Научная статья на тему 'Теоретические и технологические стратегии построения профессионально ориентированной сетевой образовательной среды'

Теоретические и технологические стратегии построения профессионально ориентированной сетевой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АВТОРСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ / NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ORIGINAL INSTRUMENTAL MEANS / PERSONAL EDUCATIONAL SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарцов А. Д., Гарцова Д. А.

В статье рассматриваются технологические подходы построения сетевой образовательной среды для обучения русскому языку как неродному на основе инструментальных платформ с открытым лицензионным кодом и авторских инструментальных средств, позволяющих педагогу самостоятельно создавать электронные средства для разных уровней и аспектов обучения языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL STRATEGIES OF CREATING PROFESSIONAL-ORIENTED NETWORK ENVIRONMENT

The article characterizes technological approaches to forming a network educational environment for teaching Russian as a foreign language on base of instrumental platforms with open license codes. The platforms allow teachers to independently create electronic aids for different levels and aspects of teaching

Текст научной работы на тему «Теоретические и технологические стратегии построения профессионально ориентированной сетевой образовательной среды»

ТEOРEТИЧEСКИE И ТEХНOЛOГИЧEСКИE СТРAТEГИИ ПOСТРOEНИЯ ПРOФEССИOНAЛЬНO OРИEНТИРOВAННOЙ СEТEВOЙ OБРAЗOВAТEЛЬНOЙ СРEДЫ

А.Д. Гарцов , Д.А. Гарцова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются технологические подходы построения сетевой образовательной среды для обучения русскому языку как неродному на основе инструментальных платформ с открытым лицензионным кодом и авторских инструментальных средств, позволяющих педагогу самостоятельно создавать электронные средства для разных уровней и аспектов обучения языку.

Ключевые слова: сетевая образовательная среда, авторские инструментальные средства, персональный образовательный сайт.

Сегодня, в эпоху формирования «веб-стиля» жизни [1. С. 6] и работы глобального социума, деятельность педагога становится разнообразнее, многограннее, технологичнее, креативнее, сложнее и одновременно удобнее, комфортнее, интереснее. Все чаще от преподавателя требуются не шаблонные, привычные действия, освященные многовековыми педагогическими традициями, а гибкость и подвижность мышления, быстрота ориентировки, ускоренная профессиональная адаптивность к постоянно меняющейся инфокоммуникационной среде, творческий подход к решению больших и малых задач на основе использования методической инноватики электронного формата среды и средств обучения.

Еще 5—10 лет назад сетевое образование принималось как отдаленная перспектива, но сегодня это становится необходимым требованием к базовым компетенциям современного преподавателя.

Анализ этапов информатизации системы образования в России и за рубежом, современная научно-экспериментальная деятельность в области создания информационно-образовательной инфраструктуры факультета повышения квалификации РУДН позволяет определить основные тенденции развития информационного общества и его профессиональных отраслей, без учета которых невозможно эффективно управлять курсом необходимой оптимизации информационной профессионально-ориентированной педагогической среды.

Прежде чем перейти к перечислению ключевых тенденций, влияющих на формирование информационного общества, укажем на основные, с нашей точки зрения, факторы, препятствующие инновационному развитию образования, педагогики и лингводидактике, в частности.

Наиболее существенным является информационный шум. Явление это многофакторное, связанное с гипертехнологизацией процессов влияния на человека-потребителя, его незащищенностью от многоканального стороннего воздействия. Потоки избыточной информации преследуют нас повсюду: дома, на работе, в магазине, в транспорте, в парке, в загородном лесу. Постоянное нахождение в

Гарцов А.Д.

, Гарцова Д.А. Теоретические и технологические стратегии построения...

зоне онлайн и wi-fi сделало человека доступным рекламным агентам, маркетологам, службам опроса общественного мнения, сослуживцам, друзьям и т.д. круглосуточно и в любом месте, что неизбежно приводит к синдрому рассеянного внимания. По сути, у человека не осталось рекреационных зон. Возникает потребность в фильтрации и регулировании информационных потоков.

Длительное по современным меркам развитие дистанционных форм обучения языку во многом тормозится отсутствием теоретической базы, понятной для большинства педагогов-языковедов. Как правило, дистанционное обучение языку развивается на базе крупных вузовских (корпоративных) порталов, а педагог лишь наполняет образовательным контентом негибкие системы дистанционного обучения. В этом случае педагог находится в большой зависимости от системных администраторов и самой системы дистанционного обучения.

Вместе с тем уже несколько десятилетий развиваются инструментальные средства, серверные (облачные) технологии, позволяющие педагогу самостоятельно создавать персональный образовательный сайт в соответствии со своим видением предмета и своими методическими потребностями.

Важно, что участие педагога в строительстве персонального образовательного сайта кардинально меняет его компетенцию, формирует новый взгляд на дидактические возможности сетевой образовательной среды в области лингводидак-тики, приближает его к реальной креативной педагогической деятельности в Сети. Персональный образовательный сайт становится не только новым педагогическим инструментом, но и экспериментальной площадкой для ведения научно-методической работы в области электронной методики преподавания русского языка как неродного или иностранного [2. С. 173].

Кафедра компьютерной лингводидактики ФПКП РКИ РУДН проводит экспериментальную и научно-исследовательскую работу по ключевым аспектам электронной педагогики и лингводидактики, связанным с построением профессионально ориентированной сетевой среды обучения русскому языку как неродному, созданием мультимедийных, интерактивных оперативно обновляемых электронных средств для всех уровней и аспектов обучения РКИ методом визуального редактирования, обучением педагогов-практиков эффективной работе в электронном формате в условиях быстро меняющейся информационно-образовательной среды и электронных аппаратных устройств (гаджетов).

