УДК 631.1.017
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА КАК КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.В. КОЛМЫКОВ, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
SUBSTANTIATION OF THE SIZES OF THE ECONOMIC CENTERS OF INDUSTRIAL DIVISIONS OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
A.V. KALMYKOU, Candidate of economics, associate professor The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье приведены теоретические основы устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации. Проанализированы различные мнения авторов по определению устойчивого социально-экономического развития. Рассмотрены понятия, цели, принципы, требования, условия и мероприятия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации.
Theoretical bases of sustainable social and economic development of the rural administrative region are given in article as cluster organization. Various opinions of authors by definition of sustainable social and economic development are analyzed. Concepts, the purposes, the principles, requirements, conditions and actions of ensuring sustainable social and economic development of the rural administrative region as cluster organization are considered.
Введение. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года и Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы предполагают организацию устойчивого социально-экономического развития сельских административных районов республики. Важнейшими задачами этих программ являются возрождение и устойчивое социально-экономическое развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, наращивания экспортного потенциала сельского хозяйства, увеличения доходов сель-
ского населения, улучшения условий его жизни, труда и быта, повышения престижности проживания в сельской местности.
Важную роль в решении этих задач призвано сыграть устойчивое социально-экономическое развитие сельских административных районов как кластерных организаций.
Основная часть. Изучение специальной научной литературы [7] и проведенные нами исследования позволили сформулировать понятие сельского административного района.
Сельский административный район в современных условиях представляет собой часть сельской территории в установленных границах с определенным составом земельных угодий различного назначения, размещенными на ней сельскими населенными пунктами, взаимосвязанными сельскохозяйственными организациями, предприятиями местной промышленности и финансовыми институтами, включающими материальные, трудовые, природные и другие виды ресурсов, связанные местной транспортной сетью, объединенной под единым административно-хозяйственным управлением.
В свою очередь, под сельскими территориями понимаются земли сельских населенных пунктов и межселенные земли сельскохозяйственного назначения, на которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с определенными границами, расположенными вне городских поселений.
При этом в научной литературе приводятся различные мнения авторов о понятии устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.
Так, основные концептуальные положения стратегии устойчивого развития сельских территорий изложены в работе В.Г. Гусакова [3], в которой отмечается, что в общем понимании устойчивое развитие -это стабильное социально-экономическое развитие, основанное на эффективном использовании ресурсного потенциала, не вызывающее разрушения экологического баланса и создающее условия для непрерывного прогресса производительных сил.
И.Н. Меренкова [6, с. 47-48] под устойчивым развитием сельских территорий понимает целенаправленный процесс перехода сельского сообщества на качественно новый уровень, обеспечивающий экономически и экологически обоснованное, социально ориентированное расширенное воспроизводство, поддержание и развитие жизненного,
производственного и природного потенциала сельских территорий, повышение качества жизни сельского населения на основе финансовой и инвестиционной стратегий.
Т.Ж. Ташмагамбетов отмечает, что под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
1) выполнение им народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других (несельскохозяйственных) товаров и услуг, а также общественных благ - сохранение сельского образа жизни, сельской культуры, предоставление рекреационных услуг, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов);
2) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;
3) поддержание экологического равновесия в биосфере [8].
Д.В. Борисов указывает, что устойчивое развитие сельской территории - это сбалансированное комплексное развитие, обеспечивающее гармоничное сочетание экономических, социальных и экологических интересов населения, основанное на рациональном использовании природных ресурсов и внедрении инновационных видов бизнеса и технологий [2].
Р. Ахметов отмечает, что в общепринятом понятии устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества [1].
Ш. Кантарбаева указывает, что под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:
1) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни;
2) поддержание экологического равновесия в биосфере [4].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать заключение, что под
устойчивым социально-экономическим развитием сельского административного района как части сельской территории в установленных границах с определенным составом земельных угодий различного назначения понимается стабильное долгосрочное комплексно -сбалансированное социально-экономическое развитие сельского сообщества, основанное на эффективном использовании ресурсного потенциала, не вызывающее разрушения экологического баланса и
создающее условия для непрерывного прогресса производительных сил и внедрения инновационных видов бизнеса и технологий, которое обеспечивает:
1) целевой рост, воспроизводство, диверсификацию и повышение эффективности сельской экономики;
2) получение конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и сырья для переработки и производства качественного продовольствия;
3) удовлетворение текущих потребностей сельского населения и общества в целом;
4) улучшение условий труда, жизни и быта сельского населения;
5) улучшение экологической ситуации в сельской местности;
6) устойчивое повышение привлекательности проживания в сельской местности и прироста численности населения.
