Научная статья на тему 'РЫНОК МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ'

РЫНОК МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ДЕРИВАТИВЫ / ИНВЕСТИЦИИ / МАРКЕТПЛЕЙСИЫ / ПЛАТФОРМЫ / СТАРТАПЫ / ФИНАНСОВО-ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланская Д. В., Бокий О. С., Самойлик М. М.

В статье в контексте развития инструментов инвестирования в инновационную сферу и, особенно в инновационные разработки, проводимые стартапами, предлагается применять маркетплейсы - специфический инструмент, основанный на применении цифровых технологий на сегменте инвестиционного финансового рынка. В инновационно активных странах крупные банки делают ставку на инновации. Цифровые платформы интегрируются с финансовыми экосистемами, что привело к созданию маркетплейсов и формированию специфического сегмента на российском финансовом рынке. Для развития сектора инвестиций в инновационную сферу предлагается подход, связанный с разработкой правил функционирования финансово-цифровых экосистем и маркетплейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ланская Д. В., Бокий О. С., Самойлик М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETPLACE MARKET AND DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF THE ECONOMY OF KNOWLEDGE

In the article, in the context of the development of investment instruments in the innovation sphere and, especially in innovative developments carried out by startups, it is proposed to use marketplaces - a specific tool based on the use of digital technologies in the segment of the investment financial market. In innovative countries, large banks rely on innovation. Digital platforms are being integrated with financial ecosystems, which has led to the creation of marketplaces and the formation of a specific segment in the Russian financial market. For the development of the investment sector in the innovation sphere, an approach is proposed related to the development of rules for the functioning of financial and digital ecosystems and marketplaces.

Текст научной работы на тему «РЫНОК МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

10.24412/2309-4788-2021-10965

Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес - процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, lanskayaDV@yandex.ru,

D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University;

О.С. Бокий - студентка магистерской программы «Организационное проектирование систем управления» Кубанского государственного университета, Olgasbokii@gmail.com,

OS. Bokiy - student of the Master's program "Organizational design of Management systems" of Kuban State University;

М.М. Самойлик - студентка направления «Прикладная информатика» Кубанского государственного аграрного университета, samoilyk30@gmail.com,

M.M. Samoilik - student of the direction "Business Informatics" of the Kuban State Agrarian University.

РЫНОК МАРКЕТПЛЕЙСОВ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ MARKETPLACE MARKET AND DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECOSYSTEM OF THE ECONOMY OF KNOWLEDGE

Аннотация. В статье в контексте развития инструментов инвестирования в инновационную сферу и, особенно в инновационные разработки, проводимые стартапами, предлагается применять маркетплейсы - специфический инструмент, основанный на применении цифровых технологий на сегменте инвестиционного финансового рынка. В инновационно активных странах крупные банки делают ставку на инновации. Цифровые платформы интегрируются с финансовыми экосистемами, что привело к созданию маркетплейсов и формированию специфического сегмента на российском финансовом рынке. Для развития сектора инвестиций в инновационную сферу предлагается подход, связанный с разработкой правил функционирования финансово-цифровых экосистем и маркетплейсов.

Abstract. In the article, in the context of the development of investment instruments in the innovation sphere and, especially in innovative developments carried out by startups, it is proposed to use marketplaces - a specific tool based on the use of digital technologies in the segment of the investment financial market. In innovative countries, large banks rely on innovation. Digital platforms are being integrated with financial ecosystems, which has led to the creation of marketplaces and the formation of a specific segment in the Russian financial market. For the development of the investment sector in the innovation sphere, an approach is proposed related to the development of rules for the functioning of financial and digital ecosystems and marketplaces.

Ключевые слова: венчурный бизнес, деривативы, инвестиции, маркетплейсиы, платформы, стартапы, финансово-цифровые экосистемы, цифровые технологии.

Keywords: venture business, derivatives, investments, marketplaces, platforms, startups, financial and digital ecosystems, digital technologies.

Введение

Современные достижения человечества в области информационно-телекоммуникационных технологий привели не только к формированию к формированию и становлению цифровой экономики знаний [18,19], но и созданию глобальной электронной среды для осуществления взаимодействия во всех сферах жизни общества. Благодаря активному расширению использования сети «Интернет» происходит «стирание» границ для общения и осуществления покупок, совершения различных платежей, предоставления услуг, формирование цифровых сред и экосистем [20]. В недалекой перспективе инноваторы - участники рынка венчурных инвестиций ожидают манипулирование несколькими опциями для привлечения финансовых ресурсов на тех или иных условиях. Высокотехнологичные бизнесы будут переходить в онлайн-пространство на площадках, которые дают возможность выбрать инвестора по целому ряду параметров, проектируя приемлемый вариант инвестиционной услуги [11]. Кредитные организации приходят к осознанию, что внедрение цифровых технологий позволяет не только оптимизировать и существенно снизить операционные затраты, но и значительно повысить свой уровень конкурентоспособности и привлекательности в лице клиентов.

