ТEOРEТИЧEСКИE И ТEХНOЛOГИЧEСКИE СТРAТEГИИ ПOСТРOEНИЯ ПРOФEССИOНAЛЬНO OРИEНТИРOВAННOЙ СEТEВOЙ OБРAЗOВAТEЛЬНOЙ СРEДЫ
А.Д. Гарцов , Д.А. Гарцова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются технологические подходы построения сетевой образовательной среды для обучения русскому языку как неродному на основе инструментальных платформ с открытым лицензионным кодом и авторских инструментальных средств, позволяющих педагогу самостоятельно создавать электронные средства для разных уровней и аспектов обучения языку.
Ключевые слова: сетевая образовательная среда, авторские инструментальные средства, персональный образовательный сайт.
Сегодня, в эпоху формирования «веб-стиля» жизни [1. С. 6] и работы глобального социума, деятельность педагога становится разнообразнее, многограннее, технологичнее, креативнее, сложнее и одновременно удобнее, комфортнее, интереснее. Все чаще от преподавателя требуются не шаблонные, привычные действия, освященные многовековыми педагогическими традициями, а гибкость и подвижность мышления, быстрота ориентировки, ускоренная профессиональная адаптивность к постоянно меняющейся инфокоммуникационной среде, творческий подход к решению больших и малых задач на основе использования методической инноватики электронного формата среды и средств обучения.
Еще 5—10 лет назад сетевое образование принималось как отдаленная перспектива, но сегодня это становится необходимым требованием к базовым компетенциям современного преподавателя.
Анализ этапов информатизации системы образования в России и за рубежом, современная научно-экспериментальная деятельность в области создания информационно-образовательной инфраструктуры факультета повышения квалификации РУДН позволяет определить основные тенденции развития информационного общества и его профессиональных отраслей, без учета которых невозможно эффективно управлять курсом необходимой оптимизации информационной профессионально-ориентированной педагогической среды.
Прежде чем перейти к перечислению ключевых тенденций, влияющих на формирование информационного общества, укажем на основные, с нашей точки зрения, факторы, препятствующие инновационному развитию образования, педагогики и лингводидактике, в частности.
Наиболее существенным является информационный шум. Явление это многофакторное, связанное с гипертехнологизацией процессов влияния на человека-потребителя, его незащищенностью от многоканального стороннего воздействия. Потоки избыточной информации преследуют нас повсюду: дома, на работе, в магазине, в транспорте, в парке, в загородном лесу. Постоянное нахождение в
Гарцов А.Д.
, Гарцова Д.А. Теоретические и технологические стратегии построения...
зоне онлайн и wi-fi сделало человека доступным рекламным агентам, маркетологам, службам опроса общественного мнения, сослуживцам, друзьям и т.д. круглосуточно и в любом месте, что неизбежно приводит к синдрому рассеянного внимания. По сути, у человека не осталось рекреационных зон. Возникает потребность в фильтрации и регулировании информационных потоков.
Длительное по современным меркам развитие дистанционных форм обучения языку во многом тормозится отсутствием теоретической базы, понятной для большинства педагогов-языковедов. Как правило, дистанционное обучение языку развивается на базе крупных вузовских (корпоративных) порталов, а педагог лишь наполняет образовательным контентом негибкие системы дистанционного обучения. В этом случае педагог находится в большой зависимости от системных администраторов и самой системы дистанционного обучения.
Вместе с тем уже несколько десятилетий развиваются инструментальные средства, серверные (облачные) технологии, позволяющие педагогу самостоятельно создавать персональный образовательный сайт в соответствии со своим видением предмета и своими методическими потребностями.
Важно, что участие педагога в строительстве персонального образовательного сайта кардинально меняет его компетенцию, формирует новый взгляд на дидактические возможности сетевой образовательной среды в области лингводидак-тики, приближает его к реальной креативной педагогической деятельности в Сети. Персональный образовательный сайт становится не только новым педагогическим инструментом, но и экспериментальной площадкой для ведения научно-методической работы в области электронной методики преподавания русского языка как неродного или иностранного [2. С. 173].
Кафедра компьютерной лингводидактики ФПКП РКИ РУДН проводит экспериментальную и научно-исследовательскую работу по ключевым аспектам электронной педагогики и лингводидактики, связанным с построением профессионально ориентированной сетевой среды обучения русскому языку как неродному, созданием мультимедийных, интерактивных оперативно обновляемых электронных средств для всех уровней и аспектов обучения РКИ методом визуального редактирования, обучением педагогов-практиков эффективной работе в электронном формате в условиях быстро меняющейся информационно-образовательной среды и электронных аппаратных устройств (гаджетов).
1. Информационно-образовательная сетевая среда обучения построена на популярной динамично развивающейся платформе Jооmlа с открытым кодом, которая позволяет интегрировать разнообразные модули: CMS (система управления контентом), LMS (система дистанционного обучения), компоненты и модули электронной торговли и электронных платежей, компоненты и модули создания социальных сетей и многое другое.
