Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ В НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ В НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Казахстан / международные стандарты ООН / осужденный / принудительный труд / социальная реинтеграция / трудовая адаптация / труд осуж-денных / уголовно-исполнительная система / Kazakhstan / UN international standards / convict / forced labor / social rein-tegration / labor adaptation / convict labor / penal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куат Хажумуханович Рахимбердин, Максим Ростиславович Гета

Настоящее исследование посвящено комплексу проблем, связанных с достиже-нием целей уголовно-исполнительной деятельности в Республике Казахстан по обес-печению возможностей и условий социальной реинтеграции осужденных, содержа-щихся в пенитенциарных учреждениях, посредством организации их трудовой дея-тельности. В связи с этим затрагиваются исторические аспекты опыта привлече-ния осужденных к труду в советский период истории Казахстана, отмечается роль ГУЛАГа в данном процессе и констатируются проявления эксплуатации труда осужденных в некоторых современных государствах. Основное внимание уделено во-просам создания и совершенствования социального и организационно-правового ме-ханизма эффективного привлечения осужденных к оплачиваемому, ресоциализирую-щему труду в современном Казахстане. Указывается, что увеличение численности «тюремного населения» обостряет проблемы трудоустройства осужденных, одна-ко и снижение такой численности само по себе не снимает актуальности указанной проблемы. В исследовании на основе эмпирических данных статистики Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан показано, что осуж-денные преимущественно трудоустраиваются в качестве хозяйственной обслуги пе-нитенциарных учреждений или на предприятиях «внутри» уголовно-исполнительной системы. Это не способствует обеспечению подлинно ресоциализирующей роли труда в понимании международных правовых актов ООН. Также показаны расхож-дения национального уголовно-исполнительного и трудового законодательства Рес-публики Казахстан с рекомендациями международных правовых актов ООН в части, касающейся признания казахстанским законодателем принудительного характера труда осужденных. В связи с этим в исследовании содержатся предложения по со-вершенствованию правового регулирования привлечения осужденных к оплачиваемо-му труду и по дальнейшей имплементации положений международных стандартов ООН в законодательство Казахстана, адресованное трудовой деятельности осуж-денных в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куат Хажумуханович Рахимбердин, Максим Ростиславович Гета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF ATTRACTING CONVICTS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT TO WORK IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

This study is devoted to a set of problems related to the achievement of the goals of pe-nal enforcement activities in the Republic of Kazakhstan to provide opportunities and condi-tions for the social reintegration of convicts held in penitentiary institutions through the or-ganization of their work. In this regard, the historical aspects of the experience of attracting convicts to labor in the Soviet period of Kazakhstan’s history are touched upon, the role of the GULAG in this process is noted and manifestations of exploitation of convicts’ labor in some modern states are stated. The main attention of the authors of the study is paid to the creation and improvement of the social and organizational-legal mechanism for the effec-tive involvement of convicts in paid, resocializing work in modern Kazakhstan. It is rightly pointed out that the increase in the number of ―prison population‖ exacerbates the prob-lems of employment of convicts, however, the decrease in such a number does not in itself remove the relevance of this problem. The study, based on empirical statistics of the Com-mittee of the Penitentiary System of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Ka-zakhstan, convincingly shows that convicts are mainly employed as economic servants of penitentiary institutions, or at enterprises ―inside‖ the penitentiary system. This does not contribute to ensuring a truly resocializing role of labor, in the understanding of interna-tional legal acts of the United Nations. The study also shows the discrepancies between the national penal enforcement and labor legislation of the Republic of Kazakhstan with the recommendations of international legal acts of the United Nations regarding the recogni-tion by the Kazakh legislator of the forced nature of the labor of convicts. In this regard, the study contains proposals for improving the legal regulation of the involvement of convicts in paid work and for further implementation of the provisions of international UN standards in the legislation of Kazakhstan, addressed to the labor activity of convicts in places of depri-vation of liberty.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ В НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 343.825

