Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения'

Теоретические и практические аспекты коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уверенность / самооценка / социальная эффективность сотрудника органов внутренних дел / надежность / морально-психологическая устойчивость / confidence / self-esteem / social efficiency of an employee of the internal affairs bodies / reliability / moral and psychological stability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергей Евгеньевич Кораблев

Изучается проблема формирования и коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения. Рассматриваются теоретические подходы к пониманию сущности самооценки и уверенности. Приводятся примеры методов психодиагностики личностных показателей указанных феноменов, практические рекомендации по саморазвитию в контексте нормализации самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical aspects of the correction of self-esteem of a police officer in the framework of training for the development of confident behavior skills

The problem of formation and correction of self-esteem of an employee of the internal affairs bodies is studied within the framework of training for the development of skills of confident behavior. Theoretical approaches to understanding the essence of self-esteem and confidence are considered. Examples of methods of psychodiagnostics of personal indicators of these phenomena, practical recommendations for self-development in the context of normalization of self-esteem are given.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения»

Научная статья УДК 159; ББК 88

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-42-48 EDN: https://elibrary.ru/BRKEJE NIION: 2018-0077-3/23-344 MOSURED: 77/27-024-2023-03-543

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Теоретические и практические аспекты коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития

навыков уверенного поведения

Сергей Евгеньевич Кораблев

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, Воронеж, Россия,

sekorablev@mail.ru

Аннотация. Изучается проблема формирования и коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения. Рассматриваются теоретические подходы к пониманию сущности самооценки и уверенности. Приводятся примеры методов психодиагностики личностных показателей указанных феноменов, практические рекомендации по саморазвитию в контексте нормализации самооценки.

Ключевые слова: уверенность, самооценка, социальная эффективность сотрудника органов внутренних дел, надежность, морально-психологическая устойчивость

Для цитирования: Кораблев С. Е. Теоретические и практические аспекты коррекции самооценки сотрудника органов внутренних дел в рамках тренинга развития навыков уверенного поведения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 42-48. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-42-48. EDN: BRKEJE.

Original article

Theoretical and practical aspects of the correction of self-esteem of a police officer in the framework of training for the development

of confident behavior skills

Sergey E. Korablev

Central Branch of the Russian State University of Justice, Voronezh, Russia, sekorablev@mail.ru

Abstract. The problem of formation and correction of self-esteem of an employee of the internal affairs bodies is studied within the framework of training for the development of skills of confident behavior. Theoretical approaches to understanding the essence of self-esteem and confidence are considered. Examples of methods of psychodiagnostics of personal indicators of these phenomena, practical recommendations for self-development in the context of normalization of self-esteem are given.

Keywords: confidence, self-esteem, social efficiency of an employee of the internal affairs bodies, reliability, moral and psychological stability

For citation: Korablev S. E. Theoretical and practical aspects of the correction of self-esteem of a police officer in the framework of training for the development of confident behavior skills // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(3):42-48. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-3-42-48. EDN: BRKEJE.

Проблема влияния самооценки личности на успешность ее социальной адаптации неизбежно возникает в поле зрения каждого специалиста в сфере профессий «человек-человек». Для сотрудников органов внутренних дел наличие адекватной самооценки является весомым фактором рефлексии собственных профессиональных поступков. Особенно важно отдавать себе отчет при решении социально значимых задач, держать

под контролем перспективу собственной деятельности в соответствии с критериями успешного и уверенного выполнения функциональных обязанностей [1]. Сотрудник органов внутренних дел при реализации своих профессиональных задач вынужден эффективно воздействовать на правосознание и поведение граждан, быстро брать под контроль любую социальную ситуацию, влиять на личность и группу, представляя собой

© Кораблев С. Е., 2023

42

государственную власть. Способность осуществить вышеуказанные действия опирается не только на правовую, физическую и другие уровни профессиональной подготовленности, но и на личный психологический потенциал, в системе которого важное место занимает уверенность сотрудника. Уверенность представляет собой важнейшую социально-психологическую характеристику личности, фундаментом которой является позитивная и адекватная оценка собственных умений, возможностей и компетентности, как достаточных для достижения значимых для него профессиональных и личных целей. Уверенный в своих силах, праве и правоте специалист способен:

- конструктивно оценивать перспективы нравственных и правовых коллизий в ходе выполнения служебной деятельности;

- эффективно воздействовать на правосознание граждан;

- обеспечивать необходимый уровень собственной профессиональной безопасности;

- формировать личный позитивный образ в социальном окружении;

- повышать престиж полиции и уровень социального доверия властным структурам.

