Научная статья на тему 'Теоретические аспекты устойчивого и комплексного развития сельских территорий'

Теоретические аспекты устойчивого и комплексного развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / комплексное развитие / сельские территории / устойчивость

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Папко

Как показывает мировой опыт, для достижения устойчивого развития сельских территорий применяется комплексный подход. Комплексное развитие характеризуется совокупностью воздействия на систему для ее целенаправленного развития и приведения к определенному результату. Важнейшими составляющими перехода к устойчивому развитию сельских территорий Беларуси являются: развитие конкурентоспособного аграрного производства и переработки, искоренение бедности и больших различий в уровне жизни сельских и городских жителей, развитие рыночного и экологически ориентированного лесного хозяйства, эффективного несельскохозяйственного бизнеса и углубление реформы самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF SUSTAINABLE AND COMPLEX DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

As world experience shows, the complex approach is applied to achieve sustainable development of rural territories. Complex development is characterized by a set of factors influencing the system for its purposeful development and achieving a certain result. Major components of transition to steady development of rural territories of Belarus are: the development of competitive agrarian production and processing, eradication of poverty and marked distinctions in a standard of living of rural and city dwellers, the development of the market and ecologically focused forestry, effective non-farm business and deepening of reform of self-management.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты устойчивого и комплексного развития сельских территорий»

УДК:631.1:338.43

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО И КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

И.В. ПАПКО, ассистент УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THEORETICAL ASPECTS OF SUSTAINABLE AND COMPLEX DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

I.V.PAPKO, the assistant The Establishment of education "The Belorussian state agricultural academy"

Как показывает мировой опыт, для достижения устойчивого развития сельских территорий применяется комплексный подход. Комплексное развитие характеризуется совокупностью воздействия на систему для ее целенаправленного развития и приведения к определенному результату. Важнейшими составляющими перехода к устойчивому развитию сельских территорий Беларуси являются: развитие конкурентоспособного аграрного производства и переработки, искоренение бедности и больших различий в уровне жизни сельских и городских жителей, раз-витиерыночного и экологически ориентированного лесного хозяйства, эффективного несельскохозяйственного бизнеса и углубление реформы самоуправления.

As world experience shows, the complex approach is applied to achieve sustainable development of rural territories. Complex development is characterized by a set offactors influencing the systemfor its purposeful development and achieving a certain result. Major components of transition to steady development ofrural territories of Belarus are: the development of competitive agrarian production and processing, eradication of poverty and marked distinctions in a standard of living of rural and city dwellers, the development of the market and ecologically focused forestry, effective non-farm business and deepening of reform of self-management.

Ключевые слова: устойчивое развитие, комплексное развитие, сельские территории, устойчивость.

Введение. Устойчивому развитию сельских территорий на современном этапе уделяется большое внимание, принята Государственная программа развития и возрождения села на 2005-2010 годы, которая является комплексной и направлена на устойчивое развитие сельских

территорий. В статье рассмотрена взаимосвязь устойчивого и комплексного развития сельских территорий.

Материалы и методы исследований. Проводился анализ информации, полученной из зарубежных и отечественных источников, периодической печати и научной литературы, данных сети Интернет. Были использованы аналитический, монографический, абстрактно-логический методы исследования.

Результаты и обсуждение. Идеи устойчивого развития были обозначены еще в трудах В.И. Вернадского. В частности, он писал о том, что между всеми живыми и неживыми частями земной оболочки идет непрерывный материальный и энергетический обмен, который с течением времени выражается закономерно меняющимся, непрерывно стремящимся к устойчивому, равновесному состоянию [1].

Понятие "устойчивое развитие сообщества" было конкретизировано в 80-х годах ХХ века. Эта категория носила междисциплинарный характер. Под устойчивым развитием глобального сообщества и региональных сообществ в зарубежной и отечественной литературе понималось социально-экономическое развитие, направленное на разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений, на бережное использование ресурсов планеты и сохранение природной среды. Стержнем этой концепции является постулат о том, что развитие экономики должно быть экологически безопасным, признание единства и многообразия вариантов социально-экономического развития стран и народов; утверждение гармонии между людьми, между человечеством и природой; убеждение в том, что основой социально-экономического развития должна быть свобода, а не насилие [2, 3].

Английский термин "sustainable" (поддерживающий, длительный, устойчивый, непрерывный) в словосочетании "sustainable development", переведенном как "устойчивое развитие", впервые появился в докладе "Всемирная стратегия охраны природы" (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. В этом докладе устойчивое развитие определяется как "модификация биосферы и использование людских, финансовых, возобновляемых и не-возобновляемых природных ресурсов для удовлетворения потребностей людей и улучшения " качества жизни". В докладе подчеркивалось, что " сохранение природы - это такое управление использованием человеком ресурсов биосферы, которое может принести иные устойчивые

прибыли современному поколению, не подвергая при этом сомнению потенциальные возможности в удовлетворении потребностей будущих поколений" [4].

