Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности''

Теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности' Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перекальский С. А., Шеховская Н. Л.

В данной статье представлены теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущих учителей к инновационной деятельности. Рассматриваются актуальность инновационной деятельности учителя, теоретические основы, концепция, модель и технология подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перекальский С. А., Шеховская Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности'»

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

С. А. Перекальский1 Н. Л. Шеховская2

1) Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

[email protected] [email protected]

В данной статье представлены теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущих учителей к инновационной деятельности. Рассматриваются актуальность инновационной деятельности учителя, теоретические основы, концепция, модель и технология подготовки.

Ключевые слова: актуальность инновационной деятельности учителя, теоретические основы, концепция, модель, технология профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности.

Актуальность профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности связана со многими социокультурными изменениями последних десятилетий, переходом общества в постиндустриальную стадию своего развития, демократизацией современной жизни. В новом обществе востребованы активные и деятельные субъекты, способные быстро и адекватно приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, трудовым условиям, готовые к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Данные изменения нашли свое отражение в сфере образования в частности в Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования, программе модернизации, Приоритетном Национальном проекте «Образование» и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Особая роль в процессах обновления образования стала принадлежать учителю, представления о котором также претерпели изменения. В наиболее общем виде современный педагог рассматривается не только как специалист, транслирующий сумму знаний и образцов культуры, заинтересованный лишь в успеваемости учеников по своему предмету, а более предстаёт как субъект, самореализующийся в профессии, развивающий себя и создающий условия для развития учащихся, творчески подходящий к своей работе, выходящий за рамки отработанной методики преподавания своего предмета, способный к самообразованию и исследовательской работе. Одним из важнейших достижений российской образовательной политики является законодательно закрепленное право на свободу педагогического творчества (Закон РФ «Об образовании» ст. 55), что стало важнейшей предпосылкой становления педагогической инноватики как отрасли педагогической науки в нашей стране. Данные позитивные изменения способствовали смене традиционной исполнительской деятельности учителя, закономерному появлению новых представлений и направлений поиска в науке и практике, открыли возможность выбирать и использовать новые передовые или уже известные, но ранее не применяемые или запрещённые образовательные технологии. Учитель, не скованный идеологией и методическим арсеналом, получил возможность самовыражения и творческого поиска в профессии. В педагогической науке это вызвало актуализацию исследований в области инновационной деятельности учителя.

С целью определения теоретических основ профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности нами были исследованы традиционный зна-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг. в рамках проекта "Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза", соглашение № 14.А18.21.0098.

ниевый, профессиографический, деятельностный, культурологический, аксиологический, личностный и компетентностный подходы (Н. А. Асташева [3], А. Ф. Ахмерова [4], Е. В. Бонда-ревская [6], И. Ф. Исаев [8], Н. В. Кузьмина [10], А. К. Маркова [11], Л. М. Митина [12], Н. Л. Шеховская [19], О. Б. Широких [20] и др.). Было выявлено, что современное понимание характера и особенностей педагогической деятельности, базирующейся на аксиологическом, личностно-деятельностном и компетентностном подходах позволяет рассматривать педагогическую деятельность как творческую и исследовательскую, что постепенно выразилось в закреплении инновационной деятельности в качестве обязательного компонента педагогической деятельности современного учителя. Далее нами были уточнены понятия инновационная педагогическая деятельность и технология проектного обучения, на примере которой будет выстроена подготовка (М. В. Кларин [9], Е. П. Морозов [13], П. И. Пидкасистый [13], Л. С. Поды-мова [15], М. Б. Романовская [16], Г. К. Селевко [17], В. А. Сластенин [18] и др.). Под инновационной педагогической деятельностью рассматривается творческая педагогическая деятельность, направленная на создание, освоение, внедрение и распространение педагогических новшеств в рамках специально организованного и управляемого инновационного процесса. Технология проектного обучения представляет собой определенный алгоритм действий, направленный на стимулирование интереса учащихся к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

Результаты теоретического анализа отечественного и зарубежного опыта в области профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (З. А. Абасов [1], Н. М. Анисимов [2], А. Ф. Балакирев [5], С. Г. Григорьева [7], Е. П. Морозов [13], А. Я. Найн [14], Л. С. Подымова [15], В. А. Сластенин [18], А. В. Шлома [21], С. Н. Шушкевич [22] и др.) позволили выявить определенный инвариант компонентов данной подготовки:

1. Аксиологический (ценностный, мотивационный) компонент подготовки. Преподаватель в рамках данного этапа должен стремиться к формированию у студентов заинтересованного позитивного отношения к инновационной деятельности учителя;

2. Операциональный (технологический, креативный) компонент. В рамках него возможны несколько направлений работы преподавателя, которые могут быть взаимосвязаны между собой: формирование умений (навыков, компетенций и пр.) на основе полученной информации по инновационным педагогическим технологиям (методикам, приемам, средствам и пр.), обучение основам или технологии инновационной деятельности учителя и развитие креативности студентов с помощью специальных упражнений (проблемных заданий, тренингов, дискуссий и пр.);

3. Рефлексивный (оценочный, личностный) компонент. Предполагает выявления уровня готовности будущего учителя к инновационной деятельности (диагностика уровня осмысления студентами теоретического, технологического и практического блоков подготовки, уровня владения необходимыми знаниями, умениями или компетенциями, наличие индивидуального стиля деятельности и желание его найти, наличие направлений и качество программ профессионально-личностного роста, становления творческого потенциала студента и пр.).

Этапы подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности могут быть представлены в другой последовательности или возможна комбинация или взаимосвязь всех компонентов на одном этапе.

На основе проведенного теоретического анализа литературы нами была разработана концепция профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности на примере технологии проектного обучения, которая опирается на знание-вый, деятельностный и ценностно-личностный методологический подходы, и в содержательном плане предполагает формирование у студентов знаний о педагогической инноватике, умений, навыков, ценностных ориентаций и субъектных качеств, необходимых для реализации инновационной деятельности в профессиональной области. Знаниевый (традиционный) подход ориентирован на передачу студентам-будущим учителям определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Деятельно-стный подход раскрывает алгоритм подготовки к инновационной деятельности в единстве мо-тивационно-ценностного, операционального и оценочно-рефлексивного компонентов, что на наш взгляд, представляется целесообразным организовать на примере технологии проектного обучения. Ценностно-личностный подход акцентирует внимание на формировании ценностных ориентаций и субъектных качеств, необходимых для личностного принятия инновационной деятельности будущими учителями, позволяет ее представить как ценность современного

образования и постулирует необходимость её становления в процессе профессионального обучения. Использование ценностно-ориентационной деятельности, педагогической рефлексии и самооценки должно способствовать более глубокому осмыслению и личностному принятию инновационной деятельности будущими учителями, к выходу за рамки традиционной педагогической деятельности и проявлению их творческой активности, а подготовка к использованию и реализация технологии проектного обучения будет способствовать, на наш взгляд, становлению субъектных качеств личности студентов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Выявление практических аспектов профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (на примере технологии проектного обучения) осуществлялось в ходе разработки модели и технологии, где они нашли свое отражение.

Модель подготовки обеспечивает системность и целостность данного процесса и должна, на наш взгляд, включать в себя следующие компоненты. Целевой компонент модели, ориентирует подготовку будущего учителя к инновационной деятельности на основе знаниевого, деятельностного и ценностно-личностного подходов и значимых принципов обучения: гуманизации, научности, доступности и нарастающей трудности, систематичности и последовательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы, связи теории с практикой, положительного эмоционального фона. Содержательный компонент включает в себя совокупность профессионально-значимых знаний (знание актуальности инноватики как современной отрасли педагогического знания, её исторических, теоретических и практических аспектов, проблем подготовки и готовности будущего учителя к инновационной деятельности, понимание ценностных основ инновационной деятельности учителя, значение его субъектной позиции, знание технологии проектного обучения, её сущности, истории возникновения и перспектив использования), необходимых умений и навыков (владение умениями и навыками проектирования: умение определять концепцию, главную идею проекта, актуальность, роль и значение исследования, предвидеть результаты и последствия проекта, владение умениями поиска, анализа и оценки информации, представления результатов проекта); ценностных ориентаций (идеалы, убеждения и интересы личности в сфере инноватики) и субъектных качеств (активность, самостоятельность, инициативность, автономность, самоорганизация, способность к творчеству, рефлексивность), реализующихся в рамках специального учебного курса. Процессуальный компонент раскрывается через совокупность форм, методов и средств учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, круглый стол, консультация, конференция; методы стимулирования и мотивации интереса к учению, объяснительный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский методы; официальные документы, учебная и научная литература, учебно-методические рекомендации для студентов, Интернет), а также условий обучения, таких как субъект-субъектный характер взаимоотношений студентов и преподавателя, проблемный, эвристический и исследовательский характер обучения, предоставление учащимся права на точку зрения (мнение, анализ, оценка), эмоциональная выразительность педагога (необходимость продемонстрировать личное отношение по тем или иным вопросам данного курса), доверительность и уважительность в процессе обучения, организация самопознания и самооценки (использование профессиональной и личностной рефлексии и самооценки в структуре учебного курса). Оценочно-результативный компонент направлен на диагностику готовности будущего учителя к инновационной деятельности (на примере технологии проектного обучения) на основе разработанных критериев (когнитивный, деятельностный и ценностно-личностный), уровней (высокий, средний и низкий) и показателей готовности, а также диагностических методов (наблюдение, анкетирование и собеседование).