Отмеченные характеристики личностного потенциала уверенного поведения сотрудника ОВД не исчерпывают всего многообразия психологических факторов-показателей указанного феномена. Они прежде всего акцентируют внимание на значимости проблемы, стимулируют дальнейшее ее изучение в плане повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Успешная реализация профессиональных функций во многом зависит от психологической устойчивости отдельного сотрудника. Уверенное поведение выступает ее показателем и предполагает готовность сопротивляться деструктивному воздействию, не стать жертвой при решении служебных задач [15]. Необходимость обеспечения устойчивости сотрудников органов внутренних дел, надежности в управлении социальными ситуациями обусловила подготовку программы тренинга развития навыков уверенного поведения [7]. Данный тренинг предполагает освоение базовых теоретических знаний о сущности уверенности, разнообразии психических слагаемых данного феномена. В частности, изучаются мнения представителей различных научных психологических школ о феномене уверенности: психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др. Исследуется психологическая природа неуверенности и ее слагаемых, препятствующих достижению сотрудников полиции профессионального результата. Рассматривается структура личностных и социально-психологических детерминантов уверенности и уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание уделяется социальной смелости, оптимизму как стилю отношения к действительности и поведения, а также вопросам, касающимся соотношения уверенности в себе и агрессивности. Практическая часть тренинга вклю-

чает в себя организационно-методические аспекты. В частности, определяются стратегия, тактики, принципы организации, структурная композиция занятий, систематизируются социально-психологические методы. Информационный материал программы тренинга содержит сценарии занятий, наполненных элементами теоретического анализа, диагностическим инструментарием, разнообразием активных методов обучения.

Обязательным элементом программы тренинга является этап диагностики и коррекции самооценки личности сотрудника органов внутренних дел. В рамках тренинговых процедур данного фрагмента программы реализуется цель нормализации самооценки и отработки умений рефлексивного восприятия собственных поступков, продуктивного самопознания в плане определения сильных сторон своей личности. Решаются задачи: получения представления о психологической сущности самосознания, самооценки; развития умения позитивного отношения к самому себе, обретения навыков открытия, принятия своих привычек конструктивного отношения к жизнедеятельности; определение стратегии и способов преодоления чувства застенчивости в ситуациях общения с окружающими людьми, группой; выработки способности открыто и уверенно демонстрировать позитивное отношение к себе и окружающим в социально-значимых ситуациях (индивидуальная беседа, публичное выступление, деловые переговоры).

Структурная композиция занятий по указанной тематике построена на основе синтеза теории и практики (в зависимости от уровня подготовленности, эмоционального состояния и иных факторов, определяющих активность участников тренинга):

- освоение теоретического блока (микролекция и самостоятельное изучение материала) по теме: «Самооценка и уверенное поведение»;

- дискуссионное осуждение тем: «Рейтинг значимости реакций личности как проявлений неадекватной самооценки», «Факторы - показатели заниженной самооценки»;

- выполнение психогимнастических упражнений, деловых игр;

- выполнение заданий для самостоятельной работы: прохождение тестов (исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, П. В. Яньшина, А. М. Прихожан; методика исследования самооценки личности по С. А. Будасси; тест Кеттелла 16-фактор-ный личностный опросник; тест межличностных отношений Т. Лири); изучение рекомендаций по формированию адекватной самооценки.

Необходимо подчеркнуть важность наличия психодиагностической составляющей в структуре тренинга, которая способствует исследовательской мотивации участников, обеспечивает их высокий энергетический заряд самопознания и самоприятия. При анализе результатов тестирования выявляются личностные качества, значимые в плане формирования адекватной самооценки и навыков уверенного поведения. Например, участники тренинга выполняют тест CPI (California

Psychological Inventory - Калифорнийский психологический опросник). Перед началом тренинга они предупреждаются преподавателем о необходимости прохождения данного теста с целью выявления личностных качеств, весомых с точки зрения определения уровня самооценки личности и персональных перспектив развития навыков уверенного поведения [13]. Результаты теста CPI каждый из участников рассматривает и анализирует индивидуально. Задача преподавателя обеспечить раздаточный материал в виде бланков теста и опросников, качественное инструктирование по поводу процедуры самотестирования, компьютерную обработку результатов и индивидуальную помощь в интерпретации (как правило вне рамок групповой работы).

