Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты привлечения армии к борьбе с сепаратизмом и терроризмом (на примере штата Джамму и Кашмир)'

Теоретические и практические аспекты привлечения армии к борьбе с сепаратизмом и терроризмом (на примере штата Джамму и Кашмир) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЙСКАЯ АРМИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ЯЧЕЙКА БЕЗОПАСНОСТИ / ДЖАММУ И КАШМИР / СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / INDIAN ARMY / ARMED FORCES / COUNTER TERRORISTIC OPERATION / SECURITY GRID / JAMMU AND KASHMIR / MILITARY SPECIAL FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходатенко Е. Н.

Рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты привлечения индийской армии к борьбе с терроризмом и сепаратизмом в штате Джамму и Кашмир. В своем исследовании автор опирается на анализ индийских нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, использует новейшую англоязычную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF INVOLVING OF ARMED FORCES IN STRUGGLE AGAINST SEPARATISM AND TERRORISM (ON THE EXAMPLE OF STATE JAMMU AND KASHMIR)

In this article the author considers some theoretical and practical aspects of involving of the Indian army in struggle against separatism and terrorism in the state of Jammu and Kashmir. In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date English language literature.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты привлечения армии к борьбе с сепаратизмом и терроризмом (на примере штата Джамму и Кашмир)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРМИИ К БОРЬБЕ С СЕПАРАТИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ (НА ПРИМЕРЕ ШТАТА ДЖАММУ И КАШМИР)

Е.Н. ХОДАТЕНКО,

кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты привлечения индийской армии к борьбе с терроризмом и сепаратизмом в штате Джамму и Кашмир. В своем исследовании автор опирается на анализ индийских нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, использует новейшую англоязычную литературу.

Ключевые слова: индийская армия, вооруженные силы, контртеррористическая операция, ячейка безопасности, Джамму и Кашмир, силы специального назначения.

THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF INVOLVING OF ARMED FORCES IN STRUGGLE AGAINST SEPARATISM AND TERRORISM (ON THE EXAMPLE OF STATE JAMMU AND KASHMIR)

E.N. HODATENKO,

the candidate of historical sciences, the senior lecturer

The summary. In this article the author considers some theoretical and practical aspects of involving of the Indian army in struggle against separatism and terrorism in the state of Jammu and Kashmir. In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date English language literature.

Key words: Indian army, armed forces, counter terroristic operation, security grid, Jammu and Kashmir, Military Special Forces.

Анализируя опыт борьбы разных государств с терроризмом и сепаратизмом, нельзя не отметить важную роль армии по подавлению вооруженных повстанческих движений. Вместе с тем участие вооруженных сил в контртеррористических операциях вызывает, по понятным причинам, неоднозначную оценку как общества, так и населения затронутых сепаратистскими и террористическими выступлениями регионов.

Первоочередная роль индийской армии (как и любой другой) заключается в сдерживании агрессии, а если она все же произойдет, то в нанесении агрессору военного поражения. В качестве второстепенной задачи рассматривается содействие правительству страны в преодолении внутренних угроз (местных или инициированных из-за рубежа), а также оказание помощи в случае необходимости1.

В Уставе сухопутных войск индийской армии 1962 г. содержится положение о том, что, когда гражданским властям требуется помощь войск, местный армейский командир должен сначала в установленном порядке получить одобрение центрального пра-

вительства на использование своих подчиненных для ее оказания. В крайней необходимости, когда обращение к центральному правительству могло бы повлечь за собой промедление с опасностью для жизни или имущества, армейский командир сразу, насколько возможно, исполняет запрос с немедленным докладом о своих действиях по инстанции. Вооруженные силы могут быть призваны на помощь гражданским властям в исполнении следующих обязанностей:

Ф обеспечение законности и правопорядка; $ поддержание функционирования жизненно важных сфер деятельности;

Ф оказание помощи во время таких стихийных бедствий, таких как землетрясение и наводнение; Ф иное содействие, которое может потребоваться2.

