Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушаков Антон Владимирович

Рассмотрен такой динамично развивающейся институт, как общественный контроль, предпринята попытка обобщить различные научные подходы к его определению в совокупности с анализом нормативной основы, в том числе закрепленной на уровне Конституции Российской Федерации. Раскрыта актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности. Обосновано значение общественного контроля в контексте народовластия. В ходе анализа теоретических взглядов на определение общественного контроля отмечено многообразие взглядов на его понятие, которые, несмотря на некоторые различия в акцентировании внимания на те или иные нюансы, во многом схожи в определении самой сущности данного правового института. Вместе с тем нельзя отрицать и наличие проблем в рамках правового регулирования данного вида контроля, что проявляется в его несистемности. Сделан вывод, что нормативно-правовая основа общественного контроля начала формироваться задолго до принятия специального законодательного акта в 2014 г., а на настоящий момент на законодательном уровне определены сущность общественного контроля, его цели, принципы, задачи, основные субъекты. Имеющаяся правовая база общественного контроля создает прочную основу его проведения, вместе с тем процедуры проведения общественного контроля не лишены недостатков и требуют дополнительного правового регулирования, отвечающего современным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушаков Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND REGULATORY FOUNDATIONS OF THE CONCEPT AND ESSENCE OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

We consider such a dynamically developing institution as public control, an attempt has been made to generalize various scientific approaches to its definition in conjunction with the analysis of the regulatory foundation, including the one fixed at the level of the Constitution of the Russian Federation. The relevance of chosen topic and the degree of its scientific development are revealed. The importance of public control in the context of democracy is substantiated. During the analysis of theoretical views on the definition of public control, a variety of views on its concept is noted, which, despite some differences in focusing on certain nuances, are largely similar in determining the very essence of this legal institution. At the same time, it is impossible to deny the existence of problems within the framework of legal regulation of this type of control, which is manifested in its unsystematic nature. It is concluded that the regulatory framework of public control began to form long before the adoption of a special legislative act in 2014, and at the moment the essence of public control, its goals, principles, tasks, and main subjects are defined at the legislative level. The existing legal framework of public control creates a solid basis for its implementation, at the same time, the procedures for conducting public control are not without drawbacks and require additional legal regulation that meets modern realities.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2023. Т. 7. № 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2023, vol. 7, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

•3

OPEN /V ACCESS

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342.571

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-212-219 Шифр научной специальности 5.1.1

Теоретические и нормативно-правовые основы понятия и сущности общественного контроля в Российской Федерации

© УШАКОВ Антон Владимирович,

аспирант, кафедра теории и истории Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, https://orcid.org/0009-0005-4016-9622, antonushakov-aspirant@mail.ru

Аннотация

Рассмотрен такой динамично развивающейся институт, как общественный контроль, предпринята попытка обобщить различные научные подходы к его определению в совокупности с анализом нормативной основы, в том числе закрепленной на уровне Конституции Российской Федерации. Раскрыта актуальность выбранной темы и степень ее научной разработанности. Обосновано значение общественного контроля в контексте народовластия. В ходе анализа теоретических взглядов на определение общественного контроля отмечено многообразие взглядов на его понятие, которые, несмотря на некоторые различия в акцентировании внимания на те или иные нюансы, во многом схожи в определении самой сущности данного правового института. Вместе с тем нельзя отрицать и наличие проблем в рамках правового регулирования данного вида контроля, что проявляется в его несистемности. Сделан вывод, что нормативно-правовая основа общественного контроля начала формироваться задолго до принятия специального законодательного акта в 2014 г., а на настоящий момент на законодательном уровне определены сущность общественного контроля, его цели, принципы, задачи, основные субъекты. Имеющаяся правовая база общественного контроля создает прочную основу его проведения, вместе с тем процедуры проведения общественного контроля не лишены недостатков и требуют дополнительного правового регулирования, отвечающего современным реалиям.