В практике работы финансовых институтов находят применение различные деривативы [22], налоговые механизмы, создание различных фондов развития промышленности и инновационной деятельности и др. [23].

Сегмент рынка цифровых платежей в финансовой отрасли является одним из самых динамичных в мире. В России это рынок растет в среднем12% в год. В России финансовыми сервисами пользуются 82 % населения и она занимает третье место после Индии и Китая. [1].

Пандемия 2020 года показала, что онлайн-услуги не только востребованы обществом, но и развитие просто необходимо и актуально. Введенные карантинные мероприятия позволили финансовым организациям за достаточно короткий промежуток времени создать систему онлайн-взаимодействия и полного дистанционного обслуживания клиентов. Они быстро адаптировались к новым условиям. С целью снижения рисков внедряются процедуры идентификации клиента по видео, выездное подписание документации, онлайн - оплата услуг и т.п.

Исследования Mastercard в 2020 г. (рис. 1), выявили, что безналичные платежи предпочитают 43% клиентов в России. наличным, 22% перестали использовать наличные средства, около 50 % клиентов стали более активно пользоваться бесконтактными картами, а 16% клиентов впервые использовали бесконтактные платежи [3].

Развитие интернет-технологий позволяет интегрировать финансовые и нефинансовые услуги в рамках единой платформы. Одной из них выступает маркетплейс, представляющий собой онлайн-сервис, позволяющий гражданам приобретать финансовые продукты от разных организаций на одной платформе в круглосуточном режиме [6].

Оплата в одно касание — это просто

Оплата в одно касание — это гигиенично

Бесконтактная технология- это наиболее безопасный способ оплаты После завершения пандемии бесконтактная технология не..

Оплата покупок бесконтактно стала самым предпочтительным способом.

Впервые попробовали эту технологию именно сейчас

Стали чаще использовать карты с возможностью бесконтактной оплаты

Больше совсем не пользуются наличными деньгами, предпочитая.

Стали реже платить наличными

85%

81%

78%

82%

70%

16%

50%

22%

43%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Составлен автором по материалам исследования Mastercard. URL: https://newsroom.mastercard.com/ra/press-re-leases/европа-бесконтактный контииент-mastercard-H/

Рисунок 1 - Безналичные платежи россиян в период пандемии, доля в % по каждому вопросу, 2020 г.

На этой основе целью настоящего исследования является изучение сущности понятия «маркетплейс», особенностей его функционирования на финансовых рынках как зарубежных стран, так и России, а также рассмотрение перспектив развития маркетплейсов на региональном уровне.

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность понятия маркетплейса как онлайн-сервиса финансового рынка;

- исследовать практику зарубежных стран в области использования финансовых маркетплейсов;

- проанализировать российский рынок финансовых маркетплейсов;

- охарактеризовать перспективы развития маркетплейсов на региональном финансовом рынке.

М. Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации правильно подчеркнул, что "угрозу нашим экономикам и суверенитетам несут не общие цифровые платформы и системы, а именно их отсутствие. Если не заниматься их созданием, чтобы обеспечить прозрачность общих товарных рынков, то, по сути, это будет равносильно восстановлению таможни на границах между странами" [8].

1. Сущность и структура маркетплейса

Проект «Маркетплейс» был инициирован Банком России в 2017 году. Его целью являлось законодательное закрепление дистанционного формата продажи различных финансовых продуктов и услуг с регистрацией сделок в специальном реестре - регистраторе финансовых транзакций.

В России принят федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Закон установил порядок работы с финансовыми маркетплейсами. Таким образом была создана программная платформа, которая заключение соглашения в электронном виде между участниками финансового рынка [13].

Одним из привлекательных для клиента свойств маркетплейса является предоставление доступа к широкому спектру финансовых услуг в любое время и независимо от места нахождения. В то же время создаются предпосылки для стимулирования инновационной деятельности и возможности применения финансового инжиниринга для проектирования инвестиционной услуги под конкретную потребность.