Поиск эффективного пути подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (на примере технологии проектного обучения) привел к разработке технологии, под которой мы понимаем упорядоченную совокупность действий, обеспечивающую достижение студентами - будущими учителями среднего и высокого уровня готовности к инновационной деятельности в ходе последовательного продвижения от когнитивного к практическому и рефлексивно-оценочному этапу с постоянной опорой на рефлексию и самооценку. Ее разработка осуществлялась в соответствии с представленной ранее концепцией и моделью.

На когнитивном этапе технологии необходимо рассказать о цели и задачах подготовки, заложить основы научного понимания инновационной деятельности учителя, сформировать необходимые для ее осуществления ценностные ориентации и субъектные качества личности будущих учителей.

В самом начале данного этапа преподаватель проводит вводное занятие, раскрыв актуальность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности и актуализировав педа-

гогическую рефлексию и самооценку. Далее следует рассказать об изменениях в формах взаимодействия человека с социумом, обновлении образования, ценности образования и интеллекта, изменениях требований к профессионализму учителя. Вместе с тем, требуется особо подчеркнуть ценность творческой деятельности учителя в таких аспектах как: профессиональный и личностный рост, совершенствование УВП, профилактика профессионального «выгорания», улучшение результатов подготовки учащихся и воспитанников. После этого представляется целесообразным проинформировать студентов об основных понятиях инноватики как современного направления педагогического знания: «новация», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» учителя, раскрыть сущность и особенности распространения и внедрения новшеств в образовании, аналитически представить основные научные подходы и трактовки к пониманию подготовки и готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Данный этап требуется завершить занятием, в рамках которого необходимо обсудить и обменяться мнениями по наиболее актуальным вопросам изученного учебного материала.

Отдельным аспектом данного этапа выступает начало формирования ценностных ори-ентаций и субъектных качеств личности, необходимых для осуществления инновационной деятельности учителем. Как нам представляется, требуется в самом начале подготовки подробно и четко проинформировать студентов о них, раскрыв их сущность и значимость. Далее потребуется организация ценностно-ориентационной деятельности для осознания их личной значимости в будущей профессии, а применение студентами педагогической рефлексии и самооценки, позволит оценить собственные возможности и перспективы развития в этом направлении.

