ш
ISSN 2782-2923
экономика и управление народным хозяйством /
ECONOMICS AND NATiONAL EOONOMY MANAGEMENT
Редактор рубрики Г. Т. Гафурова / Rubric editor G. T. Gafurova
УДК 004:336.7:339.1(470+571) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.3.413-424
JEL: E42, E52, E58, G2, L86
Научная статья
А. Л. БЕЛОУСОВ1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
теоретические и практические аспекты формирования финансового маркетплейса в российской федерации
Белоусов Андрей Леонидович, кандидат экономических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: г. Москва, Ленинградский просп., 49, тел.: +7 (499) 943-98-55 E-mail: [email protected]; [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9069-8830
Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-2766-2018 eLIBRARY ID: SPIN-код: 3633-3515, AuthorID: 557573
Цель: исследование процессов формирования и реализации на практике финансового маркетплейса в Российской Федерации и оценка его влияния на перспективы развития финансового рынка в целом.
Методы: логический и структурный анализ, системно-функциональный подход, формально-юридический метод. Результаты: автором раскрыты сущность и особенности такого нового явления в современной экономической жизни, как финансовый маркетплейс. В рамках исследования дана полная характеристика формируемой в настоящее время правовой базы, регулирующей вопросы как создания, так и функционирования на практике финансовых маркетплейсов. Рассмотрен как зарубежный опыт внедрения и работы подобных платформ, так и перспективы развития финансового маркетплейса в Российской Федерации в будущем.
Научная новизна: заключается в комплексном характере исследования отношений, связанных с деятельностью по созданию и функционированию финансового маркетплейса. Отличительной особенностью данной работы является уделение внимания как экономическим, так и правовым вопросам формирования и запуска на практике финансового маркетплейса.
Практическая значимость: состоит в формировании определенной теоретической базы, необходимой как для изучения сущности финансового маркетплейса, так и для выработки предложений по корректировке нормативно-правовой базы в данной сфере в будущем.
Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством; финансовый маркетплейс; информационная платформа; финансовый рынок; Банк России; регулирование
Конфликт интересов: автором не заявлен.
ш
ISSN 2782-2923
Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.
Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ M
Как цитировать статью: Белоусов А. Л. Теоретические и практические аспекты формирования финансового мар-кетплейса в Российской Федерации // Russian Journal of Economics and Law. 2021. Т. 15, № 3. С. 413-424. DOI: http:// dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2021.3.413-424
II III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mill Mil Mill llll lllll III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill lllll III! lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill llll lllll llll lllll lllll Mil Mill Mil Mill Mil Mill Mil Mill llll lllll llll lllll III! lllll Mil Mill Mill Mil Mill Mil Mill llll lllll IIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIMIIMIIIIIIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIMIIMIIIIIIIIIIIIIIIIII
Objective: to study the processes of formation and implementation of the financial marketplace in the Russian Federation and to assess its impact on the prospects for the financial market development in general. Methods: logical and structural analysis, system-functional approach, formal-legal method.
Results: the author reveals the essence and features of a new phenomenon in modern economic life - the financial marketplace. The study provides a complete description of the legal framework currently being formed, which regulates the creation and functioning of financial marketplaces. The article considers both the foreign experience of implementing and operating such platforms, and the prospects for the financial marketplace development in the Russian Federation.
Scientific novelty: it consists in the complex nature of the study of relations associated with the financial marketplace creation and functioning. A distinctive feature of this work is the attention paid to both economic and legal issues of the financial marketplace formation and launch.
Practical significance: it consists in the formation of a theoretical basis necessary both for studying the financial marketplace and developing proposals for the future adjusting the regulatory framework in this area.
Keywords: Economics and national economy management; Financial marketplace; Information platform; Financial market; Bank of Russia; Regulation
Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.
The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.
IMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIM
For citation: Belousov A. L. Theoretical and practical aspects of forming a financial marketplace in the Russian Federation, Russian Journal of Economics and Law, 2021, Vol. 15, No. 3, pp. 413-424 (in Russ.). DOI: http://dx.doi. org/10.21202/2782-2923.2021.3.413-424
IMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMMMIMMIMMMMIM
The scientific article
A. L. BELOUSOV1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
THEORETiCAL AND RRACTiCAL ASPECTS OF FORMiNG A FiNANCiAL MARKETPLACE iN THE RUSSiAN FEDERATiON
Andrey L. Belousov, PhD (Economics), Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity, Financial University under the Government of the Russian Federation
Address: 49 Leningradskiy prospekt, Moscow, tel.: +7 (499) 943-98-55 E-mail: [email protected]; [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9069-8830 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/L-2766-2018
ISSN 2782-2923 ...........................................................
Введение
Постановка проблемы
В настоящее время можно уже с уверенностью говорить о том, что 2020 г. стал как для мировой, так и для российской экономики временем, несущим новый глобальный вызов. Появление «черного лебедя» в виде COVID-19 заставило не только пересмотреть прогнозы развития во многих отраслях, но и в срочном порядке искать действенные механизмы адаптации к новой реальности [1]. Так, вынужденный переход в онлайн многих сфер бизнеса показал неготовность значительного числа субъектов предпринимательской деятельности эффективно работать в новых условиях. Отсутствие полноценных каналов связи и продаж, неразвитая цифровая инфраструктура оказали серьезное влияние на возможности адаптации бизнес-процессов к новым условиям. Не стал исключением здесь и финансовый сектор, который хоть и смог в достаточной степени перевести основные процессы взаимодействия с потребителями в удаленный режим, тем не менее также имел значительные ограничения в работе. В этой связи важным и актуальным в настоящее время является поиск новых механизмов онлайн-коммуникации между финансовыми организациями и их клиентами. Таким новым механизмом может стать инициируемый Банком России проект финансового маркетплейса. Поэтому основной задачей исследования является оценка перспектив реализации на практике нового инструмента взаимодействия финансовых организаций и потребителей в виде финансового маркетплейса, его возможные преимущества и недостатки.
