Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты развертки системы индикативного планирования на уровне малых городов - потенциальных точках роста и развития российского государства'

Теоретические и практические аспекты развертки системы индикативного планирования на уровне малых городов - потенциальных точках роста и развития российского государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФОРСАЙТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯДРО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INDICATIVE PLANNING / INDICATORS / FORESIGHT / STRATEGIC PLANNING / MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / ECONOMIC CORE / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина В.В., Стрекалов Н.В.

В статье проведен анализ потенциала поэтапной разработки и внедрения методики индикативного планирования в малых городах, как способа улучшения состояния социально-экономической системы отдельно взятого региона и страны в целом. В рамках статьи малые города рассматриваются как базовые элементы формирования благосостояния государства, как социально-экономической системы и потенциальные точки роста экономики России. Рассмотрена возможность долгосрочного стратегического развития малых городов, опирающегося на создание системы индикаторов, отражающих эффективность проводимых в жизнь решений с возможностью оперативной корректировки проводимой экономической политики в случае наступления изменений, вызванных внешними факторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смагина В.В., Стрекалов Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF INDICATIVE PLANNING SYSTEM DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF SMALL TOWNS AS POTENTIAL POINTS OF GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE

The article analyzes the potential of indicative planning techniques introduction in small towns as a way to improve the state of the socio-economic system of a given region and the country as a whole. In the article towns are considered to be basic elements of the formation of the welfare state, as a socio-economic system and potential points of economic growth in Russia. Under studyis the possibility of long-term strategic development of small towns, based on the implementation of a system of indicators which refl ect the effectiveness of the solutions put into life with the possible of rapid adjustment of the economic policy in the case of changes caused by external factors

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты развертки системы индикативного планирования на уровне малых городов - потенциальных точках роста и развития российского государства»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВЕРТКИ СИСТЕМЫ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ -ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ТОЧКАХ РОСТА И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

OF INDICATIVE PLANNING SYSTEM DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF SMALL TOWNS AS POTENTIAL POINTS OF GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE

В.В. СМАГИНА,

проректор по корпоративной политике и воспитательной работе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, д.э.н., профессор

Н.В. СТРЕКАЛОВ,

соискатель кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

V.V. SMAGINA,

Vice-Rector for corporate policy and educational work, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Economics, Professor

N.V. STREKALOV,

External doctoral candidate of the Department ofpolitical economy and world and global economy, Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Аннотация

В статье проведен анализ потенциала поэтапной разработки и внедрения методики индикативного планирования в малых городах, как способа улучшения состояния социально-экономи-

ческой системы отдельно взятого региона и страны в целом. В рамках статьи малые города рассматриваются как базовые элементы формирования благосостояния государства, как социально-экономической системы и потенциальные точки роста экономики России. Рассмотрена возможность долгосрочного стратегического развития малых городов, опирающегося на создание системы индикаторов, отражающих эффективность проводимых в жизнь решений с возможностью оперативной корректировки проводимой экономической политики в случае наступления изменений, вызванных внешними факторами.

Abstract

The article analyzes the potential of indicative planning techniques introduction in small towns as a way to improve the state of the socioeconomic system of a given region and the country as a whole. In the article towns are considered to be basic elements of the formation of the welfare state, as a socio-economic system and potential points of economic growth in Russia. Under studyis the possibility of long-term strategic development of small towns, based on the implementation of a system of indicators which reflect the effectiveness of the solutions put into life with the possible of rapid adjustment of the economic policy in the case of changes caused by external factors.

Ключевые слова

Индикативное планирование, индикативные показатели, форсайт, стратегическое планирование, управление социально-экономическими системами, экономическое ядро, конкурентоспособность.

Keywords

Indicative planning, indicators, foresight, strategic planning, management of socio-economic system, economic core, competitiveness.

При анализе и рассмотрении Российского государства как социально-экономической системы его регионы можно рассмотреть в качестве базовых элементов или подуровней, по состоянию которых можно судить о состоянии системы в целом.

