Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / TAX CONTROL / ON-SITE TAX AUDIT / TAX AUTHORITIES / BUDGET / TAX MONITORING / TAX RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Мишаева Т.С.-Х., Исаков А.Х.

В статье исследованы теоретические основы налогового контроля, дана авторская трактовка понятия «налоговый контроль», рассмотрены формы налогового контроля, такие как выездная налоговая проверка и налоговый мониторинг. Обозначены основные задачи и этапы проведения выездной налоговой проверки. Именно выездная налоговая проверка используется в роли ключевых инструментов налогового контроля, который является составляющей части налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS ASPECTS OF TAX CONTROL IN THE FORM OF ON-SITE INSPECTIONS

The article investigates the theoretical foundations of tax control, gives the author's interpretation of the concept of "tax control", considers forms of tax control, such as on-site tax audit and tax monitoring. The main tasks and stages of the on-site tax audit are outlined. It is the on-site tax audit that is used as a key instrument of tax control, which is an integral part of the tax system.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент Т.С.-Х. Мишаева, магистрант А.Х. Исаков, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10798

Аннотация. В статье исследованы теоретические основы налогового контроля, дана авторская трактовка понятия «налоговый контроль», рассмотрены формы налогового контроля, такие как выездная налоговая проверка и налоговый мониторинг. Обозначены основные задачи и этапы проведения выездной налоговой проверки. Именно выездная налоговая проверка используется в роли ключевых инструментов налогового контроля, который является составляющей части налоговой системы.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, налоговые органы, бюджет, налоговый мониторинг, налоговые риски.

Важное место в системе финансовой деятельности любого государства занимает администрирование налогов и сборов. В условиях рыночной экономики реализация государством своих социальных функций сопряжена с необходимостью накопления финансовых ресурсов за счет форм изъятия части собственности у юридических и физических лиц. В случае если рассматривать финансовую деятельность ровно как деятельность по аккумулированию и распределению денежных средств, в таком случае один из ключевых методов подобного аккумулирования, а, следовательно, и всей финансовой деятельности в целом, служит сбор налогов [1]. Налоговые поступления составляют около 70% бюджета государства. Исходя из этого, налоги и сборы являются основным видом пополнения государственной бюджета.

В настоящее время основная проблема налогового администрирования связана с отсутствием у налогоплательщиков надлежащего уровня налоговой культуры. Посредством необходимости создания прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней обусловила формирование системы эффективного налогового контроля, призванного обеспе-

чить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав юридических и физических лиц.

Исторически налоговый контроль (в рамках финансового) был самой первой формой государственного контроля. В России государственный контроль возник вначале также как финансовый. В научной и учебной литературе по-разному дается понятие налогового контроля.

А.В. Брызгалин определяет налоговый контроль «как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд» [2]. Т.Ф. Юткина рассматривает налоговый контроль как элемент финансового контроля и налогового механизма [3].

Таким образом, обобщив выше изложенные понятия, авторами под налоговым контролем подразумевается - эффективная деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах участниками налоговых отношений с целью обеспечения полного и своевременного исполнения налогоплательщиками обязанностей, возложенных налоговым законодательством Российской

Федерации посредством реализации форм налогового контроля на практике

В соответствии с НК РФ налоговым контролем «признается деятельность государственных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленным Налоговым ко-

дексом РФ» [4]. Из самого определения можно назвать основную цель налогового контроля это обеспечение поступления налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации путем выявления и предотвращения налоговых правонарушений (рис. 1).

Рис. 1. Цели налогового контроля

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса и представляет собой способ, как конкретно выражаются и организуются контрольные действия. Под формой налогового контроля также понимают комплекс различных мероприятий, которые налоговые органы проводят постоянно.

Формы налогового контроля играют важную роль, так как достижение конечного результата и эффективность контроля связаны от правильного выбора конкрет-

ных действий и процедур субъектами, осуществляющими контроль. С другой стороны, соблюдения прав и законных интересов лиц, подлежащих контролю и не препятствование функционированию их финансово-хозяйственной деятельности гарантируются адекватным применением приемов и способов налогового контроля. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы (рис. 2).