Необходимость проведения исследования
Работа по созданию новой цифровой платформы, которую в настоящее время проводит Банк России совместно с крупнейшими представителями финансового рынка, является задачей актуальной и, безусловно, востребованной как в настоящее время, так и в будущей перспективе. Вопросам развития современных информационных технологий в последние годы в научной литературе уделяется достаточное внимание. Фундаментальные исследования по данному вопросу проводили такие известные авторы, как Г. Ф. Ручкина [2. С. 8; 3. С. 10; 4. С. 14], С. Г. Павликов [5. С. 201],
В. К. Шайдуллина [6. С. 115; 7. С. 150], О. В. Жукова [8. С. 730], И. В. Минченкова [9. С. 63]. Проблематике внедрения в финансовом секторе новых технологических решений уделял внимание и сам автор настоящей статьи [10. С. 1331; 11. С. 200; 12. С. 60; 13. С. 11; 14. С. 461].
Однако важно отметить, что исследования, посвященные экономическим и правовым вопросам создания и запуска на практике финансового маркетплейса, представлены в достаточно небольшом количестве, а потому вызывают определенный интерес. Здесь можно привести таких авторов, как Е. И. Шаманина [15. С. 252], Р. М. Магомедов [16. С. 285]. Тем более в этих исследованиях содержатся различные подходы к обозначенной проблематике.
Стоит обратить внимание и на зарубежные исследования в данной сфере. Проблемы формирования регуляторных норм для успешного функционирования подобных площадок отражены в работах M. Brody, O. Lev [17. P. 85], R. Clements [18. Pp. 7-25], S. di Castri, M. Grasser, A. Kulenkampff [19. Pp. 3-17], G. Wilson, S. Wilson [20. P. 14], J. R. M. Röman [21. P. 21].
Однако необходимость проведения исследования обусловлена в том числе и тем, что в Российской Федерации данный институт находится в настоящее время в стадии формирования. Как представляется, важно провести анализ существующей нормативно-правовой базы и институциональной среды, в условиях которой формируется новая информационная платформа. Также необходимо обратиться к зарубежному опыту внедрения и работы подобных платформ [22]. Помимо этого, имеет смысл сформулировать предполагаемые направления его развития в будущем. И как итог, необходимо дать оценку влияния финансового маркетплейса на развитие как отдельных организаций банковского и страхового рынков, так и на весь финансовый сектор в целом.
Методы исследования
В качестве методологии исследования использовались методы логического и структурного анализа. Помимо этого, акцент был сделан на системно-функциональном подходе к познанию сущности и задач нового формируемого инструмента работы финансового рынка в виде финансового маркетплейса. Это обусловило определенную структуру работы. Так, в первом разделе основное внимание обращено на теоретические аспек-
ISSN 2782-2923 ..........................................................
ты понятия и сущности финансового маркетплейса. Во втором разделе раскрывается правовая основа работы финансового маркетплейса. В третьем разделе рассмотрен зарубежный опыт становления и запуска подобных финансовых площадок. Четвертый раздел посвящен перспективам финансового маркетплейса в Российской Федерации и оценке его влияния на будущее развитие всего финансового рынка. Последний раздел - выводы по результатам исследования.
Результаты исследования
Понятие и сущность финансового маркетплейса
Стремительное внедрение новых информационных технологий в предпринимательской деятельности стало одним из основных трендов последнего десятилетия. И этот процесс в настоящее время уверенно идет по нарастающей. Особенно заметно это по сфере розничных продаж. Именно ретейл стал одним из драйверов включения в свои бизнес-процессы новых технологических решений и использования каналов продаж в онлайн-режиме. Новые игроки рынка, кто сумел в числе первых реализовать новые информационные возможности, смогли занять лидирующее положение и получить значительные конкурентные преимущества. В международной сфере здесь самым ярким примером является компания Amazon [23]. Если обращаться к российской практике, то можно отметить успехи Wildberries и «Озон». Все эти компании создали собственные маркетплейсы, т. е. платформы электронной коммерции, с помощью которых потребители имеют возможность приобретать товары, работы, услуги третьих лиц, чьи операции обрабатываются владельцем платформы.
Вместе с тем реализация товаров и услуг имеет относительно немного отличий от продажи финансовых продуктов. Безусловно, определенные особенности по реализации финансовых продуктов имеют место на практике, что обусловлено как необходимостью идентификации клиентов и выгодоприобретателей, так и определенным объемом информации, которая должна быть доведена до потребителя финансовой услуги в соответствии с нормами российского законодательства. Однако в целом технологии маркетплейса с учетом ряда особенностей могут быть успешно реализованы и в финансовом секторе [24].
В Российской Федерации ключевым драйвером создания подобной специальной площадки стал Банк России. Так, в декабре 2017 г. увидел свет выпущенный регулятором документ под названием «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов». В нем ЦБ РФ инициирует создание и развитие платформы для удаленной идентификации клиентов. Это, по мнению Банка России, позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду, повысить доступность финансовых услуг для потребителей и усилить конкуренцию на финансовом рынке1. Таким образом, в рамках подобной платформы ее пользователи будут иметь возможность получать доступ к услугам организаций финансового сектора в дистанционном формате и в круглосуточном режиме. В условиях пандемии и вводимых ограничительных мероприятий подобные идеи обретают все большую актуальность и востребованность.
