6. Предложения по интенсификации и повышению эффективности основных товарных отраслей растениеводства / В. Г. Гусаков [и др.]; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск, 2007. - 35 с.
7. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг. - 2- изд., испр. М.:ИНФРА - М, 1999. - 479 с.
8. Ращупкин, А. Беларусь - Нидерланды: встреча на закрытом грунте / А. Ращупкин // Белорусское сельское хозяйство. - 2014. - № 4. - С. 56-58.
9. Чазова, И. Ю. Факторы, влияющие на эффективность производства продукции овощеводства защищенного грунта / И. Ю. Чазова // Аграрная сфера в контексте российских модернизаций ХУШ-ХХ веков: макро- и микропроцессы / Ин-т историии и археологии Урал. отд-ния Рос. акад. наук. - Оренбург, 2010. - С. 601-605.
10. Экономика отраслей АПК / И. А. Минаков [и др.]; под ред. И. А. Минакова. - М.: КолосС, 2004. - 464 с.
11. Энергоэффективность аграрного производства / В. Г. Гусаков [и др.]; НАН Беларуси, Отделение аграр. наук, Ин-т экономки, Ин-т энергетики; под общ. ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Беларуская навука, 2011. - 775 с.
УДК 631.1.017
А. В. КОЛМЫКОВ
МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
(Поступила в редакцию 27.03.2015)
В статье рассматривается разработанный механизм The article examines the developed mechanism for sustaina-
устойчивого социально-экономического развития сельского ble social and economic development of rural administrative
административного района. Раскрыта сущность, содер- region. We have shown the essence, content and the conceptual
жание и предложена концептуальная схема его построе- scheme of its construction, as well as a model of sustainable
ния. Приведена модель механизма устойчивого социально- socio-economic development of rural administrative region. экономического развития сельского административного района.
Введение
Принятая в Республике Беларусь Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. включает несколько этапов социально-экономического развития страны. Согласно данной стратегии (НСУР - 2020), целью развития агропромышленного комплекса является формирование эффективного конкурентоспособного устойчивого и экологически безопасного сельскохозяйственного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность республики [3]. В рамках этой стратегии разработаны Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [4], Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. [1], Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. [2].
Осуществление этих программ предполагает организацию устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов. Однако в существующей научной литературе не разработан механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района. Имеются лишь отдельные публикации по механизму решения частных хозяйственных задач республики.
Анализ источников
Изучение специальной литературы показало, что механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района является специфической производной хозяйственного механизма АПК. Эти вопросы в различных аспектах достаточно подробно раскрыты в работах В. Г. Гусакова [6, 7], В. В. Горлова [5], А. М. Кагана [8] и других авторов. Однако в этих работах не акцентируется внимание на механизме устойчивого социально-экономического развития сельского административного района. Поэтому целью данной работы является разработка механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района в рыночных условиях хозяйствования.
Методы исследования
Информационной базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских и учебных учреждений, нормативные акты законодательных и исполнительных органов, статистическая информация о состоянии агропромышленного комплекса, личные исследования автора. При проведении исследований использовались диалектический, аб-
страктно-логический, исторический, анализа и синтеза, индукции, дедукции, исторической аналогии, статистический и другие научные методы.
Основная часть
Изучение специальной литературы [5-7, 9], Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг. [2], Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. [1], многолетних планов и материалов статистической отчетности о социально-экономическом развитии сельских административных районов, а также проведенные нами научные исследования [8, 10] позволили сформулировать понятие механизма устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов, определить его составляющие, выявить закономерности, задачи, принципы и критерии оценки социально-экономического развития сельских административных районов.
Нами установлено, что механизм устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов представляет собой сложную многогранную систему взаимосвязанных теоретических основ и методических положений, включающих закономерности, требования, принципы, совокупность рычагов, стимулов, критериев и факторов, а также экономический инструментарий, обуславливающий устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов. Проведенные нами исследования позволяют сформировать концептуальную схему построения механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района, которая представлена на рис. 1. Для построения модели механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района нами были разработаны теоретические основы данного механизма [10], включающие понятия: сущность, цели, задачи, закономерности, функции, требования, условия и критерии устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов. В качестве основных рычагов механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района выступают: формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций, оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения.
Рис. 1. Концептуальная схема построения механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района Примечание: рисунок разработан автором.