Маркетплейс функционирует по принципу «plug&play» («подключайся и играй») и объединяет следующих участников (рис. 1) [6]:

финансовые сервисные платформы, на которых взаимодействуют участники рынка для заключения сделок. Платформа должна обеспечивать простоту, надежность и удобство транзакции. Закон определяет обязательную регистрацию реестр ЦБ России операторов финансовых платформ

- поставщики финансовых продуктов и услуг - все участники различных сегментов финансового рынка;

- регистратор финансовых транзакций - реестр хранения совершенных сделок на платформах с предоставлением выписки через портал Госуслуг;

- сайты-агрегаторы - интернет-ресурсы с мобильным доступом, с решением задачи создания методами финансового инжиниринга индивидуализированной услуги по основным ее параметрам.

Рисунок 1 - Инфраструктура системы «Маркетплейс»

Таким образом, маркетплейсы нацелены, прежде всего, на рост клиентской базы, снятие территориальных ограничений и экономию на транзакционных издержках по привлечению потребителей финансовых услуг. При этом они предоставляют огромные возможности для клиентов путем комплексного дистанционного обслуживания и снятия барьеров переключения на нового поставщика услуг в режиме онлайн, благодаря системе идентификации в личном кабинете проектирования инвестиционного продукта

2. Мировая практика использования маркетплейсов на финансовом рынке

Финансовый маркетплейс - программная платформа с развитым интерфейсом, на которой осуществляется инжиниринговое проектирование инвестиционного продукта, как максимум, либо сравнение и предоставление всех доступных финансовых операций для потребителя для работы с активами и ценными бумагами и др.

Мировая практика показывает, что несмотря на свою «молодость» финансовые маркетплейсы очень быстро набирают популярность и становятся востребованными на рынке. Финансовый сектор на маркетплесах в США - это 7,2% ВВП. Они лидируют в разработке финансовых технологий. За первое полугодие 2019 года инвестиции в разработку таких платформ составили по около $12,7 млрд [2].

По проникновению финансовых услуг - размеру доли пользователей финтех-услуг по итогам 2018 г. в общей численности населения, активно использующего цифровые технологии, - стали Китай (87%), Индия (87%) и РФ (82%) [5].

В Европе финансовые маркетплейсы менее распространены. Сервисы сфокусированы на группе услуг. Немецкие сервисы Raisin и Deposit Solutions занимаются управлением активами. Портал Zillow агрегирует и предлагает ипотечные кредиты [7]. Развивающийся рынок финансовых сервисов Китая включает следующие сектора: электронные кошельки и платежные сервисы, банки, кредитные и инвестиционные сервисы, агрегаторы кредитных карт и страховые сервисы. В 2013 году крупнейший ритейлер Китая JD.com запустил сервис микрокредитования JD Finance. Сервис также предлагает и инвестиционные продукты [21].

В таблице 1 представлены одни из самых крупных и известных маркетплейсов финансового рынка зарубежной практики.

Таблица 1 - Маркетплейсы финансового рынка зарубежной практики

№ п/п Наименование Функционал Страна

1 Upstart Предоставление кредитов любых видов, прогнозирование кредитоспособности. В дополнение предоставляет в пользование свои технологии банкам, кредитным союзам и другим партнерам через предложение «Программное обеспечение как услуга» США

2 Fundbox Платформа финансовых услуг, которая предлагает кредитные и платежные решения для малого бизнеса США

3 LendInvest Специализируется на предоставлении краткосрочных кредитов, кредитов под залог недвижимости, осуществлении срочного финансирования малого бизнеса Великобритания

4 SMAVA Специализируется на выдаче кредитов, сравнении кредитных предложений различных банков, займах от частных кредиторов, отслеживание кредитного рейтинга пользователя Германия

5 Jimubox Платформа кредитования, где заемщики и кредиторы -частные лица, а сервис выступает посредником, обеспечивая более выгодные проценты для обеих сторон, также маркетплейс помогает создать «идеальный» пакет акций для каждого инвестора, изучая его интересы и склонность к риску Китай

6 Wanglibao Платформа, предоставляющая финансовые продукты по типу управления активами, трастовыми продуктами и паевыми инвестиционными фондами. Сервис связывает инвесторов с малым и средним бизнесом, отслеживает инвестиционные портфели и предлагает стратегии снижения рисков, позволяя предприятиям упрощать кредитование физических лиц и эффективно управлять инвестициями Китай

7 eLoan.co.il Крупнейшая кредитная платформа Израиля, позволяющая кредиторам изучать кредитную историю заемщика, выявлять степень его ответственности и рассчитывать возможную сумму кредитования Израиль