Ключевые слова

общественный контроль, контроль, народовластие, гражданское общество, общественная экспертиза

Для цитирования

Ушаков А.В. Теоретические и нормативно-правовые основы понятия и сущности общественного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 2. С. 212-219. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-212-219

ORIGINAL ARTICLE

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-212-219

Theoretical and regulatory foundations of the concept and essence of public control in the Russian Federation

© Anton V. USHAKOV,

Post-Graduate Student, Theory and History Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation, https://orcid.org/ 0009-0005-4016-9622, antonushakov-aspirant@mail.ru

Abstract

We consider such a dynamically developing institution as public control, an attempt has been made to generalize various scientific approaches to its definition in conjunction with the analysis of the regulatory foundation, including the one fixed at the level of the Constitution of the Russian Federation. The relevance of chosen topic and the degree of its scientific development are revealed. The importance of public control in the context of democracy is substantiated. During the analysis of theoretical views on the definition of public control, a variety of views on its concept is noted, which, despite some differences in focusing on certain nuances, are largely similar in determining the very essence of this legal institution. At the same time, it is impossible to deny the existence of problems within the framework of legal regulation of this type of control, which is manifested in its unsystematic nature. It is concluded that the regulatory framework of public control began to form long before the adoption of a special legislative act in 2014, and at the moment the essence of public control, its goals, principles, tasks, and main subjects are defined at the legislative level. The existing legal framework of public control creates a solid basis for its implementation, at the same time, the procedures for conducting public control are not without drawbacks and require additional legal regulation that meets modern realities.

Keywords

public control, control, people power, civil society, public expertise

For citation

Ushakov, A.V. (2023). Theoretical and regulatory foundations of the concept and essence of public control in the Russian Federation. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 7, no. 2, pp. 212-219 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-2-212-219

Введение. Постановка проблемы

Развитие современного российского государства и общества по векторам выстраивания правового государства и гражданского общества требует организации эффективных форм диалога, причем таких, которые позволят обществу влиять на проводимую государством политику. Во многом именно поэтому в последние годы всю большую актуальность приобретает реальное участие граждан в делах государства, и одной из самых действенных мер в этом направлении является общественный контроль, представляющий одну из разновидностей социального контроля. В различные периоды в зависимости от объективных и субъективных факторов и условий он в большей или меньшей степени был институционализирован и дифференцирован по различным формам и видам.

Все вышеобозначенное определяет актуальность представленной работы и необходимость теоретического анализа правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации с учетом последних изменений в действующем законодательстве и сложившейся практики его применения.

Проблемам общественного контроля уделяется немало внимания в российской науке. Анализ института общественного контроля находит свое отражение как в трудах по общей теории и истории права и государства, так и в работах по проблемам отдельных отраслей права - конституционному, административному, экологическому, земельному, трудовому, финансовому, жилищному и др. Среди таковых можно выделить исследования таких ученых, как А.И. Авдеева, Р.Э. Арутюнян, Е.В. Бердникова, Е.В. Васильева, В.В. Гриб, В.С. Гудков, П.В. Деся-

тых, О.С. Забралова, С.М. Зубарев, В.А. Ильченко, Р.В. Колодин, О.Н. Коломытцева, В.В. Котов, М.С. Крицкая, О.А. Околеснова, В.Ф. Петренко, Я.Ю. Реент, НС. Рыболовлева, В.В. Старчикова, Ю.С. Тихомирова, В.В. Федоров, И.М. Япрынцев и др.

Вместе с этим вопросы, связанные с осуществлением правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации, его специфики, тенденций и перспектив реализации требуют дальнейшего теоретического изучения в логичной взаимосвязи с действующим законодательством и сложившейся на данный момент юридической практикой. Это обосновывает цель настоящей работы - проанализировать понятие и сущность общественного контроля в Российской Федерации исходя из его теоретических и нормативных основ.

Результаты исследования

На сегодняшний день общественный контроль - важнейшая форма взаимодействия общества и государства. Конституционно-правовые основы для этого заложены в принципах демократии и народовластия, что включает в его содержание субъективное право народа как носителя государственного суверенитета и единственного источника власти. В научной литературе справедливо отмечается, что «один из структурных элементов субъективного права заключается в возможности» [1, с. 97], которая проявляется в возможностях действия, требования, защиты, пользования социальным благом [2, с. 42-43].

По справедливому замечанию В.Я. Лю-башица и А.Ю. Мамычева, возможность действия, будучи элементом структуры субъективного права, состоит «в возможности воздействия на государственный механизм», что представляет собой конституционные начала обеспечения личных прав человека [3, с. 280].

