Научная статья на тему 'Теоретические и методические основы маркетинга и оказываемое им влияние на системы управления'

Теоретические и методические основы маркетинга и оказываемое им влияние на системы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕРМОДАЛЬНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарев С. А.

В данной научной статье автор на широком анализе достоверных и научно-обоснованных источников выполняет анализ теоретических и методических основ маркетинга применительно к интермодальным кон­тейнерным перевозчикам, а так же оценивает влияние маркетинга на системы управления в целом. Автор отмечает сложность применения иностранной маркетинговой литературы и апробации методов и моделей разработанных иностранными авторами в обособленных российских условиях хозяйствования, детализирует функции и задачи маркетинга, и на этой основе отмечает функции, которые должна выполнять служба маркетинга. Далее в авторской интерпретации отмечается, на какие сферы деятельности предприятия оказывает влияние маркетинговая деятельность. Автором научно обосновано, что маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Значительное внимание в статье уделяется методическим основам формирования организационной структуры службы маркетинга, факторам, влияющим на выбор организационных форм. Формируются авторские принципы построения организационных структур маркетинга, выделяются типы организации маркетинговых служб, отмечаются их достоинства и недостатки. В подведении итогов отмечается, что существенными факторами, влияющими на выбор организационной структуры маркетинга и на принятие решения о целесообразности ее применения, являются осознание роли и значимости философии маркетинга для предприятия, отношение к маркетингу как современной концепции управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические основы маркетинга и оказываемое им влияние на системы управления»

Как показывает практика, наиболее быстрый способ «попрощаться» с любым некачественным товаром состоит в том, чтобы создать и реализовать для него хорошую коммуникационную программу. Именно программа маркетинговых обращений может быстро показать целевой аудитории все недостатки товара, несмотря на то, что она направлена на раскрытие его достоинств.

Таким образом, продвижение товаров и услуг в рамках товарной политики с использованием маркетинговых обращений могут оказать положительное влияние на потребителей и повысить удовлетворенность от приобретённого товара, что позволит компании либо приобрести дополнительную ценность в глазах потребителей, либо наоборот окончательно «утопят» и товар и саму компанию.

Список литературы:

1. Артамонов Б.В. Маркетинг. Часть II. Товарная и ценовая политика. -М., 2008. - С. 58.

2. Исследование ICCO: эксперты прогнозируют высокие показатели роста рынка PR-услуг во II квартале 2012 года [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/blog/ akos/2012/05/10/4407.

3. Объем индустрии прямых продаж в РФ в 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://1prime.ru/Service_market/20130124/7639. html.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.

5. Рейтинг самых дорогих глобальных брендов финансового и страхового сектора в 2013 году в рамках «Best Global Brands 2013» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forinsurer.com.

6. Рекламный рынок в 2012 году стал на 13 % больше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alladvertising.ru/info/2012.html.

7. Рынок маркетинговых коммуникаций в интернете. Итоги 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adindex.ru.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И ОКАЗЫВАЕМОЕ ИМ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

© Бондарев С.А.*

Открытое акционерное общество «ТрансКонтейнер», г. Москва

В данной научной статье автор на широком анализе достоверных и научно-обоснованных источников выполняет анализ теоретических и

* Помощник генерального директора.

методических основ маркетинга применительно к интермодальным контейнерным перевозчикам, а так же оценивает влияние маркетинга на системы управления в целом. Автор отмечает сложность применения иностранной маркетинговой литературы и апробации методов и моделей разработанных иностранными авторами в обособленных российских условиях хозяйствования, детализирует функции и задачи маркетинга, и на этой основе отмечает функции, которые должна выполнять служба маркетинга. Далее в авторской интерпретации отмечается, на какие сферы деятельности предприятия оказывает влияние маркетинговая деятельность. Автором научно обосновано, что маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Значительное внимание в статье уделяется методическим основам формирования организационной структуры службы маркетинга, факторам, влияющим на выбор организационных форм. Формируются авторские принципы построения организационных структур маркетинга, выделяются типы организации маркетинговых служб, отмечаются их достоинства и недостатки. В подведении итогов отмечается, что существенными факторами, влияющими на выбор организационной структуры маркетинга и на принятие решения о целесообразности ее применения, являются осознание роли и значимости философии маркетинга для предприятия, отношение к маркетингу как современной концепции управления.

Ключевые слова: маркетинг, организационные структуры, управление, функции управления, миссия предприятия, стиль управления, организационная модель, философия управления, интермодальность, производственная политика.

В сегодняшней действительности часто встречается маркетинговая служба, укомплектованная профессионалами и выполняющая действительно маркетинговые функции. Обычно сотрудники службы - «доморощенные маркетологи, начитавшиеся теоретических книг».

