Научная статья на тему 'Маркетинг — фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции'

Маркетинг — фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1234
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация маркетинговой деятельности / сегментация / сельско-хозяйственная продукция / рынок / каналы сбыта / денежная выручка / служба маркетинга / organization of marketing activity‚ segmentation‚ agricultural produce‚ market‚ offtrading channels‚ monetary proceeds‚ marketing service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжаева Дилрабо Абдусамадовна

В статье рассмотрена необходимость развития маркетинговой деятельности дляповышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Обосновано, чтостановление маркетинга дает возможность предприятиям использовать свой потенциалв полной мере. Подчеркнута важность формирования службы маркетинга в сельско-хозяйственных предприятиях с различными формами собственности. Рассмотренысуществующие подходы и методы к анализу маркетинговой деятельности. Показанозначение систем маркетинга для повышения конкурентоспособности производства иустойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. Предлагается разработкаконцепции маркетинга для аграрного сектора республики. Раскрыты этапыформирования маркетинговой службы и предложена схема ее организационной структуры. На основе анализа данных хозяйств доказана необходимость эффективногоиспользования принципов маркетинга для обеспечения их высокой доходности, а такжепредложено применение функциональной и товарной организационной структуры управления маркетингом. Предложен комплексный подход к решению задач маркетинга,базирующийся на применении методов количественного обоснования решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ходжаева Дилрабо Абдусамадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING AS A FACTOR OF ELEVATION IN REGARD TO AGRICULTURAL PRODUCE COMPETITIVENESS

In her article the author proves the necessity of marketing activity for elevation of competitiveness of agricultural produce. It is well grounded that a formation of marketing enables enterprises to utilize their potential in full measure. Marketing service is very important at agricultural outfits having different forms of property. Existing methods and approaches towards an analysis of marketing activities are canvassed. The importance of utilizing of marketing systems for elevation of production competitiveness and sustainable development of Tajikistan agrarian sector is proved. The author suggests a marketing conception for the agrarian sector of the republic. The stages of marketing service formation are disclosed; a scheme of organizational structure being proposed. Proceeding from an analysis of holding data D. Khodjayeva insists on a necessity of utilizing of marketing principles for providing high profitability; functional commodity organizational structure for marketing management is moved. Complex approach towards a solution of marketing goals is suggested‚ it should be based on the methods of quantitative substantiation of solutions.

Текст научной работы на тему «Маркетинг — фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции»

08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 333.7 ББК 65.291.31

МАРКЕТИНГ - ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

MARKETING AS A FACTOR OF ELEVATION IN REGARD TO AGRICULTURAL PRODUCE COMPETITIVENESS

Ходжаева Дилрабо Абдусамадовна,

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой экономики предприятий и предпринимательства ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Khodjayeva Dilrabo Abdusamadovna,

candidate of economy sciences, Associate Professor, chief of the department of the economy of enterprises and entrepreneurship under the TSULBP (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL: dilrabo. hodjaeva@mail. ru

Ключевые слова: организация маркетинговой деятельности, сегментация, сельскохозяйственная продукция, рынок, каналы сбыта, денежная выручка, служба маркетинга

В статье рассмотрена необходимость развития маркетинговой деятельности для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Обосновано, что становление маркетинга дает возможность предприятиям использовать свой потенциал в полной мере. Подчеркнута важность формирования службы маркетинга в сельскохозяйственных предприятиях с различными формами собственности. Рассмотрены существующие подходы и методы к анализу маркетинговой деятельности. Показано значение систем маркетинга для повышения конкурентоспособности производства и устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. Предлагается разработка концепции маркетинга для аграрного сектора республики. Раскрыты этапы формирования маркетинговой службы и предложена схема ее организационной структуры. На основе анализа данных хозяйств доказана необходимость эффективного использования принципов маркетинга для обеспечения их высокой доходности, а также предложено применение функциональной и товарной организационной структуры управления маркетингом. Предложен комплексный подход к решению задач маркетинга, базирующийся на применении методов количественного обоснования решений.

