Научная статья на тему 'Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета'

Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
435
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / культура речи / речевой этикет / аспект социолингвистики / аспект стилистики / аспект порождения текста и особенности грамматики / аспект лингвострановедения и аспект невербальных средств коммуникации. / speech / speech culture / speech etiquette / aspect of Sociolinguistics / aspect of Stylistics / aspect of generating text and grammar features / aspect of linguistic and regional studies and aspect of non-verbal means of communication

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уракова Фатима Каплановна, Щербашина Инна Владимировна, Пханаева Саида Нурбиевна

Взаимодействия между членами человеческого общества, передача и общее информацией происходит через общение, в котором главную роль играет язык. В процессе речевого общения происходит отбор языковых средств, позволяющих в конкретной речевой ситуации при соблюдении этических норм общения достигнуть поставленных коммуникативных задач. Актуальность данной статьи обоснована возросшим интересом исследователей к проблеме речевого этикета и вниманием в современном обществе к вопросам общения. Цель статьи определить основные положения относящегося к проблеме речевого этикета. Методы исследования теоретический анализ, синтез и обобщения. В качестве результатов исследования 2 авторами представлены следующие положения: уточнено понятие «речевой этики»; определены параметры отбора форм речевого этикета для использования в конкретной речевой ситуации; прослежена взаимосвязь теории речевого этикета с аспектами социолингвистики, стилистики, порождения текстов и вербальных средств коммуникаций. Выводы: проблема речевого этикета является широкой и многообразной. Речевой этикет представляет собой совокупность правил и форм. Знание и понимание форм речевого этикета помогает достигать поставленной коммуникативной задаче. Как часть языкового существования речевой этикет может рассматриваться с точки зрения различных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Уракова Фатима Каплановна, Щербашина Инна Владимировна, Пханаева Саида Нурбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF THE GENERAL LINGUISTIC PROBLEM OF SPEECH ETIQUETTE

Interactions between members of human society, transmission and exchange of general information occur through communication, and here language plays the main role. In the process of verbal communication, the selection of language tools takes place, which allows to achieve the stated communicative tasks in a particular speech situation, subject to ethical standards of communication. The relevance of the article is justified by the increased interest of researchers in the problem of speech etiquette and attention to communication issues in modern society. The purpose of the article is to determine the main provisions related to the problem of speech etiquette. The research methods are theoretical analysis, synthesis and generalization. The authors have presented the following results: the concept of “speech ethics” has been clarified; the parameters for the selection of forms of speech etiquette for use in a specific speech situation have been determined; the relationship of the theory of speech etiquette with aspects of sociolinguistics, stylistics, the generation of texts and verbal means of communication have been traced. Conclusions: the problem of speech etiquette is wide and diverse. Speech etiquette is a collection of rules and forms. Knowing and understanding the forms of speech etiquette helps to achieve the stated communicative task. As part of the linguistic existence of speech etiquette can be seen from the point of view of various sources.

Текст научной работы на тему «Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

УДК 82.085:81

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13012

Уракова Ф.К., Щербашина И.В., Пханаева С.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОБЩЕЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Уракова Фатима Каплановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия Щербашина Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия E-mail: Inna_vladimir@mail.ru

Пханаева Сайда Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия

Взаимодействия между членами человеческого общества, передача и общее информацией происходит через общение, в котором главную роль играет язык.

В процессе речевого общения происходит отбор языковых средств, позволяющих в конкретной речевой ситуации при соблюдении этических норм общения достигнуть поставленных коммуникативных задач.

Актуальность данной статьи обоснована возросшим интересом исследователей к проблеме речевого этикета и вниманием в современном обществе к вопросам общения.

Цель статьи - определить основные положения относящегося к проблеме речевого этикета.

Методы исследования - теоретический анализ, синтез и обобщения. В качестве результатов исследования 2 авторами представлены следующие положения: уточнено понятие «речевой этики»; определены параметры отбора форм речевого этикета для использования в конкретной речевой ситуации; прослежена взаимосвязь теории речевого этикета с аспектами социолингвистики, стилистики, порождения текстов и вербальных средств коммуникаций.

