Научная статья на тему 'Теоретические измерения современной энергетической дипломатии стран Северной Европы'

Теоретические измерения современной энергетической дипломатии стран Северной Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
525
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ / NATIONAL IDENTITY / TRANSNATIONALISM / ENERGY DIPLOMACY / ARCTIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Оксана Владимировна, Чихачев Алексей Юрьевич

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении применимости теоретических моделей международных отношений к современной энергетической политике государств Севера. В статье проводится анализ ключевых элементов теоретического базиса дипломатии Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии с выделением внешнеполитической деятельности обозначенных стран и их крупнейших экономических акторов в сфере энергетики в качестве практического примера работы транснациональной теоретической модели. Подчёркнута значимость трёх разных измерений этой основы: «идейного», заключающего в себе духовные черты, сложившиеся на протяжении истории стран Севера; «научного», сочетающего определённые концепции скандинавских учёных, отталкивающиеся от аспектов национальной идентичности и использующие ввиду этого соответствующий метод анализа; «теоретического», описывающего транснациональную модель управления. В качестве лучших примеров проявления транснационального характера энергетической дипломатии указанных государств рассматриваются проекты по освоению Арктики и становлению общего Скандинавского энергетического рынка. В результате приведённого анализа транснациональная модель управления признана эффективной к применению скандинавскими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL DIMENSIONS OF NORTH EUROPEAN STATES’ ENERGY DIPLOMACY

The purpose of this research is to consider the applicability of theoretical models in international relations to contemporary energy policy of the Nordic states. In the article we conduct the analysis of crucial aspects of theoretical basis of Norwegian, Swedish, Danish, Finnish diplomacy as well as we highlight the international activity of these states and their main economic actors in the sphere of energetics as an empirical example of the transnational theoretical model. The study proved the importance of three different dimensions of this basis: the “ideological” one consisting in historical mental traits; the “scientific” one which combines some conceptions of Scandinavian scientists based on the phenomenon of national identity; the “theoretical” one described the model of transnational governance. In the empirical part we find out the projects of Arctic development and perspectives of Scandinavian Common market in terms of proving of our system of analysis that this transnational model currently works in energy diplomacy of the mentioned states. As a result, the study comes to conclusion that such model is effective for the Scandinavian states.

Текст научной работы на тему «Теоретические измерения современной энергетической дипломатии стран Северной Европы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-14 УДК 32

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Григорьева О.В., Чихачев А.Ю.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении применимости теоретических моделей международных отношений к современной энергетической политике государств Севера. В статье проводится анализ ключевых элементов теоретического базиса дипломатии Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии с выделением внешнеполитической деятельности обозначенных стран и их крупнейших экономических акторов в сфере энергетики в качестве практического примера работы транснациональной теоретической модели. Подчёркнута значимость трёх разных измерений этой основы: «идейного», заключающего в себе духовные черты, сложившиеся на протяжении истории стран Севера; «научного», сочетающего определённые концепции скандинавских учёных, отталкивающиеся от аспектов национальной идентичности и использующие ввиду этого соответствующий метод анализа; «теоретического», описывающего транснациональную модель управления. В качестве лучших примеров проявления транснационального характера энергетической дипломатии указанных государств рассматриваются проекты по освоению Арктики и становлению общего Скандинавского энергетического рынка. В результате приведённого анализа транснациональная модель управления признана эффективной к применению скандинавскими странами.

Ключевые слова: национальная идентичность; транснационализм; энергетическая дипломатия; освоение Арктики.

THEORETICAL DIMENSIONS OF NORTH EUROPEAN STATES'

ENERGY DIPLOMACY

Grigoryeva O.V., Chikhachev A.Y.

The purpose of this research is to consider the applicability of theoretical models in international relations to contemporary energy policy of the Nordic states. In the article we conduct the analysis of crucial aspects of theoretical basis of Norwegian, Swedish, Danish, Finnish diplomacy as well as we highlight the international activity of these states and their main economic actors in the sphere of energetics as an empirical example of the transnational theoretical model. The study proved the importance of three different dimensions of this basis: the "ideological" one consisting in historical mental traits; the "scientific" one which combines some conceptions of Scandinavian scientists based on the phenomenon of national identity; the "theoretical" one described the model of transnational governance. In the empirical part we find out the projects of Arctic development and perspectives of Scandinavian Common market in terms of proving of our system of analysis that this transnational model currently works in energy diplomacy of the mentioned states. As a result, the study comes to conclusion that such model is effective for the Scandinavian states.

Keywords: national identity; transnationalism; energy diplomacy; Arctic development.