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/88-100

К. Х. Рахимбердин, М. Р. Гета

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ В НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Настоящее исследование посвящено комплексу проблем, связанных с достижением целей уголовно-исполнительной деятельности в Республике Казахстан по обеспечению возможностей и условий социальной реинтеграции осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, посредством организации их трудовой деятельности. В связи с этим затрагиваются исторические аспекты опыта привлечения осужденных к труду в советский период истории Казахстана, отмечается роль ГУЛАГа в данном процессе и констатируются проявления эксплуатации труда осужденных в некоторых современных государствах. Основное внимание уделено вопросам создания и совершенствования социального и организационно-правового механизма эффективного привлечения осужденных к оплачиваемому, ресоциализирую-щему труду в современном Казахстане. Указывается, что увеличение численности «тюремного населения» обостряет проблемы трудоустройства осужденных, однако и снижение такой численности само по себе не снимает актуальности указанной проблемы. В исследовании на основе эмпирических данных статистики Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан показано, что осужденные преимущественно трудоустраиваются в качестве хозяйственной обслуги пенитенциарных учреждений или на предприятиях «внутри» уголовно-исполнительной системы. Это не способствует обеспечению подлинно ресоциализирующей роли труда в понимании международных правовых актов ООН. Также показаны расхождения национального уголовно-исполнительного и трудового законодательства Республики Казахстан с рекомендациями международных правовых актов ООН в части, касающейся признания казахстанским законодателем принудительного характера труда осужденных. В связи с этим в исследовании содержатся предложения по совершенствованию правового регулирования привлечения осужденных к оплачиваемому труду и по дальнейшей имплементации положений международных стандартов ООН в законодательство Казахстана, адресованное трудовой деятельности осужденных в местах лишения свободы.

Ключевые слова: Казахстан; международные стандарты ООН; осужденный; принудительный труд; социальная реинтеграция; трудовая адаптация; труд осужденных; уголовно-исполнительная система.

Для цитирования: Рахимбердин К. Х., Гета М. Р. Теоретические и правовые аспекты привлечения к труду осужденных, отбывающих в наказание в виде лишения

© Рахимбердин К. Х., Гета М. Р., 2023 © Rakhimberdin К а., Geta M. К, 2023

свободы в Республике Казахстан: проблемы и перспективы // Вестник Кузбасского института. 2023. № 4 (57). С. 88-100. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/88-100.

K. Kh. Rakhimberdin, M. R. Geta

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF ATTRACTING CONVICTS SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT TO WORK IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS

This study is devoted to a set of problems related to the achievement of the goals of penal enforcement activities in the Republic of Kazakhstan to provide opportunities and conditions for the social reintegration of convicts held in penitentiary institutions through the organization of their work. In this regard, the historical aspects of the experience of attracting convicts to labor in the Soviet period of Kazakhstan's history are touched upon, the role of the GULAG in this process is noted and manifestations of exploitation of convicts' labor in some modern states are stated. The main attention of the authors of the study is paid to the creation and improvement of the social and organizational-legal mechanism for the effective involvement of convicts in paid, resocializing work in modern Kazakhstan. It is rightly pointed out that the increase in the number of "prison population" exacerbates the problems of employment of convicts, however, the decrease in such a number does not in itself remove the relevance of this problem. The study, based on empirical statistics of the Committee of the Penitentiary System of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, convincingly shows that convicts are mainly employed as economic servants of penitentiary institutions, or at enterprises "inside" the penitentiary system. This does not contribute to ensuring a truly resocializing role of labor, in the understanding of international legal acts of the United Nations. The study also shows the discrepancies between the national penal enforcement and labor legislation of the Republic of Kazakhstan with the recommendations of international legal acts of the United Nations regarding the recognition by the Kazakh legislator of the forced nature of the labor of convicts. In this regard, the study contains proposals for improving the legal regulation of the involvement of convicts in paid work andfor further implementation of the provisions of international UN standards in the legislation of Kazakhstan, addressed to the labor activity of convicts in places of deprivation of liberty.

Keywords: Kazakhstan; UN international standards; convict; forced labor; social reintegration; labor adaptation; convict labor; penal system.

For citation: Rakhimberdin K. Kh., Geta M. R. Theoretical and legal aspects of attracting convicts serving a sentence of imprisonment to work in the Republic of Kazakhstan: problems and prospects. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 4 (57), p. 88-100. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/4(57)/88-100.

Институт наказания так же, как и комплекс иных уголовно-правовых средств, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, направлен на создание условий для социальной реинтеграции осужденных и

для достижения такой цели, как их исправление. Данные цели соответствуют ключевым положениям международных правовых актов ООН, посвященных обращению с лицами, совершившими преступления. Так, в частности, в преамбу-