Встречается ситуация, когда явно производственно-ориентированное предприятие директивным образом организует у себя службу маркетинга, которая в этом случае обречена на выполнение вторичных и обслуживающих функции. А поскольку туда попадают случайные и слабо подготовленные люди, которые, тем не менее, дорожат своим рабочим местом, это приводит к тому, что такая служба маркетинга берется за любое задание, «спущенное» сверху, но и выполняет его в меру своей компетентности, то есть слабо. Поэтому можно встретить такое вульгарное толкование маркетинга: маркетинг - это все то, за что не берутся другие подразделения, даже аппарат секретарей и помощников. А внутрифирменный фольклор определяет службу маркетинга как «барышни по вызову», которым можно поручить любое задание, начиная от заказа гостиницы для высоких гостей до анализа перспектив развития рынков на международном уровне, установив любые сроки исполнения.

Весь трагизм ситуации заключается в том, что, как это часто бывает, неудачная реализация дискредитирует основную очень правильную маркетинговую идею, и формирует у всех сотрудников абсолютно искаженное представление о маркетинге вообще и маркетинговой службе как подразделении, обслуживающей всех и вся.

Кроме того, необходимо отметить, что обширная маркетинговая литература напрямую мало применима к российской действительности. Предлагаемые идеи и методы можно использовать, только перерабатывая и адаптируя их к рыночным реалиям. Так что же такое маркетинг?

В своей книге Основы маркетинга, Ф. Котлер дает следующее определение маркетингу: «Маркетинг - социальный и управленческий процесс, позволяющий отдельным лицам и группам лиц удовлетворять свои нужды и потребности с помощью обмена, созданными ими товарами и потребительскими ценностями» [7].

Рассмотрим подробнее функции и задачи маркетинга.

Функции и задачи маркетинга на предприятии:

- аналитическая функция: создание комфортной информационной среды для принятия управленческих решений на предприятии обеспечивает менеджмент фирмы качественной и своевременной информацией;

- товарная функция: повышение конкурентоспособности предложения фирмы на рынке. Информация, сервис, товар - какая составляющая влияет больше всего на принятие решения о покупке нашего товара;

- сбытовая функция: маркетинговая поддержка сбыта. Маркетинг поддерживает сбыт. Маркетинг готовит продажи, готовит вероятных покупателей к встрече с продавцом. Маркетинг должен подогреть покупателя.

- организационная функция: перевод фирмы на маркетинговые рельсы [9].

Обычно, основные выполняемые функции службы маркетинга на предприятиях это: реклама, элементы PR компании, организация и проведение выставок. Этого, конечно, мало. Да и ограничены эти функции рамками выделяемого бюджета, который формируется исходя не из количества и качества функций службы маркетинга, а, либо директивно формируются «сверху», либо по остаточному принципу. Важно отметить, что среди перечисленных функций не присутствуют функции экономического характера, например, разработка и реализация ценовой политики, анализ ассортимента с применением инструментов маркетинга (например, матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)). В результате служба маркетинга не оказывает влияния на экономику предприятия, и становится одним из видов «накладных расходов».

Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда на предприятии достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб.

Основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные действия.

Как минимум служба маркетинга должна выполнять следующие функции:

1. В сфере стратегического маркетинга:

- анализ развития рынка профильной продукции и составление маркетинговых прогнозов;

- анализ деятельности существующих и потенциальных конкурентов и разработка предложений по адекватным рыночным действиям;

- активное участие в развертывании инновационных проектов в составе проектных групп.

2. В сфере оперативного маркетинга:

- контроль действий существующей системы снабжения (закупки сырья, оборудования и комплектующих);

- контроль над действиями подразделения продаж и разработка новых методов продвижения продукции и услуг компании

- определяющее участие в планировании производства и продаж продукции;

- корректировки ценовой политики совместно с финансово-экономическими подразделениями;

- установление рациональных условий работы с клиентами (скидки, отсрочки платежа, нормирование дебиторской задолженности);

- сбор информации о претензиях клиентов и потребителей к ассортименту и качеству продукции, работе службы продаж;

- осуществление эффективного медиапланирования (определение бюджета рекламы, форм рекламной деятельности, анализ эффективности рекламных каналов).

Исходя из этого, служба маркетинга должна определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать, и добиваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности; доводить маркетинговую информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию, и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, каким должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, долж-

ны уметь правильно определять цены. Кадры, соответственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В тоже время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия [1]. Рассмотренная схема важна как база маркетинговой деятельности.

