2. Астахов А.М. Искусство управления информационными рисками / А.М. Астахов. - М.: ДМК Пресс, 2010. 312 с.
3. Киселева Т.В. Способ оценивания вероятности реализации рисков ИТ-сервиса при помощи методов нечеткой логики / Т.В. Киселева, Е.В. Маслова // Системные проблемы надежности, качества, информационно-телекоммуникационных и электронных технологий в инновационных проектах (Инноватика-2015): сборник трудов Международной конференции и Российской научной школы. - М., 2015. С. 42-44.
4. Батова И.В. Классификация рисков и причины их возникновения [Электронный ресурс] / И.В. Батова // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». - 2015. № 1. - Режим доступа: https://www.eduherald.ru/pdf/2015/1/25.pdf (дата обращения: 09.09.2016).
5. Панягина А.Е. Подходы к пониманию и классификации рисков [Электронный ресурс] / А.Е. Панягина // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. - Режим доступа: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/ journal_ec/journal_arch/N6/panyagina.pdf (дата обращения: 09.09.2016).
6. Гасанов, Г.М. Основы классификации рисков информационного обеспечения бизнес-планирования деятельности промышленных предприятий / Г.М. Гасанов // ТДР. 2009. № 3. С. 151-153.
7. Киселева Т.В. Классификация рисков ИТ-сервисов и возможные способы защиты / Т.В. Киселева, Е.В. Маслова // Современные методы прикладной математики, теории управления и компьютерных технологий (ПМТУКТ-2015): сборник трудов VIII Международной конференции. - Воронеж: Научная книга, 2015. С. 180-182.
The distribution of IT service risks by life cycle stages based on the analysis of known classification methods
Kiseleva Tamara Vasilievna, Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Applied Information Technologies and Programming, FBBOU VO "SibGIU"
Maslova Elena Vladimirovna, Leading Programmer of the Information Department of the FCU "GBE of the Kemerovo Region" of the Ministry of Labor of Russia
The process of IT service risk management is reviewed, a review of known software tools for risk assessment was conducted to summarize the experience in this area, and a developed classification of possible IT service risks in relation to the stages of its life cycle is presented.
Keywords: information risk, management of risks, IT service, risk classification, risk assessment, risk analysis.
УДК 519.8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Владимир Викторович Цыганов, д-р техн. наук, проф., глав. науч. сотр.
E-mail: [email protected] Институт проблем управления им.В.А. Трапезникова РАН
www ipu.ru
Чтобы адаптироваться к новым вызовам и модернизировать систему национальной безопасности, России требуется национальная система информационного управления. В докладе описывается теоретический и методологический фундамент исследования и разработки этой системы на основе теории безопасности больших социально-экономических систем и теории информационного управления.
Ключевые слова: национальная безопасность, система, информация, управление
Глобальные ограничения ресурсов и экологии биосферы обуславливают ограничения роста потребления в странах Запада. Эти ограничения, при сохраняющемся программировании (зомбировании) их населения на безудержный рост потребления, всячески поощряемый СМИ, приводят к массовому недовольству. Возникает застой общества потребления. В этих условиях, важнейшее значение для безопасности глобальной олигархической системы, возглавляемой глобальным центром капитала (ГЦК), приобретает управление западным обществом, основанное на страхе [1]. Во внутренней политике ГЦК (США) оно во все большей степени основано на идеологии внешнего врага, в роли которого, в последнее время, СМИ выставляют Россию. С другой стороны, имперское внешнее управление на основе страха основано на ведении ГЦК информационных войн против нелояльных государств, в первую очередь - против России [2,3].
События последнего времени со всей очевидностью показывают, что против России ведется информационная война с системным использованием ведущих мировых СМИ, принадлежащие глобальной олигархии. При этом спецслужбы западных государств пытаются дестабилизировать ситуацию, используя информационные технологии, а также религиозные, этнические и правозащитные организации. Медийные корпорации государств-членов НАТО лишают общественность своих стран возможности объективно оценивать происходящее. В мировые СМИ вернулись штампы холодной войны. Формируемый ими имидж вредит России во внешней политике и бизнесе, представляет её агрессором и «нечистым на руку» партнером. С нами боятся идти на диалог и договариваться.
Россия, защитив независимость Сирии, поступила по справедливости. Однако, в результате информационной войны, ведомое США «мировое сообщество» осудило действия РФ. К сожалению, даже наши ближайшие партнеры, такие как Казахстан и Белоруссия, подчас не высказываются однозначно в поддержку России. Однако народы этих стран, как и подавляющее большинство россиян, поддерживают решения российской власти. В этой ситуации Президенту и Правительству РФ, как никогда, необходима поддержка и понимание международной общественности. Передача правды, формирование нового облика нашей Родины и наших ценностей за рубежом должны стать государственной программой.