ле Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) [8] предусматривается направленность исполнения наказания в виде лишения свободы на создание таких условий, «чтобы правонарушители были готовы вести законопослушный образ жизни и обеспечивать свое существование по возвращении к жизни в обществе». Вполне очевидно, что юридическая и фактическая возможность нормальной жизнедеятельности на свободе тесно связаны с возможностью нахождения средств существования и способностью осужденного адаптироваться к стремительным и бурным социальным изменениям, происходящим как на глобальном уровне, так и в социокультурном пространстве, окружающем каждого человека. Наряду с этим Правило 91 Правил Нельсона Ман-делы уточняет, что в процессе социальной реинтеграции осужденных, находящихся в местах лишения свободы, «следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения, а также помогать им приспособиться к новой жизни». Таким образом, важнейшим элементом постпенитенциарной социальной адаптации осужденных международные стандарты ООН признают состояние готовности и возможности осужденных вести достойную жизнь, соблюдая правила и социальные установления, принятые в свободном обществе. По замечанию В. А. Уткина, достижение подобного состояния как основной части исправления осужденных предполагает формирование у них субъективной готовности добровольно соблюдать требования закона и генезиса качества и свойств, способствующих ответственному, правопо-

слушному поведению [12, а 41]. Выражая солидарность с мнением В. А. Уткина, мы полагаем, что в социальной реинтеграции осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, одно из ключевых значений принадлежит их трудовой деятельности, без которой невозможна трудовая адаптация названных лиц. Основным инструментом данной адаптации является труд осужденных, который уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан, ряда стран Центральной Азии, Российской Федерации признает одним из средств исправления осужденных.

Однако наличие подобной доминанты уголовно-исполнительного законодательства и конституционно закрепленной ориентации Республики Казахстан на соблюдение международных правовых актов, к сожалению, не исключают проблемы отсутствия надлежащего эффективного организационно-правового механизма привлечения осужденных к труду, который был бы основой их последующей постпенитенциарной социальной адаптации и одновременно — источником средств достойного существования и самостоятельной жизнедеятельности в обществе после отбывания наказания. Данное обстоятельство обуславливает необходимость поиска путей создания эффективных организационно-правовых инструментов стимулирования трудовой активности осужденных и обеспечения реальной возможности осуществления их оплачиваемой трудовой деятельности. Это также соответствует необходимости дальнейшей им-плементации положений международных правовых актов ООН в национальное законодательство Республики Казахстан, регулирующее общественные отношения в сфере организации труда осужденных, лишенных свободы.

Проблема привлечения осужденных к труду является одной из острых и актуальных проблем уголовно-исполнительной политики Республики Казахстан. Однако в массовом сознании, да и в понимании ряда представителей юридической и правозащитной общественности эта проблема ассоциируется с массовым использованием принудительного труда заключенных для решения социально-экономических, оборонных, народно-хозяйственных задач в СССР в 30-е — 50-е гг. XX в. В юридической науке справедливо отмечается, что функционально-инструментальный подход к человеку вообще и к его труду в частности в условиях изоляции от общества выступает одним из проявлений наследия ГУЛАГа своего рода «реинкарнацией» исключительно репрессивного и утилитарного подхода к осуществлению уголовно-исполнительной политики [10, с. 39]. Наиболее рельефным и концентрированным воплощением «гулаговской» модели привлечения осужденных к труду стал период массовых репрессий конца 30-х гг. XX в., связанный с именем тогдашнего наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова, в последующем получивший зловещее обозначение «ежовщины». Это был период создания многочисленных исправительно-трудовых лагерей и лагпунтов ГУЛАГа, гигантского по меркам времени принудительного труда заключенных, на территориях Северного и Центрального Казахстана, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. В дальнейшем после массового освобождения осужденных из пенитенциарных учреждений по завершении эпохи И. В. Сталина практика массового привлечения осужденных к труду продолжала существовать в СССР, участвуя в решении важнейших проблем плановой социалистической экономики и народного хозяйства [1, с. 60-77]. В юридической науке

в связи с этим признается, что «в советской планово-распределительной экономике практически все трудоспособные осужденные были заняты трудом, а успешное выполнение исправительно-трудовыми учреждениями народнохозяйственных планов считалось одним из важнейших критериев эффективности как пенитенциарной системы в целом, так и отдельных колоний и тюрем» [12, с. 171]. Этот тезис иллюстрируется тем обстоятельством, что в 70-х гг. XX в. Министерство внутренних дел СССР, в состав которого входили учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, занимало пятое место среди министерств страны, ответственных за развитие промышленности и экономики [11, с. 14].