Также известностью пользуются такие финансовые платформы как CommonBond, CircleUp, Lending Club, Zopa, Lufax и др. Конечно, далеко не все страны обладают подобными сервисами, поскольку уровень развития и возможности у всех разные по сравнению со странами Запада и Европы. Однако, мощную конкуренцию им могут составить страны Азии. Так, Премьер-министр Индии Н. Моди отметил, что "Мы находимся в эпохе исторического перехода, вызванного технологиями: от настольного компьютера до облака, от интернета до социальных сетей, от IT-сервисов до интернета вещей, мы прошли долгий путь за короткое время" [10]. Рост потребности технологических стартапов привел к запуску в Индии и Сингапуре в 2018 году маркетплейс, который соединил финансовые учреждения континента. Цель - расширение доступа к финансовым продуктам и услугам в Азиатско-Тихоокеанском регионе и создание регулируемого пространства для участников финансового рынка, в том числе и технологическим компаниям для выстраивания коллаборативных отношений в сфере новых технологий [11].

Таким образом, маркетплейсы на финансовом рынке зарубежных стран в основном являются узконаправленными, захватывая один сегмент финансового рынка: либо кредитование, либо инвестирование. Причем, маркетплейсов последнего типа пока не так много, они находятся только в начале своего зарождения и становления. Отметим, что маркетплейсы в области кредитования представлены довольно широко и направлены как на физических лиц, так и малый бизнес. Особенно актуальны в плане поддержки стартапы [12]. Без венчурного финансирования и инвестиционных маркетплейсов огни не смогут продолжить свои исследования и инноваци-

онные разработки. Для стимулирования инновационной деятельности в регионе и в стране соединение инвестиционной и инновационной деятельности посредством маркетплейсов могло бы стать еще одним из пусковых механизмов развития цифровой экономики знаний в России.

3. Российская практика развития и использования маркетплейсов на финансовом рынке

В отличие от зарубежных стран в России финансовые маркетплейсы появились совсем недавно. Благодаря набирающим силу процессам повсеместной цифровизации экономики данная сфера развивается очень стремительно, особенно в части онлайн-кредитования. Например, по данным более 4000 кредиторов, передающих информацию в АО «Национальное бюро кредитных историй», за 2020 год в наибольшей степени выросли доли онлайн-заявок на автокредиты (на 9 п.п., с 21% до 30%) и ипотеку (на 7 п.п., с 21% до 27%). При этом удаленный спрос на беззалоговые кредиты за семь месяцев не претерпел столь значительных изменений. На рисунке 2 представлены данные по распределению долей онлайн-заявок в общем количестве кредитных заявок за 2020 год по материалам Национального бюро кредитных историй [9].

Рисунок 2 - Распределение долей онлайн-заявок в общем количестве кредитных заявок за 2020 год (по данным Национального бюро кредитных историй)

В нашей стране развитие отрасли финансовых технологий соответствует мировым трендам. Российской особенностью в этой сфере является то, что в отличие от зарубежного опыта у нас ведущие банки и финансовые компании зачастую реализуют наиболее интересные решения и самостоятельно модернизируют традиционные финансовые услуги.

В России существуют финансовые маркетплейсы различного уровня развития: от крупных компаний до только набирающих популярность и находящихся на этапе своего зарождения и становления.

Проект «Маркетплейс» Центрального банка РФ прогрессирует. Центробанк планирует перенести в цифровую среду простые финансовые услуги разных участников финансового рынка. Пользователи смогут круглосуточно в одном мобильном приложении или на сайте получить финансовые услуги, особенно инвестиционные ресурсы на развитие высокотехнологичного бизнеса (рис. 3) [16].

Рисунок 3 - Принцип работы финансового маркетплейса

В таблице 2 представлены основные участники финансового рынка нашей страны.

Таблица 2 - Маркетплейсы финансового рынка России

№ п/п Наименование платформы Функционал

1 Платформа «Финуслуги» Московской биржи Первый в России финансовый супермаркет, предоставляющий возможности удаленно открывать и пополнять вклады в разных банках, распределять полученные проценты и управлять счетами, а также оформить ОСАГО, не выходя из дома

2 ВТБ Регистратор Сервис позволяет физическим лицам в онлайн-режиме сравнивать и приобретать предложения различных эмитентов, обеспечивая дистанционное взаимодействие между инвестором и эмитентом, безопасное заключение сделки, оплату и поставку финансового продукта