В 1994 г. ООН была предложена концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие определяется как развитие, "не только порождающее экономический рост, но и справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их" [5].

"Устойчивость - одно из фундаментальных свойств материальных и нематериальных систем выполнять функции в условиях действия разнообразных, разнонаправленных экзогенных и эндогенных факторов, причин и обстоятельств. Устойчивость объективно связана с активным преодолением неблагоприятных, в том числе случайных, вариаций среды"[6].

Устойчивость экономики предприятия следует рассматривать:

а) как стойкость, постоянство, неподверженность риску потерь и убытков в результате воздействия на нее окружающей среды;

б) как предотвращение такого воздействия предприятия на экосистему, которое может привести к необратимым процессам внутри нее, что окажет уже катастрофическое воздействие на человека.

Устойчивость проявляется одновременно как неизменность и как изменчивость. Применительно к ситуации кризиса - как выживание и достижение в последующем поступательного прогресса, по крайней мере в основных сферах жизнедеятельности. В этом заключается одно из проявлений диалектического характера рассматриваемой категории.

Устойчивость является регулируемой, имеет объективные и субъективные механизмы, алгоритмы и технологии. Обобщая вышесказанное, устойчивость можно рассматривать как способность социально-эко -номической системы сохранять в условиях изменяющейся внешней среды внутрисистемные связи, стабилизирующие ее в целом; самостоятельно перестраивать свою внутреннюю структуру при сохранении целостности и функций.

Термин "развитие" часто употребляется в сочетаниях. Например, развитие предприятия, развитие организации, города, района, региона или страны. В содержательном плане под ним чаще всего понимают экономическое развитие. Количественные характеристики такого развития говорят об экономическом росте. Наряду с чисто экономическими характеристиками (например, прибыль, рентабельность, чистый доход) рассматриваются социальные параметры развития (уровень доходов,

медицинского обеспечения, образования, продолжительности жизни), которые становятся полноправными показателями, оценивающими уровень развития страны, региона, города или деревни [7].

Устойчивое развитие задает системе такую направленность, которая ведет, с одной стороны, к сохранению данной системы, а с другой - к дальнейшему наращиванию изменений, которые бы соответствовали прогрессу. Изменения должны стать результатом взаимодействия всех элементов системы.

Суть устойчивого развития в том, чтобы совместить экономическое развитие (как экономическую выгоду) с социальным развитием (как достижение социальной пользы) и экологической безопасностью (как действием, направленным на сохранение окружающей природы).

Другими словами, можно сказать, что устойчивое развитие - это развитие, балансирующее экономические, социальные и экологические критерии, или развитие, направленное на экономическую выгоду, социальную пользу и экологическую безопасность.

Как показывает мировой опыт, для достижения устойчивого развития применяется комплексный подход. Комплексное развитие сельских территорий не новая проблема, и в западных странах ей уже давно уделяется большое внимание. Еще в 1964 г. в США в целяхразвития сельских территорий был принят Закон "Об экономических возможностях", предусматривающий специальные меры по борьбе с сельской бедностью, а в 1972 г. утвержден Закон " О сельском развитии", который представлял собой комплексную программу развития сельской местности. Всего в США принято около 50 подобных законов, которые направлены на решение экономических, социальных и экологических проблем сельских территорий [8].

Фактически понятие устойчивого развития расширили, его сделали охватывающим всю проблематику развития сельских территорий. При этом проблематика комплексного развития становится составной частью устойчивого развития и предшествует ему, включая в себя проблематику социально-экономического развития, природообустройства, сохранения и развития культурно-исторического наследия и т.п. Социально-экономическое развитие, в свою очередь, связано с проблемами развития гражданского общества и экономико -производственного обеспечения достойного уровня жизни и деятельности сельских жителей.

В определении комплексного развития сельских территорий существуют различные мнения: комплексное развитие как экономическое и социальное развитие, а основной задачей развития сельских территорий будет решение проблемы оптимизации пропорций между сельскохозяйственным производством и развитием социальной сферы.

В.Ф. Машенков, А.Б. Соскиев определяют комплексное развитие территорий необходимым при планировании социального переустройства и расселения. "При планировании социального переустройства села следует исходить из необходимости комплексного развития сельских территорий". Отмечается, что объектом градостроительной деятельности в сельской местности является не отдельный населенный пункт, а вся территория, подведомственная местной администрации [9].