Отдельная дискуссия образовалась относительно возможности народа при осуществлении своих прав пользоваться социальным благом. Считаем верным, что любая деятельность органов публичной власти, а также иных субъектов, которые наделены властными функциями, в своей основе должна иметь общественно-полезный характер. Приведенные выше аргументы позволяют нам сделать вывод о том, что осуществлению

всей системы прав народа на народовластие способствует общественный контроль.

Отметим, что проблемам осуществления данного вида контроля уделяется особое внимание как со стороны теоретиков права, так и практикующих юристов и общественности.

Согласно словарю Ожегова, контроль -это «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора»1. Аналогично понятие раскрывается словарем Ушакова: «контроль - наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки»2.

Обратимся к позициям о понятии общественного контроля, изложенным в научной литературе. В.Г. Афанасьев рассматривал контроль как «деятельность специально уполномоченных на то органов, которая включает в себя несколько элементов. Во-первых, это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т. д. Во-вторых, выявление результатов воздействия субъекта на объект, функциональных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Третий элемент деятельности заключается в том, что, выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корректирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы» [4, с. 141].

Так, О.С. Забралова считает, что «общественный контроль является деятельностью гражданского общества и его отдельных граждан, цель которой направлена на установление соответствия законодательным требованиям и общественным интересам действий и решений органов публичной власти, а также на последующую коррекцию выявленных отклонений» [5, с. 13].

Контроль общества над государством, по мнению О.Н. Коломытцевой, следует рассматривать как деятельность особых субъек-

1 Толковый словарь Ожегова: сайт. URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11790 (дата обращения: 13.01.2023).

2 Толковый словарь Ушакова: сайт. URL: https:// ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=24929 (дата обращения: 13.01.2023).

214

тов, реализуемую в специальном процедурном порядке, «по проверке, оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям» [6, с. 11].

Исследование общественного контроля позволяет представить Г.Н. Комковой и Е.В. Бердниковой его как «систему процедур и механизмов, предполагающих наблюдение и анализ деятельности объектов со стороны институтов гражданского общества и осуществляемых с целью выявления нормативных отклонений в процессе функционирования властных органов и поддержания либо восстановления нарушенных правовых установлений» [7, с. 12].

B.В. Старчикова под общественным контролем понимает, в первую очередь, «наблюдение и проверку со стороны граждан в отношении деятельности органов власти с целью соблюдения и реализации конституционных принципов» [8, с. 8].

C.М. Зубарев определяет рассматриваемый институт как «системное функционирование представителей гражданского общества, направленного на установление соответствия государственной деятельности нормативным стандартам и устранение выявленных нарушений путем обращения в компетентные органы» [9, с. 13].

Таким образом, мы видим многообразие взглядов на понятие общественного контроля, которые, несмотря на некоторые различия в акцентировании внимания на те или иные нюансы, во многом схожи в определении самой сущности данного правового института.

Общественный контроль характеризуется рядом признаков. Их выделение также позволить нам представить целостную картину рассматриваемого правового явления.

При этом важно уяснить разграничение терминов «общественный», «гражданский» и «социальный» контроль. Справедливо отмечается, что «отождествление понятий «общественный» и «социальный контроль» является методологически неверным» [9, с. 10]. В частности, «социальный контроль представляется более широким понятием, включающим в себя такие составляющие, как государственный и общественный». Допустимо отождествление и понимание как синонимов терминов «общественный» и «гражданский»,

так как последний термин указывает на его единство с понятием «гражданин».

В.В. Старчикова среди признаков общественного контроля выделяет следующее: «а) осуществляется на основе идеологии и ценностей правового государства; б) регулируется нормативными актами; в) не имеет правоприменительного характера; г) не является обязательным в том случае, если иное не предусмотрено законом; д) его субъектами могут быть представители общественных объединений и граждане, не являющиеся государственными и муниципальными служащими; е) его деятельность осуществляется на основах выборности, периодической сменяемости, публичности» [8, с. 9].

И.М. Япрынцев, анализируя общественный контроль, исходя из системы гражданских инициатив, предлагает раскрывать его через такие признаки, как «инициативность; негосударственный характер; особые субъекты реализации; обязательность результата» [10, с. 10].