3 Финансовая платформа (проект Группы компаний «Инфитиум») Является платформой по операциям с паями паевых инвестиционных фондов. Сервис позволяет привлекать новых инвесторов, а также может быть использован управляющими компаниями для удаленного оформления сделок с инвесторами в рамках собственных рекламных кампаний или для оптимизации работы агентской сети

4 Тинькофф Инвестиции Позволяет владельцам карт банка осуществлять операции с акциями, облигациями и паевыми фондами одной управляющей компании-партнера

5 Банки.ру Финансовый супермаркет, который позволяет определить персональный кредитный рейтинг, оставить заявку на получение кредита и сравнить условия разных банков, оформить страховку, оформить вклад или выбрать акции и облигации

6 Сравни. ру Сервис выбора вкладов, кредитов, подбора ипотеки, оформления, дебетовых и кредитных карт

Платформа будет идентифицировать пользователя по биометрическим данным, которые ему нужно предварительно сдать, чтобы воспользоваться сервисом. "Развитие онлайн-сервисов - главный тренд финансовой отрасли, а маркетплейсы - это следующий уровень услуги, когда клиент через одно приложение получает доступ не к одному банку, а ко множеству", - отметил первый зампред Банка России С. Швецов [15].

Таким образом, исходя из анализа маркетплейсов финансового рынка России, становится очевидным факт динамичного развития данного сегмента финансового рынка. По данным исследования Mastercard, на увеличение спроса на финансовые решения в онлайн-режиме в будущем окажут влияние такие факторы, как: простота и удобство (61%), возможность использования на смартфоне или другом мобильном устройстве (55%), а также современность таких решений и их соответствие динамичному образу жизни (39%) [4].

Спрос на финансовые маркетплейсы растет, а банки, в свою очередь, стараются создавать и поддерживать удобный и понятный интерфейс своих платформ, расширять функциональные возможности сервисов, следуя общемировым трендам цифровизации экономики. На этой основе уместно в подтверждение слова Е. Джама-лова, директора по инновациям сети «Магнит»: "Все привыкли думать, что Россия всегда что-то заимствует или переигрывает, но наш ритейл - один из самых передовых в мире. В той же Европе не везде возможно даже карточкой расплатиться или смартфоном. А у нас это настолько вошло в привычку, что, когда мы едем в Милан, Париж, Лондон и подносим телефон к терминалу на кассе, там удивляются" [15].

4. Перспективы развития финансовых маркетплейсов на региональном рынке

В силу географических и территориальных особенностей Россия обладает уникальным набором специфических черт в различных регионах. Финансовая сфера также не остается в стороне. Региональный финансовый рынок не только придерживается национальных норм и правил, но и должен учитывать специализацию и особенности конкретной территории. В настоящее время финансовый рынок регионов развивается по тому же пути, что и национальный. Здесь мы говорим о цифровизации, внедрении новых финансовых технологий в экономическую жизнь граждан, активизации интереса населения к онлайн-технологиям и повышении доступности предоставления услуг в сети «Интернет» и т.п. При этом о развитии региональных маркетплейсов финансового рынка

пока особой речи не идет, хотя это может стать очень перспективным направлением как для региональной экономики, так и для экономики страны в целом.

Региональный финансовый маркетплейс - площадка, которая призвана объединить финансовые организации и клиентов одного региона. Как правило, она позволяет пользователям получить услуги региональных банков и филиалов крупных банков, инвестировать в местные компании или купить акции крупных региональных корпораций. Среди основных преимуществ создания подобных онлайн-площадок можно выделить:

- развитие кооперации широкого круга участников: банков, финансовых и страховых организаций и др.;

- возможность местным финансовым компаниям выйти на новые рынки инноваций и увеличить клиентскую базу и поддержать бизнес цифровой экономики знаний;

- обеспечение прозрачности финансовых операций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка региональной экономики;

- формирование здоровой конкурентной среды;

- развитие и поддержка инновационной сферы региона путем обновления и внедрения новых возможностей в финансовый маркетплейс;

- эффективный процесс коммуникации с клиентами.

Российский финансовый рынок развивается по пути интеграции с региональным регулятором ЦБ и кредитными организациями (коммерческими банками региональными фондами инноваций, региональными фондами развития промышленности и другими субъектами финансового рынка России), связанной с лицензированием и сертификацией. Эволюция маркетплейса может привести к рождению нового надзорного механизма с мониторингом рисков и выявления потенциальных возможности финансовых организаций и потребностей клиентов.

Перспективы применения финансовых маркетплейсов на региональном рынке представлены на рис. 4.