Интерпретация личностных профилей участников позволяет определить вектор активной работы с каждым участником тренинга. При анализе общей карти-

ны тестирования сотрудника в контексте изучаемой проблемы важно обратить внимание на первую группу (класс) шкал, имеющих обозначение: доминирование фо), способность к статусу общительность ^у), социальное присутствие ^р), самопринятие ^а), Независимость (1п), Эмпатия (Ет). Эта группа шкал измеряет уверенность, уравновешенность, влиятельность, наличие социальных навыков и эффективность в межличностном взаимодействии. Высокие баллы (все выше 50Т) свидетельствуют о превосходстве, влиятельности, ориентированности сотрудника на межличностное взаимодействие, общей компетентности в социальных взаимоотношениях. Низкие баллы (все ниже 50Т) говорят о сдержанности, неспособности отстаивать свои права, отсутствии должной ориентации на взаимодействие с социальным окружением и, как правило, испытывают смущение и стеснение при социальных контактах.

Профиль CPI

Рис.1. Личностный профиль сотрудника, чья самооценка нуждается в нормализации (повышении уровня)

В качестве примера следует привести фрагмент личностного профиля, одного из участников тренинга, чья самооценка (по его личному признанию) нуждается в нормализации (повышении уровня). Исходя из результатов тестирования наблюдается низкий балл (30-45Т) шкалы Do, что свидетельствует отсутствии склонности доминировать и предпочтительном выборе роль участника, а не инициатора. Может сопротивляться переменам и в целом избегать лидерской ответственности. Зависим, может иметь трудности в выполнении указаний; иногда демонстрирует пассивно-агрессивное поведение. Способность к статусу (Cs) также низко выражена. Сотрудники с таким баллом (30-45Т) нуждаются в постоянном наблюдении, контроле и указаниях. Они, как правило, отличаются робостью и обычно предпочитают избегать соперничества и ответственности за что-либо, склонны работать лучше, если рядом с ними будут люди более молодые и менее опытные. Им не свойственно демонстрировать окружающим все свои возможности и будут полагаться скорее на собственный статус или должность, чем на личностную

позицию (или убеждение), чтобы повлиять на других людей. Уровень общительности ^у) также в диапазоне низких показателей (30-45Т). Эти люди, как правило, сдержанны в социальных контактах и редко выходят из себя. Они способны успешно функционировать в небольшой социальной среде, но в основном стремятся к уединению и обычно чувствуют себя некомфортно в компаниях или среди незнакомцев. Они скорее предпочтут работать в одиночестве, чем с другими людьми. Социальное присутствие ^р) низкий балл (30-45Т) свидетельствует о том, представитель данной группы обычно осмотрителен и внимателен к своим поступкам; такие люди часто делают все медленно и, вероятно, не производят на других сильного впечатления. Способны выполнять работу с минимумом признания и внимания к своей персоне. Они обычно конформисты и заботятся о собственном этикете; предпочитают сотрудничество манипулированию другими. В плане самоприятия ^а) показан результат (30-45Т), что говорит о склонности к конвенциональным формам поведения, конформизму и спокойствию. При этом может испыты-

вать недостаток уверенности в социальной среде и сомневаться в собственных возможностях и способностях. Независимость (1п) проявляется как минимально выраженная шакала в профиле личности (очень низкий балл - ниже 30Т), что свидетельствует о недостатке уверенности в себе. Таких людей легко обескуражить; они становятся тревожными в ситуациях, когда необходимо принимать независимые решения. Предпочитают подчиняться и ждать от других руководства. Обычно избегают конфронтации и вместо этого стараются быть приятными для других.