Выводы: проблема речевого этикета является широкой и многообразной. Речевой этикет представляет собой совокупность правил и форм. Знание и понимание форм речевого этикета помогает достигать поставленной коммуникативной задаче. Как часть языкового существования речевой этикет может рассматриваться с точки зрения различных источников.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Ключевые слова: речь, культура речи, речевой этикет, аспект социолингвистики, аспект стилистики, аспект порождения текста и особенности грамматики, аспект лингвострановедения и аспект невербальных средств коммуникации.

Для цитирования: Уракова Ф.К., Щербашина И.В., Пханаева С.Н. Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 3(42). С. 132-140. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13012.

Urakova F.K., Shcherbashina I.V., Pkhanaeva S.N.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF THE GENERAL LINGUISTIC PROBLEM OF SPEECH ETIQUETTE

Urakova Fatima Kaplanovna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of the

Russian language and teaching methods

FSBEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia

Shcherbashina Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of the Russian language and teaching methods FSBEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia E-mail: Inna_vladimir@mail.ru

Pkhanaeva Saida Nurbievna, Candidate of Pedagogical sciences, an associate professor of the Department of the Russian language and teaching methods FSBEI HE "Adygh State University", Maikop, Russia

Interactions between members of human society, transmission and exchange of general information occur through communication, and here language plays the main role.

In the process of verbal communication, the selection of language tools takes place, which allows to achieve the stated communicative tasks in a particular speech situation, subject to ethical standards of communication.

The relevance of the article is justified by the increased interest of researchers in the problem of speech etiquette and attention to communication issues in modern society.

The purpose of the article is to determine the main provisions related to the problem of speech etiquette.

The research methods are theoretical analysis, synthesis and generalization.

133

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

The authors have presented the following results: the concept of "speech ethics" has been clarified; the parameters for the selection of forms of speech etiquette for use in a specific speech situation have been determined; the relationship of the theory of speech etiquette with aspects of sociolinguistics, stylistics, the generation of texts and verbal means of communication have been traced.

Conclusions: the problem of speech etiquette is wide and diverse. Speech etiquette is a collection of rules and forms. Knowing and understanding the forms of speech etiquette helps to achieve the stated communicative task. As part of the linguistic existence of speech etiquette can be seen from the point of view of various sources.

Key words: speech, speech culture, speech etiquette, aspect of Sociolinguistics, aspect of Stylistics, aspect of generating text and grammar features, aspect of linguistic and regional studies and aspect of non-verbal means of communication.

For citation: Urakova F.K., Shcherbashina I.V., Pkhanayeva S.N. Theoretical substantiation of the general linguistic problem of speech etiquette// Vestnik of Maikop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 132-140. DOI: 10.24411/20781024-2019-13012.

Взаимодействие между членами социума, в процессе которого происходит передача и обмен информацией, реализуется в процессе общения. В подобном взаимодействии важнейшую роль играет язык. Литературный язык тесно связан с понятием культуры речи. Оно понимается как знание и использование в устной и письменной речи норм литературного языка. При этом происходит отбор и организация языковых средств, которые позволяют в конкретной ситуации общения при соблюдении этических норм общения обеспечить необходимый результат в достижении поставленных коммуникативных задач.

Культурная речь имеет свои характеристики. К ним относятся правильность речи, чистота речи, точность речи, выразительность речи, логичность речи, уместность речи и богатство речи. Следует отметить, что понятие «речевая культура» не ограничивается лишь понятием правильности речи и, следовательно, не может быть сведено, по словам В.Г. Костомарова [4], к перечислению запретов и догматическому определению «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» самым тесным образом связано с закономерностями, особенностями развития и функционирования языка. Также оно связано с речевой деятельностью во всём её многообразии. Это понятие так же включает в себя ещё и возможность, предоставляемую языковой системой, находить и выбирать для выражения конкретной мысли в каждом реальном акте речевого общения новую речевую форму. По мне-

134

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

нию Л. А. Введенской «культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике» [ 1 ].

Особенность правил речевой культуры заключается в том, что говорящие их почти не замечают, так как они привычны. Напротив, замечают тогда, когда происходит нарушение данных правил. Именно поэтому, такие исследователи, как Т.А. Ладыженская [5], Л.А. Введенская [1], О.М. Казарцева [3], Н.И. Форма-новская [6] в структуру речевой культуры включают речевой этикет.