Проект Центрального банка подразумевает создание единой платформы, которая в том числе объединит формируемые крупнейшими кредитными организациями собственные маркетплейсы. Как представляется, более эффективным является функционирование общей площадки, на которой потребитель получает доступ к предложениям значительного числа участников рынка, в противовес создаваемым банками собственным экосистемам, имеющим замкнутый характер. В первую очередь это позитивно сказывается на развитии конкурентных отношений на всем финансовом рынке. Так, по мнению регулятора, отраженному в выпущенном в ноябре 2019 г. докладе «Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке», кредитные организации «в рамках своих экосистем задают собственные правила работы, замыкают граждан в периметре своих экосистем, тем самым заменяя собой государственные институты и оказывая существенное влияние на экономические показатели»2. Другими словами, с точки зрения Банка России итогом этого является монополизация
1 Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов. URL: http://www.cbr.ru/Content/ Document/File/85540/ON_FinTex_2017.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
2 Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке: доклад. URL: http://cbr.ru/Conteni/Documen1/ File/90556/Consultation_Paper_191125.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
ISSN 2782-2923 ..........................................................
как финансового рынка, так и иных сфер экономики представителями финансового сектора. В этой связи единая площадка в виде финансового маркетплейса снимет значительную часть подобных рисков. Подтверждение этого тезиса можно найти, обратившись к презентации проекта, выпущенной Банком России. В ней регулятор сформулировал четыре главных положительных результата, которые будут достигнуты через реализацию идей финансового супермаркета на практике. И на первом месте как раз значится цель развития конкуренции на финансовом рынке. Возможность предложения своих продуктов в онлайн-режиме в рамках одной платформы позволит финансовым организациям соперничать за внимание клиента именно условиями предлагаемых продуктов (более высокая ставка по депозиту, более низкая ставка по кредиту, выгоднее другие параметры того или иного финансового инструмента и т. д.), не отвлекаясь на решение других вопросов.
Второй целью создания подобного маркетплейса, по заверению регулятора, является обеспечение доступности для клиентов организаций финансового сектора к их услугам в режиме 24 часа семь дней в неделю. Особую значимость данная цель приобретает как раз в условиях пандемии, когда дистанционные каналы взаимодействия между продавцами финансовых услуг и потребителями становятся наиболее востребованы.
Третья цель - повышение эффективности денежно-кредитной политики. Здесь речь идет об усилении эластичности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также уменьшении дисперсии депозитных ставок кредитных организаций.
И, наконец, четвертая цель - обеспечение экономики так называемыми длинными деньгами. Как известно, одной из проблем развития российского бизнеса является отсутствие возможности получения дешевых кредитов на длинный срок. Это тормозит реализацию инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, что характерно как раз для организаций реального сектора экономики [25. С. 139]. В рамках создаваемого маркетплейса эта проблема может быть частично решена за счет более эффективного механизма перетока средств с рынка ценных бумаг. Вот как это комментирует советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская: «Маркетплейс дает возможность эмитентам напрямую продавать облигации населению и делать
это через интеллектуальные витрины-агрегаторы, которые объяснят разницу между вкладом и облигацией, помогут их сравнить. А поскольку облигации традиционно позволяют привлечь средства на более длительный срок, чем банковское кредитование, и являются классическим инструментом финансирования долгосрочных проектов, развитие этого сегмента мы считаем одним из важных элементов роста тех самых „длинных", многолетних денег, которые получает реальный сектор экономики» [26. С. 28].
В качестве экономической основы будущего финансового маркетплейса можно отметить комиссионное вознаграждение, которое будет получать площадка как за проведение операций, так и за каждого привлеченного клиента, приобретающего тот или иной продукт [27. С. 108]. Для кредитных организаций участие в платформе, с одной стороны, представляет собой еще один канал продаж, а с другой - дает возможность сохранять имеющуюся клиентскую базу и эффективно работать над ее расширением за счет удобства для пользователей и низких затрат на привлечение клиентов [28. С. 281]. Также с помощью новой платформы появляется возможность более широко реализовывать на практике партнерские программы, что позволит увеличивать в перспективе комиссионные доходы и более активно развивать кросс-продажи [29. С. 89].
Через финансовый маркетплейс могут предоставляться посреднические услуги, связанные с операциями как на рынке ценных бумаг, так и при приобретении банковских и страховых продуктов (исключение в данном случае составляют только договоры банковского счета (вклада) для ведения предпринимательской деятельности).
Формирование нормативно-правовой базы для функционирования финансового маркетплейса в Российской Федерации
Для полноценного запуска проекта и реализации его на практике требуется создание определенной институциональной среды, включающей в первую очередь нормативно-правовые основы деятельности финансового маркетплейса. Становление в Российской Федерации подобного проекта было бы невозможно без формирования соответствующей правовой базы и необходимой инфраструктуры. Это связано в первую очередь с тем, что отношения между клиентом
ISSN 2782-2923 ..........................................................
и финансовой организацией преобразуются в более сложную структуру, в рамках которой потребитель на одной площадке получает доступ к услугам значительного числа субъектов финансового рынка [30. С. 322].
Важнейшим шагом в данном направлении стало принятие летом 2020 г. двух федеральных законов:
- Федерального закона № 211-ФЗ от 20 июля 2020 г. «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» (далее - Закон о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы);
- Федерального закона № 212-ФЗ от 20 июля 2020 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы».
Данные нормативные правовые акты стали своеобразной институциональной базой для создания и развития в Российской Федерации финансовых платформ, позволяющих клиентам финансовых организаций иметь доступ к предложениям большей части игроков финансового рынка и совершать финансовые операции в онлайн-режиме. Так, Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы введены ряд ключевых требований к субъекту, являющемуся оператором данной финансовой платформы.