Key words: organization of marketing activity, segmentation, agricultural produce, market, off-trading channels, monetary proceeds, marketing service

- 27 -

Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

In her article the author proves the necessity of marketing activity for elevation of competitiveness of agricultural produce. It is well grounded that a formation of marketing enables enterprises to utilize their potential in full measure. Marketing service is very important at agricultural outfits having different forms of property. Existing methods and approaches towards an analysis of marketing activities are canvassed. The importance of utilizing of marketing systems for elevation of production competitiveness and sustainable development of Tajikistan agrarian sector is proved. The author suggests a marketing conception for the agrarian sector of the republic. The stages of marketing service formation are disclosed; a scheme of organizational structure being proposed. Proceeding from an analysis of holding data D. Khodjayeva insists on a necessity of utilizing of marketing principles for providing high profitability; functional commodity organizational structure for marketing management is moved. Complex approach towards a solution of marketing goals is suggested, it should be based on the methods of quantitative substantiation of solutions.

Важнейшим организационным рычагом повышения эффективности и конкурентоспособности производства является маркетинг. Созданное в процессе изготовления изделие, а, следовательно, и эффект, должен быть реализован, признан обществом (покупателями). Ученые в зависимости от рассматриваемых задач определяют его как инструмент достижения определенного рыночного положения на уровне отдельной фирмы или средство управления торговой деятельностью, способ управления сбытовой деятельностью, философию предпринимательства, прием разработки хозяйственных решений в рыночных условиях, изучение правомерностей рыночного спроса и потребительских предпочтений.

Дальнейшее становление маркетинговой теории управления обусловлено ростом места обмена в тесной взаимосвязи и взаимодействии изготовления и потребления. Во всеобщем замысле маркетинга проявляются определенные организационные формы, задачи и методы обмена и распределения товаров, управления товародвижением. В настоящее время маркетинг определяется как разновидность человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена [10, с. 53].

Маркетинг привлекает к себе внимание и применяется многими зарубежными предприятиями прежде всего потому, что дает возможность ответить на рыночные вопросы более подходящим путем, всемерно использовать свой потенциал и потенциал рынка в целях получения большего дохода, запланировать характерную деятельность на рынке с учетом представляемых направлений его усовершенствования.

Формирование маркетинга имеет в виду организацию управления маркетингом, выбор работников необходимой квалификации, распределение миссий, прав и обязанностей между работниками отдела, формирование требований в целях плодотворной работы и взаимодействия отдела с другими службами компании.

Исходя из вышесказанного, организация маркетинга может быть ориентированной на продукт (специалисты службы закрепляются по видам или группам продукции), на сегмент (каждый специалист работает с определенной группой покупателей), функциональной. Деятельность специалистов службы организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют. В условиях перехода к рыночной экономике появилось много сельскохозяйственных предприятий, у которых изменилась форма собственности -агрофирмы, дехканские (фермерские) хозяйства, акционерные предприятия и другие, что

- 28 -

Khodjayeva D.A. Marketing as a Factor of Elevation in Regard to Agricultural Produce Competitiveness

способствует развитию экономической самостоятельности. С изменением производственно-экономических связей вместо централизованного планирования и распределения приходят новые отношения, ориентированные на свободную выгоду.

Совершенствование рынка сельскохозяйственной и продовольственной продукции желательно изучать во взаимосвязи с другими видами отдельных рынков, действующих в аграрном секторе: материально-технических ресурсов и услуг, труда, капитала и земли. Каждый из них имеет свою специфику, но важнейшая особенность каждого аграрного рынка заключается в том, что все его составляющие взаимосвязаны на сравнительно небольшой территории, где осуществляется хозяйственная деятельность [12]. Другая отличительная черта земледельческого рынка усматривается в том, что даже крупные сельскохозяйственные предприятия или их объединения не в состоянии иметь полную рыночную инфраструктуру. Наконец, как никакая другая товаропроизводящая сфера, аграрный сектор зависит от макроэкономической ситуации и в то же время не может активно влиять на неё в силу раздробленности, отсутствия органов самоуправления на всех уровнях. К этому следует добавить низкую эластичность спроса, длительный цикл производства, следовательно, невозможность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Рынок сельскохозяйственной продукции Таджикистана находится под влиянием трех основных факторов: низкого платежеспособного спроса основной части жителей; высокой доли ввозимых товаров, которая в силу демпинговой политики зарубежных стран и небольшого уровня защиты отечественных товаропроизводителей выталкивает их с внутреннего рынка, снижающего выгодность производства сельскохозяйственной продукции, особенно животноводства [1, с.103].