При этом формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций включает определение оптимального размера землепользования хозяйств; обоснование количества и оптимальных размеров производственных подразделений; расчет оптимальной потребности в трудовых и материальных ресурсах; оптимизацию структуры и объемов отраслей производства предприятий с учетом оптимальных размеров землепользования и производственных подразделений; оценку экономической эффективности формирования оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций. Оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения предусматривает оптимизацию размещения и количества сельских населенных пунктов на территории района; обоснование оптимальных размеров агрогородков, центральных усадьб, хозяйственных центров сельскохозяйственных организаций, установление необходимого количества объектов социального обслуживания сельского населения в соответствии с нормативными стандартами, оценку эффективности оптимизации сельского расселения и уровня социального обслуживания населения. Экономическим инструментарием данного механизма выступают модели оптимального группового размещения сельских населенных пунктов; модели установления оптимальных размеров агрогородков, центральных усадьб, хозяйственных центров; модели обоснования оптимальных размеров землепользования сельскохозяйственных организаций с различной организационно-производственной структурой; модели обоснования оптимальных размеров землепользования внутрихозяйственных производственных подразделений и блочная экономико-математическая модель оптимизации структуры и отраслей производства сельскохозяйственной организации с учетом оптимальных размеров землепользования и производственных подразделений [8]. В качестве стимулов здесь выступают: значительное повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций и уровня доходов сельских жителей, существенное улучшение их условий жизни, труда, быта и социального обслуживания. Математический аппарат механизма включает математические зависимости, целевые функции, экономические формулы, применяемые для обоснования инновационных направлений устойчивого социально-экономического развития сельского административного района [10].
Проведенные исследования позволили построить систему факторов, определяющих устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов и оценить степень воздействия на нее. Вся совокупность факторов нами распределена по 8 группам (рис. 2).
Природно-климатические
1. Рельеф местности (уклоны).
2. Плодородие почв.
3. Гидрография территории.
4. Залесенность и залуженность местности.
5. Обводненость территории.
6. Сельскохозяйственная освоенность территории.
7. Распаханность земель.
8. Среднегодовое количество осадков.
9. Среднегодовая тепература воздуха.
10. Годовое количество осадков.
11. Продолжительность вегетационного периода.
Организационно-экономические факторы
1. Специализация и концентрация производства.
2. Интенсификация.
3. Организационно-производственная структура предприятия.
4. Количество и размеры подразделений, хозцентров.
5. Структура сельскохозяйственных угодий.
6. Структура посевных площадей основных сельскохозяйственных культур.
Экологические
1. Экологизация хозяйственной деятельности.
2. Экологическая ситуация.
3. Охрана биологического разнообразия окружающей среды.
4. Экологическое восстановление земель.
5. Санитарная очистка территорий.
6. Рекультивация земель.
7. Развитие безотходных технологий.
Устойчивое социально-экономическое развитие сельского административного района
Факторы инфраструктурного обеспечения
1. Наличие и состояние дорог.
2. Энергообеспечение.
3. Водоснабжение.
4. Современные средства связи и транспорт.
5. Хранение продукции.
6. Переработка сельскохозяйственного сырья.
7. Снабжение и сбыт продукции.
Территориальные
1. Площадь и конфигурация территории района.
2. Размеры и конфигурация землепользования с-х организаций.
3. Размещение производственных центров и сельскохозяйственных земель .
4. Расстояние от хозцентра до обслуживаемых территорий земель.
5. Контурность земель сельскохозяйственного предприятия.
Технические и технологические факторы
1. Энерговооруженность и энергооснащенность.
2. Фондообеспеченность.
3. Использование новейших (инновационных) технологий производства.
4. Уровень автоматизации и механизации производства.
Расселенческие факторы
1. Численность и плотность населения.
2. Размеры и размещение населенных пунктов и хозяйственных центров.
3. Благоустройство населенных пунктов.
4. Уровень культурно-бытового обслуживания.
Социально-кадровые факторы
1. Общая численность населения хозяйства.
2. Демографический состав населения.
3. Доля трудоспособного населения.
4. Социальная структура населения.
5. Наличие и уровень квалификации работников.
6. Система социальной защиты населения.
Рис. 2 . Факторы, определяющие устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов
Примечание: схема разработана автором.
Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района
Блок концептуальных положений МУСЭР
Понятие МУСЭР
Закономерности
Требования
Условия
Принципы
Стимулы
Критерии
Организационно-производственный блок
Формы собственности Формы хозяйствования Структура, формы и условия организации производства и управления Диверсификация производства Модернизация технико-технологической базы Реструктуризация отраслей и производства
Интеграция и кооперация субъектов хозяйствования
Финансово-экономический блок
Прогнозирование и планирование
Кредитная система Коммерческий расчет Маркетинг
Экономическое стимулирование
Система страхования Инвестирование Налоговая система Банковская система
РЫЧАГ 1: Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций
Информационный блок
Бизнес-консультирование Маркетинговое обеспечение Статистическая отчетность сельскохозяйственного предприятия Инструментарий земельного кадастра Планово-картографические материалы
Бизнес-план развития сельскохозяйственного предприятия Сведения о расселении и размещении хозяйственных центров
ш:
Законодательно-нормативный блок
Правовое обеспечение Нормативные правовые акты
Организационно-технологические нормативы
Нормативы трудовых, материальных затрат и оплаты труда
Стандарты социального обслуживания населения
Блок экономического инструментария
Модели оптимизации размеров землепользования организаций Модели оптимизации размеров производственных подразделений
Модели оптимизации структуры и размеров основных отраслей производства
Модели оптимизации размеров агрогородков, центральных усадеб, хозяйственных центров
УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
иш
РЫЧАГ 2: Оптимизация сельского расселения и уровня социального обслуживания населения
Ресурсный блок
Инфраструктур- Расселенче-
ного обеспечения ские
Наличие и состоя- Численность и
ние дорог плотность насе-
Энергообеспечение ления
Водоснабжение Размеры и разме-
Современные сред- щение населен-
ства связи и транс- ных пунктов и
порт хозяйственных
Хранение продук- центров
ции Благоустройство
Переработка сель- населенных пунк-
скохозяйственного тов
сырья Уровень культур-
Снабжение и сбыт но-бытового об-
продукции служивания
Природно-климатические
Рельеф местности (уклоны) Плодородие почв Гидрография территории Залесенность и залуженность местности
Обводненость территории Сельскохозяйственная освоенность территории Распаханность земель Среднегодовое количество осадков
Среднегодовая температура воздуха
Годовое количество осадков Продолжительность вегетационного периода Направление господствующих ветров
Территориальные
Площадь и конфигурация территории района Размеры и конфигурация землепользования с-х организаций Размещение производственных центров и сельскохозяйственных земель
Расстояние от хозцентра до обслуживаемых территорий земель Контурность земель сельскохозяйственного пользования
Организационно -экономические
Специализация и концентрация производства
Интенсификация Организационно-производственная структура предприятия
Количество и размеры подразделений, хозцентров Структура сельскохозяйственных угодий Структура посевных площадей основных сельскохозяйственных культур
Л 1-
Технические и технологические
Энерговооруженность и энергооснащенность Фондообеспеченность Использование новейших (инновационных) технологий производства
Уровень автоматизации и механизации производства
Социально-кадровые
Общая численность населения хозяйства
Демографический состав населения Доля трудоспособного населения Социальная структура населения Наличие и уровень квалификации работников Система социальной защиты населения
Экологические
Экологизация хозяйственной деятельности Экологическая ситуация
Охрана биологического разнообразия окружающей среды Экологическое восстановление земель
Санитарная очистка территорий Рекультивация земель
Развитие безотходных технологий
Критерий оптимальности: максимум валового дохода
Рис. 3. Модель механизма устойчивого социально-экономического развития сельского административного района
Примечание: схема разработана автором.
Каждый из приведенных факторов влияет на устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов не разрозненно, а в сочетании с другими, действующими нередко в противоположных направлениях. Установлено, что влияние различных факторов на устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов проявляется в увеличении или уменьшении затрат в расчете на единицу земельной площади или производимой продукции. Факторы, увеличивающие удельные затраты производства, ограничивают устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов и наоборот, уменьшающие - способствуют их росту. Для оптимизации размеров землепользования сельскохозяйственных предприятий с различной организационно-производственной структурой, производственных подразделений и их хозяйственных центров, центральных усадеб и агрогородков по числу жителей нами разработаны соответствующие экономико-математические модели [8], экономический смысл которых заключается в нахождении таких размеров землепользования сельскохозяйственных организаций, производственных подразделений, хозяйственных центров, центральных усадеб и агрогородков по числу жителей, при которых минимизируются удельные затраты. Разработанный механизм должен обеспечить регулирование устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов. Исходя из чего систему и составляющие МУСЭР можно представить в виде разработанной нами модели, интерпретированной по критериям эффективности производства, целесообразного ресурсосбережения, устойчивого повышения уровня и качества жизни сельских жителей (рис. 3). Организационно-производственный блок представлен как структурой, так и формами, условиями организации производства и управления, диверсификацией, модернизаций, реструктуризацией отраслей производства, интеграцией и кооперация субъектов хозяйствования. Финансово-экономический блок включает методы ведения хозяйства и рычаги регулирования производственного развития, которые, находясь во взаимосвязи, экономически воздействуют на регулирование устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов. В информационный блок входят необходимое бизнес-консультирование, маркетинговое обеспечение и данные о текущем социально-экономическом развитии районов.
Блок экономического инструментария включает необходимые экономико-математические модели, используемые для регулирования устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов.
В разработанный нами механизм также входит ресурсный блок, который характеризуется основными группами факторов, обуславливающих устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов. В систему МУСЭР нами включен законодательно-нормативный блок, содержащий соответствующую законодательную и нормативную базу.
Критерием оптимальности регулирования устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов выступает максимум валового дохода.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района представляет собой сложную многогранную систему взаимосвязанных теоретических основ и методических положений, включающих закономерности, требования, принципы, совокупность взаимосвязанных рычагов, стимулов, критериев и факторов, а также экономический инструментарий, обуславливающий устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов.
