ЭЛЕКТРОННАЯ ДИДАКТИКА: СТРАТЕГИИ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА
ЭЛЕКТРОННАЯ ДИДАКТИКА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
А.Д. Гарцов
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Д.А. Гарцова
Кафедра сравнительной образовательной политики Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Настоящая статья посвящена разработке теории и практики обучения иностранным языкам в электронном формате. Затрагиваются вопросы создания электронных средств обучения, а также развития электронных дисциплин.
Ключевые слова: электронная дидактика, электронная лигводидактика, электронные средства обучения.
Изменение стиля жизни глобального социума, связанное с переходом к новым формам и технологиям работы с информацией, кардинальным образом меняет методологическую и методическую платформу образования, педагогики, теории обучения иностранным языкам. Под влиянием динамичного развития электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий существенные изменения претерпевает и дидактика — общая теория обучения предмету. Дидактические принципы обучения предмету, реализованные в электронном формате, приобретают инновационные свойства, появление которых было невозможно в среде аналоговых педагогических технологий. Дидактика обучения иностранному языку тесно связана с новым научным направлением — электронной лингводидактикой [3. С 7]. Термин «электронная лингводидактика» пришел на смену «компьютерной лингводи-дактике» [4. С 45] недавно, в связи с глубоким переосмыслением происходящих научно-технических и общественных процессов.
Термин «компьютерная лингводидактика», определяющий область дидактики, изучающей теорию использования компьютеров в обучении языку, во многом был противоречив и, на наш взгляд, не мог способствовать развитию электронного языкового образования в широком смысле по ряду объективных причин. Во-первых, наука, как известно, изучает объективные явления, процессы и их свойства, поэтому лингводидактику как научную дисциплину целесообразно связывать не с аппаратными средствами (с компьютером и сетью), а с электронным форматом — инновационным научно-техническим явлением общественной жизни, в котором создается и функционирует образовательный контент нового поколения, обладающий инновационными методическими и дидактическими закономерностями. С развитием электронных устройств, цифровых и телекоммуникационных технологий появляются новые термины, определяющие различные современные явления или процессы, связанные с переводом бытовой и профессиональной деятельности в электронный формат: электронная библиотека, электронная книга, электронный учебник, электронный документооборот, электронное правительство, электронная экономика, электронная торговля, электронное обучение, электронные деньги, электронные билеты, электронная медицина, электронная педагогика, электронная лингводидактика и т.п.
Во-вторых, компьютер — это лишь звено в линейке быстро развивающихся электронных устройств. Прародительница компьютера — электронно-вычислительная машина (ЭВМ). Необходимо отметить, что в эпоху ЭВМ также предпринимались попытки использования этого громоздкого электронного аппарата в обучении языку, но методический эффект был очень скромный, поэтому в методике обучения РКИ это устройство не оставило существенного следа. Появление компактного настольного персонального компьютера (ПК) и возможности широкого доступа педагогов к электронному устройству привело к активизации работы педагогов по созданию электронных средств обучения (ЭСО) с помощью программистов, однако использование дорогостоящих услуг специалистов, невысокий коэффициент полезного действия создаваемых обучающих программ, невозможность их дальнейшего обновления, нестабильность творческого коллектива впоследствии привели к угасанию методической энергии педагогов-энтузиастов. Следующий этап развития компьютера был связан с необходимостью пользователя быть мобильным и иметь возможность работать с документами повсеместно, в том числе и при перемещении, в транспорте. На смену компьютеру приходит ноутбук. С развитием глобальной сети, появлением потребностей пользователя в осуществлении различных видов интернет-коммуникаций, использовании удаленных электронных ресурсов, дистанционном управлении сайтами и порталами, непрерывном образовании и проведении досуга и т.п. ноутбук оснащается веб-камерой, интегрируется с мобильным Интернетом. Приобретение мобильным персональным компьютером (ноутбуком) новых качеств обусловливает появление нового термина — «нетбук». В настоящее время мы видим мощный всплеск развития разнообразных компактных мобильных устройств и их популяризацию: планшетные компьютеры и телефоны (Ipad, и др.). Очевидно, что базовое электронное устройство, которое мы называем компьютером (старшее поколение — ЭВМ),
будет видоизменяться, приобретать новые качества, новые названия, и уже недалеко то время, когда слово «компьютер» попадет в разряд той лексики, в которой уже находятся такие термины, как «ЭВМ» и «кибернетика», а термин «компьютерная лингводидактика» унаследует архаичную семантическую окраску.
Современная дидактика обучения языку находится в тесной корреляции с научно-техническим и технологическим прогрессом. Стремительные метаморфозы информационно-образовательной среды создают новые межличностные коммуникационные условия, новые формы организации, управления и предъявления учебного материала, а сами средства обучения приобретают новые методические и дидактические свойства, научно-методическое изучение закономерностей которых находится в самом начальном состоянии. Информационно-коммуникационные реалии сегодняшнего дня, меняющие бытовой и профессиональный уклад субъектов образовательного процесса, влекут кардинальные перемены в научно-исследовательской и учебно-педагогической работе. Естественной реакцией на происходящие перемены является формирование новых научных направлений, школ и учебных дисциплин в рамках конкретных предметов.