Формы проведения налогового контроля

Налоговые проверки Получение объяснений налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых сборов, налоговых агентов

Проверка данных учета и отчетности Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли

Налоговый контроль при выполнении соглашения о разделе продукции Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговый мониторинг (раздел У.2 НК РФ) Другие формы, предусмотренные НК РФ

Рис. 2. Формы налогового контроля

С 2016 года (не считая период эксперимента) в России начала развиваться так называемая превентивная форма налогового контроля - налоговый мониторинг. В своем исследовании Адвокатова С.А. де-финирует налоговый мониторинг «как договор между налогоплательщиком и государством (в лице налоговых органов), утверждающий порядок (регламент) информационного взаимодействия» [5].

Действующие в настоящее время критерии перехода на налоговый мониторинг, представлены ниже:

- сумма подлежащих уплате налогов по итогам предыдущего года - не менее 300 млн. руб.

- суммарный объем доходов - не менее 3 млрд. руб.

- совокупная стоимость активов - не менее 3 млрд. руб.

- наличие системы внутреннего (налогового) контроля (СВНК) и предоставление информации по существующим рискам и контрольным процедурам.

- предоставление удаленного доступа к данным учета (расшифровка налоговых деклараций до первичного документа).

- описание ИТ-систем, методологии учета и СВНК в регламенте информационного взаимодействия.

Особого внимания заслуживает разработка внутренних документов организации, регламентирующих систему внутрен-

него контроля организации (СВК). Система внутреннего контроля представляет собой механизм, обеспечивающий упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности, и отражение ее результатов в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления налогов в бюджет. Содержание и требование к СВК организации определены в Приложении к приказу ФНС России об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ [6].

Ключевая цель налогового мониторинга - переход от сплошной проверки финансово-хозяйственной деятельность к совместной оценки рисков, путем проведения комплексного анализа внутренних рисков и оценки эффективности работы системы внутреннего контроля.

В период проведения налогового мониторинга по общему правилу выездные и камеральные проверки не проводятся, за исключением случаев, прямо предусмотренных статьями 88 и 89 НК РФ. Например, если налогоплательщик не выполняет мотивированное требование налогового органа, или досрочного выхода из режима налогового мониторинга. В их число входят камеральные, выездные и встречные проверки.

Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной работы налоговой инспекции, так как она результативно действуют, позволяя налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получать гораздо больше сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимо отметить, что выездная налоговая проверка характеризуются трудоемкостью, требующей больших затрат рабочего времени и квалификацией сотрудников, так что ее целесообразно проводить в тех случаях, когда издержки на нее многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных налогов.

Главными задачами выездной налоговой проверки являются:

- всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- выявление ошибок и несоответствие полагающих документов при введении налоговой и бухгалтерской отчетности;

- анализ влияния выявленных нарушений на формирования налоговой базы;

- доначисление налогов и сборов с неуплаченным налогоплательщиком;

- реализация методов по устранению выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за то или иное правонарушение, в соответствии налоговым законодательством [7].

Таким образом, цель выездных налоговых проверок заключается, прежде всего, в проведении сплошной или выборочной оценки документов, имеющихся у налогоплательщиков, их детальный анализ, а также сопоставлении имеющейся в них сведений для принятия в результате проверки обоснованного решения.

Назначение налоговой проверки проводится на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя, в соответствии со статьей 89 НК РФ. Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-

06/333 утверждена «Концепция системы планирования выездных проверок» и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333) [8].

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации, как при полном наличии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено НК РФ. Срок проведения выездной налоговой проверки официально считается день, когда вынесли решения о назначении проверки и окончанием принято считать день составления справки о проведенной проверке.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не предусмотрено НК РФ. В крайнем случае, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительном - до шести месяцев

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, отсчитываемых от 1 января года, в котором вынесено решение о проведении проверки, в соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового Кодекса РФ. К примеру, если решение о проверке вынесено в 2019 г., то проверке подлежат 2016, 2017, 2018 года.