Указанный фрагмент психологического профиля выступает одним из ориентиров дальнейшего познания личности участника тренинга. Выбор последующих тестов (их примеры даны выше) связан с индивидуально-неповторимым развитием личности участника в процессе группового тренинга, его потребностями и имеющимся опытом самопознания. Выполнение указанных выше других методик позволяет связать результаты индивидуальной интерпретации теста, личные выводы о собственных особенностях в контексте уверенного/неуверенного поведения, с проблемой самооценки.

Важнейшим фактором саморазвития выступает теоретическая составляющая тренинга. Базовые научные представления о психологической сущности самооценки, самоуважения, уровня притязаний, методах их нормализации являются несомненным фактором успеха в саморазвитии участников тренинга.

Самосознание личности в целом, как и адекватность уровня его самооценки, в частности, играют, на наш взгляд, весомую роль в формировании уверенности в себе и, соответственно, навыков уверенного поведения, значимых при выполнении профессиональных функций сотрудника органов внутренних дел. Специалисты в области общей психологии связывают самосознание с осознанием субъектом себя самого как отличного от иных субъектов окружающего мира, фиксацией собственного взаимодействия с социальным окружением, основанной на понимании и переживании мыслей, намерений, потребностей, действий [10]. Будучи продуктом развития самосознание складывается на протяжении жизни субъекта психической деятельности посредством: открытия собственного «Я»; возникновения умений осознавать результаты своей деятельности; позиционирования (оценки) себя на фоне других людей; активного самопознания и открытия потенциалов собственной индивидуальности в коммуникативном (общение), гносеологическом (познание), аксиологическом (ценности), креативном (творчество) аспектах.

В. С. Мерлин определил следующие базовые слагаемые самосознания: сознание тождественности самому себе, позволяющей достаточно четко сформулировать ответ на вопрос: «Кто я?»; сознание собственного «Я» как активного начала, преобразующего окружающую действительность; сознание своих качеств как индивида; сознание своих неповторимых особенностей как личности [8].

Непосредственно с проблемой уверенности связаны функции самосознания, которое обеспечивает получение информации о себе, формирует эмоционально ценностные представления о самом себе и обеспечивает произвольную регуляцию поведения. Основное психологическое значение самосознания заключается в обеспечении внутренней гармонии личности, согласованности естественно-биологических и социальных особенностей в реагировании и переживании своего бытия, в принятии собственного прошлого как основы своей настоящей и будущей жизни [2]. В этом смысле самосознание определяет отношение субъекта к действительности, неповторимый для него способ трактовки полученного социального опыта, служит основой прогнозов и ожиданий относительно перспектив своих поступков, поведения, бытия [12]. Уверенный в себе полицейский в глазах общественного окружения представляется целеустремленным, надежным, продуктивным, знающим себе и своим поступкам социальную и личную «цену». Его позитивное отношение к себе самому, адекватность представлений о себе и последствиях своих поступков в различных ситуациях способствует на наш взгляд уважению со стороны окружающих людей, вызывает их желание взаимодействовать, сотрудничать, следовать просьбам, подчиняться требованиям.

Говоря о взаимосвязи между уверенностью в себе и самооценкой следует отметить теоретические подходы, связанные с дифференциацией этих двух феноменов, и те, которые отождествляют их. При сравнении определений в различных источниках (словарях, учебных пособиях и пр.), обнаруживается тот факт, что, самооценка, прежде всего, выступает как представление человека о степени значимости собственной личности при осуществлении деятельности среди окружающих, а также как открытое или скрытое оценивание себя, своих личных особенностей - преимуществ или проблемных сторон [10]. Уверенность в свою очередь зачастую трактуется как чувство - внутреннее ощущение силы, справедливости, правды; поведенческая демонстрация силы и стойкой жизненной позиции; решительная настроенность, проявляющаяся в непреклонности, твердости и определенности решений и поступков. Еще одна точка зрения связана с тем, что самооценка определяется отношением субъекта к самому себе, тогда как уверенность основана на осознании своих возможностей и готовности по преодолению трудностей, проблем и т. п. [6]

Третий вариант соотношения указанных феноменов предполагает их рейтинговое соподчинение. Так, известный специалист в области психологии личности и психиатрии Ф. Фанже советует рассматривать указанные феномены как внутренние установки, на уровне которых проявляется недостаток веры в собственные силы и возможности. Фундаментом, по его мнению, является самооценка, то есть то, чего человек стоит. Следующим уровнем выступает уверенность в себе, зачастую связанная с тем, что человек может и умеет. И, наконец, вершину данной иерархии занимает самоутверждение - то, на что человек способен [5].