Проблема улучшения имиджа России в мире назрела давно. Об этом неоднократно говорили, в том числе, и западные эксперты. Сегодняшние конфликты стал лакмусовой бумажкой, показав истинное отношение «мирового сообщества» к России. И на многих направлениях мы оказались информационно беззащитны. В зарубежных СМИ растет объем материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики России. Российским журналистам за рубежом создаются препятствия, российские СМИ подвергаются откровенной дискриминации. США используют технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Становится невозможным управление интернетом на принципах справедливости и доверия.
Задача опережающего управления информационными потоками со стороны России, применения перспективных отечественных разработок в данной области, а также проблема рационального использования информационных ресурсов диктуют необходимость освоения и использования новых инструментов государственной политики. Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что Россия нуждается в национальной системе информационного управления (кратко - НСИУ), необходимой для модернизации системы национальной безопасности [4]. Для обеспечения её эффективности, необходимо последовательно реализовывать цикл «исследование - разработка -внедрение» применительно к НСИУ.
Теоретический фундамент исследований НСИУ составляет теория безопасности больших социально-экономических систем [1,4,5]. На её основе разработаны соответствующие положения теории информационного управления [6-14]. Исходя из них, в работах [15-17] была предложена научно обоснованная концепция формированию НСИУ.
В её развитие, в последнее десятилетие проводились работы, направленные на уточнение подходов и создание методов формирования НСИУ и её подсистем. Ниже приведен обзор основных направлений этих работ, с указанием научных публикаций по этим направлениям, за период, прошедший с момента публикации указанной концепции. В связи с ограниченностью объема обзора, большая часть названий этих работ указана лишь в списке литературы.
Информационные войны. Разработка методов и технологий информационных войн базировалась на монографиях [18,19]. В статье [20] выявлены предпосылки и особенности информационных агрессий в централизованных и либеральных социально-экономических системах. Проанализированы политико-экономические, антиолигархические, глобальные, региональные, экономические и экологические информационные войны и их механизмы [21-24]. В частности, подавляющие механизмы информационных войн рассмотрены в работах [2527], а механизмы управления поведением и изменением сознания - в работах [28-31]. Разработаны процедуры ситуационного анализа [32] и планирования информационных операций [33]. Исследованы технологии дезинформации [34] и провокации [35].
цыганов в. в. Поставлена и решена задача выбора объекта и времени информа-
ционного противоборства [36]. Разработана стратегия информационной операции по рефлексивному управлению противостоящим актором конфликта [37].
Информационный менеджмент. В обобщение полученных результатов, был разработан словарь-справочник информационного менеджмента, в котором описаны системы, структуры и механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике [38]. Важным объектом исследований стал исторический информационный менеджмент. В частности, технологии подготовки цветной революции, основанные на фальсификации истории, рассмотрены в работе [39].
Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии. На следующем этапе разрабатывались адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии информационного управления, учитывающие психофизиологические особенности человека [40,41]. Принципы модернизации системы национальной безопасности на основе высоких гуманитарных технологий рассмотрены в работе [42].
Социология общественной безопасности. На основе адаптивных механизмов и высоких гуманитарных технологий информационного управления, была разработана концепция системы общественной безопасности [43] и адаптивные механизмы её обеспечения при информационной агрессии [44]. Эти и другие результаты исследований легли в основу разработки моделей и методов социологии общественной безопасности [1]. Проводились также работы, направленные на создание системы мониторинга информационной безопасности. В частности, разрабатывались методы и технологии информационного мониторинга социально-экономической безопасности [45], а также интеллектуальные механизмы мониторинга и управления социально-экономической безопасностью на основе системы ситуационных центров [46].
Эти работы обрели новый импульс в результате принятия новой доктрины информационной безопасности РФ - целостной совокупности принципов, используемых в качестве основы программы действий. Заметим, что ещё в 1998 году Министерство обороны США приняло «Объединенную доктрину информационных операций» (см. [16]). Примечательно, что первоначально она называлась «Объединенная доктрина информационной войны». По мнению американских военных экспертов, информационная война включает действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной стратегии, путем воздействия на информационные системы противника, с одновременным укреплением и защитой собственных информационных
систем. При этом информационное противоборство осуществляется путем проведения мероприятий, направленных против систем управления и принятия решений (C2W -Command & Control Warfare).
К сожалению, в 1990-х годах в России практически не существовало ясной государственной позиции по этой проблеме. Только в 2000 году Президентом РФ была подписана доктрина информационной безопасности России, ставшая основой формирования государственной политики в этой области. В отличие от подхода, обозначенного США, в этой доктрине на первое место ставилось обеспечение информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания.