1. Информационно-образовательная сетевая среда обучения построена на популярной динамично развивающейся платформе Jооmlа с открытым кодом, которая позволяет интегрировать разнообразные модули: CMS (система управления контентом), LMS (система дистанционного обучения), компоненты и модули электронной торговли и электронных платежей, компоненты и модули создания социальных сетей и многое другое.

Преимущество данной платформы перед другими системами с закрытым кодом (Edu^^ Гиперметод, Прометей и др.) заключается в следующем:

— модульность платформы делает ее гибкой, наделяет такими возможностями, которые позволяют конструировать оптимальную инфокоммуникационную среду (не систему дистанционного обучения) для обучения конкретной предметной

Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2015, № 3

дисциплине с наименьшими затратами ресурсов: финансовых, информационных, технологических, интеллектуальных;

— система развивается многочисленными софтверными компаниями в разных странах мира, которые принимают участие в разработке информационных стандартов, в том числе и стандартов передачи обучающих материалов. Этот факт является залогом того, что система всегда будет обновляться в соответствии с техническими и технологическими скачками в глобальной инфокоммуникаци-онной среде;

— в системе предусматриваются полнофункциональные возможности не только интеграции с новыми аппаратными средствами (iphоnе, ipаdе, мобильный телефон и т.п.) и с новыми сетевыми сервисами (fасеbооk, twittеr, ШеротаЬ, vkоntаktе и т.п.), но и создания частной профессионально ориентированной социальной среды, например, для русистов;

— для эксплуатации данной системы не требуется содержания специализированных информационных центров, которые используют дорогостоящие физические серверы (кондиционированные помещения, дорогостоящие серверы-дублеры, дорогостоящее программное обеспечение, которое быстро устаревает, наличия службы антивирусных атак, дорогостоящего персонала по техническому обслуживаю центра и многое другое). Установка и управление данной системой снимает все перечисленные проблемы, так как использование виртуального хостинга на несколько порядков дешевле и эффективнее. Подобная мобильность особенно важна, например, для сельских учебных заведений, так как позволяет даже небольшой малобюджетной школе иметь свой образовательный портал;

— простота в управлении системой позволяет работать в ней любому педагогу, прошедшему специализированные курсы повышения квалификации;

— практическая работа в системе позволяет педагогу использовать зарубежные инновационные информационно-образовательные технологии, стандарты, что повысит конкурентоспособность российского образования и расширит потенциал экспорта образовательных услуг.

2. Новая методология и технология создания электронных средств нового поколения методом визуального редактирования для всех уровней и аспектов обучения дисциплине позволяет решить главную проблему: привлечь к производству средств обучения массового педагога, так как при переходе от аналоговых технологий к цифровым педагог лишился своего стержневого свойства — непосредственного создания и совершенствования средств обучения в новом (электронном) формате (в эпоху аналоговых технологий учебники создавали и обновляли только педагоги, без дорогостоящих и непостоянных посредников в лице программистов и веб-мастеров). Приобретение педагогом новых инфокоммуника-ционных компетенций позволяет решить следующие проблемы:

— создать условия для системного производства вариативных электронных средств для всех аспектов и уровней обучения, с полноценным их функционированием во всем диапазоне электронного формата (локальный компьютер, оптический диск, интернет-площадка, многочисленные электронные устройства, интегрированные с Сетью);

Гарцов А.Д.

, Гарцова Д.А. Теоретические и технологические стратегии построения...

— использовать новую методологическую базу для изучения дидактических и методических свойств и качеств обучающего материала в электронном формате. (мультимедия, интерактив, гиперсвязь, базовые международные форматы и др.), что позволит оптимизировать процесс обучения в веб-формате и принимать участие в развитии электронных дисциплин (электронная лингвистика, электронная лексикография, электронная лингводидактика, электронная педагогика и т.д.);

— разрабатывать инновационную методику обучения языку в новом формате — веб-методику.

3. Опыт, полученный в результате практического создания ЭСО, размещения их в Сети на образовательных порталах и сайтах, их оперативного изменения, организации и управления обучением в Сети и других взаимосвязанных аспектов, является предметом научного исследования современного педагога в рамках инновационных НИОКР. Полученные результаты используются в монографиях, методических пособиях, научных статьях и на курсах повышения квалификации в программах по инфокоммуникационной компетенции современного преподавателя.

ЛИТEРAТУРA

[1] Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.: Росбизнесконсалтинг, 2002. [Gejts B. Biznes so skorostyu mysli. — M.: Rosbizneskonsalting, 2002.]

[2] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда, средства обучения, педагог: монография. — М.: РУДН, 2009. [GarcovA.D. Elektronnaya lingvodidaktika: sreda, sredstva obucheniya, pedagog: monografiya. — M.: RUDN, 2009.]

[3] Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / Методы. Приемы. Результаты. — М.: Русский язык. Курсы, 2012. [Shhukin A.N. Obuchenie rechevomu obshheniyu na russkom yazyke kak inostrannom / Metody. Priyomy. Rezultaty. — M.: Russkij yazyk. Kursy, 2012.]

THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL STRATEGIES OF CREATING PROFESSIONAL-ORIENTED NETWORK ENVIRONMENT

A.D. Gartsov , D.A. Gartsova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article characterizes technological approaches to forming a network educational environment for teaching Russian as a foreign language on base of instrumental platforms with open license codes. The platforms allow teachers to independently create electronic aids for different levels and aspects of teaching. Key words: network educational environment, original instrumental means, personal educational site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.