Руководитель блока «Цифровой бизнес» Промсвязьбанка А. Шакманас отмечает: "В России финансовые технологии никогда не были проблемой для банков. Специфика локального рынка - консервативность и недоверие к технологиям самих пользователей, особенно когда дело касается финансов. Финансовые технологии же позволяют банкам и их клиентам решать многие локальные проблемы" [14].

Нахождение России в ТОП - 3 лидеров по проникновению финтех-услуг на финансовый рынок [20] сопровождается недоверием граждан, поскольку существуют опасения рисков со стороны недобросовестных поставщиков услуг и мошенников. Так как финансовые маркетплейсы только начинают набирать популярность на федеральном уровне, то необходимы стимулы, ведущие к появлению в регионах. Освоение рынка маркетплейсов могли бы скоординированные под эгидой региональных регуляторов ЦБ шаги по их

Рисунок 4 - Перспективы финансовых маркетплейсов на региональном уровне продвижению в университетах и бизнес - сообществах, а упрощение решения стратегических инвестиционных проблем [22,23]

Заключение

Финансовая сфера России развивается достаточно быстро в соответствии с трендами современной экономики. Однако потенциальные возможности развития в полной мере не использованы. Усилия ЦБ РВ и региональных регуляторов могли бы носить более настойчивый характер в плане консалтинга регионального бизнес -сообщества, продвижения данной услуги и различных платформ на региональном финансовом рынке и предоставления образовательных услуг на различных образовательных площадках, а также партнерства с университетами и внедрения финансовых маркетплейсов в дисциплины финансового и предпринимательского модулей в бакалаврских и магистерских программах. Особо стоило бы включить преподавательский состав в процесс продвижение через образовательный процесс. Продвижение финансовых маркетплейсов в университетской среде обладает потенциалом успеха. Онлайн-услуги востребованы пользователями в силу удобства и быстроты решения финансовых вопросов. Однако, из-за развития федеральной сети маркетплейсов и крупных участников банковского и страхового секторов, региональные финансовые организации теряют в том числе и потенциальных клиентов. Поэтому формирование региональных финансовых маркетплейсов способно повысить уровень конкурентоспособности местных филиалов различных банков, страховых компаний и др., вывести их на новые сегменты финансового рынка страны. Насыщение коллаборативных отношений развитыми финансово - маркетинговыми механизмами и платформами будет способствовать решению проблемы инвестирования в реальную экономику страны в целом и, особенно, ее инновационной компоненты, которая испытывает определенный «инвестиционный голод».

Источники:

1. Акимов, М.А. Цифровая экономика - мир сделок без посредников / М.А. Акимов. Текст: непосредственный // Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. М.: Издание Государственной Думы, 2019. С. 7-14.

2. Батюк, Б.В. Финансовый маркетплейс как инструмент цифрового перехода в экономике Российской Федерации / Б.В. Батюк. Текст: непосредственный // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2019. № 4. Т. 18., С. 29-36.

3. Европа - бесконтактный континент: Mastercard помогает распространению бесконтактной технологии оплаты, которая становится «новой нормой» [сайт]. URL: httpsV/newsroom.mastercardxom/ra/press-releases/европа-бесконтактный континент-mastercard-n/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

4. Исследование Mastercard: развитие цифрового банкинга в России и Европе ускоряется в условиях «новой нормы» [сайт]. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/исследование-mastercard-развитие-цифрового-б/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

5. Как живет российский финтех [сайт]. URL: https://iq.hse.ru/news/334262759.html (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

6. Маркетплейс [сайт]. URL: https://cbr.ru/fintech/market_place/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

7. Маркетплейс как средство повышения доступности финансовых услуг [сайт]. URL: https://www.finversia.ru/publica-tion/marketpleis-kak-sredstvo povysheniyadostupnosti-finansovykh-uslug-46228 (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

8. Михаил Мишустин принял участие в работе международного форума «Цифровое будущее глобальной экономики» [сайт]. URL: http://government.ru/news/41467/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

9. НБКИ: пандемия повысила долю онлайн-заявок на ипотеку и автокредиты [сайт]. URL: https://www.nbki.ru/company/news/?id=188476 (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

10. Премьер Индии запустил маркетплейс для связи финтех-стартапов с финансовыми учреждениями [сайт]. URL: https://investfuture.ru/news/id/premer-indii-zapustil-marketpleys-dlya-svyazi-finteh-startapov-s-finansovymi-uchrejdeni-yami (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

11. Самиев, П.А. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг / П.А. Самиев, В.Р. Закирова, Д.В. Шва-ндар. Текст: непосредственный // Финансовый журнал. 2020. № 5. С. 86-98.