Рассматривая общественный контроль, Е.Н. Ярмоц и А.С. Рудис выделяют следующие признаки: «специфический субъектный состав, осуществление от имени общественности, взаимодействие общественности и органов государственной власти, специальные формы его осуществления» [11, с. 178].

На наш взгляд, институт общественного контроля подлежит к рассмотрению в двух смыслах: широком и узком. В первом случае он подразумевает как непосредственное, так и опосредованное политическое участие граждан в жизни государства.

Более детальное определение регламентировано в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ). В частности, оно подразумевает под собой «деятельность субъектов общественного контроля, которая реализуется с целью наблюдения за действиями и решениями органов, наделенных властными и публичными полномочиями, а также с целью общественной проверки, анализа и общественной оценки»3.

3 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4213.

Отмеченная дефиниция неоднократно менялась ввиду ее несовершенства. Так, В.В. Гриб отмечает, что, с одной стороны, такая тенденция является значительным достижением в развитии рассматриваемого института в силу придания ему правовой формы, однако, с другой стороны, определение, представленное на законодательном уровне, по-прежнему не охватывает всей специфики данного понятия [12, с. 6].

Считаем, что общественный контроль следует понимать в широком смысле исходя из следующих аспектов.

Во-первых, сам законодатель определяет сферы деятельности, где общественный контроль осуществляется на основе специальных правовых норм.

Во-вторых, буквальное следование положениям Федерального закона № 212-ФЗ и их интерпретация без учета всей широты сущности общественного контроля искусственно ограничивает его и нивелирует его социальную значимость. В этом контексте следует признать точность тезиса С.М. Зубарева о том, что государство должно минимально влиять на общественный контроль, быть вспомогательной, так как «именно государство является объектом общественного контроля, и такое положение может привнести существенную долю субъективизма в построение данного института» [9, с. 13]. Таким образом, предполагается определенная независимость от государства, в том числе в установлении границ, форм и функций контроля.

Кроме понимания контроля в широком и узком смысле в литературе выделяются семантический и функциональные подходы к определению общественного контроля. Как верно, на наш взгляд, отмечает С.М. Зубарев, первый подход призван «охватить сущностные черты явления, понимаемого как общественный контроль за деятельностью государственных органов на конкретном историческом этапе», а согласно второму - «общественный контроль является видом деятельности негосударственных институтов и отдельных граждан» [9, с. 10].

Контроль призван обеспечить единство системной и полноценной властной деятельности на территории всей страны. Развитие общественного контроля в условиях совре-

менного федеративного устройства должно учитывать систему и структуру органов исполнительной власти, их функции и полномочия, практику их осуществления.

Отметим, что на данный момент вопросам осуществления общественного контроля уделяется особое внимание. Несмотря на то, что базовый, основной акт в данной сфере был принят относительно недавно, лишь в 2014 г., современная правовая основа данного вида контроля начала формироваться задолго до этого, начиная с принятия Конституции РФ.

Прежде всего, стоит отметить конституционные начала осуществления общественного контроля. Хотя в Основном законе напрямую не упоминается общественный контроль, в отличие от государственного, некоторые его положения дают нам право говорить о том, что именно данный акт закладывает базовые основы осуществления анализируемого вида контроля как отдельными гражданами, так и их объединениями4. Так, статья 3 Конституции РФ устанавливает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ»5. Статья 30 определяет право на объединение и свободу деятельности общественных объединений. В статье 32 регламентируется «право граждан на управление делами государства посредством двух форм: непосредственной и через своих пред-ставителей»6. Согласно статье 33 российские граждане вправе обращаться в органы публичной власти как лично, так и с помощью направления индивидуальных и коллективных обращений. Статья 45 определяет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Данные нормы закреплены во 2 главе Конституции, где определяются наиболее значимые права и обязанности каждого человека и гражданина. На наш взгляд, этим еще раз подчеркивается значимость возмож-

4См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. № 144.

5Там же.

6Там же.

216

ности реализации общественного контроля. Таким образом, Конституция РФ закрепляет базовые принципы, через которые проявляется общественный контроль и которые находят свое отражение в специальном законодательстве, а именно в Федеральном законе № 212-ФЗ.