Инновационная (электронная) дидактика реализуется в среде электронных средств обучения. Как известно, средства обучения являются базовой категорией образования, педагогики, методики обучения языку. Переход к системному обучению языку в электронном формате (в том числе дистантно) предполагает наличие достаточного количества ЭСО по всем аспектам и уровням обучения языку.
Известно, что эффективное обучение предмету возможно, когда практическая деятельность базируется на современной теоретической и методической платформе. Говоря метафорически, практика без теории — слепа, теория без практики — мертва. В этом ракурсе инновационные дидактические свойства ЭСО следует выявлять, изучая свойства формата, в котором реализуется обучающий материал. Основным средством представления обучающего материала в электронном обучении языку является веб-страница. К числу основных свойств веб-страницы относятся такие категории, как мультимедийность, интерактив, гиперсвязь, веб-дизайн. Таким образом, ключевые дидактические принципы предшествующих педагогических технологий (сознательность, наглядность, научность, систематичность, коммуникативность, активность, прочность, доступность, последовательность, учет индивидуальности обучающегося) значительно модернизируюся абсолютно инновационными свойствами, реализация которых возможна только в электронном формате веб-страницы.
Мультимедийность частично коррелирует с традиционным дидактическим принципом наглядности. Специфика мультимедийности веб-страницы заключается в ее полифункциональности, т.е. в одновременном представлении всех видов наглядности (текст, графика, звук, видео, мультипликация) и одновременном воздействии на основные перцептивные каналы обучающегося (зрительный, аудитив-ный). Различные виды традиционной аналоговой наглядности реализуются дискретно с помощью разнообразных методов и технических устройств (диапроектор, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон). Эргономика мультимедийности вебстраницы многократно превосходит удобство использования традиционной наглядности.
Интерактив частично коррелирует с традиционным дидактическим принципом активности и обеспечивает многочисленные формы интерактивного взаимодействия обучающегося с учебно-методическим материалом, что позволяет кардинально расширить сектор самостоятельной работы обучающегося, в том числе и в сети. В аналоговом обучении интерактивность обеспечивает преподаватель.
Гиперсвязь позволяет связывать веб-страницы и различные обучающие модули в единый учебно-методический комплекс, что в значительной мере систематизирует учебный материал по аспектам и уровням обучения. При реализации сетевых обучающих ресурсов можно говорить о гиперучебниках, постоянно модернизирующихся современными педагогами. Необходимо отметить: если муль-тимедийность и интерактив реализовались дискретно в предшествующих информационно-образовательных технологиях, то гиперсвязь стала возможной исключительно в формате веб-технологий.
Педагогический веб-дизайн — это дидактический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы в формате веб-страницы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Он всегда был связан не просто с описанием деятельности как таковой, а с вопросами интеграции широкого диапазона электронных, цифровых, телекоммуникационных средств и образовательного контента, что позволяет наделить электронные средства обучения инновационными дидактическими и методическими возможностями, используя новые качества электронного формата обучающего материала. Основная цель педагогического веб-дизайна — создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания электронных средств обучения и различных типов образовательных ресурсов, в том числе и сетевых, обеспечивать психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. Педагогический веб-дизайн представляет собой систему, которая формирует единый стиль реализации электронной образовательной среды, ее компонентной и элементной базы, что обеспечивает учебному процессу целостность, системность, дидактическую, методическую, профессионально ориентированную направленность.
Таким образом, электронная дидактика, обладая инновационными свойствами, которые обусловлены спецификой представления обучающего материала в электронном формате веб-страницы, является наиболее эффективным средством актуализации современной теории обучении иностранным языкам. Научное развитие электронной дидактики является фундаментом для создания практико-ори-ентированных эффективных методик обучения предмету (в нашем случае языку) в быстро меняющихся условиях электронной информационно-образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Атабекова А.А. Лингвистический дизайн web-страниц. — М.: Изд-во РУДН, 2003.
[2] Балыхина Т.М. От методике к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. — М.: Изд-во РУДН, 2010.
[3] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда — средства обучения — педагог. — М.: Изд-во РУДН, 2009.
[4] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика. Инновации языкового образования. — Германия, Саарбрюккен: LAP, 2010.
[5] Гарцов А.Д. Пять шагов в электронную педагогику. — Германия, Саарбрюккен: LAP, 2011.
[6] Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения. — М.: Альпина Паблишер, 2012.
ELECTRONIC DIDACTICS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
A.D. Gartsov
Faculty of professional skills improvement of teachers of Russian as a foreign language Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
D.A. Gartsova
Comparative educational policy department Educational and scientific institute of comparative educational policy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The present article is devoted to the development of theory and practice of training in foreign languages in an electronic format. The questions of creation of electronic tutorials, and also to development of electronic disciplines are raised.
Key words: electronic didactics, electronic tutorials.