Произошедший на рубеже XX и XXI вв. этап системной трансформации казахстанского общества и государства, его ориентация на восприятие международных стандартов прав человека, а также масштабные изменения социально-экономических условий осуществления уголовно-исполнительной политики совпали с острым кризисом организации труда осужденных и ознаменовали утрату ранее существовавших приоритетов и механизмов их трудовой деятельности. В условиях рыночной экономики этот труд перестал быть востребованным в тех масштабах, которые существовали в период СССР, а сама уголовно-исполнительная система столкнулась с необходимостью адаптировать трудовую деятельность осужденных к новым социально-экономическим реалиям и фундаментальным принципам правового государства, курс на построение которого избрала Республика Казахстан. В тоже время пережитки или «осколки» наследия ГУЛАГа сохранялись и в современной уголовно-исполнительной системе Казахстана в качестве, касающемся привлечения осужденных к тру-

ду. Это связано, например, с проблематикой неофициальной социальной стратификации осужденных в контексте их привлечения к безвозмездному обязательному труду, в местах лишения свободы, поскольку представители так называемых «привилегированных страт» осужденных стремятся не только избегать подобного труда, но и перекладывать его на других осужденных. Наряду с этим до сих пор сохраняется неприемлемый «канцелярит» языка совещаний и официальных документов руководства органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, допускающий такие формулировки, как «трудоисполь-зование» или «трудозанятость» осужденных, символизирующие ранее упомянутый функционально-инструментальный подход к человеку в условиях отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Означает ли данное обстоятельство, что проблема привлечения осужденных к труду, соединенному с противоречиями рекомендациям международных стандартов ООН, относится только к Казахстану и является реликтом гулагов-ского прошлого уголовно-

исполнительной системы? Следование научной истине позволяет увидеть, что данная проблема намного глубже. Норвежский криминолог Нильс Кристи справедливо указывал, что реальность и риски коммерческой эксплуатации труда заключенных, неизбежно генерирующие рост численности «тюремного населения», существуют и в странах западного мира [7, с. 224]. Это относится прежде всего к США, где существует один из высоких в мире показателей численности «тюремного населения». Так, в частности, по состоянию на 1 января 2022 г. общая численность заключенных в США составляла 1 767 200 чел. [14]. Их труд является дешевым и оплачивается в

многократно меньших размерах, чем труд свободных граждан государства. В научной литературе отмечается, что труд заключенных в тюрьмах США предусматривает «бессовестно низкую заработную плату: так, в 2017 году в среднем заключенные зарабатывали от 86 центов до 3,45 доллара США в день» [13]. А существование такого инструментария, как частные тюрьмы в совокупности с низкой ценой человеческого труда заключенных, стимулирует крупные корпорации США быть заказчиками этого труда и его выгодоприобретателями. Все это прямо или косвенно способствует росту численности «тюремного населения» страны и превращению института наказания в виде лишения свободы, в инструмент решения экономических задач, связанных с получением прибыли, в условиях капиталистического способа производства. Вполне очевидно, что подобное привлечение осужденных к труду не соответствует рекомендациям международных правовых актов ООН и порождает риски принудительного труда. Важно отметить, что увеличение численности «тюремного населения» в любой стране всегда будет обострять ситуацию с трудовой занятостью осужденных, которых необходимо привлекать к труду и обеспечивать возможность трудоустройства с получением заработной платы.

В Республике Казахстан в течение двадцати лет в рамках гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики последовательно сокращалась численность «тюремного населения», и по состоянию на 1 октября 2023 г. она составляла 35 081 осужденных (2022 г. — 34 379 чел.).

По официальным данным Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК, по состоянию на 2022 г. 71,5 % всех осужденных (20 778 чел.) являлись тру-

доспособными. При этом было трудоустроено 11 905 человек (57,3 %). Сфера их трудоустройства была различной, в частности:

- 2 955 — в качестве хозяйственной обслуги пенитенциарных учреждений (25 %);

- 3 724 — на предприятиях УИС (31 %);

- 5 226 — на других оплачиваемых работах МСБ (44 %) [6, с. 3].

Однако картину привлечения осужденных к труду, отражающую состояние уголовно-исполнительной системы

страны, к сожалению, нельзя назвать благостной. Как видно из приведенных статистических данных, большинство осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, привлекалось к труду непосредственно в учреждениях УИС и на ее предприятиях. Постановлением Правительства Республики Казахстана от 18.02.2016 № 79 был утвержден перечень государственных предприятий уголовно-исполнительной системы (РГП «Енбек», РГП «Енбек-Оскемен»), ответственных за организацию труда осужденных [9]. Более того, Правительство Республики Казахстан еще в 2002 г. определило предприятия УИС, имеющими важное стратегическое значение. Таким образом, именно сама уголовно-исполнительная система стала основным работодателем осужденных, что в принципе в известной мере продолжило практику «колонийской» модели исполнения наказания в виде лишения свободы в СССР. Однако тогда, в условиях плановой экономики и распределительной системы, эта практика была вполне успешной, чего нельзя сказать применительно к современной рыночной экономике и социально-правовым реалиям, существующим в Казахстане. Также вследствие реализации различных коррупционных схем и неэффективного ме-

