona (Region Economy). 2019. Vol. 15, is. 2. P. 420-435. DOI: 10.17059/2019-2-9

22. Ryazantsev S.V., Rostovskaya T.K., Ochirova G.N., Pletneva Yu.E. State scholarship and grant programs for studying abroad as a factor of human capital development: Russian and foreign experience // Logos et Praxis. 2021. Vol. 20, No. 1. P. 65-77. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.8

23. Salin P.B. Key problems of political socialization of foreign students studying in the Russian Federation // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta (Humanities. Bulletin of the Financial University). 2020. Vol. 10, No. 4 (46). P. 14-18. URL: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-14-18

24. Seroshtan M.V., Ketova N.P. Modern Russian universities: positioning, development trends, opportunities for increasing competitive advantages // Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia). 2020. Vol. 29, No. 2. P. 27-40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

25. Suvorova V.A., Bronnikov I.A. International educational migration as a "soft power resource" in the era of globalization // Upravlenie (Management). 2019. No 7 (4). P. 131-139. DOI: 10.26425/2309-36332019-4-131-139

26. Yurevich M.A., Malakhov V.A. Sociological research of international academic mobility // Upravlenie naukoy: teoria i praktika. 2019. Vol. 1, No. 2. P. 103-117. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.6

27. De Martino M. Promotion of political values through international programs of academic mobility // RUDN Journal of Political Science. 2020. Is. 22 (2). P. 312-319. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-312-319

28. De Wit H. Internationalization in higher education: A critical review // SFU Educational Review. 2019. Is. 12 (3). P. 9-17. DOI: https://doi.org/10.21810/sfuer.v12i3.1036

29. Gebregergis W.T., Mehari D.T., Gebretinsae D.Y., Tesfamariam A.H. The predicting effects of self-efficacy, self-esteem and prior travel experience on sociocultural adaptation among international students // Journal of International Student. 2020. No. 10 (2). P. 339-357. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v10i2.616

30. Li J. Conceptualizing soft power of higher education, perspectives on rethinking and reforming education. Singapore: Springer, 2018. 251 p. URL: https://www.springer.com/gp/book/9789811306402 (access date: 07.09.2021).

31. Project Atlas infographics 2020 // The Power of International Education. URL: https://www.iie.org/ Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/Russia (access date: 02.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.