Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ'

СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зелепукин Роман Валерьевич, Липунцова Анна Владимировна

Постановка проблемы обусловлена тем, что в сложившихся условиях общественная экспертиза не раскрывает потенциал своей социальной значимости, требуется разрешение вопросов инициативности, расширения объектов общественной экспертизы, надлежащего принятия и учета результатов экспертизы, ответственности за их игнорирование, а также соотношения видов общественной экспертизы исходя из уровня их регламентации. Цель работы заключается в выявлении и анализе сущности общественной экспертизы как формы общественного контроля. В предмет исследования вошли нормативные основы организации и проведения общественной экспертизы как формы общественного контроля, доктринальные подходы к сущности и содержанию общественной экспертизы, а также практика ее проведения. Методологическую основу представленной работы составили современные общенаучные методы и приемы познания. Использованы диалектический, структурно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы. Установлено, что законодательное определение общественной экспертизы предусматривает в ее содержании оценку не только нормативных правовых актов и их проектов, но и иных документов, а также действий (бездействий) институтов публичной власти, однако на практике нормативные правовые акты и их проекты стали основным объектом общественной экспертизы, что фактически ограничивает ее сущность и предназначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PUBLIC EXPERTISE AS A FORM OF PUBLIC CONTROL

The problem is posed by the fact that under the current conditions, public expertise does not reveal the potential of its social significance, it is required to resolve issues of initiative, expanding the objects of public expertise, proper acceptance and accounting for the results of expertise, responsibility for ignoring them, as well as the ratio of types of public expertise based on their level regulation. The purpose of work is to identify and analyze the essence of public expertise as a form of public control. The subject of the study includes the regulatory framework for organizing and conducting public expertise as a form of public control, doctrinal approaches to the essence and content of public expertise, as well as the practice of conducting it. The methodological basis of the presented work is modern general scientific methods and techniques of cognition. We use dialectical, structural-functional, formal-legal, comparative-legal, system-structural and other methods. We establish that the legislative definition of public expertise provides in its content for the evaluation of not only normative legal acts and their drafts, but also other documents, as well as actions (inaction) of public authorities, however, in practice, normative legal acts and their drafts have become the main object of public expertise, which actually limits its essence and purpose.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2022. Т. 6. № 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2022, vol. 6, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, EBSCO, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 342.352

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-278-285 Шифр научной специальности 5.1.1

Сущность общественной экспертизы как формы общественного контроля

© ЗЕЛЕПУКИН Роман Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000 г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, ORCID: 0000-0002-03074385, SPIN-код: 1152-8939, ResearcherlD: AAX-6885-2021, lexcomlex@yandex.ru © ЛИПУНЦОВА Анна Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392000 г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, ORCID: 0000-0001-8242-0305, anna-lipuncova@yandex.ru

Аннотация

Постановка проблемы обусловлена тем, что в сложившихся условиях общественная экспертиза не раскрывает потенциал своей социальной значимости, требуется разрешение вопросов инициативности, расширения объектов общественной экспертизы, надлежащего принятия и учета результатов экспертизы, ответственности за их игнорирование, а также соотношения видов общественной экспертизы исходя из уровня их регламентации. Цель работы заключается в выявлении и анализе сущности общественной экспертизы как формы общественного контроля. В предмет исследования вошли нормативные основы организации и проведения общественной экспертизы как формы общественного контроля, доктринальные подходы к сущности и содержанию общественной экспертизы, а также практика ее проведения. Методологическую основу представленной работы составили современные общенаучные методы и приемы познания. Использованы диалектический, структурно-функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы. Установлено, что законодательное определение общественной экспертизы предусматривает в ее содержании оценку не только нормативных правовых актов и их проектов, но и иных документов, а также действий (бездействий) институтов публичной власти, однако на практике нормативные правовые акты и их проекты стали основным объектом общественной экспертизы, что фактически ограничивает ее сущность и предназначение.