Во-первых, подобный субъект должен быть российским юридическим лицом. Организационно-правовая форма императивно устанавливается в форме акционерного общества.
Во-вторых, для осуществления деятельности в данной сфере обязательно включение в реестр операторов финансовых платформ, который ведет ЦБ РФ.
В-третьих, устанавливаются требования к минимальному размеру собственных средств оператора. На сегодняшний день это 100 миллионов рублей.
В-четвертых, оператор цифровой платформы обладает специальной правосубъектностью, которая заключается в запрете на совмещение деятельности с деятельностью кредитной организации, некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, депозитария, специализированного депозитария или регистратора.
В-пятых, оператор финансовых платформ обязан осуществлять внутренний контроль и использовать инструменты управления рисками.
В-шестых, это соответствие требованиям о защите информации, установленным законодательством.
В целом можно отметить, что в рамках описанных требований к правовому статусу и деятельности операторов финансовых платформ прослеживается аналогия с теми регуляторными требованиями, какие Банк России предъявляет к кредитным организациям.
Стоит сказать о том, что на сегодняшний день в Законе о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы отсутствуют положения об использовании биометрических данных идентификации при работе с маркетплейсом. В последние годы это был один из самых непростых и дискуссионных вопросов в среде как законодателей, так и правоприменителей. Пока что, к сожалению, так и не определен четкий, безопасный и понятный механизм использования биометрических данных. В этой связи пока что будет применяться механизм личного однократного контакта клиента с представителем финансовой платформы [31. С. 15].
Также в соответствии с Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы каждый оператор финансовой платформы обязан разработать и разместить на официальном сайте Правила финансовой платформы, которые также должны быть зарегистрированы в ЦБ РФ. Они, в частности, должны содержать установленные Законом о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы положения, включая требования к лицам, регистрирующимся на платформе, виды финансовых сделок, а также условия договора оказания услуг. Что касается последнего, то в рамках подобного договора оператор финансовой платформы обеспечивает сторонам возможность совершения финансовых сделок на площадке, а также оказывает информационные услуги. Помимо этого, оператор может оказывать финансовым организациям дополнительные услуги по идентификации потребителей в рамках требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем [32. С. 318].
Что касается технологических особенностей, то в функционировании финансового маркетплейса важно выделить ведущую роль регистратора финансовых транзакций (далее - РФТ), который обеспечивает интеграцию цифровых транзакций всех клиентов
ISSN 2782-2923 ..........................................................
маркетплейса. Полномочия подобного регистратора переданы НБКО «Национальный расчетный депозитарий». Можно также отметить, что информация, находящаяся в реестре, который ведет РФТ, обладает статусом «золотой записи». Другими словами, она является юридически значимым подтверждением сделки при отсутствии на руках у клиента бумажных носителей информации, которые при использовании платформы по общему правилу не оформляются.
Зарубежный опыт становления и запуска финансовых маркетплейсов
Если обращаться к зарубежному опыту становления и реализации на практике подобных институтов, то можно привести ряд успешных примеров.
Старейшим в современном понимании данного термина финансовым маркетплейсом является британская кредитная компания Zopa, начавшая свою работу еще в 2005 г. Сейчас это крупнейшая онлайн-площадка, получившая в 2018 г. банковскую лицензию и предлагающая своим клиентам как кредитные, так и инвестиционные продукты от различных игроков рынка3.
Если обращаться к немецкому опыту, то можно отметить, что в Германии уже продолжительное время успешно функционирует маркетплейс под названием SMAVA. Его особенностью является то, что он предлагает на своей платформе только кредитные продукты. На сегодняшний день там представлены предложения от более чем 20 немецких банков4.
Одним из самых перспективных в мировой практике в настоящее время считается китайский финансовый маркетплейс Jimubox. Он стал одним из первых игроков, получивших лицензию на онлайн-работу и привлекших на свою площадку китайские банки5.
Также примером успешного маркетплейса в финансовом секторе можно назвать американский CommonBond. Его особенностью является то, что он изначально создавался как площадка, основной акцент на которой сделан в пользу сервиса поиска предложений по рефинансированию студенческих займов6.
3 URL: https://www.zopa.com/about (дата обращения: 10.01.2021).
4 URL: https://www.smava.de/ (дата обращения: 10.01.2021).
5 URL: https://www.jimu.com/ (дата обращения: 10.01.2021).
6 URL: https://www.commonbond.co/ (дата обращения: 10.01.2021).
Единственное отличие приведенных выше примеров заключается в том, что в основной своей массе это площадки, созданные как стартапы частными структурами и не объединяющие, как правило, в рамках своих платформ значительное множество других участников рынка. При этом в зарубежной практике, так же как и в Российской Федерации, актуальными остаются вопросы обеспечения информационной безопасности финансовых транзакций [33] и защиты данных пользователей [34].
Перспективы изменений в финансовом секторе с развитием финансового маркетплейса в Российской Федерации
Как представляется, создание Банком России финансового маркетплейса - это только первый шаг в направлении становления онлайн-инструментов в финансовом секторе. Апробирование регуляторных подходов и оптимизация технологических решений в рамках данной платформы позволят в будущем создать множество альтернативных платформ подобного вида.