Исходя из этой основы, можно составить также должностные инструкции. Это не означает, конечно, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Однако эта их деятельность направляется, и координируется, исходя из интересов предприятия, руководителем маркетинговой службы, сотрудники которой проводят также конкретные маркетинговые исследования. Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны установить, и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и, когда потребуется этот продукт. Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия [4].

Координация деятельности отдела маркетинга и финансового отдела должна заключаться в совместной работе по расчету издержек и составлению смет, т.е. специалисты отдела маркетинга обязаны представлять методы калькуляции издержек производства и бюджетного контроля, поскольку отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. О работе отдела маркетинга в конечном итоге судят по результатам финансовой деятельности всего предприятия.

Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой. Специалисты отдела должны иметь возможность получения быстрой и квалифицированной консультации специалистов по юридическим вопросам.

Координация деятельности отдела маркетинга с работой отдела кадров. Руководители отдела маркетинга заинтересованы в привлечении в отдел хороших специалистов, в которых существует острая потребность. Поэтому отдел кадров должен быть информирован о предъявляемым к кандидатам на эти должности требованиям, для чего, в принципе используются должностные инструкции [8].

Рассмотренные выше методические положения по формированию организационных структур предприятия являются основой разработки и обоснования организационных структур маркетинга, т.е. подразделений, которые отвечают за организацию, планирование, координацию и проведение маркетинговой политики на предприятии.

Формирование маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав: построение (совершенствование) организационной структу-

ры управления маркетингом; подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом; создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организация их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.); организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

Следует отметить, что формирование службы маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения, а прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Как показывает опыт, служба маркетинга на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама и т.д.).

Достижение целей любого предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.

Организационная структура службы маркетинга на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами - это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью [5].

Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга. Для формирования службы маркетинга не существует универсальной схемы, т.к. она охватывает широкий спектр работ и функций, имеющих место при внедрении и использовании рыночной философии организации предпринимательства, главным принципом которой является ориентация на потребителя - на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.

Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений предприятия группы, отделы, службы и управления маркетингом. Такие образования служат соединительным звеном между работами (видами деятельности) и работниками, устанавливая соответствующий способ взаимодействия работников как внутри своего подразделения, так и формы отношений со смежными подразделениями предприятия и субъектами определяющей среды. В этом контексте организационное образование выступает как система определенной организационной структуры.

Организационная структура службы маркетинга определяет сложившийся (или проектируемый) в организации (службе) численный состав подразде-

лений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое. Она устанавливает степень обособленности, департаментизации (организационного обособления) входящих в нее подразделений (групп, отделов), уровень их правовой самостоятельности в получении необходимой информации и принятии решений. Структура как бы закрепляет внутреннюю композицию организации (службы), фиксирует количественный и качественный состав входящих в нее образований, их иерархическую субординацию, распределение власти и самостоятельности между ними [4, с. 207].

Выбор организационной структуры подразделения предприятия зависит от многих факторов. Наиболее важны следующие факторы: тип организации (предприятия), в котором создается подразделение; вид стратегии, которой придерживается предприятие; уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении (службе); тип департаментизации основных функций и работ; наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями предприятия; наличие связей с внешней средой; существующие нормы управляемости и контролируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления; степень централизации и децентрализации в принятии решений; необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами (группами) предприятия.

Организационная структура службы маркетинга охватывает определенное количество подразделений, работ и персонала. При росте численности подчиненных увеличивается число межличностных коммуникаций, например, между руководителем и подчиненным. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа подразделений создает неблагоприятные условия для управляемости организационной структурой. Во избежание неуправляемости организационной структуры проводят оптимизацию масштаба управляемости и контроля организации. Путем достижения оптимального сочетания количества подчиненных и уровней иерархии формируют наиболее рациональную организационную структуру [7].

Проектирование организационных структур маркетинга (службы маркетинга) представляет собой деятельность по разработке и встраиванию таких структур в систему управления деятельностью предприятия. Организационные структуры служб маркетинга должны удовлетворять определенным требованиям, главными из которых являются: малое количество звеньев (чем меньше звеньев, тем быстрее передается информация снизу вверх и распоряжения директора сверху вниз); простота маркетинговой структуры (способствует более легкому приспособлению персонала к предприятию); единство целей; принцип единого подчинения (должен быть один руководитель); создание условий для развития интегрированного маркетинга на предприятии; содействие предприятию в постоянном удовлетворении потребностей существующих и потенциальных покупателей; обеспечение развития творчества и инновационной деятельности сотрудников; гарантия бы-

строй адаптации производимых продуктов к требованиям рынка; содействие росту объемов продаж и снижению себестоимости.