Ключевые слова

общественный контроль, общественная экспертиза, гражданское общество, формы общественного контроля, экспертиза нормативных актов и их проектов

Для цитирования

Зелепукин Р.В., Липунцова A.B. Сущность общественной экспертизы как формы общественного контроля II Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 278-285. DOI 10.20310/25879340-2022-6-3-278-285

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-278-285

The essence of public expertise as a form of public control

© Roman V. ZELEPUKIN,

Candidate of Law, Associate Professor of Constitutional and International Law Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-0307-4385, SPIN-code: 1152-8939, ResearcherlD: AAX-6885-2021, lexcomlex@yandex.ru © Anna V. LIPUNTSOVA,

Candidate of Law, Associate Professor of Constitutional and International Law Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-8242-0305, anna-lipuncova@yandex.ru

Abstract

The problem is posed by the fact that under the current conditions, public expertise does not reveal the potential of its social significance, it is required to resolve issues of initiative, expanding the objects of public expertise, proper acceptance and accounting for the results of expertise, responsibility for ignoring them, as well as the ratio of types of public expertise based on their level regulation. The purpose of work is to identify and analyze the essence of public expertise as a form of public control. The subject of the study includes the regulatory framework for organizing and conducting public expertise as a form of public control, doctrinal approaches to the essence and content of public expertise, as well as the practice of conducting it. The methodological basis of the presented work is modern general scientific methods and techniques of cognition. We use dialectical, structural-functional, formal-legal, comparative-legal, system-structural and other methods. We establish that the legislative definition of public expertise provides in its content for the evaluation of not only normative legal acts and their drafts, but also other documents, as well as actions (inaction) of public authorities, however, in practice, normative legal acts and their drafts have become the main object of public expertise, which actually limits its essence and purpose.

Keywords

public control, public expertise, civil society, public control forms, expertise of normative acts and their drafts

For citation

Zelepukin R.V., Lipuntsova A.V. Sushchnost' obshchestvennoy ekspertizy kak formy obshchestvennogo kontrolya [The essence of public expertise as a form of public control]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava-Current Issues of the State and Law, 2022, vol. 6, no. 3, pp. 278-285. DOI 10.20310/2587-9340-2022-6-3-278285 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Введение. Постановка проблемы

Вопросы сущности и форм общественного контроля в современных условиях развития общества и государства приобретают особую актуальность. Несмотря на то, что данный правовой институт имеет глубокую историю, достаточно подробно изучен в теории права, а также определен действующим законодательством, проблемы реализации общественного контроля требуют пристального внимания. Общественный контроль - это эффективное средство влияния на органы государственной власти, местного

самоуправления и другие организации, наделенные властными полномочиями.

На сегодняшний день общественный контроль в Российской Федерации получил регламентацию на уровне специального федерального закона, где закреплены основы его организации и проведения, установления институтов гражданского общества как субъектов независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Однако, как имеющееся законодательство, так и практика его осуществления отличаются пробельностью и несистемностью. Здесь есть сразу целый ряд проблем,

требующих научного осмысления и практического разрешения и, соответственно, для их совершенствования необходимо соответствующая теоретическая и правовая база -активность участия граждан, объективность, политическая, а также экономическая независимость субъектов общественного контроля и другие вопросы.

Отдельного внимания в этом контексте требует институт общественной экспертизы. В сложившихся условиях общественная экспертиза не раскрывает потенциал своей социальной значимости, требуется разрешение вопросов инициативности, расширения объектов общественной экспертизы, надлежащего принятия и учета результатов экспертизы, ответственности за их игнорирование, а также соотношения видов общественной экспертизы исходя из уровня их регламентации.

Результаты исследования

Построение правового государства и развитие эффективного гражданского общества невозможно без существования институтов влияния общества на государство и его органы, позволяющих обеспечить равный и открытый «диалог». Общество должно иметь возможность корректировать политический курс государства путем установленных форм взаимодействия, где важными являются такие аспекты, как объективность со стороны общества и ответственность за надлежащий учет общественного мнения. При этом позиция общества должна выражать не только объективный, но и обоснованный взгляд, соответствующий общим интересам и реальности воплощения в сложившихся социально-экономических, исторических, правовых и иных социальных условиях.

Этот вопрос несет дополнительную важность в условиях стремления самого государства к широкому привлечению общественных формирований в процесс решения социально значимых вопросов страны, а также к делегированию гражданским сообществам отдельных публичных функций. В связи с этим возникает объективная потребность в развитии общественного контроля, его гарантированное™ и признания на законодательном уровне.