Спонтанно совершенствующийся рынок сельскохозяйственной продукции препятствует формированию преимуществ для отечественных товаропроизводителей. Неравенство цен, неплатежи, снижение покупательского спроса, высокие ставки по кредитам банков, разрыв сложившихся ранее хозяйственных связей, значительно возросший импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран ближнего и дальнего зарубежья в значительной мере затрудняют сбыт продукции отечественных товаропроизводителей. Рынок сельскохозяйственной продукции в первую очередь предполагает поддержание равновесия между спросом потребителя и предложением производителя.

В этой связи для товаропроизводителей, наряду с развитием производства, основополагающей становится проблема сбыта производимой продукции, развития маркетинговой службы [2]. В методе "производство-потребление" наиболее важной задачей является реализация продукции как соединяющее звено. Процесс реализации несет особо оперативные сведения о существующем у покупателей потенциале для покупки конкретных видов товаров. В аграрном секторе сформировалась линия каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, а также организуются нужные условия для их деятельности (рис 1).

В 80-е годы основными покупателями сельскохозяйственной продукции выступали заготовительные и государственные перерабатывающие предприятия, которые заготавливали до 90% товарной сельскохозяйственной продукции. С 1990 по 1992 гг. наиболее выгодной и стабильной линией сбыта сельскохозяйственной продукции был государственный заказ. В настоящее время одной из основных задач является строительство хранилищ для сельскохозяйственной продукции, так как с образованием новых агроформи-

- 29 -

Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

рований и необходимостью переработки части выращенного урожая на местах в них появляется острая необходимость.

По причине нехватки многих видов сельскохозяйственной продукции, отсутствия конкуренции, дефицитный рынок служит главным фактором успеха для многих предприятий. Уже сегодня многие кондитерские изделия и мясопродукты, по причине высоких цен на них, не находят своего покупателя. Поэтому в современных условиях без формирования маркетинговой службы невозможна успешная работа сельскохозяйственного предприятия, так как она способствует расширению границ рынка.

Практика большинства развитых стран доказывает, что использование разнообразными формами хозяйствования, независимо от форм собственности, разнообразных систем маркетинга дает возможность намного повысить эффективность и конкурентоспособность производства и устойчивое развитие аграрного сектора в целом. Нынешняя система маркетинга - это исследование следующих составных элементов: спроса, надобности и спроса; товаров (продукты, услуги и замыслы); важности, себестоимости и удовлетворения спроса; бартера и трансакций; связей между участниками и концепции взаимодействия; рынков; действенных участников рынка и будущих покупателей [6].

Рынок сельскохозяйственной продукции

I

Продажа по прямым связям

I

I

Организованный рынок______^

Рынок сельскохозяйственной продукции

Продажа по прямым связям

г

[

Розничные рынки

Г

f

Организованный рынок

Специализированные Универсальные

рынки рынки

J

Биржи

Межрегиональные, региональные,

Бартер

1

1

Аукционы, ярмарки, выставки

1

Рис.1. Схема структуры рынка сельскохозяйственной продукции

Главными принципами маркетинга, обеспечивающими будущее рентабельного предпринимательства, являются: овладение установленным (главным) участком рынка; обеспечение выгодного сбыта продукции; направление на продолжительный эффект

- 30 -

Khodjayeva D.A. Marketing as a Factor of Elevation in Regard to Agricultural Produce Competitiveness