Проявляемый интерес исследователей к проблеме речевого этикета обоснован возросшим в современном обществе вниманием к вопросам общения, вызванным научными достижениями лингвистики и практическими потребностями общества. Речевой этикет в каждом сообществе людей выступает как система неизменных правил и формул общения. Они определены социумом для установления речевого контакта между участниками беседы.

Соблюдение правил и норм общения в выбранной тональности, должно соответствовать социальной роли участников беседы, их ролевой позиции по отношению друг к другу, взаимоотношений в официальной и неофициальной обстановке. По определению Н.И. Формановской, речевой этикет, есть «широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, даёт нам те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального», т.е. доброжелательного, отношения к людям» [6, с. 104]. Жинкин Н.И. определяет «речевой этикет», как применение его норм в определенных актах общения [2]. Из вышесказанного следует, что речевой этикет представляется как определенная система устойчивых правил и форм общения, которая установлена обществом для акта коммуникации между участниками беседы в процессе их взаимоотношений в официальной и неофициальной обстановке. Речевой этикет устанавливается как подбор определенных высказываний, которые уместны для конкретной ситуации общения и для конкретного собеседника. Речевой этикет является системой устойчивых в обществе выражений, которые используются человеком в самых различных ситуациях общения для установления и поддержания контакта с собеседником, в основу которых заложено корректное и доброжелательное отношение между участниками беседы.

Основные требования, которые предъявляются к речевому этикету, основаны на этнокультурных обычаях и традициях коммуникативной практики этноса и направлены на реализацию правил и норм национально-специфического рече-

135

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

вого поведения. Они характеризуются регулятивностью и имеют различия в устойчивости и частоте использования в речи.

Таким образом, понятие «речевой этикет», в узком понимании, образует функционально-семантические поля лексических и синтаксических единиц. Они используются носителями языка для выражения доброжелательного и вежливого отношения к собеседнику, а также в ситуациях привлечения внимания, извинения, прощания, приветствия, благодарности, поздравления, просьбы, знакомства и тому подобное. А, следовательно, именно в формулах речевого этикета заложена сложная языковая социальная информация. Выбор и обоснование формулы речевого этикета зависит от вида общения. Он характеризуется следующими параметрами.

1. Контактное и дистактное общение. Характеризуется положением собеседников в пространстве и времени.

2. Непосредственное и опосредованное общение. Характеризуется наличием или отсутствием какого-либо опосредующего средства.

3. Устное и письменное общение. Определяется формой существования

речи.

4. Монологическое и диалогическое общение. Определяется количеством лиц, участвующих в речевом акте.

5. Межличностное и массовое общение. Выражается как «1 лицо - 1 лицо или несколько лиц» и «1 лицо - много лиц».

6. Частное и официальное общение. Рассматривается с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений собеседников.

Таким образом, речевой этикет выполняет, главным образом, контакто-устанавливающую функцию.

В настоящее время нет лингвистических исследований, посвященных описанию синонимических рядов речевого этикета. Долгое время это понятие было предметом исследования только в этике. Это говорит о том, что не все аспекты и проблемы речевого этикета в полной мере изучены учеными-лингвистами.

На познание природы человеческого общения нацелены многие научные направления. В связи с этим, в теорию речевого этикета входят следующие аспекты: аспект социолингвистики, аспект стилистики, аспект порождения текста и особенности грамматики, аспект лингвострановедения и аспект невербальных средств коммуникации.

Аспект социолингвистики. Предметом исследования данной науки являются проблемы, которые относятся к взаимодействию языка и общества. Проблемы

136

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

речевого этикета рассматриваются с точки зрения социальной роли говорящих в процессе речевого общения. Общеизвестно, что в социуме между собеседниками для установления и поддержания речевого контакта вырабатываются определенные ритуальные нормы, правила и формы речевого поведения. От каждого носителя языка требуется неукоснительное соблюдение этих правил. При этом, носители определенного языка объединены в социум, в котором принято пользоваться обширным набором форм речевого этикета, относящихся к общеупотребительной и стилистически ограниченной лексике. Социальные группы объединяются на основе постоянных социальных признаков: возраст, социальная принадлежность, принадлежность к профессии, уровень образования, место жительства и т.д. Например, молодёжные жаргонные приветствия типа Приветик, Чао, Салютик не применяются людьми старшего поколения, тогда как молодёжи не свойственны формы типа Рад вас приветствовать (интеллигенты старшего поколения) или Доброго здоровьица (старшие жители деревни).