Введение

На настоящий момент среди всех сфер дипломатической деятельности государств энергетическая дипломатия выделяется как самоценное направление, находящееся на стыке сфер политической и экономической. Очевидно, что для любого государства с современным экономическим укладом вопросы обеспечения энергией, импорта и экспорта энергоресурсов, более того, непосредственно обладающего соответствующими ресурсами, являются одними из ма-

гистральных векторов работы; тем более они приобретают важность для скандинавских стран, бюджетные доходы которых от операций по энергоресурсам достаточно велики: к примеру, по данным Минэкономразвития РФ по состоянию на 2011 год норвежский экспорт нефти и газа суммарно составил 515 млрд крон [2], шведский в 2012г. - 117 млрд крон [3]. Однако представляется необходимым уточнить, вписывается ли этот вектор в некий общетеоретический базис, которому в целом может соответствовать деятельность именно скандинавских стран по самым разным направлениям, либо имеет сугубо практический и самостоятельный характер, связанный с конкретной экономической конъюнктурой, иными словами, имеет ли энергетическая дипломатия этих государств под собой некую теоретическую основу. Соответственно, справедливость указанной зависимости между теорией и практикой представляется уместным рассмотреть на примере ряда стран Северной Европы - Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании - ввиду некоторой схожести их позиций на международной арене на современном этапе, синхронности экономических подходов и, конкретнее, близости практик регулирования энергетической политики.

Обзор источников и литературы. В ходе подготовки настоящего исследования в качестве источников были использованы: 1) материалы научных конференций (Российско-норвежский семинар, Санкт-Петербург и страны Северной Европы), 2) интернет-ресурсы, располагающие ценной статистической или фактической информацией (Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития РФ, Statistics Sweden и др.), 3) официальные сайты политических партий, содержащие их программные документы. Среди использованной литературы следует выделить: 1) составившие основу имеющейся по теме эмпирической базы работы скандинавских учёных и известных теоретиков международных отношений (С.У. Ларсена, Дж. Розенау, О. Вэвера и др.), 2) статьи в научных журналах («Арктика и Север»), 3) профильную учебную литературу («Современные международные отношения и мировая политика»). Следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной учёной среде

заданная тема находит своё отражение, тем не менее, требующее дальнейшей разработки. Наблюдается необходимость последующего синтеза знаний между сферами теоретической и практической, одна из целей которого - создание большего числа научных исследований в русле сопоставления современных парадигм международных отношений с действительным историческим опытом средних и малых стран Европы. В качестве шага в этом направлении настоящее исследование призвано, таким образом, подчеркнуть возможную комбинацию актуальных данных и фундаментальных трудов.

В своей совокупности приведённые источники и литература позволили выполнить следующие задачи исследования:

- обозначить транснациональную модель развития как наиболее подходящую для стран Северной Европы;

- проанализировать доказательства этого тезиса на уровнях идентичности и научного дискурса;

- сопоставить его с практикой: выявить энергетическую дипломатию в качестве магистрального направления реализации указанной парадигмы.

□ Элементы идейного базиса Приступая к анализу применимости тех или иных теоретических моделей международных отношений к деятельности северных стран в энергетической сфере, необходимо уточнить те глубинные причины и мотивы, которые обусловили само принятие определённого подхода, обогатили дипломатию скандинавских стран как на протяжении истории, так и на современном этапе.

Итак, в первую очередь следует выделить стремление к нейтралитету и следующие из него попытки организации мирного урегулирования конфликтов и участия в нём. Образцовым в этом смысле государством можно считать Швецию, не участвовавшую ни в одной мировой войне, остававшуюся в стороне от конфронтации сверхдержав. Следует оговориться, что прочим странам - Норвегии, Дании, Финляндии - как известно, подобного статуса нейтрального государства удавалось добиться не всегда, будучи ли оккупированными одной из

сторон конфликта, принимая ли участие в боевых действиях; однако это диктовалось либо волей другого государства (оккупация Дании и Норвегии Германией в 1940 году), либо собственными соображениями стран по безопасности (чему примером может служить, с одной стороны, членство Норвегии и Дании в НАТО с момента появления организации и одновременно с другой - неучастие в ней Финляндии ввиду соседства с СССР). В отношении же Швеции, таким образом, уместна и её характеристика как страны-посредника, причём как в военное время (что само по себе является отдельным историческим сюжетом [подробнее см. 14]), так и в мирное (символичен период пребывания Дага Хам-маршельда на посту Генсека ООН (и до него - норвежца Трюгве Ли)). Соответственно, с середины XX века скандинавские страны проводят линию внешнеполитического нейтралитета, ставя главной своей целью посредничество и всемерные действия по гарантии международной стабильности.