маркетинговой деятельности; гарантия целостности стратегии и плана динамичной адаптации к конкретному и потенциальному спросу потребителей; формирование процесса изготовления нового товара и услуг; развитие порядка продажи и распределения товаров и услуг; проверка маркетинговых действий по линии "затраты - результаты"; неотложное исправление ошибок и неудовлетворительно действующих решений. Поэтому, на наш взгляд, необходимость разработки собственной концепции маркетинга для аграрного сектора республики является велением времени. Следовательно, маркетинговая деятельность обязана быть осознанной необходимостью для сельскохозяйственных предприятий. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые думают, что на сельскохозяйственных предприятиях протекание маркетинговой деятельности должно развиваться постепенно. Естественно, что создание разветвленной службы маркетинга в Республике Таджикистан - дело будущего. Сегодня необходимы рекомендации по минимаркетингу, создание которого представляется возможным на первых порах в отдельных компаниях и фирмах. Для этих предприятий быстрое налаживание полноценного современного маркетинга - вопрос не только выживания внутри страны, но и одна из главных проблем работы на мировом рынке и, сообразно, шанс заработать валюту. Увеличение значимости маркетинга в связи с переменой обстановки на рынке и приостановка последнего на "рынке потребителя" дает толчок для совершенствования служб маркетинга, изменения их положения в функциональном раскладе организации и взаимодействия с другими подразделениями.

Руководство маркетингом включает в себя всю систему маркетинговых данных, проектирования, координации, а также проверок. Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов считают, что организация работы на предприятии должна осуществляться поэтапно [9, с. 258].

Отделу маркетинга на всех этапах менеджмента сельского хозяйства надлежит быть «мозговой опорой», ключом данных и источником предложений для рыночной, производственной, научно-технической, а также денежной политики. Компании необходимо подготовить такой отдел маркетинга, у которого не будет опасения взять на себя ответственность за маркетинговую деятельность, а также за проектирование.

На основании измененных принципов Г. Шаповалов считает, что они позволили определить существующие главные миссии маркетинга:

• исследование рынка определенного вида товара и услуг на основе группирования покупательских предпочтений;

• планирование изготовления и сервиса на базе предпочтений конкретных и реальных потребителей;

• организация продаж путем целевого воздействия на порядок акцептирования решений в области возможных и конкретных потребителей, которые пользуются как разумными, так и воодушевляющими мотивами при отборе товаров и услуг;

• отбор способов продажи большого количества товаров, предоставляющих возможность скорректировать поток запасов и минимизировать временной интервал между производством и потреблением продукции;

• изучение деятельности конкурентов, их товаров, рыночной стратегии и тактики;

• организация научно-исследовательской и производственной деятельности с целью создания новой продукции и ее коммерческой реализации;

- 31 -

Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

• определение перспективных целей маркетинговой деятельности по мере достижения поставленных целей [7, с. 32].

Понятно, что в правильно отлаженной рыночной экономике распределение произведенной продукции происходит соизмеримо с требованиями рынка. Поэтому в рыночной экономике предприятие само должно заниматься поисками покупателей, ценообразованием, а главное - научиться предугадывать рыночный спрос на производимую продукцию.

В действительности существуют 4 этапа формирования маркетинговой структуры предприятия:

• маркетинг как функция распределения;

• организационная концепция задач маркетинга как функции продажи;

• выделение маркетинга в самостоятельную службу;

• маркетинг как главная функция предприятия [4, с. 129].

Для первой фазы характерно наличие в организационной структуре отделения по продаже продукции.

На втором этапе организация работ по продаже переходит в компании под эгиду самого управляющего, при этом расширяется круг обязанностей, выполняемых отделом сбыта. Его сотрудники вплотную занимаются отдельными маркетинговыми исследованиями - планированием сбыта, исследованием рынка, а также рекламой. Поэтому для обеспечения системного подхода к производственной и коммерческой деятельности, ориентации предприятия на потребителя необходимо в структуру предприятия ввести подразделение по маркетингу. Его руководителем должен быть заместитель генерального директора по маркетингу.

Ряд ученых-экономистов в "Рекомендациях по организации маркетинга" в системе распределения сельскохозяйственной продукции приводят схему организационной структуры и функции службы маркетинга на предприятии (рис.2).

Что касается четвертой фазы развития маркетинга, то, по мнению ученых, она наступает, если к руководству предприятия приходит "человек маркетинга".