Особенности производственной деятельности, отличие производственных потенциалов, различие в размерах и структуре потребляемых ресурсов, объемах производства и сбыта продукции предопределяют индивидуальный подход к разработке организационных структур маркетинга. Однако поиск какой-то универсальной, стандартизированной организационной структуры службы маркетинга представляется нецелесообразным. Как отмечает Ф. Кот-лер, «идеальная организационная структура для отдела маркетинга еще не найдена» [6].

Обычно даже однотипные предприятия применяют различные оргструктуры. Речь скорее может идти о применении неких общих принципов построения оргструктур управления маркетингом, имея в виду, что их материализация может осуществляться по-разному. Охарактеризуем по возможности кратко отдельные принципы построения оргструктур управления маркетингом.

Любая оргструктура управления маркетингом может строиться на основе следующих размерностей (одной или нескольких): функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки. Исходя из изложенного выделяют следующие принципы организации подразделений маркетинга: функциональная организация, географическая организация, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбинации перечисленных принципов.

Функциональная организация - строится по принципу ответственности отдельного лица или группы лиц отдела за выполнение отдельной локальной или сводной функциональной задачи отдела (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и пр.). В зависимости от статуса маркетинговых служб на предприятии их могут возглавлять директор, заместитель директора, начальник отдела маркетинга, руководитель группы маркетинга и др. административное лицо [8, с. 103].

С позиций маркетинга сбыт является одной из его функций и подразделение сбыта (продаж) может входить в состав маркетинговой службы. Однако на практике подразделение сбыта, как правило, не входит в структуру маркетинговых служб, а образует самостоятельную ветвь в оргструктуре управления предприятия. Этим подчеркивается особая важность сбыта продукции и зависимость финансово-экономического положения предприятия от эффективности работы сбытовых служб. В то же время сотрудники сбытовых служб зачастую, контактируя с посредниками и потребителями, выполняют и чисто маркетинговые функции, например, собирают информацию об отношении потребителей к продукции предприятия. Несмотря на это, сбытовики главным образом занимаются оперативной, а не аналитической работой [8].

Помимо решения конкретных маркетинговых задач важными задачами функциональных маркетинговых служб являются обеспечение ориентации всей деятельности предприятия на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб предприятия в данном направлении.

Функциональная организация маркетинговых служб является наиболее простой в управлении: у каждого исполнителя не пересекающийся с другими круг обязанностей. Появление конкуренции между отдельными функциональными участками будет способствовать росту эффективности работы с одной стороны, и борьбе за частный интерес, а не за общий интерес фирмы с другой стороны. Эффективность функциональных маркетинговых служб падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта.

Данную форму построения службы маркетинга практикуют небольшие фирмы, выпускающие один или ограниченное число наименований продуктов и реализующие продукцию на малом рынке (в сегменте рынка). Однако и крупные производители уникального оборудования применяют данную форму.

Функциональная организация службы маркетинга очень эффективна при однообразии и постоянстве производственно-сбытовых функций предприятия, но при изменении видов деятельности или при решении принципиально новых проблем, быстрой реакции на изменяющуюся рыночную ситуацию она менее эффективна [10, с. 411].

Географическая организация - организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды [8].

Продуктовая (товарная) организация отдела маркетинга строится по принципу разделения маркетинга по отдельным укрупненным товарным группам. При товарной организации по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга. Преимущество товарной организации заключается в том, что управляющий по определенному товару координирует весь комплекс маркетинга по этому товару и быстрее реагирует на возникающие проблемы на рынке. Данную форму построения применяют в основном на крупных предприятиях, т.к. она сравнительно дорогая. Такое построение службы маркетинга эффективно для фирм, имеющих широкую номенклатуру товаров с возможностью их реализации на большом количестве однородных (одинаковых) рынков. Товарная структура особенно эффективна, когда: а) требования к упаковке, сбыту, рек-

ламе по каждому выпускаемому фирмой товару значительно отличаются друг от друга; б) объем сбыта по каждому товару достаточно большой, чтобы оправдать расходы на организацию службы маркетинга по данному товару.

Достаточно большой недостаток товарной организации связан с необходимостью выполнения каждым сотрудником отдела большого набора обязанностей по закрепленным функциям (разработка продуктовой стратегии, схемы товаропродвижения, сбыта, стимулирования сбыта, рекламы) [10].

Рыночная организация - организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. В зависимости от того смысла, который вкладывается в понятие «рынок», в оргструктуре могут быть выделены подразделения, ориентированные либо на конкретных потребителей, либо на определенные отрасли (рынок машиностроительных, строительных и др. предприятий).