По мнению Л. Д. Столяренко, самооценка вписана в структурную композицию характера, поскольку отношение к себе самому и отношение к другим людям взаимно обусловливают друг друга [11]. Люди склонны сознательно или неосознанно сравнивать себя с окружающими, формируя достаточно устойчивое представление о различных аспектах своего социального и индивидуального «Я»: внешнем облике, адаптационных ресурсах, физическом состоянии, социальном положении и т. п. В результате определяется перечень критериев самовосприятия в диапазоне от скромности до высокомерия, требовательности и индифферентного отношения, гордости и застенчивости и, конечно, уверенности и неуверенности в себе. Важно фиксировать социальные последствия активности носителя неадекватной самооценки [11].

Самоуверенность как следствие завышенной самооценки неизменно вызывает раздражение у окружающих его людей. Открытое или скрытое подчеркивание превосходства над окружающими означает пренебрежение их присутствием. Надменность, подчеркивание своих достоинств стимулирует массу негативных реакций окружающих людей в диапазоне от игнорирования, зависти до активных проявлений ненависти.

Завышенная самооценка определяет наличие такой черты характера как обидчивость - системное единство зависти и ненависти к окружающим, связанные с недовольством кем-либо или всем миром за действительные или мнимые страдания. Обижающийся, как правило, «обвиняет» окружающих людей в том, что они стали источником его проблем. Его обида является чувственным ответом на несправедливое отношение. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и наконец прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.

Заниженная самооценка является основой представлений о себе, как о менее способном (некрасивом, невезучем, несчастном, больном и пр.). Она свойственна, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создает пониженный фон настроения, закрепляет «комплекс неполноценности» [4]. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, заискивание, робость, замкнутость, искаженное восприятие окружающих.

По мнению М. Феннел, в качестве основных причин ее формирования выступают:

- негативный ранний опыт, когда с юным человеком происходят события, ставящие под угрозу процесс формирования позитивного отношения к «себе» (отношения неприятия со стороны окружающих, пренебрежение, нетипичное поведение);

- закрепление негативной психологической установки в отношении собственной личности, включающей следующие психологические штрихи к автопортрету - «я никому не нужен», «я ни на что не способен», «я отвратительный» и т. д.

- следование определенной системе жизненных правил (инструкциям, которые нужно исполнять, чтобы выжить, например, «мне надо избегать этого», «я должен всегда думать о других», «меня не примут, если я буду самим собой»).

- социальные ситуации, закрепляющие негативный стереотип само восприятия (вышеупомянутые правила нарушаются, вследствие чего человек чувствует, что его отвергли, что он потерпел поражение, утратил над собой контроль [14].

Вышеприведенные мнения известных специалистов о сущности самооценки символизируют значимость и глубину проблемы в контексте саморазвития личности и позволяют участникам тренинга обрести минимально необходимую теоретическую базу для понимания смысла практических способов обретения уверенности в себе.

Базовая теоретическая часть указанного блока задач тренинга уверенного поведения закрепляется посредством группового обсуждения. Темой для дискуссии является список человеческих реакций как своеобразных проявлений неадекватной самооценки (список раздается каждому участнику, или демонстрируется в виде слайда). Каждый из участников тренинга получает возможность для прочтения и краткого анализа приведенных примеров (путем определения рейтинговой значимости каждого из пунктов), включая дополнения из своего жизненного опыта. Проявления самооценки могут быть оценены в рейтинговом порядке индивидуально для каждого участника и для всей группы в целом. Каждый из участников имеет возможность сравнить свое мнение с мнением группы.

Альтернативным вариантом является групповой анализ афоризмов, близких по содержанию к теме самооценки. Преподаватель ставит перед обучающимися задачу определить личное отношение по поводу того, насколько справедливы (соответствуют индивидуальным взглядам участников тренинга) изречения известных личностей о самооценке. Тематика обсуждения должна быть направлена преподавателем к проблеме заниженной самооценки, так как вопросы завышенной самооценки, доминирования, высокомерия будут рассматриваться в другом блоке задач тренинга: «Уверенность в себе и агрессия» [7]. В результате группового обсуждения участники (благодаря активности преподавателя) должны прийти к мысли о том, что повышение самооценки не должно быть конечным пунктом работы над собой, а всего лишь стать необходимым ее этапом.

