Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ Я-ОБРАЗА У ПОДРОСТКОВ C ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ Я-ОБРАЗА У ПОДРОСТКОВ C ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-ОБРАЗ / САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / ВЫСОКАЯ И НИЗКАЯ САМООЦЕНКА / САМОСОЗНАНИЕ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОЗИТИВНОЕ САМООПИСАНИЕ / САМОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Далгатов Магомед Магомедаминович, Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Будайчиева Бика Сиражутдиновна

Цель статьи - изучить особенности Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил обнаружить особенности Я-образа с высокой и низкой самооценкой. Выявлена положительная корреляционная связь между самооценкой и уровнем развития Я-концепции личности подростка. Вывод. Подростки с низкой самооценкой характеризуются недостаточной сформированностью Я-образа, конфликтностью самоотношения и неадекватностью знаний о себе во временной перспективе. Подростки с высокой самооценкой характеризуются уверенной Я-позицией, с дифференцированной когнитивной и оценочной составляющей, позитивным видением и принятием себя. Высокая самооценка является результатом высокого уровня притязаний и высокого самооценивания, дает возможность принятия себя, своего Я-образа, уважительного отношения к своей Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Далгатов Магомед Магомедаминович, Багандова Гулаймат Хайруллаевна, Будайчиева Бика Сиражутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-IMAGE STUDY OF THE TEENAGERS WITH HIGH AND LOW SELF-ESTEEM

The aim of the article is to study the features of self-image of the teenagers with high and low self-esteem. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. A theoretical analysis of psychological and pedagogical research allows to find the special characteristics of the self-image with high and low self-esteem. A positive correlation between self-esteem and the level of development of the self-concept of the teenager’s personality is revealed. Conclusion. Teenagers with low self-esteem are characterized by insufficient formation of the self-image, conflict self-reliance and inadequate knowledge about themselves in the long term. Teenagers with high self-esteem are characterized by a confident self-position, with a differentiated cognitive and evaluative component, a positive vision and self-acceptance. High self-esteem is the result of high level of claims and high self-esteem, make it possible to accept oneself, one's self-image, to the respectful attitude of one's self-concept.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ Я-ОБРАЗА У ПОДРОСТКОВ C ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-115-120

Исследование Я-образа у подростков c высокой и низкой самооценкой

Далгатов М. М., Багандова Г. Х., Будайчиева Б. С.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dalgatov@inbox.ru, bgulaymat@mail.ru, bibisi83@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - изучить особенности Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил обнаружить особенности Я-образа с высокой и низкой самооценкой. Выявлена положительная корреляционная связь между самооценкой и уровнем развития Я-концепции личности подростка. Вывод. Подростки с низкой самооценкой характеризуются недостаточной сформированностью Я-образа, конфликтностью самоотношения и неадекватностью знаний о себе во временной перспективе. Подростки с высокой самооценкой характеризуются уверенной Я-позицией, с дифференцированной когнитивной и оценочной составляющей, позитивным видением и принятием себя. Высокая самооценка является результатом высокого уровня притязаний и высокого самооценивания, дает возможность принятия себя, своего Я-образа, уважительного отношения к своей Я-концепции.

Ключевые слова: Я-образ, самоотношение, самооценка, высокая и низкая самооценка, самосознание, уровень притязаний, Я-концепция, уровень притязаний, позитивное самоописание, самовосприятие.

Формат цитирования: Далгатов М. М., Багандова Г. Х., Будайчиева Б. С. Исследование Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. №. 2. С. 115-120. [Ю!: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-115-120

Se lf-I mage Study of the Teenagers with High and Low Self-Esteem

Magomed M. Dalgatov, Gulaymat Kh. Bagandova,

Bika S. Budaychieva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dalgatov@inbox.ru, bgulaymat@mail.ru, bibisi83@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to study the features of self-image of the teenagers with high and low self-esteem. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. A theoretical analysis of psychological and pedagogical research allows to find the special characteristics of the self-image with high and low self-esteem. A positive correlation between self-esteem and the

level of development of the self-concept of the teenager's personality is revealed. Conclusion. Teenagers with low self-esteem are characterized by insufficient formation of the self-image, conflict self-reliance and inadequate knowledge about themselves in the long term. Teenagers with high self-esteem are characterized by a confident self-position, with a differentiated cognitive and evaluative component, a positive vision and self-acceptance. High self-esteem is the result of high level of claims and high self-esteem, make it possible to accept oneself, one's self-image, to the respectful attitude of one's self-concept.

Keywords: self-image, self-attitude, self-esteem, high and low self-esteem, self-awareness, level of claims, self-concept, level of claims, positive self-description, self-perception.