Известно, что проведение маркетинговых исследований в сельскохозяйственном производстве и сельской местности имеет определенные трудности, так как объемы исследования слишком разобщены и разнообразны.

Согласно данной тактике, значительную актуальность приобретает проявление фактических целей изучения рынка. Особенно это ощутимо при изучении рынка сельскохозяйственной продукции. Необходимо направить деятельность отдела маркетинговых исследований рынка сельскохозяйственной продукции на получение данных о спросе, предложении и на анализ их состояния.

Обстоятельства сложились так, что цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. "Несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга, цена остается важным показателем на рынках," - считает Ф. Котлер [5, с.110].

Ю.А. Цыпкин, А.М. Люкшинов утверждают, что: "Ни один предприниматель не начнет дело, если не будет уверен, что потребители нормально воспримут цену товара, которая покроет издержки производства" [9, с. 125]. Мы полностью согласны с мнениями ученых Ф.Котлера, Ю.А. Цыпкина, А.Н. Люкшинова и, более того, уверены, что, несмотря на повышение значимости неценовых факторов, считаем, что цена всегда была основным

- 32 -

Khodjayeva D.A. Marketing as a Factor of Elevation in Regard to Agricultural Produce Competitiveness

фактором, определяющим выбор покупателя. Поэтому в функциональной организационной структуре управления маркетингом в сельскохозяйственных предприятиях нами предусмотрен отдел ценообразования.

Рис. 2. Организационная структура и функции службы маркетинга на предприятиях

Служба маркетинга на любом уровне управления должна уделять самое серьезное внимание проблемам планирования. Планирование - процесс определения целей, стратегий, а также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предложений о будущих вероятных условиях выполнения плана [8, с. 87].

Специалисты, работающие в департаменте маркетинга, сумели квалифицированно провести маркетинговые исследования спроса населения на сельскохозяйственную продукцию и эффективного ее сбыта. Иными словами, каждая единица сельскохозяйственной продукции нашла своего конечного потребителя.

Следовательно, в условиях рыночной экономики вопросы эффективной реализации произведенной продукции приобретают особое значение. Поэтому Ф. Котлер рекомендует:

- 33 -

Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

"Отыщите потребности и удовлетворите их, производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести" [5, с. 16]. Это значит, что предприятие должно производить такую качественную продукцию, которая быстро находит потребителя. В среде жесткой конкуренции организация маркетинга продукции представляет собой весьма сложный процесс. Опыт демонстрирует, что особенности маркетинга в данных условиях играет не меньшую (если не большую) роль, чем качество экспортируемой продукции, ее технический уровень [6]. Практика большинства стран показывает, что разумное использование принципов маркетинга может обеспечить повышение доходности предприятий, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные (табл. 1).

Таблица 1. Расчёты цен 1 тонны хлопкового волокна при котировке70,05и надбавки

ВИС на 31.12.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором по материала Главного управления сельского хозяйства хукумата Согдийской области.

Примечание: Таможенные платежи не учтены.

Таким образом, фактические производственные и коммерческие эффекты хлопкоочистительного завода АО "Пахтаи Нов" убедительно доказали эффективность маркетинговой службы в условиях становления рыночной экономики.

В исследуемом объекте мы заменили существующую структуру на функциональную структуру управления маркетингом [6]. В связи с тем, что на первых порах надо было разработать рекомендации по минимаркетингу, нами была применена именно функциональная организационная структура управления маркетингом в несколько упрощенном виде. Главное преимущество функциональной организации маркетинга заключается в ее простоте. Эту организационную структуру можно рекомендовать предприятиям, производящим малый ассортимент продукции, а также сельскохозяйственным предприятиям, которые только-только внедряют маркетинговую службу.

За рубежом чаще всего на практике осуществляется сочетание функционального, товарного и регионального построения организационной структуры управления маркетингом любого предприятия. Мы считаем, что в аграрном секторе более эффективным будет применение функциональной и товарной организационной структуры управления маркетингом.