В связи с этим устойчивое развитие сельского административного района целесообразно рассматривать системно и комплексно как совокупность сельских территорий в определенных границах, с учетом множества факторов, обусловливающих ее развитие, то есть как кластерную организацию.
В ходе проведенных исследований нами установлено, что под кластером в экономике понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [5].
Конкурентное преимущество кластерной организации сельского административного района выражается в наличии активов и характеристик или особенностей предприятий, входящих в ее состав, дающих ей преимущества над соперниками в конкуренции. Это может быть оборудование, позволяющее экономить на затратах, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье, материалы и т.д.
В свою очередь, сельский административный район как кластерная организация включает в себя агропромышленный, здравоохранения, образовательный, культурно-бытовой, строительный и другие социальные кластеры. Однако в экономическом отношении важнейшая роль социально-экономического развития сельского административного района принадлежит агропромышленному кластеру, который
создаст экономическую основу как для развития района в целом, так и входящих в него других вышеназванных кластеров.
Агропромышленный кластер сельского административного района как кластерной организации представляет собой совокупность (объединение) производственно-взаимосвязанных между собой сельскохозяйственных, заготовительных организаций, предприятий местной перерабатывающей промышленности, агросервиса, финансовых учреждений и других организаций, обслуживающих сельскохозяйственное производство, размещенных на территории административного района.
При этом нами установлено, что устойчивое социально -экономическое развитие сельского административного района как кластерной организации - постоянно развивающийся процесс, прогнозируемый, планируемый и контролируемый государством путем принятия правовых, экономических, социальных, экологических и других мер по улучшению условий жизни, труда, быта, благосостояния, культурно-бытового обслуживания сельского населения, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и т.д.
Исходя из этого, нами сформулированы основные цели устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации, которые состоят в следующем:
1. Социально-экономическое развитие сельского административного района, связанное с развитием сельского населения, его культурой и способом расселения, уровнем занятости и доходов, социальным обеспечением, сложившейся сельской инфраструктурой и др.;
2. Производственно-экономическое развитие сельского административного района, связанное с повышением уровня развития сельскохозяйственного производства и его положением в условиях открытого рынка, развитием иных видов производства и сферы услуг, с состоянием снабжения производства и торговли произведенной продукцией и др.;
3. Сохранение природного, культурного и духовного наследия сельского административного района, связанного с объектами природы (земельными, водными и иными природными ресурсами, особенными объектами живой природы), во многом определяющими возможности и экономическую ценность территории, а также с памятниками архитектуры, составляющими историю края, страны и пред-
ставляющими интерес как для настоящего, так и последующих поколений людей;
4. Развитие политики и институциональных преобразований сельского административного района, связанных с отношениями владения, распоряжения и пользования землей, лесами, водными ресурсами, объектами производства, инфраструктуры и другими, участвующими в системе многофункционального развития сельских территорий, с организацией власти и управления на местах, в регионе и стране в целом, с системой образования;
5. Оптимизация хозяйственных отношений между предприятиями и организациями сельского административного района, взаимодействующих в рамках отраслевых и межотраслевых цепочек кооперационных связей, путем создания механизмов аутсорсинга, то есть передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой фирме, специализирующейся в соответствующей области, и субконтрактации предприятий и организаций сельского административного района (центры субконтрактации, центры коллективного пользования оборудованием);
6. Реализация совместных бизнес-проектов, производственных проектов и функций предприятиями и организациями (совместный маркетинг, реклама, организация продаж, совместные акции для клиентов, совместные закупки), проектов развития капитальной, территориальной, производственной инфраструктур сельского административного района (строительство зданий и сооружений, автодорог, организация доступа к энергосетям, создание технопарков и инженерных парков).
Для обеспечения устойчивого социально -экономического развития сельского административного района как кластерной организации необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:
1. Развитие сельского административного района следует осуществлять как развитие единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, природоохранные и рекреационные функции;
2. Учет взаимодействия программ по устойчивому развитию сельского административного района с мероприятиями агропродоволь-ственной политики государства на ближайшую перспективу, в том
числе с глубокой модернизацией сельскохозяйственного производства;
3. Доступность образования, медицинского, социального, культурно-бытового обслуживания и социальной защиты для всех групп сельского населения;
4. Максимальное сдерживание сокращения численности сельского населения и обеспечение постепенного перехода к положительному приросту;
5. Учет существующих природно-климатических, экономических и социальных условий при организации устойчивого социально-экономического развития сельского административного района;
6. Преодоление обособленности сельского административного района на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование сельского района в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями, а также единых систем общественного обслуживания населения сельского административного района, развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи;
7. Развитие всех форм собственности на землю и форм хозяйствования;
8. Экологически щадящий подход и бережное отношение к невос-полняемым природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей;
9. Экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для всех групп сельского населения.