Тем самым, общественный контроль становится важнейшей формой взаимодействия общества и институтов публичной власти.

Целостное и системное определение общественного контроля представлено С.М. Зубаревым, определяющим его как «системную деятельность уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению» [1,с. 13].

Общественный контроль, как сложное социальное явление, характеризуется рядом признаков, которые отличают его от других видов социального контроля, например, государственного. Несмотря на наличие разнообразных определений категории «общественный контроль», большинство правоведов отмечают, что он выступает одним из гарантов реализации и защиты прав и свобод граждан, представляет собой действенный механизм связи между обществом и государством [2, с. 9; 3, с. 10; 4, с. 178].

На наш взгляд, в сложившихся условиях, при имеющемся правовом регулировании институт общественного контроля следует рассматривать в двух плоскостях: в широком и узком смыслах. В первом случае его необходимо рассматривать как деятельность граждан и их объединений, которая осуществляется посредством наблюдения, проверки, анализа и оценки соблюдения органами и должностными лицами публичной власти установленного действующим законодательством порядка реализации предоставленных им полномочий. Считаем, что такой общественный контроль подразумевает под собой любые формы политического участия граждан в жизни государства, как непосредственные, так и опосредованные.

Определение общественного контроля в узком смысле содержится в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон

280

№ 212-ФЗ)1, где закреплены понятие, цели, задачи, принципы контроля, статус субъектов общественного контроля, формы и порядок осуществления общественного контроля, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле.

В Федеральном законе № 212-ФЗ установлено, что общественный контроль представляет собой «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений»2.

На наш взгляд, данная дефиниция не лишена недостатков. В частности, считаем, что формулировка «деятельность... в целях наблюдения за деятельностью...», с одной стороны, сужает сферу общественного контроля, так как контрольная деятельность общества значительно шире, чем просто наблюдение, а, с другой стороны, использование термина «деятельность» является слишком расплывчатым.

При этом подчеркнем, что данная дефиниция уже поддавалась существенным корректировкам, поскольку вызывала много вопросов среди экспертного сообщества. Так, например, В.В. Гриб, анализируя данное понятие, закрепленное в законе, «с одной стороны, считает это большим достижением в развитии общественного института вследствие придания законодателем правовой формы исследуемому институту, с другой стороны, нормативное определение не охватывает всей специфики данного понятия и нуждается в доработке» [5, с. 6].

Заметим, что в данном законе не закреплены объекты общественного контроля.

1 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) II Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4213.

2 Там же.

Мы считаем, что они в целом совпадают с объектами народовластия, так как речь идет об осуществлении контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия.

На данный момент законодателем закреплены конкретные формы осуществления контроля со стороны общества - общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания, а с другой - данный перечень носит открытый характер, что предполагает возможность использования и иных контрольных форм. При этом из анализа статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ прослеживается логика деления форм на две группы: непосредственно контрольные формы, которые осуществляются уполномоченными на то субъектами, и формы, которые осуществляются при взаимодействии с подконтрольными обществу объектами.

В качестве дополнения к перечисленным формам в научной литературе также можно привести опросы общественного мнения, журналистские и общественные расследования, публичные отчеты должностных лиц, доступ граждан к информации о деятельности органов власти и другие [6, с. 67].

Таким образом, предусмотренные на данный момент формы общественного контроля, которые могут осуществляться различными субъектами с помощью определенных методов, приемов и способов, по различным основаниям и временным рамкам, в отношении конкретных объектов, выступают отражением общественного контроля во вне. Несмотря на имеющиеся различия, каждая из перечисленных в законодательстве форм преследует единую цель, направленную на реализацию конституционных принципов законности, гласности, защиты и обеспечения прав и свобод граждан.

Как мы видим, одной из форм общественного контроля выступает общественная экспертиза.

В правовой литературе уделяется особое внимание данному институту. Так, Е.В. Ку-дашкина и Т.В. Худойкина отмечают, что «это один из наиболее эффективных инст-

рументов применения дополнительных вспомогательных ресурсов в процессе выработки и принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления управленческих решений, один из наиболее результативных способов получения различных мнений относительно социальных проблем и методов их разрешения» [7, с. 345-346].