Оставляя эволюцию тезиса о нейтралитете для самостоятельного исследования, видится уместным обозначить его актуальность на настоящий момент. Показательно, что указанная идея звучит в программах партий, обладающих значительным представительством в национальных парламентах скандинавских стран. К примеру, Социал-демократическая рабочая партия Швеции положила в основу своей внешнеполитической повестки дня тезис о неприсоединении страны к любой военной силе, что связано с необходимостью Швеции сохранять свободу собственных действий в современном мире, быть надёжным партнёром в вопросах разоружения, соразмерять принимаемые решения с критериями национальной безопасности; сама же идея неучастия, как подчёркивалось ещё прежним лидером партии Моной Салин, «широко поддерживается шведским народом» [7]. Датская Венстре считает важным сохранение за Данией статуса «свободной и независимой нации», сотрудничающей с другими державами на основе принципов свободной торговли, честной конкуренции, взаимного культурного обмена, развивающей «открытое общество» [11]. Коалиционная партия Финляндии, со своей стороны, также указывает на фундамен-

тальные ценности - открытость, приоритет прав и свобод человека, развитие демократии и рыночной экономики, - перечисляя в качестве средств достижения целей своей страны на международной арене механизмы взаимодействия в рамках ЕС и ООН [5]. Примечательно, что в случае Норвегии понятие о нейтралитете трактуется немного иначе: в политической платформе Правительства на 2009-2013гг. признавалось, что Норвегия «является одной из лучших для проживания стран», что обязывает самих норвежцев «участвовать в построении более справедливого мира с целью гарантировать, чтобы всё меньше и меньше людей жили в нужде и несчастье» [4], для чего предусматриваются различные средства, в том числе продолжение членства в НАТО, участие в операциях контингентов ООН, модернизация собственных вооружённых сил.

Однако, как следует из приведённого выше, тезисы политических сил стран Скандинавии в целом достаточно схожи по указанному аспекту. Это говорит о том, что идея внешнеполитического и дипломатического нейтралитета укоренилась в политическом дискурсе всех перечисленных стран, становясь, таким образом, общей для них; необходимо учитывать тот факт, что представленные партии являются в своих странах либо правящими, либо крупнейшими оппозиционными, следовательно, остаются солидарными с настроениями значительной части населения. Таким образом, данный мотив становится первым элементом скандинавского мироощущения, обусловливающего принятие определённой теории.

Кроме того, следует упомянуть определённую открытость общества, наблюдающуюся в скандинавских странах. Как было отмечено выше, понятие «open society» вошло в обиход политических сил, что в значительной степени объясняется теми ценностями, которое разделяет само общество: демократичность, толерантность, свобода совести, свобода самовыражения и так далее. Терпимость к самым разнообразным мирным общественным явлениям становится ключевой для скандинавской идентичности. На практике это подтверждается тем фактом, что уже длительное время страны Севера являются попу-

лярным миграционным центром. К примеру, в Норвегии число приезжих по состоянию на 2012г оценивалось в 47,3 тыс. человек [9], в Швеции - 24 тыс. (2013) [10], в Дании - 27,6 тыс. (со второго квартала 2012 по первый квартал 2013г) [8]. Необходимо заметить, что по национальному составу наличествуют эмигранты не только из стран Ближнего Востока, но и некоторых европейских - страдающих от кризиса Греции, Испании, Италии. Таким образом, указанная открытость приводит к формированию общества как мультиэтичного, так и мультикультурного, открытого и в миграционном, и в мировоззренческом смысле, в политической, социальной, культурной сферах, что в целом, за вычетом некоторых известных эксцессов, принимается самой общественностью. Определённым символом обозначенной открытости гражданского общества, свободы идей является и факт равного с прочими силами участия в политической жизни Швеции Пиратской партии, в 2009 году получившей 7% на выборах в Европарламент, что свидетельствует о высокой степени транспарентности политического спектра.

Ярче же всего этот тезис звучит в программе Норвежской Рабочей партии, рассчитанной на 2013-2017гг: «Базовым условием свободы и демократии служит то, что каждый человек должен обладать равными возможностями вне зависимости от половой, этнической принадлежности, трудоспособности и ориентации». [6]

Помимо прочего, следует упомянуть такие важные императивы, как доверие и взаимная ответственность государства и граждан. Широко известная мощная система социального обеспечения и страхования, работающая в скандинавских странах, базируется на понимании, с одной стороны, государством -его первостепенной задачи заботы о гражданах и нуждающихся категориях населения, с другой стороны, обществом - необходимости деятельной помощи каждому нуждающемуся его члену. «Общество всеобщего благосостояния», опирающееся на гибкий рынок труда, развитый частный сектор и его эффективное взаимодействие с государством, разветвлённое социальное законода-

тельство, естественным образом вытекает из этого как в известной степени конечная цель устойчивого развития скандинавских стран. На международной арене подобного рода ответственность за судьбы отдельных людей также разделяется: среди основных принципов уже отмеченной Коалиционной партии Финляндии в разделе «Мир» можно встретить следующие слова: «Мы не можем закрывать глаза на людские страдания, но должны быть способны оказывать помощь со всей нашей возможностью» [5].

Итак, указанные выше элементы идейного базиса скандинавских стран, определённо, представляют собой почву для работы целых концепций, сложившихся в рамках теоретического измерения эволюции международных отношений.