Современная доктрина информационной безопасности Российской Федерации (кратко - Доктрина) была принята в 2016 г. Информационная безопасность в Доктрине понимается как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. К национальным интересам РФ в данной сфере относится соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею, а также информационное обеспечение государственной политики РФ (доведение до граждан РФ и международной общественности сведений о государственной политике РФ, официальной позиции по значимым событиям в России и в мире) и др. Согласно Доктрине, используются правовые, организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, исследования и разработки НСИУ непосредственно направлены на создание организационных методов обеспечения информационной безопасности. В частности, разработаны методы и технологии информационного мониторинга социально-экономической безопасности [45], а также интеллектуальные механизмы мониторинга и управления социально-экономической безопасностью [46].
Выводы. Россия нуждается в национальной системе информационного управления для адаптации к новым вызовам и модернизации системы национальной безопасности. Для этого необходимо последовательно реализовывать цикл «исследование - разработка - внедрение» применительно к НСИУ. Теоретический и методологическую основу исследования и разработки НСИУ призвана составить теория безопасности больших социально-экономических систем и теория информационного управления.
Литература
1. Цыганов В.В., Шульц В.Л. Социология общественной безопасности. - М.: Наука, 2014.
2. Цыганов В.В. Глобальное информационное противоборство. I. Глобальное доминирование и управляемый хаос // Информационные войны. 2015. № 2. С. 2-6.
3. Цыганов В.В. Глобальное информационное противоборство. II. Антикризисное и информационное управление суверенной демократии // Информационные войны. 2015. № 2. С. 7-13.
4. Шульц В.Л., Цыганов В.В. Модернизация системы национальной безопасности. Модели и механизмы федеральной, региональной, муниципальной и корпоративной безопасности. - М.: Наука, 2010. 216с.
5. Шульц В.Л., Цыганов В.В., Идрисов Р.Ф., Терехова Н.Н. Безопасность социально-экономических систем. - М.: Наука. 2009. 272 с.
6. Кульба В.В., Кононов Д.А., Малюгин В.Д., Цыганов В.В. Теоретические основы информационного управления // Информационные войны. 2008. № 2. С. 16-23.
7. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Цыганов В.В., Чернов И.В. Характеристики, методы и функции информационного управления // Информационные войны. 2009. № 2. С.22-35.
8. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Цыганов В.В., Чернов И.В. Планирование и реализация информационного управления // Информационные войны. 2010. № 3. С.59-69.
9. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Цыганов В.В., Чернов И.В. Средства и объекты информационного управления // Информационные войны. 2009. №4. С. 20-32.
10.Кульба В.В., Кононов Д.А., Малюгин В.Д., Цыганов В.В. К теории информационного управления: Труды конф. «Проблемы управления» - М.: ИПУ РАН, 2009. С. 1100-1109.
11.Цыганов В.В. Информационное управление, как решение проблемы социально-экономического застоя при ограничениях глобального роста // Информационные войны. № 3. 2012. С. 59-69.
12..Еналеев А.К, Цыганов В.В. Полигоны информационного управления в больших социальных и экономических сетях // Информационные войны. 2013. № 4. С. 62-68.
13..Цыганов В.В. Информационное управление самоорганизацией сетевых структур // Информационные войны. 2015. № 3. С. 2-10.
14.Еналеев А.К., Цыганов В.В. Организационные структуры информационного управления крупномасштабными сетями // Информационные войны. 2015. № 4. С. 59-67.
15. Цыганов В.В. Информационный менеджмент и национальная система информационного управления и противоборства. - М.: ИПУ РАН, 2008. 28 с.
16. Цыганов В.В., Бухарин С.Н., Завьялов О.Ю., Лукьянова К.А. Национальная система информационного управления и противоборства // Информационные войны. 2009. № 2. С. 2-14.
17.Цыганов В.В. Доктрина информационной безопасности России и национальная система информационного управления и противоборства: Труды всеросс. конф. «Конституция и доктрины России современным взглядом». - М.: Научный эксперт, 2009. С. 166-180.
18.Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. - М.: Академический проект, 2007. 336 с.
19.Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Методы и технологии информационных войн. - М.: Академический проект, 2007. 387 с.
20.Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Предпосылки и особенности информационных агрессий в централизованных и либеральных социально-экономических системах // Информационные войны. 2014. № 1. С. 75-81.
21. Цыганов В.В., Кадымов Д. С. Политико-экономические информационные войны // Информационные войны. 2008. №4. С.52-63.
22.Шульц В.Л., Цыганов В.В. Антиолигархические информационные войны // Информационные войны. 2008. № 3. С. 57-77.
23.Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Предотвращение экологических информационных войн в регионе // Системы управления и информационные технологии. №2.1 (32). 2008. С. 157-159.