неджмента предприятия, интегрированные в РГП «Енбек», РГП «Енбек-Оскемен», не смогли своевременно исполнить договорные обязательства. У них образовалась кредиторская задолженность, приведшая к процедурам реабилитации и фактически означающая состояние банкротства. Так, в частности, на начальный период реабилитации в сентябре 2020 г. задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы Казахстана составляла 3,090 млрд тенге, а в 2022 г. остаток задолженности был равен 2,592 млрд тенге [12, с. 7]. Вполне очевидно, что в положении, когда реальным приоритетом деятельности предприятий уголовно-исполнительной системы является погашение задолженности перед кредиторами и выхода из состояния банкротства, возможности трудоустройства осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, существенно снижаются. Тем более, в условиях преобладания рыночных механизмов в народном хозяйстве превращаются в банальную «маниловщину» попытки создать при учреждениях УИС производства, где можно было бы задействовать как можно большее число трудоспособных осужденных. Не подлежит сомнению, что большинство таких осужденных в современной ситуации вовсе не намерены уклоняться от труда, но хотели бы иметь доступ к оплачиваемому труду.

Трудоустройство и трудовая деятельность осужденных в Казахстане, как отмечалось нами ранее, обеспечиваются преимущественно «внутри» самой уголовно-исполнительной системы. Об этом наглядно свидетельствует нижеследующая таблица, посвященная сведениям о трудоустройстве лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы, в период с 2016 по 2022 г. [12, с. 9].

Таблица 1

Показатели привлечения к труду осужденных местах лишения свободы

в период с 2016 по 2022 гг.

№ п/п Наименование 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 10 мес. 2022 г

1 Среднесписочная численность 31 276 29 336 27 163 24 213 24 941 28 645 29057

2 Трудоспособные 18 731 16 984 15 127 13 750 14 267 20 584 20778

3 Трудоустроенные 12655 13265 11851 11020 11484 12127 11905

в том числе:

4 Хозобслуживание 3132 3240 3160 2975 2978 2792 2 955

5 РГП «Енбек», «Енбек-Оскемен» 6548 6274 4886 4077 4099 4083 3 724

6 МСБ, КП 2975 3751 3805 3968 4407 5252 5 226

7 Трудозанятость в % 67,6 % 78,1 % 78,3 % 80,1 % 80,5 % 58,9 % 57,3 %

Как следует из содержания данной таблицы, фактически среди осужденных, привлеченных к труду в рассматриваемый период, значительную долю составляют лица, входящие в состав хозяйственной обслуги пенитенциарных учреждений. Так, например, их численность в 2021 г. составила 2792 осужденных, а только за 10 месяцев 2022 г. — 2955 чел. Для сравнения, на предприятиях уголовно-исполнительной системы РГП «Енбек», РГП «Енбек-Оскемен» этот показатель составлял в 2021 г. 4083 осужденных, а за 10 месяцев 2022 г. он даже уменьшился — до 3724 чел. Полагаем, что это снижение не в последнею очередь обусловлено кризисным состоянием РГП «Енбек» и РГП «Енбек-Оскемен». В любом случае показатели трудоустройства осужденных на предприятиях уголовно-исполнительной системы Казахстана ненамного превосходят данные о трудовой занятости персонала хозяйственной обслуги пенитенци-

арных учреждений. Вполне очевидно, что говорить о какой-либо социальной реинтеграции посредством привлечения осужденных к труду в понимании международных стандартов ООН в ситуации трудовой деятельности хозяйственной обслуги не приходится. Кроме того, в подобной трудозанятости имеются коррупционные риски и возможности использования труда осужденных в личных интересах представителей администрации пенитенциарных учреждений.

Учитывая трудности, которые испытывают предприятия РГП «Енбек», РГП «Енбек-Оскемен», следует констатировать наличие проблемы с привлечением осужденных к оплачиваемому труду, который и является ключевым инструментом в их социальной реинтеграции. Невозможно переоценивать роль труда осужденных хотя бы потому, что рыночная модель экономики, как отмечалось нами ранее, не создает широких потребностей в труде осужденных. Однако