Эффективность рассмотренного этапа технологии во многом будет зависеть от полноценной реализации целевого и процессуального компонентов модели подготовки. Некоторые их элементы, такие как принципы и условия подготовки необходимо реализовывать на всех этапах технологии без исключения, но ввиду того, что данный этап является когнитивным, основной формой организации занятий должны стать лекции, которые представляется необходимым разрабатывать в проблемном ключе (проблемный метод обучения), ставя актуальные проблемы и доказательно их раскрывая. В рамках лекционных занятий возможно использование таких элементов ценностно-ориентационной деятельности как эмоциональная выразительность преподавателя, с целью демонстрации личного отношения по некоторым вопросам учебного курса. Вопросы актуальности инновационной деятельности учителя на современном уровне развития отечественного образования и теоретические аспекты педагогической инно-ватики потребуется раскрыть с помощью семинарских занятий, которые могут быть выстроены в эвристическом ключе (частично-поисковый метод проведения). На семинарском занятии требуется организация выступлений студентов, дальнейшая дискуссия между отвечающим, группой и преподавателем по заранее подготовленной информации, которую необходимо обсудить, личностно осмыслить и оценить. Для организации ценностно-ориентационной деятельности необходимо поддерживать субъект-субъектный характер взаимоотношений между студентами и преподавателем, предоставлять студентам право на личную точку зрения (мнение, анализ, оценка) по рассматриваемым вопросам, проявлять эмоциональную выразительность, демонстрируя личное отношение по материалу учебного курса. С целью организации ценностно-ориентационной деятельности, использования педагогической рефлексии и самооценки, на последнем занятии данного этапа (круглый стол) происходит обсуждение и обмен мнениями по изученным ключевым вопросам. От студентов может потребоваться конспектирование основных идей и предложений, наиболее понравившихся мнений группы, собственных оценок и соображений, а также выводов преподавателя. На данном этапе могут быть использованы все заявленные средства обучения, что позволит расширить научные представления студентов об инноватике и инновационной деятельности учителя (нормативные документы, учебная и научная литература, электронные и Интернет-ресурсы) и эффективно организовать процесс подготовки будущих учителей к инновационной деятельности (учебно-методические рекомендации для студентов).

На практическом этапе технологии подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (на примере технологии проектного обучения) приобретенные знания и формирующиеся ценностные ориентации закрепляются в практической проектной деятельности и продолжается формирование субъектных качеств личности будущих учителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

Для достижения этого представляется целесообразным предложить студентам выполнить основной фронтальный исследовательский проект (например, на тему «Учитель-

новатор»). Для его осуществления возможна разработка мини-проектов, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми, а также разных видов (исследовательскими, практическими, творческими, ролевыми и информационными) и рассматриваются как краткосрочные и среднесрочные (срок выполнения от одной недели до месяца). Возможными направлениями исследований могут быть мини-проекты, посвященные основам профессиональной деятельности и её совершенствования («Портрет современного учителя», «Совершенствование профессиональной деятельности учителя» и другие), актуальным теоретическим и практическим вопросам инноватики («Инноватика как отрасль педагогической науки», «Новшества в образовательном процессе вуза и школы», «Проблемы распространения и внедрения новшеств в образовательный процесс» и другие), инновационной деятельности современного учителя («Актуальные проблемы инновационной деятельности современного учителя», «Творчество в педагогической деятельности» и другие). С целью реализации этого замысла данный этап подготовки может состоять из двух подэтапов.

В рамках первого подэтапа возможно проведение классической триады занятий, посвященных технологии проектного обучения (лекция-семинар-практическое занятие). На лекциях целесообразно рассмотреть сущность технологии проектного обучения, ее актуальность и пути реализации. Особое значение имеет такой аспект как взаимосвязь инновационной деятельности учителя с возможностями технологии проектного обучения. Как и на когнитивном этапе, лекция предполагает использование ценностно-ориентационной деятельности (эмоциональная выразительность преподавателя, субъект-субъектные отношения, актуализация рефлексии и самооценки) и проводится в проблемном ключе. На семинарских занятиях рассматриваются вопросы, посвященные видам проектов, возможностям их использования в учебно-воспитательном процессе школы в урочное и внеурочное время и особенностям их оценивания и прочее. Семинарские занятия, как и на когнитивном этапе, выстраиваются в эвристическом ключе, организуется обсуждение между отвечающим, группой и преподавателем, по заранее подготовленной информации. Практические занятия занимают наибольший временной объем прохождения и на первом подэтапе посвящены разработке мини-проектов, тематика которых представлена выше. Их презентацию, обсуждение и оценивание, на наш взгляд, уместно провести на промежуточной учебной конференции.

Работа над основным фронтальным исследовательским проектом (например, «Учитель-новатор» - см. выше) проводится на втором подэтапе, на практических занятиях. Презентация, обсуждение и оценка проекта может проходить на учебной конференции, а обсуждение, обмен мнениями по наиболее значимым и дискуссионным вопросам данного этапа технологии - в рамках круглого стола.