Данный подход, по которому комплексное развитие сельской территории можно определить как совокупное и единое развитие всех населенных пунктов сельской местности, полностью применим и в современных условиях. В развитии сельской местности необходимо равным образом учитывать интересы как деревень и сел, так и малых городов и районных центров, которые относятся к сельской местности. С принятием программы образования агрогородков, в которые направляются большие средства (в среднем 12 млрд руб.) на развитие социальной, инженерной и производственной инфраструктур, существует проблема деградации малых и средних деревень, не вошедших в число агрогородков.

Как отмечает В.Г. Гусаков, стратегия создания агрогородков требует учета целого комплекса факторов, чтобы при возведении современных поселений не допустить ошибки, а именно: ускоренной деградации массы деревень, не вошедших в число агрогородков, и искусственной миграции молодых квалифицированных сельских кадров в крупные города [10].

В современных условиях Беларуси развитие агрогородков и прилегающих деревень целесообразно проводить как единой сельской территории.

Комплексное развитие характеризуется в первую очередь совокупностью воздействия на систему для ее целенаправленного развития и приведения к определенному результату, также можно сказать, что это полнота охвата явлений и процессов рассматриваемой системы. Однако охватить все явления и процессы в крупной системе довольно сложно и целесообразно исходить из целей и задач, которые стоят перед нами в развитии, - устойчивое развитие сельских территорий.

Комплексное развитие сельских территорий - это развитие, при котором комплексно решаются экономические и социальные проблемы сельской местности, региона, района и отдельных сельских населенных пунктов с учетом экологических факторов, которое впоследствии должно привести к устойчивому развитию рассматриваемой системы.

На данном этапе развития сельских территорий в стране принята и реализуется Государственная программа развития и возрождения села на 2005-2010 годы.

Поставленные программой цели носят комплексный характер и направлены на достижение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда.

Программой определены два главных направления действий: с одной стороны - это социально-экономическое развитие сельских территорий, призванное улучшить качество жизни людей, с другой - совершенствование системы хозяйствования в новых рыночных условиях; повышение эффективности агропромышленного производства. Отличительная особенность нынешних аграрных преобразований состоит в том, что на базе наиболее крупных сельских населенных пунктов и ряда поселков городского типа создаются новые виды сельских поселений -благоустроенные агрогородки, вокруг которых должно концентрироваться крупное товарное аграрное производство.

За последнее время произошло некоторое улучшение состояния социальной и инженерной инфраструктуры села. Это связано в первую очередь с реализацией программы возрождения и развития села. В советское время объекты этой инфраструктуры находились в ведении сельскохозяйственных предприятий. Однако и в новых социально-экономических условиях они оказались без должного финансирования и управления.

За 2005-2006 гг. в социальной сфере сформировано 413 агрогород-ков на базе центральных усадеб сельскохозяйственных организаций. Улучшены жилищные условия сельского населения за счет строительства 17708 жилых домов (квартир) общей площадью 1319,5 тыс.м2. Переведено на потребление природного газа 17109 квартир; построено и реконструировано 4,9 тыс. км электрических сетей, 360 км водопроводной сети, 5,8 тыс. км местных автомобильных дорог; обеспечена транспортная связь районных центров с 413 агрогородками.

Создано 167 учреждений дошкольного образования нового типа -детские сады-школы, группы кратковременного пребывания детей и другие гибкие формы дошкольного образования; приобретено 298 автобусов для обеспечения подвоза воспитанников и учащихся к месту обучения; организовано 193 больницы сестринского ухода; создано 84 качественно новых сельских учреждения культуры, 10 районных и сельских домов ремесел; открыто 148 филиалов и классов детских школ искусств

с различными направлениями художественного творчества, а также 2 школы народного творчества.

Организована в сельской местности работа филиалов детско-юношеских спортивных школ, отделений по видам спорта ДЮСШ с численностью занимающихся 8,25 % от общей численности учащихся сельских общеобразовательных школ.

Открыто 222 новых комплексных приемных пункта по бытовому обслуживанию сельского населения; проведен ремонт 1283 сельских комплексных приемных пунктов и объектов бытового обслуживания, обеспечивающих оказание социально значимых услуг; возобновлена работа магазинов в 346 населенных пунктах.

В производственной сфере: поэтапно реализуются мероприятия по усовершенствованию специализации и обеспечению развития отраслей сельскохозяйственного производства, созданию устойчивых сырьевых зон для перерабатывающей промышленности.

В 2006 г. АПК республики выделено 3337,2 млрд руб., в том числе из республиканского бюджета - 409,9 млрд руб., республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - 1932,5, областных бюджетов -994,8 млрд руб. Из указанной суммы только половина направлена непосредственно на поддержку сельского хозяйства, остальная сумма пошла на обслуживание долгосрочных кредитов и погашение ранее принятых обязательств.

Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, всего по системе Минсельхозпрода за 2006 г. ожидалось 1024 млрд руб. прибыли, а уровень рентабельности по конечному результату составил только 9,2%. Из 2410 организаций 156 завершили работу с убытком. Несмотря на то, что 94% всех организаций агропромышленного комплекса работают рентабельно, в том числе и 99% сельхозоргани-заций, финансовое положение практически всех предприятий продолжает ухудшаться.

Несмотря на складывающиеся положительные тенденции в развитии сельских территорий и создании агрогородков, имеется ряд нерешенных проблем как экономического, так и социального характера.

В ряде агрогородков, введенных в эксплуатацию в 2006 г., не было полностью обеспечено внедрение социальных стандартов, допускалось неэффективное и нецелевое использование средств, направленных на реализацию мероприятий Госпрограммы, а также искажение статистических данных о результатах их выполнения, не созданы в полном объеме производственная и социальная инфраструктуры, обеспечивающие

достойное проживание в них населения и жителей прилегающих территорий.

В 159 агрогородках требуется реконструкция или увеличение протяженности водопроводных сетей. Отсутствие природного газа и централизованного водоснабжения не позволяет также решить вопрос эффективного теплоснабжения.

Нуждаются в реконструкции и модернизации 108 объектов культуры, 83 школьных и дошкольных учреждения образования, построенных более 25 лет назад. В абсолютном большинстве агрогородков не до конца решены вопросы благоустройства улиц и территорий агрогородков.

Требуют наполнения специализированной техникой созданные производственные участки для обслуживания жилищного фонда и инженерных коммуникаций социальной сферы агрогородков.

Необходимо отметить, что создание агрогородков начинается с "установки заборов", а не с развития эффективного производства, которое дает местным жителям необходимые доходы для повышения уровня жизни.

В настоящее время важнейшими составляющими перехода к устойчивому развитию сельских территорий Беларуси являются:

- развитие конкурентоспособного (при перспективе вступления Беларуси в ВТО) аграрного производства и перерабатывающей промышленности, обеспечивающих производство полезных для здоровья людей продуктов и эффективно использующих природные потенциалы сельских территорий;

- искоренение бедности и преодоление больших различий в уровне жизни сельских и городских жителей, обеспечение равной доступности социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения;

- развитие рыночно- и экологически ориентированного лесного хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнедеятельность сельского и рекреацию городского населения на основе рационального и эффективного использования возобновляемых лесных ресурсов;

- развитие эффективного несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях, которые располагают необходимыми ресурсными и экономико-географическими потенциалами, а также бизнеса, способного создавать новые рабочие места с получением доходов, сравнимых с доходами городских тружеников, и не наносящего непоправимого вреда окружающей природе;

- углубление реформы местного самоуправления на основе повышения социальной активности сельского населения, его участия в пла-

нировании, организации и обеспечении комплексного развития сельских территорий с использованием всех их ресурсных возможностей;

- совершенствование всех уровней системы государственного управления развитием сельских территорий, исходя из того, что низшие уровни управления передают вышестоящим только то, что не может быть ими эффективно реализовано.

Литература

1. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - Москва : Негос. экол. фонд им. В. И. Вернадского, 1997. - 265 с.

2. Экология и экономика природопользования: учеб./ Э.В. Гирусов [и др.]. - Москва: Закон и право: ЮНИТИ, 1998. - 455 с.

3. Домулен, И.И. Всемирная торговая организация / И.И. Домулен. -Москва:Экономика, 2003. - 271 с.

4. Белоусов, В.И. Экологический менеджмент / В.И. Белоусов, Л.И. Кобцева. - Воронеж: ВГУ 1989. - 224 с.

5. Першуневич, П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ / П.М. Першуневич. - Новосибирск: РАСХН, СибНИИЭСХ, 2001. - 420 с.

6. Регион: теория и практика устойчивого развития: спецкурс. - Вып. 7; под науч. ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. - Москва: Изд. БСТ, 1998. -148 с.

7. Гапоненко, А. Л. Муниципальная наука: управление устойчивым развитием территорий и регионов / А. Л. Гапоненко [и др.] / Акад. наук соц. технологий и местного самоуправления. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Муницип. мир, 2006 (Москва: Тип. РИЦ МГИУ). - 157 с.

8. Аграрная политика / А.П. Зинченко [и др.]; под общ. ред. А.П. Зинченко. - Москва: КолосС, 2004.- С.258-282.

9. Машенков, В.Ф. Концепция социального развития села / В.Ф. Ма-шенков [и др.]. - Москва: РАСХН, 1995. - С.22.

10. Гусаков, В.Г. Основные механизмы эффективного развития социальной и производственной инфраструктуры села / В.Г. Гусаков // Белорусская нива. - 2006. - 5 декабря. - С.2.

Информация об авторе

Папко Иван Валерьевич - ассистент кафедры организации производства в АПК УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-16. E-mail: Papko@tut.by

Дата поступления статьи - 25 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.