For citation: Dalgatov M. M., Bagandova G. Kh., Budaychieva B. S. Self-Image Study of the Teenagers with High and Low Self-Esteem. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 115-120. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-115-120

Введение

В последние годы изменения, происходящие в жизни общества, требуют наибольшего самовыражения и самоопределения личности. При исследовании особенностей развития самооценки в структуре Я-концепции нынешних подростков возникает необходимость поиска потенциалов личности через наилучшее общественное влияние, а также учета особенностей данного возраста.

Я-образ и самооценка, как основные составляющие сознания человека изучались известными учеными на протяжении всей истории психологии А. Джеймс, Р. Берне, Л. С. Выготский, Л. И. Божо-вич, Б. Д. Эльконин, Н. Г. Рубинштейн, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, И. С. Кон и др. Различные подходы к пониманию Я- образа и самооценки подростков сходятся во мнении о важности и необходимости их положительного развития. Поскольку именно в этом возрасте подросток выходит на новый уровень осознания себя, внутреннего Я.

Обзор научной литературы позволяет указывать на то, что Я-образ и самооценка представлены как основные компоненты Я-концепции. Если рассматривать Я-образ как когнитивную подструктуру, то самооценка чаще всего соотносится с эмоциональным отношением личности к себе. Исследователи сходятся во мнении о том, что отмеченные категории детерминируют как поведение, так и деятельность, формируя структуру и формы выражения единой системы-Я. Позитивный Я-образ является условием психологического здоровья, а также самореализации личности, обусловливает успешность во всех сферах деятельности.

Я-образ, осознание себя как активного субъекта в мире предметов приходит к человеку еще в трехлетнем возрасте, к се-

ми годам выделяется социальное «Я» ребенка. Ребёнок интериоризирует оценки других людей и тем самым формирует критерии для собственной оценки. Самооценка, возникая на основе осознания себя, в последующем становится отправной точкой для развития Я-образа.

Внешние оценки и своеобразная модель взаимоотношений между окружающим миром и подростком, способствуют формированию самостоятельного оценочного эталона, ориентированного не только на внешние оценки, а направленные внутрь своей личности, так называемой рефлексии. Знания о себе берутся благодаря направленности и интересам ребенка к своему внутреннему миру. По мнению К. Н. Поливановой, личность рефлексирует отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности. А также рефлексирование выносится в сферу самосознания, определяя восприятие себя «уже не как ребенка» [7].

Л. И. Божович в своих трудах отмечает необходимость внутреннего осмысления внешних оценок. Как отмечает автор, в случае отсутствия внутреннего осмысления и ориентировка на внешние оценки может дезориентировать подростка-школьника [4]. Это указывает на важность становления самостоятельных оценочных суждений.

Разделяя взгляды многих авторов, можно предположить, что самооценка, возникая на основе осознания себя, в последующем становится отправной точкой для развития Я-образа. В качестве исходной формы «образа я» представляется «образ самого себя как единое отношение ребенка к себе».

Развитие Я-образа в подростковом возрасте связано с расширением и углублением представлений о себе, с их обобщением и наполнением, с усилением их побуди-

тельно-мотивационной роли. Для разностороннего видения себя необходимо иметь развитые оценочные категории, что подчеркивает зависимость Я-образа от самооценки и ее содержательной стороны. Осознанность подростком себя определяет его становление Я-концепции, как более устойчивой системы, носящей подвижный, меняющийся характер. Изучая Я -концепцию, исследователи отмечают ее как постоянный компонент самосознания, обусловливающий общее самочувствие личности.

Характер самооценки определяет формирование позитивного или негативного видения себя, принятия и самоуважения, что способствует развитию тех или иных качеств личности. С этих позиций выделяют неадекватную самооценку, которая может быть как завышенной, так и заниженной. Неадекватная самооценка деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному росту, не благоприятствует благополучной эмоционально-волевой сфере.

Цель статьи - изучить особенности Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой.

Методы исследования

Методы получения информации: аналитический обзор литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование. Методы обработки эмпирических данных: одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический критерий Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ Спирмена.

Методики исследования: методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн; шкала самоуважения А. Розенберга; личностный опросник «Я-концепция» Е. Пирс и Д. Харрис, модифицированный А. М. Прихожан.

Результаты и обсуждение

Особенности развития Я-образа у подростков с высокой и низкой самооценкой нами были эмпирически исследованы. Для проведения исследования были выбраны методики, позволяющие определить высоту самооценки как в глобальном отношении личности к себе, так и в исследовании дифференцированных частных самооценок.

Исследование самооценки респондентов проводилось с помощью методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн

в модификации А. М. Прихожан. В этой методике сопоставлялись модальности Я -реальное и Я-идеальное. В данной методике Я-идеальное показан уровень притязаний, в котором учащиеся оценивали свои возможности.