12. Ланская, Д.В. Специальный региональный налоговый режим для хозяйствующих субъектов / Ермоленко В.В., Ланская Д.В. / Вестник Академии Знаний. 2019. № 5 (34). С. 69-76.

13. Ушаков, О. Как в России зарождается рынок «финансовых маркетплейсов» [сайт]. URL: https://epam.ru/ru/me-dia/view/kak-v-rossii-zarozhdaetsya-rynok-finansovyh-marketplejsov (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

14. Финансовые супермаркеты будущего [сайт]. URL: https://plus.rbc.ru/news/596fc4fb7a8aa94ff12d5d5a (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

15. Цитаты. ComNews [сайт]. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/quotes (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

16. Что такое маркетплейс ЦБ [сайт]. URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/cb-marketplace/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

17. Яковленко, А.Е. Рыночно ориентированная и сервисная деятельность инновационной экосистемы / Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Яковленко А.Е. / Вестник Академии знаний. 2019. № 3 (32). С. 118-125.

18. Яковленко А.Е. Создание фундамента формирования умной экономики в Краснодарском крае до 2030 года / Ланская Д.В., Яковленко А.Е. / Вестник Академии знаний. 2018. № 5 (28). С. 211-219.

19. Яковленко А.Е. Управленческие услуги в условиях цифровой экономики / Ланская Д.В., Суханова И.В., Яковленко А.Е. // Естественно-гуманитарные исследования: международный научный журнал. 2020. № 29(3). Краснодар. Россия. Академия знаний. С. 184-191. ISSN: 2309-4788. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10254.

20. FinTech Adoption Index 2019: Россия - мировой лидер в освоении финансовых технологий [сайт]. URL: https://www.pravda.ru/economics/1453763-lider/ (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

21. Financial Services Review Asia 2020 [сайт]. URL: https://www.markswebb.ru/report/financial-services-review-asia-2020/#china_map (дата обращения: 11.03.2021). Текст: электронный.

22. Lanskaya D.V.Innovative Mechanisms of Investing in the Development of the Regional Knowledge Economy / Lanskaya D.V., Getmantsev K.V., Ermolenko V.V., Pedanov B.B. // The Future of the Global "Financial System: Downfall or Harmony: Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series" ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, Springer Nature Switzerland. Cham Elena G. Popkova E. (eds). DOI https://doi.org/10.2991/aebmr.k.191225.029.

23. Lanskaya D.V. Regional Fund for Investment in Innovation / Getmantsev K.V., Rodin A.I., Ermolenko V.V., Lanskaya D.V. // The Future of the Global "Financial System: Downfall or Harmony: Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series" ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, Springer Nature Switzerland. Cham Elena G. Popkova E. (eds). ISBN 978-94-6252-878-9. ISSN 2352-5428. https://doi.org/10.2991/ aebmr.k.191225.093.

References:

1. Akimov. M.A. Tsifrovaya ekonomika - mir sdelok bez posrednikov / M.A. Akimov. Tekst: neposredstvennyy // Osnovnyye trendy razvitiya tsifrovoy ekonomiki v finansovoy sfere. Pravovyye aspekty regulirovaniya i prakticheskogo primeneniya. M.: Izdaniye Gosudarstvennoy Dumy. 2019. S. 7-14.

2. Batyuk. B.V. Finansovyy marketpleys kak instrument tsifrovogo perekhoda v ekonomike Rossiyskoy Federatsii / B.V. Batyuk. Tekst: neposredstvennyy // Uchenyye zapiski Rossiyskoy akademii predprinimatelstva. 2019. № 4. T. 18.. S. 29-36.

3. Evropa - beskontaktnyy kontinent: Mastercard pomogayet rasprostraneniyu beskontaktnoy tekhnologii oplaty. kotoraya sta-novitsya «novoy normoy» [sayt]. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/evropa-beskontaktnyy konti-nent-mastercard-p/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

4. Issledovaniye Mastercard: razvitiye tsifrovogo bankinga v Rossii i Evrope uskoryayetsya v usloviyakh «novoy normy» [sayt]. URL: https://newsroom.mastercard.com/ru/press-releases/issledovaniye-mastercard-razvitiye-tsifrovogo-b/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

5. Kak zhivet rossiyskiy fintekh [sayt]. URL: https://iq.hse.ru/news/334262759.html (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