В случае успешной реализации на практике идеи Банка России в перспективе нас ждет неизбежный процесс интеграции традиционных финансовых институтов с представителями нефинансового сектора, а также компаниями /Г-индустрии. Также это может служить триггером к изменению как в технологической инфраструктуре, на которую опирается финансовый рынок, так и в подходах к регуляторному воздействию на участников рынка. Так, по мнению Сергея Швецова, первого заместителя председателя правления ЦБ РФ, за первые три года проект финансового маркетплейса должен охватить несколько десятков миллионов пользователей [35. С. 329].
В целом, говоря о перспективах изменений в финансовом секторе с развитием финансового маркет-плейса в Российской Федерации, можно отметить, что маркетплейс поменяет со временем привычные схемы потребления финансовых услуг. По словам Анатолия Аксакова, председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку, новые платформы, основанные на принципах финансового маркетплейса, распространят оказание услуг не только на банковском рынке, но и включат в себя в перспективе и рынок ценных бумаг, и большую часть страховых продуктов [36. С. 226].
ISSN 2782-2923 ..........................................................
В 2020 г. наметился устойчивый тренд на приток частных инвесторов на рынок ценных бумаг. Это обусловлено как низкой доходностью депозитов и введением с января 2021 г. новой модели налогообложения банковских вкладов, так и сохранением ряда налоговых льгот для инвесторов, открывающих индивидуальные инвестиционные счета. В этой связи дальнейшее развитие маркетплейса должно пойти по пути охвата рынка ценных бумаг и внедрения удобных механизмов работы для квалифицированных и неквалифицированных категорий инвесторов [37. С. 20].
Второй важный тренд 2020 г. в сфере финансов -рост объемов ипотечного кредитования. Поэтому в перспективе предполагается развитие через финансовый маркетплейс инструментов выдачи ипотечных кредитов в режиме онлайн, в том числе с охватом соответствующих мероприятий также в удаленном формате (заключение договора страхования предмета залога, проведение оценки предмета залога и т. д.) [38. С. 769].
При этом с внедрением финансовых маркетплей-сов на практике ожидается появление у организаций финансового сектора новых бизнес-моделей, основной акцент в которых будет сделан именно на дистрибуцию в режиме онлайн с предоставлением целого перечня дополнительных услуг (например, консультирование онлайн по выбору тех или иных финансовых продуктов и объектов для инвестирования).
Запуск финансового маркетплейса станет дополнительным толчком и для более активного взаимодействия игроков финансового рынка с компаниями технического сектора. Так, по словам Татьяны Жарковой, представителя ассоциации «ФинТех», «ряд крупных кредитных организаций на сегодняшний день уже вовлекают финтехкомпании для интеграции. А такой механизм, как маркетплейс, существенно упростит взаимодействие» [39. С. 147].
Одной из потенциальных проблем является то, что крупнейшие экосистемы, созданные на базе
ведущих кредитных организаций и представителей /Г-индустрии в перспективе, могут негативно влиять на уровень конкуренции на рынке финансовых услуг. В этом плане финансовые маркетплейсы могут выступить определенным противовесом [40. С. 93].
По состоянию на 25.12.2020 в реестре операторов финансовых платформ состоят уже три субъекта: ПАО «Московская биржа», АО «ВТБ Регистратор», АО «Специализированный депозитарий «ИНФИ-НИТУМ». Это говорит о том, что идея финансового маркетплейса востребована у крупных игроков рын-ка7. А формирование в 2020 г. необходимой правовой базы, так же как и вызовы пандемии, становится драйвером развития данного направления уже в ближайшем будущем.
Выводы
В результате развития и совершенствования современных информационных технологий изменения происходят и в сфере бизнеса. В настоящее время мы можем наблюдать устойчивую тенденцию замещения традиционных финансовых институтов новыми структурами, совмещающими в себе как уже состоявшиеся бизнес-модели, так и инновационные технологические решения. Примером последних как раз является реализуемый Банком России на практике проект создания финансовых маркетплейсов. В настоящей статье автор предпринял попытку раскрыть сущность и особенности будущей финансовой платформы. Помимо этого, дана характеристика формируемой в настоящее время правовой базы в данной сфере. Рассмотрен как зарубежный опыт внедрения и работы подобных платформ, так и перспективы развития финансового маркетплейса в Российской Федерации в будущем. В целом можно отметить, что финансовые маркетплейсы, реализуясь на практике и получая должное развитие, в том или ином виде уже в ближайшее время переформатируют работу финансового рынка в аспекте взаимоотношений продавцов и потребителей финансовых услуг.
7 Реестр операторов финансовых платформ. Центральный Банк Российской Федерации. Официальный сайт. URL: https:// www.cbr.ru/flnm_infrastructure/flnancial_platform_operators/ (дата обращения: 10.01.2021).
ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................
Список литературы
1. Financial exclusion in OECD countries: A scoping review / M. A. Caplan, J. Birkenmaier, J. Bae // International Journal of Social Welfare. 2020. Vol. 30, № 1. Pp. 58-71. DOI: https://doi.org/10.1111/ijsw.12430
2. Ручкина Г. Ф. Искусственный интеллект, роботы и объекты робототехники: к вопросу о теории правового регулирования в Российской Федерации // Банковское право. 2020. № 1. С. 7-18. DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3945-2020-1-7-18
3. Ручкина Г. Ф. Современное состояние функционирования государственных информационных систем: некоторые вопросы применения электронных технологий в банковской сфере // Банковское право. 2020. № 4. С. 7-14.
4. Ручкина Г. Ф. Некоторые вопросы формирования правовых условий использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники // Банковское право. 2020. № 5. С. 7-19. DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3945-2020-5-7-19
5. Павликов С. Г., Венгеровский Е. Л. К вопросу о гражданско-правовой ответственности при использовании искусственного интеллекта и иных цифровых технологий // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16, № 2. С. 200-203.