□ Повестка дня научного дискурса скандинавских стран: некоторые примеры

Прежде чем обратиться к теоретическому уровню анализа и рассмотреть применимость для дипломатической деятельности скандинавских стран (как в целом, так и в сфере энергетики) идей определённых школ, необходимо сфокусироваться и на некоем «мезоуровне», к которому можно отнести течения, не ставшие, быть может, универсальными в учёном сообществе всех стран, но также оказавшие определённое влияние на сами государства Севера, иными словами, на некоторых концепциях скандинавских учёных, естественным образом прямо или косвенно связанных с рассмотренными аспектами мировоззрения. Нужно отметить, что умственные конструкции, создаваемые скандинавскими учёными, явились своеобразным связующим звеном между рассмотренными выше концептами идентичности и ключевыми парадигмами теории международных отношений.

Одним из примеров подобных теоретических явлений может послужить созданная норвежским учёным Стейном Рокканом модель Европы. В своих трудах он выделял две «оси» европейского развития: Север-Юг и Запад-Восток. Подчёркивая культурные, религиозные, этнические различия между народами

Европы, Роккан обозначил указанные абстрактные модели, среди составляющих элементов которых выделяются «первоначальные различия-стартовые условия, факторы, связанные с различным сочетанием индустриальной революции и национальных революций, <...> вхождение государств в состав различных империй» [16] и так далее, то есть факторы, тесно связанные с историей государств. Помимо указанных «осей» скандинавский учёный выделяет также Центральную Европу, которая, вопреки традиционной роли «центра», как следует из его точки зрения, «не была ни более развитым, ни сконцентрировавшим силу регионом» [16]; из географически расположенных в ней стран одна только Германия, чтобы стать полноценной «западной» державой, а также сформировать свою идейно-теоретическую концепцию («Миттельевропа», или «Междуевропа»), вынуждена была испытать на себе две мировые войны. В своих работах Роккан отмечал также факт, что потенциал Европы к конфликтности гораздо выше, чем к общности, ввиду как раз-таки разделения на разные субцивили-зационные полюсы, многообразия культур и наций [подробнее см. 22 и 23].

Как становится очевидно, идеи мыслителя имеют фундаментальный характер. Действительно, другой видный норвежский теоретик Стейн У. Ларсен отмечал, что «Роккана интересовали длинные ряды макроисторического развития, и он использовал их для объяснения избранного на сегодня пути по таким направлениям, как формирование нации, формы государственных структур, региональные различия политической жизни, временные рамки демократизации, сохранение основных расколов-кливажей и т.п.» [12], но без анализа конкретных событий. Однако с этим связаны два важнейших для настоящего анализа логических следствия. Во-первых, появление подобных взглядов и самого подхода рассмотрения Европы как некоего целого, состоящего из крупных, лишённых единого лика частей, обязано во многом именно рассмотренным выше элементам идентичности. Иными словами, каждый тезис работает в определённом направлении: «нейтралитет» помогает скандинавским теоретикам занимать позицию «над» европейской историей с последующим анализом; «открытость»

(в первую очередь, идейная) позволяет объективно взвешивать разные факторы и тенденции европейской истории и их вводные; «ответственность» также способствует объективному анализу, давая возможность говорить как о положительных, так и отрицательных чертах предмета изучения. Во-вторых, подобный вектор мышления имеет определённый глобальный, наднациональный характер, что, в самом деле, приближает этот сегмент идейного дискурса (а значит, опосредованно и дипломатию) к одной из фундаментальных теорий международных отношений, речь о которой пойдёт чуть ниже.

Возвращаясь же к концепциям скандинавских учёных, следует заметить, что работы упомянутого выше С. У. Ларсена также представляют неподдельный интерес. Из-под пера этого известного исследователя вышли многие труды, посвящённые классическим и современным теориям в политической науке, политологическим законам, эффектам, справедливость каждого из которых проверяется приведением должного эмпирического материала. Соответственно, подход Ларсена и его единомышленников отличается большей, в отличие от метода Роккана, ориентацией на политическую практику [подробнее см. 15]. Чрезвычайно высоким уровнем анализа характеризуются и его исторические работы, в частности - колоссальные труды по систематизации праворадикальных партий Европы в межвоенный период [21].

Таким образом, как минимум из этих двух примеров можно сделать вывод, что научное сообщество скандинавских стран, помимо прочего, разнообразно, что расширяется и всеми прочими северными школами, поскольку ставит объектом своих исследований как глобальные мировые тенденции и исторические процессы, так и более конкретные теории, политологические теоремы, законы, эффекты. Необходимо отметить, что к первому течению можно отнести взгляды ещё одного учёного, датчанина Уле Вэвера. Главным образом они касаются ещё одного «глобального», транснационального сюжета - безопасности. Принимая во внимание возможное включение общества в качестве самостоятельного уровня анализа в рамки эволюции традиционной концепции

безопасности, Вэвер подвергал скепсису трактовку понятия социума как рационального контракта между отдельными людьми, являющегося, таким образом, простой совокупностью его элементов, но понимал под обществом и его безопасностью «безопасность социума, независимо существующего и представляющего собой <...> отличное, чем совокупность его частей» [25].

