ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕБ-ДИЗАЙН ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
А.Д. Гарцов, А.Д. Федоренков
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья рассматривает широкий круг вопросов, связанных с педагогическим моделированием в процессе создания электронных средств обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: дизайн, педагогика, электронные средства обучения.
Активное использование электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий во всех сферах кардинальным образом повлияло на изменение стиля жизни, работы, обучения, научной и коммерческой деятельности человека. Появление дисплейной формы подачи информации обусловило зарождение экранной культуры, стали вырабатываться стандарты представления мультимедийных, интерактивных информационных потоков. С появлением мировой сети Интернета и переходом к цветным мультимедийным дисплеям требования к оформлению информационного материала стали возрастать. Появились дизайн-студии, веб-дизайнеры, которые на профессиональной основе, с учетом имеющегося опыта, инструментария и возможностей компьютеров, серверных технологий и сетей, стали предлагать новые оформительские и проектные решения для сайтов, порталов, административных, коммерческих, электронных образовательных ресурсов.
Развитие электронного образования обусловило появление электронных средств для обучения (ЭСО) в сети, с использованием разнообразных электронных устройств. С изменением информационно-образовательной среды обучения начали формироваться электронные дисциплины: электронная педагогика, электронная лингводидактика. В русле новых дисциплин стали зарождаться новые научно-методические аспекты, одним из которых явился педагогический веб-дизайн электронных средств обучения.
Педагогический веб-дизайн, как и лингвистический [1], является отраслевым и имеет свои специфические особенности, характерные только для сферы деятельности, которую он обслуживает. До того как мы начнем рассматривать историю педагогического веб-дизайна и технологий, раскроем определение данной области.
Рассматриваемый термин пришел к нам из английского языка. «Instructional Design» образован от двух слов, Instruction и Design. В буквальном значении Instruction означает ряд мероприятий, способствующих обучению. Слово Design обозначает творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством (1).
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2012, № 4
Чтобы получить уникальный продукт процесса дизайна, мы используем знания, наблюдение и творческие способности. Цель педагогического дизайна заключается в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано. Существует несколько слов и словосочетаний со словом «Instruction» (рус. — обучение). Наиболее распространенные — Instructional Science (рус. — педагогическая наука), Instructional Technology (рус. — образовательные технологии), Instructional Design (рус. — педагогический дизайн). Педагогическая наука обеспечивает теоретическое обоснование построения процесса обучения. Образовательные технологии — это прикладной аспект педагогической науки, в основе которого лежит педагогический дизайн.
Понятие «педагогический дизайн» пришло к нам и адаптировано из иностранной литературы несколько лет назад, в настоящее время все чаще появляется на страницах российских образовательных изданий.
В работах зарубежных педагогов и психологов уделяется большое внимание педагогическому дизайну. Многие зарубежные авторы дают свои, различные определения педагогического дизайна. Некоторые из них приведены ниже:
— педагогический дизайн обозначает использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно сделать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения [4];
— педагогический дизайн — это наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению [6];
— педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей [5].
В сети Интернет среди зарубежных источников встречается несколько определений, рассматривающих данное понятие в различных ракурсах. В частности, интерес представляют трактовки педагогического дизайна, заимствованные (в адаптированном варианте) из «Учебного и педагогического дизайна» Лаборатории прикладных исследований Университета штата Пенсильвания, США. Приведем некоторые из них.
Педагогический дизайн как дисциплина представляет собой отрасль знаний, в рамках которой проводятся исследования и разрабатывается теория о педагогических стратегиях, в том числе о процессе их разработки и реализации.
Педагогический дизайн представляет собой науку о создании детальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сохранения ситуаций, которые обеспечивают процесс изучения как крупных, так и малых предметных блоков всех уровней сложности.
В России до недавнего времени педагогическому веб-дизайну уделялось не так много внимания. Есть лишь работы небольшого количества исследователей, среди которых можно выделить труды К.Г. Кречетникова, А.Ю. Уварова, И.Г. Алексанрова, Ю.Б. Соловьева и др.
Педагогический веб-дизайн реализуется в формате веб-страницы. Являясь центральным звеном глобальной информационной системы, веб-страница стала
Гарцов А.Д., Федоренков А.Д. Педагогический веб-дизайн электронных средств обучения
объектом изучения многими научными областями. Основными универсальными свойствами веб-страницы являются мультимедийность, интерактивность, гипер-текстовость. Надо сказать, что последнее качество абсолютно новаторское, если мультимедия и интерактив дискретно реализовались в предшествующих информационно-образовательных технологиях, то гиперсвязь стала возможной только в формате веб-технологий.
Ключевая функция педагогического веб-дизайна — представлять и организовывать пользовательский интерфейс, то есть осуществлять интерактивное взаимодействие между контентом и пользователем. Вид интерфейса создает первое впечатление пользователя о предлагаемом ресурсе, формирует желание глубже знакомиться с контентом ресурса или проигнорировать его ввиду неблагоприятного первичного впечатления. Именно поэтому особенное внимание необходимо уделять методическому и дидактическому проектированию веб-страницы ЭСО, эффективно используя основные элементы веб-дизайна: сочетание цветов, выбор фона, шрифта, линий, теней, таблиц, соотношение элементов композиции, пропорции, использованных графических объектов и персонажей, их взаиморасположение и плотность, формальную сочетаемость и многое другое.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) См. Википедия.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Атабекова A.A. Лингвистический дизайн web-страниц. — М.: РУДН, 2003.
[2] Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика // Инноватика языкового образования. Монография. — Саарбрюке: Издательство Lamber Academic Pablishing, 2010.
[3] Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения. — М.: Альпина Паблишер, 2012.
[4] McArdle J.J., Hamagami F., Elias M.F., Robbins M.A. Structural modeling of mixed longitudinal and cross-sectional data // Experimental Aging Research. — 1991. — 17(1). — P. 29—52.
[5] Briggs L.J. Instructional Design: Principles and Application. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 1977.
[6] Richey R. http://www.gsu.edu/~wwwitr/features/leaders/richey.html
PEDAGOGICAL WEB DESIGN IN E-LEARNING
A.D. Gartsov, A.D. Fedorenkov
Faculty of re-training of Russian language teachers
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article examines a wide range of issues related to modeling in the process of creating Russian as a foreign language e-learning.
Key words: design, education, e-learning.