6. Marketpleys [sayt]. URL: https://cbr.ru/fintech/market_place/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

7. Marketpleys kak sredstvo povysheniya dostupnosti finansovykh uslug [sayt]. URL: https://www.finversia.ru/publica-tion/marketpleis-kak-sredstvo povysheniyadostupnosti-finansovykh-uslug-46228 (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

8. Mikhail Mishustin prinyal uchastiye v rabote mezhdunarodnogo foruma «Tsifrovoye budushcheye globalnoy ekonomiki» [sayt]. URL: http://government.ru/news/41467/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

9. NBKI: pandemiya povysila dolyu onlayn-zayavok na ipoteku i avtokredity [sayt]. URL: https://www.nbki.ru/com-pany/news/?id=188476 (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

10. Premyer Indii zapustil marketpleys dlya svyazi fintekh-startapov s finansovymi uchrezhdeniyami [sayt]. URL: https://invest-future.ru/news/id/premer-indii-zapustil-marketpleys-dlya-svyazi-finteh-startapov-s-finansovymi-uchrejdeniyami (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

11. Samiyev. P.A. Ekosistemy i marketpleysy: obzor rynka finansovykh uslug / P.A. Samiyev. V.R. Zakirova. D.V. Shvandar. Tekst: neposredstvennyy // Finansovyy zhurnal. 2020. № 5. S. 86-98.

12. Lanskaya. D.V. Spetsialnyy regionalnyy nalogovyy rezhim dlya khozyaystvuyushchikh subyektov / Ermolenko V.V.. Lanskaya D.V. / Vestnik Akademii Znaniy. 2019. № 5 (34). S. 69-76.

13. Ushakov. O. Kak v Rossii zarozhdayetsya rynok «finansovykh marketpleysov» [sayt]. URL: https://epam.ru/ru/me-dia/view/kak-v-rossii-zarozhdaetsya-rynok-finansovyh-marketplejsov (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

14. Finansovyye supermarkety budushchego [sayt]. URL: https://plus.rbc.ru/news/596fc4fb7a8aa94ff12d5d5a (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

15. Tsitaty. ComNews [sayt]. URL: https://www.comnews.ru/digital-economy/quotes (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

16. Chto takoye marketpleys TsB [sayt]. URL: https://journal.tinkoff.ru/guide/cb-marketplace/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

17. Yakovlenko. A.E. Rynochno oriyentirovannaya i servisnaya deyatelnost innovatsionnoy ekosistemy / Ermolenko V.V.. Lanskaya D.V.. Yakovlenko A.E. / Vestnik Akademii znaniy. 2019. № 3 (32). S. 118-125.

18. Yakovlenko A.E. Sozdaniye fundamenta formirovaniya umnoy ekonomiki v Krasnodarskom kraye do 2030 goda / Lanskaya D.V.. Yakovlenko A.E. / Vestnik Akademii znaniy. 2018. № 5 (28). S. 211-219.

19. Yakovlenko A.E. Upravlencheskiye uslugi v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki / Lanskaya D.V.. Sukhanova I.V.. Yakovlenko A.E. // Estestvenno-gumanitarnyye issledovaniya: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2020. № 29(3). Krasnodar. Rossiya. Akademiya znaniy. S. 184-191. ISSN: 2309-4788. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10254.

20. FinTech Adoption Index 2019: Rossiya - mirovoy lider v osvoyenii finansovykh tekhnologiy [sayt]. URL: https://www.pravda.ru/economics/1453763-lider/ (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

21. Financial Services Review Asia 2020 [sayt]. URL: https://www.markswebb.ru/report/financial-services-review-asia-2020/#china_map (data obrashcheniya: 11.03.2021). Tekst: elektronnyy.

22. Lanskaya D.V.Innovative Mechanisms of Investing in the Development of the Regional Knowledge Economy / Lanskaya D.V.. Getmantsev K.V.. Ermolenko V.V.. Pedanov B.B. // The Future of the Global "Financial System: Downfall or Harmony: Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series" ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland. Cham Elena G. Popkova E. (eds). DOI https://doi.org/10.2991/aebmr.k.191225.029.

23. Lanskaya D.V. Regional Fund for Investment in Innovation / Getmantsev K.V.. Rodin A.I.. Ermolenko V.V. Lanskaya D.V. // The Future of the Global "Financial System: Downfall or Harmony: Part of the Lecture Notes in Networks and Systems book series" ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland. Cham Elena G. Popkova E. (eds). ISBN 978-94-6252-878-9. ISSN 2352-5428. https://doi.org/10.2991/ aebmr.k.191225.093.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.