На рефлексивно-оценочном этапе технологии преподаватель подводит итоги подготовки, вновь актуализирует педагогическую рефлексию и самооценку, проводит диагностику готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Перед экзаменом проводится консультация, в ходе которой преподавателю необходимо раскрыть основные требования к ответам испытуемых, кратко рассмотреть и обобщить вопросы к экзамену, ответить на вопросы студентов. С помощью экзамена можно продиагностировать приобретённые студентами знания, формирующиеся или сформированные ценностные ориентации, необходимые для инновационной деятельности учителя, оценить четкость, широту, глубину, осознанность, логичность ответов испытуемых, их способность высказать и обосновать собственное мнение, привести пример. На рефлексивно-оценочном этапе возможно проведение анкетирования. Мы использовали две авторские анкеты, одна из которых направлена на диагностику готовности будущего учителя к инновационной деятельности исходя из трех критериев готовности. Вторая анкета исследует сформированное отношение к инновационной деятельности учителя в трех аспектах: к новациям в образовании, желанию их использовать, разрабатывая самостоятельно или заимствуя, к пройденному специальному курсу, его значению в их профессионально-личностном становлении. В дополнении к этому на всех этапах подготовки возможно использование такого диагностического метода как наблюдение. С целью его продуктивного применения мы опирались на авторский вариант критериев, уровней и показателей готовности будущего учителя к инновационной деятельности.

Таким образом, рассмотренные в данной статье теоретические основы, концепция, модель и технология позволили нам отразить наиболее существенные теоретические и практические аспекты профессионально-личностной подготовки будущего учителя к инновационной деятельности.

Список литературы

1. Абасов З. А. Подготовка к инновационной педагогической деятельности / З. А. Абасов // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 106 - 108.

2. Анисимов Н. М. Обучение студентов решению инновационных задач / Н. М. Анисимов // Педагогика. - 1998. - №4. - С.59 - 62.

3. Асташева Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.

4. Ахмерова А. Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов вузов коммуникативными средствами: автореф.дис. ... канд. пед. наук. / А. Ф. Ахмерова. - М., 2004. - 20 с.

5. Балакирев А. Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.Ф. Балакирев. - Шуя, 2000. - 20 с.

6. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д, 2000. - 352 с.

7. Григорьева С. Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. Г. Григорьева. - Чебоксары, 2003. - 19 с.

8. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф.Исаев; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Белгород. гос. пед. ин-т им. М.С. Ольминского. - М.: Изд-во Белгород. гос. пед. ин-та; Белгород, 1993. - 217 с.

9. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

10. Кузьмина Н. В. Способность, одарённость, талант учителя / Н. В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985.

- 32 с.

11. Маркова А. К. Психология труда учителя / АК.Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 151 с.

12. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - М., 2004. - 320 с.

13. Морозов Е. П. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Сов. педагогика. - 1991. - № 10. - С. 88 - 93.

14. Найн А. Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Наин // Педагогика. - 1994. - № 3. - С. 94 - 111.

15. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Л. С. Подымова. - М., 1995. - 164 с.

16. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / М. Б. Романовская // Завуч.

- №1. - 2007. - С. 118 - 143.

17. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М., 2005. - 288 с.

18. Сластёнин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова.

- М.: Магистр, 1997. - 224 с.

19. Шеховская Н. Л. Педагогика и философия: духовно-ментальный диалог / Н. Л. Шеховская // Научные ведомости БелГУ. (серия Гуманитарные науки). - №6. - 2010. - С. 33 - 38.

20. Широких О. Б. Генезис ценностных ориентаций профессионально-личностной подготовки учителя в России (вторая половина XIX - 90-е гг. ХХ в.) / О. Б. Широких. - М.: МПГУ, 2004. - 212 с.

21. Шлома А. В. Личностно-профессиональное самосовершен- ствование как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности: монография / А. В. Шлома. - Брянск, 2009. - 174 с.

22. Шушкевич С. Н. Проблема подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в школе / С. Н. Шушкевич // Педагогические науки. - 2010. - № 1. -С. 93 - 98.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF FUTURE TEACHERS' PERSONAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL TRAINING FOR INNOVATION ACTIVITIES

The given article deals with theoretical and practical aspects of future teachers' personal development and professional training for innovation activities. It considers the topicality of teachers' innovation activities, its theoretical foundation, conception, training model and methodology.

Keywords: topicality of teachers' innovation activities, theoretical foundation, conception, model, methodology of future teachers' professional training and personality development for innovation activities.

N. L. Shehovskaya1 S. A. Perekalskiy 2

1) Moscow State Regional Socio-Humanitarian Institute

2) Belgorod National Research University

e-mail:

[email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.