Испытуемые с низким уровнем самооценки и низким притязанием, а также с сочетанием низкого уровня самооценки и высокого уровня притязания были причислены в группу школьников с низкой самооценкой. Высокий уровень притязаний - это маскировочный способ коррекции самооценки, желание скрыть недовольство собой.

Анализ исследования по методике Дем-бо-Рубинштейн и шкале самоуважения Розенберга: выявлена положительная корреляционная связь между уровнем притязаний и уровнем самоуважения испытуемого (г=,452 при р<,006). При высоком уровне притязаний обнаружен высокий уровень самоуважения. Положительная корреляционная связь выявлена между уровнем самооценки и уровнем самоуважения подростка (г=,384 при р<0,021). Чем выше уровень самоуважения, тем выше уровень самооценки. Испытуемые с высокой самооценкой показывают высокий уровень самоуважения.

С практической точки зрения диагностика Я-образа и самооценки усложняется отсутствием методики, позволяющей четко выявлять Я-образ и самооценку. Выбранная нами методика, направлена на выявление знаний о себе в значимых сферах для подростка. Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало зависимость Я-образа от самооценки подростка.

Низкая самооценка определяет слабый образ-Я, с выраженным фактором неуверенности в себе и с повышенной тревожностью. По мнению О. М. Анисимовой уровень уверенности человека во многом зависит от уровня развития волевых качеств и эмоциональной стабильности [1].

Люди с низкой самооценкой переживают неудачи до начала действия, им не хватает непосредственности. Для переживания благополучия и ощущения счастья необходима чуть завышенная самооценка.

Низкие показатели по фактору поведения и интеллект подтверждают искаженное самовосприятие. Слабая вера в собственные силы и стремление к самореали-

зации, низкая оценка своих Я-образов способствует внешней ориентированности и во многом зависима от значимых других. Ученики с высоким уровнем притязания и низкой самооценкой имеют низкие показатели по фактору внешности, что говорит о самообвинении и сильно переживают из-за несоответствия своему идеалу. Слабая уверенность в себе человека не может дать ощущения своей полноценности и самодостаточности. Как показывают результаты исследования, у испытуемых с низкой самооценкой отсутствует любовь к себе, негативно описывают себя.

Ученики со средней самооценкой уважают себя, знают свои слабые и сильные стороны, реалистично оценивают себя и свое поведение. Уверенны в себе, но при этом готовы к самосовершенствованию.

Высокая самооценка, предполагает относительную гармонию как оценочных, так и эмоциональных процессов внутри личности, относительный баланс уровня притязаний и самооценки. Но как показывают эмпирические исследования возникает достаточно поводов усомниться в позитивности Я-образа у лиц с высокой самооценкой. Многие респонденты, по мнению Браумейстер, с высокой самооценкой преувеличивают свои возможности, более того, при детальном исследовании высоких показателей способностей и высокой самооценки корреляция резко снижается [8].

По нашему предположению, возможно высокая самооценка и не является предиктором наличия или отсутствия определенных способностей, но бесспорно является показателем благополучности и переживания ощущения счастья, что является бесспорным ресурсом в пользу высокой самооценки. Однако высокая самооценка зачастую представляет большую опасность, чем низкая. Согласно эмпирическим данным, лица с высокой самооценкой склонны к расизму, насилию и девиа-нтному поведению.

Подростки с завышенной самооценкой обнаруживают достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное. При очень высокой самооценке человек может переоценить себя и свои возможности. Такое поведение, как правило, не поддерживается окружающими. В результате чего он замыкается в себе, нарушаются межличностные отношения.

Отрицательная Я-концепция, проявляющаяся в слабой вере в себя, боязни получить отказ, низкой самооценке, может приводить к нарушениям поведения.

Так как каждый человек стремится к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя вызывает представление об освобождении от травмирующих переживаний. Это стимулирует людей поступать так, чтобы снизить вероятность самоуничижения и увеличить вероятность принятия себя. У людей с низким самоуважением включается защитный механизм, проявляющийся в нарушении поведения, и как следствие у них повышается психологический статус.

Чувство самоуничижения, вызванное несоответствием предъявляемых требований, определяет выбор либо в пользу переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения, направленном против тех или иных требований.

Выводы

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. У подростков при высоких показателях самооценки отмечаются высокие показатели уровня развития Я-концепции (положительное отношение к себе, ощущение ценности собственной личности, полное принятие себя).

2. У подростков с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний обнаружен высокий уровень самоуважения.

3. Подростки с высоким уровнем самооценки уверены в себе, демонстрируют высокие показатели по фактору общение, интеллект, внешность.