Данный акт допускает, что общественный контроль следует понимать шире, чем он изложен непосредственно в нем, поскольку предполагает его осуществление в отдельных сферах. Несмотря на то, что нормы данного закона не распространяются на контроль, осуществляемый на выборах и референдумах, в сфере градостроительства, охраны окружающей среды и животных и других, например, образования, законодатель не отрицает само существование общественного контроля в этих сферах и необходимость разработки и принятия соответствующих актов.

Помимо основополагающего закона немаловажную роль в эффективном правовом регулировании отводится и специальным законам, так и подзаконным актам, которые могут приниматься как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, которые могут приниматься в связи с реализацией контроля в отдельных сферах жизни общества и государства, либо определяющие особенности правового статуса отдельных субъектов общественного контроля. Вместе с тем анализируемые нормативные правовые акты не лишены недостатков, которые могут проявляться, с одной стороны, в пробельности, то есть отсутствии норм права, регулирующих те или иные вопросы, а с другой - в коллизиях, то есть противоречивости между имеющимися правовыми нормами.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, в качестве выводов отметим то, что общественный контроль - это сложный правовой институт, который можно рассматривать с различных точек зрения, выводя на первый план те или иные его аспекты. Несмотря на продолжающуюся в научных кругах дискуссию, на законодательном уровне дефиниция «общественный контроль» нашла свое закрепление, которая, впрочем, также не лишена недостатков и требует доработки. Во многом это обусловлено развитием и появ-

лением все новых и новых форм участия общественности в политической и общественной жизни страны, усложнением складывающихся правоотношений и другими факторами. Однако представители общественности и науки, органов государственной власти и местного самоуправления солидарны в том, что итоги общественного контроля способны фактически отражать степень заинтересованности государства в решении проблем общества, показывать результативность и целесообразность их работы, содержать оценку достижения целей и требований населения в процессе выполнения государственных функций и задач. Именно в этом, на наш взгляд, проявляется сущность и специфика общественного контроля как одного из видов социального контроля. При этом на сегодняшний день реализация различных мероприятий в рамках общественного контроля приобретает особое значение, поскольку показывает действительный уровень развития общества и государства.

Несмотря на то, что базовый, основной акт в данной сфере был принят относительно недавно, лишь в 2014 г., современная правовая основа данного вида контроля начала формироваться задолго до этого, начиная с принятия Конституции РФ. Помимо основополагающего закона немаловажную роль в эффективном правовом регулировании отводится и специальным законам, так и подзаконным актам, которые могут приниматься как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях.

Так, с одной стороны, в отдельных сферах общественных отношений сложились свои особенности осуществления общественного контроля. Использование института общественного контроля находит свое отражение в различных нормативных правовых актах, например в отношении органов государственной власти или их должностных лиц или по сфере общественных отношений, например, в экологическом, антикоррупционном законодательстве и т. д.

С другой стороны, в Федеральном законе № 212-ФЗ нет прямого отражения дифференциации общественного контроля, но анализ Федерального закона № 212-ФЗ позволяет определить виды общественного контроля, подразумеваемые законодателем,

исходя из объекта контроля, правового статуса субъекта, его осуществляющего (контроль Общественной палаты РФ, региональных общественных палат, общественных палат или советов муниципальных образований, общественных советов при федеральных и региональных органах власти, общественных наблюдательных комиссий, общественных инспекций, групп общественного

контроля, иных организационных структур общественного контроля).

Имеющаяся правовая база общественного контроля создает прочную основу его проведения, вместе с тем процедуры проведения общественного контроля не лишены недостатков и требуют дополнительного правового регулирования, отвечающего современным реалиям.

Список источников

1. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. 292 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007359771

2. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М.: МЗ-Пресс, 2001. 309 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000746979

3. Любашиц В.Я., Мамычев А.Ю. Механизм государства как институциональная основа обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Advances in Law Studies. 2015. Т. 3. № 6-18. С. 279-289. https://doi.org/10.12737/16368, https://elibrary.ru/vkcedt

4. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. 391 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007238585

5. Забралова О.С. Развитие общественного контроля в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Ин-т государства и права РАН, 2012. 26 с. https://elibrary.ru/qfttbj

6. Коломытцева О.Н. Контроль общества над государством: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегор. акад. МВД России, 2007. 34 с. https://elibrary.ru/niwaer