6. Шайдуллина В. К. Цифровое право, как новое правовое явление // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15, № 1. С. 112-115.
7. Шайдуллина В. К. Цифровые сервисы в деятельности предприятия: новые возможности // Экономика: теория и практика. 2019. № 1 (53). С. 46-51.
8. Жукова О. В. Организационно-финансовая модель «маркетплейс» и конкурентные преимущества онлайн кредитования для российского ипотечного рынка жилья // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 729-733.
9. Минченкова И. В. Особенности современного рынка финансовых технологий // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. № 3. С. 61-66.
10. Борисова Е. С., Белоусов А. Л. Инновации как инструмент обеспечения информационной безопасности и повышения эффективности деятельности банковской системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13, № 3. С. 1330-1342. DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.3.1330-1342
11. Белоусов А. Л., Шустров А. А. Возможности применения технологии блокчейн в сфере страхования // Финансы и кредит. 2019. Т. 25, № 1 (781). С. 196-210.
12. Бирюкова М. И., Белоусов А. Л. Правовые риски использования смарт-контрактов в банковской деятельности // Вектор экономики. 2019. № 11 (41). С. 60.
13. Белоусов А. Л. Некоторые аспекты внедрения информационных технологий в финансовой сфере // Инновационное развитие экономики. Будущее России: материалы и доклады V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Княгинино: Изд-во Нижегородского государственного инженерно-экономического института, 2018. С. 7-12.
14. Белоусов А. Л., Левчук Е. Ю. Диджитализация банковского сектора // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 2 (770). С. 455-464.
15. Шаманина Е. И. Маркетплейс - новая бизнес-модель трансформации финансового рынка России // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: материалы III Международного научного форума. 2020. С. 251-256.
16. Магомедов Р. М. Развитие сервиса финансовых услуг «маркетплейс» в России // Самоуправление. 2020. № 3 (120). С. 283-286.
17. Three financial regulators issue reports on product and service innovations / M. Brody, O. Lev, J. P. Taft et al. // Journal of Investment Compliance. 2017. Vol. 18, № 1. Pp. 84-91. DOI: https://doi.org/10.1108/J0IC-02-2017-0005
18. Clements R. Regulating Fintech in Canada and the United States: Comparison, Challenges and Opportunities / University of Calgary, School of Public Policy Research Series. December 20, 2018. URL: https://ssrn.com/abstract=3304759 (дата обращения: 10.01.2021).
19. di Castri S., Grasser M., Kulenkampff A. Financial Authorities in the Era of Data Abundance: Regtech for Regulators and Suptech Solutions. 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3249283
20. Wilson G., Wilson S. Law and financial marketplace values in twenty-first century Britain: a role for religion in the search for a new rationality for post-crisis recovery? // UK IVR Annual Conference: Law, Rationality and the Market, Halifax Hall, University of Sheffield, Sheffield, 17-18 November 2017.
21. Roman J. R. M. Trading Financial Instruments // Analytical Finance. 2017. Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1007/ 978-3-319-34027-2_1
22. Vallée B., Zeng Yao. Marketplace Lending: A New Banking Paradigm? // The Review of Financial Studies. 2019. Vol. 32, Iss. 5. Pp. 1939-1982. DOI: https://doi.org/10.1093/rfs/hhy100
23. Herndon Th., Paul M. A public banking option as a mode of regulation for household financial services in the US // Journal of Post Keynesian Economics. 2020. Vol. 43, № 4. Pp. 576-607. DOI: https://doi.org/10.1080/01603477.2020.1734462
ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................
24. Mitchell O. S., Lusardi A. Financial literacy: implications for retirement security and the financial marketplace. Oxford; New York: Oxford University Press, 2011.
25. Белоусов А. Л. Вопросы развития промышленного комплекса в аспекте реализации специальных инвестиционных контрактов // Управление пространственным развитием территорий: глобальные тренды и региональные приоритеты: материалы научно-практической конференции. Вологда: Вологодский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. С. 138-140.
26. Покатаева Е. В игру вступает маркетплейс // Банковское обозрение. 2020. № 9. С. 28.
27. Tax incentives for bond-oriented individual investors: evidence from the Russian Federation / O. S. Belomyttseva, L. S. Grinkevich, A. M. Grinkevich, S. Bobek et al. // Journal of Tax Reform. 2018. Т. 4, № 2. С. 108-124.
28. Использование современных финансовых и информационных технологий против методов социальной инженерии в банковской сфере / А. В. Короткова, О. А. Потешкина, К. В. Тарханова и др. // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Институт развития дополнительного профессионального образования, 2019. С. 280-282.
29. Власова Н. В., Еронин В. А. Трансформация банковских технологий в условиях цифровизации экономики: лучшие практики реализации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2, № 11. С. 86-90.
30. Пислегина Н. В., Зубов А. В. Проект развития финансовых технологий Банком России «Маркетплейс» // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Финуниверситета. М., 2019. С. 321-322.
31. Болдарева В. В., Смирнова Н. В. Маркетплейс - как система дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и услуг // Проблемы экономики, финансов и управления производством: сборник научных трудов вузов России. 2019. № 44. С. 14-19.
32. Сергеева А. Д. Перспективы развития маркетплейс-платформы в России // Экономика и инновации: материалы научно-практической конференции. М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2020. С. 315-319.
33. Predicting Malicious Insider Threat Scenarios Using Organizational Data and a Heterogeneous Stack-Classifier / A. J. Hall, N. Pitropakis, W. J. Buchanan, N. Moradpoor // Big Data (Big Data). IEEE International Conference. 2018. Pp. 5034-5039.