В армейской среде в Индии существует консенсус, что армию не следует использовать для обеспечения внутренней безопасности против собственного народа, что может ослабить ее готовность к войне с внешним врагом. Однако политики и гражданские власти, наоборот, уверены, что в исключительных случаях

применение воинских частей производит умиротворяющий эффект. Когда привлечения армии нельзя избежать, в контрповстанческих операциях зачастую используются войска, которые по своему этническому и религиозному составу отличаются от местного населения3.

В 1988 г. (когда началось вооруженное сепаратистское движение в Кашмире) в Кашмирской долине была дислоцирована только одна пехотная дивизия на весь штат Джамму и Кашмир. В 1994 г. (по утверждению Пакистана) в подчинении Северного командования было восемь пехотных и горных дивизий, 11 отдельных бригад, а также несколько подразделений материально-технического обеспечения4. Из них шесть дивизий были размещены в Джамму и Кашмире (по три в Кашмирской долине и в регионе Джам-му) к 1996 г.5

К контрповстанческим операциям в Кашмире армия стала привлекаться с середины 1990 г. Тогда армия создала простую 3-этапную систему предотвращения проникновения боевиков через индийско-пакистанскую границу и линию контроля в штате, используемую и сегодня. Первый этап включает в себя патрулирование непосредственно района границы и устройство засад в вероятных местах проникновения боевиков с сопредельной территории. Второй представляет собой пояс безопасности на расстоянии 5—15 км от границы или линии контроля. В этом поясе действует ночной комендантский час с приказом открывать огонь на поражение. Третий этап состоит из проведения оцепления и обыска деревень за пределами второго пояса. После введения этой системы пакистанские военные стали обстреливать индийскую территорию, выставляя заградительный огонь для обеспечения проникновения террористов через границу или линию контроля.

К 1993 г. вырисовалась концепция использования армии в борьбе с боевиками в Кашмире, основной частью которой стало создание сети безопасности. Эта сеть состояла из 49 ячеек или секторов, на которые была поделена территория штата, и в каждом секторе располагались ответственные за его безопасность войска6.

Привлечение армии к обеспечению внутренней безопасности в Кашмире имело и негативные стороны. Почти одна четвертая часть войск в подчинении Северного командования была занята в контртеррористических операциях. Эти солдаты не прошли никакого обучения или переподготовки в плане ведения широкомасштабных боевых действий, и, что еще более важно, не отдыхали. Кроме того, со временем наступали моральная деградация и техническое истощение, требующие дополнительного использования запчастей, т.е. того, чего армия всеми силами стремится избежать. Поскольку в Кашмире отсутствуют железные дороги,

обеспечение военного присутствия в штате, не говоря об осуществлении военных операций, зависит от полноценного снабжения и состояния военно-транспортной системы7.

Эффективным стало применение в Кашмире сил специального назначения. В частности, парашютные десантно-диверсионные батальоны и регулярные парашютные батальоны применяются для проведения разведывательно-поисковых операций и блокирования заданных районов, для уничтожения укрытий боевиков и организации засад на вероятных маршрутах их передвижения.

Во время Каргильского инцидента в 1999 г. специальные силы действовали группами из пяти солдат и одного офицера для сбора разведывательных данных, а также участвовали в последующих рейдах против окопавшегося на горных вершинах противника. Часто десантников используют для воздушной переброски в труднодоступные районы. К ним могут придаваться и откомандированные в сухопутные войска военнослужащие МАРКОС8.

Главная задача МАРКОС в Кашмире — контролировать и препятствовать проникновению в штат боевиков из Пакистана через р. Джелам и о. Вулар, площадью 65 кв. км. Передвигаясь на надувных моторных лодках, они перехватывают поставки оружия и переправляющихся боевиков. Некоторые военнослужащие МАРКОС проводят операции, переодевшись под бородатых местных жителей9. Они получили прозвище «бородатой армии», поскольку ВМС — единственный вид Вооруженных Сил Индии, в котором разрешено носить бороду (в сухопутных войсках и ВВС бороду имеют право носить только сикхи). Еще боевики называют МАРКОС «крокодилами» за их внезапное появление из воды.