7. Комкова Г.Н., Бердникова Е.В. Содержание объекта и предмета общественного контроля в Российской Федерации: теоретико-правовые вопросы // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4 (112). С. 11-19. https://doi.org/10.34076/2410-2709-2019-4-11-19, https://elibrary.ru/ppsgry

8. Старчикова В.В. Общественный контроль в правовом государстве: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2014. 27 с. https://elibrary.ru/zpkfsl

9. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 7-13. https://elibrary.ru/nulgjf

10. Япрынцев И.М. Общественный контроль в системе гражданских инициатив в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина, 2018. 26 c. URL: https://viewer.rsl.ru/rsl01008709622

11. Ярмоц Е.Н., Рудис А.С. Понятие и признаки общественного экологического контроля // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2017. № 6. С. 175-179. https://elibrary.ru/zulaoj

12. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 24-27. https://elibrary.ru/unswht

References

1. Matuzov N.I. (1972). Lichnost'. Prava. Demokratiya. Teoreticheskie problemy sub"ektivnogo prava [Personality. Rights. Democracy. Theoretical Problems of Subjective Law]. Saratov, Saratov State University Publ., 292 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01007359771

2. Romanovskii G.B. (2001). Pravo na neprikosnovennost' chastnoi zhizni [Right to Privacy]. Moscow, MZ-Press Publ., 309 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000746979

3. Lyubashits V.Ya., Mamychev A.Yu. (2015). Mekhanizm gosudarstva kak institutsional'naya osnova obes-pecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina [The mechanism of the state as an institutional basis for ensuring the rights and freedoms of man and citizen]. Advances in Law Studies, vol. 3, no. 6-18, pp. 279-289. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/16368, https://elibrary.ru/vkcedt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Afanas'ev V.G. (1973). Nauchnoe upravlenie obshchestvom (opyt sistemnogo issledovaniya) [Scientific Management of Society (Experience of System Research)]. Moscow, Politizdat Publ., 391 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01007238585

218

5. Zabralova O.S. (2012). Razvitie obshchestvennogo kontrolya v sfere deyatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Development of Public Control in the Field of Activities of the Executive Authorities of the Russian Federation. PhD (Law) diss. abstr.]. Moscow, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences Publ., 26 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qfttbj

6. Kolomyttseva O.N. (2007). Kontrol' obshchestva nadgosudarstvom: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [The Control of Society over the State. PhD (Law) diss. abstr.]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 34 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/niwaer

7. Komkova G.N., Berdnikova E.V. (2019). The object and subject of public control in the Russian Federation: theoretical and legal issues. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian Law: Education, Practice, Research, no. 4 (112), pp. 11-19. (In Russ.) https://doi.org/10.34076/2410-2709-2019-4-11-19, https://elibrary.ru/ppsgry

8. Starchikova V.V. (2014). Obshchestvennyi kontrol' vpravovom gosudarstve: teoretiko-pravovoe issledova-nie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Public Control in the Rule of Law: Theoretical and Legal Research. PhD (Law) diss. abstr.]. Moscow, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Publ., 27 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/zpkfsl

9. Zubarev S.M. (2011). Ponyatie i sushchnost' obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu gosudarstven-nykh organov [The concept and essence of public control over the activities of state bodies]. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative Law and Procedure, no. 5, pp. 7-13. (In Russ.) https://elibrary.ru/nulgjf

10. Yapryntsev I.M. (2018). Obshchestvennyi kontrol' v sisteme grazhdanskikh initsiativ v Rossiiskoi Federatsii: konstitutsionno-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Public Control in the System of Civil Initiatives in the Russian Federation: Constitutional and Legal Research. PhD (Law) diss. abstr.]. Moscow, Kutafin Moscow State Law University Publ., 26 p. (In Russ.) Available at: https://viewer.rsl.ru/rsl01008709622

11. Yarmots E.N., Rudis A.S. (2017). Concept and signs of public environmental control. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Herald of Polotsk State University. Series D. Economics and Law Sciences, no. 6, pp. 175-179. (In Russ.) https://elibrary.ru/zulaoj

12. Grib V.V. (2015). Current problems of legal development of the institute of public oversight in the Russian Federation. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, no. 11, pp. 24-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/unswht

Поступила в редакцию / Received 27.02.2023 Поступила после рецензирования / Revised 05.06.2023 Принята к публикации / Accepted 16.06.2023

|(сс) ® | Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.