Практически реализовать, опробовать во взаимодействии с окружающими людьми, результаты теоретического анализа проблемы самооценки в контексте формирования умений уверенного поведения, участники тренинга могут при выполнении упражнений. Преподаватель (ведущий тренинга) должен творчески относится к выбору практических задач, предназначенных для диагностики и формирования адекватной самооценки, исходить при этом из психического состояния участников, степени их утомления и вовлеченности в процесс тренинга. В рамках указанного блока занятий

выполняются психогимнастические процедуры, игры, по завершению которых, происходит рефлексивный (индивидуальный/групповой) анализ того, какой опыт получен на тренинге, что нового узнали участники о психологии уверенности, какие выводы они сделали для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Перспектива самостоятельной работы над собой связана с применением усвоенных знаний и отработанных умений в практической деятельности. В качестве практических рекомендаций по формированию адекватной самооценки участникам тренинга предлагается подумать над следующими советами практических психологов.

Сотруднику органов внутренних дел целесообразно осознать и зафиксировать свои позитивные качества, которые очевидны для окружающих, в целях развития наиболее результативных потенциалов собственной личности. При этом важно знать о существовании тех своих особенностей, в которых он наиболее уязвим.

Осознание собственного мастерства в определенной профессиональной сфере усиливает веру в свои силы за счет позитивных эмоций (удовлетворенности успехом выполненного долга, радости от социального одобрения, легкость ума). Регистрация свои достижений (в записях, памяти и пр.) и поражений как уроков эффективной адаптации и выживания позитивно действует в плане накопления жизненного (профессионального) опыта. Следует научиться признавать собственные трудности в жизненных (профессиональных) ситуациях, и личную способность (возможность) их преодоления.

Обращение ко мнению значимых людей (коллег, специалистов наставников, экспертов) придает уверенность в себе. Коллективный способ реализации большинства профессиональных задач дает возможность позитивной оценки со стороны указанных категорий опытных коллег. От них сотрудник может и должен узнать о собственных способностях, которые ранее не были оценены должным образом.

Важным психологическим фактором, повышающим самооценку, является постановка реалистичных целей на основе имеющихся собственных возможностей для ее достижения [2]. В этом случае важно научиться обеспечивать независимость собственных представлений о себе от чужих оценок. Зависимость от мнений других людей приводит к тому, что сотрудник престает нормально жить и работать без одобрительных оценок. Также полезно контролировать объем регулярной деструктивной самокритики, свойственной неуверенным людям. Частая негативная оценка собственной персоны обладает внушающим потенциалом. Целесообразно направить вектор внимания на обнаружение своих сильных сторон. Нейтрализовать эгоцентризм можно за счет заботы о профессиональном и личном благополучии своих близких и коллег. Внимательный анализ желаний и требований окружающих людей позволит реализовать возможность самостоятельного принятия решения.

Самоуважение основано на знании своих сильных и слабых сторон, и не имеет ничего общего с конформизмом, угодничеством, стремлением во всем соответствовать мнению большинства (коллег, руководства). Важно не изменять своим моральным принципам. Логика самооценки определяется следующей морально-психологической закономерностью: «Чем лучше думаешь о себе, тем лучше поступаешь, и, наоборот, чем лучше будешь поступать, тем лучше будешь думать о самом себе» [3].

Сотруднику ОВД необходимо осуществлять контроль собственного эмоционального состояния. Самоуважение основано на умении управлять эмоциями. Сдержанность как гарантия хороших отношений с окружающими, стабилизирует самооценку.

Социальная и мировоззренческая активность, разнообразие интересов, обучение новому наполняют жизнь разнообразием, создают множество возможностей для творческого саморазвития и способствуют позитивному взгляду на самого себя. Важно быть готовым к принятию ответственности за свою жизнь, работу, здоровье, душевное равновесие. Усилия по соблюдению правил здоровой жизни в моральном, психологическом, физическом и иных контекстах, заложенные в базовых представлениях личности о безопасности, будут способствовать нормализации самооценки.