Кроме того, в своих исследованиях он заходит чуть дальше, переключаясь с роли общества в современном осуществлении безопасности на идентичность как таковую. Следует упомянуть заочную дискуссию на эту тему американского исследователя Т. Хопфа с одной стороны и Вэвера и британца Б. Бьюзана с другой. Если первый, обращаясь к вопросу, выделял в большей степени статический аспект взаимовлияния идентичности и политической практики (то есть, подчёркивал фундаментальную неизменность идентичности на определённом историческом промежутке) [20], то последние обращали внимание на динамизм общественных и ментальных трансформаций [19]. Со вторым утверждением связан ещё один тезис так называемой «Копенгагенской школы» (к которой относится Вэвер) - ввиду обозначенного выше динамического характера общества и его идентичности необходимо учитывать также уровень признанности понятий и фактов (что называется у мыслителя «седиментацией» [26] - восприятие с течением времени самими собой разумеющимися институтов, учреждённых однажды по чьей-либо властной воле). Необходимо подчеркнуть значение для научного дискурса и теории секьюритизации, разработанной той же школой (и в значительной степени самим Вэвером), получившей достаточную известность. Направленная на модификацию пирамиды политических приоритетов государства и общества, она подразумевает признание любой проблемы, стоящей перед обществом и государством, первостепенной, требующей неотложного решения, если она так или иначе затрагивает их безопасность, включается в соответствующий дискурс. Таким образом, наблюдается переключение центра исследовательской работы с изучения угроз как таковых

на анализ их концептуализации в известном социально-историческом контексте [подробнее см. 18].

Итак, очевидно, что теоретический дискурс в самих скандинавских странах многообразен: изучая концептуальные основы европейского развития, следующие из них исторические процессы и явления, учёные не упускают и политическую практику. Однако, как было отмечено выше, концепции учёных северных стран, бесспорно, являясь самоценными, явились связующим звеном между национальной идентичностью и фундаментальной теорией, включая в себя мотивы, заложенные в обоих этих источниках. Таким образом, с учётом всего приведённого выше необходимо перейти к непосредственной базисной модели, легшей в основу дипломатической деятельности стран Скандинавии.

□ Дипломатия стран Севера: теоретическая основа и практические примеры

Наиболее релевантной по отношению к дипломатической деятельности Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии (с некоторыми оговорками, в целом для всех из них) видится транснациональная модель управления. Это подтверждается результатами проведённого выше анализа: во-первых, на уровне идентичности наблюдаются необходимые мотивы транснациональности, экстраполяции интересов государства на международный уровень и следующего из неё привязывания внешнеполитической деятельности государства, работы по реализации дипломатических целей и задач в сфере безопасности и других областях к интересам всей человеческой общности, преодолению подлинно глобальных вызовов и угроз. Во-вторых, научный дискурс скандинавских стран настроен таким образом, что идея транснационализма естественным образом в него вписывается, что обусловлено применяемыми научными методами и подходами к изучению.

Следует напомнить, что представляет собой концепция транснационализма в своём классическом виде. Выкристаллизовавшаяся в известном «третьем большом споре» в теории международных отношений, она принимает в ка-

честве базового тезис о том, что в современном мире роль государства не так велика, как прежде. Само многообразие акторов, способов взаимодействия между ними настолько велико, что государства постепенно теряют доминирование в международных коммуникациях, которые переживают трансформацию из интернациональных в транснациональные, при этом далеко не всегда являясь регулируемыми государствами; как отмечают транснационалисты, в этих условиях не имеет смысла и разделение политики на внутреннюю и внешнюю (что гармонично подтверждается описанным положением дел в странах Скандинавии, т.е. их открытостью миру, что становится фактором как международной, так и внутренней жизни - а теоретическая возможность подобной взаимосвязи описывалась ещё Дж. Розенау [24]). В результате, по мнению таких теоретиков, как Р. Кохейн, Дж. Най, формируется особая транснациональная среда, характеризующаяся глобальным взаимодействием помимо государств ТНК, неправительственных организаций, групп интересов, движений, отдельных индивидов. Своеобразное резюме этому вывел российский исследователь А.Ю. Мельвиль, указав на формирование в итоге «транснациональной повестки дня» [13]. Непосредственно из концепции транснационализма берут своё начало родственные ей теории взаимозависимости, мондиализма и прочие схожие взгляды.

Итак, транснациональная модель управления ложится в основу дипломатии скандинавских стран. Этот тезис видится необходимым подтвердить также третьей линией аргументации, рассмотрев его практические проявления. Вынося за скобки транснациональное взаимодействие в прочих сферах, наиболее очевидным доказательством в случае стран Скандинавии представляется деятельность в области энергетики.