В зависимости от ситуации речевого акта помимо постоянных социальных и возрастных признаков, член социума приобретает и ситуативные признаки. Это происходит в результате исполнения человеком различных социальных ролей: родителя, пассажира, ребёнка, учителя, хозяина, гостя, друга, коллеги и т.д. На основе объединения постоянных и ситуативных признаков образуется сложный комплекс социальных характеристик человека. Именно они оказывают влияние на всю организацию речи человека и, в частности, на выбор выражений и форм речевого этикета: «ты» или «Вы», официальные формы или неофициальные формы общения и т.д. Таким образом, речевой этикет устанавливает отношения собеседников на основе «младший - равный - старший». Если общение возникает между равными по социальному положению или возрасту собеседниками, то ситуация оказывается симметричной. Когда собеседники различаются по социальному положению или по возрасту, то ситуация становится ассиметричной и нередко происходит «подравнивание» собеседников, т.е. приспособление друг к другу.

Аспект стилистики. Формы речевого этикета используются в процессе контакта собеседников. Часто такой контакт происходит в виде спонтанной устной речи в форме диалога. В этом случае происходит сближение речевого этикета с разговорной речью. При этом на выбор форм речевого этикета влияет характер взаимоотношений между участниками диалога, а также официальность или неофициальность обстановки общения. Исходя из этого, формы речевого этикета могут быть охарактеризованы как стилистически сниженные, стилистически нейтральные

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

и стилистически возвышенные. Так как многие формы речевого этикета имеют несколько вариантов, то их можно квалифицировать как стилистические синонимы. При неофициальной форме общения употребляются непринуждённо-разговорные выражения. В них много эллиптичных структур, которые имеют частицы Ну, пока/; Всего!; Как жизнь? и т.д. При официальной форме общения употребляются стилистически возвышенные и синтаксически полные структуры. Они свидетельствуют о соблюдении протокола собеседниками, о повышенной вежливости: Разрешите Вас поблагодарить; Рад Вас приветствовать и т.д.

Также речевому этикету присуща функционально-стилистическая классификация (речевой этикет военных, дипломатов, при защите диссертации), особенность при дистанционном положении «собеседников» (этикет письма), особенность при положении в пространстве собеседников (этикет разговора по телефону).

Аспект порождения текста и особенности грамматики. Реализация речевого этикета совершается при непосредственном контакте собеседников. При этом единицей «сообщения» является конкретная форма речевого этикета, а в качестве единицы общения выступает диалогическое единство. Оно состоит из реплики-стимула и реплики-реакции.

Реплика-стимул выступает в виде готовой формулы речевого этикета. Однако действия говорящего совершаются не механически. Говорящий производит операцию выбора такой формулы речевого этикета, которая соответствует следующим характеристикам.

A). Наиболее уместная для данной речевой ситуации.

Б). Наиболее привычная и типичная для говорящего и соответствующая его социальным и индивидуальным признакам.

B). Наиболее приемлемая для собеседника в связи с его дифференциальными признаками.

Поэтому реплика-стимул бывает как нейтральной в стилистическом отношении и безоттеночной в смысловом отношении (До свидания/), так и имеющей оттенки значения (Прощай!, До вечера!) и стилистическую окраску (Разрешите откланяться., Пока!).

Реплика-реакция произносится другим участником общения, который в ответе учитывает ситуацию общения, дифференциальные признаки собеседника, стилистическую окрашенность первой реплики и возможность сочетать с ней ответную реплику. Сочетаемыми являются стилистически нейтральные и возвышенные выражения (Здравствуйте! - Рад Вас приветствовать/), стилистически

138

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

нейтральные выражения и сниженные (Здравствуй! - Здорово!). Не сочетаются стилистически контрастные выражения {Рад Вас приветствовать! - Здорово!).