Перечисленные выше принципы при организации устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации должны учитываться комплексно.
Наряду с учетом сформулированных принципов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельского административного района как кластерной организации необходимо выполнять приведенные ниже требования:
1. Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие регионального маркетинга сельского административного района;
2. Оценка ресурсного потенциала территории и выбор эффективных направлений бизнеса и видов деятельности в сельском административном районе;
3. Финансовое оздоровление и реорганизация сельскохозяйственных организаций сельского административного района;
4. Формирование многоукладной экономики сельского административного района с учетом развития предприятий всех форм собственности, включая крестьянские (фермерские), личные подсобные и хозяйства иного индивидуального бизнеса;
5. Обустройство сельских поселений (дороги и тротуары, газификация, электроснабжение и т.п.), развитие инженерных коммуникаций (дороги, электросвязь, почтовые услуги и т.п.), ремонт и строительство общественных зданий и сооружений (школы, учреждения здравоохранения, культуры и спорта);
6. Рациональное использование и замещение невозобновляемых природных ресурсов и обеспечение восстановления возобновляемых природных ресурсов, особенно плодородия почвы, лесных насаждений;
7. Оптимизация размещения землепользования сельскохозяйственных организаций и сельских населенных пунктов;
8. Обеспечение эффективного природопользования и повышения экологической стабильности территории сельского административного района;
9. Ускоренное развитие информационной и консультационной деятельности в сельских административных районах, обучение хозяйствующих организаций и тружеников села инновациям и т.п.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельского административного района является комплексной проблемой и возможно при следующих условиях:
1. Макроэкономическая стабильность и увеличение валового внутреннего продукта;
2. Достижение на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ;
3. Обеспечение экономического роста в сельском хозяйстве;
4. Расширение несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
5. Сбалансированное развитие экономики сельского административного района;
6. Совершенствование деятельности институтов гражданского общества в сельской местности, обеспечивающих защиту экономических, социальных прав и интересов всех групп сельского населения;
7. Улучшение доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально -технических, кредитных, информационных, других ресурсов;
8. Укрепление и совершенствование системы сельского расселения с учетом развития агрогородков, центральных усадеб хозяйств, хозяйственных центров и других поселений, создание в них благоприятной среды проживания.
Заключение. В результате проведенных исследований можно сделать заключение, что при формировании устойчивого социально -экономического развития сельского административного района как кластерной организации необходимо исходить из разработанных нами концептуальных положений его обеспечения, методологических принципов регулирования, требований и условий использования.
Список литературы
1. Ахметов, Р. Совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы АПК / Р. Ахметов // Междунар. с.-х. журнал. - 2002. - №6. - С. 20-25.
2. Борисов, Д.В. Повышение устойчивости сельских территорий на основе развития фермерской аквакультуры (на материалах Алтайского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Д.В. Борисов; Рос. с.-х. акад. - Новосибирск, 2011. - 28 с.
3. Гусаков, В.Г. Стратегия устойчивого развития сельских территорий / В.Г. Гусаков // Изв. Нац. акад. наук. Сер. аграр. наук. - 2011. - .№2. - С. 5-12.
4. Кантарбаева, Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом / Ш. Кантарбаева // Основы экономики. - 2007. - .№3. - С. 11.
5. Кластер (экономика) // Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Кластер. - Дата доступа: 10.11.2013.
6. Меренкова, И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / И.Н. Меренкова; Рос. с.-х. акад. -Воронеж, 2011. - 50 с.
7. Сельскохозяйственная районная планировка / Г.А. Кузнецов, В.А. Кирсанов, П.К. Татур [и др.]; под ред. Г.А. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1981. - 304 с.
8. Ташмагамбетов, Т.Ж. Сельские территории: понятие, функции, развитие / Т.Ж. Ташмагамбетов // Междунар. экон. форум [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2010/Economics/ 72913.doc.htm. - Дата доступа: 06.04.2013.
Информация об авторе
Колмыков Алексей Васильевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029)196-85-63. E-mail: Alex [email protected].
Материал поступил в редакцию 01.04.2014 г.