4. Подростки с низкой самооценкой проявляют отрицательное отношение к себе, не удовлетворены собой, теряют интерес к своему Я.

5. Подростки с низкой самооценкой и высоким уровнем притязания имеют высокие показатели по фактору тревожности и низкие показатели по фактору общение, счастье, удовольствие, интеллект и внешность.

Проведенный обзор литературы позволяет говорить о необходимости стремления к адекватной оценке, избегая крайне высоких и низких самооценок. Ведь бесконечное одобрение, не относящееся к реальным достижениям, без адекватной

оценки себя могут повлечь самовлюбленность и некритичность к себе.

Как отмечает А. Н. Леонтьев попытка сохранить положительную самооценку любой ценой, приводит к тупиковой ситуации, так как при этом самооценка перестает отражать состояние реальных жизненных процессов, а иногда искажает их, если что-то угрожает его самооценке [6].

Адекватный уровень самооценки у подростка формирует уверенность в себе, самокритичность, настойчивость или излишнюю самоуверенность, некритичность. Обнаруживается определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. У подростков с адекватной самооценкой отмечается более высокий уровень успеваемости, а также высокий общественный и личный статус. Низкая самооценка определяет сла-

бый образ-Я, с выраженным фактором неуверенности в себе и с повышенной тревожностью. Низкие показатели по фактору поведения и интеллект подтверждают искаженное самовосприятие. Слабая вера в собственные силы и стремление к самореализации. Низкая оценка своих я-образов способствует внешней ориентированности и во многом зависима от значимых других.

Подростки со средней и высокой адекватной самооценкой характеризуются положительным отношением к себе, ощущением ценности собственной личности, полным принятием себя. Подростки с низкой самооценкой характеризуются отрицательным отношением к себе, потерей интереса к своему Я, неудовлетворенностью собой.

Литература

1. Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Л., 1984. 17 с.

2. Багандова Г. Х., Ибрагимова Л. А., Шамхалова А. Э. Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 5-9.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

5. Джабраилова М. М., Далгатов М. М. Особенности проявления тревожности и агрессивности у подростков из неполных и смешанных

семей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 21-25.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2005. 352 с.

7. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 - педагогика и психология. М. : Academia, 2000. 180 с.

8. Baumeister R. F., Campbell J. D., Krueger J. I., Vohs K. D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. No. 1. Pp. 1-44.

References

1. Anisimova 0. M. Samoocenka v strukture lichnosti studenta: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Self-assessment in the structure of the student's personality: abstract. diss. ... Ph. D. (Pedagogy)]. Leningrad, 1984. 17 p. (In Russian)

2. Bagandova G. Kh., Ibragimova L. A., Shamkhalova A. E. The study of the influence of the level of personal anxiety on the success of educational activities of schoolchildren in Russian psychology. Izvestiya Dagestanskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo unversiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychologi-

cal and Pedagogical Sciences]. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 5-9. (In Russian)

3. Berns R. Razvitie YA-koncepcii i vospi-tanie [Self-concept development and education]. Moscow, 1986. 420 p. (In Russian)

4. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formiro-vanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow, 1968. 464 p. (In Russian)

5. Dzhabrailova M. M., Dalgatov M. M. Features of anxiety and aggression in adolescents from single-parent and mixed families. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Peda-

gogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 21-25. (In Russian)

6. Leontyev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Moscow, Smysl Publ., Akademiya Publ., 2005. 352 p. (In Russian)

7. Polivanova K. N. Psihologiya vozrastnyh krizisov: uchebnoe posobie dlya studentov vys-shih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti 031000 -pedagogika i psihologiya [Psychology of age-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Далгатов Магомед Магомедаминович,

доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: dalgatov@inb ox.ru

Багандова Гулаймат Хайруллаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: bgulaymat@mail.ru

Будайчиева Бика Сиражутдиновна, магистрант, кафедра психологии, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: bibisi83@mail.ru

Принята в печать 15.04.2020 г.

related crises: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions studying in the specialty 031000-pedagogy and psychology]. Moscow, Acedimia Publ., 2000. 180 p. (In Russian)

8. Baumeister R. F., Campbell J. D., Krue-ger J. I., Vohs K. D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles? Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. No. 1. Pp. 1-44. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Magomed M. Dalgatov, Doctor of Psychology, professor, the chair of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: dalgatov@inbox.ru

Gulaymat Kh. Bagandova, Ph. D. (Psychology), senior lecturer, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: bgulay-mat@mail.ru

Bika S. Budaychieva, graduate, the chair of Psychology, DSPU, Makhachkala, Russia; email: bibisi83@mail.ru

Received 15.04.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.