В литературе отмечается значимость общественной экспертизы. Так, Б.Б. и А.Б. Славины констатируют следующее: «Общественная экспертиза сегодня становится важным элементом государственного управления в рамках концепции открытого правительства, позволяя разрабатывать стратегические планы и программы развития государства» [8, с. 106].

Основной целью общественной экспертной деятельности, по мнению Ю.С. Пе-чегиной, является «воспрепятствование принятию и реализации неадекватных управленческих решений, неспособных найти поддержку и одобрение у широких слоев населения, способных стать препятствием в реализации прав и законных интересов граждан» [9, с. 110].

Определение общественной экспертизы закреплено в статье 22 Федерального закона № 212-ФЗ3. Общественная экспертиза может быть проведена в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия). Однако на практике сложилась такая ситуация, при которой общественная экспертиза взяла свое развитие в отношении нормативных правовых актов и их проектов, которая проводится Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными советами при органах власти. Также общественная экспертиза проводится независимыми экспертами в рамках антикоррупционной экспертизы. По сути, единственным видом общественной экспертизы, которая проводится не в отношении нормативных правовых актов и их проектов, является общественная эколо-

3 Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) II Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4213.

гическая экспертиза, где закон допускает различные аспекты проверки. При этом общественная экологическая экспертиза является специальным видом общественной экспертизы, который регулируется отдельно от Федерального закона № 212-ФЗ в рамках специальных норм, закрепленных в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ)4.

Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон № 212-ФЗ не содержит конкретные виды общественной экспертизы. Это порождает некую неопределенность в данном вопросе, что также находит подтверждение в научной литературе [10, с. 145].

Рассматривая общественную экспертизу как форму контроля за деятельностью органов власти, следует признать, что сформировавшаяся практика общественной экспертизы преимущественно в отношении нормативных правовых актов и их проектов искусственно зауживает ее сущность. Полагаем, что общественная экспертиза должна проводиться не только в отношении нормативных правовых актов и их проектов, что в большей степени свойственно деятельности министерств, но и в отношении функций контроля (надзора), в том числе лицензионных и регистрационных процедур, а также в отношении оказываемых государственных услуг и управления государственным имуществом. При этом подчеркнем, что объектом общественной экспертизы могут также выступать программы развития той или иной сфере общества и государства, а также иная практика реализации государственной политики.

Законодательство об общественном контроле устанавливает ряд материальных и процессуальных положений об общественной экспертизе. Определено, что проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами.

4 Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 28.08.2020) II Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4556.

282

Также законом установлено, что предельный срок проведения общественной экспертизы составляет 120 дней, если иное не предусмотрено для конкретного случая.

Вместе с тем институт общественной экспертизы не лишен проблем реализации. Согласимся с позицией К.В. Паращенко, что «для повышения уровня качества независимых экспертиз и участия гражданского общества в проведении экспертиз нормативных правовых актов на коррупциогенность институт независимой антикоррупционной экспертизы должен совершенствоваться» [11, с. 75]. И действительно среди вопросов, требующих разрешения, можно выделить, на наш взгляд, такие, как: незаинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в проведении независимой антикоррупционной экспертизы, нехватка квалифицированных независимых общественных экспертов, рекомендательный характер экспертного заключения. Эти проблемы уже на протяжении нескольких лет неоднократно поднимались среди научного и профессионального юридического сообщества, но на данный момент так и остаются не решенными.

В ходе проведенного исследования установлено, что основным сложившимся видом общественной экспертизы является экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, субъектами проведения которой являются Общественная палата РФ, общественные палаты регионов, общественные советы, функционирующие при органах государственной власти, независимые эксперты, обладающие высоким уровнем знаний и опыта. Реализация процедур общественной экспертизы призвана обеспечивать анализ нормативных правовых актов и их проектов в рамках всесторонней и открытой дискуссии, позволяя устранить возможные пробелы и коллизии в законодательстве, предотвратить возможные социальные риски. При этом объекты общественной экспертизы ограничены только правотворческой деятельностью органов власти. Полагаем, что следует расширить нормативные основания для оценки в ходе экспертизы иной деятельности, а также предусмотреть самостоятельность субъектов общественной экспертизы в вопросах выдвижения инициативы ее прове-

дения и предмета общественной экспертизы. Одновременно с этим требуется различать общественную экспертизу от независимой оценки качества предоставляемых услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, которая в нынешних реалиях стала самостоятельной формой общественного контроля.