31 января 2005 г. 22-м начальником штаба сухопутных войск Индии и первым сикхом на этом посту стал отмеченный наградами боевой генерал Джо-гиндер Джасвант Сингх. Он начинал службу в полку Маратхской легкой пехоты, был ранен во время проведения контртеррористических операций в штате Джамму и Кашмир, где командовал горной бригадой. Затем возглавлял Западное командование10. После вступления в должность он изложил следующие четыре руководящие установки для войск, занятых в контрповстанческих операциях:

1) никого нельзя убивать только по подозрению;

2) следует щадить детей и стариков;

3) войскам надлежит осторожно действовать в населенных пунктах ночью. Лучше выставить оцепление и атаковать с первыми лучами солнца, предпочтительно с привлечением полиции;

4) успехи командира батальона будут определяться количеством сдавшихся боевиков (по сравнению с убитыми и схваченными). Выход из подполья боевиков должен основываться не на простом утверждении, а на сдаче оружия11.

Столкнувшись с вооруженным движением в Кашмире, которое прикрывается религией, армия начала устраивать общие молитвенные залы для военнослужащих под названием «сарва дхарма стхал» (место поклонения для всех религий), где под одной крышей собраны боги и символы разных религий (индуизма, сикхизма, ислама, христианства, буддизма). Такие молельные помещения постепенно стали распространяться по всей стране. Они теперь есть, например, не только в Анантнаге (Кашмир), но и в Пуне (Махараштра)12.

1 Padmanabhan S. The Indian Army in 2020 // Security Research Review. 2006. Vol. 2 (2). July.

2 Sharma O.P. Military Law in India. Bombay, 1973. P. 253— 254.

3 Khalidi O. Ethnic Group recruitment in the Indian army: The contrasting cases of Sikhs, Muslims.

4 Singh J. Balance of Forces in J&K: Pak Propaganda Falls Flat // Times of India. 6.01.1995.

5 Баранов С.А. Сепаратизм в Индии. М., 2003. С. 37.

6 Subramanian L.N. CI Operations in Jammu & Kashmir // Bharat Rakshak Monitor. 2000. Vol. 3 (2). September-October.

7 Сингх Д. Обороняя Индию (перевод Леонида Митрохина). М., 2002.

8 Operations / Para Commandos (India) // Counter Terrorism & Hostage Rescue. URL: http://students.engr.scu. edu/~jabraham/specwar/specops/india/para/page4.html.

9 Operations / MARCOS (India) // Counter Terrorism & Hostage Rescue. URL: http://students.engr.scu.edu/~jabraham/ specwar/specops/india/mcf/page4.html.

10 Gen JJ Singh takes over as army chief // Rediff on the Net. 31.01.2005. URL: http://www.rediff.com/news/2005/jan/31jj. htm.

11 Dutta S. Guns-down JJ in muscle show // The Telegraph. 04.02.2005.

12 Muslims in the Army: A dangerous census // Rediff on the Net. 14.02.2006. URL: http://www.rediff.com/news/2006/ feb/14guest.htm.

ОНТОЛОГИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В. С. ЧЕТВЕРИКОВ,

доцент кафедры конституционного и административного права, Российский государственный социальный университет, кандидат технических наук, доцент по кафедре административного права и научной организации управления ОВД

Аннотация. Исследуется учение о природе (онтология) института государственного управления как одного из основных элементов социально-правовой системы функционирования публичной власти.

Ключевые слова: учение о природе (онтология), институт, право, государство, государственное управление.

ONTOLOGY OF THE INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION

V.S. CHETVERIKOV,

associate professor of the department of constitutional and administrative law

at the Russian State Social University (RSSU), candidate of technical sciences, associate professor for the department of administrative law and scientific organization of management of authorities of internal affairs

The summary. In this article the teaching is studied about the nature (ontology) of the institute of public administration as one of basic elements of socio-legal system of functioning of public power.

Key words: teaching of nature (ontology), institute, law, state, public administration, actual problem, purpose, task, function, system of management.

Требования к повышению уровня качества государственного управления в условиях глобализации предполагает не только переосмысление многих устояв-

шиеся понятий и ценностей, но и выявление и учет причинно-следственных связей, характеризующих правовую природу учения (онтологию) института го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.