этот труд необходим для успешной ре-социализации осужденных, для полезного заполнения их времени, для сохранения и приобретения трудовых навыков мотиваций и иной «соединительной ткани» со свободным обществом. Нельзя не учитывать и положения Правил Нельсона Манделы, в соответствии с которыми «на заключенных следует возлагать полезную работу, достаточную для того, чтобы заполнить нормальный рабочий день» (Правила 71.2 Правил Нельсона Манделы). Данные обстоятельства обуславливают необходимость поиска новых путей привлечения к труду осужденных на основе требований демократического общества и рыночного уклада экономических отношений. Названные пути, в частности, связаны с решением вопросов создания и практического использования инструментария заключения осужденными трудовых договоров с работодателями, «внешними» по отношению к уголовно-исполнительной системе Казахстана. Иными словами, нужны механизмы, когда казахстанский бизнес сам будет «стучаться» в двери уголовно-исполнительной системы, непосредственно предлагая оплачиваемую работу осужденным. Следовательно, извлечение прибыли от такого труда не исключается, так же, как и не исключается необходимость его достойной оплаты. К сожалению, проблема достойной цены человеческого труда и его оплаты представителями крупного бизнеса по-прежнему сохраняет остроту и актуальность в Казахстане, на что обращал внимание Глава государства К. Ж. Токаев. Что касается прибыльности труда осужденных, то она не исключается, но не должна быть господствующим компонентом в трудовой деятельности осужденных. Формирование практики заключения трудовых договоров осужденных с работодателями не должно означать передачу этих осужденных

частным лицам в целях их коммерческой эксплуатации, поскольку подобная передача, по существу, означает рабское, подневольное состояние, исходя из статьи 1 Конвенции о рабстве (25 сентября 1926 г.) [6]. В связи с этим особого внимания заслуживает проблема расхождения положений трудового законодательства Республики Казахстан, применимого для регулирования труда осужденных, с положениями Конвенции Международной организации труда № 29 о принудительном или обязательном труде (10 июня 1930 г.) [5], в соответствии с которой нельзя относить к принудительному труду «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ» (п. «с» ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 МОТ). В трудовом законодательстве Республики Казахстан труд осужденных назван принудительным и допустимым (ст. 4 Трудового кодекса РК), что противоречит не только Конвенциям МОТ, но и положениям Международного Пакта ООН о гражданских и политических правах (1966 г.). Несомненно, что это наносит ущерб имиджу государства на международной арене и создает опасные иллюзии увлечения арсеналом принудительных средств при обращении с осужденными. В юридической науке справедливо отмечается, что труд осужденных недопустимо рассматривать в качестве принудительного. На это, в частности, указывали А. И. Зубков [3], А. В. Маслихин [4, с. 95].

Солидаризуясь с этим постулатом, полагаем целесообразным рекомендовать законодателю преодолеть упомянутое расхождение с рекомендациями

международных стандартов ООН, устранив необоснованную легитимацию принудительного труда в законодательстве Республики Казахстан.

Дальнейшая имплементация положений международных правовых актов ООН в трудовое и уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан предполагает практические шаги по созданию стабильного организационно-правового алгоритма как можно более широкого участия осужденных в оплачиваемом труде, в обучении профессиональным и иным трудовым навыкам, в занятии социальным предпринимательством. Наряду с этим необходимо учитывать лучшие достижения мирового опыта в данной сфере, включая в том числе опыт и практику стран евразийского пространства. Одновременно в процессе развития форм и видов трудовой деятельности осужденных следует творчески использовать соответствующий социокультурный потенциал и исторический опыт многонационального народа Казахстана.

Модернизация уголовно-

исполнительной политики Республики Казахстан в первые десятилетия XXI в. неизбежно включает в себя процессы, связанные с организацией трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Сокращение численности «тюремного населения» Казахстана не привело к снижению актуальности данной проблемы, и поэтому для уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан одной из стратегических задач развития выступает создание эффективных социальных организационно-правовых инструментов привлечения осужденных к труду. Как показало настоящее исследование, в большинстве случаев осужденные трудятся на предприятиях уголовно-

исполнительной системы и в качестве хозяйственной обслуги пенитенциарных учреждений. Это не способствует выполнению рекомендаций Правил Нельсона Манделы и других международных правовых актов ООН, ориентирующих на обеспечение ресоциализирующих функций труда осужденных и на его направленность на подготовку лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, к самостоятельной и ответственной жизнедеятельности в свободном обществе.