Полагаем, что общественная экспертиза занимает важное место в системе контроля общества за властными структурами. Наряду с другими формами общественного контроля экспертиза призвана обеспечивать реализацию, охрану и защиту прав граждан. Благодаря проведению общественной экспертизы выявляются положения законодательства, которые могут противоречить интересам личности, общества и государства, вырабатываются экспертные рекомендации по устранению выявленных недостатков, могут быть предложены альтернативные пути правового регулирования той или иной области общественных отношений.

На наш же взгляд, имеющаяся на данный момент правовая база общественной экспертизы создают прочную основу ее проведения, вместе с тем действующие правовые акты требуют совершенствования. Так, например, необходимо четко обозначить виды общественной экспертизы, определить показатели эффективности проведения процедур общественной экспертизы, обеспечить реальный учет мнения экспертов в ходе принятия решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, внедрить на компетентностный подход к организации экспертных сообществ. Считаем, что предложенные меры восполнят существующие пробелы в действующем законодательстве и будут способствовать развитию имеющихся механизмов осуществления общественной экспертизы.

В целом же еще раз подчеркнем, что данная форма общественного контроля, безусловно, способствует совершенствованию нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Общественная экспертиза - реальный рычаг воздействия на принимаемые решения публичных органов, который может предупредить и разрешить социальные

конфликты, а значит повысить уровень доверия граждан к деятельности государства.

Заключение

Общественный контроль следует понимать в широком смысле, не зауживая его под законодательно установленную дефиницию, как деятельность граждан и их объединений, осуществляемую посредством наблюдения, проверки, анализа и оценки соблюдения органами и должностными лицами публичной власти установленного законом порядка реализации своих полномочий.

Учитывая наличие институционализированных видов общественного контроля, сложившихся до принятия и после принятия законодательства об основах общественного контроля, нами установлено, что на сегодняшний день сложились три вида правового регулирования общественного контроля: общее, основанное на нормах Федерального закона № 212-ФЗ; специальное - регулирование общественного контроля в отдельных сферах на основании специальных федеральных законов; процедурное - регламентация отдельных процедур общественного контроля.

Общественная экспертиза является одной из форм общественного контроля, и они соотносятся как часть и целое. Изучив сущность общественной экспертизы как формы общественного контроля, мы пришли к выводу о том, что определение общественной экспертизы, установленное законодательст-

вом об основах общественного контроля, предусматривает оценку не только нормативных правовых актов и их проектов, что фактически сложилось в отечественной практике общественного контроля, но и иных документов, а также действий (бездействий) институтов публичной власти. Непосредственно сущность общественной экспертизы проявляется в таком аспекте, как независимость оценки и проверки деятельности органов государственной власти, а также в том, что законом могут быть определены обязательные случаи проведения общественной экспертизы.

Также в дополнение к изложенным выводам считаем обоснованным и целесообразным установить административную ответственность за нарушение порядка принятия, учета и реагирования на заключение общественной экспертизы институтами публичной власти, деятельность которых связана с объектом экспертизы. Полагаем обоснованным признать недостаточность регулирования мер ответственности только со стороны субъектов общественного контроля, что установлено действующим законодательством. Государство в лице своих органов и их должностных лиц также должно быть субъектом ответственности за нарушение порядка и правил организации и проведения как общественной экспертизы, так и общественного контроля в целом.

Список источников

1. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов II Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 7-13.

2. Старчикова В.В. Общественный контроль в правовом государстве: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 27 с.

3. Япрынцев И.М. Общественный контроль в системе гражданских инициатив в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 224 с.

4. Ярмоц E.H., Рудис A.C. Понятие и признаки общественного экологического контроля II Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2017. № 6. С. 175-179.

5. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации II Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3-13.

6. Михеев Д.С. К вопросу о формах общественного контроля II Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2018. Т. 4. № 1 (13). С. 66-70.