Список источников

1. Агапов В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05, 19.00.13. М., 1999. 495 с.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекоз-нания. М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1986.

4. Бороздина Л. В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.

5. Дюбина Т. Г. Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05. М., 2006. 210 с.

6. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : «БАХРАХ-М», 2007. С. 45-96.

7. Кораблев С. Е. Методические и содержательные аспекты тренинга развития навыков уверенного поведения полицейских // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4 (84). С. 200-212.

8. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Воронеж : МОДЕК ; Москва : Институт практической психологии, 1996. 448 с.

9. Пепло Л., Мицели М., Морали Б. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы, «Бахрах-М», 2008. 656 с.

10. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 448 с.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д, 2003. С. 479-480.

12. Скрипкина Т. П. Стратегии поведения субъекта в трудной жизненной ситуации // Субъектный подход в психологии. М. : Институт психологии РАН. 2009. С. 434-449.

13. Тарабрина Н. В., Графинина Н. А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника / Методики анализа контроля трудовой деятельности и функционального состояния. М., 1993.

14. Феннел М. Как повысить самооценку / Мелани Феннел; пер. с англ. А. С. Марушкиной, Е. Ю. Терен-тьевой. М. : Астрель: АСТ, 2007. 287 с.

15. Шукаева Д. Т., Костина Л. Н. Психологические особенности сотрудников ОВД с низкими адаптационными способностями к оперативно-служебной деятельности / Правопорядок в России: проблемы совершенствования. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Москва, 2022. С. 51-56.

References

1. Agapov B.C. The formation of the Self-concept in the managerial activity of managers : dis. ... Doctor of Psychological Sciences : 19.00.05, 19.00.13. M. 1999. 495 p.

2. Ananyev B. G. Psychology and problems of human knowledge. M.: Publishing house "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NGO "MODEK", 1996. 384 p.

3. Burns R. The development of Self-concept and education. M.: Progress, 1986.

4. Borozdina L. V. What is self-esteem // Psychological Journal. 1992. No. 4. Р. 99-100.

5. Dyubina T. G. Socio-psychological factors affecting the discrepancy between self-esteem and objective assessment of personality qualities : dis.... Candidate of Psychological Sciences : 19.00.05. M., 2006. 210 p.

6. Kon I. S. The problem of "I" in psychology // Psychology of self-consciousness. A textbook on the social psychology of personality / Edited by D. Ya. Raigorodsky. Samara : «BAKHRAKH-M», 2007. P. 45-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Korablev S. E. Methodological and substantive aspects of training for the development of skills of confident behavior of police officers // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4 (84). P. 200-212.

8. Merlin V. S. Psychology of individuality. Voronezh : MODEK ; Moscow : Institute of Practical Psychology, 1996. 448 p.

9. Peplo L., Mizeli M., Morali B. Loneliness and self-esteem/ Self-awareness and protective mechanisms, «Bakhrakh-M», 2008. 656 p.

1 0. Raigorodsky D. Ya. Psychology of personality. Vol. 1. Textbook. Second edition, expanded. Samara: Publishing House «BAKHRAKH», 1999. 448 p.

11. Stolyarenko L. D. Fundamentals of psychology: Practicum. Rostov n/A, 2003. P. 479-480.

12. Skripkina T. P. Strategies of the subject's behavior in a difficult life situation // Subjective approach in psychology. Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. 2009. P. 434-449.

13. Tarabrina N. V., Countinina N. A. A new version of the California psychological questionnaire / Methods of analysis of labor control and functional state. Moscow, 1993.

14. Fennel M. How to increase self-esteem / Melanie Fennel; translated from English by A. S. Marushkina, E. Yu. Terentyeva. M. : Astrel : AST, 2007. 287 p.

15. Shukaeva D. T., Kostina L. N. Psychological characteristics of police officers with low adaptive abilities to operational and service activities / Law and order in Russia: problems of improvement. collection of scientific papers of the International scientific and practical Conference dedicated to the 20th anniversary of the formation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. Moscow, 2022. P. 51-56.

Информация об авторе

С. Е. Кораблев - доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Центрального филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», кандидат психологических наук, доцент.

Information about the author

S. E. Korablev - associate Professor of the Department of General Education Disciplines of the Central Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.