Недостатки рыночной организации: сложная структура, низкая степень специализации работы отделов службы, возможность дублирования функций (для сегментной организации), плохое знание товара (всей номенклатуры продукции).

Преимущества рыночной организации: лучше координация служб при выходе на рынок, возможность разработки комплексной программы выхода на рынок, более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики.

В чистом виде продуктовые и рыночные оргструктуры управления маркетингом не применяются. Чаще применяются комбинации указанных принципов организации, а именно: функционально-продуктовую (товарную), функционально-рыночную (региональную), продуктово-рыночную (региональную) и функционально-продуктово-рыночную (региональную) структуры управления маркетингом.

Таким образом, существует множество вариантов формирования службы маркетинга на предприятии, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Выбирая тот или иной вариант, следует помнить о двух основных правилах. Первое правило - структура маркетинговой службы должна быть наиболее простой, чем проще структура, при прочих равных условиях, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех. Правило второе - число функций, ответственность за выполнение которых можно возложить на одного специалиста, ограничено. Чем больше товаров в его ведении, тем меньше число функций, с которыми он в состоянии справиться, и наоборот [9].

Подводя итоги работы, необходимо отметить, что существенными факторами, влияющими на выбор организационной структуры маркетинга и на принятие решения о целесообразности ее применения, являются осознание роли и значимости философии маркетинга для предприятия, отношение к маркетингу как современной концепции управления со стороны руководст-

ва и всех работников предприятия. При этом следует учитывать, что маркетинг - это функция и философия предпринимательства, организации всей деятельности предприятия в условиях рынка. В качестве философии предпринимательства маркетинг требует ориентации стратегии и тактики бизнеса на потребителя. Он обязывает участвовать в процессе удовлетворения этих потребностей все подразделения, всех сотрудников предприятия, т.к. в условиях рынка и демократии отношений между субъектами маркетинговой системы успех приходит к предприятию, когда оно ставит перед собой цель изучить потребности потребителей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей. Поэтому все сотрудники предприятия должны понимать философию маркетинга и стремиться к достижению обусловленной этой философией общей цели [8].

Таким образом, каждое предприятие (организация, фирма) создает службы маркетинга с таким расчетом, чтобы они наилучшим образом способствовали достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса покупателей, географическое расширение рынков, изыскание новых сегментов рынка, увеличение прибыли).

Список литературы:

1. Агафонов А.Н. Актуальность применения методов контроллинга в системах управления персоналом // Инициативы 21 века. - 2012. - № 2. -С. 89-91.

2. Агафонов А.Н., Бахурин И.А. Система показателей для оценки производственной деятельности предприятий испытательного полигонного комплекса промышленности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 33 (222). - С. 24-28.

3. Агафонов А.Н., Халеев А.И. Организационно-управленческие методы и модели модернизации системы управления испытательными полигонами [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 11. - Режим доступа: www.uecs.ru/ index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=1710 (дата обращения: 28.11. 2012).

4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - М.: Изд. «Финпресс», 1999. - 348 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Маркетинг: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. - 496 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. -835 с.

7. Котлер Ф., Амстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание: пер. с англ. - 12-е изд.:- М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - 1072 с.

8. Маркетинг: учебник / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 484 с.

9. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 496 с.

10. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2001. - 448 с.

11. Wight O. The executive's guide to successful MRP II, Englewood Cliffs. -N.J.: Prentice-Hall, 1982. - 104 p.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В Г.О. СЫЗРАНЬ

© Ерофеев А.Л.*

Филиал Самарского государственного технического университета,

г. Сызрань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-торговля - это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки.

Ключевые слова: интернет-торговля, интернет-площадка, биржа, промоутер.

Интернет предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества. Таким образом, продвижение бизнеса в Интернете и продажи через Интернет могут стать «и благом, и проклятьем».

Продукция может распространяться в Интернете очень стремительно, будь то лишь реклама магазина или непосредственно создание магазина в сети. Существуют несколько способов продвижения продукции в сети Интернет: торговые площадки, интернет-реклама, интернет-магазины или магазины в социальных сетях.

1. Идея торговой площадки в Интернете выглядит весьма привлекательно. Суть ее заключается в следующем: создается сайт, интерфейс которого позволяет продавцам выставлять на продажу свой товары, а покупателям выбирать наилучшие предложения и совершать покупки. Торговая Интернет-площадка может быть организована тремя основными способами: биржа, аукцион или каталог. Биржа - это торговая площадка, где цена товара определяется спросом и предложением. Покупатели выставляют заявки на покупку товаров, а продавцы - на продажу. Торговля на бирже происходит

* Доцент кафедры Общеэкономических дисциплин, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.