24.Цыганов В.В. Защита отечественных высоких технологий и их разработчиков от информационной агрессии // Информационные войны. 2009. № 3. С.77-92.
25.Кадымов Д.С., Цыганов В.В. Подавляющие механизмы информационной борьбы: Труды XV межд. конф. «Проблемы управления безопасностью сложных систем». - М.: РГГУ. 2007. Часть 1. С. 243-247.
26.Багамаев Р.А., Цыганов В.В. Подавляющие механизмы агитации: Труды межд. конф. «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе». - М., 2007. С.417-418.
27.Цыганов В.В., Кадымов Д.С. Подавляющие механизмы агитации в информационном менеджменте: Труды межд. конф. «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе». - М., 2008. С. 400-401.
28.Бухарин С.Н., Цыганов В.В. Некоторые механизмы управления поведением целевых аудиторий // Стратегическая стабильность. № 3 (44). 2008. С. 15-19.
29.Цыганов В.В., Ковалев В.В., Бочкарева Ю.Г. Поведенческие стратегии при информационной конфронтации // Информационные войны. 2013. № 2. С. 17-24.
30.Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Механизмы манипулирования общественным сознанием в информационном противоборстве // Информационные войны. № 2 (22). 2012. С. 2-5.
31.Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Механизмы изменения сознания в информационном противоборстве. // Информационные войны. № 3 (23). 2012. С. 22013. 10.
32.Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Ситуационный анализ в информационных войнах // Информационные войны. 2008. № 2. С. 47-58.
33. Бухарин С.Н., Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Концепция планирования информационной операции // Информационные войны. 2013. № 1. С. 32-40.
34.Цыганов В.В., Ковалев В.В., Бочкарева Ю.Г. Квалифицированная дезинформация как стратегический ресурс в информационной войне // Информационные войны. 2013. № 3. С. 2-9.
35.Бухарин С.Н., Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Провокации в информационном противоборстве // Информационные войны. 2013. № 1. С. 14-20.
36.Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Выбор объекта и времени информационного противоборства // Информационные войны. № 1. 2008. С. 41-51.
37..Цыганов В.В., Ковалев В.И., Бочкарева Ю.Г. Стратегия информационной операции по рефлексивному управлению противостоящим актором конфликта // Информационные войны. 2013. № 3. С. 10-17.
38.Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике: Словарь-справочник. - М.: Академический проект, 2009. 506 с.
39..Цыганов В.В. Технологии подготовки революции: модели и методы фальсификации истории // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4 (7). С. 42-49.
40. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии. Теория гуманитарных систем. - М.: Академический проект, 2012. 351 с.
41. Цыганов В.В., Искоростинский А.И. Высокие гуманитарные технологии информационного менеджмента // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. №2. С. 182-185.
42. Цыганов В.В. Принципы модернизации системы национальной безопасности на основе высоких гуманитарных технологий: Труды межд. конф. «Проблемы управления безопасностью сложных систем». - М.: ИПУ РАН, 2010. С. 49-53.
43. Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Концепция системы общественной безопасности при информационных войнах // Информационные войны. 2014. № 3. С. 62-70.
44. Цыганов В.В., Бочкарева Ю.Г. Адаптивные механизмы общественной безопасности при информационной агрессии // Информационные войны. № 2. 2013. С. 77-85.
45. Завьялов О.Ю., Цыганов В.В. Методы и технологии информационного мониторинга социально-экономической безопасности // Информационные войны. 2011. № 2 (18). С.71-81.
46. Завьялов О.Ю., Цыганов В.В. Интеллектуальные механизмы мониторинга и управления социально-экономической безопасностью на основе системы ситуационных центров // Информационные войны. 2011. № 3 (19). С. 45-53/
Theoretical and methodological foundations of the national information management system
Tsyganov Vladimir Victorovich, Doctor of Science (Tech.), Professor, Head researcher of Institute of Control Sciences
In order to adapt to new challenges and modernize the national security system, Russia needs a national information management system. The report describes the theoretical and methodological foundation of research and development of this system based on the theory of safety of large socio-economic systems and the theory of information management. Keywords: national security, system, information, management
УДК 004.89
ГИБРИДНЫЙ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА АКТИВНОСТИ КОНТРАГЕНТОВ ТУРОПЕРАТОРА
Аль-Мерри Гайс М.С., асп.
E-mail: [email protected] Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь Алла Григорьевна Кравец, д-р техн. наук, проф.
E-mail: [email protected] Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
vstu.ru
В данной статье рассматривается метод анализа активности контрагентов туристического оператора на основе современных методов data mining. Авторами проведено исследование и разработка нового гибридного алгоритма анализа активности контрагентов.
Ключевые слова: анализ активности контрагентов, туристическая индустрия, гибридный алгоритм.