При употреблении форм речевого этикета в диалогическом единстве используются все свойственные ему грамматические закономерности и основы построения: структуры с большой степенью неполноты высказывания, стяжения, наличие частиц. Однако в отличие от свободно диалога, в диалоге с использованием этикетных форм осуществляется процесс воспроизведения уже готовых устойчивых речевых формул и использования синтаксических «осколков» (Всего! из Желаю Вам всего хорошего!). Реплики диалогического единства часто представляют собой вопросительные, побудительные восклицательные предложения. Это обусловливает их интонационный строй. Также в диалогическом единстве используются эмоционально-экспрессивные средства, которые отражают чувства участников диалога: радость, удивление, просьбу, тревогу (Вот так встреча! Какими судьбами? Сколько лет, сколько зим!).

Аспект лингвострановедения. Речевой этикет связан с национальной спецификой конкретного народа, выражаемой через фразеологические выражения, обычаи, обряды. Для правильной организации диалога от собеседников требуются знание определённых особенностей реализации речевого этикета у конкретного народа.

Аспект невербальных средств коммуникации. Любой речевой акт сопровождается определёнными жестами, мимикой, тонами, имеющими дополнительные значения. А, следовательно, можно говорить о том, что формам речевого этикета соответствуют определённые невербальные средства коммуникации. Например, рукопожатие сопровождает формы речевого этикета типа Здравствуйте!, До свидания!, поднятая вверх рука сопровождает форму речевого этикета типа Пока!, тональное сопровождение форм речевого этикета отражает отношение к адресату типа Здравствуйте! - сказать радушно, приветливо, ласково, холодно, натянуто, напыщенно и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевой этикет является понятием широким и многогранным. Он представляет собой совокупность правил и словесных форм учтивости, вежливости, доброжелательности. Знание, понимание и осознание форм речевого этикета помогает научиться выбирать из многообразия синонимичных форм наиболее уместные для конкретной речевой ситуации. Речевой этикет как часть языкового существования концентрирует в себе ряд важных проблем общения и может исследоваться с точки зрения разных источников.

139

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Литература:

1. Введенская JI.A. Деловая риторика: учеб. пособие/JI. А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 6-е изд., перераб. - М.: Кнорус, 2012. - 416 с.

2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи/ Н.И. Жинкин// Речь в общении: норма, отклонения, коррекция. В памяти Н.И. Жинкина и Б.Ю. Некрасовой: материалы круглого стола ПИ РАО, 7 ноября 2014 г./ ред. Н.Л. Карпова, А.А. Голзицкая. -М.: ПИ РАО, 2014. - С. 9-13.

3.Казарцева О.М. Культура речевого общенияб теория и практика обучения: учеб. пособие/ О.М. Казарцева - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 496 с.

4. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет. - Русский язык за рубежом, 1967, №1.

5. Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования/ Н.В. Ладыженская// Педагогика. - 2003. - №2. - С. 108.

6. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Форма-новская-М.: Высш. шк., 2005. - 159 с.

Literature:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vvedenskaya L.A. Business rhetoric: a textbook / L.A. Vvedenskaya, L.G. Pavlova. 6th ed., revised. M.: Knorus, 2012 . 416 p.

2. Zhinkin N.I. Psychological basis for the development of speech / N.I. Zhinkin // Speech in communication: norm, deviation, correction. In memory of N.I. Zhinkin and B.Yu. Nekrasova: materials of the expert roundtable of PI RAE, November 7, 2014 / ed. by N.L. Karpova, A.A. Golzitskaya. M.: PI RAE, 2014 . P. 9-13.

3. Kazartseva O.M. Culture of verbal communication theory and practice of training: a textbook/ O.M. Kazartseva. 4 th ed. M.: Flinta: Nauka, 2001 . 496 p.

4. Kostomarov V.G. Russian speech etiquette //Russian language abroad, 1967,

No. 1.

5. Ladyzhenskaya N.V. Rhetoric and renewal of school education / N.V. La-dyzhenskaya//Pedagogy. 2003. No. 2. P. 108.

6. Formanovskaya N.I. Speech etiquette and communication culture / N.I. For-manovskaya. M.: Higher school, 2005. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.