Необходимо подчеркнуть, что одним из наиболее чётких воплощений транснационального начала в дипломатии (как в целом, так и по «энергетическому» вектору) северных государств является взаимодействие по проблемам Арктики. Уместно заметить, что для скандинавских стран оно выражается не в

непосредственной (то есть, путём прямого собственного влияния), а в опосредованной форме, в соответствии с которой «большинство государств участвуют в глобальном управлении опосредованно через межправительственные организации, которые они и формируют и законам и нормам которых подчиняются» [17]. Тому свидетельствует участие Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии в таких организациях, как Арктический Совет, Северный Совет, Северный Форум, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, проекте ЕС «Северное измерение»; финансовых учреждениях - Инвестиционном банке стран Северной Европы, Проектном фонде стран Северной Европы, Экологической финансовой корпорации стран Северной Европы. В собственно энергетической же сфере это выражается в участии скандинавского капитала в самых крупных проектах по освоению ресурсов Арктики - следует напомнить о таких известных примерах, как участие норвежской StatoilHydro в разработке Штокмановского газового месторождения, работа «Газпрома» и финского «Fortum» в рамках совместной компании «Gasum». Помимо экономических выгод от участия, в этих случаях прослеживается упомянутый транснациональный подход - то есть, взаимодействие с разными странами мира по вопросам, имеющим глобальное значение (в ситуации с энергетической дипломатией к таковым можно отнести долгосрочные тенденции на мировом энергетическом рынке и следующую из них необходимость быстрой разработки разведанных месторождений).

Ещё одним примером проявления транснационализма в энергетической сфере государств Севера служит функционирование Скандинавского энергетического рынка (Nordic energy market), общего для Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, а также инициатива трансграничной биржи Nord Pool, куда подключаются также Эстония и Литва. В первом проекте участвуют такие компании, как шведская Vattenfall, финский Fortum, норвежский Statkraft, датская DONG Energy, в своих странах являющиеся одними из крупнейших энергетических предприятий; во втором на правах учредителей - Svenska Kraftnät (Шве-

ция), Statnett (Норвегия), Fingrid (Финляндия), Energynet.dk (Дания). В качестве особенностей общего скандинавского рынка энергии можно выделить, таким образом, участие в нём крупнейшего для самих стран бизнеса отрасли, охват различных источников энергии (нефть, газ, уголь, гидроресурсы, ветер - т.е. все источники, разрабатываемые участниками рынка), унификацию правил торговли, отсутствие трансграничных пошлин, равное функционирование валют всех стран-участниц, а также гармонизацию экологических стандартов (а именно, её нормативный аспект, соотнесение национальных систем выдачи «зелёных» сертификатов). Следует заметить, что подобный опыт не остался незамеченным, к примеру, российской стороной: начало анализа диалога в энергетической сфере было положено ей в н. 2000-х гг, вылившись в публикацию РАО «ЕЭС России» ряда соответствующих материалов. [1]

Заключение

Итак, подводя итоги, следует заметить, что идея транснационализма и транснациональных моделей управления действительно применима по отношению к ряду стран Северной Европы - Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Это подтверждается последовательно на нескольких уровнях: чертами идентичности, вобравшими их в себя идейно-политическим и научным дискурсами, практической реализацией. В области практики были рассмотрены некоторые направления энергетической дипломатии скандинавских стран: необходимо заключить, что, во-первых, именно в энергетической сфере очевидно сближение стран Севера в его конкретном проявлении; во-вторых, именно применяемая модель управления позволяет бизнесу этих стран участвовать в различных проектах, налаживая сотрудничество с представителями других государств и извлекая прибыль. В целом, транснациональная модель видится приносящей дивиденды для стран Скандинавии не только в экономическом, но и в стратегическом смысле, поскольку даёт им возможность шире участвовать в глобальном регулировании, в равной степени с другими центрами разрабатывать меры пре-

одоления современных вызовов и угроз, формировать общемировую повестку дня. Таким образом, исследование достигло поставленных задач, а именно:

1) транснациональная модель развития обозначена как наиболее подходящая для стран Северной Европы;

2) доказательства этого тезиса на уровнях идентичности и научного дискурса проанализированы;

3) сопоставление с практикой выполнено; энергетическая дипломатия выявлена в качестве магистрального направления реализации указанной парадигмы.

Список литературы

1. Международный опыт реформирования электроэнергетики. Страны Скандинавии // РАО «ЕЭС России» - июль, 2003.

2. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. // Краткий обзор внешнеэкономической деятельности Норвегии в 2011 г. URL: http ://www.ved. gov.ru/exportcountries/no/about_no/ved_no/ (дата обращения : 8.07.2013)

3. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации. // Швеция. Внешнеэкономическая деятельность. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/se/about_se/ved_se/ (дата обращения: 8.07.2013)

4. Arbeiderpartiet (the Norwegian Labour Party, officiai web-site) // Political Platform as a basis for the Government's work. URL: http://arbeiderpartiet.no/Om-AP/Information-in-English (дата обращения: 11.07.2013)

5. Kokoomus (The National Coalition Party, official web-site) // Programme of Principles. URL: http://www.kokoomus.fi/en/programme-of-principles/ (дата обращения: 11.07.2013)

6. Moving Norway forward. The Programme of the Norwegian Labour Party 2013-2017. // Party Conference Resolution. - 2013.

7. Socialdemokraterna (Swedish Social Democratic Workers' Party, official web-site) // Mona Sahlin's key speech on Swedish foreign policy. URL: http://www.socialdemokraterna.se/Internationellt/Other-languages/English-Engelska/ (дата обращения: 11.07.2013)

8. Statistics Denmark (official web-site) // Population and elections // Migrations. URL: http://www.dst.dk/en/Statistik/emner/flytninger.aspx (дата обращения: 12.07.2013)

9. Statistics Norway (The Central Bureau of Statistics, official web-site) // Population // Immigration and emigration, 2012. - 2 May 2013. URL: http ://www. ssb.no/en/befolkning/ statistikker/innvutv/ aar (дата обращения: 12.07.2013)

10. Statistics Sweden (official web-site) // Population Statistics 2013. -

10.07.2013. URL: http://www.scb.se/Pages/TableAndChart_25891.aspx (дата

обращения: 12.07.2013)

11. Venstre (official web-site) // Foreign Policy. URL: http://www.venstre.dk/servicemenu/english/foreign-policy/ (дата обращения: 11.07.2013)

12. Ларсен С. У. Моделирование Европы в логике Роккана (пер.) // «Полис». - 1995, № 1.

13. Мельвиль А.Ю. Становление транснациональной политической среды и «волны» демократизации / А.Ю. Мельвиль // Современные международные отношения и мировая политика: Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Торкунов; МГИМО(У) Мид России. - М.: Просвещение, 2004.

14. Новикова И.Н. Sweden as "an Honest Peace Broker": Some Aspects of the Swedish Peacemaking during the First World War" // International relations in the North of Europe and the Barents Region: History and Historiography. Материалы

российско-норвежского семинара, Мурманск, 19-20 мая 2007. - Мурманск, 2008. С. 87-95.

15. Теории и методы в современной политической науке / под ред. С.У. Ларсена. - М.: РОССПЭН, 2009.

16. Фокин В.И. Современные проблемы межцивилизационного взаимодействия на примере скандинавских стран. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. - Материалы Десятой ежегодной международной научной конференции, 2009.

17. Харлампьева Н.К., Лагутина М.Л. Транснациональная модель арктического управления в XXI веке. // Арктика и Север. - 2011, № 3.

18. Buzan B., Wh^ver O., de Wilde J. Security: a New Framework for Analysis. - London: Lynnie Rienner, 1998.

19. Buzan B., Wh^ver O. Slippery? Contradictory? Sociologically Untenable? The Copenhagen School Replies // Review of International Studies. - 1997, № 2 (Vol. 23).

20. Hopf T. Social Origins of International Politics. Identities and the Construction of Foreign Policies at Home. - Ithaca: Cornell University Press, 2002.

21. Larsen S.U., Hagtvet B., Myklebust J.P. (eds.) Who were the Fascists: Social Roots of European Fascism. - Bergen, 1980.

22. Rokkan S. Centre and Periphery: Spatial Variation in Politics. - London: Sage, 1980.

23. Rokkan S. Territories, Centres, and Peripheries: Toward a Geoethnic-Geoeconomic-Geopolitical Model of Differentiation Within Western Europe. - London: Sage,1980.

24. Rosenau J. Lineage Politics: Essay on the Convergence of National and International System. - New York, 1969.

25. Waever O. (eds.) Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe. - London: Pinter Publishers, 1993.

26. Whœver O. Identity, Communities and Foreign Policy. Discourse Analysis as Foreign Policy Theory // European Integration and National Identity: the Challenge of the Nordic States / L. Hansen, O. Whœver (eds.). - London - New York: Routledge, 2002.

References

1. Mezhdunarodnyj opyt reformirovanija jelektrojenergetiki. Strany Skandi-navii [International experience of energy reforming. Scandinavian states]. RAO «UES» - july, 2003.

2. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. Kratkij obzor vneshnejekonomicheskoj deja-tel'nosti Norvegii v 2011 g. [Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The web-site of foreign economic information. Brief study of external economic activity of Norway]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/no/about_no/ved_no/ (accessed: 8.07.2013)

3. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii. Portal vneshnejekonomicheskoj informacii. Shvecija. Vneshnejekonomicheskaja deja-tel'nost'. [Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The website of foreign economic information. Sweden. External economic activity]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/se/about_se/ved_se/ (accessed: 8.07.2013)

4. Arbeiderpartiet (the Norwegian Labour Party, official web-site) // Political Platform as a basis for the Government's work. URL: http://arbeiderpartiet.no/Om-AP/Information-in-English (accessed: 11.07.2013)

5. Kokoomus (The National Coalition Party, official web-site) // Programme of Principles. URL: http://www.kokoomus.fi/en/programme-of-principles/ (accessed: 11.07.2013)