Если детерминировать регион как часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, то его же можно описать в виде сложного территориально-экономического комплекса со своей структурой связи с внешней и внутренней средой [1]. Для определения векторов развития данной системы необходимо выделить ее точки роста и определить ключевую стратегию их долгосрочного развития. Рассматривая региональную социально-экономической систему не только с экономической, но и с культурной точки зрения, можно сделать вывод о необходимости интенсификации процесса развития этой составляющей именно на уровне малых городов, что будет являться залогом преемственности традиций, реализации концепции аутентичности, и в конечном счете укреплении стабилизации вектора устойчивого развития Российской Федерации, как целостной социально-экономической системы. Оптимальным способом ускорения развития социально-экономической системы регионов может стать изменение подхода к стратегическому развитию малых городов. Применение инструментов индикативного планирования в части анализа текущей экономической ситуации, ее моделирования, выстраивание планов стратегического развития на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочной периоды обеспечит возможность развития малых городов, как базовых элементов формирования общего структурного потенциала развития регионов в целом.

Сейчас в Российской Федерации 789 малых городов, в которых проживает около 25 миллионов человек [2]. Многие малые города можно отнести к моногородам, т.е. городам, чья жизнедеятельность разрастается вокруг одного предприятия или организации - экономического ядра.

По состоянию на 2013 г. в РФ имеется 342 моногорода и их количество продолжает стабильно сокращаться. Значительную часть моногородов можно отнести к малым (табл. 1) [2]. Проанализировав эти данные, можно сделать вывод, что наличие и появление новых организаций или крупных предприятий - экономических базисных центров каждого малого города, а как следствие новых рабочих мест и увеличение поступлений в местный бюджет, может способствовать его развитию и улучшению благосостояния его жителей.

Таблица 1

Распределение моногородов РФ по численности населения

Моногорода по численности населения

Градация 20-50 тыс чел. 5-20 тыс чел. до 5 тыс чел. Итого

Количество городов, ед. 96 110 48 254

Количество жителей, млн чел. 3,2037 1,2885 0,1429 4,6351

На региональном уровне наличие большого количества малых городов при высокой степени различности их специализаций, позволит обезопасить бюджет региона в случае наступления непредвиденных обстоятельств - засухи, например, если речь идет об аграрном регионе, в случае если вокруг крупного города будут присутствовать малые города сателлиты - промышленные центры. По сути, использование концепции индикативного планирования на уровне малых городов позволит подойти с практической точки зрения к реализации политики стратегического развития региона и повышения конкурентоспособности, как лимитирующего качества регионального развития [3]. Таким образом, специализация как средство и конкурентоспособность как цель будут базовыми критериями для выстраивания системы индикаторов для мониторинга и комплексного развития малого города.

Если рассмотреть малый город в виде социально-экономической модели, то на предпроектном этапе анализа необходимо обозначить минимальные базовые критерии уровня жизни для каждого человека, проживающего в городе на данный момент, «мощность экономического ядра» - способность экономической функции малого города - порт, торговые пути, градообразующее предприятие, культурный центр - обеспечить данные базовые критерии и рассчитать максимальное количество жителей, которое может быть обеспечено при данном уровне развития социально-экономической системы данного малого города, и только отталки-

ваясь от этих данных, можно переходить к выстраиванию системы показателей и планированию их целевого улучшения.

