Научная статья на тему 'Актуальные вопросы реформирования языкового образования'

Актуальные вопросы реформирования языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДИДАКТИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ЛИГВОДИДАКТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР / LANGUAGE EDUCATION / ELECTRONIC DIDACTICS / ELECTRONIC TUTORIALS / LINGVOMETODICHESKY EXERCISE MACHINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарцов Александр Дмитриевич, Асанова Светлана Александровна

Настоящая статья посвящена вопросам происходящего инновационного реформирования языкового образования. Отмечается, что ключевой линией реформирования является сокращение аудиторного обучения языку и расширение изучения языка в электронном формате, в том числе в Сети. Подобное расширение возможно лишь с наличием достаточного количества электронных средств по всем аспектам и уровнем обучения языку. Лингвометодические тренажеры в системе электронных средств обучения являются базовыми в силу своей функциональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of reforming of language education

The present article is devoted to questions of occurring innovative reforming of language education. In article it is noted that the key line of reforming is reduction of classroom training in language and expansion of studying of language in an electronic format, including in a network. Similar expansion is possible only with existence of enough of electronic means on all aspects and level of training in language. Lingvometodichesky exercise machines in system of electronic tutorials are basic owing to the functionality.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы реформирования языкового образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Д. Гарцов

Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

С.А. Асанова

Университет Соген Сеул, Южная Корея

Настоящая статья посвящена вопросам происходящего инновационного реформирования языкового образования. Отмечается, что ключевой линией реформирования является сокращение аудиторного обучения языку и расширение изучения языка в электронном формате, в том числе в Сети. Подобное расширение возможно лишь с наличием достаточного количества электронных средств по всем аспектам и уровнем обучения языку. Лингвометодические тренажеры в системе электронных средств обучения являются базовыми в силу своей функциональности.

Ключевые слова: языковое образование, электронная дидактика, электронная лигводидак-тика, электронные средства обучения, лингвометодический тренажер.

Мировое и российское образование находятся в состоянии реформирования традиционных форм и видов осуществления педагогических процессов, что обусловлено сверхдинамичным ростом технических, технологических, гуманитарных преобразований, обусловленных научно-технической революцией ХХ! в.

Аудиторная форма работы обучения как форма коллективного обучения в предыдущие века была основной. Однако с изменением информационно-образовательной среды подобная форма обучения становится менее целесообразной, эффективной, оптимальной. Наблюдается постепенный переход от коллективной формы организации обучения к индивидуально-опосредованной.

Одной из ключевых задач современной переподготовки и повышения квалификации является формирование новых компетенций, связанных с организацией электронного обучения языку в свете происходящей реформы образования, которая определяется устойчивой тенденцией — сокращением аудиторных часов и увеличением самостоятельной работы с использованием электронных, цифровых и телекоммуникционных технологий.

Во многих вузах отмечается последовательное выведение части процесса обучения предмету за пределы аудитории. Например, в университете штата Виктория (Канада) обучение многим дисциплинам, которые непосредственно не связаны с экспериментальной работой, выведены за пределы аудитории на 90%.

В ходе проведения научно-исследовательской работы было установлено, что в настоящее время можно говорить о разнообразных электронных формах обучения языку. К таковым относятся два основных вида обучения:

— с использованием автономных электронных средств обучения (оптический диск или установочный пакет обучающей программы на компьютер, планшет

и др). Данная форма обучения языку предполагает более активное участие обучающегося в построении траектории самообучения. Консультационная форма общения с преподавателем-методистом может осуществляться как офлайн (e-mail, форум), так и онлайн (Skype, чат сайта поддержки электронного обучения);

— с использованием сетевых технологий. Сетевое обучение — обучающие ресурсы находятся в Сети. Управление процессом обучения осуществляется педагогом через системы управления контентом (CMS) (1) или через системы дистанционного обучения (LMS) (2).

При сетевом обучении комбинируются формы обучения (онлайн и офлайн). При сетевой форме обучения предоставляется консультирование в режиме реального времени в форме чата или телеконференции. Сетевая форма обучения использует серверные технологии, базы данных, позволяющие регистрировать обучающегося, формировать для него обучающие модули с разнообразными формами практикумов, тренинга, контроля, отслеживать все его действия в информационно-образовательном пространстве.

И в первом, и во втором случае предполагается использование достаточного количества электронных средств обучения для обеспечения полноценной внеаудиторной работы по оптимальному и эффективному усвоению планового задания.

Электронное обучение языку — это естественная современная форма обучения языку, которая появилась благодаря классической, фундаментальной методике обучения иностранным языкам, построенной на традиционном учебнике, но с учетом объективных научно-технических и гуманитарных реалий сегодняшнего дня.

В настоящее время электронное обучение в языковом образовании находится в стадии становления, как и во многих других предметно-дисциплинарных областях. Традиционный учебник по-прежнему является базовым средством подготовки современных специалистов, практически во всех областях гуманитарно-технической деятельности человека. Нельзя не отметить, что на основе классического учебника были подготовлены такие специалисты, которые осознали недостатки классического образования предшествующих лет и перешли к созданию новых форм, средств и видов обучения, адекватных требованиям времени.