6. Moving Norway forward. The Programme of the Norwegian Labour Party 2013-2017. // Party Conference Resolution. - 2013.

7. Socialdemokraterna (Swedish Social Democratic Workers' Party, official web-site) // Mona Sahlin's key speech on Swedish foreign policy. URL: http://www.socialdemokraterna.se/Internationellt/Other-languages/English-Engelska/ (accessed: 11.07.2013)

8. Statistics Denmark (official web-site) // Population and elections // Migrations. URL: http://www.dst.dk/en/Statistik/emner/flytninger.aspx (accessed: 12.07.2013)

9. Statistics Norway (The Central Bureau of Statistics, official web-site) // Population // Immigration and emigration, 2012. - 2 May 2013. URL: http://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/innvutv/aar (accessed: 12.07.2013)

10. Statistics Sweden (official web-site) // Population Statistics 2013. -10.07.2013. URL: http://www.scb.se/Pages/TableAndChart_25891.aspx (accessed: 12.07.2013)

11. Venstre (official web-site) // Foreign Policy. URL: http://www.venstre.dk/servicemenu/english/foreign-policy/ (accessed: 11.07.2013)

12. Larsen S. U. Modelirovanie Evropy v logike Rokkana. [The European modeling in Rokkan's logic]. Polis, № 1 (1995).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mel'vil' A.J. Stanovlenie transnacional'noj politicheskoj sredy i «volny» demokratizacii [The establishing of transnational political area and the streams of democratization]. Moscow: Prosveshhenie, 2004.

14. Novikova I. N. Sweden as "an Honest Peace Broker": Some Aspects of the Swedish Peacemaking during the First World War". International relations in the North of Europe and the Barents Region: History and Historiography. Materialy ros-sijsko-norvezhskogo seminara [Russian-Norwegian seminar's materials], Murmansk, 19-20 may 2007. Murmansk, 2008: 87-95.

15. Teorii i metody v sovremennoj politicheskoj nauke [Theories and methods in contemporary political science]. S.U. Larsen (ed.). Moscow: ROSSPEN, 2009.

16. Fokin V.I. Sovremennye problemy mezhcivilizacionnogo vzaimodejstvija na primere skandinavskih stran. Sankt-Peterburg i strany Severnoj Evropy. - Materi-

aly Desjatoj ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2009. [Current problems of inter-civilizational cooperation: example of Scandinavian states... The materials of the 10th annual international scientific conference]

17. Harlamp'eva N.K., Lagutina M.L. Transnacional'naja model' arkticheskogo upravlenija v XXI veke [Transnational model of Arctic management in the 21st century]. Arktika i Sever, № 3 (2011).

18. Buzan B., Wh^ver O., de Wilde J. Security: a New Framework for Analysis. London: Lynnie Rienner, 1998.

19. Buzan B., Wh^ver O. Slippery? Contradictory? Sociologically Untenable? The Copenhagen School Replies Review of International Studies 23, no 2 (1997).

20. Hopf T. Social Origins of International Politics. Identities and the Construction of Foreign Policies at Home. Ithaca: Cornell University Press, 2002.

21. Larsen S.U., Hagtvet B., Myklebust J.P. (eds.) Who were the Fascists: Social Roots of European Fascism. Bergen, 1980.

22. Rokkan S. Centre and Periphery: Spatial Variation in Politics. London: Sage, 1980.

23. Rokkan S. Territories, Centres, and Peripheries: Toward a Geoethnic-Geoeconomic-Geopolitical Model of Differentiation Within Western Europe. London: Sage,1980.

24. Rosenau J. Lineage Politics: Essay on the Convergence of National and International System. New York, 1969.

25. Waever O. (eds.) Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe. London: Pinter Publishers, 1993.

26. Wh^ver O. Identity, Communities and Foreign Policy. Discourse Analysis as Foreign Policy Theory. European Integration and National Identity: the Challenge of the Nordic States. L. Hansen, O. Wh^ver (eds.). London, New York: Routledge, 2002.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Григорьева Оксана Владимировна, старший преподаватель Факультета Международных отношений

Санкт-Петербургский Государственный Университет Университетская наб., 7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия e-mail: oxana.grigorjeva@gmail. com

Чихачев Алексей Юрьевич, студент 3 курса Факультета Международных отношений

Санкт-Петербургский Государственный Университет Университетская наб., 7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Россия e-mail: alexchikhachev@gmail. com

DATA ABOUT THE AUTHORS

Grigoryeva Oxana Vladimirovna, Assistant Professor, School of International Relations

Saint-Petersburg State University

Universitetskaya nab., 7-9, Saint-Petersburg, 199034, Russia e-mail: oxana.grigorjeva@gmail.com

Chikhachev Alexey Yurievich, the 3rd year student, School of International Relations

Saint-Petersburg State University

Universitetskaya nab., 7-9, Saint-Petersburg, 199034, Russia e-mail: alexchikhachev@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.