Преимущество данной платформы перед другими системами с закрытым кодом (Edu^^ Гиперметод, Прометей и др.) заключается в следующем:
— модульность платформы делает ее гибкой, наделяет такими возможностями, которые позволяют конструировать оптимальную инфокоммуникационную среду (не систему дистанционного обучения) для обучения конкретной предметной
Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2015, № 3
дисциплине с наименьшими затратами ресурсов: финансовых, информационных, технологических, интеллектуальных;
— система развивается многочисленными софтверными компаниями в разных странах мира, которые принимают участие в разработке информационных стандартов, в том числе и стандартов передачи обучающих материалов. Этот факт является залогом того, что система всегда будет обновляться в соответствии с техническими и технологическими скачками в глобальной инфокоммуникаци-онной среде;
— в системе предусматриваются полнофункциональные возможности не только интеграции с новыми аппаратными средствами (iphоnе, ipаdе, мобильный телефон и т.п.) и с новыми сетевыми сервисами (fасеbооk, twittеr, ШеротаЬ, vkоntаktе и т.п.), но и создания частной профессионально ориентированной социальной среды, например, для русистов;
— для эксплуатации данной системы не требуется содержания специализированных информационных центров, которые используют дорогостоящие физические серверы (кондиционированные помещения, дорогостоящие серверы-дублеры, дорогостоящее программное обеспечение, которое быстро устаревает, наличия службы антивирусных атак, дорогостоящего персонала по техническому обслуживаю центра и многое другое). Установка и управление данной системой снимает все перечисленные проблемы, так как использование виртуального хостинга на несколько порядков дешевле и эффективнее. Подобная мобильность особенно важна, например, для сельских учебных заведений, так как позволяет даже небольшой малобюджетной школе иметь свой образовательный портал;
— простота в управлении системой позволяет работать в ней любому педагогу, прошедшему специализированные курсы повышения квалификации;
— практическая работа в системе позволяет педагогу использовать зарубежные инновационные информационно-образовательные технологии, стандарты, что повысит конкурентоспособность российского образования и расширит потенциал экспорта образовательных услуг.
2. Новая методология и технология создания электронных средств нового поколения методом визуального редактирования для всех уровней и аспектов обучения дисциплине позволяет решить главную проблему: привлечь к производству средств обучения массового педагога, так как при переходе от аналоговых технологий к цифровым педагог лишился своего стержневого свойства — непосредственного создания и совершенствования средств обучения в новом (электронном) формате (в эпоху аналоговых технологий учебники создавали и обновляли только педагоги, без дорогостоящих и непостоянных посредников в лице программистов и веб-мастеров). Приобретение педагогом новых инфокоммуника-ционных компетенций позволяет решить следующие проблемы:
— создать условия для системного производства вариативных электронных средств для всех аспектов и уровней обучения, с полноценным их функционированием во всем диапазоне электронного формата (локальный компьютер, оптический диск, интернет-площадка, многочисленные электронные устройства, интегрированные с Сетью);
Гарцов А.Д.
, Гарцова Д.А. Теоретические и технологические стратегии построения...
— использовать новую методологическую базу для изучения дидактических и методических свойств и качеств обучающего материала в электронном формате. (мультимедия, интерактив, гиперсвязь, базовые международные форматы и др.), что позволит оптимизировать процесс обучения в веб-формате и принимать участие в развитии электронных дисциплин (электронная лингвистика, электронная лексикография, электронная лингводидактика, электронная педагогика и т.д.);
— разрабатывать инновационную методику обучения языку в новом формате — веб-методику.
3. Опыт, полученный в результате практического создания ЭСО, размещения их в Сети на образовательных порталах и сайтах, их оперативного изменения, организации и управления обучением в Сети и других взаимосвязанных аспектов, является предметом научного исследования современного педагога в рамках инновационных НИОКР. Полученные результаты используются в монографиях, методических пособиях, научных статьях и на курсах повышения квалификации в программах по инфокоммуникационной компетенции современного преподавателя.
ЛИТEРAТУРA
[1] Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: Росбизнесконсалтинг, 2002. [Gejts B. Biznes so skorostyu mysli. — M.: Rosbizneskonsalting, 2002.]
[2] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда, средства обучения, педагог: монография. — М.: РУДН, 2009. [GarcovA.D. Elektronnaya lingvodidaktika: sreda, sredstva obucheniya, pedagog: monografiya. — M.: RUDN, 2009.]
[3] Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / Методы. Приемы. Результаты. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. [Shhukin A.N. Obuchenie rechevomu obshheniyu na russkom yazyke kak inostrannom / Metody. Priyomy. Rezultaty. — M.: Russkij yazyk. Kursy, 2012.]
THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL STRATEGIES OF CREATING PROFESSIONAL-ORIENTED NETWORK ENVIRONMENT
A.D. Gartsov , D.A. Gartsova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article characterizes technological approaches to forming a network educational environment for teaching Russian as a foreign language on base of instrumental platforms with open license codes. The platforms allow teachers to independently create electronic aids for different levels and aspects of teaching. Key words: network educational environment, original instrumental means, personal educational site.