2. Механизм устойчивого социально-экономического развития сельского административного района объединяет в единую взаимосвязанную систему организационно-производственный, финансово-экономический, информационный, законодательно-нормативный, ресурсный блоки, а также концептуальные положения и экономический инструментарий, обуславливающий устойчивое социально-экономического развитие сельских административных районов. Исходя из этого, нами разработаны модели установления оптимальных размеров землепользования хозяйства, производственных подразделений, агрогородков, центральных усадеб, хозяйственных центров и основных отраслей производства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
2. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь. - Минск: Беларусь, 2011. - 74 с.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск, 2004. - 202 с.
4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь от 11 апр. 2011 г. № 1. - Минск: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011. - № 43.- 1/12462.
5. Горлов, В. В. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма в сельхозпредприятиях/ В. В. Горлов// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2000. - №10. - С. 17.
6. Гусаков, В. Г. Аграргная реформа и формирование рыночного хозяйственного механизма: автореф. дис... д-ра эконом. наук: 08.00.05/ В. Г. Гусаков; ВНИИЭСХ РАСХН. - М., 1994.- 42с.
7. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий / В. Г. Гусаков // Известия нац. акад. наук. Сер. Аграрных наук. - 2011. - №2. - С. 5-12.
8. Каган, А. М. Формирование оптимальных размеров сельскохозяйственных организаций Беларуси: монография / А. М. Каган, А. В. Колмыков. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 192 с.
9. Каган, А. М. Формирование рыночного механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе Беларуси: монография / А. М. Каган. - Горки: БГСХА, 2004. - 256 с.
10. Колмыков, А. В. Теоретические основы устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации / А. В. Колмыков / Проблемы экономики. -2014. - Вып.1 (18). - С. 83-93.
УДК 338.43:331.108(476)
С. П. СТАРОВЫБОРНАЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(Поступила в редакцию 30.03.2015)
В статье проводится анализ современного состояния The article analyzes the current state of the staffing of the
кадрового обеспечения аграрной сферы Республики Бела- agrarian sector of the Republic of Belarus on the basis of statis-
русь на основе статистических данных. В контексте пока- tical data. In the context of the European innovation scoreboard
зателей Европейского инновационного табло дана сравни- indicators, we have made comparative evaluation of innovation
тельная оценка обеспечения инновационной активности. activity maintenance. Application of combined methods allowed
Применение совокупности методов позволило подробно to investigate in detail the dynamics of the development of hu-
исследовать динамику развития кадровых ресурсов, произ- man resources, to make forward-looking calculations of studied
вести прогнозные расчеты исследуемых показателей. Обо- parameters. We have determined the problems of formation of
значены проблемы формирования кадрового потенциала, а personnel potential, as well as possible solutions. также возможные пути их решения.
Введение
Одним из основных условий развития сельского хозяйства инновационного типа, опирающимся на новейшие достижения науки и передовые технологии, является наличие кадрового потенциала научной сферы - высококвалифицированных специалистов, профессионально владеющих знаниями и навыками инновационной деятельности. Финансовые вложения не дадут отдачи, если нет людей, способных умело и правильно ими распорядиться, провести исследования и разработки на высоком научном уровне, соответствующем мировым стандартам. Сегодня интеллектуальные ресурсы формируют потенциал экономического роста и служат показателем стратегического уровня экономической мощи страны, ее национального статуса.
Анализ структуры и уровня кадрового потенциала науки и подготовки кадров аграрной сферы, тенденции и динамика развития, прогнозирование и степень соответствия потребностям национальной экономики и являются целью настоящего исследования [1].
Анализ источников
Кадровое обеспечение сельского хозяйства сегодня выступает стратегической задачей государственного масштаба. Исследованию проблем формирования кадрового потенциала аграрной сферы и поиска путей их решения посвятили свои работы такие ученые, как А. Р. Цыганов, А. Е. Дайнеко, Н. И. Богдан, Н. П. Беляцкий, Н. И. Скриган и др. Однако данный вопрос еще не достаточно освещен, требует дальнейшего изучения и новых разработок, что и обусловило выбор темы данной статьи.
Методы исследования
В ходе исследований использовались методы: монографический, абстрактно-логический, сравнительного анализа, укрупнения интервалов, скользящей средней, аналитического выравнивания по прямой, экономико-математический. В качестве информационной базы послужили данные государственных органов статистики страны.
Основная часть
Агропромышленный комплекс нашей республики обладает достаточно высоким ресурсным потенциалом. Среди всех ресурсов важнейшая роль в освоении инноваций отводится кадровому потенциалу. Его развитие является стратегически важным направлением, которым нужно заниматься постоянно и последовательно, эффективно используя все имеющиеся возможности, в том числе под-