Электронное обучение наследует структурно-содержательные закономерности традиционного обучения. Как показала практика обучения языку в электронной форме, в качестве основной структурной единицы целесообразно использовать структуру классического урока с его основными этапами: введение нового материала, объяснение, отработка или закрепление, в электронном обучении этот этап определяется как «тренинг», контроль усвоенности введенного материала.

Как показывает практика обучения языку, самый трудоемкий и длительный по времени является этап закрепления или тренинга введенного материала.

Следовательно, в общей системе электронного урока лингвометодический тренажер является наиболее значимым и эффективным инструментом внеаудиторной работы.

В зависимости от решаемых задач лингвометодические тренажеры делятся:

— на тренинги языковых навыков: фонетика, лексика грамматика (мофология и синтаксис);

Гарцов А.Д., Асанова С.А. Актуальные вопросы реформирования языкового образования

— тренинг речевых навыков (умение использоватьв речи приобретенные навыки);

— тренинг суперсегментных навыков: интонация, синтагматическое членение.

Тренажеры играют большую роль в формировании профессиональной компетенции в различных областях деятельности, особенную значимость имеют тренажеры при подготовке специалистов, связанных с большими рисками (космонавты, пилоты, врачи-нейрохирурги и т.д.).

Тренажер (от англ. train — тренировать, обучать), учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Применяют при подготовке летчиков и космонавтов, при обучении машинописи, автовождению и т.д. (3).

Если мы посмотрим значение слова «тренажер» по психологическому словарю, то увидим несколько иное толкование: «Тренажер — техническое средство, служащее целям профессиональной подготовки человека — оператора, в конструкции которой реализована модель функционирования системы „человек — машина"».

В обоих случаях речь идет об автоматизации навыков и умений на основе многочисленных повторений одного и того же действия.

Создание лингводидактических тренажеров для формирования лексико-грам-матических навыков и коммуникативно-речевых умений, несомненно, должно соответствовать основным теоретическим положениям, выработанным фундаментальной традиционной методикой обучения РКИ.

Коммуникативно-деятельностный подход, на котором базируется современная электронная лингводидактика, предполагает строить обучение языку как определенному виду деятельности.

Все вышеописанное позволяет заключить, что проведенное научно-экспериментальное исследование имеет не только теоретическую значимость, которая выражается в инновационной интерпретации нового объекта исследования — вебстраницы в аспекте ее дидактических и методических свойств, но и практическое значение, его результаты могут быть использованы при разработке, создании и внедрении программ повышения квалификации педагогов высшей, средней и начальной школ для формирования новых профессиональных компетенций, позволяющих эффективно работать в быстро меняющихся условиях информационного общества.

Создание системы лингвометодических тренажеров по всем аспектам и уровням обучения русскому языку как иностранному, неродному, а также родному будет активно способствовать проходящему реформированию языкового образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Content Managament System.

(2) Learning Managament System.

(3) См. Большой энциклопедический словарь.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Атабекова А.А. Лингвистический дизайн web-страниц. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

[2] Балыхина Т.М. От методике к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. — М.: Изд-во РУДН, 2010.

[3] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда — средства обучения — педагог. — М.: Изд-во РУДН, 2009.

[4] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика. Инновации языкового образования. — Саар-брюккен: LAP, 2010.

[5] Гарцов А.Д. Пять шагов в электронную педагогику. — Саарбрюккен: LAP, 2011.

[6] Мэтью Мердок, Трейон Мюллер. Взрыв обучения. — М.: Альпина Паблишер, 2012.

LIRETARURA

[1] Atabekova A.A. Lingvisticheskij dizajn web-stranic. — M.: RUDN, 2003.

[2] Balyhina T.M. Ot metodike k jetnometodike. Obuchenie kitajcev russkomu jazyku: problemy i puti ih preodolenija. — M.: RUDN, 2010.

[3] Garcov A.D. Jelektronnaja lingvodidaktika: sreda — sredstva obuchenija — pedagog. — M.: RUDN, 2009.

[4] Garcov A.D. Jelektronnaja lingvodidaktika. Innovacii jazykovogo obrazovanija. — Saarbrjuk-ken: LAP, 2010.

[5] Garcov A.D. Pjat' shagov v jelektronnuju pedagogiku. — Saarbrjukken: LAP, 2011.

[6] Mjet'ju Merdok, Trejon Mjuller. Vzryv obuchenija. — M.: Al'pina Pablisher, 2012.

TOPICAL ISSUES OF REFORMING OF LANGUAGE EDUCATION

A.D. Gartsov

Faculty of re-training of Russian language teachers

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

S.A. Asanova

Sogen's university Seoul, South Korea

The present article is devoted to questions of occurring innovative reforming of language education. In article it is noted that the key line of reforming is reduction of classroom training in language and expansion of studying of language in an electronic format, including in a network. Similar expansion is possible only with existence of enough of electronic means on all aspects and level of training in language. Lingvometodichesky exercise machines in system of electronic tutorials are basic owing to the functionality.

Key words: Language education, electronic didactics, electronic tutorials, lingvometodichesky exercise machine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.