С другой стороны, ситуация, в которой оказалась экономика Российской Федерации начиная с 2000-х гг. - кризис 2008 г. и начавшийся спад экономики, вызванный внешним экономическим воздействием в 2014 г., грозит усилить тренд деградации системы малых городов Российской Федерации. Малый город в России необходимо рассматривать не только как населенный пункт, но как стратегический форпост по развитию и удержанию территорий Российской Федерации в будущем, поэтому подход к развитию и увеличению количества малых городов может и должен отличаться от концепции развития средних, а тем более крупных городов. Единственный фактор, который может обеспечить высокую вероятность развития и выживания города, - это обеспечение повышения конкурентоспособности, а если провести аналогию и рассмотреть ситуацию в масштабе микроэкономики, то схожие цели и задачи стоят перед корпорацией, чьи активы должны быть рентабельны, но в то же время результат деятельности должен обеспечивать долгосрочное стабильное развитие, с той лишь разницей, что финансовый результат должен быть направлен на развитие и модернизацию самого малого города и обеспечение его выхода на бездотационный уровень. В то же время эффективность и размеренность развития малого города, а также внесение необходимых корректив в случае наступления форс-мажорных обстоятельств можно только при условии наличия четкого понимания и отслеживания событий при четко выстроенной системе индикативного планирования.

Исходя из вышесказанного, внедрение концепции индикативного планирования в малом городе будет носить характер антикризисного планирования и управления на первых этапах.

В связи с отсутствием примеров и реализованной на практике научной методики эффективного процесса разработки и реализации индикативного плана для малого города, то базовым элементом такого процесса должно являться проведение поэтапного комплексного аудита и выработка стратегии развития социально-экономической системы малого города на основе индикативного планирования:

1. Анализ данных о структуре экономики города (основные отрасли, градообразующие предприятия, соотношение предприятий различных форм собственности, рынки, на которые ориентирована экономика города).

2. Анализ данных о географическом, экономическом, историческом, культурном своеобразии города (PEST-анализ).

3. Структурирование статистических данных о численности и демографическом составе населения города.

4. Анализ источников формирования и структура городского бюджета.

5. Определение сильных и слабых сторон развития малого города (SWOT- анализ).

6. Разработка концепции развития.

7. Определение целей развития.

8. Выявление основных индикаторов достижения цели.

9. Разработка многоуровневой стратегии пошагового достижения заданных показателей.

10. Применение методологии форсайта - сценарного прогнозирования альтернативных (негативных вариантов сценариев развития событий) при реализации стратегии.

11. Реализация стратегий (в краткосрочном до 5 лет, среднесрочном до 10 лет и долгосрочном периоде).

12. Анализ эффективности и результативности действий.

13. Корректировка методов и действий в случае необходимости.

14. Постановка новых задач, целей в развитие города.

Таким образом, индикативное планирование в малом городе

позволит выстроить унифицированную и объективную базовую стратегию, с возможностью ее оперативной коррекции, в случае изменения внешних средовых обстоятельств. Такой подход обеспечит в краткосрочном периоде процесс стабилизации экономики и мобилизации ресурсов малого города.

Концепция развития малых городов России должна рассматриваться как фактор укрепления и стабилизации экономики не только региона, но и страны в целом. Научный подход в стратегическом планировании и реализация процесса быстрой развертки инструментов индикативного планирования, при оперативной необходимости стабилизации социально-экономической системы малого

города, позволяет обеспечить в краткосрочном периоде использование эффективной системы управления и развития социально-экономической системы, что еще раз подчеркивает актуальность и необходимость дальнейшей разработки и изучения данной области, а также создание возможности ее практического применения.

Библиографический список

1. Росстат. Федеральная служба Государственной статистики. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2014 г.

2. Развитие монопрофильных населенных пунктов в Российской Федерации: сборник научн. трудов. - М.: Финансовый университет, 2012. - 100 с.

3. Ландауэром К. Теория национального экономического планирования. - М., 1944.

4. Регион - определение. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Bibliographical list

1. Rosstat. Federal State Statistics Service. The population of the Russian Federation as of 1 January 2014.

2. The development of company towns in the Russian Federation: a collection of scientific. works. - M.: Financial University, 2012. -100 p.

3. Landauer K. Theory of national economic planning. - M., 1944.

4. Region - definition. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Контактная информация

В. В. Смагина

E-mail: troveo@mail.ru

Н. В. Стрекалов

E-mail: NVStrekalov@outlook.com

Contact links

V.V. Smagina

E-mail: troveo@mail.ru

N.V. Strekalov

E-mail: NVStrekalov@outlook.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.