34. Agent-Based Modeling for Complex Financial Systems / J. Paulin, A. Calinescu, M. Wooldridge // IEEE Intelligent Systems. 2018. Vol. 33, Iss. 2.
35. Яковлев Д. А., Белоусов А. Л. Проблемы регулирования деятельности инвестиционных советников и пути их решения // Финансовая экономика. 2019. № 10. С. 328-331.
36. Giniyatullina E. R. Financial supermarket as a new channel of banking services distribution // World economy and world finance: trends and prospects: сборник статей по результатам проведения VI Международного форума Финансового университета, секции Международного финансового факультета и Факультета международных экономических отношений / под ред. М. И. Сидоровой, Е. В. Оглоблиной. М., 2020. С. 225-230.
37. Никулина О. В., Деревщикова Е. О. Стратегические ориентиры развития банковской деятельности в регионах в условиях преодоления кризисной ситуации на основе создания финансовых супермаркетов // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019. № 11. С. 17-23.
38. Чомахашвили Н. Г. Финансовый маркетплейс как инновационный вектор развития банковского бизнеса // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: Труды II Международной научно-практической конференции. Брянск: Брянск. гос. инженерно-технол. ун-т, 2019. С. 767-770.
39. Захарова М. А. Финансовые маркетплейсы // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: сборник материалов XIX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 145-148.
40. Чайковская Е. Быстро и удобно // Современные страховые технологии. 2019. № 3. С. 92-95.
Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ 1ММ^
References
1. Caplan M. A., Birkenmaier J., Bae J. Financial exclusion in OECD countries: A scoping review, International Journal of Social Welfare, 2020, Vol. 30, No. 1, pp. 58-71. DOI: https://doi.org/10.1111/ijsw.12430
2. Ruchkina G. F. Artificial intelligence, robots and objects of robotics: on the legal regulation theory in the Russian Federation, Banking Law, 2020, No. 1, pp. 7-18 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3945-2020-1-7-18
3. Ruchkina G. F. The modern status of functioning of state information systems: some issues of electronic technology application in the banking sector, Banking Law, 2020, No. 4, pp. 7-14 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3945-2020-4-7-14
ISSN 2782-2923 .......................................................................................................................................................................................
4. Ruchkina G. F. Some issues of the establishment of legal conditions for the use of artificial intelligence, robots and objects of robotics, Banking Law, 2020, No. 5, pp. 7-19 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.18572/1812-3945-2020-5-7-19
5. Pavlikov S. G., Vengerovsky E. L. On the issue of civil liability in the use of artificial intelligence and other digital technologies, Economic problems and legal practice, 2020, Vol. 16, No. 2, pp. 200-203 (in Russ.).
6. Shaydullina V. K. Digital law as a new legal phenomenon, Economic Problems and Legal Practice, 2019, Vol. 15, No. 1, pp. 112-115 (in Russ.).
7. Shaydullina V. K. Digital services in the activity of an enterprise: new opportunities, Economics: Theory and Practice, 2019, No. 1 (53), pp. 46-51 (in Russ.).
8. Zhukova O. V. Organizational and financial model "marketplace" and the competitive advantages of online lending for the Russian mortgage housing market, Journal of Economy and Entrepreneurship, 2019, No. 11 (112), pp. 729-733 (in Russ.).
9. Minchenkova I. V. Features of modern market of financial technology, Fundamental and Applied Research Studies of the Economics Cooperative Sector, 2017, No. 3, pp. 61-66 (in Russ.).
10. Borisova E. S., Belousov A. L. Innovations as a tool for providing cyber security and increasing the efficiency of banking system, Actual Problems of Economics and Law, 2019, Vol. 13, No. 3, pp. 1330-1342 (in Russ.). DOI: http://dx.doi. org/10.21202/1993-047X.13.2019.3.1330-1342
11. Belousov A. L., Shustrov A. A. Opportunities of using the blockchain technology in the insurance industry, Finance and Credit, 2019, Vol. 25, No. 1 (781), pp. 196-210 (in Russ.).
12. Biryukova M. I., Belousov A. L. Legal risks of using smart contracts in banking, Vector Economy, 2019, No. 11 (41), p. 60 (in Russ.).
13. Belousov A. L. Some aspects of introducing information technologies in financial sphere, Innovative development of economy. The future of Russia: works and reports of the 5th All-Russia (national) scientific-research conference, Knyaginino: Izd-vo Nizhegorodskogo gosudarstvennogo inzhenerno-ekonomicheskogo instituta 2018, pp. 7-12 (in Russ.).
14. Belousov A. L., Levchuk E. Yu. Digitalization of the banking sector, Vector Economy, 2018, Vol. 24, No. 2 (270), pp. 455-464 (in Russ.).
15. Shamanina E. I. Marketplace - a new business model of the Russian financial market transformation, Step into the future: artificial intelligence and digital economy: Smart Nations: economy of digital equality: works of the 3rd International forum, 2020, pp. 251-256 (in Russ.).
16. Magomedov R. M. Development of the financial service "Marketplace" in Russia, Samoupravlenie, 2020, No. 3 (120), pp. 283-286 (in Russ.).
17. Brody M., Lev O., Taft J. P., Wilkes G., Bisanz M., Shinohara T., Tsai J. Three financial regulators issue reports on product and service innovations, Journal of Investment Compliance, 2017, Vol. 18, No. 1, pp. 84-91 (in Russ.). DOI: https://doi.org/10.1108/ JOIC-02-2017-0005
18. Clements R. Regulating Fintech in Canada and the United States: Comparison, Challenges and Opportunities, University of Calgary, School of Public Policy Research Series, December 20, 2018, available at: https://ssrn.com/abstract=3304759 (access date: 10.01.2021).