7. Кудашкина Е.В., Худойкина Т.В. Общественная экспертиза законопроектов и законодательных актов как форма участия гражданского общества в законотворчестве II Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 6. С. 344-348.

8. Славин Б.Б., Славин А.Б. Организация сетевой общественной экспертизы на основе технологий коллективного интеллекта//Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 2. С. 106-114.

284

9. Печегина Ю.С. Правовые параметры общественной экспертизы правовых актов II Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 1. С. 109-113.

10. Корнилов А.Р. Общественная экспертиза нормативных правовых актов как вид правовой экспертизы II Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. № 3. С. 144-149.

11. Паращенко К.В. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов II Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2015. № 13. С. 74-77.

References

1. Zubarev S.M. Ponyatiye i sushchnost' obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu gosudarstvennykh organov [The concept and essence of public control over the activities of state bodies]. Administrativnoye pravo iprotsess —Administrative Law and Procedure, 2011, no. 5, pp. 7-13. (In Russian).

2. Starchikova V.V. Obshchestvennyy kontrol' v pravovom gosudarstve: teoretiko-pravovoye issledovaniye: avtoref. dis. ... hand, yurid. nauk [Public Control in the Rule of Law: Theoretical and Legal Research. Cand. jurid. sci. diss, abstr.]. Moscow, 2014, 27 p. (In Russian).

3. Yapryntsev I.M. Obshchestvennyy kontrol' v sisteme grazhdanskikh initsiativ v Rossiyskoy Federatsii: kons-titutsionno-pravovoye issledovaniye: dis. ... kand. yurid. nauk [Public Control in the System of Civil Initiatives in the Russian Federation: Constitutional and Legal Research. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2018, 224 p. (In Russian).

4. Yarmots E.N., Rudis A.S. Ponyatiye i priznaki obshchestvennogo ekologicheskogo kontrolya [Concept and signs of public environmental control]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Eko-nomicheskiye i yuridicheskiye nauki — Herald of Polotsk State University. Series D. Economics and Law Sciences, 2017, no. 6, pp. 175-179. (In Russian).

5. Grib V.V. Aktual'nyye problemy pravovogo razvitiya instituta obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii [Current problems of legal development of the institute of public oversight in the Russian Federation]. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo — Constitutional and Municipal Law, 2015, no. 11, pp. 313. (In Russian).

6. Mikheyev D.S. К voprosu о formakh obshchestvennogo kontrolya [On the question of forms of public control]. Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskiye nauki. Yuridicheskiye nauki — Vestnikof MariState University. Chapter: History. Law, 2018, vol. 4, no. 1 (13), pp. 66-70. (In Russian).

7. Kudashkina E.V., Khudoykina T.V. Obshchestvennaya ekspertiza zakonoproyektov i zakonodatel'nykh ak-tov kak forma uchastiya grazhdanskogo obshchestva v zakonotvorchestve [Public expertise of laws and legislative acts as a form of civil society's participation in the law of civil society]. Byulleten' nauki ipraktiki — Bulletin ofScience and Practice, 2018, vol. 4, no. 6, pp. 344-348. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Slavin B.B., Slavin A.B. Organizatsiya setevoy obshchestvennoy ekspertizy na osnove tekhnologiy kollek-tivnogo intellekta [Organizing the net-wide public expert evaluation based on collective intelligence technologies]. Upravlencheskiye nauki — Management Sciences, 2018, vol. 8, no. 2, pp. 106-114. (In Russian).

9. Pechegina Y.S. Pravovyye parametry obshchestvennoy ekspertizy pravovykh aktov [Legal parameters of public examination of legal acts]. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta — Juridical Journal of Samara University, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 109-113. (In Russian).

10. Kornilov A.R. Obshchestvennaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov kak vid pravovoy ekspertizy [Public examination of normative legal acts as a type of legal examination]. Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo — Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society, 2019, no. 3, pp. 144-149. (In Russian).

11. Parashchenko K.V. Nezavisimaya antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i proyek-tov normativnykh pravovykh aktov [Independent anti-corruption examination of regulations and drafts of regulations]. Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i munitsipal'noy sluzhby [Altai Bulletin of State and Municipal Service], 2015, no. 13, pp. 74-77. (In Russian).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / Authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.06.2022 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2022

(cc)]

Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.