Создание и внедрение в практику социальной реинтеграции осужденных в местах лишения свободы механизма их привлечения к оплачиваемому труду, к участию в социальном предпринимательстве требует дальнейшего совершенствования норм уголовно-исполнительного и трудового законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу трудовой деятельности осужденных, а также преодоления расхождений между данными отраслями законодательства и положениями международных правовых актов ООН, адресованными процессу организации труда осужденных, на основе их ресоциализа-ции. Необходимо как можно скорее исключить из законодательства Республики Казахстан и, в частности, из ст. 4 Трудового кодекса РК нормативные конструкции, допускающие принудительный труд и дискредитирующие имидж Казахстана на международной арене, несовместимые с принципами социального правового государства. При организации труда осужденных необходимо учитывать лучшие достижения мирового опыта, в том числе существующие в странах евразийского пространства, традиции и социокультурный потенциал народа Казахстана.

Литература

1. Бердинских, В. А. ГУЛАГ: проблемы экономики. — Москва : КЛИО, 2014. — 77 с.

2. Ешмагамбетов, Ж. Б. Актуальные проблемы привлечения осужденных к труду в Республике Казахстан // Трудозанятость осужденных, содержащихся в местах лишения свободы : материалы круглого стола / Мажилис Парламента РК, 08.12.2022. — Астана, 2022. — 50 с.

3. Зубков, А. И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. — Москва : Penal Reform International, 2000. — 83 с.

4. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право : учеб. пособие / под ред. А. В. Маслихина. — Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. — 160 с.

5. Конвенция о принудительном или обязательном труде // Международная организация труда — International Labour Organization : сайт. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—

normes/documents/normativeinstrument/wcms_c029_ru.htm#:~:text= %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %8F %202, %D0 %BD %D0 %B5 %20 % D0 %BF %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B 8 %D0 %BB %D0 %BE %20 %D1 %81 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B8 %D1 %85 %20 %D1 %83 %D1 %81 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %B3 %20 %D0 %B4 %D0 %B E %D0 %B1 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %BE (дата обращения: 26.10.2023)

6. Конвенция о рабстве // Организация Объединенных Наций : сайт. — https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention_slavery.shtml (дата обращения: 26.10.2023).

7. Кристи, Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца / пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой; предисл. Я. Гилинского. — 2-е изд. — Москва : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. — 224 с.

8. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы) // Управление ООН по наркотикам и преступности. — URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandela_Rules-R-ebook.pdf (дата обращения 26.10.2023).

9. Об утверждении перечня государственных предприятий исправительных учреждений, у которых приобретаются органами уголовно-исполнительной системы производимые, выполняемые, оказываемые ими товары, работы, услуги, а также перечня и объемов товаров, работ, услуг, приобретаемых у производящих, выполняющих, оказывающих их государственных предприятий исправительных учреждений : постановление Правительства Республики Казахстан от 29.10.2007 № 1002 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P070001002 (дата обращения: 26.10.2023).

10. Рахимбердин, К. Х. Преодоление наследия ГУЛАГа: из прошлого в современность уголовно-исполнительной системы Казахстана. — Нур-Султан : КМФПС, 2022. — 160 с.

11. Уголовно-исполнительное право России : учеб. и основные нормат. правовые акты для вузов по спец. «Юриспруденция» / под ред. О. В. Филимонова. — Москва : ЮрИнфор-МГУ, 2004. — 400 с.

12. Уткин, В. А. Проблемы теории уголовных наказаний : курс лекций. — Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. — 240 с.

13. Wendy Sawyer, Peter Wagner. Mass Incarceration: The Whole Pie 2023 // Prison Policy Initiative : сайт. — URL: https://www.prisonpolicy.org/reports/pie2023.html (дата обращения: 26.10.2023).

14. United States of America // World Prison Brief : сайт. — URL: https://www.prisonstudies.org/country/united-states-america (дата обращения 26.10.2023).

References

1. Berdinskikh V. A. GULAG: problemy ekonomiki [Gulag: problems of the economy]. Moscow, CLIO, 2014. 77 p.

2. Yeshmagambetov Zh. B. Aktual'nye problemy privlecheniya osuzhdennyh k trudu v Respublike Kazahstan [Actual problems of attracting convicts to work in the Republic of Kazakhstan]. In: Trudozanyatost' osuzhdennyh, soderzhashchihsya v mestah lisheni-ya svobody [Working capacity of convicts held in places of imprisonment: materials of the round table]. Majilis of the Parliament of the Republic of Kazakhstan, 08.12.2022. Astana, 2022. 50 p.

3. Zubkov A. I. Karatel'naya politika Rossii na rubezhe tysyacheletij [Punitive policy of Russia at the turn of the millennium]. Moscow, Penal Reform International, 2000. 83 p.

4. Ispravitel'no-trudovoe (ugolovno-ispolnitel'noe) pravo [Forced labor (penal) law]. Textbook. Ed. A. V. Maslikhin. Ryazan, Ryazan Higher School of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1993. 160 p.