Сотрудники ФНС Российской Федерации используют два метода выездной налоговой проверки: выборочная и сплошная. По формам классифицируются на: тематическую, комплексную, целевую. Выборочная используется только в том случае, когда необходимо проверить часть документов по некоторым налоговым периодам, позволяя сэкономить время на проведении проверки, но зато возникает риск пропуска ошибок и нарушений со стороны налоговиков. Под понятием сплошной проверки понимается проверка

всех документов, принадлежащих организации за отчетный период, в результате этого метода допущение каких-либо нарушений слишком высока.

При проведении тематической проверки проверяются один, либо несколько определенных налогов. Комплексная оценка представляет собой проверку организации по всем уплачиваемым ею налогам, целевая направленная на проверку уже запланированных категорий налогов. Целевая направлена конкретно на ряд установленных ее налогов.

Проведение выездной налоговой проверки включает в себя несколько этапов:

- на первом этапе принимают решение о проверке, и ознакомляют его с налогоплательщиком, действовать он начинает, только в том случае, если решение подписано налоговым органом или его заместителем;

- на втором этапе проведение выездной налоговой проверки налоговые органы проводят ознакомительную программу с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплаты налогов, также он охватывает в себя:

1. инвентаризацию, под которой понимается проверка, предназначенная для того чтобы удостовериться в документах, которые имеются в распоряжении организации;

2. осмотр, представляющий с собой проверку на право осматривать любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком в своей деятельности;

3. истребование документов, заключается в том, что налогоплательщик обязан представить все необходимые документы проверяющему лицу для проведения проверки;

4. экспертиза, предназначенная для получения дополнительной информации, которая имеет значения для составления окончательного заключения;

5. допрос, для получения каких-либо обстоятельств от свидетелей, которые

имеют значение при осуществлении налоговой проверки со стороны налоговиков;

- на третьем этапе налоговыми органами составляется документальное оформление проверки и происходит его ознакомление с налогоплательщиком;

- на четвертом этапе налоговыми органами рассматриваются материалы проверки, справка об окончании проверки, если есть замечания, то бухгалтер пишет свои возражения и его с руководителем организации вызывают на комиссию;

- на пятом этапе выделяются отдельно случаи, когда проверка закончилась неспокойно и ожидается обращение в арбитражный суд, подготавливаются претензия, оспариваемые решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В планирование выездных налоговых проверок налоговыми органами чаще используют информацию, которая была получена в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Используются также результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, показывающей уровень достоверности представленной налогоплательщиком налоговой отчетности.

Таким образом, развитие системы контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов и сборов идет в русле общей концепции развития механизма налогового администрирования в России, основанного на сборе и анализе данных по всей экономике в разрезе отраслей, регионов, видов бизнеса через развитие информационной системы ФНС. Рассмотрев систему и процедуры проведения выездных налоговых проверок можно подвести итог, и заявить о том, что они используются в роли мощного инструмента налогового контроля, который является составляющей части налоговой системы. А насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.

Библиографический список

1. Мазуркевич В.Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики // Финансовое право. - 2006. - № 10. - С. 15-21.

2. Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1997. -409 с.

3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 171 с.

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020).

5 Адвокатова А.С. Налоговый контроль в условиях модификации отношений налоговых органов и налогоплательщиков: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Адвокатова Алена Станиславовна. - М., 2019. - 229 с.

6. Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424).

7. Чагаев Р.В. Некоторые теоретические аспекты налогового контроля / Право и управление. XXI век. - 2008. - №3 (8). - С. 45-54.

8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

9. Распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. №381-р «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга».

THEORETICAL AND ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS ASPECTS OF TAX CONTROL IN THE FORM OF ON-SITE INSPECTIONS

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

T.S.-H. Mishayev, Graduate Student

A.Kh. Isakov, Graduate Student

Chechen State University

(Russia, Grozny)

Abstract. The article investigates the theoretical foundations of tax control, gives the author's interpretation of the concept of "tax control", considers forms of tax control, such as on-site tax audit and tax monitoring. The main tasks and stages of the on-site tax audit are outlined. It is the on-site tax audit that is used as a key instrument of tax control, which is an integral part of the tax system.

Keywords: tax control, on-site tax audit, tax authorities, budget, tax monitoring, tax risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.