19. di Castri S., Grasser M., Kulenkampff A. Financial Authorities in the Era of Data Abundance: Regtech for Regulators and Suptech Solutions, 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3249283
20. Wilson G., Wilson S. Law and financial marketplace values in twenty-first century Britain: a role for religion in the search for a new rationality for post-crisis recovery?, UK IVR Annual Conference: Law, Rationality and the Market, Halifax Hall, University of Sheffield, Sheffield, 17-18 November 2017.
21. Roman J. R. M. Trading Financial Instruments, Analytical Finance, 2017, Vol. 1. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-34027-2_1
22. Vallée B., Zeng Yao. Marketplace Lending: A New Banking Paradigm?, The Review of Financial Studies, 2019, Vol. 32, Iss. 5, pp. 1939-1982. DOI: https://doi.org/10.1093/rfs/hhy100
23. Herndon Th., Paul M. A public banking option as a mode of regulation for household financial services in the US, Journal of Post Keynesian Economics, 2020, Vol. 43, No. 4, pp. 576-607. DOI: https://doi.org/10.1080/01603477.2020.1734462
24. Mitchell O. S., Lusardi A. Financial literacy: implications for retirement security and the financial marketplace, Oxford, New York, Oxford University Press, 2011.
25. Belousov A. L. Issues of development of industrial complex in the aspect of special investment contracts implementation. Management of spatial development of territories: global trends and regional priorities: works of a scientific-research conference, Vologda, Vologodskii filial federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya "Rossiiskaya akademiya narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii", 2019, pp. 138-140 (in Russ.).
ш
ISSN 2782-2923
26. Pokataeva E. Marketplace enters the game, Bankovskoe obozrenie, 2020, No. 9, pp. 28 (in Russ.).
27. Belomyttseva O. S., Grinkevich L. S., Grinkevich A. M., Bobek S., Tominc P. Tax incentives for bond-oriented individual investors: evidence from the Russian Federation, Journal of Tax Reform, 2018, Vol. 4, No. 2, pp. 108-124.
28. Korotkova A. V., Poteshkina O. A., Tarkhanova K. V., Shelikhova E. A., Maslennikova N. V. Using the modern financial and information technologies against social engineering methods in banking, Topical theoretical and applied issues of managing social-economic systems: works of the International scientific-research conference, Moscow, Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Institut razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya", 2019, pp. 280-282 (in Russ.).
29. Vlasova N. V., Eronin V. A. Transformation of banking technologies under economy digitalization: best practices of implementation, Economics and management: problems, solutions, 2018, Vol. 2, No. 11, pp. 86-90 (in Russ.).
30. Pislegina N. V., Zubov A. V. Project of financial technologies development by the Bank of Russia "Marketplace", Social-economic policy of the country and the Siberian region under digital economy: works of the 11th International scientific-research conference devoted to the 100th anniversary of Financial University, 2019, pp. 321-322 (in Russ.).
31. Boldareva V. V., Smirnova N. V. Marketplace as a system of distant retail distribution of financial products and services, Issues of economy, finance and production management: collection of works of Russian universities, 2019, No. 44, pp. 14-19 (in Russ.).
32. Sergeeva A. D. Prospects of marketplace platform development in Russia, Economy and innovations: works of a scientific-research conference, Moscow, Rossiiskii ekonomicheskii universitet imeni G. V. Plekhanova, 2020, pp. 315-319 (in Russ.).
33. Hall A. J., Pitropakis N., Buchanan W. J., Moradpoor N. Predicting Malicious Insider Threat Scenarios Using Organizational Data and a Heterogeneous Stack-Classifier, Big Data (Big Data). IEEE International Conference, 2018, pp. 5034-5039.
34. Paulin J., Calinescu A., Wooldridge M. Agent-Based Modeling for Complex Financial Systems, IEEE Intelligent Systems, 2018, Vol. 33, Iss. 2.
35. Yakovlev D. A., Belousov A. L. Problems of regulating the activities of investment advisers and ways of their solution, Finansovaya ekonomika, 2019, No. 10, pp. 328-331 (in Russ.).
36. Giniyatullina E. R. Financial supermarket as a new channel of banking services distribution, World economy and world finance: trends and prospects, collection of works of the 6th International forum of Financial University, sections of the International Finance Faculty and the Faculty of International Economic Relations, eds. M. I. Sidorova, E. V. Ogloblina, 2020, pp. 225-230 (in Russ.).
37. Nikulina O. V., Derevshchikova E. O. Strategic guidelines for the development of banking activities in the regions in the conditions of overcoming the crisis situation based on the creation of financial supermarkets, Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyi kontrol', 2019, No. 11, pp. 17-23 (in Russ.).
38. Chomakhashvili N. G. Financial marketplace as an innovative vector of development of the banking business, Digital region: experience, competences, projects: works of the 2nd International scientific-research conference, Bryansk, Bryansk. gos. inzhenerno-tekhnol. un-t, 2019, pp. 767-770 (in Russ.).
39. Zakharova M. A. Financial marketplaces, Topical issues of the Humanities and Economic Sciences: collection of works of the 19th Interregional scientific-research conference with international participation, 2019, pp. 145-148 (in Russ.).
40. Chaikovskaya E. Quick and convenient, Sovremennye strakhovye tekhnologii, 2019, No. 3, pp. 92-95 (in Russ.).
Дата поступления / Received 12.01.2021 Дата принятия в печать /Accepted 20.03.2021 Дата онлайн-размещения /Available online 25.09.2021
© Белоусов А. Л., 2021 © Belousov A. L., 2021