5. Konvenciya o prinuditel'nom ili obyazatel'nom trude [Convention on Forced or Compulsory Labor]. International Labour Organization. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—

normes/documents/normativeinstrument/wcms_c029_ru.htm#:~:text= %D0 %A1 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %8F %202, % D0% BD% D0% B5% 20% D0% BF% D1% 80% D0% B5% D0% B4% D0% BB% D0% BE% D0% B6% D0% B8% D0% BB% D0% BE% 20% D1% 81% D0% B2% D0% BE% D0% B8% D1% 85% 20% D1% 83% D1% 81% D0% BB% D1% 83% D0% B3% 20% D0% B4% D0% BE% D0% B1% D1% 80% D0% BE% D0% B2% D0% BE% D0% BB% D1% 8C% D0% BD% D0% BE (accessed 10/26/2023).

6. Konvenciya o rabstve [Slavery Convention]. United Nations. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/convention_slavery.shtml (accessed 10/26/2023).

7. Christie, N. Bor'ba s prestupnost'yu kak industriya. Vpered, k Gulagu zapadnogo obrazca [Fighting crime as an industry. Forward, to the Gulag of the Western model]. Transl. A. Petrov, V. Prorokova; preface J. Gilinsky. 2nd ed. Moscow, Center for Assistance to Criminal Justice Reform, 2001. 224 p.

8. Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij v otnoshenii obrash-cheniya s zaklyuchennymi (Pravila Nel'sona Mandely) [United Nations Minimum Standard Rules for the Treatment of Prisoners (Nelson Mandela Rules)]. United Na-

tions Office on Drugs and Crime. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/Nelson_Mandela_Rules-R-ebook.pdf (accessed 10/26/2023).

9. Ob utverzhdenii perechnya gosudarstvennyh predpriyatij ispravitel'nyh uchrezhdenij, u kotoryh priobretayutsya organami ugolovno-ispolnitel'noj sistemy proizvodimye, vy-polnyaemye, okazyvaemye imi tovary, raboty, uslugi, a takzhe perechnya i ob"emov tovarov, rabot, uslug, priobretaemyh u proizvodyashchih, vypolnyayushchih, okazyvayushchih ih gosudarstvennyh predpriyatij ispravitel'nyh uchrezhdenij [On the approval of the list of state enterprises of correctional institutions, from which the bodies of the penitentiary system are purchased manufactured, performed, provided by them goods, works, services, as well as a list and volumes of goods, works, services purchased from manufacturers, executors, state enterprises of correctional institutions]. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan of 29.10.2007 No. 1002. Information and legal system of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P070001002 (accessed 10/26/2023).

10. Rahimberdin K. Kh. Preodolenie naslediya GULAGa: iz proshlogo v sovremennost' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Kazahstana [Overcoming the heritage of the Gulag: from the past to the present of the penal system of Kazakhstan]. Nur-Sultan, KMFPS, 2022. 160 p.

11. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii [Penal law of Russia]. Educations and basic legal acts for universities on specialily "Jurisprudence". Ed. O. V. Filimonov. Moscow, Yurlnfo-MSU, 2004. 400 p.

12. Utkin V. A. Problemy teorii ugolovnyh nakazanij [Problems of the theory of criminal punishments]. A course of lectures. Tomsk, Tomsk State University Publishing House, 2018. 240 p.

13. Wendy Sawyer, Peter Wagner. Mass Incarceration: The Whole Pie 2023. Prison Policy Initiative. URL: https://www.prisonpolicy.org/reports/pie2023.html (accessed 10/26/2023).

14. United States of America. World Prison Brief. URL: https://www.prisonstudies.org/country/united-states-america (accessed 10/26/2023)

Сведения об авторах

Куат Хажумуханович Рахимбердин: Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан), ассоциированный профессор кафедры юриспруденции, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, доктор юридических наук. E-mail: matai71@mail.ru

Максим Ростиславович Гета: Кемеровский государственный университет (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Кузбасского гуманитарно-педагогического института; ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: irina2969@yandex.ru

Information about the authors

Kuat Kh. Rakhimberdin: S. Amanzholov East Kazakhstan University (Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan), associate professor of the Chair of Law, member of the Public Council on the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Republic of Kazakhstan, doctor of law. E-mail: matai71@mail.ru Maksim R. Geta: Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), the associate professor of Chair of Criminal Law Disciplines of Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute; Kuzbass Institute of the FPS of Russia(Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Law Faculty, candidate of law, associate professor. E-mail: irina2969@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.