- 34 -

Khodjayeva D.A. Marketing as a Factor of Elevation in Regard to Agricultural Produce Competitiveness

Товарную организационную структуру управления маркетингом необходимо внедрять на тех сельскохозяйственных предприятиях, где выпускается широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции. Такие сельскохозяйственные предприятия имеют несколько направлений, например хлопководство, зерноводство, овощеводство и т.д.

Каждое сельскохозяйственное предприятие должно создать отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал достижению следующих маркетинговых целей:

• обеспечение прибыли на внутреннем и внешнем рынках за счет достижения превосходства над конкурентами. Здесь должно придерживаться лозунга: "Противник - это наш помощник" (Эдмунд Бурке);

• удовлетворение потребностей потребителей на внутреннем и внешнем рынке. "Относитесь к потребителю как к высокоценному активу компании," - высказывался Том Питерс.

В.А. Баутин и М. Веселовский утверждают, что в условиях рыночной экономики информационно-консультационная служба, взаимодействуя с сельхозтоваропроизводителями, должна обеспечивать обратную связь науки с производством, побуждать научные учреждения осуществлять исследования с большей практической направленностью [3, с. 16].

Наиболее оптимальным вариантом будет выделение этой службы из состава Г лавного управления сельского хозяйства области с предоставлением ей юридической самостоятельности, так как параллельно с областными службами в структурах районных управлений сельского хозяйства должна создаваться сеть районных информационноконсультативных пунктов.

Для более успешной деятельности этих служб, по опыту Российской Федерации, необходимо создать при Министерстве сельского хозяйства "Центр маркетинга и информационных технологий АПК". Более достоверную информацию о состоянии рынка продовольствия областные информационно-консультационные службы могли получать именно в этом центре маркетинга. Цель маркетинга и информационных технологий агропромышленного комплекса может помочь руководителям предприятий найти здесь выгодные каналы реализации своей продукции (табл. 2).

Таблица 2. Состав и структура денежной выручки хлопкоочистительного завода

АО "Пахтаи Нов"

Наименование продукции 2007 2013

количество, тн тыс. сомони (доля) удельный вес, % коли- чество, тн тыс. сомони (доля) Удельный вес, %

Поступило 6404 9696,8 - 5221 11407,8 Х

хлопка-сырца

выработано:

Волокно 2092 1081,6 32,06 1766 1264,3 32,98

Линт 25 38,1 1,13 34 57,6 1,50

Улюк 112 209,5 6,21 89 183,2 4,78

Пух 48 39,7 1,18 28 29,2 0,76

Семена 3675 758,4 22,48 3042 863,7 20,53

Швейная вата 0,8 4,3 0,13 0,4 2,2 0,06

Гранулы 1,1 2,4 0,07 0,5 1,3 0,03

Нетканое 0,3 1,1 0,03 0,1 0,6 0,01

- 35 -

Ходжаева Д.А. Маркетинг - фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции

полотно

Масло 453 661,7 19,61 377 7945 20,73

Жмых 1766 242,4 7,19 1423 277,9 7,26

Шелуха 1213 187,4 5,56 1006 201,8 5,26

Соапсток 243 89,3 2,65 236 75,6 1,98

Услуги по 342 57,4 1,70 383 81,3 2,12

протравке семян Угар 419 - - 262 - -

Всего: Х 3373,3 100,0 Х 3833,2 100,0

Источник: расчеты автора по первичным материалам хлопкоочистительного завода. Примечание: в АО "Пахтаи Нов" также имеется маслобойный цех. Денежная выручка определена с учетом услуг за переработку (как добавленная стоимость) и переработку технических семян, как давальческого хлопка-сырца.

По данным таблицы 2 можно сделать вывод, что в целом в 2013 году АО "Пахтаи Нов" в результате использования службы маркетинга в поисках удачных покупателей на свою продукцию, повысило уровень рентабельности производства на 25,4% по сравнению с фактическими показателями 2007 года.

Таким образом, процесс перехода от современного состояния предприятия к предприятию маркетинговой ориентации носит в основном индивидуальный характер и зависит от традиционно сложившихся связей, территориального расположения и многих других факторов. В условиях рыночных отношений на уровне области необходимо создать информационно-консультационную службу.

Подводя итог сказанному, отметим, что внедрение в каждом хозяйстве маркетинговой службы даст товаропроизводителям возможность производить конкурентоспособную продукцию, эффективнее реализовывать её и обеспечить финансовую устойчивость предприятия.

Рост объемов продаж хлопковой продукции будет обеспечен в результате создания службы маркетинга с учетом сложившихся современных рыночных условий.

Список использованной литературы:

1. Абдуллоев З.Р. Основные направления государственного регулирования и государственной поддержки АПК // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2000. -№3. - С. 94-105.

2. Абдуфатов Ф. Тенденции экспорта сельскохозяйственных продуктов из Согдийской области Республики Таджикистан //Международный сельскохозяйственный журнал. - 2010. - № 4. - С. 29-31.

3. Баутин В.М., Веселовский М. Информационно-консультационная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи //АПК: экономика, управление. - 2001.- №3.- С. 16-20.

4. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры /Е.П. Голубков. - М. : Дело, 1995. -192 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер и др. - 4-е европейское изд. - М., СПб., К., 2007. - 994 с.

6. Мадаминов А.А., Усмонов Р. Использование маркетинга в сельском хозяйстве [электронныйресурс]/режим доступа: tsulbp-jomal.narod.ru/jomal/

- 36 -

Khodjayeva D.A. Marketing as a Factor of Elevation in Regard to Agricultural Produce Competitiveness

7. Мадаминов А.А. Стратегия устойчивого развития АПК Таджикистана на ближайшую перспективу. - Душанбе: ТАУ, 2003. - 32 с.

8. Рекомендации по организации маркетинга в системе распределения сельскохозяйственной продукции. - М.: ВНИЭСХ, 1999. - 116 с.

9. Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг.-М.: Колос, 1999.- 358 с.

10. Шатохин М.В. Маркетинг сельскохозяйственной продукции // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 2008. - №3(том 3). - С. 53-56.

11. Янушкевич Р.Г. Формирование маркетинговой деятельности в сфере производства, переработки и реализации молока и молочной продукции (на мат. Московской обл.): дис. ... канд.экон.наук -М., 2000. - 148 с.

Reference Literature:

1. Abdulloyev Z.R. Basic Streamlines of State Regulations and State Support of AIC // Economics of Tajikistan: strategy of development. -2000. №3. - pp. 94-105.

2. Abdufatov F. Tendencies of Agricultural Produce Export from Sughd Viloyat of Tajikistan Republic // International agricultural journal. - 2010. №4. - pp. 29-31.

3. Bautin V.M., Veselovsky M. Informational - Consultative Service of AIC: Results of Work, Problems, Goals // AIC: economics, management. - 2001. - №3. - pp. 16-20.

4. Golubkov Ye.P. Marketing: Strategies, Plans, Structures // Ye.P. Golubkov. - M. : Business, 1995. - 192 pp.

5. Kotler F. Marketing Grounds// F. Kotler et alia. - the 4-th European edition. - M., SPb, K., 2007. - 994pp.

6. Madaminov A.A., Usmonov R. Usage of Marketing in Agriculture [electronic resource] Regime of availability. tsulbp-jornal.narod.ru/jornal/

7. Madaminov A.A. The Strategy of Sustainable Development of Tajikistan AIC for the Nearest Perspective. - Dushanbe: TAU, 2003. - 32pp.

8. Recommendations on Marketing Organization in the System of Agricultural Produce Distribution. - M.: All Russia Scientific-Research Institute of Agriculture Economy (ARSRIAE), 1999. - 116pp.

9. Tsypkin Yu.A. Agromarketing. - M. : Ear, 1999. - 358 pp.

10. Shatokhin M.V. Agricultural Produce Marketing // Bulletin of Kursk State Agricultural Academy. 2009. №3 (volume 3). - pp. 53-56.

11. Yanushkevich R.G. Formation of Marketing Activity in the Sphere of Production, Processing and Realization of Milk and Milk Produce ( on the materials of Moscow oblast): candidate's dissertation on economy. - Moscow, 2000. - 148 pp.

- 37 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.